RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Административно-правовой статус иностранных граждан

2004 г.

Год написания: 2004 г.

Курсовая работа на тему:

Административно-правовой статус иностранных граждан


Содержание

Введение

Одним из основных положений Конституции России1 является положение о том, что Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с действующими международно-правовыми актами, государство в своей законодательной и правоприменительной практике должно гарантировать соблюдение прав и свобод граждан.

Данный подход необходимо распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан приобретает для России все большую актуальность.

Основными актами, устанавливающими правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации (ст. 62, 63), Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 июня, 11 ноября 2003 г.)2, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)3, международные нормативные акты.

Данная работа посвящена исследованию правового института административно-правового статуса иностранных граждан в РФ.

Объектом данного исследования является административно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации.

В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи: исследуется правовой статус иностранных граждан, ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, административная ответственность иностранных граждан в Российской Федерации, в заключении - подводятся итоги по проделанной работе, предлагаются пути решения выявленных проблем.

При написании работы использованы тексты нормативных актов и комментарии к ним, учебная и монографическая литература.


Глава 1. Правовой статус иностранных граждан

1.1 Иностранные граждане как субъекты административного права России

Власть Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в Российской Федерации постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством Российской Федерации и заключаемыми Российской Федерацией международными договорами4.

Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории Российской Федерации, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Иностранные граждане не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством Российской Федерации.

Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из международных договоров, административное законодательство Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан Российской Федерации.

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане пользуются правами:

на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц;

на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд;

на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование;

на свободу совести и т.д.

Но в отличие от граждан Российской Федерации, для иностранных граждан установлены ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью к другому государству. Например:

они не пользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти;

они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме);

не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданам Российской Федерации.

При соблюдении установленных правил проживания в Российской Федерации иностранные граждане имеют право передвижения по территории Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан Российской Федерации. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они несут установленные обязанности перед Российской Федерацией. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию Российской Федерации, традиции и обычаи народов России.

За нарушение правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с Закона 2002 года о правовом положении иностранных граждан в РФ.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также СССР. В частности, они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашей страны5.

Из общего законодательства, определяющего статус иностранных граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Они пользуются большей свободой на пересечение границ Российской Федерации в виду их «прозрачности» и др. Эти изъятия устанавливаются соглашениями между государствами — участниками СНГ.

1.2 Принципы регулирования административно-правового статуса иностранных граждан.

Традиционным принципом российского законодательства закреплен принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства6.

Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и российские граждане, если иное не установлено федеральным законом. Законом установлены определенные ограничения свободы передвижения иностранных граждан по территории Российской Федерации, установлены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Закон определяет отношение иностранных граждан к государственной и муниципальной службе, к отдельным видам деятельности, а также к военной службе.

Принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового статуса иностранных граждан подразумевает, что иностранные граждане:

имеют право на судебную защиту своих прав;

имеют право быть субъектами предпринимательской деятельности, что на них налагает определенные обязанности в сфере административного права;

· равны наряду с другими категориями лиц перед законом и судом, т.е. они наравне со всеми привлекаются к административной ответственности и другим видам ответственности.

Исключения для иностранных граждан подразумевают, что они:

не могут быть субъектами административной деятельности, т.е. они не могут быть наделены полномочиями в сфере административной юрисдикции как должностные лица органов исполнительной власти;

при заключении трудового договора в отношении них должна быть соблюдена соответствующая процедура;

они обязаны соблюдать правила регистрации иностранных граждан в Федеральной миграционной службе и др7.


Глава 2 Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Основным документом, определяющим статус иностранцев на территории Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации, где в части 3 ст.62 говорится о том, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 31 Конституции не предусматривает право иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации.

В силу ст. 32 иностранные граждане не имеют права:

участвовать в управлении делами государства;

участвовать в референдумах, выборах;

избираться в органы государственной власти и самоуправления;

состоять на государственной службе;

участвовать в осуществлении правосудия.

Иностранные граждане не могут направлять обращения в органы государственного и местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Согласно ст. 36 Конституции, иностранные граждане не вправе иметь в частной собственности землю.

На граждан иностранного государства, согласно ст. 59 Конституции, не распространяется обязанность несения воинской службы, а также нормы ст. 61 и 62 Конституции относительно высылки за пределы Российской Федерации и получения двойного гражданства.

В последнее время в Российской Федерации остро встала проблема нелегальной иммиграции.

На сегодняшний день эта проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что Россия становится с каждым днём все привлекательнее для эмигрантов, а это в свою очередь создает проблемы, в первую очередь финансовые.

Это связано с тем, что основная масса иммигрантов направляется в Россию с целью заработков. Как правило – это граждане из республик бывшего СССР. Работодатели таких иммигрантов с удовольствием принимают, т.к. оплата их труда составляет гораздо меньший размер, чем за такую же работу необходимо платить гражданам России. При этом, как правило, иностранные работники работают без заключения трудового договора, что соответственно влечет уклонение работодателя от уплаты целого ряда налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) и принятые в соответствии с ним подзаконные акты существенным образом изменили правовое регулирование ведения иностранцами трудовой деятельности в Российской Федерации.

Закон № 115-ФЗ в п.1 ст.13 указывает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Закон № 115-ФЗ устанавливает три различных статуса для иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание.

Иными словами, ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме - не дольше девяноста суток. Срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного органа. В случае же заключения таким иностранцем трудового договора или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию Российской Федерации. Причем для такого продления необходимо соответствующее решение территориального органа внутренних дел и отметка в миграционной карте.

В отношении разрешения для работодателя сохранен старый порядок, установленный Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146: как правило, оно выдается на срок до одного года, но может быть продлено еще на год по мотивированной просьбе работодателя. В этом случае необходимо заплатить государственную пошлину. Срок действия разрешения для работника не установлен ни постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам разрешения на работу»8 и утвержденным им Положением о выдаче этих разрешений, ни все еще действующим старым Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146, но он никак не бессрочный.

До июля 2003 года норма об ответственности за нарушение порядка трудоустройства иностранцев на федеральном уровне фактически отсутствовала. Субъекты Российской Федерации устанавливали ответственность самостоятельно. В настоящее время ответственность за нарушение порядка привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации устанавливается ст.18.10 КоАП РФ9: за нарушение вышеуказанного порядка организации наказываются штрафом от 10 до 20 МРОТ, работник - от 10 до 15 МРОТ10 с административным выдворением с территории Российской Федерации или без такового. Один из самых острых спорных моментов привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации - необходимость прохождения разрешительного порядка, предусмотренного Законом № 115-ФЗ, для сотрудников представительств иностранных организаций, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совмина СССР от 30.11.1989 № 107411, сотрудники таких представительств должны пройти процедуру аккредитации, получение еще каких-либо разрешений не предусматривается.

Глава 3. Административная ответственность иностранных граждан в Российской Федерации

Как уже было отмечено выше, в отношении иностранных граждан действует национальный режим, т.е. на них распространяется действие практически всех нормативных актов Российской Федерации. Соответственно, иностранные граждане подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Однако существуют составы административных правонарушений, субъектом которых может быть только иностранец. В данной главе будут рассмотрены именно эти составы правонарушений.

Статья 18.8 КоАП РФ ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации.

Объектом правонарушения является режим пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства.

Объективную сторону правонарушения образуют следующие нарушения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства:

несоблюдение установленного порядка регистрации, передвижения, выбора места жительства;

уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания;

несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ.

Субъектами правонарушения выступают иностранные граждане или лица без гражданства.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Статья 18.12 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания

Объектом правонарушения является порядок проживания беженцев и вынужденных переселенцев. Нас, в данном случае, как субъекты данного правонарушения интересуют только беженцы.

В соответствии со ст.8 Закона о беженцах беженец, в частности, обязан:

сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ;

сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ;

сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Постановка на учет лица, признанного беженцем, в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе является основанием для регистрации данного лица и членов его семьи в органе внутренних дел по новому месту пребывания.

Объективная сторона правонарушения характеризуется следующими противоправными деяниями, совершенными беженцем:

неисполнение при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, к которому он прикреплен; неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по новому месту пребывания или месту жительства;

несообщение в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства РФ или гражданства (подданства) иного государства.

Субъектами данного правонарушения являются как беженцы, так и вынужденные переселенцы.

В соответствии со ст.1 Закона о беженцах под беженцем понимается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Поскольку далеко не все люди посещают нашу страну с миролюбивыми целями, к «нарушителям спокойствия» применяется такое административное наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях; далее - КоАП РФ). По информации паспортно-визового управления ГУВД г. Москвы, только из столицы в 2002 году было депортировано 7886 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них 611 человек выдворено под конвоем. При этом чаще всего высылке за пределы страны подвергаются граждане Вьетнама: в 2002 году из Москвы было выдворено 1600 человек, из них 285 - под конвоем. На втором месте - граждане Китая (соответственно 311 и 76 человек). В целом преступления, совершаемые иностранными гражданами, составляют небольшую долю от общего числа преступлений: согласно официальным статистическим данным - примерно 1%. Однако опасность таких преступлений заключается в том, что они имеют стойкую тенденцию к росту; кроме того, преступления и административные правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства, приобретают все более радикальные формы12. В связи с этим возникает необходимость в правовых механизмах, которые определяли бы процедуру выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих правопорядок в нашей стране.

Такое административное наказание в перспективе будет применяться достаточно часто. Как упоминалось выше, права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»13 и от 11.10.2002 № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение», Федеральный закон от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2003)14, в ст. 21 которого закреплено положение о том, что право на поступление на государственную службу имеют граждане Российской Федерации.

Тем не менее, иностранные граждане полностью в правах и обязанностях с гражданами России не уравниваются, в связи с чем объем их прав и обязанностей несколько меньше. Непредоставление иностранным гражданам ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны. То же самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства. Их (обязанности) можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести те, которые полностью совпадают с обязанностями граждан России. Вторую группу составляют обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан (причем за невыполнение некоторых из них и предусмотрено выдворение за пределы страны). Обязанностей второй группы немного, и направлены они прежде всего на предупреждение и пресечение неконтролируемых миграционных процессов.

Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»15 (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан). По своей сути депортация ничем не отличается от административного выдворения: и в том, и в другом случае иностранный гражданин высылается из страны. Обе меры применяются в судебном порядке. Отличие состоит в том, что административное выдворение - мера административного наказания, а депортация не является таковой (поскольку данная мера принуждения не закреплена в ст. 3.2 КоАП РФ) - это мера административного предупреждения или административного пресечения, применяемая исключительно к иностранным гражданам в случае возникновения оснований, предусмотренных в статьях 7 и 8 Закона о правовом положении иностранных граждан.

Иностранные граждане в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на них обязанностей несут юридическую ответственность в соответствии с российским законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 1.4 КоАП РФ физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств. К иностранным гражданам применяются те же административные наказания и в дополнение - административное выдворение за пределы Российской Федерации за предусмотренные КоАП РФ нарушения режима Государственной границы РФ (ст. 18.1), режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 18.4), режима пребывания в стране (ст. 18.8), правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 18.10), иммиграционных правил (ст. 18.11).

В отечественной юридической литературе вопросу административного выдворения иностранных граждан не уделено должного внимания, в связи с чем на протяжении ряда лет оставался дискуссионным вопрос о правовой природе данной меры16. Анализируя проблему, необходимо отметить, что это прежде всего административное наказание (п. 7 ст. 3.2 КоАП РФ). А целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Что же такое «административное выдворение» и каков порядок его применения? В действующих международно-правовых актах употребляется понятие «высылка иностранных граждан» как наиболее общее. Зафиксировано оно и в Международном пакте от 16.12.66 «О гражданских и политических правах». В ст. 13 этого документа отмечается, что иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на предоставление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами.

В современном законодательстве ряда зарубежных государств (США, Германии, Франции, Швеции, Финляндии и др.) различные формы удаления из страны пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших различного рода правонарушения, определяются такими терминами: выселение (имеется в виду переселение в другой регион страны), высылка, выдворение, изгнание, принудительная высылка. Термин «высылка» использовался в нашей стране до 1917 года. В законодательстве царской России различались высылка в административном порядке и высылка по судебным приговорам. В советской учебной и научной литературе использовалось понятие «высылка за пределы СССР»17.

Согласно ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы страны или в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан из Российской Федерации. Данное административное наказание в соответствии с п. 2 ст. 3.3 КоАП РФ может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания к иностранному гражданину.

Административное выдворение иностранных граждан не является односложным актом. Данное наказание назначается судьей районного суда. Как показывает практика, перед рассмотрением дела и назначением данного наказания к иностранному гражданину могут быть применены иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание и др.). Про административное задержание следует сказать подробнее.

Согласно ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать трех часов. Посягающее на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории нашей страны лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае необходимости (для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения) может быть подвергнуто административному задержанию на срок не больше 48 часов. Согласно ст. 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Ссылаясь на это положение, в 1998 году лицо без гражданства Яхья Дашти Гафур, обратившись с жалобой в Конституционный Суд РФ, отстоял конституционное право на свободу и личную неприкосновенность, и положения части второй ст. 31 Закона СССР от 24.06.81 № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» были признаны несоответствующими Конституции РФ18.

В силу ч. 2 ст. 22 Конституции РФ иностранный гражданин, пребывающие на территории страны, в случае выдворения из нее в принудительном порядке могут быть до судебного решения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для выдворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено. Такое судебное решение призвано гарантировать лицу защиту не только от произвольного продления срока задержания, но и от неправомерного задержания как такового, поскольку суд в любом случае оценивает законность и обоснованность задержания. Еще одной гарантией соблюдения требований закона при применении административного выдворения является то обстоятельство, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы России иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (п. 3 ст. 25.1 КоАП РФ).

Постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан исполняются органами и войсками пограничной службы (при совершении административных правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 18.1 и п. 2 ст. 18.4 КоАП РФ) и органами внутренних дел (при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8, п. 2 ст. 18.10 и ст. 18.11 КоАП РФ).


Заключение

В работе рассмотрены административно-правовой статус иностранных граждан.

Традиционным принципом российского законодательства закреплен принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Законодательством определяется отношение иностранных граждан к государственной и муниципальной службе, к отдельным видам деятельности, а также к военной службе. Предусматривается разделение всех иностранцев на следующие категории: временно пребывающие; временно проживающие; постоянно проживающие.

Практически каждый иностранный гражданин, пересекающий границу Российской Федерации, должен заполнить миграционную карту. Это документ, содержащий основные сведения о въезжающем. А также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в России, если он более 90 суток, определяется сроком действия выданной ему визы.

Иностранные граждане подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Однако существуют составы административных правонарушений, субъектом которых может быть только иностранец, например, КоАП РФ предусмотрены такие виды правонарушений как статья 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации», статья 18.12 КоАП РФ «Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания»

В заключении можно сделать вывод, что правовое регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в законодательстве Российской Федерации осуществляемое на основе норм Конституции РФ, федеральных законов полностью соответствует стандартам международного права и обеспечивает надежную защиту прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.



Список использованной литературы

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 9.05.2004 г.). // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

  3. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г.). // «Российской газете» от 22 августа 1996 г.

  4. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г.). // «Российская газета» от 3 июля 1997 г.

  5. Федеральный закон от 9 мая 2004 г. № 37-ФЗ «О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

  6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 июня, 11 ноября 2003 г.). // «Российская газета» от 31 июля 2002 г.

  7. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу». // «Российская газета» от 16 октября 2002 г.

  8. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение». // «Российская газета» от 16 октября 2002 г.

  9. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» // «Российская газета» от 9 января 2003 г.

  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.98 № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура». // «Российская газета» от 3 марта 1998 г.

Специальная литература

  1. Абрамова О.В. Иностранные граждане трудятся в России // Право и экономика в Европе и Азии. - М.; Юрид. Дом «Юстицинформ», 1997. - № 1 - 2. - с.53-55

  2. Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.; Зерцало-М, 2003. - 592 с.

  3. Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования // Юрист. - М.; Юрист, 2000. - № 2. - с.2-5.

  4. Викторов И.С. О правовом регулировании и состоянии законности в сфере труда иностранных граждан // Трудовое право. - М.; Интел-Синтез, 2003. - № 9. - с.23-29

  5. Дубровский Д.С. Высылка иностранных граждан за пределы Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. - М.; Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003. - с.90-93.

  6. Зименкова О., Петросян М. Правовое положение иностранных граждан - в законе РФ // Российский бюллетень по правам человека. - М.; Изд-во Ин-та прав человека, 2002. - Вып. 16. - с.42-48

  7. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства // Юрист. 2000. № 9. С. 47-51.

  8. Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. - М.; Наука, 2001. - № 6. - с.25-34

  9. Минкина Н.И. Новеллы в законодательстве о труде иностранных граждан в России // Трудовое право. - М.; Интел-Синтез, 2003. - № 5. - с.8-9.

  10. Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в РФ / Авакьян С.А., Гуров А.И., Иванеев А.И. и др.. - М.; Изд-во Рос. юрид. издат. дом, 1995. - 266 с.

  11. Степенко В.Е. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания в РФ // Закон и право. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - № 11. - с.41-43.

  12. Правовое положение иностранных граждан в России: Сборник нормативных актов / Дозорцев В.А., Маковский А.Л., Хлестова И.О.. - М.; БЕК, 1996. - 265 с.

  13. Процессуальные особенности в административной ответственности в России: Монография / Васильев Ф.П.. - М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 592 с.

  14. Российское административное право: Учебник / Адушкин Ю.С., Багишаев З.А., Манохин В.М.. - М.; Юристъ, 1996. - 472 с.

  15. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / Авакьян С.А.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. - 643 с.

  16. Сойфер В.Г. Правовые вопросы труда иностранных граждан // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2003. - № 11. - с.49-52

  17. Тюрин В.А. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации по новому Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Следователь: Федеральное издание. - М., 2003. - № 4. - с.50-53.

  18. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Современное право. - М.; Новый Индекс, 2003. - № 6. - с.2-5.

  19. Шурухнова Д.Н. Соотношение между административным выдворением иностранных граждан и лиц без гражданства и депортацией // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. - М.; Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003. - с.82

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 июня, 11 ноября 2003 г.). // «Российская газета» от 31 июля 2002г.

3 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г.). // «Российская газета» от 22 августа 1996 г.

4 Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / Авакьян С.А.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. С 142.

5 Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.; Зерцало-М, 2003. С 347.

6 Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. - М.; Наука, 2001. - № 6. - с.25-34

7 Тюрин А.Н. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Вестник молодых ученых ПГПУ им. В.Г. Белинского: Сборник научных статей студентов, аспирантов. - Пенза; Изд-во Пенз. ун-та, 2003. - № 2. - с.205-210

8 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» // «Российская газета» от 9 января 2003 г.

9 «КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 9.05.2004). // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

10 В соответствии с изменениями согласно Федерального закона от 9 мая 2004 г. № 37-ФЗ «О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Российская газета от 9 мая 2004 г.

11 Постановление СМ СССР от 30 ноября 1989 г. № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций» (с изм. и доп. от 10 августа 1990 г., 19 января и 11 июля 1991 г.) // СП СССР, 1989 г., № 1, ст. 8

12 Харламова Ю.Н. Ответственность иностранных граждан по российскому уголовному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 3.

13 Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу». // «Российская газета» от 16 октября 2002 г.

14 Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение». // «Российская газета» от 16 октября 2002 г.

15 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 июня, 11 ноября 2003 г.). // «Российская газета» от 31 июля 2002г.

16 Куракин А.В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства // Юрист. 2000. № 9. С. 47.

17 Яворский В.Д. Правовое положение иностранцев в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. К., 1977. С. 22.

18 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.98 № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура». // «Российская газета» от 3 марта 1998 г.



спрэд-модель построения денежных потоков коммерческого банка



Похожие работы на тему "Административно-правовой статус иностранных граждан":

  1. Принцип диспозитивности в гражданском процессе
  2. Представительство в суде
  3. Правила участия представителей в судебном заседании
  4. Договор купли-продажи недвижимости
  5. Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании


© 2002 - 2017 RefMag.ru