RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Банк как агент валютного контроля

2004 г.

Год написания: 2004 г.

Содержание

Введение

Валютные ограничения - совокупность нормативных правил, направленных на ограничение операций (сделок) с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Эти правила, издаваемые как в законодательном, так и в административном порядке, устанавливают систему мероприятий по организации и осуществлению компетентными органами валютного контроля, служащего главным образом целям обеспечения сбалансирования валютных поступлений и платежей по международным расчётам. Введение валютных ограничений связано с истощением валютных и золотых резервов, пассивностью платёжных балансов и является одним из характерных проявлений валютной политики капиталистических стран в период общего кризиса капитализма. При установлении валютных ограничений экспортёры и другие организации и лица обязаны сдавать получаемую ими в результате экспортных и иных операций иностранную валюту банкам или другими уполномоченным органам, экспортёры — представлять валютным органам декларацию о проданных товарах; вводится ограничение по продаже и покупке иностранной валюты и золота, по вывозу ценных бумаг, а также по операциям, связанным с экспортом и привлечением капиталов.

Впервые валютные ограничения были введены отдельными капиталистическими странами во время 1-й мировой войны; в последующие годы — почти всеми капиталистическими государствами, за исключением США, Швейцарии и ряда стран Латинской Америки. После 2-й мировой войны, в 50-е гг., в системы валютного контроля многих западноевропейских стран были внесены некоторые смягчения: например, во Франции были разрешены свободная торговля золотом внутри страны и ввоз франков из-за границы, постепенно увеличивалась норма свободного вывоза франков за границу как французскими гражданами, так и иностранцами. С 1959 Франция ввела обратимость франка в доллары по текущим операциям для нерезидентов (как правило, иностранцев), а Великобритания — обратимость фунта стерлингов в доллары для всех лиц, проживающих вне стерлинговой зоны. Вслед за Францией объявили о частичной обратимости своих валют в доллары и другие валюты также ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Италия. Аналогичные меры были проведены Швецией, Норвегией, Данией, Финляндией, Австрией, Ирландией, Португалией. В ФРГ установлена полная обратимость национальной валюты, то есть предоставлены неограниченные возможности как резидентам, так и нерезидентам вывозить, ввозить и переводить на счета иностранцев марки ФРГ для расчётов по любым операциям, а также свободно обменивать их на валюты любых других стран.

Несмотря на проведённые странами Западной Европы мероприятия, направленные на ослабление валютных ограничений, в целом валютный контроль государства за совершением операций с валютными ценностями продолжает действовать и сохраняет значение в системе государственно-монополистического капитализма. К системе валютных ограничений государство прибегает при возникновении каких-либо финансовых осложнений. Например, в начале 1967 во Франции вступил в силу закон об отмене валютного регулирования, разрешивший вывоз и ввоз любой наличной валюты — французской и иностранной, а также ввоз и вывоз золота по предъявлении таможенным органам декларации с визой Банка Франции и т.д. Однако был сохранён в силе контроль над выпуском иностранных займов во Франции и французских займов за границей, над иностранными капиталовложениями (инвестициями) во Франции и французскими инвестициями за границей, а также над операциями по обмену патентами и лицензиями с иностранными фирмами. Закон 1967 предусмотрел право правительства Франции восстановить валютный контроль над всеми операциями с валютными ценностями, если этого потребует защита национальных интересов. В период валютных кризисов 1967 и 1968 правительство Франции воспользовалось этим правом и вновь ввело в действие ограничительные меры в отношении многих валютных операций. Так, согласно декрету от 24 ноября 1968, французским банкам запрещено покупать у иностранных банков банковские билеты, выпущенные Банком Франции, ограничен вывоз французскими гражданами французских франков, французским банкам запрещается предоставлять нерезидентам некоторые виды кредитов без специального разрешения Банка Франции.

Объектом исследования является Российское законодательство в области валютного регулирования.

Целью данной курсовой работы является изучение функций банка как агента валютного контроля. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи: 1) изучается понятие «агент валютного контроля»; 2) исследуются функции валютного контроля; 3) исследуется разграничение функций для физических и юридических лиц; 4) исследуется организация валютного контроля при наличии у банка дополнительных офисов.


Сущность понятия «агент валютного контроля»

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.


Валютные операции и валютный контроль в современном валютном законодательство РФ

Согласно законодательству, к валюте РФ относятся:

- находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты;

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ.

Иностранная же валюта определена как:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

- средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Под понятием "валютные ценности" в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" понимается:

- иностранная валюта;

- ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие, долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

- драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме лома и ювелирных изделий).

Согласно законодательству к валютным операциям относятся:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов.

Действующим законодательством в области валютного регулирования валютные операции подразделяются по своему содержанию на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

- переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных операций.

Основанием для проведения той или иной текущей валютной операции является соответствующий первичный учетный документ. Наиболее распространен контракт предприятия-резидента с иностранной фирмой.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождение к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и по импорту товаров, работ, услуг;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Указанные валютные операции осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Валютные операции могут совершаться как гражданами России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии с этим производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

- дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

- находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.

К нерезидентам относятся:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

- находящиеся в РФ иностранные дипломатические представительства и международные организации;

- находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.

Законодательство Российской Федерации дает четкое разграничение валютных операций резидентов и нерезидентов.

Валютные операции резидентов РФ включают в себя:

- текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без ограничений;

- валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБР;

- право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

- право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке РФ в порядке, предусмотренном Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле";

- физические лица-резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из РФ ранее переведенные, ввезенные или пересланные в РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.

Валютные операции нерезидентов в Российской Федерации включают в себя:

- наличие права без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил;

- право продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, установленном ЦБ России;

- право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Россию или приобретены в РФ на основаниях, указанных в предыдущем подпункте, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ.

Валютные операции осуществляются уполномоченными банками, т.е. банками, имеющими лицензии Центрального банка РФ на проведение данных операций.

Текущие валютные операции проводятся резидентами без наличия лицензии или разрешение ЦБ РФ. Однако бывают исключения. Резиденты должны обратиться в ЦБ РФ за получением разрешения на совершение валютной операции в следующих случаях:

- если срок поступления экспортной выручки превышает 90 дней;

- если срок ввоза импортируемых резидентом товаров превышает 90 дней от даты их оплаты. То же самое относится к платежам по консигнационным соглашениям, по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам, по реэкспортным сделкам;

- если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту. Все валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензий ЦБ РФ.

Операции, связанные с движением капитала, осуществляются только банками, имеющими лицензию ЦБ РФ.

Существуют три вида лицензий, позволяющих вести валютные операции: генеральная, расширенная, внутренняя.

Генеральная лицензия разрешает проведение валютных операций, как на территории РФ, так и за ее пределами. При наличии генеральной лицензии банки могут вести расчеты на территории РФ и устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. Генеральная лицензия дает право на совершение коммерческим банком всех банковских операций в иностранной валюте, позволяет выполнять все сделки на международных валютных биржах, арбитражные сделки и другие валютные операции, заключать любые корреспондентские отношения.

Расширенная лицензия дает возможность проводить валютные операции на территории РФ без ограничений, а за границей - устанавливать корреспондентские отношения с шестью иностранными банками.

Внутренняя лицензия разрешает проведение валютных операций в пределах РФ и установление корреспондентских отношений без специального разрешения ЦБ РФ со следующими банками: Московским Народным банком (Лондон, Сингапур); Эйробанком (Париж), Ист-Вест-Юнайтед Банком (Люксембург), Ост-Вест-Хандельсбанком (Франкфурт), Донау-Банком (Вена), т.е. с иностранными банками, в уставном капитале которых ведущая роль принадлежит Центральному банку РФ и другим уполномоченным банкам. Если банк, обладающий расширенной лицензией, устанавливает корреспондентские отношения с указанными банками, то они не входят в квоту шести банков-корреспондентов. Наличие внутренней лицензии позволяет банку осуществлять только валютные операции с клиентами, а корреспондентские отношения устанавливать через уполномоченные банки. Однако в порядке исключения при наличии обоснованных причин ЦБ РФ может разрешить банку, имеющему внутреннюю лицензию, открыть счет в иностранном банке.

Банк, получивший лицензию на осуществление операций в иностранной валюте, выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.

Необходимо иметь в виду, что любые сделки по купле-продаже иностранной валюты за рубли между резидентами и нерезидентами, совершенные минуя уполномоченные банки, являются недействительными.

Основополагающая роль в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" отведена Центральному банку России. ЦБ РФ наделен следующими функциями:

- определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

- издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

- проводит все виды валютных операций;

- устанавливает правила проведения в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

- устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

- устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления;

- готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

- выполняет другие функции, предусмотренные законом.

Действующее законодательство требует обязательного перевода средств на счета в уполномоченных банках на территории РФ. Перевод иностранной валюты в РФ должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента. Резидент не вправе продлить срок оплаты требований на нерезидента или обязательств последнего, а также каким либо способом уменьшать сумму этих требований и обязательств.

Вместе с тем законодательство предусматривает возможность использования валютной выручки, поступившей в собственность или распоряжение резидента, за границей только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.

Предприятие, осуществляющее перевод валютной выручки, предоставляет уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные средства. В сведениях указываются номер и дата контракта, плательщик, банк плательщика. Эти данные просто обязательны, т.к. необходимы для осуществления валютного контроля.

Открытие российскими организациями текущих и иных счетов за границей может быть сделано только с разрешения Центрального банка РФ. При этом ЦБ РФ учитывает специфику проведения конкретных валютных операций, для осуществления которых и предполагает открыть соответствующий счет за границей. Причем учитывается также и возможность открытия такого счета в уполномоченных банках РФ.

В случае получения разрешения и открытия соответствующего счета за границей, его владелец обязан предоставлять отчетность по остаткам средств на счете, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в РФ во время отчетного периода. Сумма средств на счетах за границей не должна превышать рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, с целью проведения которых был открыт счет. Излишние суммы должны быть переведены в РФ.

Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд случаев, когда валютная выручка, поступившая на счета за границей, не подлежит обязательному переводу в РФ. К таким случаям относятся:

- валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представлявшие собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов (на период строительства);

- валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за границей, которые используются для дальнейшего проведения этих операций и покрытия операционных расходов (на период проведения этих операций);

- валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за границей, используемые для покрытия расходов по их проведению (на период проведения этих мероприятий).

После завершения строительства, проведения фондовых операций, выставок, спортивных и культурных мероприятий, остаток средств в иностранной валюте в течение 30 дней от даты завершения соответствующих операций и урегулирования всех претензий к резиденту по сделкам должен быть реализован на валютном рынке.

На территории РФ расчеты между резидентами осуществляются в национальной валюте, которая принимается без ограничений в оплату любых требований и обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых платежных документов в иностранной валюте допускается только с разрешения ЦБ РФ, который определяет порядок и сферу их обращения.

Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в следующих случаях:

- в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;

- при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за их услуги;

- при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;

- за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий;

- при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;

- при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;

- при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций;

- при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

С 1 января 1994 года реализация гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту запрещена. При этом расчеты между предприятиями и гражданами за покупаемые последними на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.

Действующее валютное законодательство запрещает всем участникам внешнеэкономических связей, а также физическим лицам - резидентам вывозить и пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации государственных займов, акций российских предприятий и организаций в рублях, вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и пересылать за границу и из-за границы российскую валюту, кроме случаев, предусмотренных действующим валютным законодательством. Нормы ввоза из-за границы и вывоза за границу физическими лицами наличной национальной валюты устанавливаются Центральным банком РФ.

Ввоз и пересылка иностранной валюты, валютных и иных ценностей из-за границы разрешаются без ограничений, но при условии соблюдения юридическими и физическими лицами почтовых правил и правил таможенного контроля.

Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, перевезенные или пересланные в РФ из-за границы или приобретенные на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, хранить их на счетах во вкладах в уполномоченных банках и использовать на цели, не запрещенные законодательством РФ.

Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами и нерезидентами на территории РФ запрещены, за исключением следующих случаев:

- передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;

- дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

- завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

- приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов.

Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установил не только основные понятия валютного законодательства, обозначил объекты и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных государственных органов в области валютного регулирования и валютного контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону являются:

Центральный банк Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Государственный таможенный комитет.

Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Так, например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля и подотчетны Центральному Банку, а региональные таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному комитету.

В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" на Центральный банк России была возложена функция основного органа валютного регулирования в стране.

ЦБ России устанавливает единые формы первичной учетной документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.

Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет непосредственно Правительством и Центральным банком России, а также через агентов валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать документы, содержание которых противоречит действующему валютному законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения валютных операций при непредставлении необходимых документов и информации. В конце 1995 г. функции валютного и экспортного контроля, помимо ЦБ РФ, осуществлялись ГТК, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации с заграницей по пресечению отмывания преступных денег), судебными, правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со странами участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных ведомств и министерств в данной сфере внешнеэкономической деятельности является Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право налагать установленные законодательством взыскания.


Централизация функций агента валютного контроля

Рассмотрим банк, специализирующийся на обслуживании крупных клиентов — юридических лиц, который, исходя из специфики внешнеэкономической деятельности клиентов, выполняет ограниченный вид сложных валютных операций.

При этом у банка отсутствуют обособленные структурные подразделения, расположенные на другой территории, иными словами, у банка нет дополнительных офисов.

Как правило, в среднем и крупном банках на осуществлении различных видов банковских операций (кредитование, кассовые операции, банковские переводы, документарные операции и др.) специализируются разные подразделения банка.

Предположим, на момент решения задачи усовершенствования существующей в банке системы валютного контроля процесс взаимодействия этих подразделений, в том числе порядок документооборота, не формализован, автоматизация находится на минимальном или среднем уровне. В данном случае существенно повышаются требования к обеспечению безрисковости проведения валютных операций клиентов, поскольку в таком банке объективно существует риск «недосмотра» валютных операций клиентов.

Это обусловлено в первую очередь тем, что, как уже отмечалось в предыдущей статье, при отсутствии четкой организации банковских процессов всегда существует значительный риск упустить что-либо из виду, например необходимость осуществления валютного контроля за той или иной валютной операцией, включение данных о проведенной операции в отчетность, направление информации о нарушении клиентом требований валютного законодательства и т.д.

Риск «недосмотра» возрастает в случае, когда функции по осуществлению валютного контроля и непосредственному выполнению валютной операции клиента находятся в компетенции одного и того же подразделения, поскольку в такой ситуации возникает конфликт интересов банка, который при отсутствии четкого регламента работы приводит к желанию «облегчить» процедуру валютного контроля до минимума.

В то же время в случае, когда непосредственное проведение валютной операции и валютный контроль относятся к компетенции разных структурных подразделений, отсутствие четко регламентированных банковских процессов может привести к тому, что клиент вынужден будет обращаться для проведения одной и той же операции в разные подразделения банка.

Например, клиент представляет заявление на перевод в подразделение валютного контроля, а затем, после проставления визы валютного контроля, самостоятельно относит его в подразделение, осуществляющее переводы. Подобная организация валютного контроля приводит к искусственному «разрыву» технологической цепочки единого расчетного обслуживания клиентов и существенному увеличению продолжительности выполнения валютной операции. В данном случае возникает интересная ситуация, при которой не банк стремится максимально быстро и качественно обслужить клиента, а клиент вынужден приспосабливаться к организации работы банка. Возникает логичный вопрос: кто для кого существует — банк для клиента или клиент для банка?

В связи с этим при решении задачи совершенствования организации валютного контроля в банке помимо обеспечения безрисковости проведения валютных операций клиентов можно также поставить вопрос об оптимальности существующей трудоемкости и продолжительности осуществления валютного контроля.

Для этого необходимо прежде всего детально изучить существующий порядок взаимодействия подразделений, описать технологические цепочки выполнения операций, на основе анализа документооборота выявить узкие места и подготовить предложения по оптимизации технологии осуществления банковских операций и их автоматизации в целях обеспечения эффективного осуществления банком функций агента валютного контроля.

В случае, если банковские процессы в том или ином виде формализованы, решение задачи совершенствования организации валютного контроля существенно упрощается, так как достаточно просто проанализировать недостатки существующей организации валютного контроля в банке и, в случае необходимости, выработать предложения по сокращению трудоемкости и продолжительности осуществления валютного контроля, в том числе путем автоматизации.

Только после выработки конкретных предложений по оптимизации организации валютного контроля в банке можно проводить какие-либо структурные преобразования. Оптимальным решением вопроса организации валютного контроля в рассматриваемом банке с точки зрения его структуры видится создание подразделения, в котором будут сосредоточены все операции валютного контроля, включая предварительный и последующий валютный контроль, учет валютных операций клиентов, формирование отчетности. Централизация функций валютного контроля в одном подразделении, в компетенцию которого целесообразно также включить функции по разработке внутренних инструкций по осуществлению валютного контроля, включая порядок взаимодействия с другими подразделениями банка, позволит обеспечить оперативное проведение операций при соблюдении максимальной защиты интересов банка. Наличие у такого подразделения сильного руководителя будет только способствовать повышению роли валютного контроля в банке и усилению «значительности» или «престижности» данного подразделения.

Разграничение функций валютного контроля за операциями физических и юридических лиц

Предположим, банк расширяет свою деятельность и начинает предлагать пакет услуг физическим лицам, в том числе по проведению валютных операций.

Присутствие в числе клиентов банка физических лиц сразу же делает процесс осуществления валютного контроля за валютными операциями более трудоемким, поскольку характер операций физических лиц предполагает их обслуживание с максимальной скоростью, в прямом смысле «не отходя от кассы». Технологическая цепочка проведения валютной операции физического лица должна предусматривать последовательное и максимально быстрое ее осуществление одним подразделением, а это предполагает наличие в данном подразделении квалифицированных специалистов как в области расчетного обслуживания клиентов, так и в области валютного контроля.

В связи с этим предложенная выше модель по централизации функций валютного контроля, предусматривающая осуществление валютного контроля за валютными операциями клиентов в одном подразделении, а непосредственное проведение операции в другом, приведет к недопустимо длительному обслуживанию клиентов, требует внесения некоторых корректив.

По всей видимости, решением вопроса в данном случае может быть делегирование функций по осуществлению валютного контроля за валютными операциями «физиков» операционному подразделению банка. При этом все функции по осуществлению валютного контроля за операциями юридических лиц остаются закрепленными за специализированным подразделением валютного контроля.

Такая организация валютного контроля позволит, с одной стороны, максимально быстро и качественно обслуживать физических лиц, а с другой — обеспечить осуществление валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, которые, как правило, являются более сложными и многообразными, чем валютные операции физических лиц.

Однако тут же встает вопрос о должном уровне надежности осуществления валютного контроля за валютными операциями физических лиц, для достижения которого видится необходимым:

обеспечить высокий уровень квалификации операционных работников в области проведения валютного контроля;

проводить мероприятия по повышению квалификации операционных работников и обновлению их знаний в области валютного законодательства;

осуществлять последующий контроль проводимых операционным подразделением валютных операций.

Очевидно, что для решения поставленных задач будет недостаточным периодическое направление операционных работников на семинары по валютному контролю, организуемые различными учебными центрами. В данной ситуации прослеживается объективная необходимость существования в банке специализированного подразделения, отвечающего за организацию и методологию валютного контроля, в том числе за валютными операциями физических лиц, с учетом собственной практики банка.

Организация валютного контроля при наличии у банка дополнительных офисов

Наличие у банка дополнительных офисов в зависимости от ряда факторов может внести существенные изменения в рассматриваемые выше модели организации валютного контроля.

К таким факторам можно отнести следующие:

специализацию дополнительных офисов;

количество дополнительных офисов;

территориальную удаленность дополнительных офисов от головной организации банка и уровень организации курьерской службы банка и др.

Рассмотрим возможные варианты организации валютного контроля в банке при различных сочетаниях указанных факторов.

Специализация всех дополнительных офисов банка на обслуживании физических лиц

Пожалуй, это самый простой случай, поскольку когда все дополнительные офисы банка специализируется на обслуживании физических лиц, а выполнение всех операций клиентов — юридических лиц сосредоточено в головной организации банка, остальные факторы, влияющие на организацию валютного контроля в банке, имеющем дополнительные офисы, несущественны.

Данная ситуация аналогична рассмотренной выше, когда часть функций по осуществлению валютного контроля (а именно за валютными операциями физических лиц) делегирована операционным структурным подразделениям, занимающимся обслуживанием физических лиц, которые в данном случае просто территориально удалены от головной организации банка.

Обслуживание дополнительными офисами банка как физических, так и юридических лиц

Здесь также возможны несколько вариантов:

все дополнительные офисы универсальны, то есть принимают на обслуживание как физических, так и юридических лиц;

часть дополнительных офисов специализируется на обслуживании физических лиц, часть — на обслуживании как физических, так и юридических лиц;

часть дополнительных офисов специализируется на обслуживании только физических лиц, а часть — на обслуживании только юридических лиц (например, VIP-клиентов).

Не будем останавливаться на том, какой из рассмотренных вариантов специализации дополнительных офисов на обслуживании клиентов лучше, поскольку это отдельная большая тема. Рассмотрим только, как в каждом случае возможно оптимально организовать процесс валютного контроля.

В случае, когда все дополнительные офисы универсальны, территориально близко расположены от головной организации, количество дополнительных офисов относительно небольшое, а объем проводимых ими валютных операций невелик, дополнительным офисам, как и в предыдущем случае, достаточно делегировать полномочия по осуществлению валютного контроля только за операциями физических лиц. Остальные операции валютного контроля (в том числе за валютными операциями юридических лиц) в данном случае целесообразно сконцентрировать в головной организации банка, поскольку, по мнению автора, принятие решения о возможности проведения валютной операции юридического лица, оформление паспортов сделок, сведений о договоре и т.д. должны по возможности осуществляться специалистами одного подразделения валютного контроля по следующим причинам:

валютные операции юридических лиц существенно отличаются от валютных операций физических лиц как по сложности и многообразию, так и по технологии их проведения;

от принятого решения о возможности проведения валютной операции юридического лица зависит соблюдение банком требований валютного законодательства и своих собственных интересов, а специфика валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, заключающаяся в наличии большого количества нормативных документов, разъяснений, информационных писем, арбитражной практики, требует высокой квалификации специалистов по валютному контролю;

для обеспечения высокого уровня квалификации специалисты по валютному контролю обязаны регулярно отслеживать последние изменения в валютном законодательстве, поддерживать свои знания по валютному контролю в актуальном состоянии, посещать специализированные семинары;

как показывает практика, обеспечение единообразного подхода при оценке характера валютных операций и порядка их проведения является одним из ключевых факторов качественного выполнения банком функций агента валютного контроля, отсутствия у банка нарушений валютного законодательства и, как следствие, штрафных санкций и иных мер воздействия со стороны органов валютного контроля.

Очевидно, обеспечить выполнение поставленных задач возможно только в рамках единого специализированного структурного подразделения головной организации банка.

Организация валютного контроля, предусматривающая централизацию функций валютного контроля за валютными операциями юридических лиц в головной организации, предполагает следующую схему взаимодействия банка с клиентами — юридическими лицами в процессе осуществления валютного контроля. Сотрудники дополнительных офисов принимают от клиентов документы, необходимые для проведения валютных операций, и с курьерской службой, которая в данном случае должна быть четко налажена, передают документы в головную организацию. После осуществления валютного контроля сотрудники головной организации передают клиентам документы также через дополнительные офисы. Вся работа по последующему осуществлению валютного контроля, включая учет валютных операций, подготовку отчетности и др., осуществляется также силами головной организации.

Существует мнение, что при подобной организации валютного контроля за валютными операциями юридических лиц можно с большой натяжкой говорить о полном комплексном обслуживании дополнительным офисом своих клиентов, поскольку часть операций по его обслуживанию осуществляется в головной организации.

Однако клиенту зачастую совсем неважно (да и необязательно знать), что, например, паспорт сделки ему подпишет сотрудник в головной организации, а не в дополнительном офисе. При этом такая организация валютного контроля в банке позволит (разумеется, при условии четкой и эффективной организации документооборота, включая процесс передачи документов между дополнительным офисом и головной организацией через курьерскую службу, и принятия решений о возможности проведения валютной операции) соблюсти баланс между быстрым и качественным обслуживанием клиентов и соблюдением собственных интересов банка при выполнении им функций агента валютного контроля.

Рассмотрим другую ситуацию. Предположим, количество дополнительных офисов увеличивается.

В этом случае можно поставить вопрос о делегировании данным дополнительным офисам части полномочий по осуществлению операций валютного контроля не только за операциями физических лиц (например, передать дополнительному офису функции по ведению учета валютных операций, проводимых через дополнительный офис, осуществлению технической работы по формированию карточек платежа, учетных карточек, отчетности), оставив за головной организацией функции по принятию решений о возможности проведения валютных операций клиентов — юридических лиц.

Таким образом, с одной стороны, обеспечивается должный уровень надежности и безрисковости осуществления валютного контроля, а с другой — «разгружаются» сотрудники подразделения валютного контроля головной организации банка, поскольку дополнительному офису в данном случае передается определенный объем чисто технических функций. Рациональной организацией валютного контроля в банке здесь будет разделение функций между головной организацией и дополнительными офисами по работе с клиентами в части проверки документов, оформления паспортов сделок и т.п. и техническому вводу информации в базы данных, учету валютных операций, формированию отчетности. При этом четкое разделение функций, формализация процесса взаимодействия данных подразделений и автоматизация таких технических операций валютного контроля (в частности, контроля за сроками поставки товаров в случае предоплаты импортируемых товаров, выполнения работ, оказания услуг) существенно сократит влияние человеческого фактора и обеспечит эффективное обслуживание клиентов банка.

Однако подобная организация валютного контроля оптимальна только в том случае, когда все дополнительные офисы территориально близко расположены от головной организации банка (например, в пределах одного населенного пункта). При наличии у банка дополнительных офисов, настолько удаленных от головной организации, что осуществить быстрый обмен документами клиентов — юридических лиц между дополнительным офисом и головной организацией представляется крайне затруднительным, возможны следующие варианты.

1. Удаленные дополнительные офисы специализируются только на обслуживании физических лиц, «отправляя» при этом юридических лиц в Головную организацию или другой дополнительный офис, специализирующийся на обслуживании юридических лиц. Однако в данном случае существует большая вероятность того, что банк потеряет этого клиента;

2. Дополнительному офису делегируется часть функций по осуществлению валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, а именно подписание сведений о договоре, паспортов сделок и других документов валютного контроля непосредственно сотрудниками дополнительных офисов при их взаимодействии с клиентами. Далее, в зависимости от организации внутренней сети, системы безопасности в банке, наличия качественных линий связи и ряда других факторов, дополнительный офис:

либо самостоятельно осуществляет ведение досье, формирование баз данных и др.;

либо после осуществления валютного контроля передает в головную организацию документы для ведения досье, формирования баз данных, составления отчетности.

Очевидно, что второй вариант организации валютного контроля в банке целесообразен только при наличии достаточного объема валютных операций в дополнительном офисе, поскольку держать квалифицированных и высокооплачиваемых специалистов по валютному контролю в дополнительном офисе, для которого оформление паспорта сделки — целое событие, совершающееся всего несколько раз в месяц, очень накладно для банка и совершенно необоснованно.

Что касается наличия у банка дополнительных офисов, специализирующихся на обслуживании VIP-клиентов, то в данном случае также возможны различные варианты в зависимости от объема валютных операций данных клиентов. Например, при большом объеме операций вполне обоснованно и логично посадить в данный офис специалистов по валютному контролю, делегировав им по максимуму функции агента валютного контроля. В случае небольшого количества валютных операций возможен выезд специалистов по валютному контролю из головной организации для оформления документов в дополнительный офис либо, по договоренности с клиентом, непосредственно к клиенту.

Структура подразделения валютного контроля

В рассмотренных выше моделях упор был сделан по большей части на разграничение компетенции по осуществлению валютного контроля в банке между различными подразделениями.

Вопрос структуры подразделения валютного контроля, которое в том или ином виде в любом случае будет присутствовать в банке, несколько сложнее, что частично объясняется следующим:

многие валютные операции клиента «тянут» за собой последующие валютные операции. Например, перечисление валютной выручки поставщику товаров по договору комиссии. В данном случае валютный контроль за поступлением валютной выручкой не ограничивается только ее зачислением на транзитный валютный счет, последующим осуществлением обязательной продажи и распределением выручки по учетным карточкам;

в ряде случаев контракты, подпадающие под действие системы таможенно-банковского валютного контроля, могут предусматривать также осуществление расчетов за выполняемые работы, оказываемые услуги;

один из последних документов, разработанных Банком России, а именно Положение Банка России от 29.01.2003 № 214-П, предусматривает возможность проведения по одному и тому же контракту валютных операций, которые могут осуществляться как в рамках паспорта сделки, так и в рамках Положения № 214-П, что с точки зрения рациональной организации валютного контроля предполагает проведение валютного контроля за валютными операциями по такому контракту в рамках одного отдела/ группы, чтобы не «разрывать» валютную операцию.

В связи с этим четкое разделение подразделения валютного контроля на отделы/группы, которые будут специализироваться только на осуществлении таможенно-банковского валютного контроля или валютного контроля за расчетами за услуги, или валютного контроля в рамках Положения № 214-П и т.п., не всегда является оптимальным решением.

Разумеется, как уже неоднократно отмечалось в статье, многое зависит от специализации банка, объема тех или иных видов валютных операций. Однако, как видится автору, разделение операций валютного контроля целесообразно организовать по принципу «экспорт/импорт» без выделения групп, специализирующихся на таможенно-банковском валютном контроле, валютном контроле за расчетами за работы/услуги и т.п. Экономический рост в стране постепенно приводит к тому, что внешнеторговая деятельность видоизменяется, становится более сложной. И не следует «разрывать» целостную сделку клиента только потому, что в банке валютный контроль организован именно так, а не иначе.

В этой ситуации, повторимся, более правильным видится формирование структуры подразделения валютного контроля по принципу «экспорт/импорт» с возможной специализацией по клиентам.

Заключение

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Последовательный анализ факторов, влияющих на организацию валютного контроля в зависимости от приоритетности того или иного критерия оптимальности и необходимости воздействия на те или иные причины риска нарушения банком требований валютного законодательства позволит если не обеспечить, то хотя бы приблизиться к оптимальной организации процесса валютного контроля в банке, а также провести реорганизацию «сопутствующих» валютному контролю бизнес-процессов.

Как следует из рассмотренных выше ситуаций, наиболее сложным представляется построение системы валютного контроля в банке, имеющем дополнительные офисы с различной специализацией. При построении оптимальной системы валютного контроля в таком банке необходимо подходить к процессу творчески.

Тем не менее в любом банке система валютного контроля должна быть максимально гибкой и способной к быстрой перестройке в зависимости от изменения факторов, влияющих на организацию валютного контроля, и с учетом интересов клиентов.


Список литературы

  1. Федеральный Закон РФ " О валютном регулировании и валютном контроле"

  2. Положение Банка России от 29.01.2003 № 214-П

  3. Гузеватая В. Модели организации валютного контроля в банке. - Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. № 7-8 (июль-август) за 2003 год.

  4. Струкова А.А. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте: Уголовно-правовая характеристика. – М.: "Юридический центр Пресс", 2002, с.: 224.

  5. Ляховский В.С., сост. и общ. ред. Справочник по валютным операциям коммерческого банка: В 2 частях часть 1. – м.: "Гелиос АРВ", 2003, с.: 496.

  6. Тихомиров М.Ю., ред. Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле". – м.: : "Издание Г-на Тихомирова М. Ю." 2004, с.: 123.

  7. Курбангалеева О.А. Валютные операции. – м.: "Вершина", 2003, с.: 251.



Требуется ли согласие руководства аудируемой организации на привлечение эксперта



Похожие работы на тему "Банк как агент валютного контроля":

  1. Кредитование физических лиц коммерческими банками
  2. Валютно-обменные операции в системе Сбербанка России (на примере ОСБ №)
  3. Совершенствование обслуживания физических лиц в банке
  4. Банковский кредит и направления его развития
  5. Управление рисками на рынке ипотечного жилищного кредитования


© 2002 - 2017 RefMag.ru