RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Пример работы

Прогнозирование высшего образования

2005 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Высшее образование как объект прогнозирования

Глава 2. Комплексный анализ образования в РФ

2.1. Анализ состояния системы образования

2.2. Проблемы высшего образования и необходимость модернизации

Глава 3. Прогнозирование высшего образования

3.1. Описание метода прогнозирования

3.2. Прогнозирование показателей высшего образования

Заключение

Список литературы

Введение

В недавнем прошлом прогнозирование, как специфический вид научного анализа, находило более или менее широкое применение в области естественных явлений (прогноз погоды, паводков, урожайности и т. д.), ныне оно охватило самые различные сферы деятельности людей: политику, международные отношения, экономику, научно-технический прогресс, демографические и социальные процессы, образование и т. д. Формируется научное направление - прогностика, в котором на основе методов, заимствованных из философии, социологии, статистики, математики и собственных методов, разрабатываются методы прогнозирования и определяются перспективные оценки развития общественных процессов и явлений.

В эпоху глобализации и новых технологий образование - это не просто социальная сфера. Это - вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании. Поэтому актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения.

Изменение отношения государства и общества к образованию должно выразиться в конкретных шагах: в увеличении объемов его финансовой поддержки, в особой заботе о работниках образования, в создании условий для использования интеллектуального потенциала образованных людей и формировании общественного мнения о ценности образования.

Целью курсовой работы является прогнозирование показателей высшего образования.

В соответствие с поставленными целями решаются следующие задачи:

1) исследовать высшее образование как объект прогнозирования;

2) проанализировать состояние системы высшего образования, выявить ее проблемы и предложить пути их решения;

4) составить модели прогнозирования показателей

5) сформулировать выводы и предложения.

При подготовке курсовой работы использовались нормативно правовые акты Министерства образования, публикации специализированной периодической печати, научно-учебные пособия и монографии.

Прогнозы показателей выполнены с использованием метода наименьших квадратов (МНК) в программе MS Excel.


Глава 1. Высшее образование как объект прогнозирования

Прежде всего, необходимо разобраться в вопросе для чего человек получает высшее образование. Позиции Министерства на этот счет противоречивы. Так, рекомендации круглого стола «Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте» (14 марта 2001 года), отмечают, что современный этап развития мирового сообщества характеризуется «переходом от избирательной, селективной модели высшего образования, когда для приобретения специальности отбираются наиболее способные и подготовленные молодые люди, к массовой высшей школе, когда высшее образование становится всеобщим достоянием»1. Это положение можно трактовать как новую целевую установку высшей школы – готовить высокообразованных граждан для повышения общего уровня культуры общества, соответствующего потребностям современного и перспективного этапа развития информационной цивилизации. Но в большинстве приказов, инструкций и положений Министерства образования РФ подчеркивается, что задача высшей школы готовить специалистов для различных отраслей хозяйства, сферы управления, сферы обслуживания и т.д., т.е. ставится вопрос более утилитарно – готовить, прежде всего "рабочую силу" для материального и духовного производства. Весьма показательным в этом плане является разработанный в 2000 г. научно-исследовательским институтом высшего образования Министерства образования РФ. «Прогноз потребности РФ в специалистах с высшим образованием и структуры их подготовки до 2010 года.»2.

Обосновывая необходимость проведенного исследования предлагаемого на его основе прогноза, авторы отмечают, что в новых условиях необходимы новые критерии и методы оценки соответствия объема, структуры и качества подготовки студентов ожидаемому спросу региона (отрасли) на специалистов, требованиям рыночной экономики, научно-технического прогресса, отечественным и международным стандартам, а также изучения состояния и развития общего и профессионального образования с использованием специального мониторинга. Особое значение приобретает разработка прогнозов (программ) развития высшего и среднего профессионального образования на региональном уровне, где методика прогнозирования должна максимально отражать реальные условия. Программа развития высшего образования в регионе должна соответствовать перспективам социально-экономического развития региона и обеспечивать кадровый потенциал для осуществления преобразований в приоритетных направлениях деятельности в соответствии с социальным заказом (программой развития региона)3.

Опасность явно прослеживается и в политике регионов, где составляются прогнозы, на основе которых предлагаются решения об открытии или закрытии тех или иных вузов, о сокращении или увеличении подготовки соответствующих специалистов. Проблема в данном варианте не только в том, что порой игнорируется известное положение, что выгоднее открывать и содержать учебные заведения, чем больницы и тюрьмы, полезней учить молодежь, чем лечить ее от наркомании и алкоголизма. Главная проблема заключается в том, что сегодня все более нужны нравственно, интеллектуально и профессионально (педагогически, экономически, юридически, культурологически и т.д.) грамотные граждане, без чего становление и развитие гражданского общества в России невозможно.

Можно сформулировать основные положения государ­ственного регулирования в сфере высшего образования:

1. Свойства образовательных услуг как общественного това­ра, их роль в социально-экономическом развитии страны опре­деляют необходимость государственного бюджетного финанси­рования сферы высшего образования. Такое финансирование есть не что иное, как государственные инвестиции в человече­ский капитал, масштабы которых должны составлять стабиль­ную долю в валовом внутреннем продукте.

2. Специфика образования как общественного блага заключается, также, в многослойном характере сочетания общенационального, регионального и местного уровней управления и финансирования. Государственное регулирование может не учитывать со­временные процессы локализации в сфере высшего образова­ния. Управление ее развитием строится на основе возможно бо­лее четкого разграничения функций, полномочий и источников финансирования на федеральном и региональном уровнях, а также уровне конкретного высшего учебного заведения.

3. Эффективность государственного регулирования воз­растает по мере развития рынка образовательных услуг, созда­ния для него определенного пространства, предоставления высшим учебным заведениям инициативы в постоянном увели­чении объема, расширении видов платных образовательных услуг.

4. Формы и методы регулирования рынка образовательных услуг обусловлены его социально - экономической сущностью и особенностями, которые основаны на программно-целевом подходе и включают в себя мониторинг, анализ динамики и диагностику состояния рынка, формирование приоритетных программ и проектов развития системы образования в тактическом и стратегическом аспектах.

5. С вышеизложенным связана и необходимость прогнози­рования развития сферы высшего образования, ее масштабов. Особенности и сложность разработки такого прогноза заклю­чаются в том, что он не может проводиться конкретным выс­шим учебным заведением и даже конкретным регионом страны в отдельности. Научная обоснованность и достоверность про­гноза развития сферы высшего образования могут быть обеспе­чены лишь данными учета общих тенденций в экономике, на­учно-техническом прогрессе, структуре общественного произ­водства, требований к профессиональной подготовке населе­ния, динамики валового внутреннего продукта и целого ряда других факторов, определяющих среднесрочные и долгосрочные перспективы социально-экономического развития.

6. Инвестирование целевых программ развития высшего образования осуществляется за счет государственных и частных источников таким образом, чтобы обеспечивать адекватную рыночной трансформации структуру экономики, а также повышение качества интеллектуальных ресурсов общества, что в совокупности определяет критерий эффективности в текущем и перспективном периодах.

7. Ограниченность общественных ресурсов требует установления того минимума образовательных услуг определенного качества, который будет гарантированно финансироваться государством в форме прямого и долгосрочного инвестирования; все остальные образовательные услуги, качественно и количественно превышающие этот динамически подвижный минимум, должны оплачиваться за счет потребителей данных услуг.

8. Очевидная и принципиальная неспособность индивиду­альных потребителей реально оценивать качество предостав­ленных им образовательных услуг предполагает необходимость установления достаточно действенной системы контроля: госу­дарственных стандартов в сфере высшего образования, аттеста­ции и лицензирования высших учебных заведений, сертифика­ции документов, удостоверяющих полученное высшее профес­сиональное образование.

Особенности функционального предназначения образования как системы воспроизводства экономического и интеллектуального потенциала страны требуют применения научного подхода к решению назревших проблем и указывает на необходимость теоретического осмысления и развития складывающихся рыночных механизмов функционирования высшей школы и организационно-экономического механизма предоставления образовательных услуг.


Глава 2. Комплексный анализ образования в РФ

2.1. Анализ состояния системы образования

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80 - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование. За короткий срок произошла его адаптация к принципиально новым условиям политической жизни, к свободному развитию демократического гражданского общества, удалось реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ "Об образовании". Однако комплексное обновление системы образования не было осуществлено, в связи с чем нынешнее состояние образования - его содержание и структура, его материальная база, организационно-экономические и управленческие механизмы, статус педагогического работника не соответствуют современным потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.

Произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные процессы. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные разрывы в системе "государство - образование - общество". В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную "нишу" в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Сегодня образовательные учреждения обеспечены бюджетным финансированием только на 25-40% от расчетной нормативной потребности. В профессиональном образовании (особенно в высшем) это частично дополняется внебюджетными поступлениями от платных услуг, общеобразовательные же школы практически не имеют возможности привлечь дополнительные средства. Реальное недофинансирование образовательных учреждений составляет до 50-60%.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.

Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Содержание образовательных программ, объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников определяются государственными образовательными стандартами высшего профессиоального образования

Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.

Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет.

В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий - 5 лет.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.

Самый большой контингент студентов обучается в университетах.

По состоянию на 01.01.2001 года на территории Российской Федерации действовало 1249 гражданских вузов, в том числе: 564 государственных вузов федерального ведения, 34 государственных вузов субъектов Российской Федерации, 18 муниципальных вузов, 635 негосударственных вузов.

Этот уровень образовательной системы РФ претерпел за последние годы особенно значительные изменения - и количественные и качественные.

Продолжает расти число лиц, желающих поступить в вузы. В 2000 году средний конкурс среди подавших заявление в вузы составил 3 человека на место. По данным РБК в 2004 г. эта цифра, например, в Санкт-Петербурге составила уже 3,79 чел. на место. Такая же тенденция прослеживается и в регионах.

Количество высших учебных заведений за последние годы резко возросло, особенно за счет негосударственных и филиалов. Так, к 2004 году количество государственных и негосударственных вузов и их филиалов превысило 3000. Это требует пристального внимания к оценке и контролю качества образования.

По состоянию на конец 90-х годов прошлого века общий прием студентов в государственные высшие учебные заведения по укрупненным группам специальностей характеризовался следующими данными: инженерно-технические - 31%, экономические - 26%, гуманитарные 19%, педагогические 8%, естественнонаучные 6%, медицинские - 3%, сельскохозяйственные - 4%, культуры и искусства - 2%.

На рубеже тысячелетий спрос на эти специальности пошел на спад. Одна из новых специальностей - это "Государственное и муниципальное управление" (первый выпуск был только в 2000 году в количестве нескольких десятков человек). Потребность общества в управленцах новой формации очень велика.

Если говорить про 2003 год, то наибольший конкурс наблюдался в экономических и юридических учебных заведениях. В 2004 г. сохраняется наметившаяся тенденция последних лет к возобновлению интереса абитуриентов к техническим специальностям. Повысился конкурс на специальности культуры и искусства.

Поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 - от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.

В 2004 г. Министерство науки и высшего образования подвело итоги рейтинга аккредитованных негосударственных вузов России с дневной формой обучения и количеством студентов более 700. Всего в рейтинге участвовало 43 вуза. Сбор данных для его определения проводился с января по март 2004 г. При этом учитывалось множество параметров: качество профессорско-преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран, объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и другие показатели. Лидерами оказались следующие ВУЗы: первое место занял Санкт-Петербургский институт специальной педагогики и психологии, второе - Академия управления "ТИСБИ" (Казань), третье - Институт экономики, права и естественных специальностей (Краснодар).

В ближайшие годы, начиная с 2005 г., количество желающих получить высшее образование начнет сокращаться. Однако, это будет вызвано не оттоком абитуриентов в другие уровни образования, а демографической ситуацией в стране. Пик рождаемости закончился в 1986 - 1987 гг. Поэтому к 2010 г. по данным фонда "Общественное мнение" поступающих будет максимум 759 тысяч против нынешних 1,3 миллиона человек. Это может означать, что количество высших учебных заведений также станет сокращаться.

Ниже приводятся некоторые статистические показатели по высшему образованию (табл. 1. - 4.). по этим данным можно сделать вывод, что в настоящее время спрос на высшее образование растет по всем формам обучения. Повышается качество преподавательского состава, однако довольна большая часть преподавателей пенсионного возраста, что говорит о нехватке специалистов. Растет число высших учебных заведений. Увеличивается потребность в общежитиях для студентов.


Таблица 1.

Контингент студентов


Свод по

по Российской федерации

Форма обучения

Год

Подано заявлений

Принято на 1-й курс

в том числе
с возм.затрат

Учится всего

в том числе
с возм.затрат

Выпуск всего

Очная

1998

1063639

492581

123094

2039877

302208

314882

Очная

1999

1172025

539061

159792

2213014

412569

330055

Очная

2000

1375289

621822

225888

2441649

575074

356235

Очная

2001

1474661

669348

271244

2656969

755217

381151

Очная

2002

1613769

774737

286758

3103970

910789

452768

Очная

2003

1804190

803806

304633

3276566

1027340

487024

Очно-заочная

1998

93944

52799

18611

200410

49270

23282

Очно-заочная

1999

104977

58462

23587

228341

68377

24995

Очно-заочная

2000

114957

69055

33618

258261

93760

31308

Очно-заочная

2001

120366

74784

39445

285412

121060

36968

Очно-заочная

2002

115494

85640

38056

346033

136090

50484

Очно-заочная

2003

109273

83756

36002

351315

141155

55553

Заочная

1998

452332

284555

144019

1102258

372945

131039

Заочная

1999

516290

344798

194961

1277584

532073

157619

Заочная

2000

625907

429732

275004

1518680

749695

187596

Заочная

2001

686270

493798

339973

1783580

1008718

225235

Заочная

2002

691941

608570

333458

2399941

1168195

324187

Заочная

2003

729487

656948

351475

2703714

1336452

404231

Экстернат

1998

2012

1877

1762

4675

4302

1386

Экстернат

1999

4167

4091

3717

9165

8274

1951

Экстернат

2000

20482

19471

18807

51496

49788

3643

Экстернат

2001

26163

25506

24921

71456

69599

4470

Экстернат

2002

34683

34952

33689

97553

93878

12966

Экстернат

2003

97830

98872

97012

124118

117375

30122

Таблица 2.

Преподавательский состав

Свод по

по Российской федерации

Выборка

Год

Всего (сумма гр.3,4)

Из штатного персонала (гр.1) работают на ставке:

Кроме того, внешних совместителей

Из штатного персонала (гр.1) имеют ученое звание:

Из штатного персонала (гр.1) имеют возраст (полных лет):

1.0

0.5 и 0.25

профессора

доцента

< 30

30-39

40-49

50-59

60-65

> 65

A

Б

1

3

4

5

9

10

11

12

13

14

15

16

Россия

1998

231324

205746

25560

34353

23382

81285

24600

41569

61511

61827

25508

16309

Россия

1999

240175

210807

29269

39463

24673

84371

27957

41700

61123

61414

30472

17509

Россия

2000

247355

216459

30797

45645

25636

84659

32290

42506

60602

60361

33209

18387

Россия

2001

252753

219826

32764

50351

26767

84570

36204

43231

59714

59309

34695

19600

Россия

2002

254318

220761

33474

53604

27357

84936

38985

42856

57106

58305

34555

22511

Россия

2003

260457

225157

35279

57833

27763

86767

41281

44720

56286

60015

32232

25923

Таблица 3.

Учебные площади

Свод по

по Российской федерации

Выборка 

Год

Общая пл. (кв.м.)

В т.ч. аренд.

В т.ч. сдано в аренду

В т.ч. на капрем.

В т.ч. учебная

В т.ч. уч.-всп.

В т.ч. подсобная

Россия 

1998

36522779

1391439

961182

779573

11544375

5220149

11338404

Россия 

1999

38284495

1696137

1057021

889483

12577018

5509311

11483565

Россия 

2000

39527453

2171336

1073778

869288

13229527

5836900

11744406

Россия 

2001

41177973

2599436

1125061

879644

14305357

6120335

11873961

Россия 

2002

41924549

3406789

1134058

879256

15842914

6018809

11437943

Россия 

2003

44121069

4364311

1260144

884183

17650747

6320146

11250225

Таблица 4.

Обеспеченность общежитиями (свод)

Свод по

по Российской федерации

Выборка 

Год

Число студентов, нуждающихся в общежитиях

из них проживают в общежитиях

A

1

2

3

Россия 

1998

631050

534812

Россия 

1999

639056

550790

Россия 

2000

664359

568412

Россия 

2001

685308

586647

Россия 

2002

695796

580993

Россия 

2003

736623

614410

2.2. Проблемы высшего образования и необходимость модернизации

В переломный период своего развития Россия должна в полной мере использовать свой потенциал в сфере образования, науки и культуры для скорейшего возвращения в первый эшелон исторически лидирующих государств. Страна разрешит свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, исходя из коренных государственно-политических целей и интересов.

Как отмечено в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, сегодня должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий - это не просто социальная сфера. Это - вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.

Изменение отношения государства и общества к образованию должно выразиться в конкретных шагах: в увеличении объемов его финансовой поддержки, в особой заботе о работниках образования, в создании условий для использования интеллектуального потенциала образованных людей и формировании общественного мнения о ценности образования.

В этой связи необходимо уже в ближайшее время повысить долю бюджетных расходов на образование в структуре ВВП с 3,5% до 4,5%* , обеспечить опережающий рост затрат на образование по отношению к другим сферам бюджетного финансирования, конкурентоспособность образования на рынке труда, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Государство должно обеспечить ресурсную привлекательность образования для вложения средств предприятий и граждан, модернизировать действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании с 1,5% до 2-2,2% ВВП, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся и нагрузка на систему образования сократится практически на одну треть. Это обстоятельство необходимо проработать как ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.

Меры государственной поддержки образования должны сочетаться с усилением роли государства в обеспечении соответствия образовательной деятельности запросам личности и общества. Органы государственной власти и управления призваны совместно с общественностью добиваться высокого, современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от формы собственности, систематически анализировать перспективные потребности рынков труда и проводить рейтингование учебных заведений, широко распространять информацию об этом.



Глава 3. Прогнозирование высшего образования

3.1. Описание метода прогнозирования

Одним из важных методов приближения функций является метод наименьших квадратов (МНК), который для выражений определённого вида обеспечивает наилучшее приближение к исходным данным.

Если некоторая величина зависит от другой величины , то эту зависимость можно исследовать, измеряя y при различных значениях x . В результате измерений получается ряд значений:

x1, x2, ..., xi, , ... , xn;

y1, y2, ..., yi, , ... , yn.

По данным такого эксперимента можно построить график зависимости y = ƒ(x). Полученная кривая дает возможность судить о виде функции ƒ(x). Однако постоянные коэффициенты, которые входят в эту функцию, остаются неизвестными. Определить их позволяет метод наименьших квадратов. Экспериментальные точки, как правило, не ложатся точно на кривую. Метод наименьших квадратов требует, чтобы сумма квадратов отклонений экспериментальных точек от кривой, т.е. [yi – ƒ(xi)]2 была наименьшей.



3.2. Прогнозирование показателей высшего образования

Количество преподавателей

 № пп

год

количество

1

1998-1999

231324

2

1999 - 2000

240175

3

2000 – 2001

247355

4

2001 – 2002

252753

5

2002 - 2003

254318

6

2003 - 2004

260457

По методу МНК получена модель:

y = 5528.3x + 228381

R2 = 0.9603

(Х - № пп)

Прогноз по данной модели

 № пп

год

количество

7

2004 – 2005

267079

8

2005 – 2006

272607

9

2006 – 2007

278136

Желающие получить высшее образование

 № пп

Год

Подано заявлений

1

1998-1999

1611927

2

1999 - 2000

1797459

3

2000 – 2001

2136635

4

2001 – 2002

2307460

5

2002 - 2003

2455887

6

2003 - 2004

2740780

По методу МНК получена модель:

y = 222582x + 1E+06

R2 = 0.9879

(Х - № пп)

Прогноз по данной модели

 № пп

Год

Подано заявлений

7

2004 – 2005

2558074

8

2005 – 2006

2780656

9

2006 – 2007

3003238

Общее количество выпускников

 № пп

Год

Выпуск всего

1

1998-1999

470589

2

1999 - 2000

514620

3

2000 – 2001

578782

4

2001 – 2002

647824

5

2002 - 2003

840405

6

2003 - 2004

976930

По методу МНК получена модель:

y = 102231x + 313715

R2 = 0.9334

(Х - № пп)

Прогноз по данной модели

 № пп

Год

Выпуск всего

7

2004 – 2005

1029332

8

2005 – 2006

1131563

9

2006 – 2007

1233794

По результатам прогнозирования можно сделать вывод, что в ближайшие три года увеличится, количество желающих поступить в ВУЗ, возрастет количество преподавателей, возрастет количество выпускников.


Заключение

В данной курсовой работе было проведено прогнозирование показателей высшего образования. В первой главе рассмотрены вопросы высшего образования как объекта прогнозирования, во второй главе проведен анализ состояния системы образования, в третьей главе проведены расчеты по прогнозированию некоторых показателей.

По результатам прогнозирования можно сделать вывод, что в ближайшие три года увеличится, количество желающих поступить в ВУЗ, возрастет количество преподавателей, возрастет количество выпускников.

Вместе с тем необходимо отметить, что в ближайшее десятилетие произойдет резкое, более чем на 40%, уменьшение числа выпускников школы и соответственное уменьшение приема во все учреждения профессионального образования. Демографическая ситуация такова, что уже в 2008 году мест в российских вузах хватит на всех выпускников средних школ.

По данным Министерства образования, через четыре года из одиннадцатых классов средних школ выйдут всего 800 тысяч выпускников. Для сравнения: в текущем году в российские вузы на все формы обучения подали заявление более двух миллионов человек.

Сразу же возникает вопрос, какова будет пропорция платных и бесплатных мест в вузе, если сегодня сохраняется тенденция к (пусть и незначительному) росту бюджетных мест (вместо 159 - последние два года приходит в вуз 180 чел. На 10 000 населения).

Другая проблема: высшие учебные заведения постепенно теряют возможность зарабатывать, беря плату за обучение. Наилучший выход в прогнозируемой финансовой ситуации, как считают в Минобразования, - вузу следует сосредоточиться на продаже собственных научных разработок.

Как заявил замминистра образования Михаил Стриханов, вполне Целесообразно использовать опыт Америки. С 1980 года в США за университетами закреплено право на пользование и распоряжение своими разработками, и это позволило сегодня американским вузам уже заработать более 40 миллиардов долларов.

Принято решение сориентировать руководителей вузов на то, чтобы отдать приоритет развитию научно-технической и инновационной деятельности. А также обратиться к правительству РФ с просьбой ускорить формирование законодательной базы научно-исследовательской деятельности, оставить право на пользование и распоряжение результатами своих исследований за высшими учебными заведениями.

Еще один из способов удержаться вузу на плаву во время сложной демографической ситуации - ввести в свое расписание дополнительные услуги. К 2008 году 10-11% занятого населения будут нуждаться в услугах дополнительного профессионального образования, так считает один из разработчиков программы непрерывного профессионального образования ректор Академии народного хозяйства РФ Владимир Мау.

Основными потребителями услуг в области повышения квалификации и переподготовки кадров станут лица, уволенные в запас, численность которых на данный момент составляет 85,5%, безработные - 38,8%, а также мигранты - 50%.

Переподготовка и повышение квалификации кадров, считает Владимир Мау, в настоящее время осуществляется разрозненно: на базе учебных заведений; внутри коммерческих организаций; тренинговых компаний и др. Лучше было бы объединить усилия по принципу сетевого образования в одну программу.

С целью стимулирования коммерческих организаций к участию в такой программе, предложено ввести систему, в условиях которой каждая организация будет обязана отчислять установленный процент от дохода в свой фонд повышения квалификации (если такая деятельность осуществляется на базе этого предприятия). Если организация не ведет деятельности в данной области, то этот процент будет отчисляться в государственный фонд переподготовки и повышения квалификации кадров.



Список литературы

  1. Прогноз потребности РФ в специалистах с высшим образованием и структуры их подготовки до 2010 года. М.: Минобразования РФ, 2000.

  2. рекомендации круглого стола «Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте» (14 марта 2001 года) Министерство образования РФ, 14-51-271 ин/12. 08.05.2001.

  3. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования. – М.: ЮНИТИ, 2003.

  4. Материалы Федерального портала «Российское образование», http://www.edu.ru, 2005 г.

1 Министерство образования РФ, 14-51-271 ин/12. 08.05.2001.

2 Прогноз потребности РФ в специалистах с высшим образованием и структуры их подготовки до 2010 года. М.: Минобразования РФ, 2000.

3 Прогноз потребности РФ в специалистах с высшим образованием и структуры их подготовки до 2010 года. М.: Минобразования РФ, 2000. с.5-8


Другие похожие работы

  1. Банковские операции: виды, признаки, классификации, тенденции развития
  2. Интернет-банкинг
  3. Учет и операционная деятельность в банках, вариант 1
  4. Методы определения кредитоспособности коммерческими банками
  5. Управление кредитным портфелем





© 2002 - 2021 RefMag.ru