RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении задач, тестов, практикумов и др. учебных работ


Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Экономика

- Библиотека






Поиск на сайте:

Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач и по другим видам работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
Вконтакте: vk.com/refmag.

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы | заказать | контакты |


,

Готовый реферат

Виды и функции социальных институтов

2011 г.

Оглавление

Введение

1. Понятие «социальный институт»

2. Виды и функции социальных институтов

Заключение

Список литературы

Введение

Выбранная тема реферата актуальна, так как социальные институты являются наиболее устойчивыми элементами социума. Они возникают для реализации определенных общественных потребностей. Благодаря функционированию социальных институтов осуществляется процесс сохранения и воспроизводства социальных норм, образа жизни, форм поведения во всех подсистемах общества.

В рамках социальных институтов воспроизводятся наиболее устойчивые формы социальных отношений. Их воспроизводство осуществляется посредством формирования социальных статусов и социальных ролей. Социальные институты призваны осуществлять ряд функций. Каждый социальный институт представляет собой систему учреждений, организаций, ролей.

С течением времени любой социальный институт подвергается изменениям. Эти изменения происходят из-за изменений потребностей и характера отношений в обществе.

В случае, когда социальный институт перестает удовлетворять те общественные потребности, для реализации которых он был сформирован, возникает эффект дисфункции.



1. Понятие «социальный институт»

Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, выполняющие определённые функции1. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институализацией.

Процесс ииституализации включает в себя ряд моментов.

1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д.

Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечить свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институализации.

2. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития.

С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в определенное русло их стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были восприняты ею в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Восприятие индивидами всех социокультурных элементов как своих, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институциализации.

3. Третьим важнейшим элементом институциализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющих определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.)2.

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение социального института.

2. Виды и функции социальных институтов

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Наиболее полную и интересную классификацию функций представила так называемая институциональная школа. Представителями иституциональной школы в социологии являются С. Липсет, Д. Ландберг и др. Они выделили четыре основных функции социальных институтов.

Первая — воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие как, например, государство.

Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности: институты семьи, образования, религии и др.

Производство и распределение, которые обеспечиваются экономическими социальными институтами, а также институтами управления и контроля.

Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

В зависимости от того, к какой сфере (социальной подсистеме) относятся, социальные институты делятся на экономические, политические, социокультурные, институты родства. В зависимости от качественных характеристик и основной цели своей деятельности социальные институты можно подразделить на: 1) распределительные; 2) контролирующие; 3) коммуникативные; 4) репродуктивные; 5) воспитательные; 6) нормативно-ориентирующие; 7) нормативно-контролирующие3.

К распределительным социальным институтам относятся собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа, которые обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Контролирующие социальные институты — это государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое функционирование идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Репродуктивные социальные институты заботятся о физическом и духовном воспроизводстве населения, к ним относятся семья, институт материнства, институт детства, брак и т. д.

Воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

Нормативно-ориентирующие социальные институты относятся к механизмам морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

Нормативно-санкционирующие институты осуществляют общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

Их разновидностью являются церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Коммуникативные социальные институты представлены СМИ — средствами массовой информации, их основная обязанность — сделать возможной передачу информации между различными социальными группами и индивидами в обществе, осуществление связи между ними.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция.

С содержательной точки зрения дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в символическую деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.



Заключение

Социальный институт — это исторически определенная форма жизнедеятельности людей, возникающая в связи с определенной общественной потребностью, выполняющая социально значимые функции, имеющая свои учреждения, посредством которых индивиды выполняют свои социальные роли, задаваемые социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Представители иституциональной школы в социологии выделяют четыре функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация, производство и распределение, управление и контроль.

В зависимости от того, к какой сфере (социальной подсистеме) относятся, социальные институты делятся на экономические, политические, социокультурные, институты родства. В зависимости от качественных характеристик и основной цели своей деятельности социальные институты можно подразделить на: 1) распределительные; 2) контролирующие; 3) коммуникативные; 4) репродуктивные; 5) воспитательные; 6) нормативно-ориентирующие; 7) нормативно-контролирующие.



Список литературы

  1. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки.— 1984. — № 1.— С. 134—136.
  2. Вышегородцев М.М. Общая социология. - М.: КноРус, 2011. - 280 с.
  3. Каменская Е.Н. Социология: конспект лекций. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2008. - 213 с.
  4. Лавриненко В.Н. Социология. - М.: Проспект, 2010. - 480 с.
  5. Социология: учебно-методический комплекс / О. В. Кузьмена. - Новосибирск : СибАГС, 2004. - 187 с.
  6. Фененко Ю.В. Социология. - М.: Проспект, 2007. - 232 с.
1 Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки.— 1984. — № 1.— С. 134—136.



2 Социология: учебно-методический комплекс / О. В. Кузьмена. - Новосибирск : СибАГС, 2004. - 187 с.



3 Лавриненко В.Н. Социология. - М.: Проспект, 2010. с. 251.




Другие похожие работы

  1. Управление в организации: задачи, структура, функции, методы
  2. Представление об объекте, предмете и методе социологии
  3. Контрольная работа по дисциплине Социология ( Сибирская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации)
  4. Место политической рекламы в политической деятельности
  5. Стимулирование труда и пути его совершенствования





© 2002 - 2021 RefMag.ru