RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Инвестиции

2007 г.

Похожие работы на тему "Инвестиции":

Другие работы:

Год написания: 2007 г.

1.1. Теория инвестиций. Российский и зарубежный опыт

Термин "Инвестиция" происходит от латинского слова "Invest", что означает "вкладывать". В наиболее широкой трактовке инвестиция представляет собой вложение капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным с тем, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде.

По мнению У. Шарпа1 инвестиции можно определить следующим образом: «Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы. Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие как обыкновенные акции и облигации. В примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими».

Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль или социальный эффект2.

Такими ценностями могут быть: денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здание, сооружение, оборудование и другие материальные ценности); имущественные права, вытекающие из авторского права, опыт и другие интеллектуальные ценности; совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного производства, но не запатентованных («Ноу-хау»), права использования землей, водой, ресурсами, зданиями, оборудованием.

Валовые инвестиции3 - это общий объем инвестируемых средств в определенном периоде, направленных на приобретение средств производства, прирост товарно-материальных запасов и новое строительство.

Чистые инвестиции – это сумма валовых инвестиций, уменьшенная на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде.

Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляется в различных формах. (рис. 1).


Рис. 1. Классификация форм инвестиций по отдельным признакам

1. По объектам вложений средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции – это вложение средств в реальные активы - материальные и нематериальные (например, вложения средств в нематериальные активы, связанные с научно-техническим прогрессом, которые являются инновационными инвестициями).

Под финансовыми инвестициями понимают вложение средств в различные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долью занимают вложения средств в ценные бумаги.

Выделение реальных и финансовых инвестиций является основным признаком их классификации.

2. По характеру участия в инвестировании можно выделить прямые и непрямые инвестиции.

Прямые инвестиции – это непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляется в основном, подготовленными инвесторами, которые имеют достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомы с механизмом инвестирования.

Непрямые инвестиции - инвестирование, которое происходит другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками). В случае если инвесторы не имеют достаточной квалификации для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего управления ими, они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными или другими финансовыми посредниками (это могут быть инвестиционные сертификаты инвестиционных фондов и инвестиционных компаний). Инвестиционные фонды, собранные таким образом средства, размещают по своему усмотрению, выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуют в управлении ими, распределяют затем среди своих клиентов полученные доходы.

3. По периоду инвестирования можно выделить краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Краткосрочные вложения – это, как правило, вложения капитала на период, не более одного года (например, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов, краткосрочные депозитные вклады и т.п.).

Под долгосрочными инвестициями понимаются вложение капитала на период свыше одного года.

4. Возможно выделение инвесторов по формам собственности на инвестиции: частные, государственные, иностранные и совместные.

Частные инвестиции – это вложения средств, которые производятся гражданами, или предприятиями негосударственных форм собственности, например, - коллективной (можно назвать эту форму инвестиций "негосударственными", но в экономической практике используется термин "частные").

Государственные инвестиции – вложения, осуществляемые за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств центральными и местными органами власти и управления, или государственными предприятиями и учреждениями за счёт собственных и заемных средств.

Иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.

Под совместными инвестициями понимаются вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

5. По региональному признаку выделяют инвестиции внутри страны и за рубежом.

Под инвестициями внутри страны (внутренними инвестициями) подразумевают вложение средств в объекты инвестирования, размещённые в территориальных границах данной страны.

Под инвестициями за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объекты инвестирования, размещенным за пределами территориальных границ данной страны. (К этим инвестициям относятся также приобретение различных финансовых инструментов других стран- акций зарубежных компаний, облигаций других государств и т.д.).

Основным фактором, определяющим общее состояние и масштабы инвестиционной деятельности в экономике, выступает формирование совокупного инвестиционного спроса и предложения. Равновесие в условиях чисто конкурентного рынка предполагает, что принятие решений об инвестировании, вытекающее из сравнения ожидаемого уровня ставки ссудного процента и маржинальной эффективности капитала, ведет к оптимальному распределению планируемых инвестиций в соответствии с перспективой роста рентабельности. В действительности структура инвестиционного рынка далека от идеальной модели. Отсутствие чистой конкуренции ограничивает динамизм инвестиционного спроса и предложения, уменьшает возможности их балансирования, а следовательно, и установления цены на равновесном уровне.

Теория динамики инвестиций базируется на принципе «мультипликатора», выдвинутом Дж.М. Кейнсом4. Инвестиции в любой отрасли вызывают расширение производства и занятости в этой отрасли. В результате появляется дополнительное расширение спроса на предметы потребления, что в свою очередь вызывает расширение их производства. Последнее обусловливает дополнительный спрос на средства производства. Таким образом, благодаря инвестициям происходит увеличение совокупного спроса, занятости населения и общего дохода.

Инвестиционные проекты имеют разнообразные формы и содержание. Инвестиционные решения, рассматриваемые при анализе проектов, могут относиться, например, к приобретению недвижимого имущества, капиталовложениям в оборудование, научным исследованиям, опытно-конструкторским разработкам, освоению нового месторождения, строительству крупного производственного объекта или предприятия. Однако разработка любого инвестиционного проекта — от первоначальной идеи до эксплуатации — может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (или производственной). Суммарная продолжительность трех фаз составляет жизненный цикл (срок жизни) инвестиционного проекта (project lifetime), что можно представить в виде графика (рис. 2).

Рис. 2. Жизненный цикл (три фазы) инвестиционного проекта

Универсального подхода к разделению фаз инвестиционного цикла на этапы нет. Решая эту задачу, участники проекта должны обращать внимание на особенности и условия выполнения данного проекта. Рассмотрим примерное содержание фаз инвестиционного цикла.

Фаза 1 — предынвестиционная, предшествующая основному объему инвестиций, не может быть определена достаточно точно. В этой фазе проект разрабатывается, изучаются его возможности, проводятся предварительные технико-экономические исследования, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и другими участниками проекта, выбираются поставщики сырья и оборудования. Если инвестиционный проект предусматривает привлечение кредита, то в данной фазе заключается соглашение на его получение; осуществляется юридическое оформление инвестиционного проекта: подготовка документов, оформление контрактов и регистрация предприятия.

Затраты, связанные с осуществлением первой стадии, в случае положительного результата и перехода к осуществлению проекта капитализируются и входят в состав предпроизводственных затрат, а затем через механизм амортизации относятся на себестоимость продукции.

Фаза 2 — инвестиционная, когда происходит инвестирование или осуществление проекта. В данной фазе предпринимаются конкретные действия, требующие гораздо больших затрат и носящие необратимый характер, а именно: разрабатывается проектно-смет-ная документация; заказывается оборудование; готовятся производственные площадки; поставляется оборудование и осуществляется его монтаж и пусконаладочные работы; проводится обучение персонала; ведутся рекламные мероприятия.

На этой фазе формируются постоянные активы предприятия. Некоторые затраты, их еще называют сопутствующими (например, расходы на обучение персонала, проведение рекламных кампаний, пуск и наладка оборудования) частично могут быть отнесены на себестоимость продукции (как расходы будущих периодов), а частично капитализированы (как предпроизводственные затраты).

Фаза 3 — эксплуатационная (или производственная). Она начинается с момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или приобретения недвижимости либо других видов активов. В этой фазе осуществляется пуск в действие предприятия, начинается производство продукции или оказание услуг, возвращается банковский кредит в случае его использования. Эта фаза характеризуется соответствующими поступлениями и текущими издержками.

Продолжительность эксплуатационной фазы оказывает существенное влияние на общую характеристику проекта. Чем дальше во времени отнесена ее верхняя граница, тем больше совокупная величина дохода.

Международная практика обоснования проектов использует несколько показателей, позволяющих подготовить решение о целесообразности (нецелесообразности) вложения средств. В их числе5:

- чистая текущая стоимость;

- индекс доходности;

- рентабельность;

- внутренний коэффициент эффективности;

- период возврата капитальных вложений.

- максимальный денежный отток;

- неразрывность денежного потока;

- норма безубыточности.

Ни один из этих показателей оценки эффективности инвестиционного проекта не является достаточным для принятия решения о реализации или отклонении проекта. Решение должно приниматься с учетом значений всех показателей и интересов участников инвестиционного проекта.

Развитие основных фондов промышленных предприятий происходит посредством прироста и обновления основных фондов. Прирост основных фондов — увеличение их в натуральном выражении (накопление). В абсолютной сумме прирост определя­ется как разница между объемом основных фондов на начало и конец периода или как разница между их поступлением и выбытием за период. В относительном выражении прирост основных фондов определяют как отношение абсолютной величины прироста за период к их стоимости на конец периода. Обновление основных фондов — модернизация и замена функционирующих средств труда новыми, более производительными и совершенными по техническому уровню. Количественно обновление измеряется с помощью коэффициента обновления и коэффициента выбытия основных фондов. Коэффициент обновления — это удельный вес новых средств труда, поступивших за определенный период, в общем их количестве. Коэффициент выбытия — отношение стоимости выбывших за отчетный период основных производственных фондов к стои­мости всех основных производственных фондов на начало от­четного периода.

В США, Японии, Германии ежегодно обновляется 6-8% основных средств. В 1942 году в США были законодательно установлены сроки эксплуатации и нормативы списания основных фондов через каждые 10 лет, что с одной стороны открыло рынок продукции производственно-технического назначения, а с другой обеспечило эффективное внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и обновление основных производственных фондов6.

Практически во всех индустриальных странах уровень инвестиционной активности в последние годы активно возрастал. Так, в США за 8 лет валовые инвестиции в основной капитал выросли на 50%, в Германии – почти на 20%.

В России же на фоне экономического спада превалировала тенденция снижения нормы накопления основного капитала. Например, по добывающей и обрабатывающей промышленности средний износ основных фондов превышает 50% (см. табл. 2).


Таблица 2

Основные фонды промышленности в России7

 

2004

2005

2006

%

Добыча полезных ископаемых

 

 

 


Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости), млрд. руб.

2315

2958

3347

Степень износа основных фондов на начало года, процентов

55,4

53,2

61,4

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах)

5,3

5,1

5,6

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от наличия основных фондов на начало года, в сопоставимых ценах)

1,2

1,2

1,2

Обрабатывающие производства

 

 

 


Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости), млрд. руб.

2885

3234

3649

Степень износа основных фондов на начало года, процентов

47,9

47,7

52,8

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах)

5,0

5,4

5,9

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от наличия основных фондов на начало года, в сопоставимых ценах)

1,5

1,8

1,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 

 

 

Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости), млрд. руб.

2917

3264

3465

Степень износа основных фондов на начало года, процентов

55,4

52,3

38,6

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах)

1,9

2,1

2,2

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от наличия основных фондов на начало года, в сопоставимых ценах)

0,7

0,7

0,7

Такая ситуация обуславливает значительное отставание по ряду основных технико-экономических показателей российской промышленности от промышленности США, стран ЕС, Японии.

В нашей стране в 2005 г. инвестиции в основной капитал использованы, по оценке, в объеме 3431,0 млрд. рублей, что на 10,5% больше, чем в 2004г., в декабре 2005 г. - 559,6 млрд. рублей и на 12,0% больше, чем в декабре 2004 года.

Стабильная макроэкономическая ситуация на протяжении последних лет и продолжающийся экономический рост создают условия для притока иностранных инвестиций.

В 2006 г.. в экономику России поступило 55,1 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2,7% больше, чем в 2005 году. (табл. 3).

Таблица 3

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам8

 

2004

2005

2006

Млн. долл.
США

В про-
центах к итогу

Млн. долл.
США

В про-
центах к итогу

Млн. долл.
США

В про-
центах к итогу

Всего инвестиций

40509

100

53651

100

55109

100

        в том числе:

 

 

 

 

 

 

прямые инвестиции

9420

23,3

13072

24,4

13678

24,8

          из них:

 

 

 

 

 

 

   взносы в капитал

7307

18,0

10360

19,3

8769

15,9

   кредиты, полученные от зарубежных  совладельцев организаций

1695

4,2

2165

4,0

3897

7,1

   прочие прямые инвестиции

418

1,1

547

1,1

922

1,7

портфельные инвестиции

333

0,8

453

0,8

3182

5,8

           из них:

 

 

 

 

 

 

   акции и паи

302

0,7

328

0,6

2888

5,2

   долговые ценные бумаги организаций

31

0,1

125

0,2

294

1,7

     из них векселя

31

0,1

121

0,2

93

0,2

прочие инвестиции

30756

75,9

40126

74,8

38249

69,4

          из них:

 

 

 

 

 

 

   торговые кредиты

3848

9,5

6025

11,2

9258

16,8

   прочие кредиты

26416

65,2

33745

62,9

28458

51,6

        в том числе на срок:

 

 

 

 

 

 

      до 180 дней

3790

9,3

2656

4,9

3057

5,5

      свыше 180 дней

22626

55,9

31089

58,0

25401

46,1

   прочее

492

1,2

356

0,7

533

1,0

Следует отметить резкое замедление роста иностранных инвестиций по итогам 2006 г. по сравнению с предыдущими годами (по итогам 2005 г. их объем увеличился на 32,4%, по итогам 2004 г. — на 36,4%).

Рис. 1. Поквартальное поступление прямых иностранных инвестиций в экономику России (млрд. долл. США)9


Как и ранее, рост объемов иностранных инвестиций во многом определялся увеличением объема кредитов.

Иностранные инвесторы в 1990-х гг. предпочитали инвестиции в некапиталоемкие отрасли с быстрой окупаемостью инвестиционных проектов, в частности в торговлю, общественное питание, отрасли перерабатывающей промышленности. .В то же время инвестиции в капиталоемкие отрасли, а также отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса, были незначительны. Существенный объем прямых иностранных инвестиций приходится в России на топливную промышленность, поскольку она ориентирована на экспорт продукции в развитые и другие страны. В этом случае иностранные инвесторы фактически решают проблему сырьевого обеспечения своих стран. Однако для России эта тенденция в стратегическом плане вряд ли может быть оценена позитивно, поскольку она ведет к усилению зависимости страны от экспорта ряда сырьевых товаров, особенно нефти и газа.

В 2006 году вложения от иностранных инвесторов также направлялись в основном в организации, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых; в обрабатывающие производства; а также в организации оптовой и розничной торговли


1.2. Нормативно-правовая база инвестиций

Регулирование инвестиционной деятельности в рыночной экономике осуществляется посредством правовых норм.

Право — совокупность установленных или санкционированных государством обязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. Право воздействует на инвестиционные процессы следующим образом:

1) устанавливает нормативную базу;

2) определяет статус субъекта инвестиционной деятельности;

3) устанавливает юридическую ответственность (гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную, материальную) субъекта инвестиционной деятельности;

4) определяет возможности использования инвестиционной деятельности;

5) регулирует отношения субъекта с другими участниками инвестиционной деятельности, в том числе с государством.

С точки зрения воздействия на согласование интересов в процессе инвестиционной деятельности правовые нормы могут иметь запрещающий, дозволяющий, обязывающий и стимулирующий характер. Если в административно-командной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов — предписывать, то в рыночной экономике соответствующие регуляторы экономического и правового характера призваны стимулировать и направлять инвестиционный процесс в интересах сбалансированного развития национальной экономики. Именно правовое регулирование налоговых льгот, преференций, льготных кредитов, банковских и бюджетных гарантий, уровней таможенных пошлин, квот, дотаций и субсидий, мер по поддержанию экспорта придает необходимую Действенность соответствующим экономическим регуляторам. Правовое Регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется, во-первых, общим гражданским и хозяйственным (предпринимательским) законодательством и, во-вторых, специальным инвестиционным законодательством, регулирующим порядок привлечения отечественных и иностранных капиталовложений.

К числу основных правовых актов общего регулирования относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации; Земельный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации; Закон о недрах; Закон о Центральном банке Российской Федерации; Закон о банках и банковской деятельности; Закон о приватизации государственных и муниципальных пред, приятии; законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.

Основополагающими правовыми актами специального регулирования в системе привлечения и осуществления инвестиций являются:,

- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № Ю2-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

- Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;

- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

- Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности носит комплексный характер, так как оно представлено нормативно-правовыми актами различного уровня и ряда отраслей законодательства

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности содержит в себе нормативные акты трех уровней:

1) законодательные, включающие акты: высшей юридической силы — федеральные конституционные и федеральные законы; международные договоры; законодательство субъектов Федерации;

2) подзаконные акты: указы Президента Российской Федерации; межправительственные постановления; правительственные постановления; внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации; ведомственные акты — приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации; постановления и решения органов местного самоуправления;

3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера: административные акты участников инвестиционной деятельности; нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

Специалисты в области инвестиционной деятельности должны тщательно соотносить инвестиционную деятельность на национальном рынке с совокупностью действующих прав и норм правового регулирования предпринимательской деятельности в целом. Инвестору крайне важно знать основные положения законодательства и особенности действующих в стране методик для недопущения грубых ошибок в своей деятельности.

Высокие инвестиционные риски, дефицит накоплений у предприятий, высокая стоимость кредитных ресурсов предопределяют необходимость стимулирования инвестиционной деятельности. Действующая система стимулов в инвестиционной сфере российской экономики носит в основном фискальный характер, реализуясь, как правило, в форме налоговых и таможенных льгот.

Основными направлениями развития системы стимулирования инвестиционной активности являются:

- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

- реализация принципа права собственности (рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы), по которому из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета — на развитие муниципальной;

- равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиции независимо от форм собственности предоставляются для всех инвесторов, как частных, в том числе иностранных, так и муниципальных и государственных.

Нормативно-правовые акты субъектов Федерации в области инвестиционной деятельности в своей основе направлены на предоставление дополнительных налоговых льгот (в части своей компетенции) и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Налоговые льготы, предоставляемые субъектами Федерации инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъектов. Однако наиболее часто льготы предоставляются по налогу на прибыль, налогу на имущество, транс. портному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акциза в добывающих отраслях.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот основывается на дифференциации размеров преференции по конкретному виду налога в зависимости от:

- размера инвестиций;

- рода деятельности льготируемого субъекта (производственный сектор, банковское дело, страхование, лизинговая деятельность и т.д.);

- длительности предоставления льгот (первый год, первые два года, третий, четвертый год, период окупаемости);

- целевого назначения инвестиций (республиканские целевые программы, инфраструктура, экспортеры, разведка и освоение новых месторождений).

Следует отметить проявление в последние годы некоторой выраженной тенденции в предоставлении инвесторам со стороны региональных властей налоговых льгот: ранее льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время -практически повсеместно и с большим разнообразием. Это свидетельствует, с одной стороны, об усилении борьбы регионов за привлечение инвестиций, с другой стороны, — о более полном понимании роли инвестиций в решении экономических, социальных и политических проблем регионов.

Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить для успешного развития экономики России, очевидно, что для инициирования устойчивого инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов экономического регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуацию.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определены разнообразные формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Во-первых, это создание общих благоприятных условий для инвестирования: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислении; сведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; защита интересов инвесторов и принятие антимонопольных мер; предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; защита российских организаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования; создание и развитие сети информационно-аналитических центров и др.

Во-вторых, документом предусмотрено регулирование государством инвестиционной деятельности в таких формах, как: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов за счет госбюджета; формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных госнужд и финансирование их из бюджета; размещение на конкурсной основе средств бюджета развития для финансирования и госгарантий инвестиционных проектов на условиях возвратности, срочности, платности; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных объектов; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам аукционов, конкурсов и т.д. Вопрос о месте и роли государства в переходной экономике в целом и в инвестиционном процессе в частности — предмет оживленной дискуссии среди российских ученых и практиков. Суть дискуссии сводится к поиску ответа на вопрос о конкретной роли государства в рыночной экономике. Экономистам ясно, что в 90-х годах XX в., преодолевая одну крайность, мы впали в другую: в процессе устранения гипертрофированного огосударствления, присущего советской экономике, роль государства в экономической деятельности неоправданно снизилась, что и провоцирует кризисные процессы.

В сложившихся рыночных системах главная задача государства — создание благоприятных условий для активизации частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Однако российская экономическая практика истекшего десятилетия показывает, что переходная экономика как система, выведенная из состояния равновесия, требует для стабилизации и перехода к народнохозяйственному росту более активного участия государства не только в создании институционально-правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании в реальный сектор для Достижения необходимых структурных сдвигов. Сегодня нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего Рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций, накопившихся в советский и постсоветский периоды.

Иностранные инвестиции в России регулируются рядом законов, среди которых ключевую роль играет Закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»10.

Для регулирования прямых иностранных инвестиций в России большое значение имеет еще целый ряд законов и других нормативных документов, в особенности Федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О соглашениях о разделе продукции»11, «О валютном регулировании и валютном контроле»12 и Гражданский кодекс РФ.

Кроме того, многие субъекты РФ (более 50) принимают специальные законодательные акты, регулирующие привлечение иностранных инвестиций в регионы. Однако эти акты не всегда согласованы с федеральными законами. Кроме того, на практике региональные власти часто сдерживают приток иностранных инвестиций, либо пытаются использовать его в интересах определенных кругов национального капитала и лоббистских групп.

Правовое регулирование иностранных инвестиций строится на сочетании международно-правового и национально-правового элементов. Международно-правовое регулирование включает различные категории международных соглашений: многосторонние универсальные, региональные и двусторонние.

В числе многосторонних соглашений, получивших значительный резонанс в мире, следует назвать Вашингтонскую конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и национальными субъектами права иных государств от 18 марта 1965 г., которая вступила в силу 14 октября 1966 г., и Сеульскую конвенцию о об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., вступившую в силу 12 апреля 1988 г. Благодаря этой Конвенции система государственного и частного страхования дополняется международной системой страхования иностранных инвестиций, основанной на многостороннем сотрудничестве государств. Создаваемое в соответствии с рассматриваемым международным соглашением Агентство по гарантиям инвестиций (МИГА) имеет функцией заключение договоров страхования и перестрахования некоммерческих рисков, которым могут подвергаться иностранные инвестиции стран—участниц Конвенции. Агентство вправе производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны-участницы договора, которые рассматриваются в качестве таковых для целей Конвенции. В Конвенции содержатся понятия гарантий, инвестиций, подпадающих под гарантии, инвестора, подпадающего под гарантии, содействия капиталовложениям (ст. 12—13).

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской федерации» содержит развернутые положения в области гарантий в отношении иностранных инвесторов при осуществлении ими капиталовложений на территории РФ: гарантии правовой защиты деятельности (ст. 5), гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6), гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7), гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8), гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9), гарантия использования на территории РФ и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11), гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12), гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13), гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14), гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15), гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10). Среди перечисленных гарантий важнейшее место занимает содержание ст. 7 Федерального закона 1999 г. как новелла российского права, впервые получившая закрепление. В частности, в ней устанавливается, что если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной последнему в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.

Российская Федерация активно использует двусторонние инструменты решения вопросов правового положения иностранных инвесторов на своей территории и собственных инвесторов в зарубежных странах. Подобные соглашения имеются у Российской Федерации как на основе правопреемства, так и в порядке их заключения в качестве самостоятельного субъекта международного права со многими государствами Европы, Азии и Латинской Америки: Великобританией, США, ФРГ, Швейцарией, Испанией, Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Австрией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией, Индией и др.

В практике международных отношений к иностранным инвестициям традиционно применяется 2 режима — режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. В соответствии со ст. 4 закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», ст. 2 ГК РФ, другими российскими правовыми актами правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использовании полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, нежели правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Иными словами, в правовых актах РФ закреплен национальный режим. На основе обобщения предшествующей международно-правовой практики в Российской Федерации разработан Типовой проект соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1992 г., который имеет целью создать примерные рамки правового регулирования, относящегося к режиму иностранных инвестиций, устанавливаемому заключаемым международным договором с конкретным государством. В частности, предлагаются следующие формулировки в отношении основ правового положения иностранных инвесторов: «Каждая из договаривающихся сторон будет обеспечивать на своей территории капиталовложениям инвесторов другой стороны и их деятельности справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера». Упомянутый режим «не будет менее благоприятным, чем режим, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства». «Каждая из договаривающихся сторон оставляет за собой право определять отрасли и сферы деятельности, в которых исключается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов». При этом режим наиболее благоприятствуемой нации, предоставляемый в соответствии с договором, не будет распространяться на преимущества, которые, договаривающаяся сторона предоставляет или предоставит в будущем в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, на основе соглашения об устранении двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения и т.д.

Следовательно, предоставление национального режима, предусматриваемое международными соглашениями Российской Федерации, заключенными с другими государствами в области иностранных капиталовложений, не исключает введение определенных ограничений в соответствующих сферах, формах и видах деятельности. Изъятия могут вводиться и в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, осуществления государственной монополии на производство и обращение некоторых видов товаров.

Российская Федерация на настоящем этапе имеет международные соглашения о защите инвестиций с большинством ведущих развитых стран: Австрией (от 8 февраля 1990 г.), Бельгией и Люксембургом (от 9 февраля 1989 г.), Великобританией (от 6 апреля 1989 г.), Германией (от 13 июня 1989 г.), Испанией (от 26 октября 1990 г.), Италией (от 30 ноября 1989 г.), Канадой (от 20 ноября 1989 г.), Китаем (от 21 июля 1990 г.), Нидерландами (от 5 октября 1989 г.), США (от 3 апреля 1992 г.), Финляндией (от 8 февраля 1989 г.), Францией (от 5 июля 1989 г. с учетом обмена письмами от 6 февраля 1992 г.), Швейцарией (от 1 декабря 1990 г.) и др.

В рассматриваемых международно-правовых соглашениях содержатся ключевые понятия, важные для точности и полноты правового регулирования: «инвестор», «капиталовложения», «национальная принадлежность иностранного юридического лица», являющегося инвестором, «режим иностранных инвестиций» и т.д. К капиталовложениям соглашения относят, как правило, имущество, здания, сооружения, оборудование, иные материальные ценности; денежные средства, акции и другие формы участия; права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания материальных ценностей; объекты интеллектуальной собственности — авторские права, права на изобретения, технологию, ноу-хау, промышленные образцы и товарные знаки; иные имущественные ценности, которые признаются капиталовложениями в соответствии с законодательством страны, на территории которой они осуществлены. В некоторых случаях в понятие «капиталовложения» включается и право на разведку, разработку, добычу и эксплуатацию природных ресурсов (соглашения с ФРГ, Великобританией).


***


В заключение первой главы можно сделать следующие выводы.

В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения. Такой подход к определению понятия «инвестиции» господствует как в европейской, так и в западной методологии.

Инвестиционная деятельность — это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта). С позиций структурного анализа инвестиционная деятельность как объект исследования рассматривается в единстве субъектов, объектов и собственно экономических отношений.

Движение инвестиций, в процессе которого они последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента мобилизации инвестиционных ресурсов до получения дохода (эффекта) и возмещения вложенных средств, выступает как кругооборот инвестиций и составляет инвестиционный цикл.

Инвестиции могут осуществляться в различных формах. Классификация форм инвестиций определяется выбором критерия, положенного в ее основу. Критериями классификаций инвестиций выступают: объект вложения средств, цели, срок инвестирования, форма собственности, сфера вложений, отраслевой и региональный признаки. В рамках форм инвестиций можно выделить виды инвестиций, которые классифицируются по признакам, отражающим дальнейшую детализацию основных форм инвестиций.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется, во-первых, международным, общим гражданским и хозяйственным (предпринимательским) законодательством и, во-вторых, специальным инвестиционным законодательством, регулирующим порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Проведенное исследование иностранных инвестиций в России позволяет сделать вывод, что основными негативными факторами препятствующими формированию благоприятному инвестиционному климату являются следующие: политические, правовые и экономические институты остаются слабыми; всевластный и нереформированный бюрократический аппарат создает серьезные препятствия для эффективного проведения реформ; экономика, сильно зависящая от сырьевого сектора, весьма уязвима к внешним потрясениям; политический риск высок и продолжает возрастать, поскольку централизация политической и экономической власти в России традиционно важнее эффективного принятия решений; программы, направленные на повышение диверсификации и ускорение роста экономики, достаточно спорны.

На основе анализа зарубежного опыта стимулирования инвестиций, в нашей стране необходимо решение ряда задач, которые будут способствовать увеличению притока иностранного капитала. В числе первоочередных задач необходимо выделить следующие:

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- снижение инвестиционных рисков;

- повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;

- подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны;

- ускорение структурной перестройки, развитие новых технически передовых отраслей и производств;

- формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры без огромного числа посредников;

- разработка действенного механизма разграничения собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными структурами власти;

- создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;

- упрощение структуры налогов и снижение налогового бремени для иностранных инвесторов;

- создание адекватных механизмов страхования иностранных инвестиций.


1 Шарп У. Ф., Александер Г. Д., Бейли Д. В. Инвестиции / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1997.

2 Диаров А.А., Князев В.В. Инвестиционный менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М.,МГУТУ, 2004.

3 Диаров А.А., Князев В.В. Инвестиционный менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М.,МГУТУ, 2004 с. 6.

4 Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, а.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. С. 253.

5 Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялина В.А., ред. Инвестиции. - М.: "Проспект", 2004. с. 67

6 Материалы международной конференции в Совете Федерации "Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики" (часть 2) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №9 (54)- 1997 . - стр. 41

7 http://www.gks.ru

8 http://www.gks.ru

9 Социально-экономическое положение России в 2006 году // Вестник Банка России, 21 марта 2007 года № 15 (959). С. 14.

10 Российская газета. 1999. № 134

11 Там же. № 5-6

12 Там же. 2001. № 170

Врезка1



Методы наиболее трудно реализуемые с позиций внешней оценки





© 2002 - 2017 RefMag.ru