RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Пример работы

Соблюдение и Охрана Конституции

2012 г.

Оглавление


Введение
1. Становление системы охраны конституции
1.1. Становление механизмов охраны конституции в России
1.2. Соблюдение Конституции
1.3. Охрана Конституции Российской Федерации
2. Конституционный суд РФ - основной орган правовой охраны Конституции РФ
2.1. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ
2.2. Компетенция Конституционного Суда РФ
Заключение
Библиография

Введение

В Конституции Российской Федерации провозглашены общегражданские, общечеловеческие ценности и идеалы, прежде всего, права и свободы человека и гражданина в их сочетании с обязанностями и ответственностью. Но конституционные цели и идеалы - это еще не сама реальность. Ценность конституции тем выше, чем полнее, упорнее и последовательнее идет реализация Конституции Российской Федерации, всех ее положений и установок, чем полнее используется ее демократический и нравственно-правовой потенциал.

Существенное повышение роли и значения Конституции РФ в правовой системе Российской Федерации, в общественно-политической и государственной жизни, последовательная реализация конституционных установлений - есть объективная потребность, тенденция и условие социально-правового прогресса, суть конституционно-правовой политики в современной России. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин справедливо отмечает: «Общество, которое не умеет и не хочет жить по действующей Конституции, не сможет жить и по любой другой»1. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод об актуальности темы охраны и соблюдения Конституции.

Практическая значимость работы курсовой работы заключается в том, что соблюдение положений конституции является основой государственности, законности и правопорядка.

Научная новизна заключается в обобщении современного положения дел по исследуемой проблематике.

Объект исследования – Конституция Российской Федерации, а предмет – механизмы контроля ее соблюдения и охраны.

Целью курсовой работы является исследование соблюдения и охраны российской Конституции. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- рассмотреть становление механизмов охраны конституции в России

- исследовать особенности охраны Конституции Российской Федерации;

- проанализировать порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ;

- изучить компетенцию Конституционного Суда РФ.

В настоящее время в российской юридической науке достаточно активно рассматриваются проблемы реализации Конституции Российской Федерации и конституционного законодательства. Отдельные механизмы обеспечения осуществления конституционных норм (такие как, судебный конституционный контроль, конституционный надзор и конституционная ответственность) были предметом исследования многих отечественных ученых - конституционалистов.

Вопросы охраны Конституции в научной литературе рассматривались в работах следующих авторов: М.В. Баглая, СВ. Боботова, Н.С. Бондаря, О.В. Брежнева, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Г.А Жилина, В.И. За-диоры, В.Д. Зорькина, А.Н. Кокотова, И.А. Кравца, В.А. Кряжкова, Л.В. Лазарева, В.В. Маклакова, М.А. Митюкова, М.А. Нуделя, Ж.И. Овсепян, В.А. Ржевского, Б.А. Страшуна, О.И. Тиунова, Б.Н. Топорнина, Н.М. Чепурно-вой, В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина и другие.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, метод комплексного подхода и другие.



1. Становление системы охраны конституции

1.1. Становление механизмов охраны конституции в России

Судьба конституционного контроля в России была непростой. До 1918 г. вопрос о конституционном контроле даже не поднимался, поскольку как таковой Конституции не было. Интерес к проблеме конституционного контроля возник после образования СССР, когда потребовалось привести к единому знаменателю законодательство союзных республик, входивших в Союз. Органом, на который Конституцией СССР 1924 г. была возложена функция контроля за соблюдением норм Конституции, стал Верховный Суд СССР. В этих целях указанный Суд тщательно изучал все правовые акты союзного уровня, копии которых ему в обязательном порядке посылались. За первые пять лет его сотрудниками было изучено 24 тыс. актов. Но с начала 30-х гг. активность Верховного Суда в связи с изменением политической обстановки, а также вследствие субъективных причин в области конституционного контроля значительно упала, а затем и полностью погасла. Только начиная с конца 60-х гг., в советском правоведении начала обсуждаться идея независимого органа конституционного контроля, но воплотилась в реальность лишь в период «горбачевской перестройки».

К середине 1989 г. стали предприниматься конкретные шаги по возрождению контроля за соблюдением Конституции СССР. В результате был создан Комитет конституционного надзора Союза ССР — квазисудебный орган, неразрывно связанный с парламентом. В декабре 1989 г. был принят общесоюзный Закон «О конституционном надзоре в СССР»2, на основании которого был избран сроком на 10 лет первый состав Комитета конституционного надзора в составе председателя и 25 членов, в том числе по одному от каждой союзной республики. Комитет функционировал менее двух лет. Его решения в области конституционной защиты прав человека были впоследствии высоко оценены юристами и общественностью. Комитет конституционного надзора:

- прекратил практику издания секретных нормативных правовых актов, влияющих на права граждан;

- постановил, что прописка ограничивает право на свободу передвижений граждан;

- признал, что принудительное лечение лиц от алкоголизма и наркомании нарушает фундаментальные нормы и др.

Однако многие решения Комитета так и оставались невыполненными до конца 1991 г., когда он прекратил свое существование.

Образование Комитета конституционного надзора стимулировало создание самостоятельного органа по защите Конституции в России. 5 декабря 1990 г. в Конституцию РСФСР были включены положения о создании Конституционного Суда, затем был принят достаточно подробный (89 статей) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»3. Сначала были избраны 13 из 15 судей Конституционного Суда РФ, а остальных не могли выбрать в течение двух последующих лет, что не помешало Конституционному Суду начать свою работу. За два года (с ноября 1991 г. по октябрь 1993 г.) он принял ряд решений, имевших большое общественное значение. Среди них: о конституционности Указа Президента РФ о прекращении деятельности КПСС; о защите прав работников прокуратуры, вкладчиков Сбербанка, нанимателей жилых помещений и др. В то же время несудебная деятельность некоторых судей Конституционного Суда получила неоднозначную оценку в обществе. В этот период времени в условиях острой конфронтации между законодательной и исполнительной ветвями власти Конституционный Суд оказался вовлеченным в водоворот политических страстей (например, рассмотрение телевизионного обращения Президента России к народу 20 марта 1993 г.). Результатом этого явилось приостановление его деятельности в октябре 1993 г.

После принятия на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, а затем и нового закона о Конституционном Суде РФ, количественный состав и полномочия Конституционного Суда претерпели значительные изменения. Вместо имеющихся 13 в его состав вошли уже 19 судей.

Таким образом, вопросы конституционного контроля впервые начали подниматься после образования СССР. В тот период потребовалось привести к единому знаменателю законодательство союзных республик, входивших в Союз. Функция контроля за соблюдением норм Конституции была возложена на Верховный Суд СССР. В конце 80-х был создан Комитет конституционного надзора Союза ССР. В настоящее время основным органом конституционного контроля является Конституционный суд.


1.2. Соблюдение Конституции

Согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 15 Конституции РФ4 Конституция Российской Федерации имеет верховенство, высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Конституция РФ непререкаема, составляет правовую основу всей системы законодательства, судебной и иной правоприменительной практики.

Верховенство Конституции РФ, ее высшая юридическая сила обусловлена прежде всего тем особым местом, которое занимает Конституция в жизни общества. Будучи его главным политическим и правовым документом, она закрепляет важнейшие институты социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношения, она составляет юридическую базу для всего законодательства, являясь ядром всей правовой системы. Принцип верховенства Конституции определяет ее статус в обществе, в политической системе, и прежде всего позицию по отношению к ее основным элементам, в особенности к государству.

Высшая юридическая сила Конституции закрепляет ее место в иерархии правовых актов. Особый оттенок этот принцип приобретает в федеративном государстве. Он характеризует место Конституции России не только в общефедеральной правовой системе, но и в правовых системах субъектов Федерации5.

Конституционные установления являются общеобязательными для всех субъектов права. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы и подзаконные нормативные акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, либо признанные таковыми Конституционным Судом Российской Федерации, не должны применяться судами и другими правоприменителями.

Непосредственное действие Конституции РФ, прежде всего, относится к конституционным положениям, определяющим права и свободы человека и гражданина. В ст. 18 Конституции Российской Федерации закреплено: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной им исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием»6.

На прямое действие Конституции Российской Федерации в судебной практике обращает внимание Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»7. Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений ст.ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, если суды приходят к выводу о неконституционности закона, для официального подтверждения его неконституционности суды обязаны обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако такое обращение не ограничивает непосредственное применение ими Конституции Российской Федерации, которое призвано обеспечивать реализацию конституционных норм прежде всего при отсутствии их законодательной конкретизации. Если же закон, который должен был бы быть применен в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конституции Российской Федерации и тем самым препятствует реализации ее положений, то для обеспечения непосредственного действия Конституции Российской Федерации во всех случаях, в том числе и когда дело разрешено судом на основании конкретной конституционной нормы, требуется лишение такого закона юридической силы в предусмотренном ст. 125 Конституции Российской Федерации порядке конституционного судопроизводства8.

Таким образом, Конституция РФ составляет правовую основу всей системы законодательства, судебной и иной правоприменительной практики. Будучи его главным политическим и правовым документом, она закрепляет важнейшие институты социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Конституционные установления являются общеобязательными для всех субъектов права. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

1.3. Охрана Конституции Российской Федерации

В обобщенном виде правовая охрана конституции характеризуется как деятельность и юридические средства, с помощью которых обеспечивается верховенство конституции в обществе и правовой системе, ее неукоснительное соблюдение. Указанная деятельность осуществляется с помощью различных институтов, которые в совокупности и образуют систему правовой охраны конституции. В каждой стране действует несколько уровней таких систем. Это связано прежде всего со спецификой государственного, административно-территориального устройства страны. В современной России в соответствии с ее федеративным устройством главная, основная роль принадлежит двум системам правовой охраны Конституции РФ: федеральной системе и системам субъектов Российской Федерации.

Одним из важнейших условий эффективности обеспечения самоохраны Конституции РФ является закрепление особого порядка ее принятия, изменения, дополнения9. Анализ положений Конституции свидетельствует о том, что положения ранее действовавших в России основных законов по рассматриваему вопросу носили весьма общий характер и фактически не определяли процедуру изменения Конституции, и прежде всего процедуру принятия новой Конституции. Без их решения трудно представить себе стабильность конституционного строя и правовой системы любого государства. Отсутствие четкой, научно обоснованной процедуры изменения Конституции РФ привело, в частности, к тому, что за период 1989-1993 гг. в нее было внесено более 300 поправок10. В результате Конституция претерпела значительные изменения и в юридическом плане, стала весьма далекой от идеальной. Многие ее положения противоречили друг другу. Конституция РФ 1993 г. ликвидировала существовавший пробел, установив в главе 9 четкую, достаточно жесткую, но вместе с тем и демократическую процедуру внесения поправок и пересмотра ее положений.

Важное место в деле правовой охраны Конституции отводится институту ее толкования, функционированию верховного конституционного контроля и надзора. Здесь речь идет не о том толковании, которое осуществляется теми или иными органами по роду своей деятельности и в ходе повседневного применения конституционных норм, а о толковании официальном, общеобязательном, обладающем высшей юридической силой для всех субъектов применения права: о юридическом определении и разъяснении норм Конституции в целях обеспечения ее адекватного, правильного применения.

В настоящее время в России установлена трехзвенная система верховного конституционного контроля — парламент, Конституционный Суд, Президент РФ. Полномочия, которыми наделены эти органы в данной сфере, соответствуют нынешнему этапу общественного развития нашей страны. Что касается конституционного надзора, то в общей форме он определяется как деятельность по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствия правовых актов Конституции.

Ст. 80 ч. 2 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1 ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции.

Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Федеральное собрание, Правительство, Верховный и Высший арбитражный суды11. Но в силу своих конституционных полномочий и при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу Конституции (мятеж, военный переворот и др.), они обязаны действовать в соответствии с Конституцией и в ее защиту. Это касается Вооруженных Сил и правоохранительных органов, находящихся в подчинении Правительства.

Конституция предусматривает назначение Госдумой Уполномоченного по правам человека, и Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. определяет его полномочия12. Он призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь его конституционных гарантий.

Важную роль в охране Конституции играет конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению. Суд действует на основе Конституции и Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» 1994 г.

Конституция России предусматривает и активные формы ее охраны гражданами. Так, ч. 2 ст. 46 предусматривает обжалование гражданами в суде решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления.

В силу закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном суде» граждане впервые обращаются с жалобами на нарушение прав и свобод в Конституционный Суд.

Конституционный Суд Российской Федерации накопил достаточно большой положительный опыт по обеспечению прямого действия Конституции Российской Федерации, исключая из правового поля Российской Федерации положения законов - федеральных и субъектов Российской Федерации, - не соответствующих Конституции Российской Федерации, либо корректируя правоприменительную практику в контексте конституционно-правового истолкования законов. В повышении эффективности осуществления конституционного (конституционно-уставного) правосудия в Российской Федерации необходимо завершить создание системы конституционно-уставного правосудия, в плане как структуризации, так и разграничения полномочий по осуществлению конституционного контроля между органами конституционного правосудия, судами общей и арбитражной юрисдикции.

В соответствии с Законом «О судебной системе Российской Федерации»13 была предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах РФ. Они учреждаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления, конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования данной конституции (устава).

В настоящее время учреждены и действуют конституционные суды в республиках: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва, Удмуртия, Татарстан, Саха (Якутия). В республике Северная Осетия — Алания функционирует Комитет конституционного надзора. В Республике Адыгея создана Конституционная палата. Образование уставных судов предусмотрено уставами Воронежской и Томской областей, не исключается такая возможность в Алтайском и Красноярском краях. Работают Уставная палата Иркутской области и Уставной суд Свердловской области. Система этих судов не подчиняется Конституционному Суду РФ и финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

В силу естественного права и суверенитета народ имеет право на активные действия по защите Конституции в чрезвычайных ситуациях, когда возникает непосредственная угроза Конституции путем совершения государственного переворота.

Таким образом, правовая охрана конституции характеризуется как деятельность и юридические средства, с помощью которых обеспечивается верховенство конституции в обществе и правовой системе, ее неукоснительное соблюдение. Одним из важнейших условий эффективности обеспечения самоохраны Конституции РФ является закрепление особого порядка ее принятия, изменения, дополнения. В настоящее время в России установлена трехзвенная система верховного конституционного контроля — парламент, Конституционный Суд, Президент РФ. Президент России является гарантом Конституции. Конституция предусматривает назначение Госдумой Уполномоченного по правам человека. Конституционный суд рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов.



2. Конституционный суд РФ - основной орган правовой охраны Конституции РФ

Российской Федерацией избрана австрийская (европейская) модель конституционного контроля, в соответствии с которой ведущее место в системе мер правовой охраны Конституции принадлежит специализированному судебному органу — Конституционному Суду РФ (до 1990 г. в России на конституционном уровне закреплялась модель парламентского (несудебного) конституционного контроля).

Президент, будучи гарантом Конституции, больше всех остальных органов государственной власти озабочен вопросами реализации и обеспечения конституционности в системе государственной власти. Именно совместная с Конституционным Судом Российской Федерации деятельность главы государства позволяет ему эффективно обеспечивать правовую охрану Конституции, при этом не выходя за рамки своих функций и полномочий. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин отметил: «Есть Президент - гарант Конституции, и Конституционный суд - ее хранитель»14.


2.1. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ

Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это первый в истории России федеральный конституционный закон, принятый на основе Конституции РФ 1993 г. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства, он содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда, закрепленный действующим законодательством, по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ, учрежденного в 1990 г.

В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей — известные ученые-юристы).

Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям: гражданство РФ; возрастной ценз — не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права15.

Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи — 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда РФ установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности, отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т.п.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением Конституционного Суда. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве государств, где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб. Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным — он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью — секретаря Конституционного Суда (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах Конституционного Суда РФ постоянных председателей нет - обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной палаты.

Таким образом, Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно. Судьи назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью — секретаря Конституционного Суда.

2.2. Компетенция Конституционного Суда РФ

В компетенции Конституционного Суда РФ можно выделить следующие группы полномочий:

1) проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (нормоконтроля);

2) проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля;

3) разрешение споров о компетенции;

4) официальное толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) иные полномочия.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Конституционный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения16.

В первой группе полномочий важным является вопрос о предмете и пределах конституционного контроля. Конституционный Суд проверяет конституционность следующих правовых актов:

1. Акты федерального уровня — федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ.

2. Акты регионального уровня — конституции, уставы, законы и иные (в том числе и подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ.

3. Внутрифедеративные договоры, т.е. договоры между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти.

4. Не вступившие в силу международные договоры РФ.

Все указанные акты проверяются Конституционным Судом РФ исключительно на соответствие Конституции РФ — проверка этих актов на соответствие, в частности федеральным конституционным законам и федеральным законам, относится к юрисдикции общих и арбитражных судов. Проверка конституционности данных актов может быть осуществлена в порядке абстрактного конституционного контроля, т.е. вне связи с применением оспариваемого акта в конкретном деле.

Основанием для проверки Конституционным Судом РФ правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля является запрос, правом на который обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; группа численностью 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; Правительство РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, в Постановлении от 18.07.2003 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»17 Конституционный Суд РФ сделал вывод о возможности обращения в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ в порядке абстрактного нормоконтроля Генерального прокурора РФ.

В отличие от абстрактного конкретный конституционный контроль связан с проверкой Конституционным Судом оспариваемого акта только в связи с его применением в конкретном деле (равно как и в том случае, если оспариваемый акт, по мнению заявителя, подлежит применению в конкретном деле). Предметом такого контроля Конституция РФ и Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» называют только закон (как федерального, так и регионального уровней). Однако, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РФ18 изложена правовая позиция, в соответствии с которой если имеет место прямая нормативная связь постановления Правительства РФ с федеральным законом и если эти акты применены или подлежат применению в конкретном деле в неразрывном единстве, то Конституционный Суд может признать допустимым как запрос суда в связи с рассматриваемым им конкретным делом, так и жалобу гражданина на нарушение конституционных прав и свобод, в которых оспаривается конституционность как федерального закона, так и нормативного акта Правительства РФ.

Основанием рассмотрения Конституционным Судом РФ дела в порядке конкретного конституционного контроля может быть конституционная жалоба либо запрос суда. Жалоба может быть как индивидуальной, так и коллективной, т.е. поданной группой граждан, объединениями граждан (включая юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации). Кроме того, с жалобой в Конституционный Суд РФ могут обратиться иные органы и лица, которым федеральное законодательство предоставляет право обращаться в суд в интересах граждан (в частности, органы прокуратуры). Обязательным условием допустимости жалобы является то, что оспариваемый акт должен затрагивать конституционные права и свободы, т.е. права и свободы, предусмотренные непосредственно в Конституции РФ, а не права, предусмотренные исключительно отраслевым или корпоративным законодательством. С запросом в Конституционный Суд РФ в рассматриваемом аспекте может обратиться суд (судья) любого уровня системы общих и арбитражных судов. При этом обращение в Конституционный Суд РФ (с приостановкой производства по делу) в случае сомнения в конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, является не правом, а обязанностью соответствующего суда.

Конституционный Суд РФ — единственный в стране орган, наделенный полномочием по официальному толкованию Конституции РФ (аутентичное толкование Основного Закона практически невозможно в силу того, что Конституция РФ принята гражданами России путем всенародного голосования). Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство РФ; органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ. является обязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. При этом речь идет не о казуальном толковании Конституции (т.е. толковании Основного Закона в связи с реализацией Конституционным Судом РФ иных своих полномочий), а о толковании Конституции в качестве самостоятельного полномочия Конституционного Суда, реализованного на основании специального запроса о толковании.

Конституционный Суд РФ осуществляет главным образом последующий конституционный контроль, т.е. осуществляет проверку уже вступивших в силу правовых актов. Однако предусмотрено осуществление и предварительного конституционного контроля, в частности, проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров, инициативы проведения референдума. При этом конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, преимущественно инициативный (факультативный). Поводом к рассмотрению дела является соответствующее обращение в Конституционный Суд с запросом, ходатайством или жалобой (конкретная форма зависит от субъекта и предмета обращения); Конституционный Суд не вправе осуществлять производство по делу по собственной инициативе. В то же время есть примеры и обязательного конституционного контроля: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, проверка конституционности международного договора о принятии в состав России нового субъекта РФ или материалов по реализации инициативы проведения общероссийского референдума.

Таким образом, Конституционный суд Российской Федерации: разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов; разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ.


Заключение

На основе проведенного исследования автор приходит следующим выводам:

1) Вопросы конституционного контроля впервые начали подниматься после образования СССР. В тот период потребовалось привести к единому знаменателю законодательство союзных республик, входивших в Союз. Функция контроля за соблюдением норм Конституции была возложена на Верховный Суд СССР. В конце 80-х был создан Комитет конституционного надзора Союза ССР. В настоящее время основным органом конституционного контроля является Конституционный суд.

2) Конституция РФ составляет правовую основу всей системы законодательства, судебной и иной правоприменительной практики. Будучи его главным политическим и правовым документом, она закрепляет важнейшие институты социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Конституционные установления являются общеобязательными для всех субъектов права. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3) Правовая охрана конституции характеризуется как деятельность и юридические средства, с помощью которых обеспечивается верховенство конституции в обществе и правовой системе, ее неукоснительное соблюдение. Одним из важнейших условий эффективности обеспечения самоохраны Конституции РФ является закрепление особого порядка ее принятия, изменения, дополнения. В настоящее время в России установлена трехзвенная система верховного конституционного контроля — парламент, Конституционный Суд, Президент РФ. Президент России является гарантом Конституции. Конституция предусматривает назначение Госдумой Уполномоченного по правам человека. Конституционный суд рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов.

4) Конституционный суд состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно. Судьи назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью — секретаря Конституционного Суда.

5) Конституционный суд Российской Федерации: разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов; разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ.

В современных научных исследованиях усилия ученых должны быть направлены не на поиски мнимых пробелов и противоречий, дефектов в тексте Конституции РФ, а на разработку механизмов реализации положений Конституции РФ, на ее обеспечение, охрану и защиту.


Библиография

НПА

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011) // "Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.

  3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "О судебной системе Российской Федерации" // "Российская газета", N 3, 06.01.1997.

  4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.

  5. Закон СССР от 23.12.1989 "О конституционном надзоре в СССР" (Утратил силу) // "Свод законов СССР", т. 1, с. 44-3, 1990 г.

  6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.

  7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. №19-П «По делу о толковании отдельных положений ст.ст. 125,126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25.

  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" // "Собрание законодательства РФ", 28.07.2003, N 30, ст. 3101.

  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.02.2004, N 5, ст. 403.

Литература

  1. Шульженко Ю.Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации / Ин-т государства и права РАН. — М., 1997.-60 с.

  2. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс. 2005. – 192 с.

  3. Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. - 2003. № 11.

  4. Некрасов С.И. Конституционное право. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 206 с. С. 41.

  5. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. – М.: Норма, 2007. – 400 с.

  6. Зиновьев А. В. Конституционное право России. – М.: «Юридический центр Пресс», 2010. - 634 с.

  7. Постников А. Е. Конституционное право России. – М.: «Проспект», 2008. - 498 с.

  8. Кокотов А. Н., Кукушкин М. И. Конституционное право России. – М.: «Норма», 2008. - 543 с.

  9. Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. – М.: «Проспект», 2008. - 296 с.

  10. Корнеева Н. В. Конституционное право России. – С.-Пб.: «Питер», 2009. - 168 с.

1 Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. – М.% норма. 2007. – 400 с.



2 Закон СССР от 23.12.1989 "О конституционном надзоре в СССР" // "Свод законов СССР", т. 1, с. 44-3, 1990 г.



3 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011) // "Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.



4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.



5 Зиновьев А. В. Конституционное право России. – М.: «Юридический центр Пресс», 2010. с. 167



6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.



7 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.



8 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. №19-П «По делу о толковании отдельных положений ст.ст. 125,126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25.



9 Шульженко Ю.Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации / Ин-т государства и права РАН. — М., 1997.-60 с.



10 Шульженко Ю.Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации / Ин-т государства и права РАН. — М., 1997.



11 Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс. 2005. – 192 с. С. 40.



12 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.



13 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "О судебной системе Российской Федерации" // "Российская газета", N 3, 06.01.1997.



14 Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. - 2003. № 11.



15 Некрасов С.И. Конституционное право. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 206 с. С. 41.



16 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.



17 Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" // "Собрание законодательства РФ", 28.07.2003, N 30, ст. 3101.



18 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.02.2004, N 5, ст. 403.




Другие похожие работы

  1. Судебные гарантии прав и свобод человека в РФ
  2. Вариант 1. Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ (сравнительный анализ)
  3. Современные проблемы конституционного строительства в РФ
  4. Глава государства в Великобритании и Японии
  5. Тесты по курсу конституционного права





© 2002 - 2021 RefMag.ru