RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Государственное регулирование рынка труда

2005 г.

Похожие работы на тему "Государственное регулирование рынка труда России":

Другие работы:

Год написания: 2005 г.

Государственное регулирование рынка труда в России


2005


Содержание

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблемы занятости и безработицы являются одними из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики и рынка труда как составляющей ее части. Эффективное решение этих проблем зачастую возможно только посредством применения методов государственного регулирования рынка труда.

Целью курсовой работы является исследование направлений и методов государственного регулирования рынка труда. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- исследовать особенности рынка труда;

- выявить причины необходимости государственного регулирования;

- проанализировать государственную систему управления трудовыми ресурсами;

- исследовать особенности правового регулирование рынка труда в России;

- проанализировать методы государственного регулирования рынка труда;

- провести анализ ситуации на рынке труда Российской Федерации и основных направлений деятельности Роструда.

При подготовке курсовой работы использовались Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, нормативно-правовые акты, различные научно-учебные пособия и монографии, публикации специальной периодической печати.


1. Рынок труда и необходимость государственного регулирования

1.1. Особенности рынка труда

Рынок рабочей силы — это система общественных отношений между собственниками рабочей силы и работодателями1.

Рынок рабочей силы подразделяется на внешний (профессиональный) и внутренний. Внешний рынок труда предполагает свободное перемещение рабочей силы от одних предприятий к другим. Внутренний рынок предусматривает движение кадров внутри предприятия.

Рынок труда также предполагает наличие предложения и спроса на рабочую силу.

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. Конъюнктура рынка труда складывается под воздействием различных факторов и может быть равновесной, хронически трудо-избыточной или трудодефицитной. Равновесия между спросом и предложением рабочей силы достичь достаточно сложно.

Трудовые ресурсы — это население, способное к труду по возрасту и состоянию здоровья. Основную часть трудовых ресурсов составляет численность населения в трудоспособном возрасте. Ее определяют на основе действующего законодательства по признакам пола и возраста людей. В настоящее время границами трудоспособного возраста в Беларуси считают 16—59 лет для мужчин, 16—54 года для женщин.

Экономически активное население (рабочая сила) — это часть населения обоего пола, предоставляющая свой труд для производства материальных ценностей, товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. Экономически активное население, предлагающее свой труд для производства товаров и услуг, включено в систему национальных счетов.

Экономически неактивное население — это население трудоспособного возраста, которое не входит в состав рабочей силы, то есть занятых и безработных. К этой группе населения относятся следующие категории2:

учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

неработающие пенсионеры;

лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;

лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, которые могут и готовы работать;

другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода, и прочие категории граждан.

Занятые в экономике (работающие) — это лица в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в отчетном периоде:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени (независимо от того, была ли это постоянная, временная, сезонная или разовая работа), а также любую другую приносящую доход работу не по найму, а самостоятельно либо с одним или несколькими компаньонами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников независимо от сроков получения оплаты или дохода за свою деятельность;

б) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

в) временно отсутствовали на работе из-за: выходных дней; ежегодного отпуска; дополнительного отпуска или отгулов; болезней или травм; отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места; Учебного отпуска; административного отпуска и других причин, которые не прерывают формальных связей с работодателем.

Таким образом, в численность занятых в экономике включены лица, работающие на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, на частных предприятиях и предприятиях с коллективной формой собственности, в фермерских хозяйствах, а также занятые предпринимательской деятельностью, в личном подсобном хозяйстве.

Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. При скрытой занятости (потенциальной безработице) работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости. Если частичная занятость появляется в странах с высоким уровнем экономического развития как сознательно выбранная форма организации труда, то скрытая занятость является вынужденной и служит для преуменьшения реального числа безработных.

Занятые и безработные являются составной частью трудовых ресурсов.

Безработица - резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках. Это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка3.

Умеренная безработица (3-5%) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для себя работу. Такая безработица существует всегда и везде.

Структурная безработица вызывается изменением структуры производства под воздействием научно-технического прогресса, появления новых отраслей промышленности и отживания морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.

Циклическая безработица - самая болезненная - возникает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.

Институциональная безработица - возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполная информация о вакантных рабочих местах.

Добровольная безработица. В любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психологическому складу или по иным причинам не хотят работать.

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".


1.2. Необходимость государственного регулирования

Рынок труда имеет ряд социально-значимых характеристик. Рынок труда в России: играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологичного производства; обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования; элиминирует сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и заменяет ее динамичной, рациональной структурой; - обуславливает необходимость универсализации работников, их многопрофильной профессиональной подготовки, развития способности к перемене видов труда соответственно структурным изменениям s экономике и конъюнктуре на рынке труда, способствует усилению их заинтересованности в повышении собственной конкурентоспособности, своего профессионального мастерства, уровня квалификации; активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию как в рамках отрасли, так и в межотраслевом и межрегиональных направлениях, что открывает определенные возможности решения проблемы занятости трудоспособного населения; повышает роль рыночных рычагов в оплате труда и, следовательно, экономическую мотивацию труда, ведет к росту его эффективности; ускоряет адаптацию населения к утверждающимся в экономике страны рыночным отношениям, выработке экономического поведения рыночного типа.

Вместе с тем, современный рынок труда - это та сфера рыночной экономики, в которой наиболее ярко прослеживаются так называемые «провалы рынка», приводящие к дисбалансам в экономике и необходимости государственного регулирования.

Развиваясь в режиме саморегулирования, рынок труда следует такой примерной схеме. Под влиянием инфляции, а в дальнейшем в связи с усилением действия закона стоимости, характерного для рыночной экономики, происходит рост цены рабочей силы. При высокой стоимости рабочей силы, а также вследствие использования налоговой политики на прирост фонда заработной платы работодатели заинтересованы в высококвалифицированных работниках, способных трудиться по смежным профессиям, за двух - трех человек. Чтобы выдержать конкуренцию и оплачивать дорогой товар - рабочую силу, на предприятиях поднимают уровень организации производства, труда и управления, внедряют современную технику и новые технологии. В целях поддержания рабочей силы в хорошем состоянии принимают меры по повышению уровня квалификации, развитию способностей работников, созданию благоприятных условий их труда и быта. Предполагается, что в динамике элементы рынка труда придут к оптимальному соотношению.

Вместе с тем государство по меньшей мере средствами налоговой политики воздействует на рынок труда и движение его составляющих. Способность складывающегося в России рынка труда к саморегуляции все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, посредством которого следует решить ряд задач - таких как обеспечение правовых условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах, предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы и др. Стихийное развитие рынка труда может усилить его деформацию, вызвать значительный рост безработицы. По опыту развитых стран, а теперь и опыту России переходного периода безработица влечет такие социально-экономические последствия, как падение уровня жизни населения, рост напряжения в обществе, обострение социальных конфликтов. В условиях безработицы не находит применения главная производительная сила общества - рабочая сила, что считается прямым вычетом из эффективности общественного производства.

2. Механизм государственного регулирования рынка труда

2.1. Государственная система управления трудовыми ресурсами

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования. Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.

В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлен и и парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и комиссии палат — органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям; по социальной политике.

В Государственной Думе образованы следующие комитеты: по законодательству и судебно-правовой реформе; по экономической политике; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по труду и социальной политике; по образованию и науке и др.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных Указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Деятельность Правительства охватывает по существу все стороны жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики — программы социального развития и др. Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства и в их числе как специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)), так и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.

Судебную власть представляют суды: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный, федеральные суды, а также Министерство юстиции. Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:

участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);

государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан;

организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;

сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;

повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;

участие в правовом просвещении граждан и др.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств — членов Международной организации труда, каковым является и Россия.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Федеральная служба по труду и занятости.

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:

а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) организация альтернативной гражданской службы;

г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:

содействие гражданам в поиске подходящей работы;

подбор работодателям необходимых работников;

бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка;

обеспечение социальной поддержки;

направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 г. Ее основными задачами являются: формирование миграционной политики РФ; прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; разработка миграционных программ; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, о возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной программы «Миграция», направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, переселения репрессированных народов, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в РФ, о правах национальных меньшинств, принципах определения гражданства, имущественных правах мигрантов. В своей деятельности Федеральная миграционная служба руководствуется законами РФ о беженцах и вынужденных переселенцах.

Система социального партнерства в области социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов является важным элементом рыночных отношений. Она строится в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Указом Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и постановлением Совета Министров РФ об утверждении «Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений». В соответствии с этими документами предусматривается ежегодное заключение на федеральном уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателями. В соглашениях определяются обязательства сторон в области занятости населения, повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов работающих по мере стабилизации экономики. Отраслевые (тарифные) соглашения заключаются между органами государственного управления, общероссийскими отраслевыми профсоюзами и работодателями. В них отражаются взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации труда, его оплаты, социальных гарантий, найма и увольнения работников.

2.2. Правовое регулирование рынка труда в России

Согласно ст. 15 Конституция РФ4 имеет высшую юридическую силу, прямое действие применяется на всей территории Российской Федерации, а в статьях 71 и 72 указано, что вопросы регулирования трудовых отношений являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам этого совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними закон и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (см. Приложение 1).

К ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ законов и иных нормативных актов по вопросам:

установление основополагающих начал правового регулирования трудовых отношений

установление минимального (гарантированного) уровня трудовых прав и социальных гарантий работникам: продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемых отпусков, охраны труда;

установление минимального размера оплаты труда;

определение процедуры заключения коллективных договоров и соглашений;

установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

организация надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

установление порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей;

определение особенностей правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников;

регулирование социального страхования.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе:

повышать за счет собственных средств уровень трудовых прав и социальных гарантий работникам по сравнению с уровнем, установленным федеральными органами государственной власти,

детализировать, конкретизировать и дополнять правила, установленные федеральными законами или иными нормативными актами в целях улучшения положения работников;

принимать нормативные акты по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.

В настоящее время законодательство о труде состоит из Трудового кодекса (ТК)5 и принятых в соответствии с ним законов, регулирующих трудовые отношения работников, работающих по трудовому договору. Наряду с федеральными в его состав входят и собственные законы, и нормативные правовые акты, принятые субъектами РФ, которые не должны ухудшать положение работников по сравнению с Трудовым Кодексом РФ и федеральными законами (см. Приложение 2).

В систему актов о труде входят и подзаконные акты, а также соглашения и локальные акты о труде.

К ним относятся:

указы Президента РФ, которые не должны противоречить ТК и иным федеральным законам;

постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права и принятые на основании или во исполнение ТК РФ и иных федеральных законов и указов Президента РФ;

акты, содержащие нормы трудового права, изданные министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в случаях и в пределах, предусмотренных ТК, иными федеральными законами, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Трудовые отношения могут регулироваться также соглашениями, коллективными договорами и иными локальными нормативными правовыми актами о труде При этом условия договоров о труде, ухудшающие положения работников по сравнению с законами, иными правовыми актами о труде, являются недействительными.

Эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем и наемными рабочими.

В современных условиях роль коллективно-договорного регулирования и локальных (местных) правовых актов как источников трудового права возрастает, так как они отличаются следующими особенностями:

они применимы лишь в пределах конкретной организации, т.е. ограничены по сфере действия;

имеют ограниченный срок действия;

не могут снижать установленный законами, иными нормативными актами уровень правовых и социальных гарантий и трудовых прав работников;

должны отражать специфику производства, характер и профиль деятельности организации и учитывать их экономические особенности.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы международного права и международные договоры. В связи с этим в случае, если международной конвенцией (МОТ) установлены более льготные для работников нормы и правила по сравнению с законами и иными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов и, если эта международная конвенция ратифицирована Российской Федерацией, то применяются правила международной конвенции.

Законы и иные правовые акты о труде распространяются и на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом или международным договором с Российской Федерацией.

2.3. Методы государственного регулирования рынка труда

Методы государственного регулирования рынка труда - способы воздействия государства на рынок труда. Различают два основных типа воздействия - прямое и косвенное.

Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах, регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенное воздействие на рынок труда заключается в изменении хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов. Сюда можно отнести налоговую, кредитно-денежную политику, госзакупки, политику в области амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.

С целью регулирования занятости и безработицы государство может применять целый комплекс методов, в частности экономические, административные, социально-психологические.

Под экономическими методами подразумевается определенная политика достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям; регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога; госзакупок как производительного, так и непроизводительного характера; усиления государственного сектора в экономике и др.

К административным методам относятся: снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение миграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

Государственные законодательные акты, регулирующие процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленные против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин. Социально-психологические методы заключаются в обосновании и разъяснении политики полной занятости, достижении оптимального сочетания интересов работодателей и работников, привлечении работников к процессам управления на различных уровнях, разъяснении и объяснении объективной необходимости в условиях рыночной экономики наличия системы "социального партнерства".

На уровне Российской Федерации основным объектом регулирования является занятость населения, а на уровне субъекта Российской Федерации - региональный рынок труда в своих административных границах. Целями регулирования в первом случае являются6:

- поддержание возможно полной занятости;

- сдерживание безработицы на социально допустимом уровне и недопущение массовой безработицы;

- развитие трудовых ресурсов;

- предоставление гарантий занятости и поддержание доходов безработных. Целями регулирования во втором случае являются:

- согласование спроса и предложения рабочей силы;

- развитие трудовой и профессиональной мобильности работников в соответствии с конъюнктурой рынка труда;

- регулирование безработицы на основе трудовой активизации безработных.

Исходя из целей регулирования имеют свои особенности методы и формы регулирования.

В масштабе страны - это сохранение, поддержание и создание рабочих мест; регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы; профобучение и переподготовка; меры адаптации к новым условиям занятости, материальная помощь безработным.

На региональном рынке труда - это активное трудовое посредничество на открытом рынке труда; инвестирование в рабочую силу, направленное на повышение ее конкурентоспособности и мобильности; избирательное поддержание рабочих мест и развития форм занятости с учетом конъюнктуры рынка труда.

3. Особенности регулирования российского рынка труда

3.1. Анализ ситуации на рынке труда Российской Федерации

Общая ситуация на рынке труда в 2004 году имела позитивные тенденции, обусловленные положительной динамикой роста основных макроэкономических показателей.

По оценке Федеральной службы государственной статистики на конец декабря 2004 года численность экономически активного населения составила 73,9 млн. человек,  численность занятых экономической деятельностью составила 64,7 млн. человек, или 105,6% к уровню соответствующего периода прошлого года (подробная статистика рынка труда представлена в Приложении 3)7.

Общая численность безработных (определенная в соответствии с методологией МОТ) составила 5,6 млн. человек, или  88,8% к уровню соответствующего периода прошлого года.

Уровень общей безработицы, рассчитанный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, опустился до уровня  7,6%, против 8,0% в прошлом году.

Численность безработных граждан поставленных на учет в органах службы занятости за январь – декабрь  2004 года составила  6,6  млн. человек, что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В 2004 г. было признано безработными 3,2 млн. человек, что больше на 18% по отношению к показателю 2003 года.

Уровень регистрируемой безработицы, определяемый  как отношение численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, к численности экономически активного населения, составил на конец декабря 2004 года 2,7%.

В ряде субъектов Российской Федерации он существенно превысил среднероссийский показатель, а именно в Республике Ингушетия он составил 23,1%, в Республике Тыва – 8,7%, в Таймырском автономном округе – 6,4%, в Агинском Бурятском автономном округе – 5,8%, в Красноярском крае – 4,3%. 

Одновременно наиболее низкий уровень регистрируемой безработицы отмечен в: Липецкой области – 0,8%, городе Москве – 0,8%, городе Санкт-Петербурге – 0,8%, Оренбургской области – 0,8%, Смоленской области – 0,9%, Калужской области – 1%, Московской области – 1%, Краснодарском крае – 1,0%, Нижегородской области – 1%.

Коэффициент напряженности, а именно численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию на конец декабря 2004 года составил по Российской Федерации соответственно 2,7.

В ряде субъектов Российской Федерации коэффициент напряженности превысил среднероссийский уровень в несколько раз.

Так, наиболее напряженная ситуация сложилась в Республике Ингушетия, где коэффициент напряженности составил 631,5; в Корякском автономном округе соответственно – 246,6; в Республике Дагестан -  71,7;  в Республике Тыва – 45; в Агинском Бурятском округе – 50,9; в Читинской области – 20,4; в Кабардино-Балкарской Республике – 20,7; в Таймырском автономном округе – 16,2; в  Амурской области  – 10,4.

Соответственно наиболее низкий коэффициент напряженности отмечен в: городе Москве – 0,4; городе Санкт-Петербурге – 0,9; Краснодарском крае – 0,8; Калужской области – 1,0; Ленинградской области – 1,0; Липецкой области – 1,2.

Нашли работу (доходное занятие) с помощью службы занятости  в 2004 году 4,1 млн. человек, что больше на 3,2 % показателя 2003 года.  

За 2004 год назначено пособие по безработице 3,2 млн. человек, при этом данный показатель также превышает показатель прошлого года на 20 %.

За истекший период органами службы занятости оформлено безработных на досрочную пенсию 41,2 тыс. человек, что больше показателя 2003 года на 42%.


3.2. Основные направления деятельности Роструда

В предыдущей главе были перечислены основными функции Федеральной службы по труду и занятости. Целесообразно рассмотреть практическую реализацию некоторых из них.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от  4 ноября 2004 года № 591 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2005 год»  для граждан, признанных  в установленном порядке безработными с 1 января 2005 года, установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 720 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 2880 рублей.

Необходимость принятия указанного  постановления Правительства Российской   Федерации  была  обусловлена  Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Статьей 2 указанного Федерального закона внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года  № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) в том числе, в части определения размеров пособия по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости и иных выплат социального характера безработным гражданам.

По действующим нормам законодательства о занятости населения минимальный размер пособия по безработице соответствует 30 процентам величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, максимальный размер пособия по безработице ограничен величиной прожиточного  минимума для трудоспособного населения, исчисленного  в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Принятые изменения в законодательстве о занятости исключают зависимость размеров пособий по безработице и стипендий от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

По новым нормам устанавливаются размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице (стипендии) с сохранением дифференцированного подхода при определении их величины для различных категорий граждан  с учетом районного коэффициента для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в статью 33 Закона о занятости, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Получателями минимального пособия по безработице по нормам законодательства  о занятости являются граждане  ранее не работающие, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской федерации, уволенные из организаций в течение 12  месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

Учитывая, что  пособие по безработице не является заработной платой, минимальное пособие по безработице установлено  равным 720 рублям, что будет соответствовать минимальному размеру оплаты труда в 2005 году и  послужит стимулом  для указанной категории граждан к активному поиску работы8.

Если по нормам действующего законодательства минимальный размер пособия по безработице, соответствующий 30 процентам прожиточного минимума составлял  в субъектах Российской Федерации, где довольно низкий прожиточный минимум, менее 600 рублей, то теперь его размер  увеличится. С учетом районного коэффициента минимальное пособие по безработице  в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате   будет  более высоким.

Кроме того, следует отметить, что по действующим нормам в первом  (6-месячном) периоде выплаты  пособия по безработице  размер пособия по безработице  для лиц указанной категории составляет  30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, а во втором (6-месячном) периоде выплаты он  равен 20 процентам величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации. Теперь же с вступлением в силу изменений по Закону о занятости и в первом и во втором (6-месячном) периодах выплаты  пособия по безработице  размер пособия по безработице  будет  равен 720 рублям.

Максимальный размер пособия по безработице получают граждане, уволенные из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы имевшие  оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Это лица, которые в основном имеют профессию, квалификацию и, как правило, большой стаж работы. В целях компенсации утраченного  заработка в период поиска работы этой категории безработных граждан предлагается максимальный размер пособия по безработице установить равным 4-кратному размеру минимальной величины пособия по безработице (2880 рублей) и приблизить его к размеру прожиточного минимума,  исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В результате  этого максимальное пособие по безработице увеличится в подавляющем большинстве  субъектов Российской Федерации.

Основной целью социальной адаптации  на рынке труда является обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска работы, преодоления последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности. Реализация мероприятий по социальной адаптации осуществляется преимущественно в рамках программ «Клуб ищущих работу» и «Новый старт». Участники данных программ обучаются принципам и технологии поиска работы, самопрезентации, навыкам делового общения, методам собеседования с работодателями и  кадровыми службами.

Преимущественное право участия в программах предоставляется длительно не работающим безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. При проведении занятий используются программы, ориентированные на запросы разных категорий  безработных граждан: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил,  и членов их семей, инвалидов и др. 

В течение 2004 года органами службы занятости населения было заключено 3,7 тыс. договоров с предприятиями и организациями на проведение мероприятий по социальной адаптации на рынке труда, в рамках которых 158,4 тыс. безработных граждан получили данный вид услуг.

Наибольшая численность безработных  граждан, охваченных  этими услугами, отмечается в Свердловской области (19,3 тыс. человек), в Республике Татарстан (9,4 тыс. человек), Краснодарский край (7,7 тыс. человек), Челябинская область (6,0 тыс. человек) и др.

Основной целью организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год данная категория граждан называется «особо нуждающиеся в социальной защите») является обеспечение временной занятости отдельных категорий безработных граждан,  определенных статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с договорами, заключаемыми между органами службы занятости и организациями для временного трудоустройства данной категории граждан, работодателями создаются  временные рабочие места.

На период временного  трудоустройства безработных граждан с ними заключается срочный трудовой договор, производится оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В указанный период безработным гражданам может оказываться материальная поддержка за счет средств федерального бюджета.

В 2004 году органами службы занятости заключено 40,1 тыс. договоров с работодателями на организацию временного трудоустройства 116,6 тыс. безработных граждан из числа: инвалидов; граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; беженцев  и  вынужденных переселенцев; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов,  и др.

Наибольшая численность граждан, особо нуждающихся в социальной защите,  трудоустроена  в рамках указанной программы органами службы занятости Алтайского края (10,0 тыс. человек), Брянской области (8,4 тыс. человек), Республики Дагестан (6,5 тыс. человек), Смоленской области (4,8 тыс. человек), Амурской области (4,7 тыс. человек).

Организация общественных работ осуществляется в целях обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу, и безработных.

Организация и проведение общественных работ осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости населения с работодателями.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.

Преимущественным правом участия в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, производится оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Безработным гражданам, участвующим в общественных работах,  может оказываться материальная поддержка за счет средств федерального бюджета.

В течение 2004 года органами службы занятости населения было заключено 74,9 тыс. договоров с предприятиями и организациями на организацию общественных работ, в соответствии с которыми  трудоустроено 650,9 тыс. человек из числа безработных граждан и граждан, ищущих работу.

Наиболее активно работа по организации общественных работ осуществлялась органами службы занятости  в Республике Дагестан, где в указанных работах приняли участие 32,1 тыс. человек из числа граждан, ищущих работу и безработных, в Краснодарском крае –27,6 тыс. человек, в Ростовской области – 25,3 тыс. человек, Нижегородской области – 26,0 тыс. человек, в Республике Башкортостан – 23,9 тыс. человек, в Волгоградской области – 21,0 тыс. человек и др.

Содействие самозанятости населения организуется  в целях обеспечения дополнительных возможностей занятости для безработных граждан путем  предоставления им комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг по организации предпринимательской деятельности.

В рамках проведения данного мероприятия организуется тестирование безработных граждан, желающих организовать собственное дело, оказывается помощь в подготовке бизнес-планов, проводится экспертиза данных планов, предоставляется возможность использования  каналов связи и средств оргтехники, а также оказывается финансовая помощь на подготовку учредительных документов, оплату государственной пошлины за регистрацию малого предприятия, получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

Оказание содействия самозанятости особенно актуально в сельской местности регионов с высоким уровнем безработицы, а также в угледобывающих районах при массовых  увольнениях работников угольной промышленности и ограниченности возможностей  для  их трудоустройства.

В сельской местности развитие  самозанятости осуществляется путем создания и поддержки личных подворий, развития услуг и народных промыслов.

В 2004 году органами службы занятости было заключено 8,3 тыс. договоров с организациями на проведение мероприятий по организации самозанятости, 36,4 тыс. безработных граждан получили комплекс услуг и финансовую помощь для организации предпринимательской деятельности

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест является одним из эффективных направлений работы органов службы занятости с  работодателями по содействию  трудоустройству населения.

Основная цель мероприятия – предоставление гражданам возможности самостоятельно подобрать себе работу на основе ознакомления с информацией  о свободных рабочих местах и должностях, в том числе сведения о которых не поступают в органы службы занятости, непосредственно встретиться с представителями работодателей, получить информацию о возможностях профессионального обучения  по новой специальности,  а также консультацию юристов и  психологов.

Практически во всех регионах Российской Федерации накоплен положительный опыт работы по проведению специализированных ярмарок вакансий для женщин, молодежи, военнослужащих, инвалидов. В процессе их проведения  обеспечивается наиболее полное информирование различных групп населения по вопросам профессиональной ориентации, о возможности трудоустройства и  обучения профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, о наличии свободных рабочих мест и другим вопросам.

Основная  часть указанных  мероприятий приходится на мини-ярмарки, которые являются менее затратными и более эффективными с точки зрения  результатов трудоустройства.

В 2004 году органами службы занятости населения заключено 8,9 тыс. договоров с предприятиями и организациями на проведение 25,2 тыс.  ярмарок вакансий и учебных рабочих мест,   в которых приняло участие  2,5  млн. человек.

Наибольшее количество граждан, посетивших ярмарки вакансий, отмечается в г. Москве (175,7 тыс. человек), Московской области (130,1 тыс. человек), Республике Башкортостан (136,1 тыс. человек), Краснодарском крае (125,1 тыс. человек), Республике Татарстан (112,3 тыс. человек) и др.

Например, в Московской области органами службы занятости населения в течение 2004 года было организовано проведение 409 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, на которых  4 тыс. организаций Москвы и Московской области представили 264 тыс. вакансий. Ярмарки посетили 130,1 тыс. человек, из которых 22 тысячи  были трудоустроены. Всем желающим оказывались услуги по профессиональной ориентации, юридические консультации по вопросам труда и занятости9.

Заключение

Государственное регулирование рынка труда предусматривает: оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения; профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации; бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.); развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; разрабатываемые правительством программы (занятости, структурной перестройки, поддержки предпринимательства и др.) предусматривают конкретную последовательность мер по формированию и развитию рынка труда в стране.

Данные меры направлены на: создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и сфере обслуживания населения и производства; эффективную поддержку малого и среднего предпринимательства; развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства; формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающих экономическую независимость работников; углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вы­шедших на рынок труда); совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.

Основными направлениями совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: проведение глубокого всестороннего анализа проблем управления трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции. Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит определенное перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами управления.

Для преодоления негативных явлений в сфере занятости и на рынке труда представляется необходимым: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малого бизнеса, приоритетное направление капитальных вложений в перспективно развивающиеся отрасли; разработка на основе долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны генеральной схемы развития рабочих мест; дальнейшее совершенствование стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуально-трудовой деятельности; расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально-экономических проблем регионов; развитие гибких форм занятости; дальнейшее развитие системы непрерывного образования, включая постоянное обучение на производстве, создание возможностей для самообучения, поддержка обучающегося персонала; реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, разработка мероприятий, способствующих активному поиску работы, участию в общественных работах и переобучению.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации – "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации– "Российская газета", N 256, 31.12.2001.

  3. Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" - "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915.

  4. Федеральный закон от 19.02.1993 г. "№4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях" – "Российская газета", N 73, 16.04.1993.

  5. Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" – "Российская газета", N 163, 28.07.2005.

  6. Федеральный закон от 23.11.1993 г. №175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" – "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4557.

  7. Федеральный закон от 28.03.1998 г. №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" – "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1475.

  8. Федеральный закон от 17.09.1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" – "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3702

  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости. – «Российская газета» № 219от 30.09.2005

  10. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 г. №883 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" – "Собрание законодательства РФ", 11.09.1995, N 37, ст. 3628

  11. Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 г. №875 "Об утверждении положения об организации общественных работ" – Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 29. Ст. 3533.

  12. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" – "Российская газета", N 72, 08.04.2004.

  13. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. №452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" – "Российская газета", N 171, 05.08.2005.

  14. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: "Финансы и статистика", 2004.

  15. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. - М.: Дело, 2003.

  16. Гривина И. Безработица сегодня и завтра. – М.: «Ваше право», №31, 27.08.2003.

  17. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. - М.: "Юристъ", 2005.

  18. Дзгоева Ф.О. Правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями: Монография. - М.: "Проспект", 2003.

  19. Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: "Экономистъ", 2004.

  20. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н. – Киров: АСА, 2001. С. 233-248.

  21. Нестеров В.И. Регулирование труда и денежное содержание государственных гражданских служащих. - М.: Дис, 2006.

  22. Пристанева А. А. Рынок труда: занятость и безработица. К., 1993.

  23. Современная экономика. Под ред. Мамедова О. Ю. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

  24. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 512 с.

Приложение 1. Отдельные статьи Конституции

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:
а)  принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б)  федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в)  регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г)  установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д)  федеральная государственная собственность и управление ею;
е)  установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж)  установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з)  федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и)  федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к)  внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л)  внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м)  оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н)  определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о)  судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п)  федеральное коллизионное право;
р)  метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с)  государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т)  федеральная государственная служба.

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а)  обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б)  защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в)  вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г)  разграничение государственной собственности;
д)  природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е)  общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж)  координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з)  осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и)  установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к)  административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л)  кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м)  защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н)  установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о)  координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 76

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Приложение 2. Отдельные статьи Трудового кодекса

Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

настоящим Кодексом;

иными федеральными законами;

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.


Приложение 3. Показатели деятельности Федеральной службы по труду и занятости в 2004 году

п/п

Показатели деятельности

Единицы измерения

Значение показателей деятельности

2003 год

2004 год

% к 2003 году

Восстановление нарушенных трудовых прав граждан и снижение уровня производственного травматизма

1.

Количество выявленных нарушений по вопросам соблюдения трудовых прав работников (кроме нарушений по охране труда)

тыс. единиц

571,9

551,9

96,5%

2.

Удельный вес устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений по вопросам соблюдения трудовых прав работников (кроме нарушений по охране труда)

%

78,2

78,5

-

3.

Количество выявленных нарушений по вопросам охраны труда

тыс. единиц

1 619,7

1 622,1

100,1%

4.

Удельный вес устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений по вопросам охраны труда

%

78,2

79,5

-

5.

Количество проведенных расследований несчастных случаев на производстве

тыс. единиц

26,9

27,3

101,5%

6.

Общая сумма взысканных штрафов

млн. рублей

69,9

85,4

122,2%

Сокращение задолженности по выплате заработной платы

7.

Количество выявленных нарушений по вопросам оплаты труда

тыс. единиц

174,3

198,1

113,6%

8.

Удельный вес устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений по вопросам оплаты труда

%

78,2

78,2

-

9.

Просроченная задолженность по заработной плате

тыс. рублей

24 429,0

12 206,0

-

10.

Удельный вес просроченной задолженности по заработной плате в месячном фонде оплаты труда (по состоянию на 1 января следующего года)

%

11,0

5,0

-

11.

Численность работников, которым выплачена задержанная заработная плата

тыс. человек

2 260,0

3 200,0

141,5%

12.

Общая сумма произведённых выплат задержанной заработной платы

тыс. рублей

8 334,9

14 120,6

155,6%

Социальная поддержка безработных граждан

13

Годовое количество человеко-выплат по социальной поддержке безработных граждан

тыс. человеко -выплат

16 740,7

16 814,0

100,4%

13.1

Годовое количество человеко-выплат  пособий по безработице

тыс. человеко -выплат

15 450,4

15 620,0

101,1%

13.2

Годовое количество человеко-выплат стипендий в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости

тыс. человеко -выплат

836,7

630,0

75,3%

13.3

Годовое количество человеко-выплат пенсий, назначенных досрочно

тыс. человеко -выплат

403,0

414,0

102,7%

Трудоустройство граждан, ищущих работу

14.

Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости

тыс. человек

6 034,0

6 603,6

115 %

15.

Удельный вес граждан, обратившихся в органы службы занятости, по отношению к экономически активному населению

%

8,5

8,9

--

16.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке
(в течение года/на конец отчетного периода)

тыс. человек

4 252,5

(1 638,9)

4 894,2

(1 920,3)

115%

(109,3%)

17.

Удельный вес безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, в общей численности безработных граждан по МОТ

%

27,3

32,5

-

18.

Численность граждан, трудоустроенных, в том числе:

тыс. человек

4 026,8

4 154,4

103,2%

18.1

на постоянную работу

тыс. человек

2 561,9

2 605,8

101,7%

18.2

на временную работу

тыс. человек

1 365,1

1 548,6

113,4%

19.

Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости

%

46

49,6

-

20.

Численность граждан, получивших информационные услуги

тыс. человек

8 134,0

10 980,0

134,9%

21.

Численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации

тыс. человек

2591,0

138,6

(социальная адаптация)

2 700,0

95,6

(социальная адаптация)

104,2%

68,9%

 (социальная адаптация)

Повышение конкурентоспособности безработных граждан

22.

Численность безработных граждан, прошедших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости

тыс. человек

361,2

370,0

102,4%

23.

Удельный вес трудоустроенных граждан после окончания профессионального обучения и  закрепившихся на рабочем месте более 3 месяцев, в общем числе граждан, прошедших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости

%

60

61,1

-

Урегулирование коллективных трудовых споров

24.

Количество зарегистрированных коллективных трудовых споров

единиц

55

48

87%

25.

Количество урегулированных    коллективных трудовых споров, в том числе:

единиц

15

23

153%

25.1

разрешенных при содействии органов по урегулированию коллективных трудовых споров

единиц

13

16

123%

26.

Численность работников, участвовавших в коллективных трудовых спорах

тыс. человек

72,0

76,68

106,6%

27.

Количество зарегистрированных отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства

единиц

66

57

86,3%

Реализация права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

28.

Численность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, в том числе:

тыс. человек

-

1,22

-

28.1.

Численность граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу в течение года

тыс. человек

-

1,22

-

29.

Удельный вес граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы в учреждения социальной сферы, в общем количестве направленных в течение года

%

-

30,0

-

30.

Удельный вес граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы по территориальному принципу, в общем количестве направленных в течение года

%

_

15,0

-

1 Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: "Экономистъ", 2004.

2 Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: "Экономистъ", 2004.

3 Гривина И. Безработица сегодня и завтра. – М.: «Ваше право», №31, 27.08.2003.

4 Конституция Российской Федерации – СПС «Гарант», 2005.

5 Трудовой кодекс Российской Федерации– СПС «Гарант», 2005.

6 Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: "Финансы и статистика", 2004.

7Источник: Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости http://www.rostrud.info/

8Источник: Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости http://www.rostrud.info/

9Источник: Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости http://www.rostrud.info/



Как оценить эффективность альтернативных проектов по критериям NPV и PI





© 2002 - 2017 RefMag.ru