RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Эмиссия ценных бумаг

2004 г.

Год написания: 2004 г.

Эмиссия ценных бумаг


Содержание


Введение

Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине 1991 г. после принятия известного Постановления Совета министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. «Об утверждении Положения об акционерных обществах». Для этого — первого — этапа были характерны такие процессы, как появление первых открытых АО, появление государственных облигаций на биржевых торгах, создание сотен бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка ценных бумаг. Постановление Совета министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).

Основными формальными вехами второго этапа развития РЦБ стали система приватизационного законодательства 1992—1994 гг. и создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.

Наибольшее влияние на развитие рынка в 1992—1994 гг. оказал Указ Президента РФ № 721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятии, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Технология чековой (ваучерной) приватизации стала в свою очередь решающей для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.

По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, расширение рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции.

Увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов, хотя и крайне низкой степени надежности, ориентированных на работу с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей. 1994 год ознаменовался также осуществлением первых крупных вложений иностранных инвесторов в акции российских приватизированных предприятий.

Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига:

во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и, во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов, формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги, а также притока на рынок средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).

С окончанием реализации модели массовой приватизации (1992— 1994 гг.) в России завершается в значительной мере количественный этап институциональных преобразований. Его важнейшим итогом стало формирование новых экономико-правовых механизмов и институциональных структур;

корпоративного сектора экономики (свыше 50 000 зарегистрированных АО);

биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, включая инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций приватизированных предприятий;

системы (пока переходной, но уже довольно мощной) институциональных инвесторов;

социального слоя, который даже с учетом его крайней неоднородности и недостаточной правовой защищенности можно назвать слоем собственников (около 40 млн. акционе­ров по итогам массовой приватизации).

Эти факторы в значительной степени определили и последующую динамику рынка. В результате столь быстрого роста рынка потребности эмитентов и инвесторов переросли те возможности, которые предоставляет инфраструктура рынка. Если в 1992—1993 гг. можно было говорить о том, что развитие инфраструктуры опережало развитие рынка в целом, то в 1995—1996 гг. ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие рынка также поставило в качестве одного из ключевых вопрос о создании новой нормативной базы.

Для современного этапа развития рынка ценных бумаг характерны следующие основные признаки:

появление в 1994—1997 гг. законодательной и нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг в России;

позитивные качественные изменения 1994—1997 гг., связанные с развитием инфраструктуры — около 200 лицензированных регистраторов, б лицензированных депозитариев и подготовка к созданию центрального депозитария, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка;

общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка, возрастание стабильности рынка;

вступление в силу в 1996 г. законов РФ «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».


1 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

Регулирование эмиссии производится в целях препятствования выпуску на рынок суррогатов ценных бумаг, которые по форме напоминают настоящие ценные бумаги, но не обладают их основными качествами. В этом смысле регулирование эмиссии является одним из ключевых способов защиты интересов потенциальных инвесторов.

Основные положения, регулирующие эмиссию акций и облигаций, заложены федеральными законами «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Постановление ФКЦБ России «Об утверждении Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии» конкретизирует и согласовывает положения вышеназванных законов в части регулирования эмиссии акций и облигаций акционерных обществ и иных коммерческих организаций.

Предварительно необходимо уточнить смысл таких понятий, как «выпуск», «эмиссия» и «размещение». На практике очень часто используют два термина «эмиссия» и «выпуск» в качестве синонимов.

Эмиссия ценных бумаг это установленная законодательством пос-ледовательность действий эмитента АО по размещению ценных бумаг.

Выпуск ценных бумаг означает совокупность ценных бумаг одного эмитента (АО), которые предоставляют одинаковый объем прав владельцам и которые имеют одинаковые условия размещения.

Размещение эмиссионных ценных бумаг это отчуждение их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Таким образом, говоря о выпуске ценных бумаг, мы будем рассматривать его как с точки зрения совокупности ценных бумаг одного эмитента, так и с точки зрения осуществления процесса эмиссии.

Следует учитывать также, что Закон «О рынке ценных бумаг» не регулирует процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Это будет сделано в специальном законе, который в настоящее время находится в стадии разработки.

Согласно ст. 19 Закона «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии состоит из нескольких этапов (если иное не предусмотрено законодательством РФ):

принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;

для документарной формы выпуска изготовление сертификатов ценных бумаг;

размещение эмиссионных ценных бумаг;

регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Если число владельцев ценных бумаг значительно, т. е. у них могут возникнуть сложности с получением подробной информации о выпуске, требуется дополнительно зарегистрировать проспект эмиссиидокумент, содержащий основную информацию о выпуске и эмитенте.

При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;

раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Закон запрещает производить эмиссию ценных бумаг, производных по отношению к эмиссионным ценным бумагам, итоги выпуска которых не прошли регистрацию.

Все этапы эмиссии соответствующим образом регламентированы.

После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг производится регистрация выпуска, суть которой состоит в официальной фиксации обязательств эмитента, удостоверяемых ценной бумагой объема эмиссии и других параметров ценной бумаги. Это делается для того, чтобы эмитент не мог впоследствии изменить условия выпуска. При регистрации также производится проверка уставных документов эмитента.

В соответствии со ст. 20 закона для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы:

заявление на регистрацию;

решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);

копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);

документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательством Российской Федерации).

Эмитент и должностные лица органов управления эмитента, на которые уставом и/или внутренними документами эмитента возложена обязанность отвечать за полноту и достоверность информации, содержащейся в указанных документах, несут ответственность за исполнение по данным обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Порядок присвоения государственного регистрационного номера устанавливается регистрирующим органом. Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты течения документов, указанных в настоящей статье. Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Закон предусматривает строго определенный перечень оснований для отказа в регистрации (ст. 21):

нарушение эмитентом требовании законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона;

внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска четных бумаг) ложных сведений либо сведе-

ний, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бума! и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Последняя норма призвана защитить эмитентов от потенциальной необъективности рассмотрения вопроса о регистрации эмиссии.

В случае больших выпусков регистрируется также проспект эмиссии, который должен содержать дополнительную информацию, которая делается доступной широкой публике. Проспект эмиссии должен содержать:

-данные об эмитенте

-данные о финансовом положении эмитента (эти сведения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно-правовой формы);

-сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Данные об эмитенте включают полное и сокращенное наименование эмитента или имена и наименования учредителей; юридический адрес эмитента; номер и дату свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; информацию о лицах, владеющих не менее чем 5 процентами уставного капитала эмитента; структуру руководящих органов эмитента; список всех юридических лиц, в которых эмитент обладает более чем 5 процентами уставного капитала; список всех филиалов и представительств эмитента.

Данные о финансовом положении эмитента включают бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах деятельности эмитента, отчет о формировании и об использовании средств резервного фонда, размер просроченной задолженности эмитента кредиторам и по платежам в соответствующий бюджет, данные об уставном капитале эмитента, отчет о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента.

Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг содержат информацию о ценных бумагах (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на ценные бумаги), об общем объеме выпуска, о количестве эмиссионных ценных бумаг в выпуске; об эмиссии ценных бумаг; о сроках начала и окончания размещения эмиссионных ценных бумаг; о ценах и порядке оплаты приобретаемых владельцами эмиссионных ценных бумаг; о профессиональных участниках рынка ценных бумаг или об их объединениях, которых предполагается привлечь к участию в размещении выпуска; о получении доходов по эмиссионным ценным бумагам; о наименовании органа, осуществившего регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Приведенный обширный перечень сведений призван снабдить потенциального инвестора информацией, необходимой для принятия реше-

ния о покупке ценных бумаг данного выпуска или отказе от нее. Подробности формы и порядка регистрации приведены в соответствующем Постановлении ФКЦБ.

Кроме того, согласно ст. 23 закона в случае открытой (публичной) эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии. и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг.

В тех случаях, когда хота бы один выпуск эмиссионных ценных бумаг эмитента сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, эмитент обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности в следующих формах: ежеквартальный отчет эмитента; сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.

Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать следующие данные:

коды, присвоенные регистрирующим органом сообщениям о раскрытых в отчетном квартале существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента;

данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента:

бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец отчетного квартала;

факты, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков эмитента более чем на 20 процентов в течение отчетного квартала по сравнению с предыдущим кварталом:

данные о формировании и использовании резервного и других специальных фондов эмитента.

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого завершенного квартала не позднее 30 календарных дней после его окончания. Ежеквартальный отчет должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента.

Сообщениями о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, признаются сведения:

об изменениях в списке лиц, входящих в органы управления эмитента (за исключением общего собрания участников в обществах с ограниченной ответственностью и общего собрания акционеров в акционерных обществах);

-об изменениях в размере участия лиц, входящих в органы управления эмитента, в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ и об участии этих лиц в капитале других юридических лиц, если они владеют более чем 20 процентами указанного капитала;

-об изменениях в списке владельцев (акционеров) эмитента, владеющих 20 процентами и более уставного капитала эмитента;

-об изменениях в списке юридических лиц, в которых данный эмитент владеет 20 процентами и более уставного капитала;

-о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

-о начисленных и/или выплачиваемых доходах по ценным бумагам эмитента;

- о погашении ценных бумаг;

-о выпусках ценных бумаг, приостановленных или признанных несостоявшимися;

-о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25 процентами его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида.

Сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, должны направляться эмитентом и порядке раскрытия в регистрирующий орган для обеспечения доступности согласно ст. 30 закона в срок не более пяти рабочих дней с момента появления факта. Цель этого раскрытия та же, что и проспекта эмиссии, но производится раскрытие и после размещения ценных бумаг.

Закон вводит определенные ограничения на процедуру размещения ценных бумаг. Они призваны ограничить возможности недобросовестной эмиссии, призванной перераспределить доли уставного капитала или получить временный кредит у инвесторов. Нормы касаются раскрытия информации, сроков размещения, последовательности нескольких выпусков.

Так (ст. 24 закона), эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг.

Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Доля не размещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается ФКЦБ. Возврат средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии производится в порядке, установленном ФКЦБ.

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством РФ.

Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.

Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. Настоящее положение не применяется в следующих случаях:

1) при эмиссии государственных ценных бумаг;

2) при предоставлении акционерам АО преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;

3) при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

По завершении эмиссии в регистрирующий орган представляется отчет об итогах выпуска. Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию (ст. 25 закона):

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);

3) количество размещенных ценных бумаг;

4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг; объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения; объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.

Для акций в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется ФКЦБ.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета. В случае если эмитент не следует предписанному порядку действий, эмиссия может быть признана недобросовестной и аннулирована.

Закон (ст. 26) вводит понятие недобросовестной эмиссии. Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной в настоящем разделе, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

В случае обнаружения признаков недобросовестной эмиссии регистрирующим органом он обязан в течение семи дней сообщить об этом в ФКЦБ (региональное отделение ФКЦБ).

В регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных в ст. 21 закона. Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений: нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации; обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации. При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа.

В случае признания эмиссии недействительной эмитент должен все вернуть в исходное состояние и вернуть деньги покупателям, успевшим купить его бумаги.

В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, должны быть возвращены владельцам. ФКЦБ для возврата средств владельцам вправе обратиться в суд. Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (несостоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.

В случае нарушения, выражающегося в выпуске ценных бумаг в обращение сверх объявленного в проспекте эмиссии, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску. Если эмитент в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску,

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом.

При эмиссии акций кредитными организациями вводится особый порядок накопления средств на накопительном счете (ст. 27 закона). Суть его в том, что использовать деньги, поступившие при распространении своих акций, банк может только после успешного завершения эмиссии, т. е. признания ее состоявшейся. Режим накопительного счета устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Отдельно в законе рассматриваются вопросы выпуска и обращения иностранных ценных бумаг. Так, ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг Российской Федерации после регистрации проспекта эмиссии этих ценных бумаг в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Ценные бумаги, выпущенные эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, допускаются к обращению за пределами Российской Федерации по решению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.


2. СТАНДАРТЫ ВЫПУСКА АКЦИЙ И ОБЛИГАЦИЙ

Большинство акционерных обществ испытывают острую потребность в дополнительных средствах для своего развития. Не всегда находится крупный стратегический инвестор, способный решить стоящие перед предприятием проблемы и не нарушить стратегический баланс в управлении обществом. Поэтому одним из главных механизмов привлечения акционерным обществом капитала является выпуск акций и иных ценных бумаг.

Прежде чем приступить к рассмотрению требований, предъявляемых к выпуску акций и облигаций, необходимо рассмотреть условия осуществления их выпуска.

Законом «Об акционерных обществах» определено, что общество вправе размещать обыкновенные акции, а также один или несколько типов привилегированных акций и облигации. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества.

Акционерное общество имеет уставный капитал, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, которые выпускаются (эмитируются) обществом в обращение на рынок ценных бумаг. Уставный капитал акционерного общества состоит из номинальной стоимости размещенных акций.

В соответствии с Законом «Об акционерных обществах» общество осуществляет размещение акций в трех случаях:

при учреждении;

в соответствии с решением об увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций;

при конвертации в акции иных ценных бумаг,

Уставный капитал общества при его учреждении составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных учредителями общества. В уставе должны быть определены количество, номинальная стоимость, категории и типы акций, права, предоставляемые акциями, и условия их оплаты (п. 3 ст. 11).

Общество вправе размещать дополнительные акции, если уставом общества определены права, предоставляемые акциями общества каждой категории (типа), которые оно размещает.

Одним из нововведений закона является деление акций на размещенные и объявленные. Если размещенные акции это акции, приобретенные акционерами, то объявленные это те, которые общество

вправе размещать дополнительно к уже размещенным (см. также Главу 9).

Общество может принять решение о размещении дополнительных акций только в пределах общего количества объявленных, установленных уставом общества. Причем номинальная стоимость объявленных акций не включается в уставный капитал общества (п. 1, ст. 27). Поэтому решение о внесении в устав положений об объявленных акциях должно предшествовать решению о размещении дополнительных акций, или оба эти решения могут приниматься одновременно.

Решением об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций (решение о размещении дополнительных акций) должно быть определено:

количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и размещаемых дополнительных привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций таких категорий и типов (п. 3 ст. 28);

условия размещения акций, включая цену размещения для акционеров, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых акций, а также форму и сроки оплаты в соответствии с требованиями закона.

По существу, речь идет об утверждении эмиссионного проспекта.

Если принятие решения о внесении в устав общества положений об объявленных акциях входит в компетенцию общего собрания акционеров (п. 1 ст. 48) и не может быть передано другим органам, то решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и внесении соответствующих изменений в устав может быть делегировано уставом общества или решением общего собрания совету директоров (п, 2, п. 3 ст. 28). Это дает возможность акционерному обществу более оперативно решать вопросы, связанные с привлечени­ем крупных инвесторов.

Решение о размещении акций путем конвертации ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается советом директоров общества, если иное не установлено уставом общества (п. 2 ст. 33), в котором устанавливается порядок и условия такого размещения.

Законом дано право АО выпускать облигации и указаны существенные признаки облигации. Ввиду того, что облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации в установленные сроки, в решении о выпуске облигаций должны быть определены форма, сроки и другие условия погашения облигаций. Все облигации имеют номинальную стоимость, указанную в решении о размещений. Решение о размещении облигаций может быть принято только при соблюдении следующих условий:

уставный капитал общества должен быть полностью оплачен;

номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать либо величину уставного капитала, либо величину обеспечения, предоставленную обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций.

Акционерное общество вправе выпускать облигации:

под залог имущества;

под обеспечение третьих лиц;

без обеспечения, которые могут выпускаться не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения двух годовых балансов акционерного общества (ст. 33).

Облигации могут быть:

именными, в этом случае ведется реестр их владельцев;

на предъявителя.

Облигации могут выпускаться конвертируемыми в акции в пределах числа объявленных акций соответствующего типа.

Погашение облигаций проводится деньгами или иным имуществом Общество вправе обусловить возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев, при этом в решении о выпуске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению.

Принятие решения о размещении обществом облигаций, если иное не предусмотрено уставом (п. 7 ст. 65), входит в исключительную компетенцию совета директоров.

Постановление ФКЦБ России «Об утверждении Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии» оперирует понятиями и нормами, заложенными в Федеральных законах, конкретизирует их, а также вводит новые понятия, например решение о размещении ценных бумаг.

Решением о размещении ценных бумаг является решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций, решение о размещении облигаций и др. Размещение акций осуществляется путем распределения среди учредителей акционерного общества при его учреждении, путем распределения среди акционеров АО, путем подписки и конвертации. Размещение облигаций осуществляется путем подписки и конвертации.

При размещении акций АО при его учреждении все акции должны быть распределены среди учредителей в соответствии с договором о созда-

ним акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним учредителем приобретение их единственным учредителем.

Эмиссия дополнительных акций, распределяемых среди акционеров, включает в себя:

средства, за счет которых возможно размещение дополнительных акций;

этапы процедуры эмиссии дополнительных акций;

порядок внесения в устав изменений, связанных с увеличением уставного капитала, и их регистрация.

При условиях, описанных в разделе 11.1, процедура эмиссии дополняется процедурами, связанными с подготовкой и регистрацией проспекта эмиссии.

В случае размещения дополнительных акций в документарной форме процедура эмиссии дополняется этапом изготовления сертификатов акций. То же распространяется на эмиссию облигаций.

Процедура эмиссии дополнительных акций независимо от способа их размещения начинается с принятия общим собранием акционерного общества или советом директоров решения о размещении ценных бумаг и утверждения советом директоров решения о выпуске ценных бумаг.

Решение о выпуске ценных бумаг как документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой, принимается органом, имеющим полномочия на принятие решения о размещении соответствующих ценных бумаг. Описание (в решении о выпуске) прав, предоставляемых по каждой акции, должно соответствовать уставу акционерного общества.

Решение о выпуске и проспект эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем подписки, если государственная регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, может не содержать срока, цены размещения и сведений, относящихся к цене размещения ценных бумаг.

В решении о выпуске ценных бумаг, распределяемых среди акционеров, а также путем конвертации, должны быть указаны источники, за счст которых осуществляется размещение ценных бумаг.

Законодательством допускается возможность размещения ценных бумаг одного выпуска по разным ценам. Решение о выпуске и проспект эмиссии ценных бумаг должны содержать общие условия определения цены, но в них не могут быть предусмотрены какие-либо преимущества одних приобретателей перед другими, приобретающими ценные бумаги в один день, за исключением случаев, определенных законодательством.

Законодательством определено, что решением о выпуске и проспектом эмиссии может быть определена доля акций, но не ниже семидесяти пяти процентов одного выпуска, размещаемых путем подписки, при не размещении которой эмиссия акций этого выпуска считается несостоявшейся.

Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный номер. Размещение ценных бумаг до государственной регистрации их выпуска запрещается. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг не может быть осуществлена:

до полной оплаты уставного капитала;

до регистрации отчета об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков;

до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков облигаций при регистрации выпуска акций;

до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества эмитента в случае регистрации выпуска облигаций.

Законодательством установлено, что не может быть одновременно осуществлена государственная регистрация:

выпуска акций и выпуска облигаций;

выпуска обыкновенных и привилегированных акций;

двух и более выпусков акций одной категории (типа), двух и более выпусков облигаций одной серии.

Одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг осуществляется регистрация решения о выпуске ценных бумаг и их проспекта эмиссии.


Заключение

Российский рынок ценных бумаг регулируется гражданским правом посредством совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в установленной форме с соблюдением определенной процедуры — законодательства РФ.

Отсутствие регламентации бездокументарных ценных бумаг сделало необходимым их детальное рассмотрение в Законе «О рынке ценных бумаг»,

В законе «О рынке ценных бумаг» дается понятие эмиссионной ценной бумаги.

Эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом «О рынке ценных бумаг» формы и порядка;

размещается выпусками;

имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри

одного выпуска вне зависимости от времени приобретения

ценной бумаги.

Выпуск ценных бумаг означает совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все

бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

Эмитентом может выступать юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Далее приведены определения некоторых конкретных эмиссионных бумаг.

Акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного а ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются:

сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев);

сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).

В ст. 28 Закона «О рынке ценных бумаг» уточнены положения ст. 147 ГК в отношении удостоверения прав собственности на бездокументарные ценные бумаги. Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются:

в системе ведения реестра — записями на лицевых счетах у держателя реестра;

в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии — записями по счетам депо в депозитариях.

Ст. 18 Закона «О рынке ценных бумаг» уточняет способ удостоверения объема соответствующих прав, составляющих эмиссионную ценную бумагу: фактически эти права всегда удостоверяет документ в соответствии с ГК, но в случае бездокументарной бумаги этим документом

является не сертификат ценной бумаги, а специальное решение о выпуске, принимаемое эмитентом.

Эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае расхождений между текстом решения о выпуске ценных бумаг и данными, приведенными в сертификате эмиссионной ценной бумаги, владелец имеет право требовать осуществления прав, закрепленных этой ценной бумагой, в объеме, установленном сертификатом. Эмитент несет ответственность за несовпадение данных, содержащихся в сертификате эмиссионной ценной бумаги, с данными, содержащимися в решении о выпуске ценных бумаг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Именные эмиссионные ценные бумаги — ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя — ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.

Документарная форма эмиссионных ценных бумаг — форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или в случае депонирования такового на основании записи по счету депо.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг — форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг на основании записи по счету депо.

Сертификат эмиссионной ценной бумаги — документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.

Согласно ст. 16 Закона «О рынке ценных бумаг» форма и порядок удостоверения, уступки и осуществления прав, закрепленных эмисси­онной ценной бумагой, определяются законом и указываются в реше­нии о выпуске ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:

именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги);

именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ценные бумаги);

ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска (документарные ценные бумаги на предъявителя).


Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг». - М.: Издательское объединение «ЮРАЙТ», 1996.

  2. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах». - М.: «Ось - 89», 1996.

  3. Федеральный закон РФ «О переводном и простом векселе», Финансовая газета № 13, 1997.

  4. Федеральный закон РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». - М.: Изд. «Ось-89», 1998.

  5. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. - М. : Финансы и статистика, 1996.

  6. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. - М. : Финансы и статистика, 1998.

  7. Биржевое дело: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 1998.

  8. Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок.: Пер с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997.

  9. Долан. Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. - М.: Изд. АНК, 1996.

  10. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997.

  11. Маршалл Джон Ф., Бансал Випул К. Финансовая инженерия: Полное руководство по финансовым нововведениям: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1998.

  12. Галиц Л. Финансовая инженерия: инструменты и способы управления финансовым риском: Пер.с англ. - М.: изд. ТВП, 1998.

  13. Мурзин Д. В. Ценные бумаги - бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. - М.: Издательство «Статут», 1998.

  14. Белов В. А. Ценные бумаги: Вопросы правовой регламентации. - М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1993.

  15. Фельдман А. А. Государственные ценные бумаги. - М.: ИНФРА-М, 1994.

  16. Ефремов И. А. Государственные ценные бумаги и обязательства. М.: ИСТ-Сервис, 1994.

  17. Фельдман А. А. Вексельное обращение. Российская и международная практика. - М.: ИНФРА-М, 1995.

  18. Казакова Н. А., Балашова Ю. В. Вексель в торговом обороте. Составление и применение. - М.: Издательский дом «Консультант», 1994.

  19. Беляков М. М. Вексель как важнейшее платежное средство. - М.: Изд. «Трансферт», 1992.

  20. Фельдман А. А. Депозитные и сберегательные сертификаты. Чековое обращение. - М. : ИНФРА-М, 1995.

  21. Буренин А. Н. Рынки производных финансовых инструментов. - М.: ИНФРА-М, 1996.

  22. Чесноков А. С. Инвестиционная стратегия, опционы и фьючерсы. - М.: Изд. НИИ управления Минэкономики РФ, 1993.

  23. Семенкова Е. В. Операции с ценными бумагами: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 1997.

  24. Меньшиков И. С. Финансовый анализ ценных бумаг: Курс лекций. - М.: Финансы и статистика, 1998. ИНФРА-М, 1997.

  25. Четыркин Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: «Дело Лтд», 1995.

  26. Сорос Дж. Алхимия финансов: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1998.

  27. Касимов Ю. Ф. Основы теории оптимального портфеля ценных бумаг. - М.: Информационно - издательский дом «Филинъ», 1998.

  28. Первозванский А. А., Первозванская Т. Н. Финансовый рынок: расчет и риск. - М.: ИНФРА-М, 1994.

  29. Селюков В. К., Соколов Н. К. Финансовая деятельность организации (Выпуск 1. Основы бухгалтерского учета): Учебное пособие. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999.

  30. Федеральный закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». - Финансовая газета №12, 1999.

  31. Учебное пособие для специалистов организаций, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность и доверительное управление ценными бумагами. - М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 1998.



Определите рыночную стоимость ОАО Молокопродукт сравнительным подходом



Похожие работы на тему "Эмиссия ценных бумаг":

  1. Ценные бумаги
  2. Сравнительный анализ финансовых рынков России и США
  3. Инсайдерская торговля как проблема фондового рынка России
  4. Биржевой рынок Ценных бумаг (ЦБ) в России и его особенности
  5. Стратегии спрэд на опционном рынке


© 2002 - 2017 RefMag.ru