RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Философия мусульманского права

2007 г.

Похожие работы на тему "Философия мусульманского права":

Другие работы:

Год написания: 2007 г.

Философия мусульманского права


Содержание


Введение

Мусульманское право — это не только одна из старейших и одна из наиболее распространенных в мире религиозно-правовых систем, но это и весьма значительная часть мировой правовой культуры.

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в последние время наблюдается процесс формирования «современного» мусульманского права, отход от строго религиозного принципа действия в пользу общих абстрактных правил поведения, тесное взаимодействие мусульманско-правовой системы с европейской правовой культурой. Все это, вместе с социальной направленностью ислама, порождает множество нерешенных проблем.

Исследователи по-разному определяют мусульманское право, считают его отражением различных социальных явлений. Данное понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается в качестве элемента религиозной или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно.

При подготовке реферата использовались: источники мусульманского права, научно-учебные пособия и монографии, материалы научных конференций, публикации периодической печати.


1. Общая характеристика мусульманского права

Мусульманское право представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским государством1. Сложившись в своей основе еще в VII-Х вв., в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульманское право неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама. Эта религия, отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не должен верить, а во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламской религии совокупность таких предписаний называется шариатом (в пер. с араб. — «путь следования») и составляет собственно то, что называют мусульманским правом2.

Мусульманское право — это одна из сторон религии — шариата. Шариат (шар) означает «путь следования», то, что должны или не должны делать мусульмане. Шариат складывается из теологии (акида — принципов веры) и фикха (права). Фикх указывает, каково должно быть поведение мусульманина по отношению к себе подобным и обязательства по отношению к Аллаху.

Шариат - это достаточно широкая по своему охвату система соционормативного регулирования, в которой предметами регулирования становятся такие стороны жизни человека, что находятся за пределами права в его западном понимании: вопросы веры, культа и обрядов, повседневная жизнь, этические обязанности, отношения между мусульманами и мусульман с иноверцами и т.д.

Иными словами, шариат представляет собой многозначное понятие, и в особенности сложно соотнести его с самой по себе религией ислама. Согласно одной из точек зрения, ислам как религия состоит из акида, догматики (т.е. той части, которая учит мусульманина, во что он должен верить), ахляка, этики (т.е. той части, которая предписывает мусульманину его социальные обязанности) и шариата, священного права. В шариате, в свою очередь, сосуществуют две части: первая регулирует поведение человека по отношению к Аллаху (ибадат), вторая – по отношению к ближним. Во второй части условно могут быть выделены отрасли, связанные с общением с себе подобными (муамалат), с личным статусом (мунахат) и с наказанием (укубат). Именно укубат и является тем, что в западной традиции права принято именовать уголовным правом. При этом следует отметить, что четких границ между отраслями шариата и между шариатом и другими частями ислама не существует. Каждый вопрос, каждый аспект жизни правоверного в какой-то мере затрагивается и догматикой, и этикой, и нормами шариата. Обусловлено это тем, что в конечном итоге любое поведение человека и любой социальный институт обладают религиозной значимостью и должны быть нацелены на счастье в этой жизни и в загробной.

Система мусульманского права носит ярко выраженную религиозную окраску. Прежде всего это бросается в глаза при анализе ее структуры. Ее основу составляют юридически значимые положения священной книги мусульман - Корана, а также Сунны (собрания имеющих правовое значение преданий - Хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), а также нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе "рациональных" источников, прежде всего единогласною мнения (Иджмы) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факифов, и умозаключения по аналогии (Кийас).

Согласно догмам ислама мусульманское право имеет своим происхождением Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества и отдельно взятого человека через своего посланника и пророка Мухаммада. Личность последнего занимает важное место в религиозной доктрине ислама в целом.

Этот человек был избран самим Богом в качестве посланника и пророка, говорится в самых ранних и более поздних богословских исследованиях. Признание пророческой миссии Мухаммада — один из двух непременных символов мусульманской веры. А именно веры в то, что «нет никакого божества, кроме Аллаха», и что Мухаммад является пророком и посланником Аллаха3.


2. Философия источников мусульманского права

Основным источником мусульманского права является Коран - главная священная книга мусульман, которая по учению ислама существовала вечно и была сообщена богом Мухаммеду, как откровение.

Основное содержание Корана - осуждение идолопоклонства и многобожия, проповедь идеи о едином боге (аллахе) как первопричине жизни и первотворце мироздания, предупреждения о страшном суде, описания ада и рая, полемика с язычниками, иудеями и христианами, назидательные рассказы о гибели народов, отвергнувших своих пророков, основанные на апокрифических иудео-христианских преданиях и древнеарабском фольклоре, религиозно-правовые предписания, определяющие "угодный богу" образ жизни и поведения мусульман, некоторые правила обрядности и отправления культа. Основные религиозно-философские идеи Корана, сюжеты многих рассказов и притч (например, о сотворении мира, первородном грехе, об Адаме и Еве, египетском пленении и исходе иудеев, легенда об Иосифе Прекрасном, об Иисусе Христе и др.) восходят к бытовавшим в Аравии сектантским формам иудаизма и христианства. Они рассматриваются Кораном как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу; некоторое влияние на Коран оказали также зороастризм и манихейство.

Большая часть текста Корана - полемика в форме диалога между аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, и противниками ислама или колеблющимися. Текст Корана отражает основные этапы формирования мировоззрения Мухаммеда; с этим отчасти связаны известная хаотичность изложения, непоследовательность и противоречивость Корана в трактовке ряда принципиальных элементов вероучения, а также своеобразие языка и стиля Корана, отразившее поиски точного выражения новых идей.

Наличие в Корана большого количества неясных и противоречивых стихов, намёков и недомолвок вызвало потребность в комментарии. Первые комментаторы Корана вышли из среды сподвижников и ближайших родственников Мухаммеда. В комментариях Корана нашли отражение разнообразные тенденции в развитии мусульманского богословия, социально-политическая и идеологическая борьба в мусульманской общине, а также стремление приспособить содержание Корана к изменениям в социально-экономической и идеологической структуре общества.

Коран оказал большое влияние на развитие культур мусульманских народов. Изучение и толкование Корана положили начало мусульманскому богословию, гражданскому и каноническому праву, языкознанию, оказали большое влияние на развитие мусульманской философии, этики, историографии.

Целесообразно обратить внимание на основные положения и основополагающие идеи, которые пронизывают Коран. Можно выделить положения и идеи о несравненном могуществе, абсолютной власти и авторитете Аллаха. Аллах сотворил «небеса и землю истиной», «сотворил человека из капли». «И скот Он создал; для вас в нем — согревание и польза, от них вы питаетесь». На Аллахе «лежит направление к пути». Он «тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питие, и от нее деревья, где вы пасете». Аллах подчинил вам «ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его велениям». Он знает все и «про то, что в груди». «И говорит Он то, чего вы не знаете». Аллах — всепроникающий, сведущий. Он «тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь». Он «тот, кто растил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце». Аллах вам Господь. «Ему принадлежит власть, нет божества, кроме Него»4.

В священной книге — Коране — содержатся также положения о чистоте и непререкаемости мусульманской веры, о непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и их носителям — «неверным». «О сыны Исраила! — говорится в связи с этим от имени Аллаха в суре 2, 38 (40). — Вспомните милость Мою, которую Я оказывал вам, и верно соблюдайте Мой завет. Тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте за Мои знамения ничтожную цену и Меня бойтесь».

Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждому правоверному воздадутся милости Аллаха, и он будет всегда счастлив. А те, кто переступают веру и «измышляют на Аллаха ложь, не будут счастливы».

Наряду с положениями чисто религиозного и философско-религиозного характера, в Коране содержатся положения, рассматриваемые в сугубо юридическом плане. Например, предписания правоверным по праву ценить милосердие Аллаха и самим быть милосердными; предписание давать убежище «многобожникам», если «они у тебя это попросили»: приюти такого человека, «пока он не услышит слова Аллаха». Это — требования быть твердым в вере, ибо «счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые творят очищение», соблюдают «свои доверенности и договоры», «соблюдают свои молитвы» и т.д. А если кто «устремится за это», иными словами, нарушит данные, императивные по своему характеру, заповеди, то он будет рассматриваться как нарушитель («те уже нарушители»).

Коран предписывает быть благодарными и справедливыми («И устанавливайте вес справедливо и не уменьшайте весов»), проявлять щедрость и давать подаяние бедным, сиротам и захваченным в плен («Мы ведь кормим вас ради лика Божия и не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности»), избавляться от скупости и избегать неправедного обогащения.

К Корану - главному источнику мусульманского права с конца VII в. присоединился еще и другой - сунна (по арабски обычай, пример), состоявшая из хадисов (рассказов) из жизни Мухаммеда, о его суждениях. Дело в том, что после смерти пророка новые поколения мусульман столкнулись со множеством вопросов, для решения которых Корана оказалось недостаточно даже при крайне расширенном его толковании.

Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна - это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников. Два крупных доктора ислама - Эль-Бокхари и Мослем - в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительные высказывания пророка. Работа, проведенная ими и рядом других авторов того же периода, создала солидную основу, хотя сегодня вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятся к Магомету.

По мере того, как арабское общество развивалось и жизнь становилась все более сложной, выяснилось, что Коран и сунна не дают ответа на многие вопросы. Тогда появилось еще два источника мусульманского права: иджма - согласованное мнение наиболее авторитетных богословов и правоведов и кияс - решение судебных дел по аналогии. Иджму дополняла фетва - сборники судебных решений и комментарии наиболее крупных мусульманских законоведов.

При выработке иджмы древние знатоки богословия и права неизменно исходили из двух неколебимых постулатов-догм: а) единство и непогрешимость мусульманского общества, которое «не примет ошибочного решения», и б) чистота и непоколебимость мусульманской веры, исходящей от Аллаха. «Он — Аллах — един. Аллах вечный; не родил и не был рожден. И не был Ему равным ни один». Эти две догмы позволили признать религиозную и юридическую силу согласованных мнений и решений богословских и юридических авторитетов, непосредственно не вытекающих из Корана или Сунны.

Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.

Согласно мусульманской доктрине под правом понимают не совокупность норм и принципов, специально разработанных и установленных, а конкретные решения, выносимые изо дня в день с учетом нужд конкретного момента.

В мусульманском праве господствует важнейшее положение о том, что "обычай имеет значение нормы". Обычай может служить оправданием даже отхода от некоторых предписаний Корана и Сунны.

Доктрина ислама не допускает, чтобы законодатель мог изменять нормы права, составляющие священное мусульманское право; это запрещение не препятствует тому, чтобы различными путями - полицейскими или процессуальными - властитель в мусульманских странах фактически парализовал действие той или иной нормы или подчинил ее применение различным условиям, не затронув ортодоксальных принципов.


3. Шиитские и суннитские представления о государстве

Мусульманское право складывалось в условиях жизни разных мусульманских стран. Кроме того, и сам ислам раскололся на два основных течения (толка) — суннитское и шиитское. Соответственно и правовые школы (толки) также разделились на два указанных течения. В рамках каждого из них, в свою очередь, возникали своеобразные школы. По одним источникам, таких школ двенадцать, по другим — сорок. Наиболее авторитетной является ханифитская школа суннитского направления в Ираке. Мусульманское право, таким образом, приспосабливаясь к конкретно-историческим условиям жизни разных стран, в определенной мере утратило свое единство.

Центральным институтом в суннитской концепции государства выступает халиф – глава государства (халифата) и общины правоверных, наделенный решающими светскими (политическими) и духовными полномочиями. Кроме того, в суннитской концепции формы правления традиционно важное место принадлежало принципу совещательности (аш-шура), в реализации которого ключевую роль должны играть религиозные деятели и который теоретически лежит в основе организации и функционирования государства. Наконец, основное назначение государства эта теория видит в связанности всех его органов мусульманским правам и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний.

Шиитские представления о власти (государстве), отстаивающие ее исключительно сакральный характер и отличающиеся этим от суннитской теории, имеют сваю специфику, которая прежде всего предопределяется концепцией имамата. Последняя исходит из сосредоточения всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя. Современная трактовка данной концепции отводит особую роль шиитским религиозным деятелям как посредникам между простыми мусульманами и «сокрытым» имамом. Положенный в ее основу принцип единобожия (тау-хид) предполагает универсальное осуществление на практике всех без исключения предписаний мусульманского права, peгyлирующих не только организацию и деятельность государства, до и все иные общественные отношения и даже личную жизнь мусульман.

Разрабатывая теорию правонарушения, мусульманские юристы исходили из двух основополагающих философско-богословских начал. Прежде всего они считали, что все поступки и даже мысли людей гак или иначе предопределяются волей Аллаха. Однако, по мнению представителей большинства мусульманско-правовых школ, установленные «божественным откровением» рамки достаточно гибки, чтобы позволять человеку во многих случаях самостоятельно выбрать вариант своего поведения. Поэтому любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама, в частности его правовых принципов и норм, на защиту пяти основных ценностей – религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности5.

4. Концепция собственности в мусульманском праве

В обращении с имуществом люди выступают наместниками Аллаха в этом мире, действуя как бы по его поручению, по доверенности от него: "Это Он сделал вас наследниками на земле и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам" (6:165), "Потом Мы сделали вас преемниками на земле, чтобы посмотреть, каковы будут ваши деяния" (10:14)6.

Исламские религиозные представления об Аллахе, наделяющем своих рабов материальными благами, юридически выражаются в понимании права собственности как особого закрепленного шариатом отношения между человеком и указанными благами. Такая связь означает, что лицо, наделенное свыше тем или иным имуществом, т. е. законно им завладевшее, тем самым становится его собственником и, в частности, получает право препятствовать другим претендовать на него7.

Конечно, в религиозно-философском смысле право собственности отдельного лица, коллектива или государства можно считать производным от власти Аллаха. Но, с юридической точки зрения, указанное право вполне самостоятельно и возникает лишь тогда, когда субъект реально овладевает определенным имуществом, пользование которым (или полезные качества которого) шариат допускает. Так, животные и птицы в дикой природе или рыба в естественном водоеме в юридическом смысле являются имуществом, лишенным стоимости. Право собственности на них возникает после того, как они оказываются добычей охотника или рыболова и тем самым приобретают стоимость8.

Власть Аллаха в отношении права собственности сводится к тому, что он выступает одновременно верховным распорядителем имущества, предоставляемого людям, законодателем, устанавливающим границы и условия приобретения и реализации права собственности на него, и верховным судьей, следящим за соблюдением этих правил9.

Иными словами, если Аллаху принадлежит верховная власть над имуществом, то люди могут осуществлять по отношению к этому имуществу право собственности. Связь между этими полномочиями (показательно, что в арабском языке слова "власть" и "собственность" происходят из одного корня) не означает ущербности или неполноценности права собственности как юридической категории. Другое дело, что его особенности отражают правовое осмысление религиозно-этических постулатов ислама. Например, основанное на коранических предписаниях разделение имущества на обладающее ценностью и лишенное таковой имеет вполне определенный юридический смысл. Прежде всего речь идет о последствиях распоряжения имуществом: если оно обладает ценностью (разрешенными шариатом полезными качествами), то сделки в отношении его являются действительными, в противном случае они признаются ничтожными, поскольку имущество с запрещенными свойствами не может находиться в обращении между мусульманами и не пользуется правовой защитой.

Содержащиеся в Коране положения о том, что Аллах дарует, передает в удел людям материальные блага, означают не автоматическое наделение их правом собственности на определенное имущество, а предоставление им возможности приобрести такое право. Неслучайно исходным началом шариата в этой области является дозволение: любое лицо, которое завладело имуществом, не имеющим собственника и разрешенным нормами шариата, приобретает на него первичное право собственности. Данный принцип ярко проявляется в таком характерном для мусульманского права институте, как "оживление мертвой земли", о чем пророк Мухаммад говорил: "Тот, кто возделал никому не принадлежащую землю, обладает наибольшими правами на приобретение ее в собственность"10.

5. Философия семейных отношений в мусульманском праве

Семейные отношения регулируются в мусульманском праве рядом институтов «права личного статуса». Эта отрасль наиболее тесно связана с религиозными и нравственными нормами и принципами ислама, мировоззрением и культурными традициями широких масс населения мусульманских стран.

Одним из центральных институтов семейного права является брак. В большинстве случаев он рассматривается как двусторонний договор который делает женщину «законной», «разрешенной» для мужчины. Цель брачного договора состоит в создании семьи и продолжении рода. Иногда в определении брака подчеркивается, что он заключается между равноправными мужчиной и женщиной, основой союза которых выступают взаимопонимание и уважение, а семья составляет основную ячейку общества.

В качестве одного из важнейших последствий брака законодательство арабских стран вслед за мусульманским правом рассматривает уплату мужем брачного выкупа – махра, на получение которого жена получает право сразу же после заключения брачного договора даже в том случае, если она сначала от него отказалась11.

Законодательство арабских стран, за редким исключением, предусматривает ответственность мужа за содержание жены с момента заключения брачного договора.

Законодательство большинства допускает прекращение брака по нескольким основаниям, важнейшими из которых являются развод по инициативе мужа, прекращение брака по взаимному согласию супругов или по решению суда. Закрепляя известные нормы мусульманского права, законодательство большинства мусульманских стран основной формой прекращения брака признает развод, практически неограниченными полномочиями на который обладает муж. Установлено, что совершеннолетний и полностью дееспособный мужчина в любое время по собственному желанию может развестись с женой.

Заключение

Мусульманское право — разновидность религиозного права, распространяется только на лиц, исповедующих ислам. Мусульманское право как система норм санкционированных теократическим мусульманским государством сложилось в VII—X вв.

В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выступает как служитель религии. Следовательно, если государство и принимает какие-то решения, то в развитие традиций мусульманского права.

Ислам исходит из того, что право дано Аллахом через своего пророка Мухаммеда, дано раз и навсегда, не может кем-либо изменяться, не может толковаться и судьями.

Восточный фатализм, лежащий в основе философии арабов, - это спокойная покорность судьбе, готовность переносить ее удары без напрасных жалоб. Судьба рассматривается как следствие характера человека. Арабы были фаталистами задолго до Мухаммеда, эта концепция господствовала и во времена их величия, и во времена их упадка.

Коран легок для понимания и не обещает своим сторонникам тех чудес, которыми изобилуют другие культы, а потому и лишен противоречий, присущих другим религиям. Абсолютный единый Бог для поклонения, равенство всех людей перед ним, небольшое число предписаний, рай, как вознаграждение за их соблюдение, ад, как наказание за их нарушение.

Библиография

  1. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. М., 1999.

  2. Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002.

  3. Давид Р. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. В.А. Туманов. – М.: Прогресс, 1988 г.

  4. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. 7-е изд. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

  5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Ташкент, 1999.

  6. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986.

  7. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // http://www.polit.ru/research/2005/08/11/sukiayanen_print.html, 11 августа 2005.

  8. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

  9. Хрестоматия по исламу. М., 1994.

1 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Ташкент, 1999. С. 346-363.

2 Давид Р. Основные правовые системы современности. С. 83-84.

3 Хрестоматия по исламу. М., 1994. С. 9.

4 Здесь и далее Священный Коран цитируется по изданию: Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. 7-е изд. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

5 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики, с. 182.

6 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // http://www.polit.ru/research/2005/08/11/sukiayanen_print.html, 11 августа 2005.

7.там же

8 там же

9 там же

10 Цитата по: Хрестоматия по исламу. М., 1994.

11 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики, с. 172.



Список литературы и источников:

1. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. М., 1999.
2. Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002.
3. Давид Р. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. В.А. Туманов. – М.: Прогресс, 1988 г.
4. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. 7-е изд. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Ташкент, 1999.
6. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986.
7. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // http://other.polit.ru/research/2005/08/11/sukiayanen_print.html, 11 августа 2005.
8. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
9. Хрестоматия по исламу. М., 1994.


Письмо-обязательство аудиторская организация представляет проверяемой организации





© 2002 - 2017 RefMag.ru