RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Бюджетное финансирование

2009 г.

Похожие работы на тему "Бюджетное финансирование (тема 32)":

Другие работы:

Год написания: 2009 г.

Реферат

Долгосрочная финансовая политика

Тема №32


Бюджетное финансирование


Содержание


Введение

Бюджетное финансирование - безвозвратное предоставление средств из государственного бюджета предприятиям, учреждениям, организациям для полного или частичного покрытия их расходов. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что бюджетное финансирование является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования, здравоохранения, а также отдельных предприятий, отраслей, регионов.

Целью работы является исследование особенностей бюджетного финансирования. В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- исследовать сущность расходов бюджета;

- проанализировать основные принципы и методы бюджетного финансирования;

- исследовать основные направления бюджетного финансирования в Российской Федерации;

- исследовать основные проблемы бюджетного финансирования;

- исследовать особенности бюджетирования на предприятии.

При подготовке реферата использовались: Бюджетный Кодекс, Федеральные законы, нормативно-правовые акты, научно-учебные пособия по теме курсовой работы, статистические материалы, данные официальных сайтов Минфина и Росстата.


1. Сущность расходов бюджета

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [7, С. 79].

Расходы бюджета непосредственно связаны с функциями государства по управлению общественным развитием, именно через них оказывается воздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов, особенно консолидированного и федерального бюджетов, в значительной мере отражает структуру государственного управления, что естественно, так как именно в системе ведомств и воплощаются организационно стабильные функции управления [8, С. 200].

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Расходование средств бюджета производится в размерах и по адресам, определенным федеральным законом, а также законами и другими нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год. Основные направления расходов бюджета: государственное управление и местное самоуправление, судебная власть, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, блок отраслевых расходов (промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.), развитие рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура, социальная поли гика, обслуживание государственного долга, расходы бюджетных целевых фондов и др.

В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

1. Применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов.

Капитальные расходы бюджета — это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Кроме того, в качестве самостоятельного направления расходования бюджетных средств в рамках экономической классификации на капитальные затраты и для их большей детализации в их составе выделяются три группы расходов: (1) поступление нефинансовых активов; (2) поступление финансовых активов; (3) выбытие финансовых активов.

2. Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы [11, С. 276]:

1) общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана природной среды;

7) образование;

8) культура, кинематография, средства массовой информации;

9) здравоохранение и спорт;

10) социальная политика;

11) межбюджетные трансферты.

Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных отраслях общественной жизни, в которых государство выполняет свои функции.

3. Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующие министерства, другие государственные учреждения или юридические лица, которые являются прямыми получателями бюджетных средств. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

4. В соответствии с территориальной классификацией расходов в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Федерации и расходы местных бюджетов.

Расходы бюджета включают и предоставление ссуд. Последние бывают внутренними — это ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей, инвестиционные кредиты, зарубежные кредиты (которые выделяются хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства) и внешними — это ссуды, относящиеся к компетенции федерального уровня, государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам [8, С. 202].

2. Основные принципы и методы бюджетного финансирования

Осуществление расходов бюджета достигается в форме бюджетного финансирования, т.е. системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом [7, С. 83]. По мнению авторов учебника Финансы [11, c. 277], расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования при этом основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование базируется на специальных методах, формах предоставления бюджетных средств, на определенных принципах. К важнейшим принципам бюджетного финансирования относятся:

1) строго целевое использование бюджетных ассигнований;

2) предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований;

3) безвозвратность бюджетных ассигнований;

4) бесплатность бюджетных ассигнований;

5) обеспечение расходов соответствующими доходными источниками;

6) четкое разграничение расходных обязательств между бюджетами всех уровней;

7) эффективность бюджетных расходов.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

2) финансирование по системе «брутто-бюджет» — применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования [11, С. 278.]:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;
5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

8) межбюджетных трансфертов;

9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

10) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления средств из бюджета. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют перераспределение средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в использовании финансовых ресурсов.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений [7, С. 83].

Наибольшее распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование государством сферы социального обеспечения, образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры и спорта. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, разрабатываемых для каждого бюджетного учреждения, на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу. Применяются разнообразные виды денежных норм [11, С. 281]:

1) нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей (нормы расходов на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, форменной одежды и т.д.). Такие нормы представляют собой денежное выражение материальных норм;

2) обобщенные индивидуальные выплаты — заработная плата, пенсии, стипендии, командировочные;

3) нормы, построенные опытно-статистическим способом на основе обобщения показателей расхода средств в прошлые периоды и с учетом бюджетных возможностей. По степени сложности нормы подразделяются на простые (отдельный вид расхода) и комбинированные, или укрупненные, охватывающие совокупность видов расходов, образующих статью, несколько родственных статей или все расходы учреждения. В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат бюджетных учреждений. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку .специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и экономном использовании ресурсов.

Другим методом финансирования являются программные бюджетные финансирования, которые широко используются применительно к научным учреждениям. В соответствии с этим методом объем выделяемых средств определяется Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др.

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными.

Важным направлением бюджетных расходов является финансирование капитальных вложений в создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения [7, С. 84.].


3. Основные направления бюджетного финансирования в Российской Федерации

Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве, относятся к расходам на финансирование реального сектора экономики страны.

Бюджетные средства предоставляются министерствам, ведомствам и предприятиям на затраты по расширению производства (капитальные вложения), обеспечение простого воспроизводства (субсидии, дотации и трансферты), операционные и прочие расходы.

Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.

Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт.

С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений [11, С. 279.]. Данная точка зрения совпадает с мнением авторов пособия «Финансы. Краткий курс», которые также отмечают, что важным направлением бюджетных расходов является финансирование капитальных вложений в создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения [7, С. 84.].

В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются на ограниченный круг инвестиций, включенных в целевые программы или осуществляемых по решению исполнительных органов власти.

Важное направление расходов на финансирование экономики — выплата различных субсидий, дотаций и субвенций юридическим лицам. Эти средства выделяются для покрытия различных текущих расходов и убытков государственных, муниципальных и частных предприятий. Основная часть этих расходов направляется в угольную промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт и другие отрасли народного хозяйства.

Расходы на социальные нужды связаны с выполнением государством социальных функций. Эти расходы подразделяются на следующие его основные группы: образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение и спорт; социальная политика [11, 280].

Расходы на национальную оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава и проведения социально-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономических возможностей страны [11, 282].

Расходы на оборону, хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.

Предусмотренная бюджетом группа расходов на национальную оборону включает в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны РФ. В их состав входят расходы на содержание армии и флота (выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим, затраты на боевую и спортивную подготовку, хозяйственные расходы и т.д.); расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств — членов СНГ.

Расходы на управление, входящие в состав расходов на общегосударственные вопросы, включают следующие группы расходов:

- на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;

- на содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ и Конституционного суда РФ;

- на содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства РФ, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;

- на проведение выборов и референдумов. Включают все затраты на выборы народных депутатов, президента, народных судей и проведения референдумов;

- прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.


4. Основные проблемы бюджетного финансирования

Одна из сложных проблем бюджетного финансирования — разделение отдельных видов расходов между отдельными уровнями бюджетной системы: федеральный, субъект Федерации, местное самоуправление. Существует группа расходов, находящихся исключительно в ведении Федерации. Это оборона, международная деятельность и некоторые другие. Но большинство статей расхода присутствуют в бюджетах всех уровней, что ставит вопрос о доле каждого уровня в общей сумме данных расходов. В общем смысле ясно, что расходы, к примеру, на образование, социальную политику и т.п. должны в большей мере осуществляться через бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Но общего смысла недостаточно для определения конкретных сумм расходов на эти цели во всех бюджетах. Нужны определенные методики, нормативы, договоренности между органами власти разного уровня. Это сложный и, к сожалению, до конца не решенный вопрос. Сожаление связано с тем, что нерешенность данного вопроса порождает конфликты и реальное недовольство. Здесь предстоит еще большая работа по достижению взаимоприемлемого для всех решения [8, С. 201].

Можно отметить, что имеется своеобразная симметрия трудностей в доходах и в расходах бюджетной системы: это распределение и доходов, и расходов по уровням бюджетной системы. Эти трудности связаны между собой и предполагают одновременное решение и в части доходов, и в части расходов. Выделение трех уровней в бюджетной системе приводит к тому, что в конкретном населенном пункте или районе могут осуществляться расходы из всех трех видов бюджета одновременно. В любом субъекте Федерации имеются объекты, финансируемые из федерального бюджета, а на территории местного самоуправления могут быть учреждения и организации, финансируемые из бюджета субъекта Федерации. Это обстоятельство важно иметь в виду, когда сравниваются уровни бюджетных расходов на одного жителя в разных областях и районах.

В научной литературе огромное значение придается проблеме участия государства в капитальных инвестициях. В настоящее время общий уровень государственных инвестиций в России примерно соответствует аналогичному показателю в странах ОЭСР. По оценкам МВФ, в среднем в развитых странах уровень государственных инвестиций составляег около 3,7% ВВП, или 15% всего объема инвестиций. Однако для стран с высокой нормой сбережения — Японии (26% ВВП) и новых индустриальных стран Азии (29% ВВП) — характерен втрое более высокий, чем в России, уровень государственных инвестиций. В России, где в условиях благоприятной макроэкономической ситуации последних лет норма сбережения достигла 30% ВВП, и, соответственно, возросли инвестиционные возможности государства, увеличение государственных инвестиций могло бы послужить осуществлению крупных инвестиционных программ для обеспечения структурной перестройки экономики, поддержки и обновления изношенной инфраструктуры.

Незначительные объемы государственных инвестиций в России не способствуют решению задач достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения уровня жизни населения страны.

Само по себе участие государства в реальных инвестициях не противоречит рыночной системе хозяйства. Все зависит от конкретных результатов этого участия. Разумеется, государство не может стать основным инвестором, но его значительные возможности влияния на ход экономического развития, безусловно, должны быть использованы в том числе и за счет предоставления средств на инвестиции.

В соответствии с приоритетами экономической политики на разных этапах этого периода модифицировались подходы к решению проблем прямого участия государства в инвестиционной деятельности. Предпринимались различные попытки к использованию государственных инвестиций как инструмента активизации инвестиционного процесса. В их числе можно отметить формирование бюджетов развития, осуществление выборочной ограниченной поддержки приоритетных направлений промышленного развития, проведение па конкурсной основе отбора эффективных проектов, выделение государством части необходимого объема ресурсов для эффективных вложений, предоставление льготных кредитов на реализацию высокоэффективных проектов, создание государственных институтов развития [8, С. 359].

Как свидетельствует зарубежный опыт, данные меры, как правило, являются весьма действенным стимулом активизации инвестиционного процесса, концентрации государственных инвестиций в стратегически важных секторах экономики, привлечения частных инвестиций. Однако в России они пока неэффективны. На этой основе не удалось мобилизовать требуемые для структурной перестройки инвестиционные ресурсы (как частные, так и государственные), сформировать систему государственных расходов на нужды развития, которая бы по своим целям и методам расходования средств была бы прозрачной и результативной.

В целом задачи использования государственных инвестиций как действенного инструмента экономической политики пока не решены. Не удалось добиться кардинальных сдвигов в решении проблемы финансирования государственных капитальных вложений. Без государственной поддержки остаются инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов, приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ [8, С. 364]. Кроме недостаточности государственных капвложений, инвестиционные программы федерального бюджета отличаются отсутствием комплексного подхода. Их предназначение часто не соответствует ориентирам стратегического развития страны.


5. Сущность бюджетирования на предприятии

В общем случае бюджетирование представляет собой процесс организации, планирования, анализа и контроля финансовой деятельности, реализуемый в несколько этапов:
- формирование прогноза ключевых индикаторов бюджета предприятия на основе бухгалтерской отчетности и прогнозных значений основных показателей деятельности;
- формирование проекта бюджета, принимаемого к исполнению;
- контроль и анализ исполнения базового варианта бюджета [9, с. 158].
Бюджетирование это процесс планирования операций предприятия и оформление его результатов в виде системы бюджетов. Бюджет - это план в количественном, обычно в денежном, выражении на определенный период времени.

В процессе бюджетирования разрабатывается основной бюджет, интегрирующий на уровне предприятия бюджеты отдельных центров финансовой ответственности в виде трех плановых форм:

1. Бюджет доходов и расходов (БДР), показывающий планируемые операции на предстоящий год. Как самостоятельный бюджет он обычно состоит из двух частей: программного бюджета и бюджета дочерних организаций. Программный бюджет состоит из предполагаемых доходов и расходов по основным программам компании. Бюджет дочерних организаций определяет их планы в свете выполнения их обязанностей, являясь своего рода средством контроля. БДР обычно составляется в виде баланса доходов и расходов. Но в целях планирования финансовых ресурсов он должен быть трансформирован с точки зрения притока и оттока средств.

2. Бюджет движения денежных средств (БДДС), показывающий предполагаемые источники и использование наличных средств в бюджетном году. Главная задача БДДС - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а следовательно, проверить будущую ликвидность компании. Это очень серьезная проблема в условиях рынка, т.к. прибыль не означает избыток наличности, а избыток наличности не означает получение прибыли, в то время как крупная просроченная задолженность является предвестником банкротства компании. Прогноз наличности отличается от прогноза прибыли и показывает движение наличности, а не заработанной прибыли. Он содержит следующие показатели: поступления от продаж, стоимость оплаченных материалов, расходы которые уже произошли, полные платежи по кредиту (% + капитал), купля / продажа имущества, дотации НДС.

3. Бюджет инвестиций, показывающий планируемые изменения в собственности, зданиях и оборудовании. Этот бюджет показывает предполагаемую стоимость каждого приобретения и сроки соответствующих расходов.

Основной бюджет должен посредством системы финансовых показателей отражать цели деятельности предприятия, его маркетинговые и производственные планы. Разработка основного бюджета позволяет не только сбалансировать доходы и расходы предприятия (что свойственно традиционному финансовому планированию), но и согласовать достижение планируемых финансовых результатов с денежным потоком, а также ориентировать деятельность предприятия на приемлемые параметры финансового состояния и достаточный уровень финансовой устойчивости.

В процессе составления основного бюджета принято выделять процесс подготовки операционного бюджета и процесс разработки финансового бюджета.

Финансовый бюджет включает:

- инвестиционный бюджет;

- бюджет движения денежных средств;

- прогноз баланса.

Операционный бюджет состоит из:

- бюджета продаж;

- бюджета производства;

- бюджета производственных запасов;

- бюджета прямых затрат на сырье и материалы;

- бюджета прямых затрат на оплату труда;

- бюджета общепроизводственных накладных расходов;

- бюджета управленческих расходов;

- бюджета коммерческих расходов;

- отчета о прибылях и убытках.

По методам разработки различают фиксированный и гибкий бюджеты (рис. 1).



Рис. 1. Виды бюджетов по методам разработки1


Фиксированный бюджет не изменяется в зависимости от объемов деятельности предприятия, он рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации. В нем доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации.
Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:
- бюджеты «от достигнутого» составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют приростными). Например, общехозяйственные затраты обычно планируют «от достигнутого»;
- бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5,10,20 %. этот подход является промежуточным между бюджетом «от достигнутого» и бюджетом «с нуля»;
- бюджеты «с нуля» разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Это избавляет от груза прошлых ошибок.
Возможности более детального анализа статический бюджет не предоставляет. В этих целях используют гибкий бюджет. В гибком бюджете предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Он учитывает изменение затрат и доходов в зависимости от изменения уровня продаж и представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам такими показателями может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:

ОЗ0= Ипост+ОР* Ипер,

где ОЗ0 – общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия;

Ипост – запланированный объем постоянных статей бюджета;

ОР – объем выпуска или реализации продукции;

Ипер – установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции.

Если в статическом бюджете показатели планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. При использовании гибкого бюджета применяется факторный анализ результатов.


Заключение

Бюджетное финансирование - одна из действующих форм покрытия расходов хозяйствующих субъектов; применяется для обеспечения затрат, имеющих общефедеральное, региональное и локальное значение, с их финансированием соответственно из федерального, регионального и местных бюджетов. Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств; в ходе бюджетного финансирования действует государственный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием денежных средств. Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах финансирования: ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений; на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам; на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; и др.); трансферты населению и нижестоящим бюджетам; бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.); инвестиции; ссуды, дотации, субвенции, субсидии; средства на обслуживание долговых обязательств; кредиты иностранным государствам и др.

В соответствие с функциональной классификацией основными направлениями бюджетного финансирования являются следующие: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана природной среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты. С точки зрения экономической классификации основными бюджетное финансирование осуществляется в форме капитальных и текущих затрат. С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений.

Анализ научной литературы показал, что в сфере бюджетного финансирования существует ряд проблем, основными из которых являются: проблемы разделение отдельных видов расходов между отдельными уровнями бюджетной системы и проблемы участия государства в капитальных инвестициях. Незначительные объемы государственных инвестиций в России не способствуют решению задач достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения уровня жизни населения страны. С целью решения проблем государственного участия в инвестиционной деятельности можно предложить переход на финансирование, основанное не только на среднесрочном, но и на долгосрочном финансовом планировании, внедрение механизмов управления результатами, повышение самостоятельности и ответственности администраторов бюджетных средств. Целесообразным является направление средств стабилизационного фонда на расширение государственных инвестиций прежде всего в развитие науки и создание высоких технологий. Совершенствованию бюджетного финансирования в России будет способствовать переход к бюджетному субсидированию коммерческих предприятий по результатам конкурсной борьбы претендентов за субсидии и отбора наиболее эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств. Такой способ позволит России реально решить вопрос о возможности долевого участия государства и хозяйствующих субъектов в покрытии определенных видов расходов. При перестройке бюджетного финансирования капитальных расходов целесообразно учитывать опыт, накопленный мировой практикой инвестирования ресурсов в общественное производство.

Бюджетирование это процесс планирования операций предприятия и оформление его результатов в виде системы бюджетов. Через бюджетирование финансовые ресурсы предприятия принимают вид денежных средств целевого использования, с конкретной направленностью. Относительно распределения финансовых ресурсов предприятия бюджет может быть представлен как средство координации, т.е. выглядит как программа действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации производственной продукции, инвестиционной деятельности и т.д., выраженная в стоимостных показателях.


Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823, "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.

  2. Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ (ред. от 02.11.2007) "О Федеральном бюджете на 2007 год" // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (2 ч.), ст. 5504.

  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 3995, "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31 (прил. 1) (приложения 1 - 7, 10, 12, 16, 19, 22, 25, 28), "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31 (прил. 2) (приложения 31, 34 - 35, 37 - 38, 41 - 48).

  4. Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О бюджетной классификации Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3338.

  5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, апрель, 2007.

  6. Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и распределению расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

  7. Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы. Краткий курс. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - 144 c.

  8. Лушина С.И., Слепова В.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 763 с.

  9. Финансы в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С. А. Белозёров, В. В. Иванов, В. В. Ковалев и др.; Под ред. В. В. Иванова, В. В. Ковалева.— М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.— 272 с.

  10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 607 с.

  11. Финансы: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.

1 Минина Е. Методическое руководство по бюджетному планированию // http://www.gaap.ru/biblio/corpfin/guide/005.asp



Список литературы и источников:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823, "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
2. Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ (ред. от 02.11.2007) "О Федеральном бюджете на 2007 год" // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (2 ч.), ст. 5504.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 3995, "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31 (прил. 1) (приложения 1 - 7, 10, 12, 16, 19, 22, 25, 28), "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31 (прил. 2) (приложения 31, 34 - 35, 37 - 38, 41 - 48).
4. Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О бюджетной классификации Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3338.
5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, апрель, 2007.
6. Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и распределению расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
7. Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы. Краткий курс. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - 144 c.
8. Лушина С.И., Слепова В.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 763 с.
9. Финансы в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С. А. Белозёров, В. В. Иванов, В. В. Ковалев и др.; Под ред. В. В. Иванова, В. В. Ковалева.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 272 с.
10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 607 с.
11. Финансы: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.


спрэд-модель построения денежных потоков коммерческого банка





© 2002 - 2017 RefMag.ru