RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Пример работы

Прогнозирование занятости населения

2005 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Занятость населения и социально-экономическая политика государства

1.1. Политика занятости и политика на рынке труда

1.2. Социально-экономические предпосылки прогноза занятости

Глава 2. Анализ показателей занятости

Глава 3. Прогнозирование показателей занятости

Заключение

Список литературы

Введение

В недавнем прошлом прогнозирование, как специфический вид научного анализа, находило более или менее широкое применение в области естественных явлений (прогноз погоды, паводков, урожайности и т. д.), ныне оно охватило самые различные сферы деятельности людей: политику, международные отношения, экономику, научно-технический прогресс, демографические и социальные процессы, образование и т. д. Формируется научное направление - прогностика, в котором на основе методов, заимствованных из философии, социологии, статистики, математики и собственных методов, разрабатываются методы прогнозирования и определяются перспективные оценки развития общественных процессов и явлений.

Интерес к будущему вытекает из непосредственной и острой практической потребности сегодняшнего дня. Необходимость предвидения вероятного исхода событий в будущем никогда прежде не была столь насущной и необходимой, как сейчас. Предвидение событий дает возможность заблаговременно приготовиться к ним, учесть их положительные и отрицательные последствия, а если это возможно - вмешаться в ход развития, контролировать его, и что более важно - работать для претворения в жизнь одной из выявленных альтернатив будущего. Решения, принимаемые сегодня, опираются на оценки развития явлений в будущем. В свою очередь, они в большей или меньшей степени воздействуют на это будущее.

Важной задачей в области дальнейшего совершенствования управления экономикой, планирования ее развития и улучшения организации производства поставлены перед экономической наукой. Особую роль при решении этих задач приобретает прогнозирование. Масштабы, а главное, темпы развития и сложность общественных, в том числе экономических связей, определяют важность повышения надежности перспективных оценок, необходимость дальнейшего совершенствования методологии прогнозирования, распространения и совершенствования разработки новых методов, применяемых при прогнозировании.

Экономический эффект от принятых хозяйственных решений сказывается в течении длительного периода времени в будущем. Поэтому проблема выбора наиболее эффективного варианта экономического развития, который бы обеспечил максимальное удовлетворение общественных потребностей при оптимальном использовании ресурсов, превращается в одну из первоочередных задач. Эта задача в значительной степени решается на стадии экономического прогнозирования. Правильность прогнозов, осуществляемых на основе математических методов, целиком и полностью определяется состоянием того исходного материала, полученного на основе экономического анализа, который закладывается в математические формулы. Таким образом, актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения.

Целью курсовой работы является прогнозирование показателей занятости населения на 2005 год.

В соответствие с поставленными целями решаются следующие задачи:

1) исследовать проблему занятости населения в структуре социально-экономической политики государства

2) подобрать статистические данные по показателям занятости населения

3) проанализировать занятость населения

4) составить модели прогнозирования показателей

5) сформулировать выводы и предложения.


Глава 1. Занятость населения и социально-экономическая политика государства

1.1. Политика занятости и политика на рынке труда

При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия “политика занятости” и “политика на рынке труда”, которые часто отождествляются.

Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Исходя из этого принципы государственной политики занятости, сформулированные в ст.5 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, на наш взгляд, нуждаются в дополнении.

Представляется, что в их число нужно включить обязательства государства по формированию рациональной структуры занятости. Она должна отвечать общественным  потребностям и требованиям рынка, способствовать достижению сбалансированности предложения рабочей силы  и рабочих мест, созданию новых рабочих мест  и повышению эффективности существующих, развитию трудового и интеллектуального потенциала, а также совершенствованию систем обучения и переобучения, распределительных отношений в трудовой сфере.

На наш взгляд, речь должна идти о ее приоритетности во всей макроэкономической политике. Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации – правительство и Федеральное Собрание.

Что касается политики на рынке труда, то будучи составной частью общей политики занятости она призвана решать относительно частные задачи, связанные с ликвидацией возникающих дисбалансов и диспропорций в сфере труда в процессе функционирования рыночной экономики. Ее основная задача – минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы. В качестве объекта политики государства на рынке труда выступает незанятое экономически активное население, а в качестве субъектов – Министерство труда и социального развития и Федеральная служба занятости в лице своих региональных центров.

Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то, на наш взгляд, он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддержать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.

Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства, во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест, в-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.

Насущная потребность научно обоснованного прогнозирования занятости населения вызвана решением не только чисто экономических задач, но и задачами социального развития общества, а именно: 

 максимально достижимое сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны; 

 формирование трудовой мотивации, отвечающей требованиям рынка и ориентированной на позитивное расширение воспроизводства "человеческого капитала" России; 

 создание институциональных и социально-экономических предпосылок для самореализации способностей граждан. 

Ключевым элементом системы социальных отношений являются трудовые отношения. Поэтому для обеспечения на практике права на труд первоочередной задачей социальной политики государства следует считать содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. И это предопределяется тем, что труд является не только средством для обеспечения благосостояния и жизненного уровня, но также сильнейшей связью человека с реальностью: безработица означает не только потерю самосознания нации и общественного единения. Нынешняя ситуация в области занятости есть не что иное, как огромная растрата человеческого капитала и нетерпимое бремя человеческих страданий. 

С динамикой занятости, как известно, сопряжена безработица, сопровождающаяся бедностью, растущим социальным напряжением, увеличением неравенства среди населения. Все это связано с глубоким социально-экономическим кризисом, переходом к монетарны м средствам управления экономикой, разжиганием инфляционных процессов и, как следствие, резким расслоение м общества по уровню получаемых доходов, а в конечном итоге невозможностью "перелить" (по Н.А.Бердяеву) в экономическое процветание творческую энергию народных масс. Навязывание извне (в форме требований МВФ) народному хозяйству мистических цифр бюджетной сбалансированности способствует разрушению государственной формы его развития. 

С философской точки зрения подобные экономические отношения принимают форму своеобразного экономического футуризма, идеологи которого, добиваясь экономического роста, его ускорения, отрицают основной источник творческого движения — трудящегося человека. Не в малой степени этому кризису способствует передел собственности в результате приватизации, так как здесь нарушен основополагающий принцип: "Собственность — это прибыль от труда и не что иное, как воплощенный труд, право собственности можно обосновать на труде, потраченном на вещи; только в этом качестве оно находит себе свободное признание и приобретает моральную ценность" (А.Шопенгауэр). Эта социально-экономическая аксиома в настоящее время почти не обсуждается, хотя должна, по нашему мнению, накладывать отпечаток на трактовку проблем занятости. По всем этим причинам показатели уровня занятости, как нам представляется, должны выступать в роли пороговых величин, накладывающих ограничения на всю программу социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг. и связывающих процессы на рынке труда с инфляционными процессами и всем бюджетом.


1.2. Социально-экономические предпосылки прогноза занятости 

Высокая цена, которую общество вынуждено платить за рост безработицы, неизбежно подводит к выводу о том, что полная занятость — основополагающая цель экономичес кой политики и что безработица в условиях полной обеспеченности нашей страны природными, энергетическими, интеллектуальными ресурсами может стать основной причиной нищеты граждан и социальной напряженности. Эта проблема, которую можно обозначить как "нищета, связанная с состоянием рынка труда", не только не нашла отражения в экономических программах, но даже не сформулирована должным образом. Ее значение для формирования концепции выхода из кризиса определяется тем, что кризис занятости принимает долговременный характер и будет продолжаться в течение нескольких последующих лет, в результате чего возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: 

резкие региональные различия в динамике занятости, 

усиление стратификации рынка труда и его сегментация (обособление различных слоев трудоспособного населения), 

маргинализация рынка труда — необратимый переход части трудоспособного населения в разряд люмпенов. 

И если не будет проводиться широкомасштабная и нестандартная политика занятости, то экономическая безопасность в сфере труда в ближайшей перспективе станет отрицательной доминантой всех социально-экономических преобразований. 

Различное понимание целей экономического и социального развития накладывает отпечаток на методы и саму трактовку результатов прогнозирования занятости. В нашем понимании целевое назначение прогноза — определение уровня, динамики и структуры занятости трудоспособного населения в народном хозяйстве на основе анализа комплекса факторов, отражающих влияние условий социально-экономического развития на текущее и перспективное состояние сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. 

Здесь следует особо подчеркнуть, что причины снижения занятости являются комплексны ми, взаимозависимыми и коренятся во всех формах экономической активности. 

Так, например, на макроэкономическом уровне прогнозируемый объем затрат труда, на который общество предъявляет спрос, зависит не только от ожидаемых расходов на потребление, но также и от ожидаемых расходов на новые инвестиции. Известно, что при заданной величине показателя склонности общества к потреблению равновесный уровень занятости будет зависеть от величины текущих инвестиций. В свою очередь, при данном состоянии техники, объеме промышленных ресурсов и уровне издержек производства совокупный реальный доход зависит напрямую от уровня занятости, который определяется уровнем потребления и размером новых инвестиций. 

Для аналитического прогнозирования перспективного уровня занятости, помимо отмеченных выше взаимосвязей, целесообразно выделить три больших блока факторов, влияющих на динамику занятости. Это: 

природно-ресурсные, 

демографические и 

социально-экономические факторы. 

Применительно к ситуации в России достаточная для сбалансированного развития обеспеченность природными, особенно земельными и топливно-энергетическими ресурсами, положительно влияет на российский рынок труда, в то время как демографические и миграционные факторы оказывают дестабилизирующее влияние на динамику занятости. Однако наиболее активно воздействуют на рынок труда социально-экономические факторы: общая экономичес кая динамика, структурные изменения в экономике, инвестиционная политика, ситуация в кредитно-финансовой сфере, политика доходов, объем международной торговли. Взаимодей ствием перечисленных факторов в основном и определяется прогнозная ситуация на национальном рынке труда. 

Глава 2. Анализ показателей занятости

Численность экономически активного населения к концу октября 2004г. составила, по оценке, 73,8 млн.человек, или около 50% от общей численности населения страны.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В сентябре 2004г. на них работало 38,7 млн.человек, или 56,7% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в сентябре 2004г. составило 40,5 млн. и было меньше, чем в сентябре 2003г. на 0,4 млн., или на 0,9%.

 

Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях (без субъектов малого предпринимательства)

 

 

Сентябрь 2004г., тысяч

В % к

Январь-сентябрь 2004г. в % к январю-сентябрю 2003г.

Справочно

сентябрю 2003г.

августу 2004г.

сентябрь 2003г. в % к

январь-сентябрь 2003г. в % к январю-сентябрю 2002г.

сентябрю 2002г.

августу 2003г.

Всего замещенных рабочих мест (работников)

40505,0

99,1

99,9

99,2

97,2

100,0

97,7

в том числе:

работников списочного состава (без внешних совместителей)

38684,1

99,0

99,6

99,0

97,1

99,6

97,8

внешних совместителей

930,7

101,9

112,4

102,2

100,3

112,6

99,0

работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера

890,2

98,7

100,0

101,9

94,9

102,0

95,1

В конце октября 2004г., по оценке, 5,6 млн.человек, или 7,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,7 млн.человек, в том числе 358,9 тыс.человек в Чеченской Республике.

 

Динамика численности безработных на конец месяца

  

Общая численность безработных1)

Численность официально зарегистрированных безработных

тыс. человек

в % к

тыс. человек

в % к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2003г.

Январь

6635

108,3

102,3

1550

126,5

103,4

Февраль

6794

112,6

102,4

1621

123,0

104,5

Март

6553

111,1

96,5

1628

120,7

100,4

I квартал (в среднем за месяц)

6661

110,7

106,2

1600

123,3

112,0

Апрель

6316

109,6

96,4

1633

119,0

100,3

Май

6080

108,2

96,3

1584

118,7

97,0

Июнь

6014

109,2

98,9

1534

118,0

96,9

II квартал (в среднем за месяц)

6137

108,9

92,1

1584

118,6

99,0

Июль

6025

111,2

100,2

1532

116,7

99,8

Август

6027

111,9

99,1

1533

114,3

100,1

Сентябрь

6018

105,6

99,9

1506

112,5

98,3

III квартал (в среднем за месяц)

6023

109,5

97,7

1523

114,5

96,2

Октябрь

6005

100,9

99,8

1512

111,2

100,4

Ноябрь

5996

95,3

99,9

1567

110,0

103,6

Декабрь

6307

96,7

105,2

1639

109,3

104,6

IV квартал (в среднем за месяц)

6102

97,6

101,3

1573

110,1

103,2

Год (в среднем за месяц)

6216

106,7

 

1570

116,5

 

2004г.

Январь

6615

99,5

104,9

1640

105,8

100,1

Февраль

6923

101,4

104,7

1670

103,0

101,9

Март

6477

98,4

93,6

1662

102,1

99,5

I квартал (в среднем за месяц)

6672

99,8

109,3

1657

103,6

105,4

Апрель

6026

95,1

93,0

1645

100,7

99,0

Май

5584

91,6

92,7

1593

100,6

96,9

Июнь

5528

91,5

99,0

1556

101,4

97,6

II квартал (в среднем за месяц)

5713

92,8

85,6

1598

100,9

96,4

Июль

5465

91,3

98,9

1572

102,6

101,0

Август

5421

89,9

99,2

1594

104,0

101,4

Сентябрь

5481

91,1

101,1

1632

108,4

102,4

III квартал (в среднем за месяц)

5456

90,6

95,5

1599

105,0

100,1

Октябрь

5559

92,6

101,4

1711

113,1

104,8

Макроэкономический прогноз занятости в 1996—2005 гг.  связанный с резким падением производства и происходящими структурными изменениями трудоизбыточный характер российской экономики выдвигает проблему сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в качестве центральной при определении равновесного, социально приемлемого уровня занятости в прогнозируемом периоде. Нормативный характер этого показателя обосновывается тем, что сочетание инфляции со спадом производства (т.е. стагфляция) ставит перед экономической политикой взаимопротиворечивые цели: борьба с инфляцией, преодоление спада производства и необходимость социальной защиты населения, в том числе от безработицы. Отсюда возникает задача выбора между полной занятостью и дополнительными издержками, вызванными инфляцией, и неполной занятостью, т.е. безработицей, связанной с резким ограничением инфляции и потерями потенциально возможного роста ВВП. При этом достижение умеренного темпа инфляции должно сопровождаться непременным условием ограничения возможного снижения занятости до социально приемлемого ее уровня, т.к. инфляция в долгосрочной перспективе неизбежно порождает широкомасштабную безработицу. 

Инфляция, создавая временный фиктивный платежный спрос и позволяя занять на время определенную массу трудящихся, при резком торможении ее скорости создает условия возникновения значительной безработицы за счет сокращения уровня занятости. При этом внутренняя причина роста безработицы помимо падения объемов производства кроется в отклонении фактических цен и заработков от их равновесных значений, которые сложились бы в условиях стабильного рынка и стабильных цен, когда равновесный уровень занятости формируется в процессе выполнения инфляционных ожиданий, в процессе "приспособления" экономики к равновесному уровню реального спроса. Поэтому в соответствии с условиями, заложенными в исходный сценарий прогноза, основная причина роста безработицы будет состоять не столько в падении общей величины конечного спроса и последующем его росте, сколько в существенном несоответствии распределения производств по отраслям и регионам сложившему ся размещению трудовых ресурсов, для которых характерна в настоящее время низкая мобильность и невысокая эластичность предложения труда относительно динамики производства . 

Это несовпадение распределения трудовых ресурсов по производствам с распределением спроса на продукцию, т.е. структурное рассогласование материальных и людских потоков, вызвано искажением системы цен и заработков, их отклонением от своих равновесных значений. Отсюда ясно, почему такую безработицу нельзя постоянно гасить путем инфляционной политики, и государство может управлять конъюнктурой, лишь выбирая общественно оправданную и социально приемлемую комбинацию темпов роста цен и уровня безработицы. Практическим результатом такой "балансировки" является естественный ("нормальный") уровень безработицы, который жестко определен условиями рынка рабочей силы, всей системой производственных отношений и который устанавливается в перспективе в результате перевода экономики в рановесный, сбалансированный режим функционирования, нейтральный по отношению к инфляционному давлению. 

С учетом этих факторов модельные расчеты показывают, что прогнозные оценки равновесного уровня безработицы к концу прогнозируемого периода могут составить порядка 6—7% по отношению к экономически активному населению и выступать в качестве социального ограничителя структурных преобразований в среднесрочной перспективе. Установив предельную норму социально-допустимого уровня безработицы, можно, исходя из предпосылок о макроэкономических тенденциях в течение предстоящих десяти лет, провести прогнозную оценку занятости в 1996—2005 гг., к концу которых в народном хозяйстве, по всей видимости, будет достигнута макроэкономическая стабилизация и начнется рост ВВП. В сфере занятости в этот период начнется повышение трудовой мотивации и мобильности, рост эффективности труда, произойдут сдвиги в отраслевом и региональном распределении трудового потенциала при поддержании социально приемлемого уровня занятости. 

С учетом выполнения этих условий может быть разработан нормативно-целевой прогноз занятости на период до 2005 г., исходной информацией для которого является: 

демографический прогноз, 

представление о нормативном уровне социально приемлемых масштабов безработицы в устойчиво развивающейся (послекризисной) экономике, 

долгосрочные закономерные тенденции формирования и использования трудовых ресурсов. 

При этом вариантные расчеты макроэкономических показателей базируются на теории экономических циклов, в соответствии с которой после периода глубокой депрессии следует фаза оживления, характеризуемая умеренными темпами производства (в значительной мере за счет обратного вовлечения ранее высвобождаемой рабочей силы) и низкими темпами роста производительности труда из-за резкого падения инвестиционной активности, в силу чего экономический рост будет осуществляться на старой технической базе. 

Прогнозируемый рост занятости прежде всего обосновывается, исходя из взаимосвязи между экономическим ростом и увеличением числа занятых, в частности, исходя из общемировой тенденции, характеризующейся тем, что после рецессии (экономического спада) в период восстановления новые рабочие места можно будет создавать довольно быстрыми темпами предположительно ценой уступок в производительности труда. Опыт проведения экономических реформ показал, что в период спада производства сокращение темпов экономического роста по-разному сказывается на занятости в зависимости от того, в какой степени спад (сокращение темпов экономического роста) компенсировался замедлением темпов роста производительности труда. Так, на первом этапе реформ удалось в значительной степени сохранить многие рабочие места и безработица при значительном падении производства не приняла угрожающих размеров именно за счет снижения производительности труда. Здесь имеет место экономическая закономерность: если ослабление темпов роста производительности труда полностью возмещается (компенсируется) замедлени ем экономического роста, то создание новых рабочих мест, т.е. рост занятости, будет продолжаться неизменными темпами. 

В силу этого, несмотря на прогнозируемое замедление экономического роста, оказывается возможным сохранить высокие темпы занятости посредством эквивалентного снижения производительности труда. 

В качестве примера можно привести результаты расчета одного из прогнозных сценариев, в котором предполагается, что 1997 г. станет переломным в фазе экономического цикла, а социально-приемлемый уровень безработицы составит порядка 7% экономически активного населения. Согласно этому сценарию падение производства приостановится и начнется его постепенный рост, оцениваемый в целом за 1996—2000 гг. в 20—22%, т.е. в среднем 2—3% в год. Это позволит к 2000 г. выйти на уровень 75% от ВВП 1990 г. Материальной базой такого роста в основном будет служить существующий в настоящее время производственный потенциал, в силу чего производительность труда будет на 25—30% отставать от темпов роста объемов производства, что в свою очередь потребует создания (в т.ч. и частично восстановления старых) не менее 2 млн. дополнительных рабочих мест.  

В целом по этому оптимистическому варианту развития рост потребности экономики в рабочей силе за период 1996—2000 гг. может составить около 2,5 млн. чел. Из общего объема дополнительного спроса на рабочую силу примерно 1 млн. вакансий будет образован в материальном производстве. Наибольший прирост рабочих мест возможен в отраслях инфраструктуры (в связи с ожидаемым оживлением торговли и обслуживания населения) и в строительстве (в связи с послекризисным ростом инвестиционной активности), а рост объемов производства в промышленности и сельском хозяйстве сможет осуществляться при некотором сокращении числа занятых. За пределами 2000 г. спрос на труд в материальном производстве вновь стабилизируется и начнет сокращаться, но уже не по причинам кризисного характера, а в соответствии с общемировой тенденцией структурного характера. Одновременно усилится рост занятости в сфере нематериальных услуг 


ПОКАЗАТЕЛИ

Численность,
млн. чел.

% к общей
численности занятых

2000 г.

2005 г.

2000 г.

2005 г.

Занятые в народном хозяйстве, всего

67,5

70,3

100,0

100,0

Из них занято:

 


 

 

в материальном производстве

45,7

45,0

67,7

64,0

в непроиводственной сфере

21,8

25,3

32,3

36,0

На предложение рабочей силы в прогнозируемом периоде существенное влияние окажут демографические факторы, в силу чего заметным фактором формирования предложения рабочей силы станет прирост трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. 

Демографическая ситуация в предстоящее десятилетие будет характеризоваться чертами, которые свойственны обществу, находящемуся в глубоком социально-экономическом кризисе. Среди негативных демографических тенденций, сложившихся в последние годы, преобладают рост смертности и сокращение продолжительности жизни. С 1992 г., впервые за весь послевоенный период, население России стало численно сокращаться. По оценке Госкомстата к началу 1996 г. численность россиян составляла 148 млн. чел. и уменьшилась за четыре предыдущих года на 728 тыс. чел., а за 1996 г. население уменьшилось еще на 410 тыс. чел. Это произошло в результате естественной убыли, т.е. превышения смертности над рождаемостью. 

Согласно прогнозу, подготовленному Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ совместно с Госкомстатом, в 2000 г. в России по среднему варианту прогноза среднегодовая численность постоянного населения составит 143 млн. чел., а по пессимистическому варианту — 139 млн. чел., а к 2005 г. — соответственно 139 и 132 млн. чел. Эти неблагоприятные тенденции в воспроизводстве населения негативно скажутся на его возрастной структуре. Резко снизится численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного — основной источник пополнения трудовых ресурсов. Существенной стороной демографических процессов является то, что после продолжительного периода практически стабильной численности населения трудоспособного возраста с середины 90-х годов начался ее рост. Предполагается, что за 1994—2005 гг. число лиц трудоспособного возраста увеличится примерно на 5 млн. чел. за счет родившихся в период с конца 70-х до конца 80-х годов, когда рождаемость была достаточно высокой. Одновременно в группу пенсионных возрастов будут переходить люди военных лет рождения. 

В результате этих процессов в прогнозируемом периоде снизится демографическая нагрузка на трудоспособное население. Уменьшение демографической нагрузки, рост численности населения в трудоспособном возрасте по своим последствиям явится благоприятным фактором для экономического роста страны. Однако при этом возможно обострение проблемы занятости, особенно среди молодежи. 

В некоторой степени динамика предложения рабочей силы будет определяться расширением добровольной незанятости, имеющей для различных социально-демографических групп свои причины. 

В целом процесс повышения сбалансированности совокупного предложения рабочей силы и спроса на нее согласно оптимистическому варианту прогноза, показывает неуклонный рост занятости как важнейшего критерия преодоления кризисных явлений в российской экономике. 


СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ,
всего — 100 %

Годы

2000 г.

2005 г.

Занятые в народном хозяйстве

Учащиеся с отрывом от производства

Незанятые в трудоспособном возрасте

в том числе активно ищущие работу

77,6

6,7

13,4

6,9

79,3

6,8

12,2

5,1

В прогнозных расчетах занятости оценка возможного в перспективе роста производительности труда, как это можно было видеть из приведенного выше примера, занимает ключевое место. При этом производительность труда как понятие и определенная концепция измерения результативности производства рассматривается как синоним эффективности использования трудовых ресурсов. Особо следует заметить, что в понятие производительности вкладывается не только соотношение продукции и затраченного для ее производства рабочего времени, а более общая идея эффективнос ти использования человеческого фактора, имея в виду, что работник занимает центральное место в экономической системе, являясь одновременно производителем и потребителем продукции. Развитие и расширение современных экономических систем основывается на расширении покупательной способности рабочей силы, главным источником которой является увеличение в результате роста производитель ности труда трудовых доходов населения. В эффективно развивающейся экономике растет покупательная способность работников, т.е. возрастает потребительский спрос, вызывающий рост производства и в итоге повышение уровня занятости населения. 

В этих условиях при формировании экономической политики неизбежно возникает проблема взаимосвязи между ростом производи тельности труда и динамикой занятости. Проблема эта состоит (как это часто высказывается в популярной экономической литературе) в опасении, что при стремительном распространении новейшей технологии и связанным с ней повышением производительности труда исчезает значительное количество рабочих мест. 

Однако при такой постановке проблемы игнорируется тот факт, что новые технические средства и новые технологии, заменяя старые, одновременно создают новые рабочие места. В целом экономические исследования подтверждают, что в долгосрочном аспекте эффект создания рабочих мест перевешивает эффект их ликвидации, хотя на протяжении последних десятилетий, как показывает практика, эти процессы в западной экономике сопровождались неуклонным сокращением продолжительности рабочего времени. 

Согласно исследованию промышленных компаний, проведенному Национальным бюро экономических исследований (NBER) почти половина всего роста производительности труда в промышленности США в 80-х годах приходилась на заводы, которые фактически увеличили занятость. Мировой опыт показывает, что возможность расширения любой национальной экономики, в том числе и увеличение занятости, в целом парадоксально зависит от стремительности темпов роста производительности труда. Именно революционная новая технология может заложить основу для экономического роста в тех случаях, когда инвестиции высоки и производительность труда возрастает быстро, но само производство растет еще быстрее, в связи с чем занятость не только не уменьшается, но в определенной мере и расширяется. 

В подтверждение этой закономерности можно привести следующие примеры из мировой экономической практики. Так, в Японии и США в 50-х и 60-х годах, когда царили низкие цены на нефть и стремительно развивались отрасли, производящие товары длительного пользования и смежные отрасли услуг, весьма высокими темпами возрастала производительность труда. Однако она не поспевала за ростом промышленного производства, в результате чего наблюдалось и значительное повышение занятости, а уровень безработицы был очень низок. Наши собственные исследования, проведенные с помощью имитационного моделирования, позволили экспериментально доказать, что, когда уровень безработицы становится высоким, темпы роста производительности труда снижаются. 

Как показали расчеты на модели, кривые роста производительности труда и безработицы резко расходятся. Другими словами, в долгосрочном аспекте рост производительности не вызывает снижения потребности в рабочей силе. 

Отметим и другую сторону возможного практического использования прогнозных расчетов занятости, используемых для планирова ния экономического роста. В настоящее время получает поддержку идея, согласно которой задачей экономической политики, а точнее, задачей количественного планирования экономической политики в действительности является не обеспечение бюджетного равновесия, а достижение конкретных целей. Именно потому, что современная экономическая политика оказалась столь неэффективной, справедливо задаться вопросом: а правильно ли использовать государственный бюджет в качестве инструмента восстановления экономического равновесия? Возможно, альтернативой такому подходу является использование принципа целевого кумулятивного развития в направлении достижения полной занятости безинфляционным путем, когда быстрый рост производительной и хорошо оплачиваемой занятости может стать как основным источником роста ВВП, так и инструментом справедливого распределения дохода. 

В качестве примера использования прогнозных оценок занятости для бюджетного планирования можно привести проводимые в Комитете экономических советников президента США расчетные соотношения фактического и потенциального валового национального продукта. Последний определяется для условий полной занятости, тождественной норме в 96% от рабочей силы. Поскольку норма накопления в значительной мере чувствительна к той степени, в какой фактический валовый национальный продукт приближается к его потенциальному уровню, то этот факт неизбежно привел к разработке концепции так называемого "бюджета полной занятости". 

Последний показывает, каков был бы дефицит или излишек федерального бюджета, если бы экономика функционировала при полной занятости в течение года. По мнению многих видных экономистов, "бюджет полной занятости" является намного более значимым для ориентации фискальной политики государства, чем фактический бюджетный дефицит. 



Глава 3. Прогнозирование показателей занятости

Одним из важных методов приближения функций является метод наименьших квадратов (МНК), который для выражений определённого вида обеспечивает наилучшее приближение к исходным данным.

Если некоторая величина зависит от другой величины , то эту зависимость можно исследовать, измеряя y при различных значениях x . В результате измерений получается ряд значений:

x1, x2, ..., xi, , ... , xn;

y1, y2, ..., yi, , ... , yn.

По данным такого эксперимента можно построить график зависимости y = ƒ(x). Полученная кривая дает возможность судить о виде функции ƒ(x). Однако постоянные коэффициенты, которые входят в эту функцию, остаются неизвестными. Определить их позволяет метод наименьших квадратов. Экспериментальные точки, как правило, не ложатся точно на кривую. Метод наименьших квадратов требует, чтобы сумма квадратов отклонений экспериментальных точек от кривой, т.е. [yi – ƒ(xi)]2 была наименьшей.

На практике этот метод наиболее часто (и наиболее просто) используется в случае линейной зависимости, т.е. когда

y = kx    или  y = a + bx.


Численность занятого в экономике населения, млн. чел.


1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

январь

64.2

63.4

62.7

63.5

64.9

64.7

65.6

февраль

64

60.6

62.4

63

65

64.2

65

март

63.8

61.2

63.3

63.5

65.3

64.7

65.8

апрель

63.7

61.8

64.1

64

657.7

65.1

66.6

май

63.7

62.5

65

64.5

66.1

65.6

67.4

июнь

63.8

62.8

65

64.8

66.6

66

67.5

июль

63.7

63.2

65.1

65.1

67.1

66.5

67.8

август

63.5

63.7

65.2

65.5

67.6

66.8

68.1

сентябрь

63.4

63.5

64.9

65.2

67

66.7

68.3

октябрь

63.3

63.3

64.7

64.9

66.4

66.6

ноябрь

63.3

63.1

64.5

64.7

65.9

66.6

декабрь

63.3

62.9

64

64.8

65.3

66.1

Прогноз и математическая модель:

х – порядковый номер месяца в модели

Общая численность безработных, на конец периода, млн. чел.


1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

январь

8.3

10

8.7

7.1

6.1

6.6

6.6

февраль

8.4

10.4

8.6

7.1

6

6.8

6.9

март

8.5

10

8.2

6.8

5.9

6.5

6.5

апрель

8.5

9.6

7.8

6.4

5.8

6.3

6

май

8.3

9.1

7.4

6.1

5.6

6.1

5.6

июнь

8.1

8.8

7.3

6.1

5.5

6

5.5

июль

8.1

8.7

7.2

6.1

5.4

6

5.5

август

8.3

8.7

7.1

6.1

5.3

6

5.5

сентябрь

8.6

8.8

7.1

6.2

5.7

6

5.5

октябрь

8.9

8.9

7

6.3

6

6.1

ноябрь

9.3

9.1

7

6.3

6.3

6

декабрь

9.6

8.9

7

6.2

6.5

6.3

Прогноз и математическая модель:

х – порядковый номер месяца в модели


Потребность организаций в работниках, тыс. чел.


1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

январь

364

329

598

750

858

805

810

февраль

368

357

622

760

829

838

810

март

389

388

672

794

853

853

843

апрель

414

464

775

900

927

927

923

май

442

535

868

1037

1022

1022

1020

июнь

467

610

899

1109

1070

1054

1043

июль

451

651

909

1133

1070

 1044

1024

август

451

673

937

1153

1086

 1060

1021

сентябрь

399

682

926

1143

1061

 1033

998

октябрь

347

663

880

1077

985

 969

ноябрь

327

617

821

976

892

 885

декабрь

328

588

751

887

818

804

Прогноз и математическая модель:

х – порядковый номер месяца в модели


Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения на одну заявленную вакансию


1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

январь

6.1

6.6

2.4

1.7

1.6

2.2

2.3

февраль

6

6.1

2.3

1.7

1.8

2.2

2.3

март

5.6

5.5

2.1

1.6

1.7

2.2

2.2

апрель

5.2

4.4

1.7

1.4

1.6

2

2

май

4.7

3.6

1.4

1.2

1.4

1.8

1.8

июнь

4.3

2.9

1.3

1.1

1.3

1.7

1.7

июль

4.4

2.6

1.3

1

1.3

1.7

1.7

август

4.4

2.4

1.3

1

1.3

1.6

1.8

сентябрь

5

2.2

1.3

1

1.3

1.7

1.9

октябрь

6

2.2

1.3

1.1

1.4

1.8

ноябрь

6.5

2.4

1.5

1.3

1.7

2

декабрь

6.6

2.5

1.6

1.5

1.8

2.3

Прогноз и математическая модель:

х – порядковый номер месяца в модели


Заключение

Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям характеризующим уровень и качество жизни. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть, безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу (по новой терминологии — экономически активное население). В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим сни­жением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и средне­срочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей — ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

2. Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.

3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты — из региональных и местных бюджетов).

4. Организация переобучения работников, подлежащих сокра­щению без прекращения с ними трудового договора.

5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающим инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.

6. Принятие в особых случаях мер по развитию частной инди­видуальной деятельности.

7. Создание специальных предприятий для обеспечения надом­ного труда.

8. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.

9. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.

10. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.


Список литературы

  1. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» №115 ФЗ от 20 июля 1995 года

  2. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика. Учебник. – М.: "ИНФРА-М", 2004

  3. Теория статистики. Под ред. Громыко Г.Л. – М.: "ИНФРА-М", 2002.

  4. Федеральная служба государственной статистики. Кракосрочные экономические показатели Российской Федерации, октябрь 2004.

  5. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования. – М.: ЮНИТИ, 2003.

  6. Кандаурова Г.А., ред. Прогнозирование и планирование экономики: Практикум. – М.: Экоперспектива, 2003.


Другие похожие работы

  1. Прогнозирование доходов населения
  2. Прогнозирование высшего образования
  3. Банковские операции: виды, признаки, классификации, тенденции развития
  4. Интернет-банкинг
  5. Учет и операционная деятельность в банках, вариант 1





© 2002 - 2021 RefMag.ru