RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Готовый реферат

Модель государственного регулирования рынка труда в США

2004 г.

Содержание

Введение

1. Состояние рынка труда в США

2. Модель государственного регулирования рынка труда в США

Заключение

Список литературы

Введение

В США сформировалась мобильная и хорошо подготовленная рабочая сила, практически по любому показателю находящаяся на уровне мировых стандартов. В 90-е годы в стране создано более 22 млн рабочих мест. За последние четверть века не было столь низкой безработицы – 4% (5,5 млн) в ноябре 2000 г. Число занятых достигло в начале 2000 г. 135 млн.

В отраслевой структуре рабочей силы усиливаются сдвиги, выражающиеся, во-первых, в ее дальнейшей урбанизации, во-вторых, в наиболее глобальном структурном сдвиге – из отраслей материального производства в сферу производства нематериальных форм богатства и услуг, в-третьих, во внутренних изменениях в структуре занятости обеих сфер экономики в пользу быстро растущих наукоемких отраслей.

Сократится численность рабочих в сельском хозяйстве, к концу 90-х годов составившая примерно 3,5 млн человек (менее 3% совокупной рабочей силы). Занятость в материальном производстве (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве) в абсолютном выражении увеличится незначительно, исключительно за счет строительства (с 4,8 до 8,6 млн человек), при том в промышленности она останется стабильной (на протяжении последних 30 лет около 19-20 млн).

В то же время доля занятости в материальном производстве сократилась за последние 30 лет почти вдвое (с 33,2 до 19,4%), что объясняется ростом численности работающих в сфере услуг. С 1970 по 2000 г. занятость в сфере услуг возросла с 47,3 млн (66,7% несельскохозяйственной рабочей силы) до 105 млн человек (около 80%).

Согласно прогнозам, к 2006 г. занятость в сфере услуг возрастет на 7 млн и составит 112 млн человек. Такой огромный перевес, которого нет в других странах мира, отражает общий высокий уровень производительности труда, особенно в обрабатывающей промышленности, и принципиально новое значение сферы услуг.

Весьма заметны сдвиги и в профессиональной квалификационной структуре рабочей силы. К началу 2000 г. доля занятых преимущественно умственным трудом достигла почти 60%. Доля же лиц преимущественно физического труда, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых работников обслуживания (поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, охранников, прислугу и т.п.), медленно, но неуклонно сокращается.

Впечатляющи изменения в образовательном уровне рабочей силы. К началу 2000 г. около 83% населения в возрасте 25 лет и старше имело среднее, а 24% – высшее образование. Это качественный сдвиг по сравнению с 1970 г., когда среднее образование имело менее 54% населения и лишь 10% закончили университеты и колледжи. В 1996 г. в США присвоено 45 тыс. докторских степеней и 406 тыс. степеней магистра наук. Среднее число лет обучения трудоспособного населения достигло к 2000 г. тринадцати, что на год превосходит уровень средней школы. Таким образом, по агрегированным показателям образовательного уровня американская рабочая сила является одной из наиболее подготовленной в мире.

Картина была бы неполной без рассмотрения других ее срезов. Так, важной тенденцией является рост экономической активности женщин, степень которой к концу 90-х годов достигла 60% по сравнению с 40% в середине 60-х годов и 28% в 1940 г. Сейчас женщины составляют почти половину рабочей силы страны.

Состав рабочей силы, как и всего населения США, становится все более многонациональным и многорасовым. Во второй половине 90-х годов 73,6% населения составляли белые, 12 – афроамериканцы, 10,2 – испаноязычные, 3,3 – азиатского происхождения, 0,7% – индейцы. В 2050 г., согласно прогнозам, эти соотношения существенно изменятся. Доля белых понизится до 52,8%, испаноязычных возрастет до 24,6, афроамериканцев – до 13,6, азиатского происхождения – до 8,2, индейцев – до 0,9%.

Такого рода сдвиги связаны с сокращением рождаемости среди белого населения, а также масштабной иммиграцией из стран Латинской Америки и Азии, на которую приходится основной прирост населения США. Если в настоящее время представители национальных меньшинств составляют примерно 25% рабочей силы страны, то к середине нового века ожидается почти 50%.

Несмотря на низкий уровень безработицы, ее масштабы в отдельных группах рабочей силы по-прежнему весьма заметны. В частности, уровень безработицы среди представителей этнических меньшинств – испаноязычного населения и афроамериканцев – почти вдвое превышал в апреле 2000 г. общенациональный уровень, а молодежи в возрасте 16-19 лет – более чем в 3 раза (12,7%).

Сохраняется и даже увеличивается разрыв в оплате труда работников разного уровня квалификации. Хотя реальные доходы населения после длительного застоя в 70 – 80-е годы и большую половину 90-х годов с 1996 г. вновь обнаружили тенденцию к устойчивому росту, темпы последнего различаются по группам, усиливая неравенство в доходах. Более того, реальные доходы большинства низкоквалифицированных категорий занятых понижаются. Если в конце 70-х годов лица с высшим образованием зарабатывали в среднем на 38% больше тех, кто имел среднее образование, то в конце 90-х годов разрыв увеличился до 71%.

Серьезной проблемой остается неравенство в уровне образования среди этнических групп и разные возможности его получения. К началу нового века наиболее высокий процент закончивших среднюю школу был среди американцев азиатского происхождения – более 90%. Среднюю школу заканчивает примерно одинаковое количество белых и черных американцев – 88% и 86% соответственно, что впервые произошло в конце 90-х годов. Среди испаноязычного населения процент завершивших среднее образование существенно ниже – 62%. В немалой степени это связано с большой долей иммигрантов из Латинской Америки, многие из которых не закончили среднюю школу.

Хуже ситуация среди представителей этнических меньшинств с получением высшего образования. В 1997 г. его имели 42% американцев азиатского происхождения, 25% белых, и только 13% чернокожих и 11% испаноязычных. Все говорит об экономическом неравенстве различных этнических групп, ограничивающем доступ к высшему образованию.

Все еще имеют место случаи дискриминации на рынке труда и рабочем месте. Так, только в 1998 г. в Федеральную комиссию по равным возможностям в сфере занятости поступило 12,5 тыс. жалоб на ущемление прав по признаку расовой или этнической принадлежности, пола, религии, возраста или состояния здоровья, которые были рассмотрены и решены в пользу работников.

Перечисленные во многом традиционные для американского рынка труда проблемы не потеряли остроты. Вместе с тем современное экономическое развитие, связанное прежде всего с информационными технологиями и глобализацией, меняет многие параметры сферы труда.


1. Состояние рынка труда в США

Модель рынка труда в США тяготеет к рынку, ориентирующемуся на географическое и профессиональное движение рабочей силы, т.е. на заполнение рабочих мест путем движения работников между предприятиями (фирмами). Условно он назван внешним рынком.

В рамках такого рынка фирмы комплектуются кадрами со стороны, набирают готовых работников нужной профессии и квалификации, рассчитывая на их подготовку вне предприятия. Основная же норма подготовки на таких предприятиях - ученичество.

В США в 2000 году работало более 134 млн. человек, не работало 5.6 млн. Уровень безработицы в последние годы не превышал 4-6%. Среди молодых людей в возрасте 16 - 19 лет безработных больше всего.

Средняя продолжительность рабочей недели в США 39.6 часов, средний отпуск 2 недели.

Оплата труда бывает почасовая и сдельная. Почасовая оплата (salary) практикуется в большинстве организаций и предприятий. Сдельную оплату применяют на некоторых предприятиях, а также в тех сферах, где работники получают определенный процент от заключенных сделок (commissions), в торговле, продаже недвижимости, туристском бизнесе и т.п. Существуют также смешанные формы оплаты (и почасовая, и комиссионные - salary plus commissions), которые часто используются, например, для оплаты работы продавцов.

Если сотрудник нанимается на работу за почасовую плату, то ему устанавливается определенная продолжительность рабочей недели (обычно 35 или 40 часов). Если количество фактически проработанных вами часов превышает эту норму, то он получает право на сверхурочную оплату. Обычно часы, проработанные сверхурочно, оплачиваются в полуторном размере. Однако такая повышенная оплата не происходит автоматически, а лишь в том случае, если работники получили предложения от работодателя на сверхурочную работу. Переработка часов без наличия предварительного предложения от предпринимателя может означать, что оплата за них производиться не будет.

Если наличие сверхурочной работы было предварительно обговорено и сотрудник получает за нее дополнительную плату, то у него уже нет права отказаться от такой работы. Отказ выполнять ее будет рассматриваться как невыход на работу без уважительной причины и может привести к увольнению.

Почасовые тарифы сильно различаются в зависимости от вида работы, но у всех тарифов есть одно общее свойство - они не могут быть меньше минимального, устанавливаемого государством. С 1 сентября 1997 года минимальный объем заработной платы в США $5.15 в час. В 2001 году такую зарплату получали 3.2% сотрудников американских компаний.

Каждый штат имеет право определять собственный уровень минимальной оплаты труда, но он не может быть меньше установленного федеральным правительством. Исключения из закона о минимальной оплате труда возможны только в тех случаях, когда сам характер трудовой деятельности предполагает получение работником какой-либо дополнительной оплаты (например, получаемые официантом или портье чаевые).

Американское трудовое законодательство запрещает предпринимателю в любой сфере выплачивать зарплату реже чем раз в две недели, а при работе, связанной с ручным трудом, - реже чем раз в неделю.

За последние десять лет сократилось число американцев, состоящих в профсоюзах. По данным Department of Labor в 1983 году членом профессионального союза был каждый пятый житель США. В 2000 году только 13.5% американцев (16 млн. 258 тыс.) состояли в профсоюзе.

34% компаний США создают для своих сотрудников пенсионные планы - кладут деньги на особый инвестиционный счёт, которым человек может воспользоваться по достижению пенсионного возраста. Каждая пятая такая компания вкладывает пенсионные средства своих работников в собственные акции.

Бюро Статистики Рынка Труда США (Bureau of Labor Statistics) спрогнозировала развитие рынка труда в США на ближайшие десять лет. Более всего будут востребованы следующие профессии: учителя, компьютерного специалиста (практически, все специализации), медсестры, водителя грузовика, бухгалтера, менеджера в области маркетинга и продаж, автомеханика, полицейского, социального работника, инженера. Увольнения грозят сельскохозяйственным рабочим, телефонным операторам, банковским кассирам, сотрудникам страховых компаний, машинисткам, портным, мясникам, продавцам и киномеханикам.

Американская экономика глобализируется в наибольшей степени, что позволяет ей извлекать максимальные выгоды из проникновения на другие рынки. Так, только за 1987- 1997 гг. американский экспорт возрос на 140%, что составляет 30% общего прироста макроэкономических показателей.

Для США очевидны преимущества глобализации: дешевый импорт из третьих стран сдерживает инфляцию и способствует увеличению доходов и потребительского спроса; идет приток капиталов и квалифицированной рабочей силы (прежде всего ученых и инженеров) из-за рубежа. Приток капиталов, кроме того, удерживает ставки ссудного процента на низком уровне; рост экспорта американских товаров означает дополнительные рабочие места, часто высокооплачиваемые; вывоз капитала за рубеж, особенно прямых инвестиций, создает благоприятные условия для функционирования американских компаний в мировом хозяйстве за счет более низких издержек производства.

Многие отмеченные процессы имеют негативный эффект. Во-первых, миллионы американцев теряют рабочие места вследствие перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта (США имеют большой отрицательный торговый баланс – более 350 млрд долл. в 2000 г.). Причем в результате распространения информационных технологий предприятия сферы услуг (финансовые, компьютерные, транспортные, инжиниринговые и пр.) становятся уязвимыми с точки зрения угрозы перенесения их деятельности в страны с более дешевой рабочей силой. Во-вторых, усиление международной конкуренции все чаще приводит к снижению ставок заработной платы как альтернативы вывоза предприятий за рубеж. В-третьих, поскольку предприятия, открываемые за рубежом, оснащаются самым современным оборудованием, собственно американские предприятия могут потерять их конкурентные преимущества – высокое качество и надежность товаров. В-четвертых, иммигранты в США, особенно нелегальные, и иностранная рабочая сила на американских предприятиях за рубежом нередко используются с нарушением основных трудовых стандартов, принятых МОТ в 1998 г. и обязательных для исполнения всеми странами-участницами. Имеются в виду пять фундаментальных принципов – право на свободу ассоциаций, право на заключение коллективных договоров, ликвидация обязательного или принудительного труда, ликвидация детского труда, ликвидация дискриминации при найме на работу. Кроме того, в самих США применительно к нелегальным иммигрантам нередко нарушается и американское законодательство о минимальном уровне оплаты труда, составляющем в 2000 г. 5,15 долл. в час.

Судя по всему, на данном этапе положительные последствия глобализации для американской экономики и рынка труда явно преобладают. В отдельных отраслях эффект глобализации особенно заметен. Так, в моторостроении 47% занятых непосредственно связаны с работой на экспорт, аэрокосмической отрасли и производстве электронных компонентов – 44, добыче железных руд – 42, на водном транспорте – 41%.

Вместе с тем безусловны и потери в плане ликвидации рабочих мест в результате перевода предприятий за рубеж, особенно металлургических и текстильных, производства одежды, отдельных отраслей обрабатывающей промышленности. Например, отрасль по производству автомобильных запасных частей с 1978 по 1999 г. потеряла 1/3 занятых, поскольку новые предприятия, взамен закрывшихся в США, начали работать в Мексике. Еще один результат влияния международной конкуренции на эту отрасль: средние заработки здесь упали на 9% в реальном исчислении.

Попытки работников противостоять негативным последствиям, как правило, наталкиваются на сопротивление предпринимателей. По данным исследования Корнельского университета, 62% предпринимателей в обрабатывающей промышленности, где намечалось открытие новых профсоюзов, угрожали работникам перевести предприятия за рубеж.

Таковы проблемы, создаваемые экономической глобализацией.


2. Модель государственного регулирования рынка труда в США

Для американского рынка труда характерно децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которая принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объемов производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меняется. В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями. На законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат). Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможности предприятий. Страхование по безработице производится на федерально– штатной основе. Федеральным законодательством определены общие принципы страхования по безработице, уточненные и дополненные законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания JBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, социальные льготы и поощрения.

В США в соответствии с законом об иммиграции 1991 г. годовая квота на общее число иммигрантов, прибывающих в США (начиная с 1995 г. – 675 тыс. чел.), Законом предусматривается, что в пределах названной квоты 140 тыс. разрешений на въезд будет предоставлено опытным высококвалифицированным специалистам, рабочим, учёным и представителям профессий, в которых экономика США испытывает потребность. При этом 55 тыс. виз назначается для европейских стран (до 1995 г. – 40 тыс.), специальная годовая квота предусматривается для лиц, желающих въехать в США и готовых инвестировать в экономику страны средства в размере не менее 500 тыс. долл. Под давлением компьютерных компаний было решено выдавать в 2001–2003 гг. дополнительно 36250 виз высококвалифицированным работникам из-за рубежа, желающим работать в компьютерной индустрии США. За каждого приглашенного иностранного специалиста американские компании должны будут отчислять в госбюджет США 2 тыс. долл., а если доля иностранной рабочей силы в компании превысит 15%, то – 3 тыс. долл. На получаемые деньги создаются центры по переквалификации самих американцев. Квотирование является методом государственного регулирования национального рынка труда, о влиянии миграции на занятость и уровень оплаты труда в США говорит таблица.

Таблица 1

Влияние иммиграции на занятость и заработки коренного населения США (в%)

* Влияние 10-процентного увеличения численности иммигрантов на количество

отработанных коренным населением недель.

** Работники мужского пола.

Источник: Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Tics, and Group Identities, p. 251–255.


В США предприниматели, нелегально нанимающие иностранцев, подвергаются штрафу до 10 тыс. долл. США.

Региональные различия характерны для развитых стран и в регулировании процессов, протекающих на рынке труда. В США, например, это обусловлено и различием законодательств штатов. По отдельным штатам продолжительность выплат пособий, максимальный и минимальный размер пособия колеблется весьма значительно. Например, штате Нью-Йорк она составляет 52 недели. Максимальные размеры средненедельного пособия отмечаются в Массачусетсе и Коннектикуте. В тринадцати штатах и округе Колумбия предусмотрены надбавки на иждивенцев безработных. Так, в штате Массачусетс надбавки составляют 19% максимального размера еженедельного пособия по безработице, в штате Мэн – 50%. В штатах Нью-Йорк, Иллинойс, Мичиган, Монтана, Флорида, размеры пособия рассчитываются как процент от средненедельной заработной платы; в Массачусетсе, Коннектикуте, Мэне, Висконсине, Канзасе, Техасе, Луизиане, Калифорнии – от ежеквартальной, а на Аляске – от ежегодной. Наименьшие по величине пособия выплачиваются в Пуэрто-Рико, Луизиане, Алабаме, Южной Дакоте, Миссисипи, Теннесси, наиболее высокие – в Нью-Джерси, Коннектикуте, Массачусетсе, округе Колумбия. В штате Мичиган размер пособия составляет 70% еженедельного дохода претендента после уплаты налогов, но не менее 57,5% средней заработной платы в штате795. В штате Вашингтон, к примеру, безработный может рассчитывать на пособие сразу за шесть месяцев, если убедит чиновника, что сумеет использовать средства на открытие собственного дела. В штате Массачусетс функционирует специальный фонд помощи безработным из частных источников, который предоставляет ссуды безработным для занятия мелким бизнесом.


Заключение

Главным ответом на вызовы новых технологий и растущей глобализации является повышение уровня образования, улучшение профессиональной подготовки рабочей силы, использование новых форм организации труда. Работники просто вынуждены постоянно учиться и переучиваться. По данным министерства труда США, более половины молодых людей в возрасте 17-27 лет, как имеющих, так и не имеющих высшее образование, участвуют в каких-либо программах так называемого образования взрослых, т.е. в программах повышения квалификации. При этом, например, только в 1991 г. около 80% выпускников вузов в возрасте до 27 лет участвовали в программах повышения квалификации. Программы осуществляются в основном по линии частного сектора. По опросам, около 70% американских компаний использовали в конце 90-х годов какие-либо формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний таковых 95%.

Столь широкий охват работников связан во многом с тем, что базовое образование (школьное или даже высшее) нередко не успевает за требованиями технологической революции, а часто находится на низком уровне. По результатам обследований Американской ассоциации управления, примерно 20% населения по основным показателям грамотности находятся на уровне 5-го класса средней школы. Эти же обследования показывают, что претенденты на работу не выдерживают профессионального тестирования, особенно по математике. С 1996 по 1997 г., например, удельный вес таких претендентов возрос с 19 до 36%. Как заключают эксперты ассоциации, столь резкое ухудшение результатов тестирования связано не с неожиданным ухудшением интеллектуальных способностей новой рабочей силы, а с возросшими требованиями к общей грамотности и знанию математики.

Нельзя не отметить также роль государства, наращивание его усилий по улучшению системы образования. Особое внимание уделяется высшему образованию: в стране поставлена задача сделать его столь же доступным, как и среднее.

Государственные ассигнования на высшее и среднее образование постоянно увеличиваются: в 1999 г. они составили примерно 500 млрд долл.

Для улучшения качества, повышения производительности и адаптивности труда к новым технологиям предприниматели все шире применяют нетрадиционные формы его организации и стимулирования. Речь идет об активном вовлечении работников в принятие управленческих решений, использовании различных схем ротации работников, расширении их полномочий в целях максимальной реализации возросшего образовательного и квалификационного потенциала, а также для улучшения социального климата на производстве. Этому же способствуют и программы наделения работников производственными активами предприятий, участие их в распределении доходов. По данным Национального центра собственности работников, в начале 2000 г. в США насчитывалось около 10 тыс. компаний, где определенной долей акционерного капитала владели работники. Всего в таких программах (они известны под аббревиатурой ЭСОП – Employee Stock Ownership Plans, хотя есть и другие) участвует, по разным оценкам, от 7 до 10 млн работников.

Новой тенденцией в демократизации собственности в США является предоставление рядовым работникам права на опционы, т.е. на выкуп части акционерной собственности компании по фиксированным ценам в благоприятное время. Ранее такая практика распространялась только на высший управленческий персонал.

В условиях стабильного роста и растущего спроса на рабочую силу, прежде всего высококвалифицированную, в США значительно меняется вся система оплаты труда. Хотя годовой прирост номинальной заработной платы сократился с 5,2% в 1990 г. до 4,2% в 1999 г., значительно возросли другие формы компенсации – бонусы, опционы, участие в прибылях, выплаты по болезни, оплата выходных дней и отпусков и т.д. Как отмечают эксперты консультативной компании “Хьюет асошиэйтс”, уже 70% американских компаний предлагают своим сотрудникам опционы по покупке акций, различные бонусы и социальные льготы, удерживая таким образом наиболее подготовленную и квалифицированную рабочую силу.

Еще одной тенденцией, позволяющей учитывать возможности современных технологий и сокращать издержки на рабочую силу, стало распространение нетрадиционных графиков труда прежде всего двух категорий работников – временных и работающих по так называемым альтернативным режимам труда.

К первой категории относятся работники, не имеющие контракта в какой-либо форме, письменной или устной, и нанятые для выполнения временной, разовой работы. В 1997 г. их насчитывалось 5,6 млн, или 4,3% общей численности. Другая категория – 12,2 млн человек, или 9,3% рабочей силы – включает четыре выделяемые статистикой группы: так называемые индивидуальные контракторы, т.е. лица, работающие по трудовому соглашению (8,2 млн занятых, или 6,3% рабочей силы). К ним относятся работники свободных профессий – журналисты, адвокаты, консультанты, а также некоторые категории рабочих профессий; работники “по вызову” – те, кто привлекается к работе только в случае необходимости (2 млн человек, или 1,5% рабочей силы); сотрудники специальных агентств, оказывающих временную помощь (1,2 млн, или 0,9%). И, наконец, работники, занятые в так называемых контрактных фирмах (0,8 млн, или 0,6%). К этому следует добавить, что в США насчитывается 17% занятых (22 млн), работающих по графику неполной рабочей недели, т. е. менее 35 ч, а также 5,2% работников (7 млн), имеющих более одной работы, т.е. совместителей.

Преимущества графиков труда – в их большей гибкости, позволяющей учесть интересы работодателей и работников. Для работодателей это прежде всего экономия на бонусах и социальных выплатах, ставших обязательными для постоянных работников во многих фирмах, а также часто и на других издержках – использовании помещений, расхода электроэнергии и т. п., так как контрактные и временные работники, используя современные информационные технологии, могут работать дома. Для занятых на нетрадиционных режимах труда это возможность сочетать работу с семейными обязанностями, воспитанием детей, уходом за престарелыми родителями и т.п.

В 1997 г. более половины контрактных работников-женщин совмещали такую работу с воспитанием детей. При этом 25% независимых контракторов, 20% работников агентств по оказанию помощи и 53% работников по вызову были заняты неполный рабочий день, и лишь 18% трудились по традиционному графику. Согласно общенациональному обследованию, 65% предпринимателей полагают, что в обозримом будущем многие фирмы будут расширять такие формы работы.

Можно констатировать две противоречивые тенденции в характере занятости и организации и стимулирования труда. С одной стороны, в условиях жесткого рынка труда растет спрос на специалистов, особенно в наукоемких отраслях, повышается их зарплата и широко используются другие формы мотивации – владение собственностью, право на опционы, покупку акций и т. п. С другой, под влиянием экономической глобализации и усиления международной конкуренции американские предприниматели ищут возможности сокращать издержки, переводя часть работающих на нетрадиционные графики труда, тем более что это позволяют сделать современные технологии.

Государство и на законодательном уровне способствует преодолению негативных последствий глобализации, связанных с высвобождением работников вследствие роста импорта или перевода предприятий за рубеж. На это направлены, в частности, федеральные законы и соответствующие программы по адаптации экономики к международной торговле и специальная программа аналогичной направленности в рамках НАФТА. Эти программы, управляемые министерством труда, предполагают целый набор мер, включая материальную помощь, переподготовку и содействие занятости лицам, потерявшим работу в результате международной конкуренции.

Сформировавшаяся рабочая сила, обладающая высокими качественными характеристиками, в основном успешно адаптируется к новым условиям. Вместе с тем в сфере труда США сохраняется ряд традиционных и возникает набор новых проблем, требующих активного вмешательства со стороны частного сектора, государства и других общественных институтов.


Список литературы

  1. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н. Киров, 1994. С. 233-248.
  2. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.
  3. Макконнелл Кэмпбэлл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. Таллин, 1993.
  4. Максимова В. Ф. Микроэкономика. М., 1996.
  5. Микульский К. Формирование новой модели занятости // Экономист. № 3. 1997. С. 47-52.
  6. Павленков В. А. Рынок труда. М., 1992.
  7. Пристанева А. А. Рынок труда: занятость и безработица. К., 1993.
  8. Современная экономика. Под ред. Мамедова О. Ю. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
  10. Чернина Н. О новой модели занятости // Российский экономический журнал. 1996. № 11-12. С. 50-59.
  11. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики. 1997. № 2. С. 102-113.



Другие похожие работы

  1. Дискриминация на рынке труда в России
  2. Государственное регулирование рынка труда
  3. Семейно-брачные отношения в России конца 19-начала 20 вв.
  4. Программа социологического исследования, ее структура и функции
  5. Правовая статистика, вариант 9





© 2002 - 2021 RefMag.ru