RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Пример работы

Конституционно-правовой статус Президента РФ

2012 г.

Оглавление


Введение
1. Становление института президентства
1.1. Понятие «институт президентства»
1.2. Этапы становления института президентства в России
2. Конституционно-правовой статус Президента РФ
2.1. Правовой статус Президента Российской Федерации
2.2. Президент РФ в системе органов государственной власти России
2.3. Защита правового статуса Президента РФ
Заключение
Библиография

Введение

Распад СССР и образование на его месте независимых и суверенных государств - бывших союзных республик - предопределили необходимость правового оформления и закрепления новой государственности. Первыми шагами стали выработка и принятие новых конституций, которые бы отвечали их новому международно-правовому статусу. Встав на путь демократических перемен, Россия вынуждена была обратиться к мировому опыту демократического развития, к ценностям, являющимся базовыми для построения отношений между ведущими государствами Европы и всего мира.

Одним из институтов, через которые осуществляется демократия, является институт президентства, возникший в рамках европейской политической культуры Нового времени, т. е. в эпоху формирования гражданского общества, как альтернатива монархизму. Вслед за Россией во всех странах СНГ были введены институты президентства. Данный государственный институт является новым для нашей страны и в силу этого требует специального теоретико-правового, сравнительного исследования.

Практическая значимость работы курсовой работы заключается в актуальности проблемы применения конституционных полномочий Президента в сфере руководства органами государственной власти.

Научная новизна заключается в обобщении современного положения дел по исследуемой проблематике.

Объект исследования – Конституция Российской Федерации, а предмет – конституционно-правовой статус Президента РФ.

Целью курсовой работы является исследование особенностей конституционно-правового статуса Президента РФ. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «институт президентства»;

- исследовать этапы становления института президентства в России;

- проанализировать правовой статус Президента Российской Федерации;

- рассмотреть место Президента РФ в системе органов государственной власти России;

- изучить особенности защиты правового статуса Президента РФ.

При написании курсовой работы использовались современные законодательные акты, регулирующие исследуемую сферу деятельности, комментарии к законодательству и монографии, посвященные вопросам конституционного права.

Ведущие российские и зарубежные ученые - теоретики государства и права, конституционного права, административного права и права государственного управления в крупных монографиях, учебниках и научных статьях разработали теоретические основы учения о государственной власти, истоках становления российской государственности, базовых началах конституционного права России, стран ближнего и дальнего зару3 бежья, а также отдельных институтов конституционного права, включая институт президентуры.

Среди российских авторов необходимо назвать таких, как С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, Н.А. Боброва, Н.А. Богданова, Б.Н. Габричидзе, Н.И. Глазунова, Ю.А. Дмитриев, Т.Д. Зражевская, А.А. Кармолицкий и др.

Методологической базой исследования является общенаучный диалектический метод познания. Для достижения поставленной цели и решения отдельных задач также использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, логико-формальный, системно-структурный и иные научные методы исследования.



1. Становление института президентства

1.1. Понятие «институт президентства»

Институт президента (от лат. praesdens — «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах.

Лишь при подготовке к принятию Конституции США 1787 года, когда встал вопрос о наименовании нового выборного главы государства, впервые был использован термин «президент» для обозначения такого должностного лица1.

В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился.

Действующая Конституция РФ принималась в неспокойный период и была направлена, прежде всего, на укрепление президентской власти.

В российском федеративном многонациональном государстве Президент РФ выступает одним из гарантов, обеспечивающих целостность и единство России. Президент является олицетворением российской государственности. Современная российская конституционная модель наделяет Президента особой ролью в государственном механизме и в системе политического властвования, предоставляя ему большие полномочиям. Президент РФ, не входя ни в одну из существующих ветвей власти, является главой государства и обеспечивает координацию деятельности органов государственной власти.

Россию относят к странам со смешанной формой правления, для которых характерно сочетание реальной власти Президента с парламентской ответственностью правительства. Классическим примером является V Республика во Франции. Поэтому неудивительно, что французская Конституция 1958 г. оказала большое влияние на Конституцию РФ.

Однако, в ряде случаев, особенно в отношениях Президента с Федеральным Собранием и Правительством, глава российского государства обладает существенными и реальными полномочиями, превосходящими полномочия не только французского, но и американского президента.

Анализируя сложившиеся в мире подходы к институту президентства, можно выделить следующие основные признаки, присущие президентам практически всех государств2:

- президент — это выборное должностное лицо;

- президент выполняет функции главы государства;

- он либо является главой исполнительной ветви власти, либо участвует в выработке решений исполнительной власти, инициирует принятие законов, выполняет роль арбитра в системе органов власти;

- он никому не подчинён и не зависит от других государственных органов;

- он обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы;

- президент обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства

Таким образом, Президент — де-юре выборная должность главы государства. В государствах с президентской формой правления президент является также главой исполнительной власти, с парламентской — лишь главой государства.


1.2. Этапы становления института президентства в России

Если рассматривать становление института Президента в России в хронологическом порядке, то можно выделить три периода его формирования.

Первый период (март 1991 г.— сентябрь 1993 г.) характеризуется учреждением поста Президента в России и включением соответствующих статей в Конституцию РСФСР 1978 г.

17 марта 1991 г. состоялся всесоюзный референдум, на котором решался вопрос о сохранении Союза ССР. Большинство россиян, принявших участие в голосовании, на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента в РСФСР, избираемого всенародным голосованием?» — ответили положительно. 24 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР были приняты два закона, имевших огромное значение для утверждения президентуры в России. Это законы «О Президенте РСФСР»3 и «О выборах Президента РСФСР». Примечательно, что закон «О Президенте РСФСР»4 закрепил статус президента как высшего должностного лица и главы исполнительной власти.

Президент РСФСР избирался сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При вступлении в должность Президент РСФСР приносил присягу.

Одновременное Президентом РСФСР избирался и вице-президент РСФСР. Кандидатуру вице-президента РСФСР предлагал кандидат в Президенты РСФСР. Вице-президент осуществлял по поручению Президента отдельные его полномочия и заменял Президента в случае его отсутствия.

Согласно ст. 121 Конституции РСФСР5 Президент обладал правом, законодательной инициативы. Ему принадлежало право издавать указы. Указы Президента РСФСР по вопросам, отнесенным к его ведению, были обязательны к исполнению на всей территории РСФСР. Но вместе с тем существовало одно ограничение: указы не должны были противоречить Конституции и законам РСФСР.

В полномочия Президента также входило назначение Председателя Совета Министров с согласия Верховного Совета РСФСР, назначение и освобождение от должности министров, руководителей комитетов и ведомств, руководство деятельностью Совета Министров. Президент РСФСР возглавлял Совет Безопасности, объявлял в соответствии с законом РСФСР чрезвычайное положение. Как гарант Конституции, Президент имел право приостанавливать действие актов президентов республик в составе РСФСР, а также отменять акты краевой, областной и городской администрации в случае их противоречия законодательству. Президент решал в соответствии с законом вопросы гражданства РСФСР, предоставления политического убежища.

Кроме того, Президент России награждал государственными наградами, осуществлял помилование. Президент мог быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции РСФСР, законов, а также данной им присяги. Такое решение принималось Съездом народных депутатов на основании заключения Конституционного Суда РСФСР ' большинством в 2/3 голосов.

В случае отрешения от должности Президента, его отставки, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, в случае его смерти полномочия Президента РСФСР исполнял вице-президент. Таким образом, по Конституции 1978 г. Президент РСФСР был провозглашен высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.

Второй период (сентябрь — декабрь 1993 г.) утверждения президентуры в России приходится на начало этапа конституционной реформы, когда полномочия Президента были значительно расширены. Для разрешения кризиса власти 21 сентября 1993 г. Президент прервал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, издав Указ № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе в РФ»6. Трагической развязкой издания данного Указа явились события 3—4 октября 1993 г.

Расширительное толкование полномочий Съезда народных депутатов, который мог свести на нет любые действия как самого Президента, так и других высших должностных лиц государства, и ряд других причин обусловили издание вышеупомянутого Указа Президента. Именно с этого момента был принят курс на построение президентской системы правления в нашем государстве, который был впоследствии поддержан Конституционным Совещанием.

Третий период начался с принятием новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г., которая наиболее полно регламентировала всю полноту и механизмы реализации полномочий Президента РФ. В Конституции определению особенностей конституционного статуса и полномочий Президента РФ посвящена отдельная четвертая глава, которая предваряет главы Конституции РФ, касающиеся организации государственной власти в России (гл. V, V, V).

Таким образом, институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Первый период (март 1991 г.— сентябрь 1993 г.) характеризуется учреждением поста Президента в России и включением соответствующих статей в Конституцию 1978 г. Второй период (сентябрь — декабрь 1993 г.) - конституционная реформа, которая существенно расширила полномочия Президента. Третий период начался с принятием новой Конституции РФ 1993 г., которая наиболее полно регламентировала всю полноту и механизмы реализации полномочий Президента РФ.



2. Конституционно-правовой статус Президента РФ

2.1. Правовой статус Президента Российской Федерации

Статья 80 Конституции РФ 1993 г.7 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливается, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства как внутри страны, так и в международных отношениях.

Принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции Российской Федерации, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее.

В Конституции Российской Федерации заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признания не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента Российской Федерации на основе решения Конституционного суда Российской Федерации и др.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции Российской Федерации и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам8.

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В реализации всех этих функций Президент Российской Федерации может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамах Конституции Российской Федерации.

Это относится и к такой функции Президента Российской Федерации, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Президент Российской Федерации идет на выборы с определенной программой, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают последние достоянием депутатов, народа, партий, общественности. Это дает возможность в случае необходимости корректировать политику Президента Российской Федерации с использованием всего потенциала конституционных форм.

Как глава государства Президент Российской Федерации представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место главы о Президенте в Конституции. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации9.

Таким образом, Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Президент Российской Федерации является также гарантом конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

2.2. Президент РФ в системе органов государственной власти России

Конституционный статус главы государства прежде всего предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ); принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ); приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение российского Президента такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В этом качестве Президент РФ решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

В формулировке ч. 2 ст. 80 Конституции РФ о том, что Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, заложена функция Президента как верховного гаранта соблюдения и обеспечения этих прав и свобод всеми ветвями власти, всеми органами государственной власти Российской Федерации, их должностными лицами прав человека.

Полномочия Президента в данной сфере выражаются в различных формах10. Президент наделен неограниченными правами в области законодательной инициативы, позволяющей ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации конституционных положений; касающихся прав и свобод. Президент также использует право вето. Указы Президента РФ приостанавливают применение актов органов исполнительной власти субъектов РФ, но не отменяют их. Данное конституционное полномочие Президента распространяется на акты президентов республик, глав правительств, руководителей администраций субъектов РФ и губернаторов. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также как глава государства Президент РФ имеет право отменить акты Правительства в случаях их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента.

Таким образом, у Президента имеется существенное средство поддержания конституционности и законности в стране, соблюдения связывающих Россию договорных и обычных норм международного права, обеспечения уважения прав и свобод человека.

Но вместе с тем Президент РФ не вправе приостанавливать или отменять действие законов субъектов РФ, поскольку это было бы вмешательством в деятельность законодательной и судебной власти. Кроме того, действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ может приостанавливаться Президентом только до решения данного вопроса соответствующим судом и в связи с этим ограничиваться во времени. Тем самым действия Президента не носят характер окончательного вердикта.

Если акты самого Президента РФ будут посягать на конституционные права и свободы человека, то их можно оспорить в Конституционном Суде, однако отрешению от должности при этом Президент подлежать не будет. По предложению некоторых ученых необходимо устранить данный пробел: нуждается в уточнении правовой статус Президента РФ «как должностного лица, действия которого можно оспаривать в общем суде»11.

Часть 2 ст. 80 Конституции РФ предусматривает, что Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, се независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Охранять суверенитет России означает обеспечивать его распространение на всю территорию государства.

В силу своей значимости охрана суверенитета неразрывно связана с деятельностью всех ветвей государственной власти, но Президент наделяется в этой области особыми полномочиями. Именно ему предоставлено право принимать единоличные оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами. К ним относятся такие, как введение военного или чрезвычайного положения, принятие отставки у Правительства РФ.

В этой области, согласно Конституции, Президент действует в строго установленном порядке, т.е. он предпринимает не любые действия, а только те, которые вписываются в пределы его полномочий. В том случае, если данные действия по объективным причинам не детализированы в ст. 83—89 Конституции, Президент исходит из общего принципа разделения властей.

Важнейшим направлением внешней политики является дипломатическая деятельность самого Президента. К ней следует отнести официальные и неофициальные визиты, переговоры на высшем уровне, дипломатические конференции, встречи глав государств, дипломатическую переписку. Вслед за обычной международной практикой ч. 4 ст. 80 Конституции России определяет, что Президент как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях12. Выступая от имени Российской Федерации, Президент предстает как субъект международных отношений. Это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении.

Президент может также выполнять и другие представительские функции, соответствующие его рангу, в том числе вести переговоры как внутри страны, так и за ее рубежом. Президент вправе подписывать международные договоры РФ, участвовать в переговорах от имени РФ или поручать это уполномоченным должностным лицам.

Президент РФ назначает выборы депутатов Государственной Думы также и в том случае, если Дума была распущена. Данные выборы проходят в сроки и в порядке, предусмотренные Конституцией РФ.

Центральная избирательная комиссия имеет право назначать выборы только в том случае, если этого не сделал Президент.

Конституция РФ предусматривает, что Президент также имеет право в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, распускать Государственную Думу. Это полномочие Президента является по своему значению исключительным.

Конституция РФ предусматривает несколько случаев, когда Президент может это сделать13:

- во-первых, если Дума трижды отклоняет кандидатуру на должность Председателя Правительства (ч. 3 ст. 111);

- во-вторых, когда Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству (ч. 3 ст. 117);

- в-третьих, если Государственная Дума откажет в доверии Правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней Председателем Правительства (ч. 4 ст. 117);

В двух последних случаях альтернативой роспуску Думы служит решение Президента об отставке Правительства РФ.

Вместе с тем Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, указанным в ст. 117 Конституции РФ ( ч. 3 ст. 109).

Конституция не допускает роспуска Государственной Думы также в том случае, если Думой выдвинуто обвинение против Президента до ' принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 3, 4, 5 ст. 109).

Таким образом, право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным.

Одной из главных форм взаимодействия Президента РФ с Федеральным Собранием являются его обращения. Согласно Конституции Президент должен ежегодно обращаться с посланиями к Парламенту.

На основании Конституции и Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»14 Президент решает вопросы приема в гражданство РФ иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства, принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве, отменяет решение о приеме в гражданство.

В решении данных вопросов Президент исходит из того, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ), а также выслан за пределы РФ либо выдан другому государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ). Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует Комиссия по вопросам гражданства.

В вопросе предоставления политического убежища Президент руководствуется ст. 63 Конституции РФ. Так, политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с нормами международного права, и не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в РФ преступлением. Принятие решения о предоставлении политического убежища — прерогатива Президента, который реализует это свое конституционное полномочие от имени РФ.

Как глава государства Президент РФ награждает государственными наградами РФ, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждении ими.

Кроме того, Президент РФ присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов, высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов и органов налоговой полиции, дипломатические ранги.

Президент РФ обладает значительными полномочиями и в сфере законотворчества. Согласно Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит перечисленным в ч. 1 ст. 104 субъектам, в том числе и Президенту РФ15.

Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, Государственная Дума обязана рассмотреть.

Особое значение имеет стадия подписания принятого закона Президентом. Ведь по Конституции РФ принятый обеими палатами федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение 14 дней должен быть подписан и опубликован, так как законы, которые не опубликованы, применению не подлежат.

Однако Конституция РФ не обязывает Президента утверждать все законы, принимаемые Государственной Думой, он может использовать принадлежащее ему так называемое «право вето» (от лат. veto — запрещаю) в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов.

Существует два вида вето: это абсолютное и отлагательное вето. Вето считается абсолютным в том случае, когда глава государства, отказываясь от утверждения законопроекта, тем самым окончательно отклоняет его.

Абсолютное вето по преимуществу принадлежит монархам. Вето называется отлагательным, если глава государства отказывается утверждать законопроект, обязан вернуть его Парламенту для нового рассмотрения, и законопроект, принятый вновь с соблюдением указанных в Конституции условий, становится законом и без утверждения главой государства.

В Конституции РФ закреплена возможность преодоления вето Президента Федеральным Собранием путем нового рассмотрения. Поэтому вето Президента является, таким образом, не абсолютным, а отлагательным (суспенсивным).

Цель данного института (президентского вето) заключается в том, чтобы дать Президенту возможность воспрепятствовать вступлению в силу федерального закона, в котором имеются неприемлемые, с точки зрения Президента, положения.

В то же время Конституция РФ дает возможность Федеральному Собранию добиться вступления в силу данного закона. Конституция содержит норму (ч. 2 ст. 107)16, которая обязывает Президента в течение четырнадцати дней подписать федеральный закон, а затем в течение семи дней обнародовать его (ч. 3 ст. 107). Это имеет место и в том случае, если ни одна из палат при повторном рассмотрении не внесла в федеральный закон никаких изменений и одобрила его установленном в Конституции квалифицированным большинством голосов — 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (т.е. не менее 300 голосов в Думе и не менее 110 голосов в Совете Федерации).

Если такое большинство не получено, федеральный закон считается отклоненным палатой. В практике палат Федерального Собрания бывают случаи неоднократного голосования по повторному рассмотрению федерального закона, если сразу требуемое квалифицированное большинство получить не удается. Конституционность такой практики вызывает сомнение.

Согласно Конституции РФ Президент обладает мощными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к области формирования ее организационной системы, так и содержательной части важнейших направлений ее формирования.

На основании Конституции (ст. 89)17 Президент РФ осуществляет помилование. Помилование — это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования всегда носят индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц и не могут применяться неперсонифицированно, без указаний фамилий лиц, в отношении которых осуществляется помилование.

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на Должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ, Генерального прокурора РФ. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить Генерального прокурора от должности. Президент РФ самостоятельно назначает судей других федеральных судов.

В большинстве стран мира право вводить чрезвычайное положение предоставлено главе государства. В России в соответствии с законом о чрезвычайном положении оно вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Утверждение указа Президента РФ о чрезвычайном положении производится Советом Федерации незамедлительно, в срок не более 72 часов после его обнародования. Гарантией законности такого указа является возможность неутверждения Советом Федерации, после чего он утрачивает силу по истечении 72 часов с момента обнародования, о чем оповещается население.

В период введения чрезвычайного положения Президент обладает существенными полномочиями: вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления на территории, на которой введено чрезвычайное положение; назначать коменданта такой территории; создавать штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения; вводить особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; привлекать воинские формирования для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Принимая все эти дозволенные законом меры, Президент РФ не должен посягать на основы конституционного строя, на неотъемлемые права и свободы граждан, на единство власти в федеративном государстве, на международные обязательства Российской Федерации, вытекающие из норм международного права и международных договоров.

Проводниками контрольных функций Президента РФ в сфере исполнительной власти являются полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

В настоящее время полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим интересы Президента в пределах соответствующего федерального округа. Компетенция этой президентской структуры в настоящее время определяется в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденном Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. Данным Указом определен и перечень федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный18.

Таким образом, Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Правовое положение российского Президента и его приоритет по отношению к другим высшим органам государства позволяет делать вывод о существовании в России особой формы правления, нетипичной во многом для зарубежных стран.


2.3. Защита правового статуса Президента РФ

Осуществление ответственных полномочий, возложенных Конституцией на Президента, требует достаточно высокого уровня защищенности его статуса.

В соответствии со ст. 91 Конституции19 Президент обладает неприкосновенностью. Однако в Конституции предусмотрен институт отрешения Президента от должности. Это высшая форма ответственности Президента. Порядок отрешения Президента от должности установлен ст. 93 Конституции. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального собрания, Конституционный суд и Верховный суд. Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного суда. Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от общего числа депутатов. По действующей Конституции отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Эти категории имеют строго юридическое содержание, не могут произвольно трактоваться, подлежат квалифицированной правовой оценке.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки. При этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии со ст. 91 Конституции Президент обладает неприкосновенностью. В Конституции также предусмотрен институт отрешения Президента от должности.



Заключение

На основе проведенного исследования автор приходит к следующим выводам:

1) Президент — де-юре выборная должность главы государства. В государствах с президентской формой правления президент является также главой исполнительной власти, с парламентской — лишь главой государства.

2) Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Первый период (март 1991 г.— сентябрь 1993 г.) характеризуется учреждением поста Президента в России и включением соответствующих статей в Конституцию 1978 г. Второй период (сентябрь — декабрь 1993 г.) - конституционная реформа, которая существенно расширила полномочия Президента. Третий период начался с принятием новой Конституции РФ 1993 г., которая наиболее полно регламентировала всю полноту и механизмы реализации полномочий Президента РФ.

3) Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Президент Российской Федерации является также гарантом конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

4) Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Правовое положение российского Президента и его приоритет по отношению к другим высшим органам государства позволяет делать вывод о существовании в России особой формы правления, нетипичной во многом для зарубежных стран.

5) В соответствии со ст. 91 Конституции Президент обладает неприкосновенностью. В Конституции также предусмотрен институт отрешения Президента от должности.



Библиография

НПА

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

  2. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года) (утратила силу)

  3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031.

  4. Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1096-1 "О Выборах Президента РСФСР" (утратил силу)// "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 25.04.1991, N 17, ст. 510.

  5. Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1098-1 "О Президенте РСФСР" (утратил силу) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 25.04.1991, N 17, ст. 512.

  6. Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.09.1993, N 39, ст. 3597.

  7. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 07.09.2010) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // "Собрание законодательства РФ", 15.05.2000, N 20, ст. 2112.

Литература

  1. Гончаров В. В., Жилин С. М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23. С. 18-22.

  2. Каллагов Т. Э. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 28.

  3. Конституционное право России: Учебник / под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2005. – 399 с.

  4. Некрасов С.И. Конституционное право. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 206 с. С. 41.

  5. Зиновьев А. В. Конституционное право России. – М.: «Юридический центр Пресс», 2010. - 634 с.

  6. Постников А. Е. Конституционное право России. – М.: «Проспект», 2008. - 498 с.

  7. Кокотов А. Н., Кукушкин М. И. Конституционное право России. – М.: «Норма», 2008. - 543 с.

  8. Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. – М.: «Проспект», 2008. - 296 с.

  9. Корнеева Н. В. Конституционное право России. – С.-Пб.: «Питер», 2009. - 168 с.

1 Гончаров В. В., Жилин С. М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23. С. 18-22.



2 Каллагов Т. Э. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 28.



3 Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1096-1 "О Выборах Президента РСФСР" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 25.04.1991, N 17, ст. 510.



4 Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1098-1 "О Президенте РСФСР" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 25.04.1991, N 17, ст. 512.



5 Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года) (утратила силу)



6 Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.09.1993, N 39, ст. 3597.



7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.



8 Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. – М.: «Проспект», 2008. с. 145.



9 Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс. 2005. – 192 с. С. 149.



10 Конституционное право России: Учебник / под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2005. – 399с. с. 249.



11 Конституционное право России: Учебник / под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2005. – 399с. с. 249.



12 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.



13 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.



14 Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031.



15 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.



16 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.



17 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.



18 Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 07.09.2010) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // "Собрание законодательства РФ", 15.05.2000, N 20, ст. 2112.



19 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.




Другие похожие работы

  1. Соблюдение и Охрана Конституции
  2. Судебные гарантии прав и свобод человека в РФ
  3. Вариант 1. Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ (сравнительный анализ)
  4. Современные проблемы конституционного строительства в РФ
  5. Глава государства в Великобритании и Японии





© 2002 - 2021 RefMag.ru