RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Пример работы

Прогнозирование доходов населения

2005 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Доходы населения и уровень жизни

Глава 2. Анализ динамики и структуры доходов на примере Орловской области

Глава 3. Прогнозирование показателей доходов населения

Заключение

Список литературы

Введение

Важность прогнозирования доходов населения трудно переоценить поскольку оно значимо как для целей планирования государственного бюджета, социальных расходов (пособий, пенсий), но и для коммерческих структур, которые могут использовать данные прогнозы для прогнозирования и анализа платежеспособного спроса на продукцию.

Актуальность темы курсовой работы может быть обусловлена тем, что например, администрация Орловской области в своей деятельности активно использует прогнозирование социально-экономических параметров. На основе этих параметров принимаются управленческие решения, позволяющие решать проблемы региона.

Экономический эффект от принятых хозяйственных решений сказывается в течение длительного периода времени в будущем. Поэтому проблема выбора наиболее эффективного варианта экономического развития, который бы обеспечил максимальное удовлетворение общественных потребностей при оптимальном использовании ресурсов, превращается в одну из первоочередных задач. Эта задача в значительной степени решается на стадии экономического прогнозирования. Правильность прогнозов, осуществляемых на основе математических методов, целиком и полностью определяется состоянием того исходного материала, полученного на основе экономического анализа, который закладывается в математические формулы.

Целью курсовой работы является прогнозирование показателей доходов населения на 2005 год.

В соответствие с поставленными целями решаются следующие задачи:

1) исследовать сущность понятий доходы населения и уровень жизни

2) подобрать статистические данные по показателям доходов населения

3) проанализировать доходы населения в каком-либо регионе РФ

4) составить модели прогнозирования показателей

5) сформулировать выводы и предложения.


Глава 1. Доходы населения и уровень жизни

Доходы населения - сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Денежные доходы населения включают оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, дивиденды, ренту, средства от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, а также доходы от различных услуг, оказанных на стороне.

Уровень доходов населения является важнейшим индикатором благосостояния общества, определяющим фактором в отношении социальных возможностей населения: отдыха, получения образования, поддержания здоровья.

Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов, поэтому одной из приоритетных задач стимулирования экономики является повышение доходов населения. В первую очередь, доходов наиболее бедной и средней части населения. А также своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат.

На величину доходов населения оказывает существенное влияние размер заработной платы, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и т.п.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реальных располагаемых доходов, рассчитываемый с учетом индекса потребительских цен. Реальный располагаемый доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. это располагаемый доход с поправкой на ИПЦ (индекс потребительских цен).

Для оценки состояния экономики страны используют также следующие индикаторы: величина прожиточного минимума, распределение доходов населения, средняя заработная плата, среднедушевой доход и покупательная способность, потребительские расходы в среднем на человека и т.д.

Прожиточный минимум - стоимость потребительской корзины, включающей в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные сборы и платежи. С помощью величины прожиточного минимума производится оценка уровня жизни населения. Кроме того, на его основании устанавливаются минимальный размер заработной платы, пенсии, стипендий, пособий и других выплат. Величина прожиточного минимума в целом по России определяется ежеквартально и устанавливается Правительством РФ. Величина прожиточного минимума может устанавливаться в среднем по России, для отдельных регионов и областей, а также для отдельных групп потребителей.

Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно- образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как "благосостояние", "образ жизни" и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потредностей.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.

К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификайионный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.

Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и рад других. [7]

В январе—сентябре 2004 г. ситуация в социальной сфере экономики характеризовалась значительным ростом реальных располагаемых денежных доходов населения, ускорением по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. темпов роста реальной заработной платы и реального размера назначенных месячных пенсий, сокращением просроченной задолженности по заработной плате. Вместе с тем в этот период отмечалось усиление дифференциации населения по доходам.

В январе—сентябре 2004 г. реальные располагаемые денежные доходы населения возросли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 9,8% против 14,1% в январе—сентябре 2003 года. С исключением влияния сезонного и случайного факторов среднемесячный темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения в январе—сентябре 2004 г., по оценкам, был ниже, чем в соответствующий период 2003 года.

В структуре источников формирования денежных доходов населения доля оплаты труда (включая скрытую заработную плату) остается наибольшей. Вместе с тем, по предварительным данным, в III квартале 2004 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года ее удельный вес снизился (на 3,9 процентного пункта) и составил 61,7%. При этом доля доходов от собственности увеличилась на 4,3 процентного пункта.

Динамика реальной заработной платы и производительности труда* (в % к соответствующему кварталу предыдущего года)

* Оценка Банка России.

По предварительным данным, номинальная среднемесячная начисленная заработная плата за январь—сентябрь 2004 г. составила 6590 руб. и в реальном выражении увеличилась на 13,3% (в соответствующий период 2003 г. — на 9,1%). В январе—сентябре 2004 г., в отличие от соответствующего периода 2003 г., отмечалась тенденция к уменьшению суммарной просроченной задолженности по заработной плате. Так, в сентябре по сравнению с началом текущего года суммарная задолженность по заработной плате сократилась на 13,8% (за девять месяцев 2003 г. — увеличилась на 1,8%), в том числе задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней возросла на 17,4%. На отрасли социальной сферы приходилось 60% всей бюджетной задолженности.

За девять месяцев текущего года дифференциация населения по доходам усилилась. Об этом свидетельствует увеличение по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. индекса концентрации доходов (коэффициента Джини)9 с 0,402 до 0,406, а коэффициента фондов10 — с 14,4 до 14,8 раза.

Как и в предыдущие годы, на протяжении девяти месяцев 2004 г. сохранялась значительная дифференциация в заработной плате работников различных отраслей экономики. Наибольшая заработная плата, как и ранее, отмечалась в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, в сфере финансов, кредита и страхования, а наименьшая — в сельском хозяйстве и тех отраслях экономики, которые в основном финансируются из государственного бюджета (здравоохранение, культура, искусство, образование), а также в легкой промышленности.

Вместе с тем необходимо отметить, что наиболее существенный рост среднемесячной заработной платы работников в текущем году по сравнению с предыдущим годом наблюдался в таких отраслях экономики, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; культура и искусство. Темпы роста заработной платы в электроэнергетике и топливном комплексе были несколько ниже, чем в отраслях социальной сферы, но примерно соответствовали росту зарплаты в целом по промышленности.

Средний размер пенсий в январе—сентябре текущего года, по предварительным данным, составил 1877 руб., увеличившись в реальном выражении по отношению к соответствующему периоду 2003 г. на 6,1% (за соответствующий период 2003 г. — на 3,8%). Росту пенсионных выплат способствовало увеличение с 1 августа 2004 г. их размера в среднем на 130 рублей. В рамках очередной индексации базовая часть пенсии была повышена на 39 руб. и достигла 660 руб. в месяц. Страховая часть пенсии увеличилась на 6,3%.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения” величина прожиточного минимума в III квартале текущего года составила 2396 руб. и возросла по сравнению с предыдущим кварталом на 1,4%, по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. — на 13,0% (инфляция на потребительском рынке за этот период составила, по оценкам, 11,0%). При этом соотношения среднедушевых денежных доходов населения и номинальной среднемесячной зарплаты с величиной прожиточного минимума возросли.

В III квартале 2004 г. средний размер назначенных месячных пенсий превысил величину прожиточного минимума пенсионеров на 9%, в то время как в III квартале предыдущего года этот показатель составил 5,5%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце сентября 2004 г. составила 1144,8 руб. в расчете на месяц. С начала года она увеличилась на 5,9% при росте потребительских цен на 8%. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения в январе—сентябре 2004 г. по большинству основных продуктов питания была выше, чем в соответствующий период 2003 года. В то же время по таким продуктам, как хлеб и мука пшеничная, она снизилась.

Продолжение тенденции к росту реальных денежных доходов населения способствовало дальнейшему сокращению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, хотя она остается значительной. В I полугодии текущего года численность населения, находящегося за чертой бедности, составила 30,7 млн. человек, или 21,5% от общей численности населения (в I полугодии 2003 г. — 24,8%).

Необходимо отметить, что в текущем году впервые с 2000 г. наметилась тенденция к превышению темпов роста потребительских расходов населения в реальном выражении над темпами роста реальных денежных доходов населения, что в условиях увеличения склонности населения к потреблению и сокращения доли расходов на сбережения свидетельствует о недостаточно высоком уровне жизни населения.

По оценке, в реальном выражении потребительские расходы населения увеличились в январе—сентябре 2004 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 11,3% против 9,0% в соответствующий период 2003 года.

В структуре использования денежных доходов населения остается значительной доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг. Так, по предварительным данным, за январь—сентябрь 2004 г. она составила 71,7% против 70,8% в соответствующий период 2003 года. При этом на долю оплаты услуг приходилось 17,1% против 16,5% за январь—сентябрь 2003 года. Достаточно высокие темпы роста цен на платные услуги населению привели к увеличению этой доли.

Среди всех видов платных услуг населению в наибольшей степени увеличились (в реальном выражении) объемы предоставленных услуг связи (на 20,4%), услуг физической культуры и спорта (на 19,3%), услуг культуры (на 16,2%). При этом сократился объем предоставляемых жилищных услуг (на 0,3%). Следует отметить, что рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства в январе—сентябре 2004 г. был самым значительным.


Глава 2. Анализ динамики и структуры доходов на примере Орловской области

Орловская область имеет развитые обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Экономика области представлена 14,6 тыс. хозяйствующих субъектов, из которых только около 23,7% относятся к государственной и муниципальной собственности. Во всероссийском разделении труда область выделяется своим сельским хозяйством, пищевой промышленностью, приборостроением, производством оборудования для легкой, кожевенно-обувной, стекольной промышленности, производством дорожных, коммунальных машин, погрузчиков, противопожарного оборудования, высокопрофильного проката, металлокорда, швейных, трикотажных изделий.

Область располагает благоприятными агроклиматическими условиями для ведения устойчивого сельскохозяйственного производства.

Основными видами специализации в сельском хозяйстве являются производство зерна (рожь, пшеница, ячмень, горох), сахарной свеклы, картофеля, овощей, масличных культур, конопли, мяса, молока, селекционное воспроизводство семян и племенного скота. Предприятия пищевой промышленности выпускают широкий спектр продукции из местного натурального сырья.

Состав основных фондов производственного назначения (на 1 января 2003 г.): в промышленности сосредоточено 24%, в строительстве — 2,3, в сельском и лесном хозяйстве — 14,3, на транспорте и в связи — 56, в торговле, снабжении и общественном питании — 2,3%. Фонды непроизводственных отраслей имеют следующую структуру (%): 79,1 — фонды жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, 9,4 — образования, науки и культуры, 4,8 — здравоохранения, физкультуры и соцобеспечения.

В целом итоги социально-экономического развития Орловской области за 2003 год свидетельствуют об укреплении положительных тенденций, как в производственной, так и в социальной сфере.

В промышленности, производящей около четверти валового регионального продукта, прирост объемов в прошедшем году составил 34% против 15% в 2002 году, индекс физического объема соответственно – 108 и 92%.

При общем росте инвестиций в экономику и социальную сферу 116%, в сопоставимых ценах прирост составил 2%.

Транспортные предприятия увеличили грузооборот на 9%, объем перевозок – на 6%.

Валовая продукция сельского хозяйства в 2003 году превысила 15,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 3% больше, чем год назад.

На потребительском рынке сохраняется устойчивый рост объемов оборота розничной торговли (104%) и платных услуг, оказанных населению (123%), обусловленный увеличением на 11% реальных денежных доходов жителей области.

При сохранении стабильных темпов роста стоимостных и физических объемов производства происходит улучшение качественных показателей эффективности работы отраслей. Это, прежде всего: общий рост заработной платы на 21%, реальной – на 6%; снижение кредиторской задолженности на 2,6%; создание 3,2 тысяч новых рабочих мест. Просроченная задолженность по оплате труда за год уменьшилась вдвое, составив 91,4 млн. рублей, 77% из нее приходится на сельскохозяйственные предприятия.

В 2003 году по предварительной экспертной оценке рост валового регионального продукта составил 106,2% к уровню предшествующего периода.

В структуре произведенного продукта по-прежнему преобладают отрасли, производящие товары, доля которых в 2002 году сохранилась на уровне 51%.

Положительный прирост производства добавленной стоимости наблюдался в таких отраслях, как: связь – в 2 раза; транспорт – 13%; промышленность – 7,8%; торговля (включая оптовую торговлю) – 4,4; сельское хозяйство – 2,7%. Динамика прироста ВРП и его составляющих представлена на диаграмме.

Для уточнения качественных характеристик отраслевой структуры ВРП был проведен сравнительный анализ структуры производства добавленной стоимости и исполнения налоговых обязательств в разрезе отраслей. Результаты характеризуют степень налоговой эффективности отрасли (или уровень фискальной нагрузки на добавленную стоимость).

Промышленность региона продолжает доминировать в производстве вновь созданной стоимости (25,2%) при одновременном увеличении удельного веса отрасли в налоговых поступлениях с 34% в 2002 г. до 35,2% (в части консолидированного бюджета области без учета платежей ОАО "Стройтрансгаз"). Налоговая нагрузка на промышленное производство превышает средний уровень и остается самой высокой, что предопределяет ведущую роль отрасли в бюджетных доходах.

В 2003 году снизилась доля добавленной стоимости, созданной в агропромышленном комплексе, до 18,6% против 20% по итогам за 2002 год. При этом удельный вес отрасли в сборе налогов в консолидированный бюджет области вырос на 0,2 процентных пункта и составил 3,5% (3,3% в 2002 году).

Добавленная стоимость, созданная в торговле, составила 14% общего объема ВДС, при одновременном сохранении ее значимости как налогового ресурса, доля отрасли в структуре источников налоговых доходов составила 10,4%.

Дальнейшее развитие рынка мобильной связи привело к росту в прошедшем году доли отрасли в созданной добавленной стоимости в 2,7 раза (6,8%), а в платежах в консолидированный бюджет области – в 1,2 раза (3,8%).

Обратная тенденция наблюдается в строительстве (без ОАО "Стройтрансгаз"): удельный вес отрасли продолжает снижаться и в ВДС (4,2% против 4,7% в 2002 г.), и в налоговых поступлениях (4,3% против 5,3% соответственно). В отчетном периоде ухудшились позиции транспорта в производстве добавленной стоимости и особенно исполнении налоговых обязательств, вклад отрасли соответственно составил 7,8 и 5,9% относительно 8,2 и 9,7% в 2002 году.

В структуре источников добавленной стоимости в 2003 году значительных изменений не наблюдалось. По предварительным расчетам доля оплаты труда наемных работников составила 56,9%. Темп роста оплаты труда превысил темпы роста прибыли, что привело к снижению удельного веса последней в структуре ВРП с 37,4 до 30%.

В использовании добавленной стоимости заметных структурных сдвигов также не произошло. Доля расходов на конечное потребление составила 61,4% при сохранении валового накопления на уровне 24%. При этом остатки на счетах организаций в банках росли значительно быстрее (130%), чем инвестиционные вложения (114,4%).

В 2003 году в области сохранена положительная динамика основных социальных показателей. Увеличение номинальных денежных доходов населения в этот период опережало удорожание стоимости жизни, что обеспечило рост реальных доходов населения к 2002 году на 11%.

Рост денежных доходов в значительной степени обусловлен проведением конкретных мер по повышению заработной платы, пенсий и пособий. В течение 2003 года проводилось повышение минимального размера оплаты труда, тарифных ставок работников бюджетной сферы. Изменение доходов населения, в течение года складывалось следующим образом:

Показатели

2003 год - отчет

Всего

в том числе по кварталам

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Среднемесячный доход на душу населения, руб.

3250

2720

3143

3472

3665

Темп роста к соответствующему периоду 2002 года, %

127

127

126

130

126

Индекс реальных денежных доходов населения, коэффициент

1,11

1,11

1,10

1,14

1,11

Номинальная среднемесячная заработная плата, руб.

3572

3105

3387

3672

4155

Темп роста к соответствующему периоду 2002 года, %

118

120

118

115

121

Индекс реальной заработной платы, коэффициент

1,03

1,05

1,03

1,01

1,07

Средний размер пенсии, руб.

1632

1471

1603

1705

1749

Темп роста к соответствующему периоду 2002 года, %

121

120

121

122

121

Индекс реальной пенсии, коэффициент

1,06

1,05

1,05

1,07

1,07

Величина прожиточного минимума за период 2003 года в среднем на душу населения составила 1750 рублей, в том числе для трудоспособного населения – 1922 рубля, пенсионеров – 1325 рублей, детей – 1780 рублей. По сравнению с 2002 годом эти суммы, в зависимости от категорий населения, выше на 199 -274 руб., но меньше среднероссийского показателя 2003 года на 280 - 380 руб. Как положительный факт: в течение 2003 года темпы роста среднедушевых денежных доходов населения постоянно превышали темпы роста прожиточного минимума. Абсолютный прирост величины прожиточного минимума в среднем на душу населения за год составил 252 рубля, денежных доходов - 705 рублей, т. е. удорожание на 1 рубль потребительской корзины сопровождалось увеличением доходов населения на 2,8 рубля.

Покупательная способность денежных доходов населения по большинству видов товаров продовольственной и непродовольственной группы выросла в среднем на 14%.

В 2003 году улучшились соотношения средних размеров доходов, зарплаты и пенсий к прожиточному минимуму. Среднемесячный доход на душу населения обеспечил 1,9 прожиточных минимумов, среднемесячная зарплата – 2,04, среднемесячная пенсия – 1,23 против аналогичного показателя в 2002 году.

Стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2003 года в области сложилась в размере 931,26 руб. и составила 86% от соответствующего показателя в среднем по России. Из регионов Центрального федерального округа это незначительно превысило стоимость данного набора только в Тамбовской, Липецкой и Белгородской областях.

За 2003 год среднемесячная заработная плата в отраслях экономики по сравнению с 2002 годом возросла на 18% и составила 3572 рубля. Наибольший размер заработной платы выплачивался на предприятиях смешанной формы собственности с участием иностранного капитала (более 6 тыс. рублей), а наименьший - в общественных организациях (2,7 тыс. руб.).

Позитивным изменениям в динамике доходов работников, занятых в отраслях материального производства, способствовали увеличение минимальных государственных гарантий по оплате труда, повышение эффективности социального партнерства, совершенствование системы коллективно-договорных отношений и другие меры.

В области действует ряд нормативных актов, предусматривающих дополнительные выплаты к заработной плате работникам культуры и искусства, областных библиотек, театров, музеев и выставочных центров, филармонии, главным врачам центральных районных больниц, работникам учреждений противотуберкулезного профиля.

В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за прошедший год составила 2934 руб. Отношение средней заработной платы в отраслях социальной сферы к средне областному значению соответствует 71%, к средней заработной плате в промышленности – 86%.

Вместе с тем, в 2003 году сохранилась высокая дифференциация в заработной плате между отраслями, районами, отдельными предприятиями и категориями работающих. Межотраслевой разрыв максимального и минимального значения среднемесячной заработной платы составил 5,3 раза против 5,2 раз в 2002 году (9840 руб. в отрасли «Финансы, кредит и страхование» и 1852 рубля в сельском хозяйстве). Межрайонное соотношение между максимальным и минимальным значением средней заработной платы в 2003 году достигло 1,78 раза (в 2002 году 1,66 раза).

Рост номинальной и реальной заработной платы в истекшем году сопровождался уменьшением задолженности по ее выплате. По состоянию на 1.01.04 г. суммарная задолженность по заработной плате составила 91,4 млн. руб. или в два раза меньше, чем на 1.01.03 года. В производственных отраслях она сократилась до 87,2 млн. руб., т.е. в два раза, в отраслях непроизводственной сферы – до 4,2 млн. руб.- с уменьшением в 2,5 раза.

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 3,9 млн. рублей и сократилась за год в 4,8 раза. Ее доля в общей задолженности снизилась до 4,3% против 10% в начале 2003 года. Уровень задолженности (отношение общей суммы задолженности по заработной плате к месячному фонду заработной платы организаций, имеющих задолженность) уменьшился с 1,9 раза в начале года до 1,1 раза в конце года. При снижении за год общей задолженности по оплате труда в промышленности на 54%, на отдельных предприятиях уровень задолженности в расчете на одного работника продолжает оставаться высоким.

В результате неоднократного повышения и перерасчета назначенных пенсий средний ее размер в 2003 году составил 1634 рублей и на 21% превысил уровень, сложившийся в 2002 году. В конце года среднемесячная пенсия достигла 1725 рублей.

Наметилась тенденция к снижению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Если в начале 2003 года уровень бедности составлял 42,1%, то в конце года он снизился до 20,1%. Улучшение уровня жизни населения в значительной степени обеспечено за счет конкретных мероприятий по повышению заработной платы, социальной защите малообеспеченных групп населения.

По оценке авторов прогноза социально-экономического развития Орловской области на 2004 год повышение с 1 октября 2003 года минимальных государственных гарантий по оплате труда дает потенциальную возможность дальнейшего роста заработной платы, увеличения ее тарифной части, сокращения объемов скрытой заработной платы. Улучшится покупательная способность заработной платы. Согласно прогнозной оценке среднемесячная заработная плата в целом по области в 2004 году достигнет 4261 руб. При уровне инфляции в прогнозном периоде в пределах 10-11% реальное содержание заработной платы увеличится в 2004 году на 7%.

Средний размер пенсии достигнет на конец 2004 года 1973 руб. и возрастет к оценке 2003 года на 14%.

Номинальные денежные доходы на душу населения в расчете на месяц в 2004 году составят 3590 руб. и увеличатся к уровню текущего года на 19%, реальное содержание за этот период возрастет на 8%.

Росту реальных денежных доходов населения будут способствовать снижение темпов инфляции, развитие реального сектора экономики и другие факторы.

Численность экономически активного населения на начало 2004 года составила 435,5 тыс. человек, или 50,1% от общей численности населения области. В их числе 400,5 тыс. человек. (92%) заняты в экономике и 35,0 тысяч человек (8%), в соответствии с методологией МОТ, классифицируются как безработные.

В 2003 году среднесписочная численность работников предприятий и организаций области составила 303,1 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2002 годом на 9,7 тыс. человек (3,1%). Сокращение числа занятых в экономике граждан отмечалось в промышленности (3,8%), в сельском хозяйстве (8,8%), транспорте (3,2%), строительстве (11,5%). Рост численности работников отмечался в торговле (2,3%), жилищно-коммунальном хозяйстве (1,3%), здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (1,3%), культуре и искусстве (1,6%), банковской деятельности (3,2%).

В анализируемом периоде на крупных и средних предприятиях области было введено 3,2 тысячи новых рабочих мест, из которых 850 – в промышленности, более 570 – в сельском хозяйстве, до 700 - в торговле и общественном питании, 200 - в строительстве.

За истекший год на крупных и средних предприятиях области наблюдалось улучшение ситуации с неполной занятостью. По сравнению с 2002 годом на 7% сократилась численность работников, работающих неполное рабочее время, на 21% уменьшилась численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации.

Количество граждан, уволенных по инициативе администрации из наиболее крупных предприятий и организаций области, составило 5,6 тыс. человек. В связи с сокращением кадров 1996 работников было уволено с предприятий промышленности. В аграрном комплексе высвобождено 2028 человек. В 2003 году среди высвобожденных работников 55% составляли женщины, каждый десятый сокращенный был в возрасте до 29 лет.

В отчетном периоде, по сравнению с прошлым годом, структура фиксированной безработицы изменилась следующим образом. Доля состоящих на учете граждан, уволенных с предприятий в связи с сокращением персонала, увеличилась с 11,4% в 2002 году до 12,2% в 2003 году, выпускников учебных заведений – 6,5% (против 6,1%), длительно не работающих граждан – 12,4% (против 10,6%), женщин - 57,1% (против 55%). Снизилась доля граждан, уволенных по собственному желанию -29% (против 31,1%).

Наличие вакансий в банке данных в течение года варьировало от 2,2 тыс. свободных рабочих мест до 6,3 тысяч. Качественный состав вакансий остается неизменным на протяжении последних 2-3 лет. В структуре вакансий по-прежнему преобладает спрос на рабочие профессии (до 85% от общего числа вакансий). Повышенным спросом среди рабочих профессий пользовались специалисты высокой квалификации: токари, фрезеровщики, слесари-сантехники, слесари-ремонтники, слесари-инструментальщики, электрогазосварщики, водители, швеи, каменщики.

Среди профессий ИТР и служащих в 2003 году существенно возрос спрос на инженеров-программистов, инженеров-конструкторов, инженеров-электроников, инженеров-механиков, инженеров-электриков. При этом требования работодателей постоянно растут, кроме профессиональных знаний требуется владение ПК, наличие опыта работы, возраст претендентов зачастую ограничивался 40 годами.

В рамках областной программы содействия занятости населения в 2003 году осуществлялась реализация мероприятий активной политики занятости населения. В отчетном периоде профориентационные услуги были оказаны более 54,5 тыс. гражданам, в том числе 20,2 тыс. безработным.

Численность граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в общем количестве обратившихся в службу занятости в поиске работы на протяжении последних лет остается примерно на уровне 4,0 тыс. человек. Из них более 75% - женщины. В отчетном периоде активно проводилась работа с данной категорией граждан с использованием различных форм: содействие трудоустройству, развитие предпринимательской инициативы и самозанятости, организация общественных работ, профессиональное обучение и переобучение, профилактика женской безработицы, социальная поддержка и трудоустройство граждан в соответствии с Законом Орловской области «О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите».

В отчетном году на территории региона реализовывались федеральные и региональные программы различной направленности, оказывающие влияние на занятость трудоспособных граждан, региональный рынок труда. Реализация программы «Газификация сельских населенных пунктов» позволила трудоустроить 350 безработных граждан и укомплектовать почти все котельные в сельской местности бывшими безработными. Кроме того, по договорам было подготовлено 114 газосварщиков. По программе «Дороги России» на объекты строительства были направлены 129 безработных граждан. Для проведения строительно-отделочных работ по программе «Славянские корни» создано 200 рабочих мест. Целевая региональная программа «Развитие торговли Орловской области» способствовала созданию 600 рабочих мест.

Всего при содействии службы занятости в 2003 году было трудоустроено 17,4 тыс. человек, их доля в общем объеме трудоустроенных на крупные и средние предприятия области составила 24,3%.

Численность официально зарегистрированных безработных в 2003 году по сравнению с предшествующим годом возросла на 0,4 тыс. человек и составила в конце года 6,9 тыс. человек. Уровень фиксированной безработицы увеличился с 1,4% в начале 2003 года до 1,6% в конце периода (в Российской Федерации – с 1,8 % до 2,3%).

Согласно прогнозной оценки отраслевая структура занятости населения области складывается следующим образом:

По расчетам, численность занятых в экономике в 2004 году снизится на 1 тыс. человек. Прогноз занятости предполагает возможные незначительные изменения межотраслевых пропорций, высвобождение или дополнительное привлечение занятых в те или иные отрасли.

По прогнозной оценке, численность экономически активного населения, вследствие роста численности населения трудоспособного возраста, будет по своей динамике несколько опережать рост занятости. В результате численность безработных по методологии МОТ может в 2004 году достигнуть 9% от численности экономически активного населения.

На ситуацию на рынке труда в 2005 году будут оказывать влияние следующие факторы:

  • активизация процессов высвобождения работников в связи со структурными преобразованиями в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве;

  • рост платности жилищно-коммунальных услуг и увеличение доли заработной платы в структуре доходов населения повлияют на увеличение экономической активности населения, в том числе, наиболее уязвимых его категорий;

  • увеличение минимального размера пособия по безработице обусловит рост обращений в службу занятости населения безработных граждан, которые были незаняты в экономике длительное время;

  • сохраняющаяся низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов в трудоспособном возрасте, граждан, уволенных с военной службы и др.), определенная объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам;

  • увеличение численности работающих пенсионеров сузит сферу приложения труда для части молодежи и лиц среднего возраста (в настоящее время численность работающих пенсионеров составляет 39,5 тыс. человек).

В складывающейся ситуации приоритетными направлениями по повышению занятости населения в 2005 году станут:

  • повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения вакансий, замены выбывающих работников высококвалифицированными кадрами;

  • создание в отраслях экономики около 3 тыс. новых рабочих мест;

  • подготовка новых кадров, переобучение безработных граждан под заказ предприятий - 3,5 тыс. человек;

  • поддержка предпринимательской инициативы из числа безработных граждан до 100 человек;

  • предоставление услуг по профессиональной ориентации – 49,3 тыс. человек;

  • оказание предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым гражданам - 1,1 тыс. человек;

  • организация общественных работ – 3,7 тыс. человек;

  • временное трудоустройство несовершеннолетних граждан – 6,6 тыс. человек;

  • трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите – около 200 человек …

И ряд других мероприятий.

В настоящее время в состав промышленного комплекса входит около 700 предприятий, из них 200 крупных и средних предприятий, на которых сконцентрировано более 84% промышленного потенциала области.

Промышленность – ведущая отрасль экономики, влияющая на социально-экономическое состояние Орловской области. В настоящее время в промышленности производится около 26% валового регионального продукта, занято более 21,3% трудоспособного населения, сосредоточено около 16% основных фондов области. Доля промышленности в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет области составляет 33,6%.

В структуре форм собственности сложилось относительно устойчивое положение. Ведущие позиции занимают предприятия смешанной и частной формы собственности, на их долю приходится, соответственно, 39% и 30% областного объема промышленного производства. Удельный вес государственного сектора составил 4,5 процента.

За период 1998 - 2002 годы среднегодовые темпы прироста промышленного производства составили около 9%. Объемы промышленного производства в действующих ценах возросли в 2,7 раза, в сопоставимых ценах в 1,4 раза. Продолжением положительных тенденций стал 2003 год.

Основные показатели работы промышленного комплекса в 2003 году характеризуются следующими данными по отношению к соответствующему периоду 2002 года:

Наименование показателей

по промышленности в целом

в том числе по крупным и средним предприятиям

Объемы промышленного производства в действующих ценах, млрд. рублей

25,0

20,2

- темп роста к 2002 г., %

125,9

123,8

- индекс физ. объема к 2002г., %

107,8

109,1

Среднесписочная численность работающих, человек

73559

66551

- темп роста к 2002 г., %

96,2

94,6

Среднемесячная заработная плата, рублей

4172,7

4317,2

- темп роста к 2002 г., %

128,3

127,8

Рост физических объемов промышленного производства в отраслевом разрезе отмечен по отраслям:

пищевая промышленность - 112,4%;

машиностроение и металлообработка - 111,8%;

электроэнергетика - 111,4%;

промышленность стройматериалов - 108,8%;

черная металлургия - 108,5%.

Вместе с тем, сокращение производства наблюдалось в отраслях:

химической и нефтехимической промышленности - на 21,5%;

лесной и деревообрабатывающей промышленности - на 21%;

легкой промышленности - на 16%;

цветной металлургии - на 12%;

мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - на 11%.

Объем инвестиций в промышленности в 2003 году составил 1016,1 млн. рублей (78,2% к уровню 2002 года). По масштабности участия в инвестиционном процессе лидирующее положение занимают промышленность строительных материалов (451 млн. руб.) и пищевая промышленность (132,6 млн. руб.). Наибольший рост объемов инвестиций сложился в химическом и нефтехимическом машиностроении – 156,7%, электроэнергетике и легкой промышленности – соответственно 123 и 124%.

Сумма полученной прибыли на крупных и средних предприятиях промышленного комплекса за 2003 год превысила уровень прошлого года в 2,4 раза и составила 2551,1 млн. рублей. Из общей суммы полученной прибыли 24,5% приходится на промышленность строительных материалов (главным образом за счет ЗАО «Велор»), 20% - на машиностроение и 44,7% - на пищевую промышленность. Наибольший рост сумм прибыли по сравнению с прошлым годом получен в:

электроэнергетике - в 9,5 раз;

пищевой промышленности - в 7,8 раза;

машиностроении - в 1,7 раза.

Кредиторская задолженность в промышленности на 1 января 2004 года составила 5300 млн. рублей, из нее на просроченную приходилось 27,6% (на 1 января 2003 года - 31%). По сравнению с 1 января 2003 года кредиторская задолженность выросла на 4,6%, просроченная кредиторская задолженность снизилась на 6%.

Дебиторская задолженность на 1 января 2004 года увеличилась по сравнению с прошлым годом на 1,3%, из нее просроченная уменьшилась на 3,7%. В общей сумме просроченной дебиторской задолженности наибольший удельный вес приходился на предприятия электроэнергетики – 70,5% от общей задолженности по промышленности и 30,4% от общей задолженности по отраслям экономики.

Общие налоговые поступления от промышленности в консолидированный бюджет области за 2003 год увеличились в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Просроченная задолженность по оплате труда в промышленности на 1 января 2004 года снизилась на 51% против уровня 1 января 2003 года.

Цены на промышленную продукцию с начала года возросли в среднем на 13,5%, в том числе на потребительские товары – на 13,8, средства производства – на 10,3% . Более всего подорожала продукция мукомольно-крупяной промышленности – в 1,6 раза, из нее пшеничная мука – в 2,1 раза. В пищевой промышленности цены повысились на 16,5%, в том числе ржано-пшеничный хлеб – в 1,4 раза. Тарифы на продукцию электроэнергетики увеличились на 15%, в том числе на теплоэнергию – на 17,9%, электроэнергию – на 14,7%.

Развитие промышленности области в 2004 году предполагает последовательное решение целого комплекса вопросов, направленных на повышение экономического потенциала Орловской области путем реализации ряда мер по:

улучшению использования имеющегося промышленно-производственного потенциала области;

повышению инновационной активности предприятий;

развитию экспортной ориентации действующих и новых производств;

дальнейшему развитию приоритетных отраслей в соответствии с целевыми областными программами.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что администрация Орловской области в своей деятельности активно использует прогнозирование социально-экономических параметров. На основе этих параметров принимаются управленческие решения, позволяющие решать проблемы региона.

Рост денежных доходов в Орловской области в значительной степени обусловлен проведением конкретных мер по повышению заработной платы, пенсий и пособий. Позитивным изменениям в динамике доходов работников, занятых в отраслях материального производства, способствовали увеличение минимальных государственных гарантий по оплате труда, повышение эффективности социального партнерства, совершенствование системы коллективно-договорных отношений и другие меры.

Вместе с тем, сохраняется высокая дифференциация в заработной плате между отраслями, районами, отдельными предприятиями и категориями работающих. Рост номинальной и реальной заработной платы в истекшем году сопровождался уменьшением задолженности по ее выплате.


Глава 3. Прогнозирование показателей доходов населения

Целью данной главы является составление прогноза по доходам населения на 2005 год.

В практике моделирование и прогнозирование самым распространенным и дающим хорошие результаты, сглаживания уравнений временных рядов динамики является метод наименьших квадратов (МНК). Сущность которого состоит в выборе таких параметров исследуемого уровня при котором сумма квадратов отклонений сглаженных значений уровней от соответствующих им во времени эмпирических значений должна быть минимальной

Подставляя в найденное в результате сглаживания уравнения (модели) соответствующие значение времени t, (t = n + 1, n + 2, ..., n + T), можно найти перспективный объем доходов на какой-то заданный период прогноза Т(год, квартал).

Выбор наиболее лучшей функции описывающую реальную тенденцию роста производится по следующим критериям:

1) среднее абсолютное отклонения.

2) среднее квадратическое отклонение

3) коэффициент вариации

4) коэффициент корреляции


Осуществим прогнозирование показателей доходов населения на примере следующих данных:

Реальные денежные доходы в % к предыдущему году

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

89.9

73

104.7

112.9

112.6

115.1

119.8

Прогноз и математическая модель


Х – порядковый номер года.


Прогноз в % к предыдущему году


2005

2006






130

136

Денежные доходы в среднем на душу населения

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

811.1

1169.2

1584.1

2170.5

2925.3

3846.1

5156.5

Прогноз и математическая модель


Х – порядковый номер года.

Прогноз денежных доходов в среднем на душу населения


2005

2006






5342

6047

Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц

2000

2001

2002

2003

2004

676.8

784.3

936.7

1044.8

1116.6

Прогноз и математическая модель

Х – порядковый номер года.


Прогноз

2005

2006






1254

1368

Заключение

В первой главе курсовой работы были рассмотрены показатели характеризующие доходы населения и дана краткая характеристика доходов населения России. Во второй главе проведен анализ социально-экономического положения Орловской области. По результатам анализа можно сделать вывод, что за 2003 год среднемесячная заработная плата в отраслях экономики по сравнению с 2002 годом возросла на 18% и составила 3572 рубля. Наибольший размер заработной платы выплачивался на предприятиях смешанной формы собственности с участием иностранного капитала (более 6 тыс. рублей), а наименьший - в общественных организациях (2,7 тыс. руб.). Позитивным изменениям в динамике доходов работников, занятых в отраслях материального производства, способствовали увеличение минимальных государственных гарантий по оплате труда, повышение эффективности социального партнерства, совершенствование системы коллективно-договорных отношений и другие меры.

В третьей главе было осуществлено прогнозирование доходов населения Орловской области. По полученным результатам можно сделать вывод, что сохраниться тенденция возрастания как денежных, так и реально располагаемых доходов. Вместе с тем необходимо отметить, что также наблюдается рост стоимости потребительской корзины. Однако рост доходов по-видимому будет несколько опережать рост цен на товары и услуги, но это опережение не будет значительным.

Главными направлениями деятельности российского руководства в области политики труда на ближайшее время является увеличение доходов населения и создание достаточного количества рабочих мест.

Заработная плата должна стать основным источником дохода работающих граждан, а отчисления с фонда оплаты труда – основным источником дохода пенсионеров. Необходимо создавать условия для роста объемов производства, укрепления экономики предприятий при государственной поддержке в реализации перспективных инвестиционных проектов, развитии лизинга сельскохозяйственной техники, и другие вопросы. Вопросы совершенствования законодательной базы в проведении инвестиционной политики, создание здорового инвестиционного климата в области, поддержка малого предпринимательства и реализация социальных программ – приоритетные направления политики государства.

Есть такое представление, что единственная возможность повышать доходы населения – это увеличивать темпы экономического роста. На самом деле, это не совсем так, потому что повышать надо темпы роста производительности труда. Для того, чтобы росла производительность, нужны стимулы в экономике. Государство пытается сегодня решать такую задачу, которая с трудом поддается решению. Мы хотим снижать налоги и стимулировать бизнес предоставлением ему большего количества свободных финансовых ресурсов и одновременно повышать доходы населения. Особенно низкооплачиваемых слоев, прежде всего, в бюджетной сфере и т.д. Я думаю, что это задачи, которые трудно совместить. Вместе с тем то, что сказал президент относительно наших социальных задач и необходимости повышения доходов населения, которое находится на грани бедности, получает ниже прожиточного минимума, я считаю, это совершенно правильно.

Методы решения проблемы повышения доходов представляют собой комплекс мероприятий, в который входят создание или модернизация нормативно-правовой базы, распорядительные действия исполнительной власти, организационные мероприятия.

Для создания новых рабочих мест в сфере производства продукции требуются, в первую очередь, прямые инвестиции.

На основе анализа структуры востребованности  рабочей силы возможно организовать курсы по переподготовке трудоспособного населения. Уже сейчас специалистов многих , даже высокооплачиваемых специальностей не хватает .Финансирование этих курсов может быть произведено с учётом долевого участия а)предприятия, которому нужны специалисты; б) городского бюджета через программы по снижению безработицы; в) средств самого обучаемого.

Комитету по образованию следует поручить оперативный анализ рынка трудоустройства и соответствующее изменение структуры и планов учреждений профессионального обучения.

Поощрение малого бизнеса в областях торговли, общественного питания, туризма обычно базируется на следующих мерах которые и нам следует обеспечить разработкой необходимой нормативной базы:

- упрощение процедур регистрации юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица с использованием принципа «одного окна», предпочтительней, с использованием «интернетной» технологии;

- широкое использование с уточнением по результатам бюджетного анализа упрощённой системы налогообложения или налога на вменённый доход. В дальнейшем необходима его модернизация в части расширения объектов налогообложения, а также уточнения понижающих и повышающих коэффициентов и расчётных формул.


Список литературы

  1. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» №115 ФЗ от 20 июля 1995 года

  2. Федеральная служба государственной статистики. Кракосрочные экономические показатели Российской Федерации, октябрь 2004.

  3. Л. Е. Басовский Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Учеб. пособие / - М.: Инфра – М, 2001.

  4. Чернышев С.Л. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития. – М.: МГТУ, 2003.

  5. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования. – М.: ЮНИТИ, 2003.

  6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005.

  7. Социально-экономическое положение России в январе—сентябре 2004 года – Вестник Банка России 7 декабря 2004 года № 72 (796).


Другие похожие работы

  1. Прогнозирование высшего образования
  2. Банковские операции: виды, признаки, классификации, тенденции развития
  3. Интернет-банкинг
  4. Учет и операционная деятельность в банках, вариант 1
  5. Методы определения кредитоспособности коммерческими банками





© 2002 - 2021 RefMag.ru