RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Готовый реферат

Задачи финансовой политики государства

Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

2007 г.

Содержание

Введение

1. Финансовая политика государства

1.1. содержание финансовой политики

1.2. Виды финансовых механизмов

2. Задачи и типы финансовой политики

2.1. Задачи финансовой политики

2.2. Типы финансовой политики

3. Современная финансовая политика Российской Федерации

3.1. Основа современной финансовой политики

3.2. Проблемы современной финансовой политики

Заключение

Список литературы

Введение

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты и положительное сальдо платежного баланса.

Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты бюджетно-финансовой политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями. Бюджетно-финансовую политику также иногда называют налогово-бюджетной по основным инструментам, с помощью которых она воздействует на хозяйственную ситуацию в стране. Или еще ее именуют фискальной (фиск - латинское олово, оно означает корзину, в которой хранили деньги древнеримского легиона).

Целью этой работы является рассмотрение механизмов финансовой политики государства, анализ проводимой в России бюджетной политики, выявление проблем современной российской финансовой политики и определение возможных путей их решения.


1. Финансовая политика государства

1.1. Содержание финансовой политики

Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий:

О разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

  1. создание адекватного финансового механизма;

  2. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся:

-формы финансовых ресурсов;

- методы их формирования;

- система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

1.2. Виды финансовых механизмов

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование; планирование; оперативное управление; регулирование и контроль.

Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.


2. Задачи и типы финансовой политики

2.1. Задачи финансовой политики

Можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

2.2. Типы финансовой политики

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа: классическая; регулирующая; планово – директивная.

До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политики была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723 — 1790) и Д. Рикардо (1772 — 1823) и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).

Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале были положены экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883 — 1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30 — 60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым.

Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует:

- денежное обращение;

- валютный курс;

- социальные факторы экономики;

- структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.


3. Современная финансовая политика Российской Федерации

3.1. Основа современной финансовой политики

Основа современной финансовой политики это:

- признание свободы предпринимательской деятельности; введение разнообразных форм хозяйствования;

- приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.

Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей задачей было изменение расходов бюджета.

Получила новое направление система государственного кредита. Государственный кредит стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы — различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.

Изменяется в последнее время организация бюджетной системы. На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Новое развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 2004 г., применяется система трансфертных платежей, которая позволяет увязать объем предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов.

Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов. Важную роль в решении этих проблем могут играть создаваемые в настоящее время негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе финансирования пенсионных расходов.

Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.

Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Федеральное казначейство; Счетная палата; Федеральная служба по налогам и сборам, Федеральная таможенная служба и т. д.

3.2. Проблемы современной финансовой политики

Бюджетный федерализм – это одна из ключевых проблем современной финансовой политики и она включает ряд позиций и подходов принципиального (стратегического) характера.

Во-первых, бюджетное устройство и структура бюджетной системы непосредственно взаимосвязаны с организацией государственной власти и органов местного самоуправления.

Во-вторых, реализация полномочий органами власти разных уровней невозможна без их финансового обеспечения и определения финансовой ответственности,

В-третьих, законодательное решение вопросов разграничения предметов ведения и полномочий образует основу действующего на постоянной основе механизма как собственно разграничения предметов ведения и полномочий, так и эффективного выполнения органами власти разных уровней закрепленных за ними на тот или иной момент (период) времени функций.

С точки зрения организации эффективного управления общественными финансами сложившаяся структура государственной власти и органов местного самоуправления не достаточно адекватно вписывается в трехуровневое бюджетное устройство, что в существенной мере усложняет решение проблемы вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетной системы.

Хорошо известно, что корни так называемой "асимметрии" бюджетного устройства России — в унаследованном национально-территориальном принципе государственного устройства. Правда в последние годы попытки отдельных субъектов Федерации "выровнять" свой бюджетный статус в рамках индивидуальных соглашений с федеральным центром значительно сократились, но две достаточно острые проблемы еще ждут своего решения. Это: необходимость уточнения бюджетного статуса автономных округов, входящих в состав области (края) и муниципальных образований разных типов (уровней). Суть этой проблемы в том, что федерализм в его классическом варианте исключает любое неравенство членов Федерации между собой и по отношению к центру. Сложившееся же в условиях унитарной России фактическое неравенство прав между бывшими национальными автономными республиками и областями трансформировалось в неравенство их экономических потенциалов. В условиях унитарного государства такое неравенство в существенной мере нивелировалось центром, но при переходе к рыночным отношениям проявилось сразу и достаточно болезненно.

Это, в свою очередь усиливало тот контраст, который существует между различными субъектами Федерации по степени вовлеченности их в процесс реформирования и уровню социально-экономического благополучия. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие система бюджетного федерализма многократно корректировалась. Однако это были, как правило, частные, текущие решения в рамках ежегодно повторяющегося процесса разработки и утверждения на очередной финансовый год бюджетов всех уровней. Эти решения затрагивали главным образом только финансовые технологии формирования бюджетов и организации межбюджетных отношений.

Такой подход способствовал только накоплению и обострению проблем, в связи, с чем в последнее время все чаще стали говорить о кризисе бюджетного федерализма в России. Его главными приметами считаются обострение хронической несбалансированности региональных бюджетов, увеличивающаяся дифференциация социально-экономического положения субъектов Федерации.

Процесс трансформации России из федерации формальной в федерацию реальную имеет глубокое экономическое содержание, заключающееся, в частности, в оформлении некоего законченного экономического статуса субъектов Федерации, статуса, который характеризуется обязательной минимальной «экономической самодостаточностью» названных субъектов. При этом принцип «всей полноты власти» закономерно предполагает и принцип «всей полноты ответственности», а также их экономическое обеспечение.

Поэтому долгосрочная политика государственного регулирования в бюджетной сфере, должна быть направлена на обеспечение последовательного развития экономического потенциала регионов, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности в них

От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной финансовой политики эти экономические механизмы бюджетного федерализма, во многом зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества.

Сбалансированная бюджетная политика региона - это основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между центром и регионами, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств. Стратегической основой такой бюджетной политики является бюджетный федерализм. Сбалансированность бюджетов должна реализовываться через обеспечение реального равенства бюджетных прав, причем не только через использование механизмов бюджетного выравнивания, но и путем выравнивания фискального потенциала каждого региона

Финансовая политика такого государства как Россия на нынешнем этапе ее развития должна быть ориентирована на привлечение инвестиций в экономику. Инвестиции это дополнительные финансовые вложения в развитие факторов производства – для его расширения. Эти вложения могут быть в виде прироста основных фондов – (равно как и в их модернизацию). Это и вложения инновационного характера – новые технологии коммуникации, информационные технологии. Это, наконец вложения в такой фактор производства как труд.

Конечная цель инвестиций это не просто увеличение капитальных вложений в экономику – это задача обеспечения устойчивого развития экономики страны. Функция государственной власти в решении этой задачи гораздо сложнее, чем просто финансирование капитальных вложений. Государство обязано обеспечить условия для максимальной отдачи всех видов инвестиций, а для этого в качестве целевой установки решения задачи должна быть разработана государственная стратегия достижения оптимальной структуры формирования и использования ВВП. В основу такой стратегии должны быть положены и концепция промышленной политики, и концепция инновационной политики, и концепция социальной политики, которые, увязываются в единую стратегию посредством системы государственного регулирования, где далеко не последнюю роль играют механизмы регулирования движения государственных финансовых потоков, по каналам бюджетной системы страны.

Заключение

Финансовая политика - государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Финансовая политика - это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

Финансовая политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его. Оно делает это с помощью мер бюджетно-финансовой политики, в основном изменяя государственные расходы и налоги.

Финансовая политика такого государства как Россия на нынешнем этапе ее развития должна быть ориентирована на привлечение инвестиций в экономику.


Список литературы

  1. Деньги, кредит, банки. Учебник для вузов/ Под ред. Е.Ф.Жукова — М: ЮНИТИ, 2003г.

  2. Деньги, кредит, банки. Учебник/ Под ред. О.И.Лаврушина— 2-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003г.

  3. Савинова Т.К., Сидорова П.К. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России - элемент финансовой политики государства. // "Поволжский гуманитарный Internet-журнал". - 2002. - №1.

  4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Под общей ред. проф. А.Г. Грязновой —- М.: Финансы и статистика, 2002г.

  5. Финансы: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.


Другие похожие работы

  1. Усыновление (удочерение) ребенка
  2. Свобода договоров и договорная дисциплина при переходе к рыночному хозяйству
  3. Гражданское право, вариант 4
  4. Гражданское право. Вариант 1
  5. Защита патентных прав от нарушений





© 2002 - 2021 RefMag.ru