RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Готовый реферат

Университеты и студенчество, как явление европейской культуры

2005 г.

Университеты и студенчество, как явление европейской культуры

В XII-XIII вв. средневековые города, центры цивилизованного мира, испытывали недостаток специалистов в области медицины и права. Потребность европейской цивилизации в передаче и развитии культурного наследия античной цивилизации стала очевидной. В результате крестовых походов Запад открыл для себя интеллектуальные богатства Востока. Там, где контакты были более устойчивыми, в Испании и Италии, в первую очередь появились предпосылки создания университетов. Именно в них путем споров и размышлений вырабатывалась общая культура, без которой была бы невозможна сама идея политического общественного пространства Европы1.

Сам термин «университет» (лат. Universitas - целость, совокупность, общность) первоначально обозначал межнациональную корпорацию преподавателей (магистров, профессоров) и студентов, studentes - тех, кто «штудирует» (школяров) и обозначал определенную гильдию по аналогии с другими мастеровыми гильдиями средневекового города.

С точки зрения А. Коббена, которую разделяют многие современные исследователи, в том числе С. Костюкевич2, слово universitas в XII-XIV вв. «использовалось для обозначения некоторой совокупности лиц с общими интересами и независимым легальным статусом: оно указывало на определенную группу - либо сильную гильдию, либо муниципальную корпорацию. Будучи используем в академическом контексте, термин указывает на университет не как на абстракцию, самодостаточное совокупное единство, но как на корпус преподавателей и студентов, или преподавателей и студентов, объединенных зависимостью от организационного типа конкретного университета».3

Университет в средние века - это не только преподаватели и студенты. Университет - это «члены и подданные университета» или «академические граждане». Таким образом, права, а также различные дотации и привилегии финансового плана давали «штудирующим» (Studentes) возможность штудируя - жить и всячески активизировали жизнь города, становящегося университетским городом, то есть делали существование университета для города выгодным.

В. Роуг, рассматривая университет как явление средневековой европейской культуры, отмечал, что он выступал как «продукт и образ своего времени»4. Реагируя на экономические и политические запросы общественной жизни, университет способствовал развитию цивилизации воспроизводством культуры, приращением знаний и подготовкой профессиональной и интеллектуальной элиты.

В корпоративном университетском сообществе образовательная задача, по сути, совпала с самой идеей университета, т. е. университет это место, где основной задачей является отнюдь не производство знаний, а воспроизводство «образованных людей» - интеллектуалов всех профессий и - уже к концу XV века - интеллектуалов «по профессии».

Н.С. Ладыжец отмечает, что «университетское образование, институциализировавшееся в XII в., лишь к середине XIX столетия приобретает развитую форму теоретической рефлексии, реализованной в анализе его идеи как совокупности представлений об основополагающих ценностях, целях и границах функциональности образовательного подразделения»5.

В эпоху Возрождения университеты утратили роль ведущих интеллектуальных центров Европы. Формирование антропоцентричной ценностной системы привело к преобладанию в университетском образовании гуманитарных наук в ущерб наукам естественным, что привело к формированию новых исследовательских центров в лице научных академий.

В Новое время университеты становятся все больше как бы «государством в государстве», благодаря чему они сохраняют свое цивилизационное призвание (культурное, идеологическое и научное), имеющее наднациональный характер.

Возникновение «идеальной», классической модели университетского образования связывают с открытием в 1810 году Берлинского университета. В основу новой модели университетского образования были положены три принципа. Первый состоял в отрицании примитивного утилитарного взгляда на образование, когда знания ценятся лишь с практической точки зрения. Второй - предостерегал от засилья опытной (эмпирической) науки, которое противодействовало фундаментальному теоретическому познанию. Наконец, третий принцип утверждал господство гуманитарного образования, без которого не может быть образованной личности6.

Таким образом, базовыми принципами классической идеи университета стали: государственная поддержка университета при сохранении им статуса относительной автономии; идея академической свободы в исследовании и обучении как основополагающая; исследование и обучение как сущность образования; активное включение преподавателей и студентов в общественную жизнь; этическое обоснование достоинства знания и учености.

Именно «классическая идея университета»: синтез исследования, обучения и воспитания Вильгельма фон Гумбольдта стала критерием, по которому рассматривалась вся дальнейшая эволюция европейских и американских университетов.

Кардинал Ньюмен, считал, что «основная задача университета состоит в воспитании интеллекта, формируемого в процессе передачи высокого знания». «Мою точку зрения на университет, - отмечал Ньюмен, - можно сформулировать так: университет - это место, где обучают универсальному знанию»7.

Идеи исследовательского университета В. фон Гумбольдта и интеллектуального университета Дж. Г. Ньюмена стали первыми попытками осмысления идеи университета, определения его миссии в современном мире. Модель Гумбольдта оказала значительное влияние на развитие американских, канадских, японских университетов. Модель Ньюмена, оставшись национальным достоянием, тем не менее была воспринята рядом элитарных высших учебных заведений Европы.

Университеты последних десятилетий сложный элемент не только системы образования, но и всего общества в целом. Высокопрофессиональная подготовка, социальные конфликты с государством, демократические идеи, стремление привлечь коммерческих партнеров и спонсоров к профессионально-техническим программам и совместным исследованиям – все это университет второй половины ХХ века. С 70-80-х годов исследователи, анализируя развитие и функционирование университетов, все чаще подчеркивают лидирующую роль университета в обществе и государстве.

Все более разрастающиеся университеты (К. Керр называет их мультиверситетами) – это особые интеллектуальные города, которые для окружающего социокультурного пространства играют ведущую роль8.

Кризис университетского образования в конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. привел мировое университетское сообщество к необходимости задуматься о ценностных ориентирах развития университетского образования в мире, выработке этических норм научной деятельности, достижении баланса интересов университета и общества на основе гибкой политики и поддержания престижа университетов.

Американский социолог, теоретик постиндустриального общества Д. Белл считает, что университет становится главным социальным институтом современного общества. Как элитная группа высших учебных заведений, университет в последнее время принял на себя большое число расширившихся функций: в области фундаментальных научных исследований; как институт обеспечения потребностей общества в высококвалифицированных кадрах; в развитии общего образования9.

Ю.А. Афанасьев, обращаясь к проблеме университетского образования и его миссии в современном мире, отмечает, что преемственность культурных традиций, ориентация студентов в современной жизни и их готовность войти в завтрашний день не только объединяют три времени - прошлое, настоящее и будущее, но и три системы: образования, культуры и науки.

Университет становится гарантом, механизмом такой социальной потребности, как стабильное, устойчивое развитие общества.

Современный университет полифункционален и многозначен. Среди основных системообразующих направлений и функций - обучающая, исследовательская, профессиональная, сервисная, культурная и гуманистическая.

В условиях глобализации университет приобретает все новые и новые черты. Если в конце ХХ века подчеркивалась роль университета в обществе как его основного социального института, то сегодня положение и организация университетов вызывают много споров. Производство, развитие и распространение культуры - задачи университета в XIX-XX веках - отходят на задний план, и главными становятся вопросы адаптации к современным социально-экономическим и политическим изменениям, вопросы сотрудничества университета с государством, с одной стороны, и глобальным миром - с другой.

Современные университеты объединяют в себе три совершенно разных компонента: культуру, политику и рынок. Взаимовлияя друг на друга, они дают возможность сформировать новый образ университета.

Таким образом, университет является особым пространственно-временным образовательным континуумом, возникшим в эпоху европейского Средневековья, ставшим продуктом и достижением европейской цивилизации, культурным символом с его «вневременным и транснациональным смыслом».


Список использованной литературы:


    1. Повзун В.Д. Миссия университета. История и современность: Вестник ОГУ 1`2005 с. 13-21

    2. Костюкевич C. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки // «А1ma Matег» («Вестник высшей школы»). Изд-во Ун-та дружбы народов. М.:. 2001. . № 6. . с. 34-39.

    3. Роуг В. Университет как явление культуры // Alma mater Вестн. Высш. школы.1991. №7.С.103.

    4. Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации: Монография. Ижевск,1992, 236 с., с. 6

    5. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре М., 1994. С.52

    6. Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы. -1991. №9. . С. 85-90. , с. 85

    7. Kerr C.A Critical Age in the University World // Europe Y.of Ed. Abington, 1987. Vol. 22. №2 .

    8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 334-335.

1 Повзун В.Д. Миссия университета. История и современность: Вестник ОГУ 1`2005 с. 13-21

2 Костюкевич C. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки // «А1ma Matег» («Вестник высшей школы»). Изд-во Ун-та дружбы народов. М.:. 2001. . № 6. . с. 34-39.

3 Цит. по Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации: Монография. Ижевск. 1992. 236с., С.10.

4 Роуг В. Университет как явление культуры // Alma mater Вестн. Высш. школы.1991. №7.С.103.

5 Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации: Монография. Ижевск,1992, 236 с., с. 6

6 Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре М., 1994. С.52

7 Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы. -1991. №9. . С. 85-90. , с. 85

8 Kerr C.A Critical Age in the University World // Europe Y.of Ed. Abington, 1987. Vol. 22. №2 .

9 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 334-335.


Другие похожие работы

  1. Московское метро, как памятник архитектуры
  2. Универсальная модель культуры (Единство и многообразие культуры)
  3. Средневековые монашеские ордена
  4. Роль техники и технологии в культуре современного общества
  5. Пророчества





© 2002 - 2021 RefMag.ru