RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Финансовое планирование в РФ

2006 г.

Похожие работы на тему "Финансовое планирование в РФ":

Другие работы:

Год написания: 2006 г.

Финансовое планирование в РФ


Содержание



Введение

В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач.

Планирование является одним из тех методов управления экономикой, который активно разрабатывается отечественными и зарубежными специалистами. Несмотря на имеющиеся временами и местами негативные отношения к идее планирования в условиях нестабильной экономической ситуации в стране и недостатками формализованных моделей финансового планирования, его необходимость и полезность не вызывает сомнений.

В данной работе кратко рассмотрены вопросы финансового планирования на государственном уровне и на уровне предприятия.


1. Финансовое планирование на государственном уровне

1.1. Бюджетное прогнозирование

Важнейшее условие успешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его управления. Управлять — значит предвидеть. Поэтому возрастает роль перспективного планирования, а следовательно, и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов1.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования — важное условие для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона2.

Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

Финансово-бюджетное прогнозирование — сравнительно молодая отрасль финансовой науки, развитие которой было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волков, В.А. Таланов, Л.П. Евстигнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

Методы, используемые для прогноза развития бюджета. При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы. Один из них — метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходя из практики за предшествующий период. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

Используется также метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства. Но и этот метод имеет недостатки, так как в нем присутствует элемент субъективизма.

Можно применять оба эти метода одновременно, используя при этом как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.

Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести: развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту в изучаемых связях, поскольку доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью очевидна.

При прогнозировании ресурсов бюджета на перспективу следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций3. Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерального бюджета, дали хорошо согласующиеся данные, касающиеся его объема на ближайшую перспективу. Уравнения регрессии с указанными выше двумя переменными величинами имеют линейный вид:

у = а0 + а1х,

где у— объем ресурсов федерального бюджета;

х— произведенная в отраслях народного хозяйства продукция, или произведенный национальный доход;

а0; а1 — коэффициенты линии регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.

При разработке этих моделей самостоятельную проблему представляет нахождение значений независимых переменных (национальный доход и произведенная продукция) в прогнозируемом периоде. Для их определения используются прогнозные расчеты указанных общих экономических показателей. Экономический анализ дополняется изучением темпов развития исследуемых показателей, их взаимными соотношениями, расчетами среднегодовых темпов исследуемых явлений по годам, сопоставлением их развития с темпами других экономических величин (производственными основными фондами, численностью населения и др.). Такой анализ необходим потому, что федеральный бюджет связан с реальными экономическими ситуациями и поэтому быстро реагирует на изменения в любой отрасли народного хозяйства, с политикой в области социальной защиты населения, с изменениями в порядке финансирования основных затрат государства и т.д.

Прогнозирование развития территориальных бюджетов. Бюджетное прогнозирование, и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов, связано с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основу планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г. Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.

В связи с тем, что рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений. Демографическое прогнозирование позволяет определять направления использования средств, т.е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства.

Функциональная зависимость объема территориальных бюджетов от роста численности населения описывается уравнениями

у = а0 + а1х и у = ах3,

где у = объем территориальных бюджетов;

х - численность населения административно-территориальной единицы;

а0; а1 — коэффициенты линии регрессии.

В первом случае взята линейная модель, во втором — параболическая. Коэффициенты корреляции этих уравнений показали большую тесноту в изучаемых связях. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориальных бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходы предназначены.

С помощью этих экономико-математических моделей можно рассчитывать не только общие расходы территориальных бюджетов, но и расходы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

Можно также спрогнозировать расходы на просвещение и здравоохранение. Для этих целей используется многофакторная линейная модель:

у = ах1 + ах2,

где а — коэффициент линии регрессии;

у — расходы на социально-культурные мероприятия;

х1 — расходы на просвещение;

х2 — расходы на здравоохранение.

Подобная модель может быть применена при расчете прогнозных показателей расходов на содержание общеобразовательных школ, больниц и др.

В перспективе экономико-математический метод в сочетании с долгосрочными государственными минимальными социальными стандартами и нормами может найти широкое применение в бюджетном прогнозировании, обеспечив ему более объективную, научно разработанную основу.

1.2. Составление проектов бюджетов

Следующий этап бюджетного планирования — составление проекта бюджета. Главная его задача — определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории4.

Составление проекта бюджета — прерогатива Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

Для составления проекта бюджета Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующего правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений. Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства или территории, который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый период.

Проект федерального бюджета. Этот проект разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за 12 месяцев до начала планируемого года.

В задачу Министерства финансов входит разработка:

проекта федерального бюджета;

проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и сводного финансового баланса;

проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.

В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в бюджетном послании Президента Правительству РФ, и показатели разработанного Министерством экономического развития и торговли РФ прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, показателей денежной программы, составляемой Банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны.

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектировки размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Рассматриваются также предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов РФ методику формирования межбюджетных отношений РФ с субъектами РФ на плановый год и среднесрочную перспективу.

На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти проводится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономического развития и торговли РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов РФ, министерств и ведомств РФ. Эти материалы сначала рассматриваются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе рассмотрения уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. После этого расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов министерства, а затем направляются в бюджетный департамент. Бюджетный департамент рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет их на решение руководства Министерства финансов.

Если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами РФ бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство РФ. •

Проекты территориальных бюджетов. Эти проекты составляются финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований. Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы имеют право на получение информации не только от территориачьных органов исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.

Финансовые органы субъектов РФ получают из Министерства финансов РФ следующие материалы:

предполагаемые изменения налогообложения; ф расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих средств;

порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств;

субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ. Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых органов субъектов РФ следующие материалы:

предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами доходам;

порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;

субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.

Порядок организации и проведения работ по составлению проекта территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве финансов РФ.

В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Исполнительный орган субъекта РФ и муниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения этих вопросов создается на паритетных началах согласительная комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим представительным органом власти.

Кроме составления проекта бюджета на планируемый год исполнительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в целях составления консолидированного бюджета РФ, обеспечения единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и материалы:

прогноз социально-экономического развития субъекта РФ и муниципального образования на очередной год;

основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта РФ и муниципального образования на очередной год;

прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта РФ и муниципального образования на очередной год;

прогноз консолидированного бюджета субъекта РФ на очередной год;

адресную инвестиционную программу на очередной год;

программу приватизации государственных предприятий на очередной год.

Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов РФ подготавливают:

структуру внутреннего долга субъекта РФ и программу внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта Российской Федерации на планируемый год;

оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за текущий год.

2. Финансовое планирование на предприятиях

2.1. Методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяют следующие методы5:

  • экономического анализа,

  • нормативный,

  • балансовых расчетов,

  • денежных потоков,

  • метод многовариантности,

  • экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъёктом либо для субъёкта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъёкта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Например, в одном варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Процесс финансового планирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Эти документы имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза.

На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третъем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

Рассмотрим также методы осуществления перспективного финансового планирования. Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации. На него воздействует ряд факторов:

  • динамика макроэкономических процессов;

  • тенденция развития отечественного финансового рынка, с учетом его зависимости от мировых финансовых рынков;

  • отраслевая принадлежность предприятия и специфика производственной деятельности.

В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.

При формировании финансовой стратегии следует учесть факторы риска.

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения. Начало прогнозирования - признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности от одного отчетного периода к другому.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  • прогноза отчета о прибылях и убытках;

  • прогноза движения денежных средств;

  • прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели.

Объём будущих продаж можно рассчитать, используя несколько методов.

Эвристический метод - основан на усреднении сведений, полученных при интервъюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.

Метод анализа временных рядов используется для учёта временных колебаний объёма продаж продукции, работ и услуг. Включает в себя метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объёмом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее.

Большое влияние на объёмы продаж оказывает фактор сезонности.

Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объёме продаж, связанные с временем потребления продукции. Поэтому этот метод широко используется в отраслях с ярко выраженной цикличностью.

Метод эконометрических моделей. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе и макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, темпа инфляции и т.д.), а также от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, ёмкости отраслевого рынка).

Результаты, получаемые с помощью этих методов, позволяют учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

При прогнозировании прибыли широко используется метод “издержки-объём-прибыль”. Он предоставляет следующие возможности:

  • определение объёмов производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;

  • установить размер желаемой прибыли;

  • увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации - ценовых факторов, динамики объёмов продаж.

Метод “издержки-объём-прибыль” называют анализом безубыточности.

Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. В отличии от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. Структура прогнозируемого баланса соответствует структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.

Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:

  • определение источников долгосрочного финансирования;

  • формирование структуры и затрат капитала;

  • выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности. К сожалению, в реальных условиях Украины, существующая финансовая отчетность (форма №1, №2, №3), форма и содержание которой регулируется государством, не отвечает нормам по достоверности информации. Поэтому, её использование в чистом виде в целях финансового или другого планирования невозможно. В мировой практике часто отделяют учёт для налогообложения и финансовый учёт. Существуют специальные принципы и законы о независимом аудите. Поэтому, если предприятие заинтересовано в инвесторах, а значит и в своём развитии, оно показывает достоверную информацию в своих финансовых отчетах, которые и использует для целей дальнейшего планирования. В некоторых странах, в форме финансовой отчетности даже заложен плановый показатель ожидаемой прибыли и бюджета издержек на следующий период.

Ещё одним видом планирования на предприятии является смета. Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. При составлении смет используются различные методы:

  • нормативный,

  • расчетно-аналитический,

  • балансовый,

  • оптимизации,

  • моделирования.

Сущностью нормативного метода составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объём экономического показателя.

Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.

Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объёмов затрат и источников расширения ресурсов.

Сущность метода оптимизации при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта.

Сущность метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объёмов реализации продукции.

Для целей оптимального финансирования проектов можно использовать в планировании сфер вложения финансовых ресурсов метод двойного бюджета. Это эффективный способ защиты стратегии развития предприятия от всевозможных неожиданностей в плане финансирования - разделение бюджета фирмы на текущий и стратегический.

Текущий бюджет включает следующие позиции :

  • обеспечение непрерывного поступления прибыли от используемых мощностей фирмы;

  • капиталовложения в развитие имеющихся мощностей;

  • капиталовложения для роста прибыли от снижения производственной себестоимости продукции;

Стратегический бюджет включает следующие позиции:

  • капиталовложения в рост конкурентоспособности в существующей стратегической зоне хозяйствования;

  • освоение смежных, в географическом отношении, зон;

  • освоение новых стратегических зон хозяйствования и прекращение капиталовложений в убыточные зоны.

При осуществлении прогнозных расчетов предприятие должно учитывать два фактора: инфляцию и необходимость периодического поступления дохода на инвестируемый капитал, причем не ниже определенного минимума. Поэтому будущие денежные поступления должны оцениваться с позиции текущего момента.

2.2. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и, по возможности, численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.

Выделяют три основных причины необходимости составления плана:

  • неопределенность будущего;

  • координирующая роль плана;

  • оптимизация экономических последствий.

Если бы будущее компании было абсолютно предопределено, не нужно было бы постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда следует, что главная цель составления любого плана не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

Смысл координирующей роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит её в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать без существенных сбоев. Эта роль особенно проявляется в крупных компаниях, имеющих сложную структуру управления.

Последняя причина в составлении планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует прямых или косвенных финансовых затрат на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану. Кроме того, негативные финансовые последствия при этом менее значительны.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы.

Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Эти цели, как правило, формулируются на качественном уровне или в виде довольно-таки общих количественных ориентиров.

Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.

В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако, как минимум, выделяются четыре типа целей:

  • рыночные: какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании;

  • производственные: какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества;

  • финансово-экономические: каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии;

  • социальные: в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев.

В любом случае среди основных целей, ради достижения которых разрабатываются стратегические планы, всегда присутствует комбинация «товар – рынок». То есть, основное предназначение подобного плана – обоснование того, какой товар должен производиться и где он может быть реализован. Кроме определения целей план также должен включать их обоснование. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовая составляющая.

Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий её доходы и расходы. В процессе финансового планирования:

  • идентифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы;

  • устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы;

  • формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей.

Известны два типа финансовых планов – долгосрочный и краткосрочный. Основное целевое назначение первого – определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы. Целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности фирмы.

Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:

  • анализ финансового положения компании;

  • составление прогнозных смет и бюджетов;

  • определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;

  • прогнозирование структуры источников финансирования;

  • создание и поддержание действенной системы контроля и управления;

  • разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. При подготовке плана нужно учитывать:

  • наличие ограничений, с которыми сталкивается предприятие: требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые особенности данного предприятия;

  • дисциплинирующую роль плана для работы финансового менеджера;

  • условность любых планов в силу естественной неопределенности экономической ситуации в глобальном и локальном масштабах.

В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы6:

1. Инвестиционная политика.

Политика финансирования основных средств.

Политика финансирования нематериальных активов.

Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений.

2. Управление оборотным капиталом.

Управление денежными средствами и их эквивалентами.

Финансирование производственных запасов.

Политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью.

3. Дивидендная политика и структура источников.

4. Финансовые прогнозы.

Характеристика финансовых условий.

Доходы фирмы.

Расходы фирмы.

Прогнозная финансовая отчетность.

Бюджет денежных средств.

Общая потребность в капитале.

Потребность во внешнем финансировании.

5. Учетная политика.

6. Система управленческого контроля.

Финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию и для его разработки требуются усилия специалистов различных подразделений компании.


Заключение

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития экономики или предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:

- воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;

- предоставляет возможность определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции;

- служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Основные задачи финансового планирования на предприятии заключаются в следующем:

- обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определять пути эффективного вложения капитала, оценки степени рационального его использования;

- выявлять внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;

- устанавливать рациональные финансовые отношения с кредиторами, бюджетом, банками и другими контрагентами;

- соблюдать интересы акционеров и других инвесторов;

- контролировать финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.


Список литературы

  1. Баканов М.И. Теория экономического анализа. Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика. 2003.

  2. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002.

  3. Большаков С.В. Финансы предприятия: теория и практика. Учебник. – М.: Книжный мир, 2005.

  4. Финансовый менеджмент: учебное пособие / под ред. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.

  5. Финансы: Учебник для вузов / под ре. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  6. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования: Уч.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 393 с.

1 Финансы: Учебник для вузов / под ре. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, с. 82.

2 Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002.

3 Баканов М.И. Теория экономического анализа. Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика. 2003.

4 Финансы: Учебник для вузов / под ре. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, с. 86.

5 Большаков С.В. Финансы предприятия: теория и практика. Учебник. – М.: Книжный мир, 2005.

6 Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования: Уч.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 393 с.



Список литературы и источников:

1. Баканов М.И. Теория экономического анализа. Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика. 2003.
2. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002.
3. Большаков С.В. Финансы предприятия: теория и практика. Учебник. – М.: Книжный мир, 2005.
4. Финансовый менеджмент: учебное пособие / под ред. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.
5. Финансы: Учебник для вузов / под ре. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
6. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования: Уч.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 393 с.


Порядок классификации ценных бумаг





© 2002 - 2017 RefMag.ru