RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Инфляция

2003 г.

Похожие работы на тему "Инфляция":

Другие работы:

Год написания: 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность и причины инфляции 5

2. Виды современной инфляции и ее классификация по странам 9

3. Формы и методы стабилизации денежного обращения 10

4. Анализ сложившейся ситуации в рыночной экономике 13

Заключение 17

Список использованной литературы 23

Приложение №1. 25



ВВЕДЕНИЕ

Трудно с определенностью сказать, когда проблема инфляции начала впервые будоражить умы человечества. Возникновение этого феномена принято связывать чуть ли не с первым появлением денежного обращения. Причем феномен этот является универсальным. Инфляцию иногда называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности. В период после второй мировой войны она была типичным явлением даже для развитых капиталистических стран мира.
В конце 20 века экономика нашей страны также претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек и пришла в состояние значительного спада. До начала рыночных реформ в нашей стране имела место директивно-плановая система хозяйствования с контролируемыми ценами, стабильной, хотя и низкой заработной платой, запретами на забастовку, избыточным спросом со стороны населения, что гарантировало полную занятость. Планово-централизованное хозяйствование с появлением товарно-денежных отношений подверглось разрушению, что привело к появлению негативных явлений, фатально связанных с инфляцией. Поэтому в последние годы проблема борьбы с инфляцией обычно выдвигается правительством на первое место. И хотя определенные успехи в борьбе с ней очевидны, сама проблема еще не решена. Важность же ее настолько очевидна, что любой гражданин нашей страны, не обладая специальными экономическими знаниями, на обыденном уровне познания ощущает все те негативные последствия, которые влечет за собой инфляция.
Инфляционный процесс, охватывая непосредственно сферы обращения и распределения, в конечном итоге сказывается на состоянии материального производства и сферы обслуживания. В социальной сфере он приводит к люмпенизации огромных слоев населения.
Инфляция отрицательно влияет на все сферы жизни общества. Она обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что в свою очередь усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посредническую сферу и ускоряет “бегство” капитала, приводит к вытеснению на внутреннем рынке национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция обесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере, снижая мотивацию к труду. Она выступает самым эффективным средством перераспределения национального дохода от наиболее бедных к наиболее богатым, усиливая тем самым социальное неравенство общества. Инфляция подрывает социально-политическую стабильность общества, способствуя развитию в нем авторитарных, диктаторских тенденций. Для России последних лет высокая инфляция является, несомненно, проблемой номер один.
Однако кроме практической актуальности проблемы инфляции в переходной экономике, которая заключается в необходимости выработки эффективной антиинфляционной политики, важно выделить также необходимость теоретического изучения специфики проявления инфляционных процессов в экономиках, находящихся в стадии трансформации.
Исходя из всего вышесказанного, задачей данной работы ставится, прежде всего, понимание сущности и особенностей инфляционного процесса в переходной экономике. В качества объекта исследования выбрана Россия как страна, представляющая наибольший интерес для любого проживающего в ней человека.
Прежде всего, в работе рассматривается различие в подходах к трактовке инфляции, которое существует в отечественной и западной науке, указаны основные причины появления данного явления, а также выделены типы инфляции по различным критериям. Кроме того, в теоретической главе рассмотрены основные концепции и методы регулирования инфляции.
Целью практической главы выступает попытка разобраться в том, какие факторы вызвали развитие инфляционного процесса в экономике России. Потому как единого мнения по этому поводу нет. Одни ученые считают, что развитие инфляции в переходной экономике связано только с монетарными факторами, другие придерживаются мнения, что инфляция вызвана немонетарными или, по крайней мере, не только монетарными факторами.

1. Сущность и причины инфляции

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие “инфляция” (от лат. Inflatio - вздутие) было заимствовано из медицины. Оно впервые стало употребляться по отношению к денежному обращению в Северной Америке в 1861-1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале 20в.
Инфляция – тонкое социально-экономическое явление, вызванное диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция – наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует, прежде всего, уточнения как категория.
В отечественной литературе слово “инфляция” чаще всего связывается с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается “дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в общем росте цен”1.
Понимание инфляции в отечественной литературе исходя из дисбаланса спроса и предложения появилось, видимо, вследствие того, что в условиях тоталитарного режима, в социалистической экономике считалось, что инфляции нет, поскольку количество денег в обращении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями розничного товарооборота. При этом не учитывалось, что инфляция может носить и скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците.
Трактовка же инфляции как “процесса переполнения каналов денежного обращения избыточной по сравнению с потребностью, массой денег, вызывающей их обесценение”2 в нашей науке обусловлена, очевидно, тем, что когда в 1992г. государство прибегло к либерализации цен и они резко возросли, возросла и потребность в деньгах. Кроме того, правительству нужно было больше денег для погашения бюджетного дефицита. Тогда правительство включило печатный станок. Именно в этот период наблюдался самый резкий скачок цен.
Не привносят ничего нового в понятие инфляции такие объяснения, как “ долговременный процесс падения покупательной способности денег”3 или “обесценение денег”4
Для западной экономики формула “инфляция – рост цен” оказалась неприемлемой, потому что “там” инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения. В популярном на Западе учебнике К. Маконелла и С. Брю “Экономикс” указывается что “инфляция – это повышение общего (среднего) уровня цен” или “процентное изменение уровня цен”5 Это, конечно, не означает, что повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции цены на некоторые товары могут оставаться относительно стабильными или даже снижаться. Действительно, одно из больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию повышаться неравномерно. Наиболее близка к этим определениям трактовка инфляции в отечественной литературе, согласно которой инфляцию можно определить как “непрерывный общий рост цен”6
Итак, для Запада главное в этом вопросе – это цены, их общий уровень. В отечественной науке понятие инфляции также связано с ценами, но в другом ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего. Понятие инфляции в нашей стране имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического представления. Инфляционная ситуация, когда спрос превышает предложение, распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынок изделий производственно-технического назначения. Отсюда популярное определение инфляции: переполнение денежного обращения бумажными деньгами и их обесценение, т.е. превышение количества денежных знаков над находящимся в обращении количеством товаров. Эта точка зрения доминирует в отечественной литературе.
Трактовка понятия “инфляция” как переполнение каналов бумажно-денежного обращения представляется односторонней и не раскрывает всю палитру причин возникновения этого сложного явления. Инфляция – это многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты.
Однако во всех случаях инфляцию следует рассматривать как:
  • нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;
  • явный или скрытый рост цен;
  • натурализацию процессов обмена;
  • снижение жизненного уровня населения.
Цены – лишь вершина айсберга, представляющего собой конгломерат факторов, оказывающихся в качестве первопричины такого явления, как инфляция. Вообще в науке можно выделить две группы концепций развития инфляции: монетарные и немонетарные. Сторонники монетарных концепций считают, что рост номинального количества денег, превышающий рост производства при неизменной скорости денежного обращения является основной причиной инфляции. Виновниками инфляции в этом случае являются банковская система, ослабившая контроль за денежной эмиссией, или население, увеличивающее использование своих долговых обязательств в качестве средств платежа.
Инфляция может возникнуть и при неизменном количестве денег в обращении, если скорость их обращения растет быстрее, чем производство. Это может иметь место при сокращении спроса на реальные кассовые остатки вследствие усовершенствования техники расчетов, вследствие недоверия к национальной валюте и переключения спроса на ценные бумаги как средства сбережения.
Когда же инфляция высока, то она сама становится причиной сокращения спроса на деньги ввиду высокой альтернативной стоимости держания реальной кассы. Тогда обе вышеперечисленные причины начинают взаимодействовать, еще больше усиливая инфляцию.
Причиной инфляции кроме монетарных факторов может быть также рост затрат производства вследствие роста заработной платы, не компенсируемой ростом производительности труда, или превышение роста налогов над ростом реальных доходов.
Причиной инфляции может послужить также увеличение совокупного спроса. Если при полной занятости у предпринимателей растет спрос на инвестиции вследствие оптимистичной оценки будущей конъюктуры, то уровень цен будет повышаться до тех пор, пока не будет восстановлено равновесие спроса и предложения.
К немонетарным факторам развития инфляции относят также структурные сдвиги спроса. Ассортимент товаров постоянно изменяется и спрос может переключиться с традиционных товаров на новые и престижные, повышая их цены. Если бы при этом цены на традиционные товары понижались, то общий уровень цен остался неизменным. Но в современной экономике за сокращением спроса следует сокращение предложения.
Источником инфляции может выступать рыночная власть монополий, олигополий и государства, выражающаяся в повышении цен.
Исходя из того, что инфляция – это многогранный и многофакторный процесс, его нельзя рассматривать с точки зрения какой-то одной из существующих теорий. В этой связи гипертрофированная оценка одних факторов, влияющих на инфляцию, как бы ни была велика их роль, и недооценка других не могут служить методологической основой для изучения инфляции.
В целом, изучив мнения различных авторов, факторы развития инфляции можно классифицировать в виде двух групп – внешние и внутренние.
К внутренним факторам относят:
  1. Несбалансированность бюджета, проявляющаяся в его дефиците или кризис государственных финансов. Этот фактор выделяется всеми изученными авторами. В частности, один из крупнейших ученых в нашей стране, занимающийся проблемой инфляции, А. Илларионов, называет этот фактор первопричиной инфляционного процесса;
  2. Чрезмерные военные расходы, что способствует потере части общественного богатства, создает дополнительный денежный спрос за счет военных ассигнований без соответствующего поступления товаров в оборот, порождает дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;
  3. Чрезмерные инвестиции;
  4. Необоснованное повышение цен и заработной платы. Этот фактор может быть сформулирован иначе. Это есть результат проявления в первом случае монопольной власти фирм, определяющих свои издержки и цены, а во втором случае профсоюзной монополии, задающей размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
  5. Кредитная экспансия – расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, что ведет к эмиссии денег в безналичной форме;
  6. Чрезмерная эмиссия денег в наличной и безналичной формах, увеличение скорости их обращения;
  7. Инфляционные ожидания.
Внешние факторы обусловлены ростом цен на экспортируемые и импортируемые товары, обменом банком иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами.
К внешним факторам относятся:
  1. Структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, топливо, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями. Воздействие этого фактора усиливается при росте открытости экономики.
  2. Обмен банками национальной валюты на иностранную, что вызывает потребность в дополнительной эмиссии денег, что пополняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции.
Как правило, инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обществе выше возможностей их товарного обеспечения. Это касается не только доходов населения, но и доходов предприятий и организаций. Поэтому в качестве основной причины инфляции можно выделить нарушение натурально-стоимостной сбалансированности, а расширение бумажно-денежного обращения - ее основного условия.
Таким образом, инфляцию следует рассматривать как многофакторный процесс, но все же органично связанный с ростом цен. Но несмотря на то, что инфляция вызывает рост цен, цены тоже в свою очередь влияют на инфляцию. В этой связи можно отметить два варианта развития спирали инфляции:
  • После переполнения каналов денежного обращения бумажными деньгами наступает период роста цен;
  • Пол влиянием ряда факторов, действующих на товарных рынках, цены вначале ползут вверх, после чего происходит увеличение бумажно-денежной массы, которая продолжает подталкивать рост цен.
Цены же могут возрасти по многим причинам: вследствие улучшения потребительских свойств и качества товаров, переключения спроса на более качественные товары, вследствие монополизации экономики и др.

2. Виды современной инфляции и ее классификация по странам

В международной практике в зависимости от величины роста цен принято деление инфляции на три вида:

ползучую — если среднегодовой темп прироста цен не выше 5—10%;

галопирующую — при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50% (иногда до 100%);

гиперинфляцию — когда рост цен превышает 100% в год (МВФ за гиперинфляцию принимает 50-процентный рост цен в месяц). Известный ученый-энциклопедист О.Ю Шмидт, будучи членом Коллегии Наркомфина в 20-е гг., на основе изучения процессов инфляции в России и Германии открыл закон гиперинфляции, который заключается в следующем: при этой форме инфляции количество денег в обращении возрастает в арифметической прогрессии, а цены — в геометрической.

Для промышленно развитых стран характерна ползучая форма инфляции, т.е. небольшое, умеренное обесценение из года в год, что в соответствии с монетаристким учением, которое является господствующим направлением в экономической мысли Запада, должно стимулировать рост производства и увеличение ВНП.

В развивающихся странах преобладают галопирующая инфляция и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития.

Развивающиеся страны по экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.

К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки, где в конце 80-х — начале 90-х гг. отмечались отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянной индексации, а во внешнеэкономической сфере систематически снижались курсы национальных валют. В Никарагуа, например, в 1990 г. обесценение денег составило 8500%, в Перу — 8291,5% и т.д.

Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет. Сирия, Чили. В этих странах также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в них держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен 20—40%); проводится индексация, которая носит частичный характер; отмечается высокий уровень безработицы.

Страны третьей группы — Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн — имеют достаточную степень экономического равновесия. Инфляция здесь сохраняется в «ползучих формах» (1 — 5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт товаров и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

К четвертой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.). Ситуация здесь, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов инфляции в этих странах выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы, например, чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи; в-третьих, диспропорциональность между ускоренным ростом цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйственные товары — так называемые «ножницы цен».

Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию инфляции издержек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования, т.е. при помощи печатного станка, а с другой — привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате в указанных странах возникли огромные внутренние и внешние долги.

В то же время увеличение внешней задолженности вызывает появление такого фактора инфляции, как долларизация страны. Данный процесс связан с привилегированным положением доллара или другой сильной валюты перед национальной, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но, наоборот, приводит к «бегству» капиталов из страны.


3. Формы и методы стабилизации денежного обращения

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы. Они проводились в условиях металлического денежного обращения — при серебряном или золотом стандарте, в том числе после Второй мировой войны, когда действовал золотодевизный или золотодолларовый стандарт.

После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты. Так, в Германии в результате послевоенной гиперинфляции 20-х гг. и значительного обесценения рейхсмарки введенная в обращение в 1924 г. новая марка обменивалась в соотношении 1:1 трлн старых рейхсмарок. Прежняя денежная единица была аннулирована.

Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Например, после Первой мировой войны во время денежной реформы 1925—1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы. Например, ФРГ провела в рамках Бретгон-Вудской валютной системы три ревальвации (в 1961, 1969 и 1971 гг.). Неоднократные ревальвации проводит ФРГ и в рамках Европейской валютной системы, где сохранился режим фиксированных валютных курсов.

Девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны — официального валютного курса к доллару США и его золотого содержания. Так, в результате двух девальваций доллара его золотое содержание было снижено в декабре 1971 г. на 7,89%, а в феврале 1973 г. — на 10%. После введения «плавающих» валютных курсов в 1973 г. девальвация проводится лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами — в Европейской валютной «змее», на базе которой была создана Европейская валютная система.

Деноминация — метод «зачеркивания нулей», т. е. укрупнение масштаба цен. В частности, в Бразилии в 1988 г. была введена новая денежная единица нокрузадо, эквивалентная 1000 прежних обесцененных крузадо. В России в 1998 г. также проводится деноминация рубля в соотношении 1 : 1000 старых рублей.

Особенности денежных реформ в условиях «шоковой терапии». Методы «шоковой терапии» использовались во многих странах после Второй мировой войны, причем они сопровождались таким антиинфляционным средством, как денежная реформа, носившая конфискационный характер. С конца 1944 г. до середины 1952 г. в Европе были проведены 24 таких реформы. По методам проведения эти денежные реформы делятся на три типа:

обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег. Например, в ноябре 1944 г. в Греции обмен производился в соотношении 1 новая драхма на 1 млрд старых;

временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей; подобные реформы проводились во Франции (июнь 1945 г. и январь 1948 г.), Бельгии (октябрь 1944 г.), Австрии (июль и ноябрь 1945 г.) и других странах;

сочетание первого и второго методов денежных реформ. Этот метод был использован в Западной Германии в июне 1948 г. при переходе от военно-государственной к рыночной экономике и получил название «шоковой терапии».

Методы «шоковой терапии» широко применялись в международной практике и в прошлом и в настоящем при переходе от государственной к рыночной экономике. При существенных отличиях отдельных ее вариантов все они заключают три основные идеи.

Первая идея — рыночные отношения являются единственным средством по излечению всех недостатков и бед государственной экономики. Поэтому провозглашается необходимость как можно более быстрого перехода к рыночной экономике, несмотря на все трудности и социально-экономические издержки.

Вторая, центральная идея — широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур и институтов, прежде всего системы независимых производителей и конкурентных рынков, составляющих базу рыночной экономики.

Третья идея — переход от государственной к рыночной экономике — неизбежно связана с заметным снижением жизненного уровня населения, главным образом в результате инфляции и безработицы.

Эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур, особенно от системы независимых производителей. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого становления срабатывает стимулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующее дефицита. В результате параллельно идут процессы — насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, проведение денежной реформы и т.д. Все это заметно увеличивает социально-экономические издержки «шоковой терапии».

Наиболее ярким примером «шоковой терапии» служит экономическая политика, проводимая в Польше с конца 1989 г., которая была основана на допуске свободного ценообразования при временном замораживании заработной платы. В итоге за короткий период к началу 1990 г. Польша избавилась от товарного дефицита, после восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции. Но обошлась она стране дорого: жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г. достигла 10%.

Таким образом, инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила подавленный характер.

И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вицгалопирующей инфляции, а на отдельные товары — гиперинфляции. Правда, в стране проводится индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплелась с инфляцией издержек, что носит опасный характер и угрожает тяжелыми социально-экономическими последствиями.

Антиинфляционная политика. Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики — дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того, появилось новое направление — конкурентное стимулирование производства. Рассмотрим их подробнее.

Дефляционная политика — это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при ее проведении в 60—70-х гг. проявляли сдержанность или вовсе отказывались от нее.

С целью полной или частичной компенсации потерь населения от инфляции проводится полная или частичная индексация. Сначала данный метод применялся в конце 40-х — начале 50-х гг. при инфляции, вызванной переходом от военной экономики к нормальным рыночным условиям. Вновь индексация стала применяться в 70-е гг. в связи с развертыванием галопирующей инфляции. В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США приблизительно на 10%). Исключением была Италия, профсоюзы которой добились введения в стране полной индексации.

Формы контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в замораживании цен на определенные товары, а во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный контроль сохранился во всех ведущих развитых странах. Так, в ФРГ он охватывает примерно половину розничного товарооборота, включая продовольствие.

Еще большее значение данный контроль имеет для развивающихся стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспечивает, хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения. Перевод этих товаров на свободно рыночную основу, как правило, сопровождается бурными социальными потрясениями.

В конце 70-х — начале 80-х гг. в промышленно развитых странах кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией в борьбе с галопирующей инфляцией были заменены консервативными вариантами с применением дефляционных мер: более жесткого ограничения государственных расходов, особенно хозяйственных и социальных; сдерживания роста бумажно-денежной массы путем проведения политики таргетирования денежного обращения, т. е. жесткого сдерживания денежной массы в пределах установленных ориентиров.

4. Анализ сложившейся ситуации в рыночной экономике

Динамика потребительских цен (Приложение №1) в 2002 году определяется совокупностью факторов, имеющих долгосрочный характер и определяющих базовый уровень инфляции, и краткосрочных факторов, связанных как со структурными реформами в экономике, так и с прочими факторами.

Среди долгосрочных факторов повышательное воздействие на рост потребительских цен будут оказывать экономическая и инвестиционная активность, рост денежных доходов населения и расширение потребительского спроса. Вместе с тем соотношение спроса и предложения товаров и услуг, профицит федерального бюджета и осуществление рациональных мер в области бюджетной политики, состояние производственных мощностей, денежно-кредитная политика и политика валютного курса, улучшение инфляционных ожиданий будут способствовать дальнейшему снижению в 2003 году базовой инфляции.

На траекторию инфляции в 2002 году воздействовуют факторы, связанные с необходимостью обновления основных производственных фондов для поддержания устойчивости экономического роста. Поскольку возможности некапиталоемкого роста экономики в значительной степени уже исчерпаны, намечаемые масштабная модернизация, обновление и расширение основного капитала будут ограничивать возможности снижения инфляции в 2003 году.

Ожидаемое в 2002 году улучшение ситуации на рынке труда и рост заработной платы привели как к росту личного потребления, так и к увеличению издержек на заработную плату, усилению спросового влияния на цены. Важную роль в ограничении инфляции в этих условиях приобретают ожидаемый рост производительности труда и сокращение себестоимости материальных факторов производства, развитие ресурсосберегающих технологий под влиянием активизации механизмов рыночной конкуренции, а также согласованная политика доходов, формируемая в рамках Генерального соглашения между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Реализация в 2002 - 2004 годах стратегии социально-экономического развития объективно связана с необходимостью углубления в 2002 году структурных преобразований в экономике, прежде всего в направлении проведения жилищно-коммунальной реформы, реформирования инфраструктуры естественных монополий и изменения тарифной политики с целью ликвидации субсидирования экономики посредством низких энергетических тарифов, восстановления рациональных ценовых пропорций, снижения зависимости экономики от экспорта сырья, стимулирования экспорта готовых изделий. Намечаемые на 2002 год в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики основные мероприятия Правительства Российской Федерации, направленные на ликвидацию системы перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги и отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, будут сопровождаться повышением стоимости этого вида услуг для населения, что будет оказывать прямое воздействие на увеличение инфляции в краткосрочном аспекте.

Одним из факторов, способным существенно повлиять в 2002 году на динамику цен, является реализация политики Правительства Российской Федерации в области регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.

В прогнозный период Правительство Российской Федерации предполагает повышение уровня цен и тарифов в естественных монополиях, так как реальный уровень этих цен (тарифов) для промышленности существенно снизился по отношению к ценам 1997 года. В 2002 году, по оценке Правительства Российской Федерации, тарифы на электроэнергию составят 0,65, оптовые цены на газ - 0,59 по отношению к ценам 1997 года (относительно цен в промышленности). Уровень цен в России в несколько раз ниже по сравнению с мировым и европейским уровнями (цена на электроэнергию в России 1,3 цента за кВтч при 5 - 8 центах за кВтч в европейских странах, на газ - 13 - 16 долл. за тыс. куб. м при 120 - 130 долл. соответственно).

Параметры и сроки повышения цен на энергоносители и тарифов на железнодорожные перевозки в прогнозном периоде проектируются исходя из того, чтобы не провоцировать инфляционные ожидания у потребителей и обеспечить достижение целей инфляции и роста производства. Этим условиям, по оценкам Правительства Российской Федерации, удовлетворяют следующие параметры роста цен и тарифов на энергоносители: в электроэнергетике - 1,11 - 1,13 раза, оптовых цен на газ - 1,06 - 1,08 раза по отношению к инфляции в промышленности. Более высокое повышение тарифов в электроэнергетике по сравнению с ценами на газ предусмотрено с учетом худшего финансового положения энергетики. Доходы в энергетике будут постепенно повышаться, в том числе и за счет более низкого роста затрат на газ.

Тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом будут повышаться в меру роста цен производителей промышленной продукции.

В политике ценового регулирования Правительство Российской Федерации исходит из того, что возможности некапиталоемкого развития топливно-энергетического сектора практически исчерпаны, поэтому обеспечение потребности внутреннего рынка и экспорта диктует необходимость существенного роста капитальных затрат, что будет влиять на трансформацию системы относительных цен и перераспределение финансовых потоков между отраслями.

В долгосрочном аспекте оптимизация цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий будет стимулировать снижение издержек изготовителей готовой продукции в части расходования средств на использование электроэнергии, газа, услуг железнодорожного и трубопроводного транспорта, связи, способствовать рациональному энергопотреблению со стороны населения. В краткосрочном аспекте достижение реальных результатов по этим направлениям будет сопровождаться опережающим по отношению к росту цен производителей промышленной продукции повышением цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, перераспределением доходов от основных энергетических потребителей в пользу естественных монополий, ростом цен на конечную продукцию, усилением воздействия структурных факторов на инфляцию, измеряемую по индексу потребительских цен.

Прочие факторы, к которым, в частности, относится высокая волатильность цен на отдельные виды продовольственных товаров, окажут, по оценкам, в 2003 году негативное воздействие на общую динамику потребительских цен.

Таким образом, в 2003 году структурные и прочие факторы будут в большей степени оказывать влияние на динамику цен на потребительском рынке, однако общий уровень инфляции будет ниже, чем в 2002 году.

Банк России считает, что необходимым условием создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения в складывающейся ситуации является последовательное снижение инфляции. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2002 году является снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания устойчивого долговременного экономического роста. Расчеты Банка России показывают, что в 2003 году уровень инфляции может составить 12 - 14% (из расчета декабрь к декабрю), или 14,3 - 15,5% в среднегодовом выражении.

Банк России считает, что снижение инфляции на потребительском рынке до этого уровня в 2002 году возможно только при условии, что Правительством Российской Федерации будут приняты необходимые меры по существенному снижению влияния структурных факторов на рост инфляции, рациональному управлению бюджетными расходами и государственным долгом.

Заключение

Итак, главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста. Снижение инфляции в 2003 году во многом зависит и от того, насколько Правительству Российской Федерации удастся не допустить превышения запланированного уровня непроцентных бюджетных расходов и неравномерности в осуществлении мер структурной политики и расходовании бюджетных средств.

Проведение мер по снижению инфляции будет поддерживать экономический рост и способствовать созданию условий для увеличения занятости и доходов населения, как это предусмотрено в Программах экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу и проекте федерального бюджета на 2003 год.

Поскольку в соответствии с указанными программами в 2003 году будет продолжаться активное проведение структурных реформ, которые приведут к повышению цен и тарифов на товары и услуги, эта тенденция в краткосрочном аспекте требует активного участия Правительства Российской Федерации в действиях по ограничению инфляции, включая формирование финансового резерва за счет части дополнительных доходов федерального бюджета на 2002 год, обеспечение равномерности расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов до конца текущего года и в следующем году, а также сдерживание роста непроцентных бюджетных расходов в 2003 году с учетом складывающихся доходов федерального бюджета (в том числе доходов, зависящих от результатов внешнеэкономической деятельности).

Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов. Первый - это продолжение применения элементов метода целевой инфляции. Второй - использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.

Первый базовый принцип исходит из признания того, что в настоящее время в России не существует ни одного показателя, чья взаимосвязь с конечной целью денежно-кредитной политики была бы стабильной, надежной и достаточно предсказуемой. Поэтому Банк России для достижения конечных целей денежно-кредитной политики будет анализировать и учитывать широкий спектр показателей и их влияние на инфляцию.

Предполагается, что в 2003 году наиболее значимыми для инфляционных процессов будут такие показатели, как параметры выполнения фискальной политики, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционные ожидания, динамика доходов населения, состояние платежного баланса, денежных рынков и рынков капиталов.

Второй базовый принцип формирования и проведения денежно-кредитной политики на 2003 год состоит в использовании агрегата денежной массы М2 как монетарного индикатора, с некоторым краткосрочным временным лагом оказывающего влияние на инфляцию.

В последние годы в России не наблюдается тесной корреляции динамики показателя М2 и инфляции. Однако в условиях недостаточного развития финансовых рынков анализ динамики денежного агрегата М2 является полезным для оценки текущих монетарных условий и инфляционных ожиданий.

В российских экономических условиях в настоящее время наиболее целесообразно использование именно этих принципов. Несмотря на усиление значения процентных ставок в реализации денежно-кредитной политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведении в связи с недостаточной развитостью финансовых рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной перспективе при сохранении режима плавающего валютного курса возможно повышение роли процентных ставок как в формировании, так и в реализации денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитное регулирование направлено на достижение равновесия между денежным предложением и спросом на деньги. Однако перспективная оценка последнего все более усложняется. В частности, это связано с различной длительностью и неустойчивостью временных лагов между динамикой отдельных компонентов денежной массы и ростом цен, неопределенностью инфляционных и девальвационных ожиданий, влияющих на использование экономическими агентами финансовых инструментов в национальной и иностранной валютах.

Уровень расхождения в темпах роста агрегата М2 и номинального ВВП за последние 2 - 3 года не имел постоянного характера, что говорит о снижении и неустойчивости эластичности М2 по ВВП и отражает нестабильность скорости обращения денег. Это существенно снижает качество проводимых расчетов спроса на деньги на основе эконометрических моделей, а также повышает степень неопределенности при экспертных оценках возможного спроса на национальную валюту.

Спрос на деньги в 2003 году будет формироваться в основном на базе тенденций, сложившихся в 2001 - 2002 годах, а также под воздействием предполагаемых Правительством Российской Федерации мер бюджетной и структурной политики. Прежде всего важное значение будут иметь такие факторы, как сокращение уровня налогов, которое может способствовать росту располагаемых доходов юридических и физических лиц, проводимая государством политика доходов, которая оказывает воздействие на постепенный рост доли доходов домашних хозяйств в ВВП и увеличение нормы сбережения в денежных доходах населения, возможность роста спроса на рублевые активы в условиях дальнейшего укрепления реального обменного курса рубля при сохранении положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, степень активизации кредитной деятельности и роста организованных сбережений населения, увеличение потребности в денежных средствах для обслуживания транзакций и другие.

С учетом анализа влияния указанных факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами спрос на деньги (по агрегату М2) в 2003 году, по оценке Банка России, возрастет на 22 - 28%.

Банк России будет ориентироваться на расчетные параметры роста денежного агрегата М2, но при этом считает возможным выход за эти границы в силу существенной неопределенности в развитии экономической ситуации. Отклонения фактического увеличения денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в краткосрочном периоде не означают немедленной автоматической корректировки политики без тщательного анализа причин отклонений, предполагаемой длительности влияния вызвавших их факторов и состояния остальных экономических индикаторов.

В 2003 году Банк России продолжит применение операционной процедуры денежно-кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного предложения. При этом регулирование ликвидности банковской системы будет осуществляться при активном использовании рыночных методов. Банк России будет учитывать как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности банковской системы будет оперативно корректироваться в случаях как недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских резервов, что будет способствовать сглаживанию резких колебаний процентных ставок на денежном рынке и снятию давления на валютный рынок.

Рост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования по-прежнему будет важным источником увеличения денежного предложения. Однако исходя из прогнозной оценки платежного баланса накопление золотовалютных резервов в 2003 году замедлится.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, будет способствовать продолжение в 2003 году тенденции к увеличению денежного мультипликатора.

Расширение кредитной активности банков, поддерживаемое растущим спросом экономики на кредитные ресурсы, требует от кредитных организаций тщательного мониторинга рисков, обусловленных этим процессом. Достаточно частым последствием резкого расширения кредитной эмиссии банков без должного контроля за рисками на стадии экономического роста в различных странах бывает рост невозвратов по кредитам и убытков в следующей фазе экономического цикла. В связи с этим российские банки должны уделять постоянное внимание качеству выдаваемых ссуд и формированию соответствующих резервов для покрытия рисков. Со своей стороны Банк России будет продолжать совершенствование режима пруденциального надзора за банками и мониторинг уровня банковских рисков.

Мероприятия по совершенствованию платежной системы России в направлении обеспечения проведения в режиме реального времени крупных, срочных и приоритетных платежей, генерируемых участниками межбанковских рынков и рынков ценных бумаг, позволят существенно повысить эффективность работы этих рынков, что будет положительно влиять на реализацию денежно-кредитной политики.

В целях улучшения структуры денежной массы путем сокращения наличного денежного оборота будет продолжена работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, основанных на современных информационных технологиях, включая платежные карты.
Таким образом, снижение темпов инфляции вторая из важнейших задач экономической политики. В прогнозе темпы инфляции учтены в размере 10-13 %. (дек/дек). Насколько реально достижение заданных параметров будет зависеть от целого ряда факторов. Основные из них следующие:
-монетарные факторы;
-тарифная политика в следующем году;
-курсовая политика;
-бюджетная политика.
Рассмотрим эти факторы:
1. Монетарные факторы инфляции будут определяться состоянием платежного баланса и чистым объемом покупок Банка России иностранной валюты. Несмот­ря на прогнозируемое в 2002 г. сокращение положи­тельного сальдо счета текущих операций платежного баланса, его величина будет составлять значительную величину около 30 млрд. дол., или 8,9% ВВП.
Пока еще точно не ясны результаты принятых ре­шений по снижению норматива обязательной прода­жи валютной выручки и мер по либерализации внеш­ней торговли. Тем не менее, по оценкам Минфина РФ это не окажет принципиального влияния на состоя­ние платежного баланса. Банк России продолжит нара­щивание валютных резервов, темпы роста которых будут, очевидно, ниже; чем в текущем году.
2. Важное значение, как в текущем, так и в следую­щем году имеет тарифная политика.
В 2002-2004 гг. предполагается постепенно повышать уровень цен и тарифов в естественных монополиях, так как их реальный уровень для промышленности суще­ственно снизился относительно уровня цен 1997 г.
На перевозки грузов железнодорожным транспор­том проектируется повышение тарифов с учетом уни­фикации грузовых железнодорожных тарифов во внутрироссийском сообщении, предусматривающих отме­ну международных тарифов для экспортно-импортных грузов.
По оценке, проектируемый рост цен и тарифов даст прирост потребительских цен в среднем на 3,5% за год. Таким образом, оставшуюся часть примерно 10% должны занимать монетарные факторы.
Стоит также учитывать негативный опыт прошлых лет, когда в первые месяцы 2000 г. совместно действо­вали два инфляционных фактора рост денежного предложения и повышение тарифов, что сказалось на темпах инфляции. Но несмотря на то, что Правитель­ством РФ при рассмотрении вопроса о задачах на вто­рую половину текущего года было рекомендовано ми­нистерствам и ведомствам осуществлять пропорцио­нальное сокращение накопившихся остатков, росте денежного предложения в конце год, очевидно, ж избежать. От этого будут зависеть объемы денежного предложения в начале 2002 г. Поэтому целесообразно осуществить повышение тарифов не в начале года, a с учетом складывающейся ситуации с инфляцией.
3. Курсовая политика. На следующий год среднегодовой курс рубля к доллару США прогнозируется в размере 31,5 руб. за доллар. Реальное укрепление курса рубля в следующем году составит около, 4%, что приемлемо в отличие от темпов укрепления рубля в период с начала 2001 г., составивших порядка 7%. Таким образом, курсовая политика не будет способствовать инфляции, соответствует задачам поддержки отечественных товаропроизводителей, создания условий для обеспечения их конкурентоспособности в следующем году и возможности перевооружения основных фондов.
4. Бюджетная политика. Намеченная на предстоя­щий год бюджетная политика также отвечает задачам снижения инфляции. В первую очередь это будет осу­ществляться путем исполнения профицитного бюдже­та. Профицит федерального бюджета планируется в размере 1,2 % ВВП. Профицит будет достигнут за счет отрицательного чистого внешнего финансирования сумме 5 млрд. дол., или 156,6 млрд. руб. Притом, что чистые внутренние заимствования с рынка составят положительную величину в сумме 9,8 млрд. руб. Таким образом, доходы и изъятая рублевая ликвидность пой­дут на покрытие внешних долгов, что будет являться стерилизационной мерой.
Россия находится в начале второго десятилетия своего существования как самостоятельного государства. Все эти годы развитие нашей страны сопровождается высокими уровнями инфляции. Инфляция как негативное явление распространяется на все сферы жизни общества, затрагивая не только экономику России, но прежде всего российский социум. Результатом этого влияния оказывается деградация общества. Нарушается его нормальная структура. Огромные темпы роста цен привели к люмпенизации и маргинализации больших слоев населения. Отсюда пораженческие настроения, социальная напряженность, неприятие реформ и снова дальнейшая деградация российского общества. В таком состоянии последнее не может стать опорой для проведения последующих рыночных преобразований.
Исходя из этих соображений, российская экономика еще долго может находиться в переходном состоянии. Поэтому актуальность детального изучения процессов, протекающих в переходной экономике, представляется довольно ясной несмотря на многочисленность работ, уже посвященных этой проблеме.
Какие выводы можно сделать из данной работы?
Во-первых, это особенность понимания инфляции в переходной экономике. В нашей научной литературе в отличие от западной она трактуется исходя из неравенства спроса и предложения, а также из кредитно-денежной политики государства, проводившейся в начале трансформационного периода. Это обусловлено предшествующим развитием экономики России и других стран нынешнего СНГ.
Во-вторых, можно сделать вывод о многофакторности инфляции как процесса. Инфляция в переходной экономике – слишком сложное явление, которое не может вызываться только одной группой причин. Среди них можно выделить монетарные и немонетарные инфляционные факторы, которые в конечном итоге оказываются взаимосвязанными. Рост денежной массы, обусловленный необходимостью покрытия бюджетного дефицита, а также возросшей потребностью хозяйствующих субъектов в деньгах (вследствие выросших цен), вызывает повышение уровня инфляции и ускорение ее темпов. Быстрое обесценение денег приводит к переориентации на расчет наличными средствами. Рост же удельного веса высоколиквидных активов в денежной массе, как известно из практики, подпитывает инфляцию. В то же время растущие издержки производства в условиях финансового ограничения для предприятий приводят к росту взаимозадолженностей между ними. Возникает кризис неплатежей. Возрастает потребность в деньгах, и если правительство идет навстречу и включает печатный станок, то вновь уровень инфляции увеличивается вследствие роста денежной массы.
Возможен и другой вариант. При повышающейся внутренней задолженности государства, сохранении высоких процентных ставок, отсутствии доверия к национальной валюте спрос на деньги уменьшается. Но тогда при прочих равных условиях повышается скорость денежного обращения, что опять же усиливает инфляцию.
Таким образом, нельзя говорить о приоритетности тех или иных факторов в развитии инфляционного процесса в экономике России.
Третий вывод, который может быть сделан – это источник появления инфляции в переходной экономике (модель инфляции спроса или инфляции издержек). В этой связи можно сделать вывод о наличии трех составляющих в российской инфляции. Во-первых, рост цен в потребительском секторе под воздействием инфляционных ожиданий, т.е. здесь следует говорить об инфляции спроса. Во-вторых, инфляция издержек в реальном секторе экономики. Она проявляется в несколько необычной форме и представляет собой рост цен под воздействием импульсов из потребительского сектора. В-третьих, наличие скрытой инфляции издержек для сектора экономики, связанного с деятельностью естественных монополий. Эта форма проявляется не в росте цен на конечную продукцию предприятий, а в росте неплатежей.
Четвертый вывод, который следует сделать из данной работы – необходимость сочетания рыночных методов регулирования инфляции с государственными, а именно сочетание монетаристского подхода с кейнсианским. Поскольку недостаточность только лишь рыночного подавления инфляции уже сполна себя проявила в первые годы российских реформ.

Список использованной литературы

  1. Указ Президента РФ от 3 июня 1993 г. N 842 "О некоторых мерах по сдерживанию инфляции"

  2. Письмо Госналогслужбы РФ от 10 июня 1998 г. N ВК-6-02/332 "О применении индексов инфляции в 1998 году"
  3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 г. (одобрено Советом директоров ЦБР 29 ноября 2001 г.)
  4. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.
  5. Алексашенко С., Клепач А., Осипова О., Пухов С. Куда “плывет” рубль?//Вопросы экономики- 1999г.- №8-С.12.
  6. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования//ЭКО- 1999г-№7-С.25.
  7. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. - 528 с.

  8. Белоусов Д., Клепач А. Монетарные и немонетарные факторы инфляции в российской экономике//Вопросы экономики- 2000г.-№3- С.25-28.
  9. Березина М. О взаимосвязи платежной системы и инфляции в России//Финансы-1999г.-№6-С.42.
  10. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: “Инфра -М”, 1996г.
  11. Гальперин В., Гребенников П., Леусский А. Тарасевич Л. Макроэкономика. С-Пб.: “Экономическая школа”, 1994г.
  12. Глазьев С. Грядет ли новый финансовый кризис в России?// Вопросы экономики. – 2000. -№6. – С.19-20.

  13. Голиченко О.Н. Деньги, инфляция, производство: моделирование в условия несовершенной конкуренции. - М., 1997. - 96 с.

  14. Илларионов А. Инфляция – денежное явление//Вопросы экономики.-2000г.-№12.- С.15.
  15. Илларионов А. Инфляция и антиинфляционная политика в России//Аналитический банковский журнал, 2000г.-№11-12.-С.25-36.
  16. Илларионов А. Экономическая политика в открытой экономике со значительным сырьевым фактором// Вопросы экономики. – 2001. - №4. – С.12-14,20.

  17. Казанцев С.В. Скрытая природа российской инфляции // ЭКО. - 2001. - N 3. - С.2-20.

  18. Красавина Л. Инфляция и антиинфляционная политика в России как многофакторный процесс//Аналитический банковский журнал- 1998г.-№11-12-С.36-41.
  19. Курс экономической теории: учебник/ Ред.коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 4-е изд., перераб. И доп. – Киров: «АСА», 2001 г. – 752 с.

  20. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и практики: /Рост.гос.эконом.акад. - Ростов н/Д.,2000. – 318 с.

  21. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/Пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М,2001. – XXXIV, 974 с.

  22. Олихов Е.Б.Оценка реформ в РФ// Вопросы экономики. – 2001. - №1. – С.12.

  23. Пешехонов Ю.В. Особенности инфляционного развития экономики России // Финансы. - 2002. - N 3. - С.3-7.

  24. Проблемы антиинфляционной стратегии и политики в России // Деньги и кредит. - 2000. - N 1. - С.11-20.

  25. Райская Н.Н. Особенности измерения инфляции в переходной экономике / Н.Н.Райская, Л.В.Сергиенко, А.А.Френкель // ЭКО. - 1999. - N 9. - С.2-14.

  26. Рябикин В.И. Инфляция: оценка причин и следствий / В.И.Рябикин, В.П.Семенов // Финансы. - 2000. - N 6. - С.62-64.

  27. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1998.

Приложение №1.

Индекс потребительских цен

в % к предыдущему месяцу


(информация приведена по состоянию на 2 марта 2002 г.)


———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| год | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |

|———————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|—————————|

| 2002 | 103,1*| | | | | |

| 2001 | 102,8 | 102,3 | 101,9 | 101,8 | 101,8 | 101,6 |

| 2000 | 102,3 | 101,0 | 100,6 | 100,9 | 101,8 | 102,6 |

| 1999 | 108,5 | 104,1 | 102,8 | 103,0 | 102,2 | 101,9 |

| 1998 | 101,5 | 100,9 | 100,6 | 100,4 | 100,5 | 100,1 |

| 1997 | 102,3 | | 101,4 | 101,0 | 100,9 | 101,1 |

| 1996 | 104,1 | 102,8 | 102,8 | 102,2 | 101,6 | 101,2 |

| 1995 | 118 | 111 | 109 | 108,5 | 107,9 | 106,7 |

| 1994 | 118 | 111 | 107 | 108 | 107 | 106 |

| 1993 | 126 | 125 | 120 | 119 | 118 | 120 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| год | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |

|———————|—————————|——————————|——————————|——————————|——————————|—————————|

| 2001 | 100,5 | 100,0 | 100,6 | 101,1 | 101,4 | 101,6 |

| 2000 | 101,8 | 101,0 | 101,3 | 102,1 | 101,5 | 101,6 |

| 1999 | 102,8 | 101,2 | 101,5 | 101,4 | 101,2 | 101,3 |

| 1998 | 100,2 | 103,7 | 138,4 | 104,5 | 105,7 | 111,6 |

| 1997 | 100,9 | 99,9 | 99,7 | 100,2 | 100,6 | 101,0 |

| 1996 | 100,7 | 99,8 | 100,3 | 101,2 | 101,9 | 101,4 |

| 1995 | 105,4 | 104,6 | 104,5 | 104,7 | 104,5 | 103,2 |

| 1994 | 105 | 105 | 108 | 115 | 115 | 116 |

| 1993 | 122 | 126 | 123 | 120 | 116 | 113 |

| 1992 | 111 | 109 | 112 | 123 | 126 | 125 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————


1 Экономическая теория/Под ред. Камаева В. М.: “Владос”, 1999г.,с.414

2 Экономическая теория/Пол ред. Хаустова Ю. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1998г.,с. 465

3 Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л. Макроэкономика. С.-Пб.: “Экономическая школа”, 1994г.,с. 210.

4 Экономическая теория/Под ред. Булатова А. М.: “Бек”, 1997г., с. 381.

5 Дж. Сакс., Ф. Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: “Дело”, 1999г., с.364.

6 Экономическая теория/Под ред. Камаева В. М.: “Владос”, 1999г.,с.415



Являются ли объекты недвижимости однородными объектами





© 2002 - 2017 RefMag.ru