RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Частная охранная и детективная деятельность

2005 г.

Похожие работы на тему "Частная охранная и детективная деятельность: понятие и задачи":

Другие работы:

Год написания: 2005 г.

Правоохранительные органы

Частная охранная и детективная деятельность: понятие и задачи

Москва - 2005


Содержание

Введение

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации в последние десять лет привело к возникновению новых отраслей экономики страны, обеспечивающих потребности субъектов рынка и отдельных граждан. Естественной реакцией на растущий спрос на услуги по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защиты имущества и личности стало появление негосударственных охранных предприятий и служб безопасности, формирование рынка соответствующих услуг.

Сегодня можно констатировать, что российский охранный бизнес уже доказал свою состоятельность и востребован обществом. Сектор экономики, связанный с оказанием услуг в области безопасности, динамично растет и развивается. По состоянию на март 2002 года1 в Российской Федерации уже насчитывалось более 14000 частных охранных предприятий и служб безопасности, то есть почти на тысячу больше, чем в 2001 году. В них работало более 1000000 человек.

Негосударственные организации безопасности охраняют сегодня более 73000 различных производственных объектов, торговых предприятий и складов, офисов, фирм и банков, больниц и учебных заведений, обеспечивают безопасную перевозку материальных ценностей. При оказании охранных услуг используется более 100000 единиц огнестрельного и газового оружия.

Негосударственные охранные организации вносят все возрастающий вклад и в обеспечение общественной безопасности. На середину 2001 года было заключено 7000 договоров, согласно которым была организована охрана объектов городской инфраструктуры - жилых домов, образовательных и детских дошкольных учреждений, стадионов, зон отдыха и др.

В 2001 году силами негосударственных предприятий безопасности задержано 32000 правонарушителей, в том числе 2500 - по подозрению в совершении преступлений. Возможности негосударственных структур все активнее используются в совместных с правоохранительными органами оперативно-профилактических и других мероприятиях.

Негосударственный охранный бизнес решает сегодня и большие социально-значимые задачи, обеспечивая трудоустройство и приобщение к гражданской жизни значительной части увольняемых в запас военнослужащих, сотрудников МВД и ФСБ Российской Федерации, других государственных структур. По различным оценкам, от 40 до 80 процентов ветеранов проходят социальную реабилитацию в предприятиях негосударственного охранно-сыскного бизнеса. Для многих из них это единственная возможность найти реальное применение своему опыту и профессиональным навыкам. Поэтому актуальность темы реферата не вызывает сомнения.


1. Частная детективная и охранная деятельность

Основной нормативный акт, регулирующий отношения в этой сфере - Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»2, - законодательно закрепил саму необходимость развития охранного бизнеса и обозначил формирование механизма контроля со стороны государства за этой деятельностью и связанным с ней оборотом оружия.

Статья 1 Закона Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Анализ показывает, что одного лишь этого определения недостаточно для того, чтобы выявить сущность частной детективной и охранной деятельности. Мы придерживаемся позиции тех специалистов, которые полагают, что рассматриваемый вид деятельности в основе представляет собой правоохранительную деятельность, в том числе, деятельность, направленную на предупреждение правонарушений.

Несмотря на то, что законодатель до настоящего времени «не решился» прямо признать это косвенное закрепление, данная характеристика частной детективной и охранной деятельности нашла в ст. 5, 9 и 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности».

Вместе с тем, мы не можем согласиться с попытками искусственного отождествления частной детективной и охранной деятельности с правоохранительной деятельностью государственных и муниципальных органов власти. Например, А.Ю. Шумилов пишет, что «правовая активность детективов и охранников, связанная с использованием и применением норм права, достигает высокой степени интенсивности, по существу, смыкается, с правоприменительной деятельностью государственных органов и их должностных лиц. В соответствии с этим частная правоохранительная деятельность должна происходить в установленных законом процедурно-процессуальных формах».

В качестве специфического признака частной детективной и охранной деятельности нередко выделяется признак сочетаемости в ней частных и публичных интересов. Соглашаясь в целом с необходимостью выделения данного признака, тем не менее не можем поддержать правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности в основе направлено на защиту прав и законных интересов частных детективов (частных охранников) и соответствующих предприятий, равно как и с тем, что такое регулирование преимущественно обеспечивает разграничение сфер публичной и частной сыскной и охранной деятельности. Мы полагаем, что хотя частная детективная и охранная деятельность является не только коммерческой, т.е. помимо прочего основанной на гражданско-правовом принципе диспозитивности деятельностью, но и публичной деятельностью. Мера публичности такой деятельности, по нашему мнению, должна определяться обществом в целом в законе прямого действия (а не только государственным аппаратом на основе делегированного законодательства). Эта мера, по-видимому, должна проявляться как система минимальных гарантий количества и качества правоохранительных услуг, предоставляемых частными детективными охранными предприятиями.

Существенным признаком частной детективной и охранной деятельности является, по-видимому, ее юридический характер.

Суть юридической деятельности, по нашему мнению, точнее всех выразил М.Ф. Озрих, полагающий, что такая деятельность представляет собой социальную активность, направленную на достижение значимого для физического или юридического лица либо государства результата путем применения или иной реализации правовых норм.

Несмотря на некоторую общность правовых оснований, частная детективная и частная охранная деятельность различаются по правовому содержанию. А.Ю. Шумилов под частной детективной деятельностью понимает «основанную на законе и облеченную в форму правовых отношений деятельность негосударственных субъектов (частных сыщиков и организаций), использующих специальные силы и средства, и осуществляемую посредством оказания услуг в сфере уголовного и гражданского судопроизводства”.

Соглашаясь в целом с предложенным определением, мы хотели бы обратить внимание на три неточности: 1) в этом определении не указана сущность данной деятельности (поиск, фиксация и обработка юридически значимой информации; 2) из Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» вовсе не следует, что частная сыскная деятельность не может быть связана с оказанием услуг в сфере административного судопроизводства; 3) коммерческий характер также является обязательным признаком частной детективной деятельности.

Вместе с тем, для точного описания правовой природы частной детективной деятельности последнюю необходимо отличать не только от частной охранной деятельности, но и от оперативно-розыскной деятельности.

К числу существенных отличий частной детективной деятельности от оперативно-розыскной могут быть отнесены следующие:

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется, как правило, без учета волеизъявления лица, интересы которого нарушены преступлением.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности исполнение поручений, органов осуществляющих расследование по уголовному делу является обязательным.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно государственными органами и их должностными лицами.

Целью оперативно-розыскной деятельности не является получение прибыли.

Определения частной охранной деятельности в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не дано. Однако анализ положений этого закона позволяет сформулировать следующее определение понятия данного вида деятельности, в котором бы учитывались особенности этой деятельности, отличающие ее от частной детективной деятельности и охранной деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений.

Частная охранная деятельность — это коммерческая деятельность физических и юридических лиц по предоставлению услуг непосредственной охраны (в том числе, вооруженной) жизни и здоровья граждан, имущества законных собственников, общественного порядка, а также по обеспечению предупреждению правонарушений (в том числе, преступлений) путем консультирования по вопросам организации и осуществления такой охраны.

Таким образом, сфера частной детективной и охранной деятельности может быть определена как система правоотношений, возникающих по поводу представления гражданам и организациям детективных и охранных услуг с целью получения прибыли.


2. Правовой статус частного охранного предприятия

Частное охранное предприятие как лицо, обладающее публичными полномочиями. Не менее сильной и разработанной, по сравнению с утверждением о правоохранительной природе деятельности частных охранных предприятий, в научной литературе является мнение о необходимости «частичного делегирования»3  правоохранительной функции.

В частности, Т.Э.Зульфургарзаде отмечает необходимость создания точного, юридически и экономически выверенного механизма, позволяющего «профессионально организовать и управлять деятельностью частных охранных … структур…, и осуществлять их взаимодействие с правоохранительными органами … Государство, как контролирующая и регулирующая структура, должно правильно планировать и управлять этим процессом …» и констатирует, что «необходимо понять всем и каждому: мы должны мобилизовать все силы и средства для противодействия преступности, но под строгим контролем государства»

При этом Т.Э.Зульфургарзаде не учитывает предпринимательский характер деятельности частных охранных предприятий - получение прибыли, как цель их деятельности, фактически определяя их исключительной целью защиту жизни, здоровья, имущества, законных интересов и прав клиентов, предупреждение преступлений. Более компромиссной точки зрения придерживается М.А.Ковалевский, утверждающий, что « деятельность охранных предприятий носит не только, частный, но и публичный характер…»4

Бесспорно, Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти. По смыслу статей 78 и 132 Конституции Российской Федерации, такая передача возможна при условии, что она не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статьи 45 и 48, закрепляя обязанность государства гарантировать защиту прав и свобод, не связывают законодателя в выборе путей выполнения указанной обязанности.

Поэтому нет ничего неестественного в наделении субъекта частного права публичными полномочиями. Пример тому - частный нотариус и адвокат5. На первого возложена обязанность предоставлять квалифицированную юридическую помощь, на второго - обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе по назначению судов. Таким образом, деятельность и частного нотариуса, и адвоката приобретает публично-правовой характер; она не является предпринимательской или какой-либо иной, не запрещенной законом, экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 года N 15-П6  разъяснено, что нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами, работающими в государственных конторах либо занимающихся частной практикой предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.

Осуществление нотариусами нотариальных функций от имени государства предопределяет их публично-правовой статус и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за деятельностью. Именно поэтому законодательством предусмотрено создание в каждом субъекте Российской Федерации нотариальных палат - некоммерческих организаций, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и своим уставом7

Публично-правовые задачи обязывают адвокатов и занимающихся частной практикой нотариусов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан.

Итак, эти наделенные публично-правовым статусом субъекты обладают как минимум тремя характерными признаками:

1. Осуществление деятельности от имени государства.

2. Наличие профессионального объединения, на которое государством возложена обязанность обеспечения надлежащего качества оказываемых услуг, что не исключает существование и иного государственного контроля (например, осуществляемый органами юстиции).

3. Закрепление обязанности в определенных законом случаях осуществлять льготное или бесплатное обслуживание отдельных категорий граждан.

В связи с тем, что ни один из названных признаков не может быть отнесен к деятельности частного охранного предприятия, представляется необоснованным отнесение частных охранных предприятий к публичным агентам - той группе лиц, наделенных публичными полномочиями, которые подобны по своему правовому статусу частным нотариусам и адвокатам, имеющим исключительно непредпринимательские цели деятельности.

В то же время, в ряде случаев в деятельности охранных предприятий можно найти некоторые общие черты с деятельностью предпринимателей, наделенных публичными полномочиями - например, с аудиторскими организациями.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 года N 4-п8 разъяснено, что отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, осуществляемой этими коммерческими организациями, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Проводящее обязательный аудит юридическое лицо заключает договор об оказании аудиторских услуг в качестве корпорации частного права, т.е. в рамках предпринимательской деятельности; вместе с тем такое юридическое лицо имеет особый статус: оно создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью и, осуществляя обязательный аудит, по сути, выполняет публичную функцию, поскольку уже не частный, а публичный интерес лежит в основе этого процесса.

О наличии публичных полномочий у охранных предприятий свидетельствует то обстоятельство, что их работники при осуществлении частной охраны имеют в силу закона право:

1) на договорной основе содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;

2) обеспечивать порядок в местах проведения массовых мероприятий;

3) применять специальные средства, в том числе оружие.

Подобные права, по общему правилу, присущи исключительно должностным лицам и органам публичной власти. Действительно, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, кроме гладкоствольного и охотничьего оружия, выдаются, например, органами внутренних дел частным охранным предприятиям и службам безопасности на предприятиях во временное пользование за плату. При аннулировании лицензий на право занятия частной детективной и охранной деятельностью огнестрельное оружие и боеприпасы к нему подлежат возврату в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ9

Публичный характер предоставляемых охранным предприятиям полномочий обусловлен тем, что их осуществление связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья третьих лиц и при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы подобных лиц. Все это делает вполне обоснованным следующее требование закона: физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, связанные с осуществлением упомянутых выше полномочий.

В то же время предпринимательский характер деятельности охранных предприятий обуславливает существование различий в правовом статусе охранных предприятий и их работников, с одной стороны, и должностных лиц и орган публичной власти - с другой стороны.

Определением Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 года № 32-О10  разъяснено, что Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», исходя из особого характера частной детективной и охранной деятельности (статья 3) , наделяет осуществляющих ее лиц специальным правовым статусом, отличным от правового статуса работников правоохранительных органов (часть вторая статьи 1) и включающим соответствующие права и обязанности (статьи 5, 16-18) , ограничения некоторых прав (часть вторая статьи 4, часть пятая статьи 11), а также гарантии социальной и правовой защиты (статья 19).

Частное охранное предприятие как юридическое лицо - субъект частного права. В российском гражданском праве юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени11 .

Не каждое юридическое лицо является предпринимателем. В силу ст.50 ГК РФ юридические лица подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. Критерием такого разграничения является характер основной деятельности юридического лица.

Так как частное охранное предприятие имеет основной целью деятельности извлечение прибыли, оно признается коммерческим. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, указанный в Гражданском кодексе является исчерпывающим и включает в себя: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Чаще всего частные охранные предприятия регистрируются и действуют в форме закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью.

Солидарная неограниченная ответственность полных товарищей в хозяйственных товариществах (п.1 ст.69 ГК РФ) и солидарная субсидиарная ответственность в одинаковом для участников кратном размере к стоимости вкладов в обществах с дополнительной ответственностью (п.1 ст.95 ГК РФ) - слишком жесткие системы ответственности для частных охранных предприятий, так как в большинстве случаев стоимость охраняемых благ в десятки раз превосходит стоимость платы за услуги.

Возможность свободной реализации акций любым третьим лицам в открытом акционерном обществе, и как следствие - потенциальная возможность постоянного изменения состава акционеров - крайне нежелательное положение вещей для предприятия, в собственности которого находится несколько десятков единиц оружия.


3. Соотношение частной охранной и правоохранительной деятельности.

До сих пор в литературе нет единого мнения о том, являются ли частные охранные структуры правоохранительными органами. Между тем, однозначное определение соотношения частной охранной и правоохранительной деятельности станет основой настоящей работы.

В российском законодательстве часто употребляются термины «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы». В то же время нет законодательного закрепления дефиниции «правоохранительная деятельность».

Словарь административного права определяет понятие «правоохранительные органы» «как систему органов государственной власти, главной задачей которых является осуществление непосредственно при помощи специальных средств и методов функций правоохраны, обеспечение безопасности личности, общества, государства» .

В.В.Марущенко12 имеет склонность рассматривать субъектов частной охранной деятельности как «негосударственные правоохранительные службы», «правоохранительный институт». Т.Э.Зульфургарзаде определяет частную охранную деятельность как «подвид правоохранной деятельности», а частные охранные предприятия «неизбежной и необходимой частью правоохранной системы правового государства»13 .

Сторонники правоохранительного характера частной охранной деятельности считают, что «государство, по необходимости, должно частично делегировать свою правоохранительную функцию в сферу негосударственных структур, готовых заниматься правоохранительной деятельностью» , в силу неспособности государства и правоохранительных органов обеспечить безопасность коммерческой деятельности, личную безопасность граждан и др.

Отсюда делаются выводы о необходимости расширения полномочий субъектов частной охранной деятельности, в том числе:

- равноправие с государственными органами в применении оружия14 ;

- выведение этого «достаточно автономного вида правоохранительной деятельности» из-под «ведомственного влияния» МВД РФ15 ;

- бесплатный доступ «к массивам информационных центров органов внутренних дел»16 .

Предлагается обязать органы государственной власти и местного самоуправления оказывать «реальную помощь и поддержку частным детективным и охранным структурам на первоначальном этапе их создания и становления, особенно в решении организационных вопросов аренды помещений, льготного кредитования, кадровых проблем, информационного обеспечения частной охранной и детективной деятельности и т.п.»17.

Между тем классическая теория права относит правоохранительную деятельность к основным формам реализации функций государства, поэтому тенденция признания частных детективных и охранных структур правоохранительными органами в литературе характеризуется как искусственная «приватизация» функций государственных органов»18 .

Предложенные последователями правоохранительного характера охранного предпринимательства квалификационные признаки содержания деятельности не позволяют решать теоретические и практические проблемы публично-правового регулирования этой деятельности. Признание деятельности охранных структур правоохранительной неизбежно повлечет правовые последствия во многих отраслях права, в том числе и трудовом праве.

Так, потребуется изменить существующий подход к объекту преступления, предусмотренного ст.317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа» Уголовного кодекса РФ. Наделение частных детективов и охранников статусом сотрудников правоохранительных органов, в силу прямого указания Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», предопределит решение вопроса об их праве на забастовку19 , потребует обеспечить им «единые нормы социальной защиты» установленные для сотрудников правоохранительных органов, а также государственную защиту, предоставленную должностным лицам правоохранительных органов20 .

Более того, поскольку п.«л» ч.1 ст.72 Конституции РФ относит «кадры судебных и правоохранительных органов» к предметам совместного ведения (совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, частные охранные организации во многом лишатся возможности самостоятельно решать кадровые вопросы.

В случае признания частных охранных предприятий правоохранительными органами сфера трудовой деятельности сотрудников автоматически подвергнется прямому нормативному регулированию в императивном порядке, будет четко ограничена, а сама деятельность станет строго формализованной.

Особенности положения сотрудника частного охранного предприятия, его социальный статус не могут не оказывать влияния на основания возникновения трудового отношения с ним, так как «даже при наличии публично-правового трудового договора … этот договор будет не чем иным, как соглашением о приеме-поступлении на государственную службу на условиях, заранее определенных в нормативном порядке»21 .

Между тем отсутствие закрепленных на законодательной основе определений с неизбежностью ведет к тому, что в научных кругах не достигнута общепризнанность используемой в правотворчестве терминологии. Налицо активный процесс переосмысления правовой сущности этих терминов, стремление наполнить их новым содержанием, что полностью опровергает мнение, что деятельность частных охранных предприятий «теоретически и практически неотделима от деятельности правоохранительных органов», что «нельзя делать коренных различий между государственной и негосударственной правоохраной в обществе…»22 .

Проблема разграничения охранного предпринимательства и правоохранительной деятельности актуальна также для обеспечения четкого дифференцированного регулирования общественных отношений. Смешение этих двух правовых категорий приводит к выходу за допустимые пределы государственного регулирования и нарушению конституционных прав граждан. В частности, некоторые авторы рекомендуют предусмотреть в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» «обязанности частных детективов и охранников по предоставлению отчетов о своей работе органам внутренних дел».

Таким образом, от признания правоохранительного или предпринимательского характера охранной деятельности всецело зависит содержание законодательного регулирования частной охранной деятельности во всех отраслях права.

Тезис о правоохранительной сущности этого вида предпринимательства обоснован общностью задач, характера, форм и методов их деятельности, однако общность содержания деятельности частных охранных структур и правоохранительных органов условна и основана на больших допущениях. Очевидны и интересны отличительные признаки правоохранительных органов как органов исполнительной власти и признаки субъектов предпринимательства, выявленные О.В.Солнышковой23.

Во-первых, охранные организации, в отличие от создаваемых по решению государства правоохранительных органов, могут быть учреждены или ликвидированы только при наличии свободного волеизъявления учредителей - физических и (или) юридических лиц. Невозможно существование правоохранительных органов и осуществление ими правоохранительной деятельности, являющейся функцией государства, в зависимости от желания учредителей создать предпринимательскую структуру для оказания услуг в охранной сфере или прекратить ее деятельность.

Во-вторых, исполнение государственной охранительной функции по обеспечению законности и общественной безопасности, охране общественного порядка, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступностью является конституционной обязанностью государства и его органов.

Исполнение правоохранительными органами возложенных на них обязанностей носит публично-правовой характер и обеспечивает охрану прав граждан, интересов общества и государства. Специальная президентская комиссия США по изучению частной службы безопасности считает, что в основе различия между государственными правоохранительными органами и частной службой безопасности лежит источник финансирования: государственный или частный. Реализация задач правоохранительной деятельности обеспечивается бюджетным финансированием правоохранительной деятельности24.

В этой связи представляется, что государственные правоохранительные органы, занятые в сфере экономической и общественной безопасности, должны преследовать, прежде всего, государственные интересы. При всем желании они не в состоянии оперативно, гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка подобных услуг. Более того, в силу стоящих перед ними задач, ограниченности финансовых, технических и кадровых возможности, они не могут осуществлять всеобъемлющую физическую, техническую и информационную защиту частного предпринимательства и граждан. Попытки получить дополнительные внебюджетные средства могут быть чреваты следующими последствиями:

- снижение уровня основных функций, связанных с обеспечением интересов государства;

- коммерциализация правоохранительных органов;

- экономическая псевдорентабельность, поскольку все, за что частные предприятия платят налоги и сборы, пополняя бюджет, государственные органы используют за счет бюджета;

- нарушение антимонопольного законодательства.

Стремление захватить рынок охранных услуг может стать миной замедленного действия, ударить по престижу правоохранительных органов защиты правопорядка, привести к противоречиям и конфликтам в деятельности различных государственных силовых структур, когда одни охраняют ту или иную коммерческую фирму, а другие ведут ее оперативную разработку; втянуть государство в борьбу корпоративных интересов коммерческих структур.

Принципы диалектической логики требуют всесторонности рассмотрения объекта исследования. Однако приверженцы идеи исключительно правоохранительного характера частной охранной деятельности игнорируют то, что данная деятельность осуществляется коммерческими организациями, имеющими в качестве цели извлечение прибыли, ссылаясь при этом на ее осуществление «в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов» (ст.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

В то же время деятельность частных детективных и охранных организаций и индивидуальных предпринимателей во многом носит ярко выраженный частноправовой характер. Отсутствие в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» прямого указания на то, что основной целью создания и деятельности частных охранных и детективных организаций является извлечение прибыли, обусловливает настоятельную потребность в определении базовых понятий в данной сфере.

В-третьих, в определении частной детективной и охранной деятельности реализован один из основных принципов гражданского права - принцип эквивалентности отношений. Законодатель в ст.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» выделил возмездность в качестве существенного признака частной детективной и охранной деятельности.

Как уже было сказано, основной целью деятельности частных охранных организаций и предпринимателей, в соответствии со ст.50 ГК РФ, является извлечение прибыли и распределение ее между участниками коммерческой организации. Но даже если исключить из рассмотрения основную цель коммерческих организаций, факт осуществления субъектами охранной деятельности защиты только тех лиц, которые способны оплатить эти услуги, является серьезным доводом против того, чтобы считать частную детективную и охранную деятельность только правоохранительной.

В-четвертых, квалифицирующим признаком правоохранительной деятельности является ее объективный, обязательный для государственных органов характер. Правоохранительные органы обязаны, в соответствии со своей компетенцией, осуществлять правоохранительную деятельность вне зависимости от обращения лиц, права которых нарушены. Так, в ст.10 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции»25 , отсутствует требование такого обращения в качестве условия исполнения милицией обязанностей по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений; выявлению и раскрытию преступлений.

В деятельности охранных структур реализуется принцип диспозитивности, в соответствии с которым «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права» (п.1 ст.9 ГК РФ). Для субъектов предпринимательства, в отличие от правоохранительных органов, не установлена обязанность по защите прав неопределенного круга лиц.

Легальным признаком этого вида предпринимательства являются договорные отношения между ее субъектом и заказчиком услуг. Только при наличии договора между клиентом и охранной организацией, индивидуальным предпринимателем возникают гражданско-правовые обязательства по охране прав конкретного клиента и только в объеме, предусмотренном договором. Организации и индивидуальные предприниматели своей волей и в своих интересах заключают договоры на оказание охранных услуг. Эта сфера предпринимательства не включена в перечень публичных видов деятельности, субъекты которой обязаны заключать публичный договор на ее осуществление по требованию каждого обратившегося лица (ст.426 ГК РФ).

В связи с этим следует обсудить мнение о наделении частных охранников компетенцией в части осуществления функций властного характера по применению мер административного пресечения от имени государства.

Должностные лица правоохранительных органов являются представителями государственной власти. Для решения законодательно определенных задач и в рамках установленной компетенции они наделены государственно-властными полномочиями и используют правовые средства, в частности, меры правового принуждения. Только государственные правоохранительные органы вправе применять к виновному лицу юридические санкции, профилактические и превентивные меры государственного принуждения (штрафные, карательные санкции), привлечь его к уголовной или административной ответственности.

Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержит указание, что «на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется». В нем также установлены запреты детективам и охранникам «выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов» (п.2 ст.7 и ст.12) «осуществлять какие-либо оперативно-разыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания» (ст.1). Цель этих нормативных положений состоит в предотвращении заблуждения у лиц, которые вступают в отношения с частными детективами и охранниками, относительно их правового статуса и обязательности выполнения требований.


Заключение

Частная охранная и детективная деятельность - это деятельность направленная на оказание на возмездной договорной основе физическим и юридическим лицам предприятиями услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц и др.

Эта деятельность направлена на защиту законных прав и интересов граждан и организаций, в чем проявляется ее сходство с правоохранительной деятельностью. Отличие же состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги. Осуществление этой деятельности допускается лишь при получении в установленном законом порядке от органов внутренних дел лицензии на право заниматься частной охранной или детективной деятельностью и прохождении государственной регистрации. На лиц, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, статус работников правоохранительных органов не распространяется.

Согласно Закону Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" такая деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации.

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности" и другие законы и правовые акты Российской Федерации.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана, которые осуществляются специальными предприятиями.

Частные охранные предприятия. Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия, которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии - 3 года, в дальнейшем срок лицензии продлевается на 5 лет.

Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:

-защита жизни и здоровья граждан, в ходе которой осуществляются различные мероприятия по физической защите охраняемых лиц от преступных посягательств;

-охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, осуществляется как физическими, так и техническими средствами. Охрана может осуществляться в отношении любых объектов независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране;

-проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно-охранной сигнализации;

-консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

-беспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. В этих случаях, как правило, к услугам частных охранных предприятий прибегают устроители концертов, съездов каких-либо партий.

Частные детективные предприятия. В отличие от частной охраной деятельности, частной детективной деятельностью могут заниматься как предприятия, так и отдельные граждане. Правовым основанием для осуществления частной детективной деятельности является получение лицензии от органа внутренних дел сроком на 3 года. Лицензия продлевается на 5 лет,

Частный детектив образует индивидуальное частное детективное предприятие. Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения частных детективных предприятий. Объединение имеет собственное наименование, действует на основании собственного устава, но при этом частные детективные предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации, такие как:

- сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Клиентами в этом случае, как правило, выступают истец, ответчик, обвиняемый, его родственники, адвокат (защитник) или представитель. Условием для осуществления этого вида услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится дело;

- сбор информации в предпринимательской деятельности. Как правило, сыскные действия проводятся для выяснения надежности партнера клиента, для установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конкуренцию;

- сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов. Осуществляется этот вид услуг в основном в отношении лиц, с которыми предстоит заключить трудовой договор. При этом информация о частной жизни лица может быть получена только с его согласия;

- поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества. Хотя розыск без вести пропавших лиц является обязанностью милиции, многие граждане, не желая огласки или недовольные розыскными действиями милиции, обращаются к частным детективам, которые осуществляют розыскные мероприятия, в необходимых случаях контактируя с соответствующими подразделениями милиции.

Частные детективные и охранные предприятия занимаются только одним видом деятельности - или сыском, или охраной. Для расширения возможности оказания услуг образуются ассоциации частных охранных предприятий и частных детективных предприятий, в которых за каждым предприятием сохраняется самостоятельность и права юридического лица.

На некоторых предприятиях создается служба безопасности, которая является структурным подразделением предприятия и осуществляет как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятельность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шпионажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия.


Список литературы

  1. Федеральный Закон Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” – СПС Гарант, 2005.

  2. Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст.888.

  3. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст.1455.

  4. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст.4557.

  5. Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст.4030.

  6. Закон РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции»//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст.503.

  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 года. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст.2491.

  8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I //Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст.357.

  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 года № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В.Выставкиной»//Российская газета, № 67, 09.04.2003.

  10. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8. Ст.506.

  11. Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 года N 32-О «По запросу судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»//Информационная правовая система «Кодекс».

  12. Зульфургарзаде Т.Э. Правовые и организационные основы деятельности частных детективных и охранных структур по предупреждению преступлений: Дисс… канд. юрид. наук.//Юридические лица: URL: http://teymurs.narod.ru/TZ_disser.htm (23 августа 2002 года).

  13. Пушкина Я. Правовой режим частной охранной деятельности и особенности регулирования труда работников частных охранных предприятий

  14. Ковалевский М.А. Правовое регулирование хранения в коммерческом обороте//Кодекс-info, 2001, № 12.

  15. Ковалевская Н.С., Ковалевский М.А., Попондопуло В.Ф. и др. Материалы по обобщению арбитражной практики по делам с участием Территориальных фондов обязательного медицинского страхования. М., 1999. С. 60-63 и др.

  16. Гражданское право. Учебник. Часть I.//Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., 1998, С. 120.

  17. Марущенко В.В. Проблемы становления негосударственной правоохранительной системы//Право. 1997. № 1. С. 30-34.

  18. Осин В.В. Частные детективные и охранные предприятия: деятельность и пути ее совершенствования//Право и экономика. 1997. № 11-12. С. 14-16.

  19. Закон о частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации: Комментарий//Отв. ред. Шумилов А.Ю. М., 1995. С. 7.

  20. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: особенности, подвижность сфер и методов//Журнал российского права. 2001. № 5. С. 5.

  21. Хохлов Е.Б. Об основаниях трудовых правоотношений//Правоведение. 1994. № 4.

  22. Солнышкова О.В. Соотношение частной охранной и детективной и правоохранительной деятельности//Журнал российского права. 2001. № 9.

  23. Гладких С.Р. Комментарий к Закону Российской Федерации "О частной, детективной и охранной деятельности в Российской Федерации": С учетом законодательства на 1 августа 2003 года. – М.: Юридический Дом "Юстицинформ" - 2003, 171 стр.


1 Пушкина Я. Правовой режим частной охранной деятельности и особенности регулирования труда работников частных охранных предприятий

2 Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст.888.

3 Зульфургарзаде Т.Э. Правовые и организационные основы деятельности частных детективных и охранных структур по предупреждению преступлений: Дисс… канд. юрид. наук.//Юридические лица: URL: http://teymurs.narod.ru/TZ_disser.htm (23 августа 2002 года).

4 Ковалевский М.А. Правовое регулирование хранения в коммерческом обороте//Кодекс-info, 2001, № 12.

5 Ковалевская Н.С., Ковалевский М.А., Попондопуло В.Ф. и др. Материалы по обобщению арбитражной практики по делам с участием Территориальных фондов обязательного медицинского страхования. М., 1999. С. 60-63 и др.

6 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 года. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст.2491.

7 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I //Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст.357.

8 Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 года № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В.Выставкиной»//Российская газета, № 67, 09.04.2003.

9 Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8. Ст.506.

10 Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 года N 32-О «По запросу судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»//Информационная правовая система «Кодекс».

11 Гражданское право. Учебник. Часть I.//Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., 1998, С. 120.

12 Марущенко В.В. Проблемы становления негосударственной правоохранительной системы//Право. 1997. № 1. С. 30-34.

13 Зульфургарзаде Т.Э. Правовые и организационные основы деятельности частных детективных и охранных структур по предупреждению преступлений: Дисс… канд. юрид. наук.//Юридические лица: URL: http://teymurs.narod.ru/TZ_disser.htm (23 августа 2002 года).

14 Осин В.В. Частные детективные и охранные предприятия: деятельность и пути ее совершенствования//Право и экономика. 1997. № 11-12. С. 14-16.

15 Закон о частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации: Комментарий//Отв. ред. Шумилов А.Ю. М., 1995. С. 7.

16 Марущенко В.В. Проблемы становления негосударственной правоохранительной системы//Право. 1997. № 1. С. 30-34.

17 Зульфургарзаде Т.Э. Правовые и организационные основы деятельности частных детективных и охранных структур по предупреждению преступлений: Дисс… канд. юрид. наук.//Юридические лица: URL: http://teymurs.narod.ru/TZ_disser.htm (23 августа 2002 года).

18 Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: особенности, подвижность сфер и методов//Журнал российского права. 2001. № 5. С. 5.

19 Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст.4557.

20 Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст.1455.

21 Хохлов Е.Б. Об основаниях трудовых правоотношений//Правоведение. 1994. № 4.

22 Зульфургарзаде Т.Э. Правовые и организационные основы деятельности частных детективных и охранных структур по предупреждению преступлений: Дисс… канд. юрид. наук.//Юридические лица: URL: http://teymurs.narod.ru/TZ_disser.htm (23 августа 2002 года).

23 Солнышкова О.В. Соотношение частной охранной и детективной и правоохранительной деятельности//Журнал российского права. 2001. № 9.

24 Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст.4030.

25 Закон РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции»//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст.503.



Фактор не оказывает влияния на рыночную стоимость оцениваемого оборудования





© 2002 - 2017 RefMag.ru