RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Пример работы

Религия в современном обществе

2007 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Религия в современном обществе

1.1. Роль религии в национальных процессах

1.2. Феномен религиозности в современной России

Глава 2. Религиозные отношения в современном мире

2.1. Государственно-церковные отношения

2.2. Этно-конфессиональные отношения

2.3. Проблема толерантности

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что религия вносит определенный вклад в цивилизацию и взаимосвязана с ней. Например, еще на заре существования человеческого общества она помогла изобрести календарь, и она же заставила египетских жрецов так тщательно устанавливать время затмений, что впоследствии они оказались способны их предсказывать. А.Дж. Тойнби считает, что развитие цивилизаций вызывается прогрессивным и аккумулятивным внутренним самоопределением или самовыражением цивилизации, переходом от более грубой к более тонкой религии и культуре1.

С теми или иными проявлениями религии каждый из нас, хочет он того или нет, сталкивается ежедневно. Это религиозные праздники, строительство религиозных сооружений, вопрос религиозного образования в учебных заведениях, религиозные конфликты по всему миру. Рост конфликтности на почве этнической и религиозной нетерпимости начинает угрожать безопасности всего человечества. Две противоборствующие стороны - Запад с его либерально-христианскими ценностями и Восток, прежде всего исламские фундаменталисты, - не просто отвергают друг друга. Они агрессивны и пытаются навязать друг другу свое видение мира либо военными, либо террористическими методами. Единственно возможным путем решения данной проблемы должно быть не "ценностное насилие", а диалог и сотрудничество религий и цивилизаций.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании роли религии и религиозных отношений в современном обществе. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- исследовать роль религии в национальных процессах;

- проанализировать феномен религиозности в современной России;

- проанализировать государственно-церковные отношения и этно-конфессиональные отношения

- исследовать проблему толерантности в религиозных отношениях.

Теоретической и методологической основой исследования по проблемам курсовой работы послужили учебно-научные пособия и монографии, а также публикации специализированных периодической литературы и материалы конференций.


Глава 1. Религия в современном обществе

1.1. Роль религии в национальных процессах

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая2.

Благодаря наличию определенного типа взглядов на человека, общество, природу религия реализует мировоззренческую функцию. Религия включает объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем (миропонимание), отражение мира в ощущении и восприятии (миросозерцание), эмоциональное принятие или отвержение (мирочувствование), мироотношение (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых понимаются мир, общество, человек, обеспечивается смыслополагание и целеполагание. Придание смысла бытию предоставляет возможность верующим вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на избавление от страданий, несчастий, на достижение светлого будущего, блаженства, одиночества, морального падения.

Восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования, религия выполняет компенсаторную функцию. Социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», в страдании; милосердие, призрение, церковная благотворительность, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.

Через обеспечение общения религия осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения. Во-первых, верующих друг с другом. Во-вторых, верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д., которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми — в литургии, молитве, медитации.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и проч.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом — разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция — ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Можно отметить и культуротранслирующую функцию. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие — отталкивала. Обеспечивалось сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование — максиму (лат. тахта — высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Роль религии, которая представляет собой результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий могут быть различными.

Религия с помощью предельных, абсолютных критериев формирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «противоречащими закону», «Слову Божию», «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», отказывает им в санкционировании. Религиозный фактор имеет влияние на различные сферы общественной жизни, такие как государство, экономику, политику, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Место религии в обществе определяет степень ее влияния. Ее место может изменяться в контексте процессов сакрализации и секуляризации. Сакрализация подразумевает вовлечение в сферу религиозного одобрения форм общественного и индивидуального сознания, поведения людей, институтов, их деятельности и отношений, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, имеет противоположное значение и ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного одобрения различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, «вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные внерелигиозные сферы жизни. На сменяющих друг друга этапах развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях указанные процессы противоречивы, неравномерны в обществах разных типов.

Воздействие религии на общество, его подсистемы, на личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий имеет свои особенности. В культе, организации, вероучении, этике существуют специфические черты, которые находят выражение в повседневном поведении последователя в различных областях общественной и личной жизни, в правилах отношения к миру, накладывают печать на «человека экономического», «человека морального», «человека художественного», «человека политического», «человека экологического», т.е. на различные аспекты культуры. В иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве были различные системы мотивации, а потому направленность и эффективность хозяйственной деятельности также неодинаковы. Существовали различия во включении в межнациональные, межэтнические, родо-племенные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.) отношения, мировых религий (буддизм, христианство, ислам). Имеются заметные различия в нравственных отношениях, в морали последователей родоплеменной религии, буддиста, мусульманина, христианина, синтоиста, даосиста. В соприкосновении с теми или иными религиями по-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы.

Религия как системное образование включает ряд элементов и связей: внекультовые и культовые деятельность и отношения, сознание со своими чертами и уровнями, учреждения для ориентации во внерелигиозных и религиозных областях. Функционирование данных элементов и связей давало соответствующее им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания повышали теоретический потенциал культуры, позволяли строить эффективную программу действий, а заблуждения не гарантировали преобразования природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Отношения деятельность, учреждения способствовали консолидации людей, а также могли и разъединить, содействовать появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций происходит создание и накопление материальной и духовной культуры — совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, освоение необжитых земель, развитие храмостроителъства, письменности, книгопечатания, грамотности, сети школ, различных видов искусства и т.д. В месте с тем, определенные слои культуры отторгались, отталкивались — многие компоненты языческой культуры: смеховая культура, скоморошество; портретная живопись в исламе; духовные образования, попавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма; ряд научных открытий, свободомыслие и др. Вместе с тем по многим вопросам развития культуры позиции и практика религиозных организаций исторически меняются.

Важно принять во внимание соотношение частного и общегуманистического в религии. В настоящее время широко распространено мнение о тождестве религиозного и общегуманистического. Однако, это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются: 1) отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа, 2) отношения, которые свойственны данному типу общества, 3) связи, складывающиеся в синкретических обществах, 4) условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий — три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религии переплетаются, порой причудливо, компоненты формационные, общегуманистические, цивилизационные, классовые, партикулярные, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие: религиозные группы, лидеры, мыслители могут далеко не одинаково выражать данные тенденции, что находит выражение в социально-политических ориентациях. В религиозных организациях всегда существовали разные позиции: прогрессивная, регрессивная, консервативная. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко «закреплены» за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей.


1.2. Феномен религиозности в современной России

Религия прочно вошла в жизнь постсоветской России. Право иметь собственные убеждения, разделять любые формы мировоззрения, не опасаясь преследования со стороны государства, а, наоборот, рассчитывать на его поддержку и защиту, является, пожалуй, одним из наиболее важных элементов любого демократического общества.

В период перестройки, на волне отрицания "воинствующего атеизма" сформировалось крайне позитивное отношение общественного мнения к религиозным культам, в первую очередь православию, обращение к которому часто рассматривалось как восстановление прерванных традиций дореволюционной России. По данным опроса ВЦИОМа, проведенного в Санкт-Петербурге в 2002 году, трое из четверых опрошенных (75 %) считают, что религия в современном обществе играет конструктивную роль. Причем это мнение высказали даже люди, исповедующие атеистические убеждения3.

По данным ВЦИОМа в 1989 году лишь 30 % опрошенных россиян считали себя православными, в 1993 году их было уже 50 %, а в 1994 – 57 %. Еще выше уровень реальной и декларативной религиозности среди мусульман: в 1994 году в Татарстане верующими мусульманами себя называли 86 % сельских жителей и 66, 6 % горожан. Сегодня расслоение общества по религиозному принципу еще более усилилось, о чем свидетельствует рост числа верующих – с 23 % в 1991 г. до 44 % в 2002 г.4.

В 2006 году проводилось масштабное социологическое исследование под названием «Социальная стратификация современного российского общества». Отвечая на вопрос «Какую религию вы исповедуете?», назвали себя православными 62%, мусульманами – около 8%, атеистами – 15%, «в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию» -- 14%. Еще 1,2% в соцопросе проходят по графе «другое»: к ним социологи причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее. социологи создали портрет современного российского верующего: среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины, тогда как среди активных мусульман больше мужчин (60,5%), а средний возраст примерно такой же— 45,6 лет, что близко к средним значениям по стране.

В этой связи необходимо отметить еще один факт: официальное игнорирование религиозной сферы жизни общества в период существования СССР привело к тому, что уровень "религиозного образования" большинства населения (даже среди тех, кто считает себя приверженцем определенной конфессии) был и остается чрезвычайно низким. Основным источником информации о доктринах тех или иных религиозных направлений остаются все те же СМИ, которые преимущественно ориентируются на требования рынка, а не объективности. Следствием этого является низкий уровень информированности граждан о специфике различных конфессий в контексте российской действительности, что создает благоприятные условия для распространения экстремистских учений, опирающихся на этноконфессиональную основу.


Глава 2. Религиозные отношения в современном мире

2.1. Государственно-церковные отношения

Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны, их описаниям посвящены многие и многие сочинения. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схематизации этих отношений можно все-таки хотя бы схематично наметить основные их типы.

Прежде всего следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору. Власть республиканская опирается на общество, народ, ибо это власть выборная. Власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение предшественника и т.п.), также нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования. И на помощь ей приходит религия. Поэтому наиболее тесные связи светской и религиозной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние. В древних государствах монарх обожествлялся, считался богом земным (фараон в Египте, обожествление в Риме Ромула) или избранным богом (Вавилон, Индия, Китай и другие древневосточные государства)5.

В новейшее время земным богом считался император Японии. В декабре 1945 г. синтоистская религия Японии по директиве оккупационных властей была отделена от государства, а в 1946 г. в новогоднем обращении к народу император отрекся от своего «божественного происхождения», но в настоящее время остается верховным жрецом синтоизма.

На протяжении столетий сложные отношения складывались между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения всякой власти (нет власти не от бога).

Католицизм институционализировался в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с Папой Римским, охватывал своим влиянием многие государства. Его церковная власть не знала границ государств. Обладая большим влиянием, католическая церковь стремилась подчинить себе власть светскую (королей отдельных государств), проводить идею цезарепапизма (Папа — он же и цезарь, светский монарх). Церковь мыслилась как единая духовная монархия. В знаменитой Булле 1302 г. Папы Бонифация говорилось, что в руках Папы находятся два меча (духовный и светский), светская власть (меч) должна находиться в подчинении власти духовной, императоры и короли подчинены Папе как вассалы Апостольского престола. Светские законы могут быть отменены Папой.

Римская католическая церковь была могущественна экономически, имела в своих руках огромные богатства, создавала рыцарские религиозные ордена, имела свои трибуналы. В борьбе с европейскими монархами папы использовали такие сильнодействующие средства, как наложение интердикта (запрет богослужений и обрядов в пределах определенного государства), отлучение от церкви императоров и королей. В XIII в. устанавливается порядок коронации европейских монархов Папой Римским.

Однако в итоге борьба заканчивается победой светской власти, освобождением ее от власти пап. Важную роль в ослаблении папской власти сыграла Реформация. После Реформации в Европе складывается порядок полного суверенитета светской власти. Короли назначают епископов, пользуются доходами с церковных земель. В Англии, например, образовалась самостоятельная англиканская церковь, церковные земли были обращены в государственную собственность, главой церкви на основе принятых законов стал король Англии, высшим церковным органом стал государственный орган Высокая комиссия. Законом определялся порядок богослужения. Короче, светская власть подчинила себе власть духовную. Королева Англии и ныне является главой англиканской церкви.

Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. В основном это был все-таки союз двух властей. Император Константин не только перенес столицу Римской империи в Константинополь, но и соединил силу империи с новой силой — христианской религией, тем самым упрочил и свою власть. Император Византии не обожествлялся, но считалось, что он получил власть от Бога и является служителем божьим. Церковь в Византии была крупной политической силой. Роль ее главы — патриарха значительна. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров, вмешиваются в политическую борьбу за трон.

Единственным актом легитимации императора с VII в. становится венчание императора на престол в храме святой Софии. Этот акт становится особенно важным, если учесть, что половина всех императоров Византии была лишена власти насильственно, следовательно, вторая половина нуждалась в венчании на престол.

Однако и император сохранял некоторые полномочия церковной власти. Он мог низложить неугодного патриарха, имел право выбирать патриарха из трех кандидатур, рекомендованных церковными иерархами. Благодаря церкви император становился божественным, имел огромный авторитет, считался властителем вселенной (ойкумены).

В Россию вместе с православием из Византии пришла и идея великого князя (царя), Богом поставленного правителя и верховного судьи над православным народом, идея самодержавия (автократора). Самостоятельность (автокефальность) Русской Православной Церкви во многом способствовала становлению и укреплению централизованного российского государства, сохранению его независимости.

Русская Православная Церковь никогда не ставила себя выше государства. Попытку, если не возвысить, то поставить власть церковную на один уровень с государством, сделал патриарх Никон. Никон считал себя равным царю Алексею, именовал себя государем. Он становился в центре не только церковного, но и государственного правления. В отсутствие царя, когда тот отлучился на войну с Польшей (1654), правил как царь. Однако в конце концов Никон был отстранен от патриаршества и Церковный Собор (1667) поставил государство выше церкви.

Реальное, полное подчинение церкви государству осуществил Петр I. После смерти патриарха Адриана Петр I не спешил с избранием нового патриарха. Церковными делами ведал монастырский приказ, а в 1721 г. Духовным регламентом был учрежден Святейший Синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Представителем царя в Синоде был обер-прокурор. Патриаршество было восстановлено только после Февральской революции.

Полное слияние власти государственной и религиозной наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил арабские племена под лозунгом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и духовным вождем и верховным судьей, так же, как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными.

В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рассматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассматривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.

Наличие двух, относительно самостоятельных друг от друга главнейших институтов общества — государства и церкви — порождают и две правовые системы. В христианских государствах наряду со светским правом складывается право каноническое, источником которого являются папские конституции, буллы, энциклики, декреталии, рескрипты, решения церковных соборов и т.д. В 1500 г. был составлен обширный свод канонического права. Каноническое право регулировало организацию церковной власти, рассмотрение споров внутри церкви, отношения церковной собственности, брачно-семейные отношения. Существовали церковные суды. Постепенно сфера канонического права сужалась, как и сфера церковных судов.

Аналогично и в православной церкви также сложилось каноническое право. По мере усиления роли государства сфера канонического права и церковной юрисдикции сужалась. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции высшей светской власти. В мусульманских странах священные книги ислама (Коран, Сунна и др.) являются и источниками права.

Итак, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей, их борьба: верховенство церковной власти, верховенство светской власти, их тесный союз и взаимная поддержка в разных формах и полное слияние.

В республиканских государствах, как правило, церковь отделена от государства. В современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви.

Наличие государственной церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: освобождение от налогов, субсидии государства церкви и т.д. (например, в Англии, в дореволюционной России, в исламских государствах).

Режим отделения церкви от государства: признание невмешательства государства во внутрицерковную деятельность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода совести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела государства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность Религиозных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христианско-демократические партии, идеологической основой которых являются папские энциклики. Признается Равноправие церквей. В ряде стран запрещены тоталитарные религиозные организации (секты). В некоторых случаях дается предпочтение какой-либо конфессии.

И, наконец, в истории наблюдаются случаи преследования церкви граждан по религиозным мотивам (преследование христиан в Древнем Риме, церкви и ее служителей в послереволюционной России). В Мексике церковь не наделена правами юридического лица, владения недвижимостью, запрещены религиозные обряды в общественных местах.

Российская Федерация, согласно ее Конституции (ст. 14)6, является светским государством. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28 Конституции РФ). Российское государство, несмотря на указанные положения об отделении церкви от государства, проводит благожелательную политику в отношении традиционных для России конфессий (православие, ислам, иудаизм, буддизм). Государство возвращает конфискованные раньше религиозные здания, оказывает помощь в строительстве новых культовых сооружений и т.д. Между тем церковь не принимает активного участия в политике.


2.2. Этно-конфессиональные отношения

Конфессиональная принадлежность, как и национальный язык, является основой этнической самоидентификации, факторами которой в зависимости от конкретных обстоятельств также могут быть территория, язык, обычное право и другие отдельные элементы культуры7.

Распад единого "вненационального" союзного государства дал кумулятивный выход националистическим настроениям. Политизация этничности привела к институциональному оформлению идеологии этноцентризма в ряде регионов России (Чечня, Татарстан и др.), что препятствовало и продолжает препятствовать развитию единого гражданского самосознания россиян.

С тех пор для существенной части жителей ряда "национальных" субъектов Федерации принадлежность к "своему" региону является более приоритетной, чем к стране в целом.

Последняя тенденция наиболее выражена у верующих, не принадлежащих к наиболее массовой конфессии РФ – православию. К примеру, по данным социологического исследования, проведенного в 2000-2001 гг. более половины мусульманской молодежи Татарстана считают себя только гражданами своей республики8. Поэтому нет смысла отрицать, что религиозная принадлежность, являясь важнейшим фактором этнической самоидентификации, играет не последнюю роль в процессах дезинтеграции многонационального общества.

Основной онтологической характеристикой большинства религий является эксклюзивизм, то есть декларация того, что путь, избранный данным сообществом верующих (общиной, Церковью и т. п.), является единственно верным. Поэтому в качестве общенационального консолидирующего фактора (здесь понятие "нация" я трактую в гражданском смысле) религия может выступать только в рамках моноконфессионального и мононационального общества, в котором определенной конфессии придан статус государственной, что делает ее частью национальной идеологии (примером этого являются Исламская Республика Иран и ряд других "исламских" государств).

Для гетерогенных обществ массовая религиозность граждан и возникновение неравенства конфессий являются потенциально конфликтогенным фактором. Конечно, в качестве контраргумента здесь может быть приведен опыт Российской империи и других государственных образований имперского типа, для которых в целом был характерен достаточно высокий уровень веротерпимости в условиях наличия конфессиональной иерархии. Однако не надо забывать, что именно существование данной иерархии и наличие дискриминации определенных этнических групп по конфессиональному признаку привели к революционным последствиям и разрушению этих государств.

В этой связи одной из самых негативных тенденций последних лет является то, что под влиянием информационной политики большинства СМИ в массовом сознании национальная принадлежность все более устойчиво связывается с принадлежностью конфессиональной ("русский – значит, православный", "чеченец – значит, мусульманин" и т. п.)9. Это вызывает перенос негативного или позитивного отношения общества с национальности на религию и обратно. В контексте широкого разброса субъективных оценок различных религий и национальностей данная тенденция является отнюдь не безопасной и может служить фактором дестабилизации.

Весь комплекс проблем, возникающих в результате деятельности религиозных объединений, можно разделить на три блока: внутриконфессиональные, межконфессиональные и государственно-конфессиональные10.

Внутриконфессиональные проблемы связаны с догматическими, организационными имущественными и другими противоречиями, возникающими внутри той или иной конфессии. Часто эти проблемы схожи с проблемами любой другой организации — вопросы о лидерстве, распределении финансов и т. п. Но иногда они принимают значительный масштаб. Яркий пример — религиозный экстремизм. Последователи этой идеологии опираются на протестные настроения части населения и ставят целью переустроить мир. Экстремисты активно используют религию (в нашем случае ислам) и, давая свою трактовку кораническим аятам или хадисам, вступают в жесткое идеологическое противостояние со сторонниками традиционного ислама. Понятно, что схоластические, на первый взгляд, оторванные от жизненных реалий богословские диспуты имеют далеко идущие последствия. Кого можно считать мусульманином, как совершать намаз, проводить обряды — уже эти вопросы могут стать поводом для конфликтов внутри общины. Превратная трактовка джихада, возведение террора в ранг святой обязанности для мусульманина — подобная антисоциальная идеология не только ставит экстремистов вне общества, но и бросает тень на всю мусульманскую общину. Зверства отдельных подонков, называющих себя мусульманами, вызывают недоверие ко всему исламу и его последователям.

Межконфессиональные проблемы возникают прежде всего там, где в той или иной форме присутствует "яблоко раздора": спорная территория, здание храма либо сами люди — потенциальные или действительные прихожане, ставшие объектом прозелитизма (деятельности по переманиванию верующих). Позитивное значение для сохранения стабильности в регионе имеет отсутствие трений между двумя крупнейшими конфессиями — исламом и православием. Обе религии, имеющие схожую судьбу в советском обществе и близкие проблемы в современной России, выступают, как правило, союзниками. В основном трения возникают из-за неприятия представителями традиционных религий миссионерской и проповеднической деятельности протестантских церквей (прежде всего "Свидетелей Иеговы"), "Общества Сознания Кришны", новых религиозных культов.

Проблема новых религиозных движений имеет два измерения — массовой культуры и, собственно, религиоведческий. В массовом сознании новые религиозные движения больше известны как "секты". В религиоведении термин "секта" используется в специфическом значении группы, принадлежащей к более широкому направлению, но имеющей несколько отличные догматы. Если в научной среде термин носит нейтральный, безоценочный характер, то в массовом сознании, это скорее ругательство.

Секта (образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление) возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям, она может быть выразителем социального протеста групп, недовольных своим положением. Для нее характерны претензия на исключительность своей роли, доктрины, миссии, настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму, резко выраженное стремление к духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим, подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству. Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные типы. Деноминация может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой; ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего, придерживается принципа постоянного и контролируемого членства. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается признаком истинной религиозности, последователи призываются к активному участию в жизни общества. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных. При определенных условиях в деноминации может возникать тенденция к превращению в церковь, от нее могут отделяться сектантские группы.

Развитие новых религиозных движений может ставить под угрозу устоявшиеся ценности в обществе. Однако, необходимо отметить, что это не является первой целью религиозных групп. Вместе с тем, критика религиозных движений в защиту устоявшихся социальных институтов — это пример другого “сектантства” или другой конфессиональности.

Можно выделить следующие существенные признаки новых религиозных движений.

Во-первых, социологи выделяют особый социальный состав, который называется «первое поколение верующих». Его представителями являются молодые люди  в возрасте от 17 до 27 лет, которым «нечего терять» и все еще интересно, в отличие от среднего обывателя. Характерно также, что группы, которые просто проходили «акклиматизацию» на новом месте, имеют тенденцию к расширению своего социального состава, а в тех группах, которые сохраняют свой статус нового религиозного движения, первое поколение верующих все время обновляется. Здесь же следует отметить и социально-экономический статус. Как для Запада, так и для нашей страны характерно, что этот уровень, в целом, не ниже среднего а то и выше его. Таким образом, это, в основном, обеспеченные люди, которые в жизни ищут чего-то большего, нежели материальный достаток.

Во-вторых, наличие харизматика11 свойственно самому раннему этапу нового религиозного движения. Если группа продолжает развиваться на принципах, установленных лидером при отсутствии  затем яркого примера, то по выражению М. Вебера, «произошла институализация харизмы», группа перешла в разряд «народных» религий. Возможен также вариант «распределения» харизмы между последователями.

В третьих, большинство новых религиозных движений объединяют своих членов вокруг идеи спасения не только и столько собственного, сколько коллективного. Для  этого последователи активно занимаются распространением учения и проповедью. Спасение, о котором говорят в новых религиозных движениях, достигается более интенсивным погружением в религиозный опыт. В «старых» религиях, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, а вся религиозная практика сводится к обрядам при рождении, венчании и кончине, а в новых религиозных движениях степень вовлеченности в жизнь общины намного выше.

Данные признаки характерны для большинства религий, находящихся на начальном этапе развития.

Мотивы участников новых религиозных движений варьируются в зависимости от характера религиозной группы. Общим мотивом для всех участников могут быть идеалы общения и саморазвития. Те индивиды, которые присоединяются к мироотрицающим и миротерпимым организациям в основном ориентируются на спасение, очищение, правильный образ действий, религиозный поиск. В редких случаях возможны присоединения от безысходности жизненной ситуации. Улучшение здоровья и долголетие может быть одной из целью в группах по нетрадиционному оздоровлению с элементами культа (ивановцы, нововековцы). Если религиозная организация носит мироутверждающий характер (религии процветания, сайентология), то мотивы присоединения – успехи в карьере, достижение материального благосостояния. Во всех новых религиях процветания  толкуют о посюстороннем  счастье: «измените действие своей кармы», «активно воздействуйте на свою судьбу», «вся жизнь человека есть непрерывный поток самовыражения», «все существует для того, чтобы на Земле был мир», «все может улучшаться и развиваться», «живите в абсолютной свободе».

По уровню закрытости можно выделить эзотерические, оккультные и клановые группы. Эзотерическая группа – последователи вероучения (часто эклектического), исповедующие путь сверхъестественного просветления, приобщения к тайнам мира (Общество Рерихов, ивановцы, нововековцы, теософия).

Оккультная группа субъекты, детерминированные гностическими установками на преобразование окружающего мира и человека через сверхъестественные практики (шаманизм, магию).

Клановая группа – наиболее закрытая организация, в которой индивидуализм и оторванность от толпы есть принцип жизни. Это группы с тайным членством и закрытой вербовкой. Цели организации, ее управление не известны тем, что внизу.

Достаточно глубокие проблемы связаны с выстраиванием системы государственно-конфессиональных отношений.


2.3. Проблема толерантности

Н.В. Круглова отчемает, что Толерантность как способность терпеть и\или уважать, принимать отличия других людей от нас самих, отличия в убеждениях, привычках, религиозных, политических, этических, культурных предпочтениях  — все еще остается проблемой в современном мире12.

«Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», — говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:

- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;

- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.13

Обратим внимание еще на одно обстоятельство, характеризующее межрелигиозные отношения в современной России. Традиционные, особенно мировые религии, связанные с этносами, - это устоявшиеся многочисленные объединения. Они без затруднений находят общий язык друг с другом, устанавливают взаимодействие и сотрудничество. Координацией этого взаимодействия в нашей стране занимается Межрелигиозный совет России.

В исторических религиозных традициях подчас присутствует оправдание силы ради насаждения и утверждения какой-то веры. Однако сегодня в условиях современных средств массового уничтожения, когда мирное человеческое общежитие весьма хрупко, уместно обновить и максимально использовать миротворческий потенциал религиозных идеалов и ценностей.

Принципам толерантности уже не соответствует обособление крупных религиозных организаций от других, не таких многочисленных, и воздержание от совместных с ними действий. Речь идет, разумеется, о тех религиозных течениях, которые имеют определенные корни в российском обществе и осуществляют сколько-нибудь значимое социальное служение. Среди протестантских течений к таковым, например, относятся лютеранство, пятидесятничество, баптизм, адвентизм и др.

При противоречивых процессах современных реформ в России, приводящих к неоднозначным результатам в социально-экономической и духовно-культурной областях жизни, тем более важно добиваться максимальной реализации позитивного нравственного и общественного потенциала различных религиозных объединений. И в этой связи любой постулат об исключительности, превосходстве или неполноценности тех или иных мировоззренческих убеждений, этических ценностей, культурно-религиозной принадлежности представляется ущербным.

Кроме всего прочего, хотелось бы обратить внимание и на научный гносеологический аспект проблемы. Нельзя точно определить, какая религия или культурно-этическая система истиннее, лучше, оптимальнее. Поэтому нельзя также согласиться с теми религиозными адептами, которые (пользуясь образным выражением одного из персонажей романа Леонида Леонова "Пирамида") испытывают "надменную спесь" и пребывают "в упорном самообольщенье, будто оперируют они с абсолютной истиной"14.

Основа толерантности - признание права на исповедание разных религий. В этой связи особенно важно признание прав меньшинств. Правда, при единственном условии: если меньшинства действуют в рамках закона и не нарушают прав других людей.


Заключение

Роль религии бесспорно важна в жизни общества, ибо она – по своей сути была и остается одним из эффективнейших инструментов для удержания общества в неких рамках. Поскольку, скажем, для одного человека ориентиром в окружающем мире, линейкой, точкой отсчета является разум и реальная польза, так для другого единственным ориентиром служит мораль (мораль всегда несет религиозную печать).

В нашей стране насильственная популяризация коммунистической веры под вывеской атеизма в СССР оказала ему, атеизму медвежью услугу, подарив, в нагрузку к известности, горячую нелюбовь общества. Говоря современным языком, имидж атеизма сильно пострадал, что, в сложившихся условиях только на руку религиозным проповедникам всех мастей. В настоящее время и не только в России появляются различные новые религиозные движения, причем некоторые из них представляют опасность для общества, т.к. деятельность их руководителей зачастую носит противоправный характер.

Российская Федерация является светским государством. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Несмотря на отделение церкви от государства, проводится благожелательная политика в отношении традиционных для России конфессий (православие, ислам, иудаизм, буддизм).

Одной из самых негативных тенденций последних лет является то, что национальная принадлежность все более устойчиво связывается с принадлежностью конфессиональной. Это вызывает перенос негативного или позитивного отношения общества с национальности на религию и обратно.

В современных условиях необходимо взаимопонимание и сотрудничество как всех традиционных религий России, так и других "нетрадиционных" религиозных объединений. Ситуация в России и за рубежом делает особенно актуальными поиски новых форм межрелигиозного сотрудничества, мобилизации всех возможностей на этом поприще.


Список литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

  2. Кратов Е. Религия в современном обществе: проблемы и перспективы // Южный федеральный (Ростов-на-Дону), 29.06.2005.

  3. Круглова Н.В. Проблема толерантности сквозь призму междисциплинарного подхода // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. C. 78-80.

  4. Мусиенко Т.В. Демократические и религиозные ценности: проблемы конфликтности и нетолерантности // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 27-36.

  5. Мчедлов М. В поисках компромисса. //"НГ-Религии", # 14 (122) 20 августа 2003 г.

  6. Мчедлов М. П. , Гаврилов Ю. А. , Шевченко А. Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // Социологические исследования, N 9, 2004 г.

  7. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник: Пер. с англ. М., 1991.

  8. Федоров В. Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 37-40.

  9. Филь М. Влияние религиозного фактора на рост этнонационализма в современной России // Власть 28.09.2005.

  10. Фурман Д. Е. , Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России. // Свободная мысль-ХХI, N 7, 2003 г.

  11. Ходжаева Е. А. , Шумилова Е. А. Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в Республике Татарстан // Социологические исследования, N 3, 2003 г.

  12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 395 с.

  13. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 536 с.

1 Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник: Пер. с англ. М., 1991. С. 181.

2 Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002. с. 299.

3 Филь М. Влияние религиозного фактора на рост этнонационализма в современной России // Власть 28.09.2005.

4 Фурман Д. Е. , Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России. // Свободная мысль-ХХI, N 7, 2003 г. , стр. 25

5 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. с. 90.

6 Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

7 Филь М. Влияние религиозного фактора на рост этнонационализма в современной России // Власть 28.09.2005.

8 Ходжаева Е. А. , Шумилова Е. А. Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в Республике Татарстан // Социологические исследования, N 3, 2003 г. , стр. 106

9 Мчедлов М. П. , Гаврилов Ю. А. , Шевченко А. Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // Социологические исследования, N 9, 2004 г. , стр. 95

10 Кратов Е. Религия в современном обществе: проблемы и перспективы // Южный федеральный (Ростов-на-Дону), 29.06.2005.

11 Кришнамурти Д. "Проблемы жизни". Т.1. М., 1997.

12 Круглова Н.В. Проблема толерантности сквозь призму междисциплинарного подхода // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. C. 78-80.

13 Цитирование по Федоров В. Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 37-40.

14 Цитата по Мчедлов М. В поисках компромисса. //"НГ-Религии", # 14 (122) 20 августа 2003 г.


Другие похожие работы

  1. Университеты и студенчество, как явление европейской культуры
  2. Московское метро, как памятник архитектуры
  3. Универсальная модель культуры (Единство и многообразие культуры)
  4. Средневековые монашеские ордена
  5. Роль техники и технологии в культуре современного общества





© 2002 - 2021 RefMag.ru