RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Акцентуированные черты характера

2006 г.

Похожие работы на тему "Акцентуированные черты характера":

Другие работы:

Год написания: 2006 г.

Акцентуированные черты характера


Москва - 2006


Содержание


Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера, однако не рассматриваются вопросы взаимосвязи акцентуированных черт характера и мотивации к успеху, которая напрямую связана с удовлетворением потребностей человека.

Объектом исследования являются дети в возрасте от 9 до 12 лет. Предметом исследования является влияние акцентуированных черт характера на мотивацию к успеху.

Целью курсовой работы является проверка гипотезы о взаимосвязи черт характера и уровня мотивации к успеху. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- исследовать проблемы изучения особенностей характера в современной психологии;

- провести психологическое тестирование детей на предмет наличия акцентуированных черт характера;

- провести психологическое тестирование детей с целью выявления мотивации к успеху;

- сопоставить результаты тестов и сформулировать вывод о достоверности гипотезы.

Методика исследования включает:

1) Тест Леонгарда (Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005, с. 198.).

2) Тест Элерса (Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005, с. 626.).

3) Совокупность диалектических методов (частное – особенное, количество – качество, дедукция, индукция, система часть системы, положительное – отрицательное и др.).

4) Методы обобщения практического опыта (сопоставление, количественная оценка, анализ временных рядов и др.).

5) Методы обработки информации (редактирование, выделение главного и др.).

Научная новизна исследования заключается в установлении взаимосвязи между акцентуированными чертами характера и мотивацией к успеху. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в работе психолога.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе исследуются теоретические вопросы изучения особенностей характера в современной психологии, рассматриваются различные виды типологий акцентуаций характера в разных теориях. Во второй главе исследуется взаимосвязь акцентуированных черт характера и мотивации к успеху.


Глава 1 Проблема изучения особенностей характера в современной психологии

1.1. Определение и сущность характера

Характер — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности1.

В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных случаях. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семью, дружеские компании, трудовой или учебный коллектив и т.д.). Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, формированием определенной системы отношений человека к действительности и самому себе. Типические черты характера определяются типическими обстоятельствами жизненного пути человека в конкретных исторических условиях.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». Выражение «это характерно для него» означает, что определенные действия и поступки человека являются для него типичными, закономерными. Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение и взаимоотношения с другими людьми. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.

К характеру, однако, относятся не все устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения.

Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку: человек может быть выдающейся личностью с достаточно сложным или плохим характером. Черты личности принято подразделять на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют и поддерживают деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер относится к инструментальной сфере личности. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, следует иметь в виду, что между мотивационными и инструментальными сферами не существует четкой границы. Характер может проявляться и в выборе цели действия, однако когда цель определена, характер выступает больше как средство достижения цели, т.е. в своей инструментальной роли.

Таким образом, можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: можно добиваться разных целей, применяя одни и те же способы, и наоборот, достигать одну и ту же цель разными способами.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на формирование характера, определяя динамические особенности его возникновения, т.е. темперамент представляет собой динамическую сторону характера. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных характерологических черт.

Характер — прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки человека и во многом является результатом самовоспитания. Темперамент не односторонне и не окончательно определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам в определенных пределах преобразуется под влиянием свойств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле являются взаимообусловленными процессами. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте— со стороны динамических проявлений.

Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельности и общения. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт.

Структурность характера выражается также в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера одни являются основными, определяющими и ведущими, а другие — второстепенными, менее существенными. Основные, ведущие, черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обусловливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях.

В системе отношений выражается содержание характера, его индивидуальное своеобразие. Структура характерологических отношений складывается в основном из отношений человека к своему делу и труду, окружающим людям, а также к самому себе.

В отношении к своей деятельности, труду могут проявляться такие черты характера, как трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, чувство нового или консерватизм, энтузиазм или формальное отношение к труду.

В межличностных отношениях проявляются общительность или замкнутость человека, коллективизм или индивидуализм, вежливость или грубость, правдивость или лживость и т.д.

В отношении человека к самому себе для характера показательны высокая требовательность или самоуспокоенность, самокритичность или преувеличенное самомнение, скромность или высокомерие, чувство собственного достоинства или его недооценка.

Кроме того, выделяют черты характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека.

К познавательным чертам характера относят склад ума (теоретический или практический) и качества ума (аналитичность, критичность, гибкость и др.).

К эмоциональным чертам характера относят страстность, сентиментальность, а также черты, основанные на моральных чувствах: патриотизме, гуманности и др.

В волевых чертах характера (целеустремленности, выдержке, настойчивости, смелости и др.) находит выражение отношение к препятствиям. Волевые черты характера нельзя оценить, не учитывая направленности личности. Они ценны только при условии морально воспитанной воли, направленной на достижение социально полезных целей. Волевые черты иногда называют «хребтом» характера и в зависимости от их развития относят характер к сильному или слабому типу. Сильный характер у того человека, который всегда поступает сообразно своим убеждениям, последовательно ведет себя в различных, в том числе и трудных, условиях, проявляет настойчивость в достижении поставленных целей. Слабость характера проявляется в непоследовательности поведения, в расхождениях между словами и делами, в боязни трудностей.

Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. При неустойчивом характере взгляды, убеждения и отношения быстро меняются.

Системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях присуще качество цельности, в других — противоречивости. Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, поступки согласуются между собой, соответствуют его убеждениям. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы. Человек с противоречивым (дисгармоничным) характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, стремлений, желаний и поступков.

Характер — очень сложное образование. В реальной жизни в характерах людей наблюдается множество оттенков, переходов между различными полярными особенностями свойств характера, чем объясняется бесконечное разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.

1.2. Понятие акцентуации характера и его сущность

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Крамером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни Э. Фрюлин, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых. (К. Леонгард2).

Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда (1968 г.) «акцентуированная личность». Леонгардом разработана концепция акцентуированной личности. Выделяются отдельные черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств.

Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» (А.Е. Личко, 1977 г.). Рассматривать «акцентуацию характера» так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности мировоззрения.

Отличиями между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933 г.), О.В. Кербикова (1962 г.). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабилизации характера на протяжении жизни, ни тотальность его проявления во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации вследствие тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке.

Скрытая акцентуация - эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко, порой неожиданно, выявляются под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные тре­бования к «месту наименьшего сопротивления». Наиболее благоприятный прогноз наблюдается гипертимической акцентуацией, наихудший прогноз – при явной неустойчивости акцентуации.


1.3. Виды акцентуаций в различных теориях

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

  1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

  2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

  3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

  1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

  2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная высокая голова.

  3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении».3 При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация А. Личко предназначена специально для подросткового возраста. В ней выделены следующие типы4.

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной само­стоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато не достает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. В школе, несмотря на хорошие способности, живой уме, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта – почти всег­да хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается хорошим самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью, брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка плохое настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, что вызвано противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. К правильным и законным представителям этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допущенным и запрещенным. Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремится к лидерству, при этом не формальному, а к фактическому – роль вожака и заводил; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и всегда могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск авантюры. характерно хорошее чувство нового. Отходчивы, быстро меняются, даже дружат с теми, с кем раньше ссорились. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые эффективные реакции и ситуативно-обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация токсикаианическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому истероидному типу. Гипертимный тип встречается как нередкий преморбидный фон при маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая суб­депрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются фазами подъема и периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется сперва дни 1-2, с возрастом они могут изменяться или наоборот сглаживаться.

В субдепрессивной фазе отличаются вялостью, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и быстро, теперь требует больших усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих людей начинает томить, избегают компании, приключения и риск теряют привлекательность. Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, нередки в тот период из-за падения работоспособности, переживают тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Больше жалуются на скуку. Не приходится также слышать и идти на самоунижение.

Бессонницы у подростков не бывает. Самооценка формируется постепенно, по мере накапливания опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она может быть не очень точной.

Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации промежуточную между типичными циклоидами и стабильными подростками.

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников или обнаруживаются склонность к невротическим реакциям. Главные черты в подростковом возрасте – крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто или чрезмерно редко от ничтожных, даже незаметных для окружающих, поводов, кем-то нелестно сказанных слов, неприветливого взгляда случайного собеседника способны вдруг прийти в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неудач. И наоборот. Интересная беседа, комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность, и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных волнующих бесед можно видеть, то готовые навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку. От настроения в данный момент зависит и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, общительность. Привязанности сохраняются несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна преданная дружба. Предпочитают дружить с теми, кто в минуту грусти и недовольства способен утешить, отвлечь при нападках, а в минуту подъема разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену обстановки, но в отличие от гипертимного типа ищет их не в поле действительности, а только новые впечатления. В группе на роль вожака не претендует, обратно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимцами баловня. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными.

Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.

Астено-невротический тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон, аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.д. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астено-невротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте.

Главными чертами являются утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Склонность к ипохондрии преувеличенному внешнему вниманию к состоянию своего здоровья. Предпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка обычно, прежде всего, отражает заботу о здоровье.

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы, часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Не склонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может осложнять ложное впечатление о замкнутом и отгороженном от окружающих. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. К родным и близким бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Трудности наступают в подростковом возрасте, с момента вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выступают две главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков. Опеке близких охотно подчиняются. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. И притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают неправде.

Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффективных реакций интрапунитивного типа, невроза, реактивных депрессий, эндореактивных психозов. По-видимому, сенситивная акцентуация сопряжена с более высоким риском заболеваний прогредиентной шизофрении.

Психастенический тип. В детстве, наряду с некоторой робостью и пугливостью, рано проявляется моторная не­ловкость, склонностью к рассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные интересы». Иногда уже в детском возрасте начинаются фо­бии, т.е. боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью.

Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее свое и своих близких, любовь к самоанализу и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей.

Нерешительность особенно проявляется в долгих и мучительных колебаниях, когда надо сделать самостоятельный выбор.

Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Все ручные навыки и занятия спортом даются плохо. Исключения составляют лишь те виды спорта, при занятиях которыми нагрузка падает на ноги (бег, прыжки, лыжи, велосипед).

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полностью. Часто выделяется склонность находить у себя черты самых разных типов, в том числе совершенно не свойственные, например, истерические.

Шизоидный тип. С первых лет такие дети играют одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу маяча, слушая их беседы между собой. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность.

В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего, бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими необычными для других интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживаются.

Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и зачастую бывает заполнен фантазиями и увлечениями. Шизоидные подростки могут раскрываться неожиданно и обычно перед человеком малозначительным, и даже случайным, но чем-то импонирующим их прихотливому выбору. В то же время их внутренние переживания могут навсегда оставаться скрытыми от близких или от тех, кого они знают много лет.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для окружающих многие поступки, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остаются скрытым. Чудачества бывают неожиданны, но, не служат эгоцентрической цели привлечь в себе внимание.

Эпилептоидный тип. Лишь в части случаев черты этого типа явственно проступают еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. Наряду с этим могут выявиться садистские склонности, дети лю­бят мучить животных, дразнить млад­ших, издеваться над беспомощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему «своему» и крайне злобная реакция на тех, кто собирается покушаться на их собственность. В школе обнаруживается мелочная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства.

В большинстве случаев черты этого типа становятся очевидными только в подростковом возрасте. Главной из них является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поисками объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Вспышки возбуждения лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения и неспособность учесть его превосходящую силу. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою тяжких повреждений.

Общими чертами являются также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий всех педантизм – все это рассматривается некоторыми авторами как способ компенсации собственной инертности. Большое внимание к своему здоровью, бережное соблюдение собственных интересов сочетаются со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении интересов.

Истероидный тип. Главной чертой является эгоцент­ризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец предпочитается даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этой чертой. Нередко приписываемая истероидам внушаемость отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству.

Все эти черты нередко намечаются с детских лет. Такой ребенок не выносит, когда при нем хвалят других детей, когда другим уделяют внимание. Игрушки ему быстро надоедают и часто служат лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Для этого дети с истероидными чертами охотно декламируют стихи, танцуют, поют. Успехи в учебе во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной энурез и т. д.).

С первых классов школы нет желания учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случая отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ним старшие.

Рано выявляется тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными сверстниками, могут ради компании сбежать из дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи.

Когда же становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут более сильных и острых ощущений – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации. Нарушения поведения, делинквентность прежде всего обусловлены желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12-14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.

Конформный тип. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правило – думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все было «как у всех» - от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений по живо­трепещущим вопросам. При этом под «всеми» всегда подразу­мевается привычное окружение. От него стараются ни в чем не отстать, но и не любят выделяться, забегать вперед. Это особенно проявляется на отношении к модам одежды. Когда появляется какая-либо новая мода, то нет больших ее хулителей, чем представители конформного типа. Но как только их среда осваивает новую моду, они сами облачаются в эту одежду, забыв о том, что говорили ранее.

В жизни любят руководствоваться сентенциями и в трудных случаях ищут в них утешения и оправдания («утраченного не воротишь» и т.п.). стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять. Поэтому оказываются полностью продуктом своей микросреды. В хорошем окружении становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. Но, попав с дурную среду, со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы пагубно ни было. Хотя адаптация к новой среде происходит медленно и первое время тяжело, но, когда она уже осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Поэтому конформные подростки «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформность сочетается с поразительной некритичностыо. Все, что говорит привычное окруже­ние, все, что приносят привычные каналы информации,— это и есть истина. И даже если по этим каналам начинают поступать сведения, явно противоречащие действительности, они по-прежнему принимаются за чистую монету.

Консерватизм идет рука об руку с конформностью. Новое не любят, потому что не могут к нему быстро приспособиться. Трудно осваиваются в новой обстановке. Правда, в наших условиях они открыто в этом не признаются, потому что в подавляющем большинстве наших микроколлективов чувство нового высоко ценится, новаторы поощряются и т.п. Но положительное отношение к новому остается только на словах. На деле же предпочитается стабильное окружение и раз навсегда установленный порядок. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается и просто новичка, появившегося в «своей» группе и особенно представителя другой среды, другой манеры держать себя и даже другой национальности.

Опекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа и проходит без нарушений. Поэтому только в подростковом возрасте начинают выявляться конформные черты. Учеба с ее четкой регламентацией и стабильным режимом не представляет чрезмерных трудностей.

Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжать учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебное заведение поступает большинство товарищей. Если привычная подростковая группа почему-то отвергает конформного подростка, то это воспринимается как одна из самых тяжелых психических травм. Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, когда родители и воспитатели отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, когда они противодействуют его стремлению быть «как все», перенять распространившиеся подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и велением времени.

Слабое место в конформном характере – непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. К острым аффективным реакциям особой склонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации.

Близкой к классификации А.Е. Личко является типология характера, предложенная немецким ученым К. Леонгардом5:

1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настрое­нию, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к при­ключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмер­но повышенное настроение может приводить к неадекватности по­ведения - «патологический счастливчик». В патологии - невроз навязчивых состояний.

2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспыш­ки, могут проявлять агрессию. В патологии - паранояльный пси­хопат.

3. Эмотивиостъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухуд­шение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии - эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность, Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимпостъ. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные (см. п. 5), быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные (см. п. 1).

7. Демонстративность. В патологии - психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду - могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии - эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзаль­тации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

В первой главе курсовой работы были исследованы общетеоретические вопросы изучения особенностей характера в современной психологии, были рассмотрены несколько видов типологий акцентуаций характера в разных теориях, наиболее известных и значимых, на мой взгляд, в настоящее время. Анализ научной литературы показал отсутствие исследований взаимосвязи акцентуированных черт характера и мотивации к успеху. Поэтому проведение такого исследования имеет научно практический интерес.


Глава 2. Экспериментальное исследование акцентуированных черт характера

2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования

Целью исследования является установление взаимосвязи между акцентуированными чертами характера и мотивации личности к успеху.

Перед проведением исследования выдвигается гипотеза о взаимосвязи мотивации личности к успеху и наличии у таких личностей определенных акцентуированных черт характера.

Задачами исследования является:

1) проведение психологического тестирования детей на предмет наличия акцентуированных черт характера;

2) проведение психологического тестирования детей с целью выявления мотивации к успеху;

3) сопоставить результаты этих тестов и сформулировать вывод о достоверности гипотезы.

2.2. Методика исследования

Для выявления акцентуированных черт характера используется тест Леонгарда6. Данный тест состоит из 88 вопросов на которые испытуемый должен дать ответ (да или нет). В зависимости от ответа на каждый вопрос определяется сумма баллов по различным акцентуированным чертам характера: гипертимость, возбудимость, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимность, демонстративность, неуравновешенность, дистимность, экзальтированность.

Выраженная акцентуация обнаруживается если сумма балов по какой-либо черте характера больше 18, ярко выраженная акцентуация при сумме баллов 23 и более.

Для определения мотивации к успеху используется тест Элерса7. Тест состоит из 41 вопроса на которые испытуемый также дает либо отрицательный либо положительный ответ. В зависимости от варианта ответа определяется уровень мотивации к успеху: умеренно высокий (17-20 баллов), очень высокий (более 21), средний (11-16 баллов), низкий (1-10 баллов).

2.3. Результаты исследования

Результаты тестирования 20 детей в возрасте от 9 до 12 лет представлены в табл. 1. Выявлено, что какими-либо выраженными акцентуированными чертами характера обладают все дети. Установлено, что 6 из 20 детей имеют ярко выраженные акцентуированные черты характера. Примерно половина детей (9 опрошенных из 20) имеет высокую мотивацию к успеху. Среди выраженная ребят имеющих мотивацию к успеху, только трое обладают ярко выраженными акцентуированными чертами характера. Причем для всех троих свойственна циклотимность.


Таблица 1
Результаты тестирования

 

Гипертимы

Неуравновешенные

Эмотивные

Педантичные

Тревожные

Циклотимные

Демонстративные

Возбудимые

Дистимные

Экзальтированные

Мотивация к успеху

Савчук О.

3

18

9

14

12

18

12

15

18

18

14

Ларькина Л.

21

12

12

8

6

3

14

6

6

12

18

Миронов Д.

18

10

12

10

15

15

8

6

15

24

14

Савчук Т.

15

20

21

10

24

15

10

12

15

12

23

Мамаева С.

18

14

12

14

15

24

10

18

9

24

21

Сидякина М.

18

18

18

8

6

6

8

9

3

12

14

Гайдукова Т.

6

22

18

14

12

18

12

18

18

18

17

Волкова Т.

9

12

21

10

12

24

12

15

15

18

17

Минина Т.

21

18

18

16

15

6

12

9

12

18

21

Меньшов А.

15

14

12

10

3

15

14

15

0

18

13

Петрова Т.

21

14

21

14

9

15

18

15

6

12

20

Софрин А.

6

16

18

18

12

12

18

15

12

12

15

Милова Н.

12

12

6

12

12

9

12

12

9

12

14

Рыбаков А.

6

12

21

16

12

15

10

21

9

24

16

Рыжова Ю.

24

12

15

18

18

12

20

12

12

24

14

Помещиков А.

15

14

12

16

12

15

16

12

12

12

16

Николаева Н.

9

14

9

2

9

12

14

12

15

12

17

Каракапнан И.

15

16

21

8

15

15

12

12

6

12

16

Федоренко В.

15

16

15

14

0

24

18

24

3

12

23

Черная Е.

15

12

12

9

10

14

15

18

12

12

15

2.4. Обсуждение результатов

В процессе исследования было проведено тестирование 20 детей в возрасте от 9 до 12 лет. Первый тест проводился с целью выявления акцентуированных черт характера. Данный тест показал, что в исследуемой группе детей какими-либо акцентуированными чертами характера (18 и более баллов) обладают все дети. В таблице 2 представлен рейтинг проявления отдельных черт характера.


Таблица 2

Частота проявления черт характера

Черты характера

частота проявления

Экзальтированные

9

Эмотивные

9

Гипертимы

7

Возбудимые

5

Неуравновешенные

5

Циклотимные

5

Демонстративные

4

Дистимные

2

Педантичные

2

Тревожные

2

Наиболее часто встречается экзальтированность и эмотивность, на третьем месте гипертимость.

Наиболее ярко выраженными чертами (23 и более баллов) обладают шестеро детей: Миронов Д., Мамаева С., Волкова Т., Рыбаков А., Рыжова Ю., Федоренко В. Двое из детей обладают двумя ярко выраженными акцентуированными чертами характера (Мамаева С., Федоренко В.). Установлено, что среди ярко выраженных черт наиболее часто встречается экзальтированность. Эта черта встречается у четырех ребят (Миронов Д., Мамаева С., Рыбаков А., Рыжова Ю.).

Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Ярко выраженная циклотимность встречается трижды (Мамаева С., Волкова Т., Федоренко В.)

Для данного типа характерна смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

По одному разу встречается ярко выраженная возбудимость (Федоренко В.) и гипертимость (Рыжова Ю.). Для возбудимого типа характерна повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Гипертимический тип отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Второй тест проводился с целью выявления у детей мотивации к успеху. В результате исследования установлено, что в данной группе детей все ребята имеют среднюю или высокую мотивацию к успеху. Очень высокая и низкая мотивация не выявлена ни у кого. Между средней и высокой мотивацией выявлено примерно равное соотношение, т.е. для 11 ребят характерна средняя мотивация к успеху, а для 9 – высокая.

В таблице 3 проведен анализ соотношения частоты проявления черты характера и высокой мотивации к успеху.


Таблица 3

Соотношение частоты проявления черты характера и высокой мотивации к успеху

Черты характера

частота проявления

частота проявления высокого уровня мотивации к успеху

отношение гр.3/гр.2

1

2

3

4

Циклотимные

5

4

0,80

Гипертимы

7

5

0,71

Неуравновешенные

5

3

0,60

Возбудимые

5

3

0,60

Эмотивные

9

5

0,56

Демонстративные

4

2

0,50

Тревожные

2

1

0,50

Дистимные

2

1

0,50

Экзальтированные

9

4

0,44

Педантичные

2

0

0,00

Согласно таблице 3 циклотимность выявлена у пятерых детей из них четверо имеют высокую мотивацию к успеху. Таким образом данная черта выявляется в 80% случаем мотивированности к успеху. Также способствуют высокой мотивации к успеху (>50%): гипертимность, неуровновешенность, возбудимость, эмотивность. Нейтральны к уровню мотивации к успеху (50%): демонстративность, тревожность дистимность. Не способствуют высокому уровню мотивации к успеху (<50%): экзальтированность и педантичность.

Сопоставление результатов первого и второго тестов позволяет сделать вывод об отсутствии общей взаимосвязи между наличием ярко выраженных акцентуированных черт характера и уровнем мотивации к успеху. Этот вывод основывается на том, что только трое из шести детей обладающих какой либо ярко выраженной акцентуированной чертой характера имеют высокую мотивацию. Таким образом, среди детей с ярко выраженными акцентуированными чертами характера 50% имеют высокую мотивацию к успеху. Из 14 детей, не имеющих ярко выраженных акцентуированных черт характера, шестеро также обладают высокой мотивацией к успеху. Это примерно 43%, что немного меньше, чем для детей с акцентуированными чертами. Однако малый размер выборки не позволяет сделать вывод, что дети с ярко выраженными акцентуированными чертами имеют большую мотивацию к успеху.

Можно сделать вывод, что мотивации к успеху способствует ярко выраженная циклотимность, поскольку у всех троих детей с данной чертой характера выявлена высокая мотивация к успеху. Вторым важным выводом является то, что ярковыраженная экзальтированность, характерная для четырех детей не способствует высокой мотивации к успеху, поскольку у троих детей из четырех она оценивается как средняя и только у одного ребенка она высокая.

Таким образом, в результате исследования взаимосвязи между наличием акцентуированных черт характера и мотивацией к успеху установлено следующее:

1) высокая мотивация к успеху характерна для личностей обладающими следующими чертами характера: циклотимность, гипертимность, неуровновешенность, возбудимость, эмотивность.

2) отсутствует взаимосвязь между наличием какой-либо ярко выраженной акцентуированной черты и уровнем мотивации;

3) высокой мотивации к успеху способствует ярко выраженная циклотимность;

4) средней мотивации к успеху способствует ярко выраженная экзальтированность.


Заключение

В заключение курсовой работы целесообразно сформулировать основные выводы по проведенному исследованию.

В первой главе курсовой работы были исследованы общетеоретические вопросы исследования особенностей характера в современной психологии. Характер — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности. Существуют различные типологии характеров, которые были предложены известными учеными-психологами. Вместе с тем, установлено, что в научной литературе отсутствуют исследования взаимосвязи акцентуированных черт характера и мотивации к успеху.

Во второй главе курсовой работы выдвигается гипотеза о взаимосвязи мотивации личности к успеху и наличии у таких личностей определенных акцентуированных черт характера. С целью установления истинности или ложности данной гипотезы проведено тестирование 20 детей на предмет установления уровня мотивации к успеху и акцентуированных черт характера.

В результате исследования взаимосвязи между наличием акцентуированных черт характера и мотивацией к успеху установлено, что высокая мотивация к успеху характерна для личностей обладающими циклотимностью, гипертимностью, неуравновешенностью, возбудимостью и эмотивностью. Также установлено, что высокой мотивации к успеху способствует ярко выраженная циклотимность, а для средней мотивации - ярко выраженная экзальтированность.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о взаимосвязи акцентуированных черт характера и мотивацией к успеху верна. Однако для окончательных выводов необходимо провести более глубокое исследование, поскольку в курсовой работе исследовалось всего 20 детей.


Библиография

  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2004.

  2. Кречмер Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. – М., 1982

  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – 1999.

  4. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – 1983.

  5. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.

  6. Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

  7. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.

Приложение


1 Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.

2 Леонгард К. Акцентуированные личности. – 1999.

3 Кречмер Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. – М., 1982, с. 290.

4 Леонгард К. Акцентуированные личности. – 1999.

5 Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. с. 230.

6 Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005, с. 198.

7 Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005, с. 626.



Список литературы и источников:

1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2004.
2. Кречмер Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. – М., 1982
3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – 1999.
4. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – 1983.
5. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.
6. Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
7. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.


Аннуитет - это денежный поток





© 2002 - 2017 RefMag.ru