Содержание
Введение
1. Закупочная деятельность и критерии выбора поставщика
1.1. Основные элементы закупочной работы предприятия
1.2. Критерии выбора поставщиков
2. Анализ поставщиков на примере ООО «Акватон»
2.1. Общая характеристика ООО «Акватон»
2.2. Оценка выбора поставщика продукции, исходя из определенных условий предоплаты и кредита
Заключение
Список литературы
Введение
Логистика присутствует почти во всех
сферах экономической деятельности. При переходе к интенсивному пути
развития и радикальным мерам по перестройке хозяйственного механизма
в нашей стране значение логистики многократно возрастает.
В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран
произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали
использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они
базируются на концепции логистики.
На многих предприятиях существуют проблемы с
ритмичностью работы производства, в первую очередь зависящей от
стабильности поставок товаров, сырья и материалов. Поскольку
предприятие, испытывающее постоянные затруднения в поставках
необходимых товаров для продажи или материалов для производства
продукции не может быть конкурентоспособным, актуальность темы
курсовой работы не вызывает сомнения.
Целью курсовой работы является
исследование критериев и методов оптимального выбора поставщиков.
Объектом курсовой работы являются технологии управления материальным
снабжением предприятия, а объектом процесс выбора поставщика на
примере ООО «Акватон».
В соответствие с поставленной целью в курсовой работе
решаются следующие задачи:
- исследовать основные элементы закупочной работы
предприятия;
- проанализировать критерии выбора поставщиков;
- исследовать особенности деятельности предприятия ООО
«Акватон»;
- провести оценку выбора поставщика продукции, исходя из
различных условий предоплаты и кредита.
1. Закупочная деятельность и критерии выбора поставщика
1.1. Основные элементы закупочной работы предприятия
Одной из основных коммерческих функций
является закупка товаров для их последующей реализации. Правильно
организованная закупочная работа не только способствует
удовлетворения потребительского спроса, но и позволяет уменьшить
вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта
товаров.
Для решения этих задач работа по оптовым закупкам
товаров должна включать в себя следующие операции:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса;
- определение потребности в товарах;
- выявление источников поступления товаров и выбор
поставщиков;
- установление хозяйственных связей с поставщиками;
- контроль над исполнением договоров.
Принятие коммерческих решений по оптовым закупкам
товаров невозможно без изучения и прогнозирования покупательского
спроса.
Следующим элементом работы по закупке
товаров является выявление источников их поступления и выбор
поставщиков.
При выборе поставщиков-изготовителей важную роль играет
не только то, какие товары они производят и продают в настоящее
время, но и их возможности по усовершенствованию, а также выпуску
новых товаров.
Чтобы закупать товары, которые не производят местные
предприятия, коммерческим работникам необходимо постоянно
анализировать рекламные объявления, в том числе и
поставщиков-посредников, с предложениями оптовой продажи товаров.
К важнейшим элементам закупочной работы относится
установление хозяйственных связей с поставщиками товаров.
Под хозяйственными связями понимают складывающиеся между
покупателями и поставщиками товаров экономические, организационные,
коммерческие, финансовые, правовые и другие отношения.
1.2. Критерии выбора поставщиков
Организация и анализ материально –
технического снабжения на фирме призваны не только обеспечить
бесперебойность, ритмичность и качество поставок, но и их
эффективность, выражающуюся в нахождении таких поставщиков, форм и
методов снабжения, которые обеспечили бы минимальные совокупные
затраты на приобретение и доставку материальных ресурсов.
Выбор поставщика начинают с оценки конъюнктуры рынка,
т.е. изучения основных поставщиков и цен на поставку материальных
ресурсов с учётом транспортно-заготовительных расходов. На основе
такого анализа оценивают обоснованность выбранной стратегии
организации материально- технического снабжения.
Для того чтобы выбрать поставщика необходимо получить и
оценить их предложения. Наиболее распространенными и эффективными
являются следующие способы отбора поставщиков:
- конкурсные;
- письменные переговоры между поставщиком и
потребителем.
Конкурсные торги (тендеры) - наиболее распространенная
форма поиска потенциальных поставщиков. Их проводят если
предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму.
Эти торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик
получает точное представление об условиях работы с потребителем, а
потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара
и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика. В проведение
тендера включает следующие этапы:
1. реклама
2. разработка тендерной документации
3. публикация документации
4. приемка и вскрытие тендерных предложений
5. оценка этих предложений
6. подтверждение квалификации участников торгов
7. предложение и присуждение контрактов
Тендеры можно классифицировать по следующим признакам:
По форме организации: существуют два
вида тендеров — это открытые конкурсы и закрытые конкурсы.
По заказчику: конкурсы, которые проводят государственные
структуры и коммерческие организации.
По источникам финансирования: здесь существует
разделение на три вида — это проекты, финансируемые за счет
привлечения иностранных инвестиций; тендеры, проводимые с
использованием бюджетных средств, и частные (проводимые отдельными
предприятиями) конкурсы, обеспечиваемые собственными коммерческими
средствами предприятия.
По географии — это конкурсы, проводимые
российскими предприятиями и компаниями стран СНГ.
И, наконец, по предмету выбора: тендеры на поставку
оборудования или программного обеспечения, конкурсы, объявляемые на
те или иные услуги, смешанные конкурсы, проводимые с целью выбора
поставщика комплексного решения.
На сегодняшний момент преобладают именно открытые
конкурсы. К ним относятся все тендеры, проводимые государственными
структурами. В последнее время тенденция проведения открытых
конкурсов стала преобладать и в крупных коммерческих структурах, что,
очевидно, дает определенные преимущества. У заказчика появляется
значительно больший выбор предложений, такие конкурсы обеспечивают
большую прозрачность, а также являются более объективными и
структурированными с точки зрения сформулированных задач и критериев
выбора.
Другой вариант получения предложения
от поставщика может быть письменные переговоры между поставщиком и
потребителем. В процессе этих переговоров потребитель получает
официальное предложение на поставку товаров на поставку товаров от
поставщика, это может быть организовано двумя способами:
1. когда инициатива вступления в переговоры исходит от
продавца товара, он рассылает покупателям своей продукции
предложения (оферта).
Оферты могут быть твердыми и свободными.
Твердая оферта - направляется только
одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение
которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа
равноценно отказу.
Свободная оферта - не включает в себя никаких
обязательств продавца по отношению к покупателю, она может
высылаться кому угодно.
2. инициатива вступления в переговоры
исходит от покупателя, он рассылает поставщикам письмо или запрос,
главной целью которого получить оферту. В запросе указываются все
реквизиты поставщика, кроме цены, которая указывается в ответном
предложении.
Правильность выбора поставщика может быть оценена, как
правило, в два этапа. На первом анализируют правильность отбора
потенциальных поставщиков по общим критериям.
В настоящее время на первый план
выходит такой критерий, как надежность поставщика. Остановимся на
базовых признаках, наличие которых характеризует компанию-поставщика
как надежного партнера.
В первую очередь стоит обратить
внимание на деловую репутацию и период времени существования компании
на рынке. С этой точки зрения характерным показателем является
наличие у поставщика серьезных партнеров: производителей,
гарантирующих стабильно высокое качество своей продукции. Наличие
широкого ассортимента, развитая региональная сеть, полный спектр
сервисных услуг, гибкий подход к клиенту, демократичная ценовая
политика – все это также должно присутствовать у поставщика,
которому можно доверить снабжение своего производства.
Немаловажным аспектом является комплексный подход
поставщика к обеспечению своих клиентов. Большим плюсом является
возможность закупать все необходимое в одном месте, с неизменной
гарантией качества и стабильности поставок. Таким образом, надежность
поставщика является комплексным критерием, который включает оценку по
следующим показателям:
Критерии
отбора потенциальных поставщиков |
|
|
Цена с
транспортно-заготовительными расходами |
|
|
|
|
Качество и
комплектность поставок |
|
|
|
|
Производственная
мощность |
|
|
|
|
Удалённость |
|
|
|
|
Вид оплаты |
|
|
|
|
Упаковка |
|
|
Рис. 1. Критерии
отбора потенциальных поставщиков
На втором производят окончательный
отбор по частным специфическим критериям, которыми могут, например,
быть:
- финансовые условия и оговорки (например, кредит
поставщика);
- время и периодичность поставок;
- риск забастовок у поставщика;
- наличие складов и т.д.
Необходимо отметить, что среди вышеперечисленных
критериев, как правило, основными являются следующие два:
- стоимость приобретения товаров или услуг;
- качество обслуживания;
Стоимость приобретения включает в себя: цену продукции
и не имеющую денежного выражения прочую стоимость (изменение имиджа
организации, перспективы роста и развития и т.п.)
Качество обслуживания включает: качество продукции или
услуги и надежность обслуживания. Под надежностью понимается, и
гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в
течение заданного промежутка времени и вне зависимости от
возникнувших недопоставок, нарушение сроков поставок и т.п.
Эффективность управления поставками компании во многом
зависит от тех отношений предприятия, которые складываются с
поставщиками. В настоящее время, компании в основном стараются
руководствоваться девизом: "клиент всегда прав". В связи с
этим, многие фирмы-потребители используют все возможные методы
давления на своих поставщиков с целью снижения цены и повышения
качества обслуживания. В месте с тем, взаимосвязь цены и качества,
как правило, определяется следующей зависимостью: чем выше качество,
тем выше цены и наоборот.
На мой взгляд, при выборе поставщика в большей степени
необходимо акцентировать внимание на доминировании фактора
стабильности поставок над ценовыми и прочими факторами, которые
нередко выводятся руководителями на первый план. Зачастую они не
имеют представления о том, как на практике работает малоизвестный
поставщик, обещающий на первый взгляд действительно низкие цены и
бесперебойные поставки. Ведь пообещать – не всегда означает
сделать, особенно в условиях современного российского рынка.
Для того чтобы система "точно в срок", которая
обеспечивает компаниям существенную экономию операционных расходов,
работала эффективно, необходимо отдавать приоритеты не ценам, а
качеству и скорости поставок. При этом снижения цен целесообразно
добиваться не давлением на поставщиков, а за счет их экономической
стимуляции. Для того чтобы заинтересовать поставщиков в снижении цен
не за счет качества обслуживания, необходимо максимизировать размеры
заказов и увеличивать сроки сотрудничества.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целях экономии
денежных средств, увеличения скорости работы с поставщиками и
улучшения качества, последние должны рассматриваться не как
конкуренты или соперники, а как стратегические партнеры. В литературе
по логистике упоминается правило, которое гласит, что наибольшую
экономию расходов по снабжению способно принести наименьшее
количество поставщиков.
На заключительном этапе анализируют качество заключённых
договоров и их выполнение по видам ресурсов (или поставщикам).
На основании представленных ниже данных рассчитывают
показатели:
1. Коэффициент удовлетворения заявок (К1):
2. Коэффициент выполнения договоров (К2):
3. Коэффициент качества поставок (К3):
4. Свободный коэффициент организации внешних поставок
(К4):
Взаимосвязь К4
с частными показателями (К1;
К2 и
К3) представлена
зависимостью:
К4
= К1
* К2
* К3
В процессе анализа выявляют основные виды ресурсов, в
поставке которых фирма испытывает определённые трудности, а также
поставщиков, не выполняющих принятые и зафиксированные в договорах
обязательства поставки ресурсов и не желательных для сотрудничества в
будущем.
Кроме того, данный анализ предоставляет хороший материал
для оценки эффективности работы служб материально-технического
снабжения и их отдельных работников. При этом целесообразно дополнять
его показателями, характеризующими долю простоев в производстве по
виду служб материально-технического снабжения. Результаты анализа
позволяют инкриминировать конкретным службам и исполнителям возникшие
по их вине вынужденные простои и разработать систему их
ответственности и мотивации к труду.
2. Анализ поставщиков на примере ООО «Акватон»
2.1. Общая характеристика ООО «Акватон»
Общество с ограниченной
ответственностью ООО «Акватон» работает с 2000 года.
Основными направлениями деятельности предприятия является
производство и реализация мебели для офисов, парикмахерских, салонов
красоты. Уставный фонд предприятия составляет 800 тыс. руб. Общество
осуществляет свою деятельность в соответствие Гражданским кодексом,
Федеральным законом «Об обществах с ограниченной
ответственностью» и Уставом предприятия.
Согласно Уставу предприятия Основными целями Общества
являются наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей
предприятий и граждан в продукции, работах, услугах, производимых
Обществом и получение в результате своей деятельности прибыли.
Миссия предприятия - индивидуальный подход к каждому
заказу и внимательное отношение к каждому клиенту.
Главные принципы, на которых строится деятельность ООО
«Акватон»:
- профессионализм
- открытость к сотрудничеству
- постоянный поиск максимально эффективных решений
- стремление к развитию
- ответственность за свои действия
Организационная структура предприятия представлена на
рис. 2.1.
На данном предприятии функции по работе с поставщиками
возложены на коммерческий отдел. Специалисты коммерческого отдела
проводят анализ условий поставщиков, исследуют оптимальные варианты
поставки продукции поставщиками, заключают договора на поставку
продукции.
Основные показатели деятельности ООО «Акватон»
за 2004-2005 гг. представим в табл. 1
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности
ООО «Акватон» за 2004-2005 гг.