RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Экологическая экспертиза: назначение и виды

2005 г.

Похожие работы на тему "Экологическая экспертиза: назначение и виды":

Другие работы:

Год написания: 2005 г.

Экологическое право

Экологическая экспертиза: назначение и виды

Москва - 2005


Содержание

Введение

Принятие хозяйственных решений основывается на балансе интересов общества, экономических затратах и инвестиционных рисков. Аналитическим инструментом для выработки инвестиционных решений, основанных не на интуиции или эмоциях, а на единой методической основе, является экологическая экспертиза инвестиционных проектов и бизнес-планов.

В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Поэтому актуальность темы реферата не вызывает сомнения.

Экологическая экспертиза - комплексная оценка проектов хозяйственного строительства и использования природных ресурсов на предмет их соответствия экологической безопасности и системы рационального природопользования.

Основным нормативным документом регламентирующим вопросы проведения экологической экспертизы является Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

В данной работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия «экологическая экспертиза», основные принципы экологической экспертизы, цели и объекты, виды экологической экспертизы, порядок и процедура проведения экологической экспертизы.


1. Сущность понятия «экологической экспертизы», основные принципы, цели и объекты

В конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон "Об экологической экспертизе", где определяется, что  экологическая экспертиза -это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий  этой деятельности на окружающую природную среду и связанных  с ними социальных, экономических и иных последствий  реализации объекта экологической экспертизы.

Основные принципы проведения экологической экспертизы:

- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;

- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

- ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

 Цели экологической экспертизы:

- определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;

- определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;

- определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;

- обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

 Объекты экологической экспертизы . К объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:

- проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным для окружающей среды последствиям;

- проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

- проекты генеральных планов развития территорий, проекты создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

- проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в т.ч. промышленности;

- проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Россия, и федеральных инвестиционных программ;

- обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;

- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;

- документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.

2. Виды экологической экспертизы

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации1.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

  • проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды;

  • материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе2:

    1. проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

    2. проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

    3. проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;

    4. проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;

    5. проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

    6. проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

    7. проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;

  • технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, и другие проекты, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов;

  • технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные "Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте";

  • материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;

  • проекты международных договоров;

  • документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации;

  • материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится, в соответствии с законодательством Российской Федерации, к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

  • проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;

  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;

  • проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;

  • документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;

  • иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации;

  • объекты государственной экологической экспертизы, приведенные выше и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

    1. доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

    2. изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

    3. реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

    4. истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

    5. внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат3:

  • проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность;

  • материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов Российской Федерации, в том числе:

    1. проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ субъектов Российской Федерации, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

    2. проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектов Российской Федерации, в том числе промышленности;

    3. проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил субъектов Российской Федерации;

    4. проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;

    5. проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения;

  • документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

  • все виды градостроительной документации, в том числе:

    1. схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;

    2. генеральные планы городов, других поселений и их систем;

    3. проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

    4. генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

    5. проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

    6. проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

  • проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

  • технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов;

  • документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;

  • проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства;

  • материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

  • иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность, и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации;

  • объекты государственной экологической экспертизы, приведенные выше и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

    1. доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

    2. изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

    3. реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

    4. истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

    5. внесения изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза основывается на принципах4:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- проведение общественной экологической экспертизы на возможно более ранней стадии планирования хозяйственной и иной деятельности с целью учета ее выводов и рекомендаций при доработке проектной документации объекта;

- безусловного права общественности на получение полной, своевременной и достоверной информации о неблагоприятных экологических, социальных и иных последствиях намечаемой деятельности;

- права общественности на выражение своей позиции в отношении объекта общественной экологической экспертизы до принятия решения о его реализации и участия в принятии этого решения;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий при проведении экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений общественной экологической экспертизы; комплексного учета экологических, социальных и экономических последствий намечаемой деятельности;

- гласности, учета общественного мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза предполагает работу с предпроектной или проектной документацией на завершающей стадии ее подготовки.

Объектами общественной экологической экспертизы являются объекты государственной экологической экспертизы, за исключением объектов, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Объектами общественной экологической экспертизы могут быть:

- проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера;

- проекты комплексных и целевых программ;

- проекты генеральных планов развития территорий;

- все виды градостроительной документации;

- проекты схем развития отраслей народного хозяйства;

- проекты межгосударственных инвестиционных программ;

- проекты комплексных схем охраны природы РФ, схем охраны и использования природных ресурсов (в т.ч. проекты землепользования и лесоустройства, материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные);

- проекты международных договоров;

- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду;

- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;

- проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги.


3. Порядок и процедура проведения экологической экспертизы

После представления материалов на государственную экологическую экспертизу при соответствии этих материалов требованиям ст.14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, - штатный сотрудник Госкомэкологии России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

Результатом работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является сводное заключение, содержащее следующие основные разделы: перечень и краткое содержание представленных на экспертизу материалов, замечания и предложения, основанные на анализе и экспертной оценке представленных материалов, а также выводы и рекомендации экспертной комиссии о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение - одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят "особое мнение", которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью.

Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В заключение нужно отметить, что оценка риска возникновения неблагоприятных экологических последствий от реализации намечаемой деятельности, поиск компромиссных решений на стадии, когда объект еще не реализован, гораздо более эффективны, чем действия в неблагоприятных ситуациях, уже сложившихся из-за неправильно принятых решений. Поэтому реализация в нашей стране закона "Об экологической экспертизе" является важным шагом к улучшению экологической обстановки в России.


Заключение

В Законе РФ “Об экологической экспертизе” любая хозяйственная деятельность признается потенциально экологически опасной.

 экологическая экспертиза -это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий  этой деятельности на окружающую природную среду и связанных  с ними социальных, экономических и иных последствий  реализации объекта экологической экспертизы.

В соответствие со ст. 4 Федерального закона в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Законом установлен перечень проектов подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне.

Общественная экологическая экспертиза предполагает работу с предпроектной или проектной документацией на завершающей стадии ее подготовки.

Объектами общественной экологической экспертизы являются объекты государственной экологической экспертизы, за исключением объектов, составляющих государственную или коммерческую тайну.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". – СПС «Гарант», 2005.

  2. Положение «О порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698

  3. Питулько В.М., ред. Экологическая экспертиза. – М.: "Академия", 2004.

  4. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. – М.: "Аспект-Пресс", 2005.

1 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". – СПС «Гарант», 2005.

2 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". – СПС «Гарант», 2005.

3 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". – СПС «Гарант», 2005.

4 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". – СПС «Гарант», 2005.



Финансовые институты, действующие на договорной основе





© 2002 - 2017 RefMag.ru