RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Философские взгляды Козельского

2006 г.

Похожие работы на тему "Философские взгляды Я.П. Козельского":

Другие работы:

Год написания: 2006 г.

Философские взгляды Я.П. Козельского


Содержание


Введение

Я.П. Козельский был ярким представителем передовой общественной мысли 18 века — автор “Философических предложений”, явившихся наиболее радикальным выражением просветительских идей в России.

Козельский принял активное участие в организованном Екатериной II просветительском мероприятии — «Собрании, старающемся о переводе иностранных книг». Благодаря его деятельности русское общество познакомилось с трудами ряда французских просветителей. Переводы, сделанные Козельским, впервые в русской литературной традиции снабжались предисловиями и обширными комментариями.

Казельский одним из первых полно и весьма критически оценил реформы Петра, выделил структурные элементы общества и указал их роль в социальном процессе. Особую роль он отводили общине, которая в дальнейшем стала главной темой русской социальной мысли, рассматривал революцию как средство разрушения крепостничества и автократии, заострял внимание на роли труда в человеческой истории и т.д. Он подвергал сокрушительной критике феодально-крепостнический строй, поставил перед обществом вопрос об учреждении нового общественного порядка, в первую очередь, об отмене крепостного прав в России. Таким образом, можно сделать вывод, что Я.П. Козельский является видным деятелем своего времени и изучение его философских взглядов является актуальным вопросом.


Философические предложения

Наиболее полно философские идеи Я.П. Козельского изложены в трактате "Философические предложения". Он ввел такое понятие как «философия нравоучительная», под которым он понимал науку искания благополучия.

Я. П. Козельский часто ссылается на Сократа как основателя нравоучения. В ходе обоснования своего понимания нравоучительной философии как «науки искания благополучия» он писал: «Философию нравоучительную определяют некоторые писатели наукою благополучия; но сие определение кажется мне неверно для того, что иной философ со всею своею глубочайшею философиею и строгим наблюдением ее правил, наставляющих к добродетели, пребывает неблагополучен, как то из кончины первого правоучителя Сократа видеть можно. Надобно знать, что благополучным быть не всегда зависит от добродетели; а разве кто стоическим манером вздумает и в крайнем своем неблагополучии воображать себе, что он благополучен, так это будет по прямому разуму грезить, а не философствовать, потому что философы сами говорят, что благополучие есть постоянное веселие, а не воображение постоянного веселия; правда, что добродетель может всегда облегчать тяжесть неблагополучия, по не всегда отвращать его может, и посему кажется мне лучше определять философию наукою искания благополучия (хотя оно иногда и не сыскивается), а не наукою благополучия; и такое их определение тогда будет справедливо, когда но крайней мере две трети вселенныя будут добродетельны; но такое счастие, почти невозможное иметь когда-либо человеческому роду, весьма ненадежно, потому что весь свет согласно старается прежде и больше усилить себя в разуме, нежели в добродетели...»1. Нравоучительную философию при этом он делит на юриспруденцию и политику.

Акцент именно на искании благополучия, «хотя оно иногда и не сыскивается», преследует определенные рационалистически-просветительские цели и направлен на усиление внимания к разуму и поиску разумных начал в общественной жизни и нравственных науках. Глухая ссылка на современную ему Европу XVIII в. и европейский опыт просветительства присутствует в его словах о том, что «весь свет согласно старается прежде и больше усилить себя в разуме, нежели в добродетели»2.

Таким образом, Я. П. Козельский, разрывая старое сократовское единство знания и добродетели, именно в разуме видит основу и ведущее начало для поисков новых представлений о благополучии. Приоритет, отдаваемый здесь разуму в его соотношении с добродетелью, выражает в концепции Я. П. Козельского также и просветительскую критичность к господствующим нравам и сложившимся (неразумным) взглядам на добродетель.

Я. П. Козельский апеллирует к Сократу и новейшим рационалистам (Декарту и Гельвецию) для подтверждения важного просветительского тезиса о том, что познание и знание доступно всем, а не только избранной верхушке. «...Такие знатные философы,— писал он,— как то в древности Сократ, в новейшие веки Картезий, а в нынешнее время Гелвеций, думают, что нет такой высокой в науках материи, которой бы не можно было изъяснить и неученому человеку, только б рассказать ее надлежащим порядком...»3.

Я.П. Козельский также восхищался атомистической теорией, противопоставлял ее учению платоников и стоиков, с эпикурейских позиций критиковал вольфианские доводы о бессмертии души.

Козельский выдвинул идею, что прогресс человечества возможен не только путем просвещения, но и совершенствования нравственности4.


Юриспруденция

Юриспруденция согласно Козельскому «есть знание всех возможных прав или правостей». «Основание всякого доброго или беспристрастного, то есть ни худого, ни доброго в рассуждения всех чувствующих тварей, дела называю я правом или правостию, или справедливостью; например, право есть человеку любить своего ближнего, для того чтоб быть и от него любиму, также право есть человеку питаться, потому что сие дело хотя не приносит ни пользы, ни вреда другим людям, однако ж оно нужно для соблюдения жизни человеку.

Сие право называю я Божественным, потому что оно произведено от самого Бога, вечным - что с ним пребывает и пребывать должно, необходимым - что без него все чувствующие твари страдать должны, непременным - что не зависит от твари, а от Творца. В рассуждении зависимости или намерения право, или общее право, разделяется на многие особенные, как то: на право натуральное, право всемирное, или право народов, право гражданское и прочая...»

Политика

Козельский стоит у истоков правового либерализма. Подобно Крижаничу и Татищеву, он крайне неприязненно относится к макиавеллизму. Заявляя о неприемлемости «безбожного совета» флорентийского мыслителя, он называет «слабой политику», которая под видом «спасения множества» приносит в жертву хотя бы одного человека. «...Это не политика, а недостаток политики», - утверждает он. Подлинная политика должна не только укреплять благополучие общества, но и содействовать возвышению личности, ее нравственному «полированию».

«Политика, - пишет Козельский, - есть наука производить праведные намерения самыми способнейшими и праведными средствами в действо». Она самым тесным образом смыкается с этикой и юриспруденцией, входя в состав практической философии. Познание политики столь же необходимо каждому человеку, как и познание природы вещей.

В зависимости от направленности политики Козельский разделяет ее на две части: частную и начальственную. В первой своей ипостаси политика есть «искусство» добродетельного поведения «в рассуждении других людей». Здесь особенно важно знание человеческих качеств. Они отчасти зависят от врожденного темперамента, но в большей степени формируются окружающей средой и воспитанием. Разумный человек почитает доброе и отвращается от худого. Однако не все люди имеют верные представления о добре и зле. Отсюда их заблуждения и ошибки, и долг философов - помочь им в искании правильной личной политики.

Второго рода политика относится к компетенции власти. «Начальствующим особам» вменяется в обязанность «управлять своими подчиненными так, чтобы они их любили и почитали». А это достигается прежде всего неустанной заботой о благосостоянии государства и его «наружной безопасности». Если первое держится «на двух подпорках» - добронравии и трудолюбии граждан, то для достижения второго необходимо, во-первых, «как можно меньше» зависеть от других государств, во-вторых, «иметь доброе и справедливое... обхождение с другими народами» и, наконец, в-третьих, всегда содержать «себя в вооруженном состоянии». Такое сочетание добродетели и силы, полагает Козельский, открывает одним народам путь к доброй взаимности и полезному общению, а других удерживает от чрезмерных притязаний и опрометчивых действий.

В рамках начальственной политики ставится и вопрос о формах государственного правления. Симпатии Козельского явно на стороне республиканской системы: «В республиканском правлении общая польза есть основание всех человеческих добродетелей и законодательств». Законы в республиках устанавливает сам народ, причем таким образом, «чтоб при всяком худом приключении одного гражданина чувствовало и участие принимало в том целое общество...». Подобное невозможно в монархических государствах, основанных на неравенстве состояний, приводящем к утеснению одних и раболепству других.

Однако Козельский не до конца последователен: хотя он признает, что «в самовластных правлениях трудно или и не можно быть добродетельным людям», тем не менее допускает и существование «совершенной монархии», утвержденной на «справедливых законах». Но откуда эти законы могут взяться, если монархическая система не располагает к добродетельным поступкам? По мнению Козельского, это может быть достигнуто с помощью воспитания людей на принципах должностного соответствия, т.е. полезности обществу. Здесь необходимо принимать в расчет «их темпераменты, воспитание, качество разума, качество духа и качество сердца». Правильное определение человека в должности укрепляет его трудолюбие, которое «не допускает заражаться пороками». Так постепенно и в самодержавном государстве начнет увеличиваться число добродетельных людей, и когда их станет больше, чем порочных, «тогда уж и порокам весьма трудно будет усиливаться, и порочные люди будут поневоле стараться быть добродетельными», тем более, если с ними поступать так, как «иудеи с прокаженными». Козельский выражает надежду, что это «много споспешествовать может твердости к благополучию правительства», т.е. облагорожению самодержавной власти.

Нет необходимости останавливаться на разборе этой административно-моралистической утопии: она навеяна просветительскими иллюзиями и представляет собой чисто исторический интерес. Другое дело - идеи Козельского о республиканизме. Русский мыслитель впервые ставит вопрос о выборе между монархией и республикой, развеяв тем самым представление о нерасторжимости путей развития российской государственности с монархическим правлением, самодержавием.

Развивая идею естественного права, Козельский поставил вопрос о нравственном характере войны. Так, захватнические войны он называл злом, но считал правомерным войны для отечества и восстание против завоевателей.

Я.П. Козельский, отмечал, что «наружная безопасность общества главную свою силу заимствует от внутреннего его благосостояния»5.

Государственное устройство

Козельский принял активное участие в организованном Екатериной II просветительском мероприятии — «Собрании, старающемся о переводе иностранных книг». Благодаря его деятельности русское общество познакомилось с трудами ряда французских просветителей. Переводы, сделанные Козельским, впервые в русской литературной традиции снабжались предисловиями и обширными комментариями.

В своих рассуждениях на социальные и политические темы Козельский подчеркивал необходимость соединения процесса просвещения с рядом социальных мероприятий, в числе которых он называл введение всеобщей обязательности труда и создание таких экономических условий, при которых одна часть народа не смогла бы угнетать другую.

Я.П. Козельский в своих рассуждениях придерживался концепции естественных прав человека и договорного происхождения государства. Целью договора об образовании государства, по мнению Козельского, является достижение всеобщего блага. В том случае, если правители не соблюдают условий договора и не выполняют возложенных на них задач, народ имеет право на его насильственное расторжение, поскольку угнетенные могут бороться со своими угнетателями по естественному праву.

Рассматривая различные формы правления, он отдает предпочтение республике, в которой видит «общую пользу.. для всех человеческих добродетелей и законодательства». Однако и с просвещенной абсолютной монархией он связывает надежды на справедливые преобразования и, почти дословно следуя Платону, заявляет, что идеальная форма правления возникнет тогда, когда «правители станут философствовать или философы управлять».

Я. П. Козельский мечтал об обществе, в котором не будет ни богатых, ни бедных, а все люди станут жить своим трудом, работая по восемь часов в сутки. Частная собственность не ликвидируется, но существенно ограничивается таким образом, чтобы ее обладателями смогли стать все члены общества

В правопонимании Я. П. Козельского представляет интерес четко проводимое им разделение права и закона. Право он классифицирует на четыре вида: божественное, натуральное (естественное), всемирное (международное) и гражданское (государственное).

Все издаваемые государством законы должны соответствовать этим видам права В том случае, если «законы не будут на них основаны, то они не могут быть справедливы». С помощью рассуждений, противопоставляющих закон праву, Козельский открывал теоретическую возможность критиковать современное ему законодательство с его жестокими санкциями как не соответствующее естественному праву. Именно в нравственной характеристике закона Козельский усматривал его «правость»

В вопросах, касающихся определения внешнеполитического курса государства, Козельский придерживался традиционного для русской политической мысли, осуждения захватнических войн и считал, что войны приносят всем народам и странам бедствия, страдания и «повреждения». «Никто не имеет права подвергать землю опустошению, а народы истреблению». Армия в государстве нужна только для «отражения несправедливого нападения».

Козельский отстаивал равноправие всех народов, населяющих землю, и, подобно И. Канту, мечтал видеть их в будущем живущими в единой структуре, которая стала бы формой организации для всего человечества «Хорошо бы,— писал он,— разных народов, подверженных одной власти, приводить под одни законы не только силой, а превосходной пользою и добротой законов и при уравнении законов уравнять права и преимущества народов».

Таким образом, он считал за благо распространение единых законов на все народы страны, но не силою, а пользою и притягательностью самих хороших законов.

Таким образом, Я П. Козельский нарисовал проект уравнительной утопии, обеспечивающей всем людям право на существование Ограничение собственности он считал возможным добиться «изгнанием» роскоши и установлением умеренности «в обладаниях», путем введения запретительных законов. Крепостное право необходимо отменить как можно скорее и предоставить всем гражданам равные права независимо от сословной принадлежности.

Реализацию своего идеала Козельский ставил в зависимость от распространения просвещения и наличия «доброй воли» у монарха.

Математика и механика

Я.П. Козельский в своем труде «Арифметические предложения» (1764) высказал основные установки арифметики (избежание абстрактных доказательств, жизненность задач)6. Излагая те же теоретические сведения, которые содержались и в учебниках его предшественников, Козельский, автор философских трудов, уснащает арифметические объяснения философскими рассуждениями. Стараясь, с одной стороны, «по возможности не пропустить никакого правила, употребляемого в житейских нуждах», Козельский, с другой стороны, заявляет, что изучение правил неприменимых «можно но справедливости считать бесполезным и сожаления достойным умствованием ... Последние не столько пользы, сколько скуки наносят читателям и часто отвращают их от учения». «Лучше, - говорит он, — упражняться в большем числе наук, со знанием одного только в них нужного и полезного, нежели простираться в одной науке так далеко, чтобы знать и ненужное». О математических науках вообще он заявляет, что «большая часть из них доведена до такой степени... что в рассуждении нужд человеческих и в рассуждении сил человеческого разума не много что (в дальнейшем) важного изобретать можно». Козельский горячо ратует за соединение теории с практикой при обучении и в этом отношении его книги представляют интерес.

Козельский указывает, механика — это учение о равновесии и движении тел. Он не выделяет статику в отдельный раздел; на протяжении всей книги он подчеркивает физическую сущность механики. «Что принадлежит до метода или порядка в расположении...— пишет он,— то в том не следовал я другим авторам не от тщеславия, а от подражания лучшему. Они пишут механические правила наподобие математических, кои выводятся из положений и рассуждений; напротив того, в механике как физической науке такой порядок расположения предложений показался мне непристойным, для того что самому мне нередко случались некоторые механические правила весьма трудны, хотя я и мог разуметь их доказательства; а сему причиною не иное что было, как только то, что я об истине тех предложений несколько сомневался, не видев руководствующих к тому опытов, чего ради я, в описании правил сей науки, за благо рассудил приноровлять математические правила к законам натуры, нежели склонять ее на согласие математическим правилам; и таким образом, приняв к тому за предводителя натуру, сперва полагаю всякому действию ее опыт, дабы приуготовить чрез то начинающего учиться к скорейшему понятию тех предложений... которые выводятся и должны выводиться в механике из опытов»7

Психология

К одной из важных областей знания Козельский относил психологию. Душу он определяет, как особое существо, одарённое волей и разумом. Но он не решает проблему связи души с телом. Это его не интересовало из-за отсутствия достоверных знаний. Козельский - материалисит-сенсуалист и детерминист. Всё человеческое познание начинается с органов чувств. Взаимодействуя с окружающим миром, человек через чувственные орудия претерпевает изменения, осознаёт их и получает понятие о явлениях внешнего мира. Козельский сравнивает чувства с окнами и дверями души, через которые вид внешних вещей входит в душу. Окружающий мир активно воздействует на человека. Воображение он выводит из способности человека представлять себе отсутствующие вещи, известные по прошлому ощущению.

Он выделил несколько закономерностей воображения. Оно не зависит от воли, как и ощущение. Нельзя вообразить то, что не было нами воспринято прежде. Продуктом воображения являются выдумки. Фантастические образы, как результат комбинации уже имеющихся представлений. Сновидения он также относил к представлениям. Функциями памяти он считал осознание представления, как образов ранее воспринятых вещей, предметов и выделял также её характеристики, как объём, быстрота, лёгкость, прочность.

Качество запоминания определяется отношением человека к усваимому материалу. Значительно легче запоминается тот материал, о котором человек много думает, который он старается понять и осмыслить, как значимый для себя. Многое стирается из памяти обстоятельствами и временем, но человек может этому воспрепятствовать, вызывая в памяти отдельные признаки соответствующей вещи, связывая их с определённым местом и временем, он тем самым стимулирует воспроизведение. Таким образом, по сути даётся описание основных мнемических процессов: запоминание, воспроизведение, забывание. Также он ввёл в научный оборот понятия: воспоминания и забывания.


Заключение

Следуя принципам философии Х.Вольфа и его последователей, Козельский в Философских предложениях дает общее представление о характере, структуре и задачах философского знания. Он вполне традиционно различает историческое, математическое и философское познание, видя специфику последнего в поиске «причин» вещей (дел, событий). В то же время, вслед за европейскими рационалистами, автор «предложений» настаивает на необходимости применения в философии «научно-математического метода». Структуру философского знания образуют такие дисциплины, как логика, метафизика, психология, этика, правоведение и политика. Причем к метафизике Козельский причислял, наряду с онтологией («наука о вещи и ее принадлежности»), также психологию как «науку о духе, или о душе». В истолковании им этической и правовой проблематики заметно влияние представителей французского Просвещения, в первую очередь Ж.-Ж.Руссо и Ш.Монтескье.

Козельский протестует против распространенного в дворянском обществе понятия о крестьянах как о низшей породе людей. Следуя теории естественного права, он считает, что люди равны от природы: “Подлым является не тот, кто беден, а тот, кто совершает подлые дела”.


Литература

  1. Гриненко Г.В. История философии. - М.: "Юрайт-Издат", 2006.

  2. Депман И.Я. История Арифметики, 2 изд., М., 1965.

  3. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т. - М.: "Феникс", 2004.

  4. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. М„ 1952, т, 1, с. 462.

  5. Коган Ю.Я. Просветитель ХVIII века Я.П. Козельский. - М.: Изд-во АН СССР, 1958.

  6. Козельский Я. Л. Механические предложения для употребления обучающегося при Артиллерийском и Инженерном шляхетском корпусе благородного юношества. СПб., 1764.

  7. Козельский Я.П. Философические предложения // Избр. произв. русских мыслителей втор. пол. XVIII в. т.1. 1952.

  8. Щипанов И.Я. Философия русского просвещения. Вторая по­ловина ХУПТ в. М., 1971.

1 Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. М„ 1952, т, 1, с. 462.

2 Там же, с. 463.

3 Там же, с. 566.

4 Щипанов И.Я. Философия русского просвещения. Вторая по­ловина ХУПТ в. М., 1971. С.245.

5 Козельский Я.П. Философические предложения // Избр. произв. русских мыслителей втор. пол. XVIII в. т.1. 1952, с. 540.

6 Депман И.Я. История Арифметики, 2 изд., М., 1965. с. 367

7Козельский Я. Л. Механические предложения для употребления обучающегося при Артиллерийском и Инженерном шляхетском корпусе благородного юношества. СПб., 1764; 2-е изд.— 1787.



Список литературы и источников:

1. Гриненко Г.В. История философии. - М.: "Юрайт-Издат", 2006.
2. Депман И.Я. История Арифметики, 2 изд., М., 1965.
3. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т. - М.: "Феникс", 2004.
4. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. М„ 1952, т, 1, с. 462.
5. Коган Ю.Я. Просветитель ХVIII века Я.П. Козельский. - М.: Изд-во АН СССР, 1958.
6. Козельский Я. Л. Механические предложения для употребления обучающегося при Артиллерийском и Инженерном шляхетском корпусе благородного юношества. СПб., 1764.
7. Козельский Я.П. Философические предложения // Избр. произв. русских мыслителей втор. пол. XVIII в. т.1. 1952.
8. Щипанов И.Я. Философия русского просвещения. Вторая по-ловина ХУПТ в. М., 1971.


Какое условие не является необходимым для принятия актива в состав основных средств





© 2002 - 2017 RefMag.ru