RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Инвестиционная политика и механизм ее реализации

2005 г.

Похожие работы на тему "Инвестиционная политика и механизм ее реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровне":

Другие работы:

Год написания: 2005 г.

Инвестиционная политика и механизм ее реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровне.


Содержание

Введение

Определяющее значение в решении проблем социально-экономического развития страны и регионов играют инвестиции. Сейчас для России необходима разработка эффективной федеральной и региональной инвестиционной политики, причем акцент должен делаться на региональный уровень.

В любой экономической системе инвестиционная активность определяет долгосрочные параметры её развития. В нашей стране позитивная роль инвестиций в обеспечении роста экономики тормозится сложностями переходного периода. Значительным препятствием активизации инвестиционной деятельности является асинхронность функционирования отдельных компонентов экономической системы.

Недостаток инвестиций в российской экономике, главным образом, обусловлен оторванностью финансового сектора от реальной сферы производства. Уровень доходности, сложившийся на финансовом рынке, значительно превышает показатели рентабельности большинства отраслей народного хозяйства. Но даже те немногие хозяйствующие субъекты, чья рентабельность покрывает плату за пользование денежными средствами, могут рассчитывать только на собственные источники при осуществлении капиталовложений, поскольку на поведении экономических субъектов сказывается существенная неопределенность будущего состояния экономики.

В силу оторванности финансового сектора от реального почти вся эмитируемая денежная масса приводит к инфляционным последствиям. Прирост товарной массы не соответствует приросту количества денег, поскольку последний происходит не за счет инвестиций в реальную сферу, а за счет операций на валютном рынке и рынке спекулятивных финансовых инструментов. Таким образом, актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения.

Целью курсовой работы является исследование механизмов реализации инвестиционной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. исследовать понятие инвестиций, инвестиционной политики;

  2. провести анализ механизма инвестиционной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

  3. предложить рекомендации по совершенствованию инвестиционного механизма.

Глава 1. Экономическая сущность и классификация инвестиций

1.1. Понятие инвестиционной политики

Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать"1. Определение содержания инвестиций в значительной степени зависит от контекста. Например, в макроэкономике инвестиции есть часть совокупных расходов, состоящая из расходов на новые средства производства (производственные или фиксированные инвестиции), на новое жилье и прирост товарных запасов. Другими словами, инвестиции - это часть валового внутреннего продукта, не потребленная в текущем периоде и обеспечивающая прирост капитала в экономике.

В микроэкономике инвестиции определяются как процесс создания нового капитала (включая средства производства и человеческий капитал).

И наконец, в теории финансов под инвестициями понимают приобретение реальных или финансовых активов, то есть "обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно, неопределенную, будущую стоимость"2

В финансово-экономическом словаре дается следующее определение: "Инвестиции - вложения в основной и оборотный капитал с целью получения дохода. Инвестиции в материальные активы - вложения в движимое и недвижимое имущество (землю, здания, оборудование и т.д.). Инвестиции в финансовые активы - вложения в ценные бумаги, счета и другие финансовые инструменты"3

Понятие инвестиций раскрывается и в Законе РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. Там указывается, что "инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта"4

В Законе РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Феде- рации, осуществляемой в форме капитальных вложений" употребляется понятие "капитальные вложения", которое трактуется следующим образом: это "инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты"

В статистическом учете и экономическом анализе реальные инвестиции называют еще капиталообразующими. Капиталообразующие инвестиции включают следующие элементы:

  • инвестиции в основной капитал;

  • инвестиции на приобретение земельных участков;

  • инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т. д.);

  • затраты на капитальный ремонт; - инвестиции в пополнение запасов материальных оборотных средств.

Важное место в структуре капиталообразующих инвестиций занимают инвестиции в основной капитал, в которые включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, затраты на жилищное и культурно- бытовое строительство.

1.2. Классификация инвестиций

В бытность плановой экономики в отечественной научной литературе и на практике наибольшее распространение получила классификация капитальных вложений по следующим признакам:

по целевому назначению будущих объектов:

  • производственное строительство;

  • строительство культурно-бытовых учреждений;

  • строительство административных зданий;

  • изыскательские и геологоразведочные работы;

по формам воспроизводства основных фондов:

  • новое строительство;

  • расширение и реконструкция действующих предприятий;

  • техническое перевооружение;

по источникам финансирования:

  • централизованные и децентрализованные;

по направлению использования:

  • производственные и непроизводственные.

С переходом к рыночным отношениям данные классификации не утратили своего научного и практического значения, но они стали явно недостаточными. Во-первых, инвестиции - более широкое понятие, чем капитальные вложения, так как они включают помимо реальных и портфельные. В данном случае совершенно не учитываются портфельные инвестиции. Во-вторых, в современных условиях значительно расширились способы и методы финансирования инвестиций, а также сфера их приложения. Все это не находит места и не отражается в вышеупомянутой классификации.

В данной связи представляют научный и практический интерес классификации инвестиций, которые приводятся в иностранной литературе. Например, в зависимости от объекта приложения различают следующие виды инвестиций5

  • инвестиции в имущество (материальные инвестиции - в оборудование, здания, сооружения, материальные запасы);

  • финансовые инвестиции (приобретение ценных бумаг);

  • нематериальные инвестиции (в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу).

Портфельные инвестиции классифицируются по виду контроля и по признаку влияния на фирму, акции которой приобретены инвестором, следующим образом:

  • оказывающие существенное влияние (приобретение от 20 до 50% акций, имеющих право голоса);

  • обеспечивающие контроль (владение инвестором более 50% акций с правом голоса);

  • не позволяющие установить контроль и не оказывающие существенного влияния (владение менее 20% акций с правом голоса).

Данная классификация важна для формирования оптимальной структуры портфельных инвестиций на предприятиях.

Комплексная классификация инвестиций приводится в работе Н. А. Бланка6, в которой все инвестиции классифицируются по следующим признакам: по объектам вложения, характеру участия в инвестировании, периоду инвестирования; формам собственности инвестиционных ресурсов; региональному признаку.

На уровне предприятия важна следующая классификация инвестиций:
реальные инвестиции:

  • развитие производства,

  • развитие непроизводственной сферы;

портфельные инвестиции:

  • приобретение ценных бумаг,

  • вложение в активы других предприятий.

Преимущество данной классификации перед ранее рассмотренными заключается в том, что она показывает, на какие цели предприятия могут направлять свои инвестиции. По сути, эта классификация характеризует инвестиционный портфель предприятия. Оптимизация этого портфеля, то есть сведение риска к минимуму и получение максимальной экономической выгоды, является одной из важнейших проблем на предприятии. Она особенно актуальна для тех предприятий, которые располагают значительным производственным и научно-техническим потенциалом, однако адаптация их к рыночным отношениям происходит медленно, при слабой инициативе со стороны руководящего звена.

Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Под структурой инвестиций понимают их состав по видам и направлению использования, а также их долю в общих объемах инвестиций. Различают общие и частные структуры инвестиций.

К общим структурам инвестиций относятся реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые).

Рассмотрим более подробно некоторые частные структуры инвестиций в основной капитал. В их число включаются: технологическая, воспроизводственная и отраслевая.

Под технологической структурой понимается состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости. В ней представлено, как распределяются доли капитальных вложений, направляемых на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские и другие работы.

Динамика изменения технологической структуры инвестиций в основной капитал в России представлена в таблице 1.

Таблица 1

Технологическая структура инвестиций в основной капитал (в % к итогу) 7

Врезка1

Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. Технологическая структура инвестиций за анализируемый период постепенно улучшается. Доля инвестиций, направляемых на приобретение оборудования, возросла с 20 до34%. Прослеживается рост затрат на проектные и изыскательские работы, связанные с созданием основных фондов, в то же время уменьшились затраты на строительно-монтажные работы.

  2. Изменения технологической структуры инвестиций в основной капитал в значительной мере связаны с неодинаковым изменением уровня цен на СМР, оборудование и проектно-изыскательские работы. За последние годы резко увеличились капитальные вложения в сферу торговли и всевозможных услуг, где значительного оборудования не требуется.

Динамика воспроизводственной структуры реальных инвестиций в основной капитал в РФ показана в таблице 2.

Таблица 2

Воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения (% к итогу)8

Врезка2

На основе приведенных данных можно сделать следующие выводы. Доля капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, имеет тенденцию к снижению. Особенно это проявилось за период с 1990 по 1999 год, когда она сократилась с 53 до 47%. А доля вложений, направляемых на расширение действующих предприятий, - с 15 до 10%. Это свидетельствует о снижении технической оснащенности предприятий и старении основных производственных фондов, что негативно отражается на развитии экономики Российской Федерации в целом.

Особое значение для экономики страны имеет распределение реальных инвестиций по отраслям экономики страны, так как именно от этого зависит экономическая эффективность капитальных вложений.

Под отраслевой структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение по отраслям промышленности и экономики в целом. Динамика отраслевой структуры капитальных вложений в Российской Федерации за 1994 - 2000 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика капитальных вложений по отраслям народного хозяйства (в %)9

Врезка3

Наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал приходился на отрасли топливной промышленности, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Это свидетельствует о чрезмерной доле капитальных вложений, направляемых на поддержание топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны (29,2%). Они составили около 1/3 всех реальных инвестиций. На все остальные отрасли экономики остается больше 70%.

Существенная доля реальных инвестиций (5,5%) направляется на развитие металлургического комплекса. При этом необходимо отметить, что ТЭК и металлургия являются весьма трудоемкими и энергоемкими отраслями и не способствуют ускорению научно-технического прогресса в стране. А на развитие таких прогрессивных отраслей, как машиностроение и химическая промышленность, направляется неоправданно малая часть капитальных вложений (всего 5,7%).

Совершенствование отраслевой структуры заключается в обеспечении ее пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП.

От планирования отраслевой структуры капитальных вложений зависит сбалансированность в развитии всех отраслей народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса и эффективность функционирования всей экономики страны.

На эффективность инвестиций в экономику страны влияет структура инвестиций по источникам финансирования. Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение исходя из источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении до оптимального уровня доли внебюджетных средств, в частности, прибыли предприятия, амортизационных отчислений, кредитов и заемных средств банков и инвестиционных институтов.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Российской Федерации за 2000 год представлена в таблице 4.

На основе представленных данных можно сделать следующие выводы:

  1. В целом структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования имеет тенденцию к улучшению. Позитивность этих изменений заключается в том, что доля средств из федерального бюджета снижается, а доля средств предприятий и физических лиц увеличивается, что характерно для рыночной экономики.

  2. За анализируемый период развития экономики Российской Федерации повысилась роль бюджетов субъектов Российской Федерации в осуществлении инвестиционной политики.

  3. Все большую роль как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления.

Таблица 4

Структура инвестиций по источникам финансирования крупных и средних предприятий (в % к итогу)10

Врезка4

Глава 2. Инвестиционная политика и механизмы ее реализации

2.1. Инвестиционная политика на федеральном уровне

Предпринимательская и инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство способно существенно затормозить или ускорить инвестиционные процессы.

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса (НТП), изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.

Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития.

Основные принципы инвестиционной политики предусматривают:

  • последовательную децентрализацию инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий (снижение налогов, ускоренная амортизация и т.п.) для финансирования их инвестиционных проектов,

  • государственную поддержку предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования в форме ассигнований на финансирование на возвратной и платной основе. Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования только для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий (неприбыльный) характер и не располагающих собственными источниками финансирования,

  • размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с приоритетами основных направлений структурной политики и исключительно на конкурсной основе. Обязательным условием принятия решений о финансировании должна стать предварительная экспертиза каждой инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия целям и приоритетам социально-экономической политики и безусловной окупаемости;

  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета направляемых на инвестиции в форме безвозвратного и возвратного финансирования;

  • значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

  • использование части централизованных инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса. Финансирование развития указанных "точек роста" будет осуществляться при условии вклада инвестора в размере не менее 80% средств, необходимых для реализации проекта. Срок окупаемости таких проектов не должен превышать двух лет;

  • совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.

Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.

Тесно связана с инвестиционной политикой амортизационная политика государства. Устанавливая порядок использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

  1. нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ;

  2. амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться, только исходя из их функционального назначения;

  3. всем предприятиям должна быть предоставлена возможность осуществления ускоренной амортизации;

  4. амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.

Инвестиционная политика взаимосвязана с научно-технической политикой. В современных условиях, когда Россия теряет свои позиции в научно-технической области, еще раз следует напомнить, что ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику по ускорению НТП.

Инвестиционная политика предполагает наличие цели, задач и механизма их реализации. Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, направленного на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др.

Для реализации разработанной инвестиционной политики необходим четкий механизм, который предусматривает:

  • создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;

  • выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

  • определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики и разрабатывается на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективы.

Под инвестиционной политикой предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятия. При разработке инвестиционной политики на предприятии ведущими являются следующие принципы: экономическое обоснование инвестиций; нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических целей предприятия; учет инфляции и факторов риска; формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций; ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации на основе имеющихся ресурсов; выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций. Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие преимущества, неспособна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также социально-экономические процессы в интересах всего общества. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества. Обо всем этом должно позаботиться государство.

Для выполнения своих функций по регулированию экономики государство должно использовать как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны. Экономические методы регулирования государством инвестиционных процессов довольно разнообразны: участие государства в инвестиционной деятельности, создание свободных экономических зон, оптимальное налогообложение, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, функционирования кредитно-финансовых механизмов и др.

Административные методы, то есть методы прямого воздействия, используются государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.

Состояние инвестиционной деятельности в стране можно представить следующими показателями:

  • общий объем инвестиций;

  • доля инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП);

  • доля реальных инвестиций в общем объеме инвестиций;

  • общая величина реальных инвестиций и др.

Объективность показателей оценки инвестиционной деятельности связана с тем, что их рост немыслим без вложения инвестиций. В определенной мере эти показатели характеризуют и эффективность использования инвестиций. Если темпы роста этих показателей опережают темпы роста инвестиций, то это явный признак повышения эффективности использования инвестиций.

Инвестиции необходимы для расширения и развития производства, недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов, повышения технического уровня производства, качества продукции конкретного предприятия и обеспечения ее конкурентоспособности, в конечном итоге - для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, его стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Инвестиции способствуют реализации научно-технической и инновационной политики. Развитие экономического потенциала на современном этапе происходит в условиях нового витка научно-технического прогресса. Его достижения выступают важным фактором укрепления экономической мощи страны. Стремительный научно-технический прогресс является главной причиной быстрого морального старения оборудования и техники, требует систематического их обновления в короткие сроки. Именно инвестиции в научно-техническое перевооружение, модернизацию, ввод современных технологий обеспечивают укрепление экономики страны.

Реализация инноваций осуществляется с помощью инвестиций. В период выхода из кризиса в значительных масштабах осваиваются базисные инновации, что требует крупных инвестиций в освоение новых поколений техники и технологии, строительство или техническую реконструкцию действующих предприятий. Решающая роль в этом принадлежит государству, которое прямо (путем бюджетных вложений) или косвенно (с помощью экономических льгот) поддерживает эти инновации, имеющие решающее значение для оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Приоритетной задачей в период экономических реформ является активно проводимая научно-техническая и инновационная политика, которая обеспечивает непрерывный процесс замены устаревших технологий в производстве на передовые, отвечающие реалиям современности. Ядром структурных изменений экономики выступает инновационная сфера, и степень ее развития определяет скорость и качество протекающих в национальной экономике преобразований.

Обновление технологий в производственной сфере - процесс по своей сути интегрирующий, привлекающий человеческие, интеллектуальные и материальные ресурсы из различных источников.

В современных условиях актуальное значение приобретают вопросы влияния инвестиций на социальную политику государства. Взаимосвязь инвестиций и социального фактора развития государства проявляется в следующем:

  • во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвенно связанных с укреплением экономических основ государства, количественными и качественными показателями производства мобилизационных и трудовых ресурсов;

  • во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан России.

Главной целью социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются: на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного цивилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление адресности социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.

Инвестирование социальной сферы поможет заложить фундамент для повышения мобильности рабочей силы, регулирования труда и занятости, установит необходимый уровень социальной поддержки населения, создаст условия для обеспечения высокого уровня социального потребления.

Таким образом, инвестиции оказывают воздействие на национальную экономику в целом, обеспечивают ее устойчивое развитие через бюджетную, научно-техническую и инновационную политику.

2.2. Инвестиционная политика на региональном уровне

Под региональной инвестиционной политикой следует понимать систему мер и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона.

По мнению многих экономистов, в России на сегодняшний день практически отсутствует федеральная инвестиционная политика. Как следствие этого - основная нагрузка по формированию инвестиционной политики ложится на регионы.

Практика показывает, что региональная инвестиционная политика в условиях становления рыночной среды находится в стадии формирования с точки зрения экономического механизма ее реализации. К тому же не до конца отлажена ее организационная сторона. Иными словами, многие регионы не готовы вести инвестиционную политику в рыночных условиях. И одной из причин такой ситуации является, к сожалению, недостаточный опыт и квалификация региональных властей в проведении инвестиционной политики.

В период Советского Союза региональную инвестиционную политику проводил союзный центр. Причем, бывшие союзные республики не были экономически самостоятельными субъектами. Именно центр решал, для каких республик и регионов требуются дополнительные финансовые средства. Свыше 90% государственных капитальных вложений осуществлялось из союзного бюджета. Еще одной особенностью региональной инвестиционной политики, проводимой союзным центром, была преимущественно предметная (отраслевая) специализация хозяйства регионов по типу: Урал - металл, тяжелое оборудование, Восточная Сибирь - лес, Кузбасс - уголь, Тюмень - нефть и газ и т.д.

Так как инвестиции служат одним из главных факторов повышения эффективности хозяйствования, в условиях спада производства особую важность приобрел вопрос нахождения количественного увеличения и качественного улучшения инвестиционных проектов. Анализируя динамику основных показателей экономики за последние несколько лет, несложно сделать вывод о невысокой результативности и ограниченности сфер инвестиционных процессов.

Характерной особенностью российского рынка является заметная дифференциация инвестиционной активности по отдельным секторам экономики. Аналогичная ситуация наблюдается и на региональном уровне.

Ключевой проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. Необходимо оговориться, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Это города Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие.

Другим, более или менее стабильным источником инвестиций в регионах являются капиталовложения за счет собственных средств предприятий через аккумуляцию финансовых средств в специализированные фонды, долевое участие, механизм гарантий и т.д.

Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы резко сократился. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.

Мировая практика показывает, что в развитых странах в последние годы все большее значение приобретает лизинг как одна из прогрессивных форм привлечения и использования инвестиций. Лизинговая компания по своей сути является финансовым посредником, который привлекает ресурсы для приобретения оборудования, обновления основного капитала предприятий, расширения объемов выпуска, осуществления технологической модернизации и т.д.

Однако лизинговые отношения с российскими предприятиями развиваются крайне медленно. Отсутствие интереса к этой форме привлечения инвестиций объясняется тем, что наряду с проблемами доступности и стоимости финансовых ресурсов, а также проблемами платежеспособности, немаловажное значение имеет то, что большинство руководителей и финансовых директоров российских предприятий имеет довольно поверхностное представление об условиях и преимуществах промышленно-финансового лизинга.

Анализ научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет сформулировать ряд основных направлений ее реализации на региональном уровне:

формирование благоприятного инвестиционного климата;

поиск источников финансирования структурных преобразований;

повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;

усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;

снижение инвестиционных рисков и т.д.

Немаловажное значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Использование вышеназванных инструментов, на наш взгляд, позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.

2.3. Инвестиционная политика на муниципальном уровне

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).

Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:

1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города):

- экономические;

- политические;

- законодательные;

- природоохранные;

- инфраструктурные;

- природно-климатические;

- ресурсные;

- демографические.

2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):

- финансовые показатели;

- производственно-технологические;

- инфраструктурные;

- входящие ресурсы;

- состояние менеджмента, маркетинга.

Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата территории выделяются наиболее важные факторы на момент определения данного показателя. Высокий индекс инвестиционного климата получают город или территория, имеющие стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.

Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента - активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимо проводить определенную инвестиционную политику.

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).

Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально-экономического развития города и включают:

- определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;

- разработку комплекса мероприятий по инвестированию;

- определение потребности в инвестиционных ресурсах;

- поиск и выбор источников инвестиций;

- формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению.

Одним из важнейших вопросов осуществления муниципальной инвестиционной политики является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение, что особенно актуально в условиях дефицита бюджетных инвестиций.

К направлениям создания благоприятных условий для инвесторов, уже рассмотренных выше, следует добавить:

- создание современной системы коммуникаций и информационного обеспечения инвестиционной деятельности (например, организация единого информационно-аналитического пространства города на основе геоинформационных систем);

- обеспечение деловой оперативности в принятии управленческих решений, связанных с инвестиционной деятельностью в городе;

- осуществление городского маркетинга, создающего благоприятный имидж города в целом для внешних инвесторов.

Особенности инвестирования в социальную сферу муниципальных образований обусловлены, прежде всего, сущностью данной сферы и спецификой выполняемых ею функций.

Понятие "социальная сфера", являясь многоплановым, имеет целый ряд неоднозначных определений: от лаконичного "непроизводственная сфера и отрасли услуг" до философского "специфическая область общественных отношений, охватывающая систему социально-классовых, национальных отношений, связи общества и личности, а также совокупность социальных условий и факторов жизнедеятельности общественных групп и личности, их развития и совершенствования".

С позиций структурно-функционального подхода социальная сфера раскрывается в двух основных плоскостях - через взаимодействие людей с природой, экономикой и отношения с обществом, друг с другом. Первая в этом смысле охватывает "рукотворную природу" , непроизводственную сферу, социальную инфраструктуру, жилищные поселенческие и градообразующие комплексы, вторая -собственно систему общественных отношений, социальных связей. Таким образом, опираясь на собственную инфраструктуру (жилье, учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, службы занятости и т.д.), социальная сфера выполняет следующие основные функции:

- собственно социальную, т.е. функцию поддержания и развития человеческой общности;

- экономическую, так как в рамках данной сферы происходит распределение и потребление жизненных средств;

- функцию социализации, т.е. обеспечения взаимодействия личности и общества, передачи исторического опыта, традиций;

- гуманистическую функцию, т.е. обеспечение условий жизнедеятельности людей, достойного образа и качества жизни.

Инвестиции в социальную сферу муниципального образования (города) - это вложения в здравоохранение, просвещение и образование, благоустройство и озеленение, развитие физкультуры и спорта, организацию молодежного досуга, реализацию различных социальных программ и т.д.

Такие инвестиции нацелены, прежде всего, не на экономический эффект в виде дохода, прибыли инвесторов, а на достижение социального результата, который, в конечном итоге, выражается в улучшении качества жизни населения муниципального образования. Эта особенность накладывает определенную специфику на методы обоснования и реализации инвестиционных проектов.

Оценка эффективности при обосновании инвестиционных проектов в социальной сфере предполагает не только определение состава и размера затрат и круга последствий, результатов, к которым они приводят, но и решения задачи сопоставления показателей, имеющих различное измерение (например, стоимостное и натуральное).

Понятие социальной эффективности включает:

- эффект длительного воздействия на состояние людей (совершенствование здравоохранения, образования, культуры, борьбы с загрязнением окружающей среды);

- эффект длительного воздействия на уровень жизни (совершенствование жилищных условий, увеличение уровня доходов населения, улучшение экономической обстановки и т.п.);

- экономия времени, связанная с совершенствованием инфраструктуры;

- эффективность, связанная со стоимостью человеческой жизни и ее ценностью.

Результаты инвестирования в социальную сферу определяют условия жизнедеятельности и развития общества как на уровне отдельных муниципальных образований, так и государства в целом, т.е. имеют особую общественную значимость. Поэтому источниками инвестиций в социальную сферу в основном являются централизованные бюджетные и внебюджетные средства (как местного, так и вышестоящих уровней). Формами финансирования при этом обычно выступают субвенции или целевое финансирование инвестиционных проектов и программ.

Однако ограниченность бюджетных ресурсов для нужд развития социальной сферы муниципальных образований выдвигает необходимость привлечения альтернативных источников инвестиций. Так, наряду с традиционными, в качестве существенных источников инвестирования в данную сферу можно рассматривать благотворительную деятельность, а также возможность привлечения средств независимых фондов развития, в том числе международных.

Состав источников инвестиций в социальную сферу города (муниципального образования) представлен на схеме 2.

В современном мире благотворительная деятельность является важной частью гражданских инициатив, направленных на решение социальных проблем. Формы проявления благотворительности различны: от финансовых пожертвований до непосредственного участия в выполнении общественных работ (волонтерство).

Благотворительность представляет собой добровольные бескорыстные пожертвования физическими и юридическими лицами (благотворителями) средств приобретателям (благо-получателям) материальной, финансовой, организационной и иной благотворительной помощи. Специфическими формами благотворительности является меценатство и спонсорство.

Под меценатством понимается добровольная бескорыстная деятельность физических лиц по материальной, финансовой и иной поддержке благополучателей. Спонсорство представляет собой добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц по материальной поддержке благотворительной деятельности с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки.

Благотворительная деятельность в интересах общества или отдельных категорий лиц может осуществляться различными благотворительными организациями, в том числе создаваемыми в форме фондов.

Фонд - это некоммерческая организация, создаваемая в определенных общественно полезных целях путем объединения имущественных взносов. Учредителями фонда могут быть физические и юридические лица.

Благотворительные пожертвования организаций могут осуществляться в следующих формах:

- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.


Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики и механизма ее реализации

Региональная инвестиционная политика – это система мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-ориентированного развития региона.

Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из трёх взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.

Первый блок – это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в регионе; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия. Первые главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые в свою очередь определяет комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой.

Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики; 2)формирование региональной инвестиционной программы; 3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.

Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Основополагающими этого блока являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).

Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.

Привлечение иностранных инвестиций должно обеспечить решение следующих проблем:

ускорение процесса обновления технической и технологической производственной базы страны,

создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства,

освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства,

продвижение российских товаров и технологий на внешние рынки.

Совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций в должно осуществляться в направлениях:

обеспечения благоприятных условий для иностранных инвестиций в области налогообложения, экспорте импортных тарифов, валютного регулирования;

установления на территориях свободных экономических зон льготного, по сравнению с общим, режима хозяйственной, в том числе внешнеэкономической деятельности;

сохранения условий концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в течение срока действия этих договоров и соглашений;

создания системы страхования и гарантирования прямых иностранных инвестиций, использование залоговых форм привлечения иностранных инвестиций;

совершенствования системы информатизационного обеспечения иностранных инвесторов.

Перечисленные факторы создают финансовую и нормативно правовую основу для стабилизации инвестиционной обстановки в стране и позволяют рассчитывать на оживление спроса в отдельных сегментах инвестиционного рынка.


Заключение

Ключевыми факторами экономического роста национальной экономики выступают инвестиции. Анализ их сущности и динамики, научный подход к их классификации, уяснение задач инвестиционной политики имеют большое научное и практическое значение.

Инвестиции являются важнейшей экономической категорией и выполняют значимую роль в активизации структурных преобразований в экономике; в экономическом подъеме и стабильном функционировании предприятий; максимизации их прибыли.

Основными направлениями инвестиционной политики являются: улучшение инвестиционного климата в государстве; повышение инвестиционной привлекательности предприятий; совершенствование деятельности инвестиционных институтов; концентрация имеющихся ресурсов в целях проведения национальной промышленной политики; совершенствование механизма отбора инвестиций для финансирования федеральных целевых программ.

Ключевой принцип государственной политики по отношению к негосударственным инвесторам должен заключаться в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность, максимально содействовать созданию необходимой законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств.

В целях активизации инвестиционного процесса государство должно поддерживать становление вторичного рынка ценных бумаг и инфраструктуры фондового рынка. Дальнейшее развитие должны получить инвестиционные фонды, инвестиционные банки и инвестиционные компании, способствующие "переливу" капитала с целью достижения максимальной эффективности инвестиций.

Необходимо значительно расширить практику привлечения капиталов негосударственных инвесторов для осуществления эффективных проектов государства, чему должен способствовать принцип долевого государственно-коммерческого финансирования. Одновременно должно практиковаться выделение централизованных средств под реализуемые проекты в виде государственных гарантий, путем покупки государством части ценных бумаг по проектам прошедшим государственную экспертизу.

Важным направлением инвестиционной политики должно быть привлечение сбережений населения для строительства жилья и реализации других эффективных инвестиционных проектов через механизм фондового рынка, что будет стимулировать развития широкою круга отраслей и оказывать благоприятное влияние на решение проблемы занятости населения.

Важную роль в привлечении негосударственных средств к реализации приоритетных направлений структурной политики и концентрации капитала для осуществления долгосрочных инвестиционных программ должны играть финансово-промышленные группы.

Значительной поддержкой развитию рыночных отношений в инвестиционной сфере является также широкое распространение практики лизинга дорогостоящих видов техники, позволяющей уменьшить финансовое бремя инвестиционных расходов для инвесторов-заказчиков и стимулировать инвестиционный спрос на соответствующую продукцию отечественных и зарубежных производителей.


Литература

  1. Инвестиционная политика на территории муниципального образования / Под общ. ред. В.И. Шеина. - М.: РИЦ "Муниципальная власть" , 2001.

  2. Муниципальная собственность и инвестиции. - М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2003.

  3. Зеленская Т.М. Социальная сфера: логистический аспект. - СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 2002.

  4. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е.В. Тишина. - М.: РИЦ "Муниципальная власть" , 2001.

  5. Власов П.В. Благоторительность и милосердие в России. - М.: Центрополиграф, 2001.

  6. Гуськов Н.С., Гуцериев С.С., ЗенякинВ.Е., Крюков В. В., Шершунов В.А.Инвестиции. Формы и методы их привлечения. - М.: Алгоритм, 2001.

  7. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1999. -№ 9. - Ст. 1096.

  8. Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс - новая экономическая (финансовая) категория // Финансовый бизнес. -2000. -№ 8. -348 с.

  9. Бланк Н.А. Инвестиционный менеджмент. -Киев: МП "Итем", 1995. - С. 17.

  10. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования / Академия на- родного хозяйства при Правительстве РФ. -М.: Дело, 1999. -1008 с.

  11. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999. -413 с.

  12. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. -М.: Госкомстат, 2000. -85 с.

  13. Кидрасов Ю.Ф. Инвестиции - решающее условие экономического роста // Вестник Башкирского университета. -Уфа, 1998. -№ 1(II). -С. 50 -52.

  14. Коссов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия и подходы) // Проблемы теории и практики управления. -2000. -№ 1. -С. 16 -27.

  15. Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во "Лань", 2000. -С. 116, 144.

  16. Мертенс А.В. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой теории. -К.: Киевское инвестиционное агентство, 1997. -416 с.

  17. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995. -415 с.

  18. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. -М.: Логос, 2001. -1202 с.

  19. Слепов В.А., Потапская М.А. Инвестиции как фактор экономического роста. -М.: Финансы, 1999. -№ 1. -С. 19 -21.

  20. Финансы и кредит субъектов РФ: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Сергеева. -Калининград: БИЭФ, 1999. -735 с.

1 Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. - М.: Дело, 1997. - С. 10.

2 Мертенс А.В. Инвестиции: курс лекций по современной финансовой теории. - Киев, 1997. - С.4.

3 Финансово-экономический словарь / Под ред. М.Г. Назарова. - М., 1995. - С. 86.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. Официальное издание. - 1999. - № 9. - Ст.1096.

5 См.: Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. - М., 1994. - С. 25.

6 См.: Бланк Н.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев, 1995. - С. 17.

7 Таблица приводится по: Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2001. - С.571.

8 Таблица приводится по: Инвестиции в России. - 2001. - № 1. - С. 10.

9 Таблица приводится по: Инвестиции в России. - 2001. - № 1. - С. 10.

10 Таблица приводится по: Инвестиции в России. - 2001. - № 1. - С.15.



Оценщик несет ответственность за точность расчетов стоимости





© 2002 - 2017 RefMag.ru