RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Административное правонарушение

2004 г.

Похожие работы на тему "Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав":

Другие работы:

Год написания: 2004 г.

Реферат по дисциплине «Административное право»

На тему


«Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав»


Москва, 2004


Содержание


Введение

Административное правонарушение - противоправное виновное действие (или бездействие), нарушающее установленные полномочными органами государства правила, охраняющие интересы государства, общественных организаций и граждан, нормальную работу органов государства и общественных организаций, общественный порядок, государственную и общественную безопасность и т. д. и влекущее административную ответственность.

Административная ответственность, ответственность гражданина или должностного лица перед государством (в лице полномочного административного органа) за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. При административной ответственности обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между административным органом, налагающим взыскание, и лицом, нарушившим правовую норму. Этим административная ответственность отличается от ответственности дисциплинарной.

Административное правонарушение отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности. Совершение административного правонарушения служит основанием для применения мер общественного или административного воздействия. Противоправность административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное правом, или не совершает того, что предписано правом, причём совершает умышленно или по неосторожности, т. е. при наличии вины; противоправное действие (бездействие) должно находиться в причинной связи с наступившими вредными последствиями. Причинная связь, в праве связь между поведением, действиями (или бездействием) того или иного лица и их результатом.

Т. о., противоправность, виновность и причинная связь действия с наступившими вредными последствиями и образуют административное правонарушение


Понятие административного правонарушения, его признаки и юридический состав

Понятие административного правонарушения дано в ст. 2.1. «Административное правонарушение» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Из определения следует, что административные правонарушения посягают на следующие оъекты:

- государственный или общественный порядок;

- собственность;

- права и свободы граждан;

- установленный порядок управления.

Кроме того административные правонарушения посягают на:

- здоровье населения;

- безопасность дорожного движения;

- установленные правила торговли и т. д.

Любое административное правонарушение имеет определенные признаки:

1. Общественная опасность (антиобщественность).

Это вред, ущерб, причиненный противоправным деянием. Ущерб может быть как моральный, так и материальный. Именно по степени общественной опасности правонарушение отличается от преступления. (В качестве примера можно привести “Хулиганство”. По УК хулиганство должно сопровождаться насилием, угрозой применения насилия, или причинением материального ущерба, по КоАП мелкое хулиганство - это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и иные подобные действия, т.е. мелким хулиганством причиняется наименьший вред обществу и гражданам).

2. Противоправность.

Любое правонарушение нарушает какую либо норму права. В данном случае оно должно нарушать административно - правовую норму. Другими словами можно сказать, что противоправность заключается в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное правовой нормой, или не совершает действия, предписанного правовой нормой.

3. Виновность.

Особое внимание в действующем КоАП России уделяется доказыванию виновности и установлении вины субъектов административных правонарушений.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физичское лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Виновность - это психическое отношение лица к своему противоправному деянию. Все правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности. Нарушитель, совершая противоправное деяние, должен сознавать или предполагать, что поступает противоправно. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения. (Если, например, правонарушение совершает невменяемый, то он освобождается от административной ответственности).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений ТК России в связи с запросом арбитражного суда г. Санкт Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ АвтоВАЗ и Комбинат Североникель, обществ с ограниченной ответственностью Верность, Вита Плюс и Невско - балтийская транспортная компания, товарищества с ограниченной ответственностью Совместное российско - южноафриканское предприятие Эконт и гражданина А.Д. Чулкова указано, что организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не могут быть лишены возможности доказать, что административное правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Предоставленное субъекту таможенных правоотношений правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ним обязательств, с тем чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично - правовых обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в т.ч. с действиями (бездействием) контрагентов. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.

ГТК России в письме О доказывании вины юридических лиц от 21 января 2002 г. 01-06/2052 дополнительно разъясняет, что должностные лица обязаны предоставить привлекаемому к ответственности за административное правонарушение юридическому лицу возможность реализовать право должным образом подтвердить, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.

Если само лицо не представляет соответствующие доказательства, ему должно быть разъяснено наличие у него права предоставлять доказательства своей невиновности. При этом разъяснение содержания этого права и способа его реализации не должно облекаться в форму требования.

Понятие вины юридического лица определяется через три основные составляющие:

лицо должно выполнить установленную нормативными правовыми актами обязанность,

могло её выполнить,

но не выполнило обязанность.

4. Наказуемость.

Это ответная мера за совершенное правонарушение. Это неотвратимость, реальное реагирование государства на факт нарушения нормы права. Ответственность наступает только за то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. (Разрешено то, что не запрещено законом).

Отсутствие одного из перечисленных признаков правонарушения исключает и административную ответственность.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков правонарушения может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения виновного к ответственности. (Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16 летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действиях нет состава административного правонарушения, т.к., согласно административного законодательства, субъектом данного правонарушения может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения 16 летнего возраста).

Юридический состав административного правонарушения - это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние (действие или бездействие) как административное правонарушение.

В юридическом составе любого административного правонарушения имеются 4 основных элемента:

- объект

- объективная сторона

- субъект

- субъективная сторона

Рассмотрим эти элементы более подробнее.

1. Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты

Административное право различает три вида объектов:

- общий объект - это вся совокупность общественных отношений, возникающих в области исполнительно - распорядительной деятельности государства и охраняемых законом. Общий обьект один для всех правонарушений;

- родовой объект - это определенная группа общественных отношений, как правило закреплена в определенной главе административного Кодекса (например, в гл. 20. «Административные правонарушения, посягающие на

общественный порядок и общественную безопасность» КоАП РФ закреплены административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок);

- непосредственный объект - это то, на что конкретно посягает правонарушение. Например, при мелком хулиганстве непосредственным объектом может быть общественный порядок, честь и достоинство гражданина, а в определенных случаях, объектом может быть и собственность.

2. Объективная сторона. Это внешнее проявление противоправного действия. Объективная сторона может выражаться в действии или бездействии. Именно по объективной стороне квалифицируется то или иное правонарушение. Сотрудники ОВД должны хорошо знать объективную сторону административных правонарушений. Именно по объективной стороне сотрудник милиции определяет будет ли в действиях гражданина состав административного правонарушения, или в его действиях усматривается состав уголовного преступления, а может в его действиях ничего не усматривается. Объективная сторона правонарушения фиксируется в административном протоколе.

Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, его систематичности. Т.е. объективная сторона всегда имеет свои, факультативные признаки.

Все административные правонарушения, по объективной стороне, подразделяются на 2 вида:

- административные правонарушения с материальным составом;

- административные правонарушения с формальным составом.

Административные правонарушения с формальным составом - это такие правонарушения, ответственность за которые наступает независимо от того, возникли или нет вредные последствия противоправного деяния (Например, при мелком хулиганстве необязательно чтобы от нецензурной брани кому то из граждан стало плохо, правонарушение считается оконченным с момента его начала ).

Административные правонарушения с материальным составом - это такие правонарушения, ответственность за которые наступает только при наличии материального вреда после совершения деяния, и наличии причинной связи между деянием и последствием. (Например, мелкое хищение предусматривает противоправное действие, вредные последствия и причинную связь между действием и последствием, не будет хищения если этим хищением не причинен материальный ущерб).

3. Субъект административного правонарушения. Это физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Согласно ст. 2.3. «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность» КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 летнего возраста.

В административном законодательстве различают следующие виды субъектов административных правонарушений:

- общий субъект - это физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет и не перечисленное в Ст. 2.4. «Административная ответственность должностных лиц», Ст. 2.5. «Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов», Ст. 2.6. «Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц».

- специальный субъект - это такой субъект, который обладает определенной особенностью, возможностью. (например, должностное лицо. По ст. 12.31. «Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация» КоАП РФ привлекаются к административной ответственности только должностные лица).

- особый субъект - это военнослужащие, военнообязанные, призванные на военные сборы, а также лица рядового и начальствующего состава ОВД (ст. 2.5. «Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов» КоАП РФ). Данные лица несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам, за исключением:

- нарушения правил дорожного движения;

- нарушения охоты и рыбной ловли;

- нарушения таможенных правил;

- нарушения пограничного режима;

- незаконное перемещение через границу грузов (контрабанда).

За указанные правонарушения военнослужащие и сотрудники ОВД несут административную ответственность на общих основаниях. При этом к указанным субъектам не могут применяться следующие виды взыскания:

- исправительные работы;

- административный арест;

- штраф (только к военнослужащим срочной службы).

4. Субъективная сторона. Это внутреннее, психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям.

Субъективная сторона имеет ряд характерных признаков:

- вина. Административная ответственность наступает только за виновное действие или бездействие. Вина всегда выражается в форме умысла или неосторожности.

- мотив правонарушения - это побудительная причина противоправного деяния (корысть, месть, хулиганские побуждения и т. д.)

- цель правонарушения - это тот результат, к которому стремиться правонарушитель, совершая данное правонарушение.

Из всех перечисленных признаков субъективной стороны, вина является основным признаком. Рассмотрим его более подробнее.

Как уже было сказано, вина бывает умышленной и неосторожной. Ст. 2.2. «Формы вины» КоАП РФ дает понятие совершения административного правонарушения умышленно: «Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично».

Умысел подразделяется на:

- прямой (когда лицо сознает свое противоправное деяние, предвидит наступление опасного последствия и желает его). Например, мелкое хищение чужого имущества;

- косвенный (когда лицо сознает свое противоправное деяние, предвидит наступление опасного последствия и сознательно допускает его). Например совершение хулиганских действий.

Ст. 2.2. «Формы вины» КоАП РФ дает и понятие совершения административного правонарушения по неосторожности: «Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

Неосторожная вина, в свою очередь, подразделяется:

- небрежность (когда лицо не предвидело наступление опасных последствий, но должно было и могло их предвидеть). Например, выпуск на линию неисправного транспорта ст.12.31. «Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация» КоАП РФ).

- легкомыслие (когда лицо предвидело наступление опасных последствий, но самонадеянно рассчитывало, что они не наступят). Например, нарушение водителями правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба ст. 12.24 КоАП РФ.


Заключение

Административное правонарушение имеет место только при наличии определенных элементов, которые в свою очередь состоят из определенных признаков. Совокупность элементов и их признаков образуют юридический состав административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного элемента или признака правонарушения невозможно говорить и об административной ответственности правонарушителя.

Административное правонарушение (проступок) является виновное, противоправное деяние, за совершение которого правонарушитель отвечает и несет административную ответственность перед государством в лице должностных лиц и его представительных органов.


Литература

  1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

  3. А.П. Коренев “Административное право”. Учебник, М., 1986г.

  4. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов.”Административное право”. Учебник, 1996г.

  5. Д.Н. Бахрах “Административное право”. Учебник, 1996г.

  6. В.Н. Манохин, Ю.С. Адуликин, З.А. Багишаев “Российское административное право”. Учебник, 1996г.

  7. А.Б. Агапов “Федеральное административное право России”. Курс лекций, 1997г.

  8. Д.М. Овсянко “Административное право”. Учебное пособие, 1995г.

  9. В.А. Печеницин. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности ОВД. Хабаровская ВШМ, 1998г.

  10. Ю.А. Тихомиров “Курс административного права и процесса”. Учебник, 1998г.

  11. Л.В. Труханович “Административное право”. Пособие для подготовки к экзаменам (конспект лекций). М., 1998г.

  12. А.П. Коренев, Д.Ф. Богатов “Административное право”. Альбом схем. М., 1997г.

  13. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. – М.: "Издание Г-на Тихомирова М. Ю.", 2004.

  14. Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации. – М.: "Юрлитинформ", 2003.

  15. Котельникова Е.А. Административное право. – М.: "Феникс", 2003.



Принцип относится к принципам, обусловленным действием рыночной среды





© 2002 - 2017 RefMag.ru