RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Арбитражные суды в Российской Федерации

2005 г.

Похожие работы на тему "Арбитражные суды в Российской Федерации":

Другие работы:

Год написания: 2005 г.

Арбитражные суды

Содержание

Введение

Переход России от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике послужил причиной возникновения серьезных проблем. Соответственно, для того, чтобы поддержать зарождающуюся рыночную экономику, настала необходимость создания новых структур и институтов, способных поддержать и регулировать новые экономические отношения. Сегодня мы имеет соответствующую систему в области развития институтов права, обеспечивающих поддержку рыночной экономики, и одним из наиболее важных шагов является поддержание действенных механизмов разрешения споров. Соответственно эти механизмы должны обеспечивать пути обеспечения исполнения условий договоров любого субъекта, соприкасающегося и непосредственно участвующего в экономической деятельности. И чрезвычайно важно, чтобы существовали такие независимые органы, которые будут способны авторитетно толковать и справедливо применять законы, охраняя права организаций и отдельных лиц в ходе взаимодействия как друг с другом, так и с государственными органами и представителями.

В юридических системах существует целый ряд организаций и учреждений, которые могут тем или иным образом участвовать в процессе рассмотрения споров и, безусловно, основная роль в этом процессе обычно принадлежит судам. Для того чтобы понять свои возможности и быть готовым к любому развитию событий, важно знать, какие учреждения существуют, их полномочия, место и роль в процессе разрешения спорных дел, какие лица уполномочены разрешать определенные категории споров.

В Российской Федерации Арбитражные суды представляют собой систему судов, под юрисдикцией которой находится рассмотрение большинства споров, касающихся предпринимательской деятельности, а также они отправляют правосудие по разрешению экономических споров, возникающих из административных и гражданских правоотношений.

Арбитражные суды играют основополагающую роль в толковании и развитии законов в области коммерческих отношений, их юрисдикция распространяется на большую часть коммерческих споров. Соответственно, недостаток информированности в этой области может явиться причиной возникновения дорогостоящих задержек и издержек, связанных, на пример, с принятием какого-либо спора на рассмотрение органом, не способным его разрешить, или вовсе с непринятием спора к рассмотрению.     Значение правильного решения вопроса подведомственности и подсудности экономических споров трудно переоценить. Необоснованный отказ в принятии к рассмотрению исковых материалов арбитражным судом практически означает отказ в правосудии, что, естественно, противоречит ст.46 Конституции Российской Федерации. Вот почему так важно добиться предельной четкости и ясности толкования и применения законодательства, определяющего компетентность дел арбитражным судам внутри системы. Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнения.

Целью курсовой работы является исследование системы арбитражных судов. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

1) исследовать понятие и сущность арбитражного судопроизводства

2) исследовать основные направления деятельности и подведомственность дел в арбитражном суде

3) охарактеризовать проблемы развития арбитражных судов

При подготовке курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные статьи и монографии, публикации специальной периодической печати.


Глава 1. Понятие и сущность арбитражного судопроизводства

1.1. История возникновения арбитражного судопроизводства в России

Система арбитражных судов в России функционирует в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации, а также частью 3 статьи 4 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой  несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР 1917-1918. №26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым  все государственные, хозяйственные органы и предприятия  были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража – государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 25 ноября 1935 года был организован государственный арбитраж при Московском городском совете.

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 года) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве.

В 1960 году Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 года и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти, то есть система была неподчиненной. Госарбитраж СССР 17 января 1974 года был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом "О Государственном арбитраже в СССР", который был принят 30 ноября 1979 года.

В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

Положение органов государственного арбитража было изменено в 1987 году. Они перестали состоять при советах министров и исполнительных комитетах Советов народных депутатов и превратились в единую в значительной мере обособленную систему; их новый статус был закреплен в Конституции СССР и конституциях республик. Но в таком виде органы государственного арбитража просуществовали недолго.

В связи с принятием в 1991 — 1992 г. Закона РФ «Об арбитражном суде» и АПК система государственного и ведомственного арбитража была упразднена с ее одновременным преобразованием в арбитражные суды. Потребности становления новой экономики и отказ от административного руководства экономики привел к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. Все это потребовало и адекватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов. В Конституции РФ 1993 г. было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. двух новых актов: Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и АПК, который действовал до 2002 г.

24 июля 2002 г. Президентом России был подписан новый Арбитражный процессуальный кодекс России, третий за последние десять лет, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Такое развитие арбитражно-судебной системы позитивно и способствует в целом положительной динамике судебной реформы в России. Содержание нового АПК можно свести к двум основным категориям — преемственность (учет сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и развитие (стремление осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).

Принятие нового АПК является значимым событием для развития не только системы арбитражных судов, но и в целом всей судебной системы нашей страны. Можно вполне констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась, заняла свое место в общей судебной системе России, построенной на принципах функционального, а не линейного единства. При оценке того обстоятельства, что данный АПК — третий по счету, следует исходить не из количественных показателей, а из реальных общественных потребностей, которые требуют совершенствования судебной системы как основного условия постепенного движения России на пути к правовому государству. Коль скоро наша страна за десятилетие прошла колоссальный путь реформ, то и законодательство в этот период не может не носить переходного характера и требует постоянного обновления по мере развития материального законодательства, изменения политической системы и самого духа времени.

Значимость совершенствования именно процессуального законодательства объясняется тем, что бесконечные шлифовка и доработка материального законодательства будут бесполезными, если в обществе не создана система правового принуждения его участников к исполнению их обязательств как перед друг другом, так и перед государством. Согласно ст. 18 Конституции России права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поэтому в принятии нового АПК и проявляется та связь государства, права и отдельного человека, которая переводит конституционные положения о правозащитных функциях органов правосудия в плоскость их практической реализации путем создания рабочих механизмов, которые уже на конкретном уровне позволяют конкретному гражданину получить судебную защиту его прав и свобод, в данном случае — в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

1.2. Понятие арбитражных судов и их системы

В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений1.

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Длительное время арбитражные суды рассматривались в качестве специализированных в рамках системы органов гражданской юрисдикции. Данное обстоятельство подчеркивалось и в судебно-арбитражной практике, например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г. № 33 по конкретному делу, отменяющем за неподведомственностью решение одного из арбитражных судов, было отмечено, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, т. е. споров, связанных с предпринимательской деятельностью2.

После прошедшей реформы арбитражного процесса, принятия в 2002 г. нового АПК и существенного расширения подведомственности можно вполне определенно сказать о том, что арбитражные суды являются судами общей компетенции по экономическим спорам. Кроме того, усложнился и дифференцировался процессуальный порядок рассмотрения подведомственных арбитражным судам дел. Таким образом, арбитражные суды - это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией России, АПК и другими федеральными законами.


1.3. Состав арбитражного суда

По российскому законодательству рассмотрение судебных дел может проходить только в определенном составе арбитражного суда (рис. 1).


Рис. 1. Состав арбитражного суда3


По общему правилу дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. Бывают и исключения, когда происходит замена.

Арбитражные заседатели — лица, которые привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее, чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство.

Права и обязанности арбитражного заседателя при рассмотрении дела и принятии судебных актов:

пользуется правами судьи;

пользуется процессуальными правами наравне с судьей;

не может быть председательствующим в судебном заседании;

несет обязанности судьи.

Случаи отвода арбитражного заседателя:

при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи, и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса является недопустимым;

при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля;

при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;

является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя.


Глава 2. Основные направления деятельности и подведомственность дел

2.1. Основные задачи арбитражных судов

Идеал правосудия и его задач был выражен в свое время в часто цитируемых современными авторами словах из Указа императора Александра II от 20 ноября 1864 г. об утверждении новых Уставов судопроизводства, где было сказано о «желании водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных». Здесь выражена основная идея правосудия и его задач, которая не зависит от социально-экономической эпохи, а отражает само существо данного института в обществе.

Обращаясь к нашей действительности, отметим, что согласно ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства. По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст. 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 2 АПК 1995 г., в данной статье круг задач существенно расширен. В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст. 18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

Большинство задач судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они так или иначе отражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Новыми по существу являются вторая и третья задачи, поскольку они вытекают из международных обязательств Российской Федерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации в Совет Европы. В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека «Право на справедливое судебное разбирательство» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. Неотъемлемым элементом права на справедливое судебное разбирательство является и обеспечение доступа к правосудию.

Все приведенные в ст. 2 АПК задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. При этом арбитражный суд каждого, уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанции, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационном порядке законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанции. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют ряд иных полномочий, предоставленных им законом.

2.2. Подсудность и подведомственность дел

Судебная подведомственность дела - это отнесение законом соответствующей категории дела к компетенции определенного звена судебной системы РФ.

Предприятие, принявшее решение обратиться с иском в суд, должно определить, в какой именно суд следует подавать исковое заявление - в арбитражный суд или суд общей юрисдикции. Выбор соответствующего вида суда (звена судебной системы) зависит от характера и субъектного состава возникшего у предприятия спора (разновидности дела). Четкая правовая регламентация подведомственности различных дел судам содержится в арбитражном процессуальном и в гражданском процессуальном законодательстве РФ.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 27 АПК РФ).

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций - юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих приобретенный в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, -- с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, а также образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. Так, например, согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд или в арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно ст. 28 АПК РФ арбитражному суду подведомственны экономические споры с участием организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Таким образом, далеко не все экономические споры с участием предприятий и предпринимателей подведомственны арбитражным судам. Если, например, между некоммерческими организациями, не осуществляющими предпринимательской деятельности, возникнет экономический спор по вопросу, не относящемуся к сфере предпринимательства (например, из исполнения договора о совместной деятельности или иного хозяйственного договора), этот спор будет относиться к компетенции суда общей юрисдикции, а не арбитражного суда.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 29 АПК РФ):

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных правонарушениях, если их рассмотрение отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Кроме того, к указанным выше делам относятся и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом, например Налоговым кодексом РФ, их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статья 33 АПК РФ регламентирует специальную подведомственность дел арбитражным судам. Согласно данной статье арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, арбитражные суды рассматривают и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в предусмотренных федеральным законом случаях.

Указанные в части первой ст. 33 АПК РФ дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор либо требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Свойство дела быть рассмотренным определенным судом именуется подсудностью.

Подсудность — распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешать данное дело.

Подсудность дел арбитражным судам — компетенция того или иного арбитражного суда на рассмотрение и разрешение определенных арбитражных дел.

Процессуальному законодательству известно несколько видов подсудности: территориальная, предметная, субъектная и составная.

Территориальная подсудность определяется в зависимости от той территории, на которую распространяются полномочия определенного суда.

Предметная подсудность зависит от категории дела, от его сложности, значимости и тому подобных обстоятельств.

В арбитражном процессе дела рассматриваются арбитражными судами субъектов Федерации, за исключением тех дел, которые согласно ч. 2 ст. 24 АПК, отнесены к исключительной подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. Согласно указанной норме, Судом рассматриваются по первой инстанции экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Федерации, а также дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Субъектная подсудность определяется в зависимости от категории лиц, выступающих в качестве сторон в гражданском процессе.

Составная подсудность определяется особенностями состава суда, управомоченного рассматривать конкретное дело.

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично и только дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально (ст. 14 АПК). Вместе с тем по решению председателя суда коллегиально может быть рассмотрено любое дело. В апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях все дела рассматриваются арбитражным судом коллегиально.

В теории права подсудность определяется как совокупность правовых норм, определяющая, какой конкретно суд должен рассматривать подведомственное ему дело как суд первой инстанции. Она, в свою очередь, подразделяется на родовую и территориальную4 (см. рис.2). Когда речь идет о подсудности дел судам одноименного уровня судебной системы, то говорят о родовой подсудности, если же о распределении гражданских дел между судами одного звена в зависимости от территории, на которой функционирует суд, - о территориальной подсудности.

В п. 1 ст. 47 Конституции РФ закреплена общая норма подсудности дел судам. В ней говорится, что "никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом". В соответствии с данной конституционной нормой в настоящее время вышестоящие суды не имеют права при отсутствии ходатайства сторон, их просьб и при наличии возражения какой-либо из сторон (истца, ответчика, соучастников) изымать дела из нижестоящих судов и принимать их к своему производству.

Рис. 2. Виды подсудности

Итак, родовая подсудность дает возможность определить, какого уровня арбитражный суд вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности является род дела (или предмет спора), то она и получила название родовой (или предметной) подсудности. Именно она позволяет разграничить подведомственные арбитражному суду дела в зависимости от их рода или предмета спора между различными уровнями, звеньями системы.

Общее правило, сформулированное в ч. 1 ст. 24 АПК, состоит в том, что дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются судами субъектов Российской Федерации. Это суды низового и, пожалуй, главного, основного звена системы. Арбитражные суды именно этого уровня вправе рассматривать по первой инстанции практически все категории дел, подведомственных арбитражному суду, с разными составами участников, за исключением дел, отнесенных к подсудности ВАС РФ.

Судами субъектов Российской Федерации считаются действующие в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах арбитражные суды; все они имеют статус федеральных (см. ст. 1, 3 ФКЗоАС и ст. 24 АПК). Причем по содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов Российской Федерации равны между собой. Это обстоятельство имеет важное значение для определения родовой подсудности дел, поскольку в случае невозможности разбирательства того или иного дела в одном арбитражном суде оно может быть передано в другой арбитражный суд того же уровня, т.е. в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации (см. ст. 31 АПК).

Критерием разграничения компетенции ВАС РФ и арбитражных судов субъектов Российской Федерации и является родовая подсудность, однако род дела при этом предопределяется составом субъектов спора. Такой вывод следует из того, что, например, дела о признании недействительными ненормативных актов, изданных другими государственными органами, кроме названных в ч. 2 ст. 24 АПК, не рассматриваются Высшим Арбитражным Судом РФ.

Исходя из правил родовой подсудности можно также заключить, что никакие дела не рассматриваются по первой инстанции федеральными арбитражными судами округов, которые также входят в систему арбитражных судов в Российской Федерации и являются ее новым звеном (ст. 3 ФКЗоАС). Их назначение - проверка в кассационном порядке судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации. В частности, в ст. 24 ФКЗоАС определено, что федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях (ст. 21 АПК).

Наряду с категорией спора, влияющей на определение подсудности, важное значение имеет и определение территории, на которой действует тот или иной арбитражный суд, правомочный рассматривать конкретное дело. Территориальный признак дает возможность определить, какому из арбитражных судов одного уровня подсудно данное дело. Такую подсудность принято называть территориальной.

В отличие от родовой подсудности, позволяющей разграничить компетенцию между арбитражными судами различных уровней, территориальная подсудность является основой разграничения компетенции однородных арбитражных судов (в данном случае арбитражных судов субъектов Российской Федерации), принадлежащих к одному и тому же звену системы5.

Общее правило территориальной подсудности состоит в том, что дело должен рассматривать арбитражный суд, действующий на той территории, на которой находится ответчик.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. В соответствии с ст.5 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц» место нахождения юридического лица определяется по месту нахождению его постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия такового, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

По территориальному признаку выделяют (см. рис. 3)6:

- общую подсудность (по месту жительства или месту нахождения ответчика)  (статья 35 АПК РФ);

- подсудность по выбору истца (альтернативная подсудность)  (статья 36 АПК РФ);

- договорная подсудность (статья 37 АПК РФ);

- исключительная подсудность (статья 38 АПК РФ).

Рис. 3. Виды территориальной подсудности

В следующих параграфах рассмотрим подробно: подсудность по выбору истца, договорную подсудность и исключительную подсудность.


Глава 3. Проблемы развития арбитражных судов

Более трех лет действует АПК РФ 2002г. За это время его явные недостатки и пробелы в значительной части уже проявились. При этом в печати недостатки АПК РФ 2002г. обсуждаются со всей возможной политкорректностью, в то время как в кулуарах и судьи арбитражных судов и, особенно представители лиц участвующих в арбитражном процессе, по поводу АПК РФ 2002 года в выражениях особенно не стесняются. Причины столь контрастного поведения понятны, они лежат на поверхности. Ругать АПК РФ за разработкой которого стоит "Высший арбитражный суд", для судей арбитражных судов, как минимум, недальновидно. Тем не менее, нижеперечисленные недостатки являются настоящими процессуальными ловушками куда лица участвующие в арбитражном процессе вынуждены попадать. Особенно наглядно эти недостатки проявляются в регулировании процедуры принятия к рассмотрению заявлений о оспаривании и приведении в исполнение решений третейских судов. Рассмотрим эти недостатки подробнее.

Пункт 4 ст. 19 и п.3 ст. 21 АПК РФ устанавливают, что арбитражные заседатели подлежат отводу лишь по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4 части 1 ст. 21 АПК. Соответственно по букве закона он может сколь угодно быть лично, хоть прямо, хоть косвенно быть заинтересован в исходе дела, может иметься любое количество обстоятельств вызывающих сомнения в его беспристрастности, он может находиться хоть в служебной, хоть в иной зависимости от лица участвующего в деле, может сколько угодно высказываться публично или давать оценку по существу рассматриваемого дела, а оснований для отвода нет.

Формулировка специальной подведомственности дел арбитражным судам изложенная в п.4 ст. 33 АПК РФ звучит так:

1. Арбитражные суды рассматривают дела:

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

Такая формулировка, по сути, позволяет перенести в арбитражный суд лишь дела об оспаривании решений общих собраний акционеров и участников обществ с ограниченной ответственностью. Понять вытекает спор между акционером и обществом из деятельности этого самого общества не всегда понятно. Между тем, идея была перенести все, так называемые корпоративные споры, из судов общей юрисдикции в арбитражные суды, и, тем самым, избавить общество от иной раз малограмотного и, в некоторых случаях, коррупционного правосудия.

Следующее противоречие связано с несогласованностью позиций закона "О третейских судах в РФ" и АПК РФ 2002г. в части процедуры принятия обеспечительных мер. Принимая обеспечительные меры по делам, рассматриваемым третейскими судами, арбитражный суд осуществляет правовую помощь сторонам третейского разбирательства и, не более того. Соответственно принятие таких мер без учёта мнения третейского суда, то есть органа, которому стороны доверили разрешение спора, является недостаточно обоснованным вмешательством арбитражного суда в сферу частных интересов. Ведь, если идёт третейское разбирательство, арбитражный суд не вправе рассматривать аналогичный иск, почему же в части обеспечительных мер, он должен игнорировать мнение органа избранного сторонами?

Следующий недостаток АПК РФ 2002г. не относится к процессуальным ловушкам, но зато он напрямую поражает юридических лиц в праве на квалифицированную защиту их интересов. Действующая редакция п.5 ст. 59 АПК РФ необоснованно даёт преимущество гражданам перед организациями, заставляя последних брать в штат юристов или пользоваться дорогостоящими и малоквалифицированными (наверное за исключением Москвы и, может быть, Санкт-Петербурга) услугами адвокатов. Что существенно снижает для организаций (особенно для малых предприятий) возможность судебной защиты своих прав. Поскольку адвокатская монополия на представление интересов юридических лиц является лишь результатом лоббирования адвокатами своих групповых интересов и объективно вредна обществу, она является абсолютно неоправданной.

Следующая процессуальная ловушка связана с неудачной формулировкой адреса, по которому извещаются стороны. В частности п.4 ст. 121 АПК РФ позволяет направлять извещения по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации, которое определяется местом её государственной регистрации. Тем самым, если истец укажет неверный адрес ответчика, а юридический адрес ответчика, как это обычно бывает, не будет иметь ничего общего с реальным, суд оказывается не вправе реально известить ответчика, даже, если настоящий адрес ответчика ему доподлинно известен.

Ещё один явный недостаток АПК 2002г. состоит в том, что АПК не предусматривает возможность возвращения искового заявления по неподведомственности. В результате арбитражный суд вынужден даже заведомо неподведомственные дела принимать к производству, а потом прекращать производство по делу. Некоторые судьи даже идут на сомнительные процессуальные действия: исковое заявление принимают и назначают к слушанию, а на следующий день прекращают производство по неподведомственности.

Очередная недоработка связана с хитроумной формулировкой пп.2 п.1 ст. 150 АПК РФ:

Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что:

2) имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда;

Проблема появляется, если в признании и приведении в исполнение компетентного суда иностранного государства отказал не арбитражный суд. а суд общей юрисдикции. Сразу же становится не ясно, то ли рассматривать спор по существу, то ли прекращать производство по делу. Если спор прекращать, то, как же быть с правом на судебную защиту: решение иностранного суда побоку, а нашему суду рассматривать спор запретим. Если рассматривать по существу, то какие для этого законные основания? Понятно, что сами по себе такие случаи могут происходить лишь в момент изменения разграничения компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции (что и произошло с принятием АПК РФ 2002г), а также в зонах неопределённости, возникающих из-за нечётких формулировок определения компетенции в АПК РФ и ГПК РФ и их разным пониманием различными ветвями судебной власти. Тем не менее, вероятность такого события далеко не нулевая.

Список литературы

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., М., Издательство АСТ, 1999 г.

  2. Федеральный конституционный закон « Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 г., \\ «Российская газета» от 16 мая 1995 г., № 81

  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95 –ФЗ, \\ «Российская газета» от 27 июля 2002 г., № 137

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.), \\ М., Издательство «Юристъ», 2003 г.

  5. Арбитражный процесс под ред.В.В.Яркова\\ М., Издательство «Юрист», 2002 г.

  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. № 9-П «О проверке конституционности статей 44 УПК РСФСР и 123 ГПК РСФСР», \\ Вестник Конституционного Суда РФ, 1998, № 3

  7. Постановление № 33 Пленума ВАС РФ от 28.09.1994 г., \\ Вестник ВАС РФ, 1994, № 10

  8. 10 лет арбитражным судам Российской Федерации // Прил. к ВВАС. 2002. № 5.

  9. Арбитражный процесс / под ред.В.В.Яркова - М.: Волтерс Клувер, 2005 г.

  10. Архипов И. В. Коммерческое судоустройство и судопроизводство России в XIX веке. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1999;

  11. Гребенцов A.M. Развитие хозяйственной юрисдикции в России. М.: Норма, 2002;

  12. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальном кодексу Российской Федерации - Юридическая фирма "Контракт", Издательский Дом "Инфра-М", 2003.

  13. Клеандров М.И. Арбитражные суды Российской Федерации. М.: Юристь, 2001;

  14. Клеандров М.И. Статус судьи. Новосибирск: Наука, 2000. Гл. 1—3;

  15. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)(под ред. проф. В.В.Яркова) - М.: Издательство БЕК, 2003

  16. Н.В. Разоренов «Новеллы Арбитражного Процессуального Кодекса» \\ «Гражданин и право», № 11/12, 2002г.

  17. О. Бойков «Новый Арбитражный процессуальный кодекс: повышение эффективности судебной защиты» \\ «Российская юстиция», № 10, 2002 г.

  18. Пиляева В.В., Краткий курс арбитражного процессуального права, - М.: Экономика, 2003.

  19. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ (Юков М.К. и др.) - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2000 г.

  20. Приходъко И.А., Пацация М.Ш. Арбитражный процесс в современной России: актуальные проблемы. М.: Лиджист, 2002;

  21. Фурсов Д.А. Предмет, система и основные принципы арбитражного процессуального права (проблемы теории и практики). М.: Инфра-М, 1999;

  22. Фурсов Д.А. Процессуальный режим деятельности арбитражного суда первой инстанции. М.: Инфра-М, 1997. С. 5—24;

  23. Шерстюк В.М. Новые положения проекта третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М.: Горо-дец, 2001;

1 В странах системы континентального (гражданского) права деление права на частное и публичное является фундаментальным и определяющим в том числе организацию судебной системы. (См., например: Aubert J.-L. Introduction au droit et themes fondamentaux du droit civil. 9-e edition. Paris, Dalloz, 2002. P. 33, 45, etc). Однако в России все гражданские суды являются одновременно судами и частного, и публичного права.

2 ВВАС РФ. 1995. № 2. С. 43. См. также: постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 1998 г. № 964/98 // ВВАС РФ. 1998. № 7.

3 Пиляева В.В., Краткий курс арбитражного процессуального права, - М.: Экономика, 2003.

4 Пиляева В.В., Краткий курс арбитражного процессуального права, - М.: Экономика, 2003.

5 Арбитражный процесс / под ред.В.В.Яркова - М.: Волтерс Клувер, 2005 г.

6 Пиляева В.В., Краткий курс арбитражного процессуального права, - М.: Экономика, 2003.



Список литературы и источников:

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., М., Издательство АСТ, 1999 г.
2. Федеральный конституционный закон « Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 г., \\ «Российская газета» от 16 мая 1995 г., № 81
3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95 –ФЗ, \\ «Российская газета» от 27 июля 2002 г., № 137
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.), \\ М., Издательство «Юристъ», 2003 г.
5. Арбитражный процесс под ред.В.В.Яркова\\ М., Издательство «Юрист», 2002 г.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. № 9-П «О проверке конституционности статей 44 УПК РСФСР и 123 ГПК РСФСР», \\ Вестник Конституционного Суда РФ, 1998, № 3
7. Постановление № 33 Пленума ВАС РФ от 28.09.1994 г., \\ Вестник ВАС РФ, 1994, № 10
8. 10 лет арбитражным судам Российской Федерации // Прил. к ВВАС. 2002. № 5.
9. Арбитражный процесс / под ред.В.В.Яркова - М.: Волтерс Клувер, 2005 г.
10. Архипов И. В. Коммерческое судоустройство и судопроизводство России в XIX веке. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1999;
11. Гребенцов A.M. Развитие хозяйственной юрисдикции в России. М.: Норма, 2002;
12. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальном кодексу Российской Федерации - Юридическая фирма "Контракт", Издательский Дом "Инфра-М", 2003.
13. Клеандров М.И. Арбитражные суды Российской Федерации. М.: Юристь, 2001;
14. Клеандров М.И. Статус судьи. Новосибирск: Наука, 2000. Гл. 1-3;
15. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)(под ред. проф. В.В.Яркова) - М.: Издательство БЕК, 2003
16. Н.В. Разоренов «Новеллы Арбитражного Процессуального Кодекса» \\ «Гражданин и право», № 11/12, 2002г.
17. О. Бойков «Новый Арбитражный процессуальный кодекс: повышение эффективности судебной защиты» \\ «Российская юстиция», № 10, 2002 г.
18. Пиляева В.В., Краткий курс арбитражного процессуального права, - М.: Экономика, 2003.
19. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ (Юков М.К. и др.) - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2000 г.
20. Приходъко И.А., Пацация М.Ш. Арбитражный процесс в современной России: актуальные проблемы. М.: Лиджист, 2002;
21. Фурсов Д.А. Предмет, система и основные принципы арбитражного процессуального права (проблемы теории и практики). М.: Инфра-М, 1999;
22. Фурсов Д.А. Процессуальный режим деятельности арбитражного суда первой инстанции. М.: Инфра-М, 1997. С. 5-24;
23. Шерстюк В.М. Новые положения проекта третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М.: Горо-дец, 2001.


Для проведения оценки отдельных видов объектов не предусмотрены специальные формы отчетов





© 2002 - 2017 RefMag.ru