RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Государственный кредит

2004 г.

Похожие работы на тему "Государственный кредит в Российской Федерации":

Другие работы:

Год написания: 2004 г.

Курсовая работа на тему:

Государственный кредит

Москва - 2004


Содержание



Введение

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпущены новые ценные бумаги — государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячными облигациями эмитированы шестимесячные государственные облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка государственных ценных бумаг.

В настоящее время внутренний государственный долг России состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным Банком России.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. Поэтому тема курсовой работы является актуальной. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, то есть погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Целью данной курсовой работы является исследование видов государственного кредита и анализ текущего состояния государственного долга.


1. Государственный кредит

1.1. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений -финансов и кредита и совмещает их особенности.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую, контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно
используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.


1.2. Классификация государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

  1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

  2. По месту размещения – внутренние и внешние.

  3. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные.

Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные.

Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

  1. В зависимости от срока привлечения средств краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти муниципальные.

  1. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные.

Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто

их выпускают местные органы власти.

Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

  1. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом.

Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид — процентные облигации, доход по которым выплачивается 2 или 4 раза в году на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.


1.3. Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны-

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

минимизация стоимости долга для заемщика;

недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

обеспечение своевременного возврата кредитов;

максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Специфика категории государственного кредита определяет особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк.


2. Государственный долг

2.1. Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели.

2.2. Государственный долг

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг.

В государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

Таблица 1.

Схема включаемых и невключаемых долгов в общую величину государственного долга

В государственный долг включаются:


неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг

В государственный долг не включаются:


внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика. И обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также прочие обязательства этих органов;

- необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая текущая задолженность по необязательным платежам

Для аналитических целей наряду с основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы ~ удовлетворению общегосударственных потребностей.

Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось, в превышении расходов над доходами (дефиците). Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или неинфляционным способом), каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита.


Таблица 2.

Источники финансирования

Источники внутреннего финансирования

Источники внешнего финансирования

Кредит Центрального банка и изменение остатков средств бюджета

Кредиты международных финансовых организаций

Государственные ценные бумаги

Кредиты правительств иностранных государств, предоставленные Союзу ССР

Бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов

Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные Союзу ССР

Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

Кредиты правительств иностранных государств, предоставленные Российской Федерации

Прочие источники

Изменение остатков средств федерального бюджета на счетах в банках в иностранной валюте

Изменение золотого запаса в государственном долге

Прочие источники

3. Анализ и состояние государственного долга России

3.1. Динамика доходов и расходов государственного бюджета в 2003 году

В целом за девять месяцев 2003 года доходы федерального бюджета возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,2 раза и составили 1 896,3 млрд. руб., или 19,4% к ВВП (здесь и далее все данные к ВВП приводятся по оценке Банка России) против 20,1% за соответствующий период 2002 года.

Увеличение доходов федерального бюджета обусловлено главным образом ростом налоговых доходов (налога на добавленную стоимость и налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции), а снижение их уровня — изменениями в налоговом законодательстве.


Рис. 1. Динамика доходов, расходов и профицита федерального бюджета в 2002—2003 гг. (нарастающим итогом, млрд. руб.)

Расходы федерального бюджета за девять месяцев 2003 года составили 1 657,4 млрд. руб., или 16,9% к ВВП. Увеличение расходов по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. на 325,8 млрд. руб. произошло преимущественно за счет непроцентных расходов, так как процентные расходы были меньше запланированной величины главным образом в результате более высокого, чем предусматривалось в бюджетной росписи, курса рубля по отношению к доллару США. По отношению к ВВП уровень общих расходов не изменился.

Увеличение непроцентных расходов было обусловлено в основном ростом затрат по статье “Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы”. При этом отдельные статьи, как и прежде, в значительной степени недофинансированы — “Сельское хозяйство и рыболовство” (80,6% к плану девяти месяцев), “Промышленность, энергетика и строительство” (74,8%).

В течение девяти месяцев 2003 г. в приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащим. Средства на эти цели были выделены в полном объеме.

Профицит федерального бюджета за девять месяцев 2003 года составил 238,9 млрд. руб., или 2,5% к ВВП против 3,1% за соответствующий период 2002 года.


3.2. Анализ внутреннего долга в 2003 году

За январь—сентябрь 2003 г. общий объем государственного внутреннего долга увеличился на 20,7 млрд. руб. и по состоянию на 1 октября составил 701,0 млрд. руб. против 618,5 млрд. руб. за аналогичный период 2002 года. Государственный внутренний долг России в части государственных облигаций, номинированных в валюте Российской Федерации, за январь—сентябрь 2003 г. вырос с 654,5 до 682,1 млрд. рублей. Увеличение внутреннего государственного долга произошло в основном за счет размещения ОФЗ-АД и ОФЗ-ФК.

В результате операций, проведенных Минфином России на рынке ценных бумаг в январе—сентябре 2003 г., среди держателей этих бумаг доля банковского сектора в части ГКО—ОФЗ продолжала увеличиваться и составила 82,9%.

Рис. 2. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ГКО—ОФЗ—ОГНЗ) (млрд. руб.)


3.2.1. Рынок ГКО—ОФЗ

Конъюнктура рынка ГКО—ОФЗ в III квартале 2003 года складывалась в условиях позитивной макроэкономической ситуации, профицита бюджета, уменьшающего потребность государства в наращивании объемов рынка, и сокращения ликвидности банковского сектора.

В III квартале Минфин России провел 7 аукционов, на которых инвесторам были предложены 1 выпуск ГКО, 1 новый и 5 дополнительных выпусков ОФЗ заявленным номинальным объемом 42 млрд. рублей. Спрос на облигации был ограниченным. Суммарный номинальный объем облигаций, размещенный на аукционах, составил 19 млрд. руб., что вдвое ниже аналогичного показателя предыдущего квартала. Выпуски были размещены по доходности, близкой к сложившейся на вторичных торгах по инструментам сопоставимой срочности. Средняя срочность размещенных на аукционах гособлигаций составила 3,5 года. Объем доразмещения ОФЗ на вторичных торгах был в 3 раза ниже, чем во II квартале, и составил 1,4 млрд. руб. по номиналу. Помимо этого, Банк России 4 сентября провел аукцион по размещению выпуска ОФЗ 46002 из собственного портфеля.

Спрос на рынке гособлигаций поддерживался за счет существенных средств, полученных участниками рынка от погашения 3 выпусков ГКО и 3 выпусков ОФЗ, а также от купонных выплат по 15 выпускам ОФЗ суммарным объемом 36,8 млрд. рублей.

В III квартале объем номинального рыночного портфеля ГКО—ОФЗ уменьшился на 6,3 млрд. руб. и на конец рассматриваемого периода составил 294,6 млрд. рублей. Дюрация рыночного портфеля (среднеквартальное значение) увеличилась с 795 дней во II квартале до 838 дней в III квартале, а дюрация рыночного оборота существенно уменьшилась в связи с изменением его структуры — с 827 до 605 дней.

В рассматриваемый период структура держателей гособлигаций изменилась незначительно. Доля инвесторов-нерезидентов в рыночном портфеле ГКО—ОФЗ по номиналу за III квартал сократилась с 4,0 до 3,3%.

Банком России в целях развития инфраструктуры рынка, технологии проведения расчетов были разработаны Положение от 25.03.2003 г. № 219-П “Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг” и Положение от 25.03.2003 г. № 220-П “О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации”, которые вступили в силу в июле текущего года. В сентябре Банк России снял остававшиеся ограничения на репатриацию доходов иностранных участников со счетов типа “С”, полученных от владения ценными бумагами.

В анализируемый период обороты вторичных торгов ГКО—ОФЗ снизились на 39% по сравнению со II кварталом, что было вызвано как сезонным снижением активности участников рынка, так и повышением их интереса к другим финансовым инструментам. Среднедневной оборот по фактическим ценам уменьшился с 1,1 млрд. руб. во II квартале до 0,6 млрд. руб. в III квартале. В структуре оборотов заметно сократилась доля средне- и долгосрочных выпусков гособлигаций и возросла доля выпусков сроком до 90 дней.

В III квартале преобладала повышательная динамика доходности ГКО—ОФЗ. В целом по рынку ГКО—ОФЗ среднеквартальный эффективный индикатор рыночного портфеля (ИРП) повысился с 7,8% годовых во II квартале до 8,2% годовых в III квартале, а среднеквартальный эффективный индикатор рыночного оборота (ИРО) почти не изменился (7,9% годовых). Повышение доходности было наиболее заметным в сегменте краткосрочных бумаг.


Рис. 3. Характеристики рынка ГКО—ОФЗ в 2003 г. (на конец периода)

Рис. 4. Эффективная доходность и оборот вторичных торгов по ГКО—ОФЗ в III квартале 2003 г.

3.2.2. Рынок муниципальных и областных займов

В III квартале инвесторам были предложены выпуски 11 региональных эмитентов зарегистрированным суммарным объемом 17 млрд. руб. (во II квартале — 10 эмитентов объемом 16 млрд. рублей). В условиях повышения доходности основных рублевых инструментов на российском финансовом рынке продолжающаяся активная заемная политика региональных эмитентов способствовала некоторому росту ставок по субфедеральным заимствованиям. Увеличение количества обращающихся инструментов не предотвратило сезонного снижения оборотов вторичного рынка региональных облигаций, главным образом из-за уменьшения объема операций с бумагами Москвы и Санкт-Петербурга.

Правительство Москвы возобновило привлечение средств населения путем эмиссии облигаций Городского облигационного сберегательного займа Москвы. В сентябре эмитент приступил к размещению 3-го выпуска сберегательного займа. Номинальная стоимость облигации — 1000 руб., срок обращения — 1 год, ставка ежеквартального купонного дохода — 10% годовых, общий объем эмиссии — 1 млрд. рублей. Размещение данных бумаг осуществляется в течение всего срока обращения облигаций. Сберегательный заем рассчитан в первую очередь на инвестиции физических лиц.

В III квартале эмитент продолжил выпуск облигаций городского внутреннего займа (ОГОВЗ). В сентябре к размещению на аукционе был предложен 30-й выпуск ОГОВЗ объемом 4 млрд. руб. по номиналу. Размещенный объем на аукционе составил 3,1 млрд. руб., доходность по средневзвешенной цене — 11,4% годовых. Облигации имеют 5 квартальных купонных периодов со ставкой купонного дохода 10% годовых.

В рассматриваемый период эмитент своевременно и в полном объеме провел погашение одного выпуска облигационного займа объемом 1,5 млрд. руб., а также осуществлял выплату купонного дохода по ОГОВЗ. По состоянию на конец III квартала в обращении находилось 9 выпусков ОГОВЗ Москвы с суммарным зарегистрированным объемом эмиссии 28,5 млрд. руб. по номиналу, что на 2,5 млрд. руб. превышает аналогичный показатель на конец предыдущего квартала.

В анализируемый период оборот вторичных торгов ОГОВЗ Москвы на ММВБ составил 8,2 млрд. руб. против 14,6 млрд. руб. во II квартале. Наибольшим спросом участников рынка пользовались среднесрочные выпуски с погашением в 2004—2005 годах. В III квартале преобладала повышательная тенденция доходности облигаций эмитента. По сравнению с началом анализируемого периода к концу сентября эффективная доходность различных выпусков ОГОВЗ Москвы на вторичном рынке повысилась на 0,8—4,7 процентного пункта.

Администрация Санкт-Петербурга в сентябре провела аукцион по размещению 3-летних государственных именных облигаций (ГИО) с фиксированным купоном, на котором были размещены облигации объемом 713 млн. руб. по номиналу со средневзвешенной доходностью 9,6% годовых.

В III квартале эмитент погасил 4 выпуска ГИО общим номинальным объемом 1,5 млрд. рублей. По состоянию на конец сентября в обращении находилось 36 выпусков облигаций Санкт-Петербурга. На конец III квартала портфель ГИО по рыночным ценам составил 8,5 млрд. руб., сократившись на 7% по сравнению с аналогичным показателем на конец II квартала.

Оборот вторичных торгов облигациями Санкт-Петербурга в III квартале снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 30% — до 3,2 млрд. рублей. На вторичном рынке преобладала повышательная динамика доходности бумаг эмитента. За рассматриваемый период по отдельным выпускам ГИО прирост доходности составил от 0,7 до 3,4 процентного пункта.

В III квартале на рынке региональных займов состоялось размещение облигаций еще 9 эмитентов. В июле Самарская область, г. Красноярск и г. Уфа разместили свои облигации на ММВБ, г. Волгоград на СПВБ. Все выпуски были размещены в полном объеме, их аукционная доходность по средневзвешенной цене колебалась от 11,9 до 14,5% годовых. В августе на ММВБ состоялись аукционы по размещению облигаций Ямало-Ненецкого автономного округа, Хабаровского края, Новосибирской, Иркутской и Московской областей. Аукционная доходность выпусков составляла 11,5—15,5% годовых.

В III квартале суммарный оборот вторичных торгов региональными облигациями на ММВБ сократился до 11,2 млрд. руб. (20,1 млрд. руб. во II квартале). В структуре вторичных торгов удельный вес операций с облигациями Москвы составил 72,8% совокупного оборота, Московской области — 8,1%, Ханты-Мансийского автономного округа — 6,7%, Республики Коми — 1,6%. В конце сентября на ММВБ проходили торги по инструментам 18 субфедеральных и муниципальных эмитентов.

В тот же период на рынке региональных облигаций на СПВБ обращались облигации 9 эмитентов. Суммарный оборот вторичных торгов региональными облигациями на СПВБ снизился до 3,7 млрд. руб. (5,0 млрд. руб. во II квартале), из которых 86% пришлось на облигации Санкт-Петербурга.


Рис. 5. Динамика показателей вторичного рынка ОГОВЗ на ММВБ в III квартале 2003 г.

3.3. Анализ внешнего долга в 2003 году

За квартал 2003 года внешний долг резидентов в долларовом эквиваленте увеличился на 2,6 млрд. долл. США — до 154,7 млрд. долларов. Динамика задолженности различных секторов экономики была разнонаправленной.

Обязательства сектора государственного управления снизились на 1,9 млрд. долларов. По состоянию на 1 апреля 2003 года последние оценивались в 101,4 млрд. долларов, или 66% всей задолженности, в том числе долг Правительства Российской Федерации — 100,4 млрд. долларов, субъектов Российской Федерации — 1 млрд. долларов.

В структуре внешних обязательств федеральных органов управления наибольшая доля приходилась на задолженность, принятую на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, составившую на конец отчетного периода 54,8 млрд. долларов, или 55%.

Долг перед Парижским клубом кредиторов равнялся 39,3 млрд. долларов (72% задолженности бывшего СССР), бывшим социалистическим странам — 3,8 млрд. долларов (7%), обязательства по ОВГВЗ в части III, IV и траншей — 1,5 млрд. долларов (3%), прочие иностранные пассивы (задолженность перед странами, не являющимися членами Парижского клуба кредиторов, МИБ, МБЭС, коммерческая задолженность) — 10,2 млрд. долларов (18%).


Рис. 6. Структура внешнего долга, принятого на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР (по состоянию на 1 апреля 2003 года)

Новый российский долг оценивался на конец отчетного периода в 45,6 млрд. долларов. Большая его часть приходилась на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте (25,6 млрд. долларов, или 56% нового российского долга), и кредиты международных финансовых организаций (12,9 млрд. долларов, или 28%). Задолженность по межправительственным кредитам составила 5,3 млрд. долларов (12%), по рублевым обязательствам перед нерезидентами в форме ГКО—ОФЗ — 0,5 млрд. долларов (1%), прочие категории долга оценивались в 1,3 млрд. долларов (3%).


Рис. 7. Структура нового федерального государственного внешнего долга России (по состоянию на 1 апреля 2003 года)

Иностранная задолженность банковской системы выросла на 0,5 млрд. долларов — до 15,7 млрд. долларов. При этом объем привлеченных кредитных ресурсов увеличился до 7,3 млрд. долларов (46% задолженности сектора), в то время как по остальным категориям обязательств зафиксировано их сокращение на 0,7 млрд. долларов.

Долговые обязательства сектора нефинансовых предприятий составили 37,6 млрд. долларов, увеличившись по отношению к началу года на 4 млрд. долларов.

В целом структура внешнего долга Российской Федерации по срокам погашения по сравнению с началом года не изменилась: 82% приходилось на долгосрочную задолженность, 18% — на краткосрочные обязательства. По-прежнему в составе долга сектора государственного управления, а также нефинансовых предприятий преобладали обязательства со сроком погашения более 1 года (87 и 93% соответственно). В то же время доля аналогичных обязательств в задолженности банковского сектора оставалась относительно невысокой (29%).

Рис. 8. Внешний долг Российской Федерации по срокам погашения (по состоянию на 1 апреля 2003 года)

Задолженность Российской Федерации перед нерезидентами в иностранной валюте выросла на 2,3 млрд. долларов и по состоянию на 1 апреля 2003 года равнялась 150,1 млрд. долларов (97% совокупных обязательств экономики). При этом по сектору органов государственного управления она сократилась на 1,9 млрд. долларов (до 100,9 млрд. долларов), по банковской системе и нефинансовым предприятиям — возросла суммарно на 4,5 млрд. долларов и составила 49,2 млрд. долларов. Задолженность в национальной валюте изменилась незначительно.


Заключение

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производительного и интеллектуального потенциала общества.

Главными задачами системы управления государственным долгом являются: обеспечение национальной экономики внешними и внутренними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля над эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился с соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой долг.


Список используемой литературы

  1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.: Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 479 с.

  2. Финансы: Учебное пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой — 3-е изд., перераб. и допол. - М: Финансы и статистика, 1998. - 384 с.: ил.

  3. Портной М.А. Деньги: их виды и функции. - М.: Издательско-консалтинговая фирма «Анкил», 1998.

  4. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. В 2 т.: Пер. с фр. Т.1 в 2 кн. - М.: АО «Финстатинформ», 1994.

  5. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учебн. пособие для вузов. -М.. Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 400 с.

  6. Рябушкин Б.Т. Основы статистики финансов: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 1997. - 80 с.

  7. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 639 с.

  8. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 359 с.

  9. Социально-экономическое положение России в январе—сентябре 2003 года. – М.: ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ, 10 декабря 2003 года, № 68 (720).

  10. Обзор финансового рынка за III квартал 2003 года. – М.: ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ, 3 декабря 2003 года, № 65 (717).

  11. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за I квартал 2003 года. – М.: ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ, 4 августа 2003 года, № 43—44 (695—696).



Юридическое или физическое лицо, выполняющее СМР по договору с заказчиком





© 2002 - 2017 RefMag.ru