RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Формы государственной поддержки малого бизнеса

2006 г.

Похожие работы на тему "Формы государственной поддержки малого бизнеса":

Другие работы:

Год написания: 2006 г.

Перспективы развития форм государственной поддержки малого бизнеса


Москва - 2005


Содержание


Введение

Роль малого бизнеса в экономике любой страны достаточно высока, поскольку этим сектором экономики производится 30-40% всех товаров и услуг, на малые предприятия создают около 40% рабочих мест. Вместе с тем, малый бизнес имеет множество проблем в условиях рынка, поскольку не располагает значительными финансовыми ресурсами для развития, малым предприятиям сложнее получить кредит в банке, для малых предприятий характерны значительные экономические риски. Все эти обстоятельства определяют актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование состояния развития малого бизнеса, исследование форм и перспектив государственной финансовой поддержки. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- исследовать роль малого бизнеса в экономике;

- исследовать особенности финансов малых предприятий;

- исследовать формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса и их перспективы.

Структурно курсовая работа состоит из: введения; трех глав, в которых раскрываются выше поставленные задачи; и заключения.

При подготовке курсовой работы использовались Федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов (г. Москва), научно-учебные пособия и монографии, аналитические публикации и данные статистической отчетности.


1. Малое предпринимательство и его роль в экономике

1.1. Сущность малого предпринимательства

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, определяющих сущность этого понятия.

Как показывает практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  • численность персонала;

  • размер уставного капитала;

  • величина активов;

  • объем оборота (прибыли, дохода).

Согласно ст. 3 федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"1 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.


1.2. Роль малого предпринимательства в экономике

Роль малого предпринимательства определяется следующими факторами. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малые предприятия играют важную роль в экономике всех стран мира. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса - мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности - 21%, строительстве - 80, оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия.

Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы затем самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

Развитие малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений - в торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы.

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и отсутствием государственной поддержки МП. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Малые предприятия пользуются государственной поддержкой во всех развитых странах. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и потому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство.

Данные о количестве малых предприятий (МП) в городе Москве по материалам МГС (Мосгорстата)2, по Прогнозу 2005 – 20073, а также об относительном приросте числа МП показаны на рис. 1.

Рис. 1. Динамика изменения количества МП

Согласно представленным данным, количество МП в 1 полугодии 2005 года (201,7 тыс. ед.) превысило уровень, прогнозировавшийся на 2005 год (195 тыс. ед.). За 1 полугодие 2005 года темп прироста по этому показателю составил 2,5 % против 3% за весь 2004 год.

Данные о численности работников списочного состава и внешних совместителей МП по материалам МГС (Мосгорстата) и по Прогнозу 2005 – 2007 показаны на рис. 2.

Рис. 2. Динамика изменения численности работников МП

Как видно из диаграммы, суммарная численность работников списочного состава МП и внешних совместителей по данным МГС за 1 полугодие 2005 года оказалась на 35,1 тыс. чел., ниже спрогнозированного уровня, однако общее количество работников МП превысило его на 12,5 тыс. чел. При этом прирост численности работников списочного состава МП и внешних совместителей составил 42,6 тыс. чел., а общего количества работников – 43,6 тыс. чел. В то же время Программой Правительства Москвы на 2005 год предусмотрено создание в городе 39,2 тысяч новых рабочих мест, в том числе по малому предпринимательству – 10 тысяч.

Таким образом, прирост числа работников МП превысил заданное количество новых рабочих мест в целом по Москве на 10%, а по малому предпринимательству – в 4,4 раза. Доля работников, занятых на малых предприятиях, составила 34,1% от общего числа работающих в Москве (рис. 3).

Рис. 3. Динамика изменения доли работников, занятых на МП, от общего числа работающих в Москве

Данные о выпуске товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности по материалам МГС, по Прогнозу 2005 – 2007, а также об относительном приросте выпуска продукции показаны на рис. 4.

Судя по представленным данным, выпуск продукции МП в 2004 г. превысил уровень, спрогнозированный на 2004 год, в 1,6 раза, а уровень 2005 года – на 33%.

Необходимо отметить, что данный показатель для большинства отраслей, например, торговли, строительства, науки и научного обслуживания и целого ряда других, является искусственным. Он введен только в формах статистической отчетности, которые представляет незначительная доля МП (1-2%), не фигурирует в бухгалтерской документации, и, следовательно, мало используется в управлении МП (за исключением предприятий промышленности). В связи с этим определение значений данного показателя работниками МП приводит к существенным погрешностям.

Рис. 4. Динамика изменения выпуска товаров и услуг малыми предприятиями.

Малый бизнес Москвы развивается достаточно высокими темпами. Основные характеристики состояния малого предпринимательства достигли следующих значений:

- количество субъектов малого предпринимательства составляет от 605 до 625 тысяч единиц, в том числе 365 – 385 тысяч малых предприятий и 244 тысяч индивидуальных предпринимателей (предприятий без образования юридического лица);

- на малых предприятиях занято 3,5 – 3,7 миллиона человек, т. е. 61 – 65% работающих в Москве;

- суммарная выручка малых предприятий достигает 6,8 – 7,2 триллиона рублей;

- вклад малого бизнеса в налоговые доходы бюджета города за 2004 г. составил пятую часть;

- доля малого бизнеса Москвы в налоговых поступлениях в федеральный бюджет в 2004 г. составила около 7%;

- вклад малых предприятий в валовой региональный продукт Москвы превысил 35% (2004 г.);

- валовая добавленная стоимость, произведенная малыми предприятиями, в 2004 г. достигла 1,02 – 1,08 трлн. руб.;

- вклад МП Москвы в ВВП России в 2004 году составил около 6%, доля МП столицы в суммарном ВРП субъектов федерации – около 8%. По суммарному объему произведенной валовой добавленной стоимости малые предприятия г. Москвы в 2003 году превзошли 87 из 89 субъектов Российской Федерации.

В то же время значительные доли финансово-экономических характеристик малых предприятий находятся в "теневом" секторе. "Теневая" составляющая суммарного оборота может составлять 34 – 45% от его фактического уровня, а по чистой прибыли эта доля может достигать 95%.

Задача, поставленная в Программах Правительства Москвы на 2003 и 2004 годы по увеличению налоговых поступлений от деятельности малого бизнеса на 2-3% в год в сопоставимых ценах, значительно перевыполнена. За 2 года данный показатель увеличился приблизительно на 16%.

В целях повышения вклада малого предпринимательства в городской бюджет целесообразно принять меры к передаче всех или значительной части налоговых доходов от малого бизнеса на региональный уровень.

По произведенной добавленной стоимости (вкладу в ВРП) в 2003 г. сектор малого бизнеса, представленный малыми предприятиями, развивался темпами, существенно опережающими темпы роста крупных и средних предприятий. Несмотря на снижение темпов роста в 2004 г., в целом за 2 года темп прироста ВДС МП составил 17,1%.

Производительность труда на МП Москвы (произведенная добавленная стоимость в расчете на одного работающего) заметно превышает производительность труда по России в целом (в 2003 г. - на 54,7%, в 2004 г. – 15,7%), однако существенно ниже, чем соответствующий показатель в целом по Москве (в 2003 г. – на 39,5%, в 2004 г. – на 73,9%), что соответствует мировой практике.


2. Особенности финансов малых предприятий

2.1. Сущность и функции финансов предприятий малого бизнеса

Финансы предприятий малого бизнеса, будучи звеном финансовой системы, носят распределительный характер и охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП и НД в стоимостном выражении. В конечном счете в этом звене финансовой системы создаются финансовые ресурсы, которые впоследствии распределяются и используются для собственного развития и обеспечения потребностей экономического и социального развития общества.

Коммерческая деятельность осуществляется в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования, с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не только максимальное извлечение прибыли, но и сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций (предприятий) возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием, выполнением обязательств перед бюджетной системой страны.

Материальную основу финансовых отношений составляют деньги. Финансовые отношения — это часть денежных отношений, возникающих лишь при реальном движении денежных средств и сопровождающихся формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы предприятий малого бизнеса — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, их распределения и использования.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям4:

между субъектами малого бизнеса и отдельными организациями (предприятиями), связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения основные, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

между субъектами малого бизнеса и работниками при распределении и использовании доходов, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;

между субъектами малого бизнеса и финансовой системой государства — при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

между субъектами малого бизнеса и банковской системой — в процессе хранения денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

между субъектами малого бизнеса и страховыми компаниями и организациями — при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

между субъектами малого бизнеса и инвестиционными институтами — в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, их материальной основой является движение денежных средств.

Финансам предприятий малого бизнеса присущи те же функции, что и финансам крупных предприятий: распределительная и контрольная5. Их реализация осуществляется на микроэкономическом уровне. Обе функции тесно взаимосвязаны. Посредством распределительной функции происходят формирование собственного капитала, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, привлечение внешних источников, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.

Объективная основа контрольной функции — стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако невозможно распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность индивидуального предпринимателя.

Финансовый контроль за деятельностью предпринимателя осуществляют6:

непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения текущих финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценностей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;

Федеральная налоговая служба в лице налоговых органов, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок.

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И наоборот, отрицательный результат или отсутствие его говорят о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротства.

Реализация контрольной функции финансов осуществляется на основе нормативных и законодательных актов, плановых и отчетных смет и финансовых планов.


2.2. Принципы организации финансов малых предприятий

Финансовые отношения малых предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечении финансовыми резервами, осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью7.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что малые предприятия самостоятельно определяют сферу экономической деятельности (в соответствии с законодательством и видами деятельности для данной организационно-правовой формы), источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли и приращения капитала, повышения своего благосостояния. Предприниматели самостоятельно разрабатывают ценовую политику. Рынок стимулирует к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Малые предприятия для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности.

Законодательно устанавливаются взаимоотношения малых предприятий с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании государственных внебюджетных фондов.

Реализация принципа самофинансирования — одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. К основным собственным источникам финансирования малых предприятий относится прибыль, собственный капитал.

Объективная необходимость принципа материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности: извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом.

Для малого бизнеса принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечить финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности. Сами предприниматели могут способствовать реализации данного принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, собственного капитала Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью, ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Предприниматели, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К предпринимателям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства. Например, индивидуальный предприниматель (ПБОЮЛ) несет административную и уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с НК РФ8.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенным риском невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут происходить прямые экономические просчеты в разработке производственной программы.

Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Объективная основа реализации этого принципа — действие контрольной функции финансов. Финансово-хозяйственная деятельность связана с формированием ее доходов и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы самого предпринимателя, государства и всех возможных контрагентов. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, целевым расходованием финансовых ресурсов способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности.


3. Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса и их перспективы

3.1. Формы финансовой поддержки малого бизнеса

Финансово-инвестиционная поддержка деятельности малых предприятий может быть реализована различными путями: посредством предоставления льготных кредитов (займов) субъектам малого предпринимательства, через лизинг, венчурное финансирование, использование гарантийных механизмов, а также компенсацией процентной ставки по предоставляемым кредитам и т. д.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, на который было возложено финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства, в марте 2005 года ликвидирован. Основной причиной его ликвидации стал тот факт, что согласно проведенному опросу лишь 2% российских предпринимателей оценивали деятельность Фонда удовлетворительно.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), "Кредит для средних и мелких фирм" (Франция).

Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии. В целом малый бизнес США получает 3,5-4% от общих федеральных затрат на НИОКР. До трети расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством.

Программы безвозвратного субсидирования реализуют в основном два федеральных ведомства - Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) и Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF).

Программы предоставления льготных займов осуществляются SBA в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы производятся SBA из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. дрлл, максимальная ставка - 7%. Займы предоставляются на сроки: до шести лет - на текущие нужды; до 20 лет - на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет - на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.

Однако, как показывает американская практика, формы прямого субсидирования через государственные ведомства не обладают достаточной гибкостью и оперативностью.

Венчурное финансирование стало более или менее заметным в США в послевоенный период и широко распространилось в конце 70-х годов. Сегодня в США действуют компании венчурного финансирования трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые и частные ИКМБ (инновационные компании малого бизнеса), действующие под эгидой SBA. Венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала. Это значит, что инвесторы становятся акционерами мелких инновационных фирм и имеют право на получение прибылей в зависимости от доли своего участия. Доля участия отдельных компаний венчурного капитала в мелких фирмах редко превышает 50%.

Государственная поддержка малого предпринимательства оказывается субъектам малого предпринимательства, соответствующим критериям, установленным федеральными законами "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Особенности предоставления субсидий определяются Постановлением Правительства РФ N 249 от 22 апреля 2005 г. "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"9.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в Москве на 2004-2006 гг. и Положением о финансировании проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 24.12.2002 № 1063-ПП10.

Заявки на получение финансовой поддержки на сумму до 20 000 минимальных размеров оплаты труда принимаются к рассмотрению в Центрах развития предпринимательства административных округов г.Москвы и утверждаются на Окружных финансовых Комиссиях; заявки на сумму свыше 20 000 минимальных размеров оплаты труда рассматриваются Комиссией Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства. В этом случае с соответствующим образом оформленным проектом необходимо обращаться в Департамент поддержки малого предпринимательства.

Финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства на возвратной (заем, бюджетный кредит, лизинг) и безвозвратной (субвенция, субсидия) основах.

Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:

- субвенций юридическим лицам;

- субсидий физическим и юридическим лицам;

- бюджетных кредитов юридическим лицам;

- оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Начинающим субъектам малого предпринимательства выделяются безвозвратные средства (субвенции) в размере до 1 200 минимальных размеров оплаты труда на реализацию их проекта на конкурсной основе при условии положительного заключения финансово-экономической экспертизы. Для получения финансовых средств начинающим субъектам малого предпринимательства следует обратиться в Центр развития предпринимательства того административного округа, в котором зарегистрировано предприятие.

При этом "начинающими" считаются субъекты малого предпринимательства, со дня государственной регистрации которых на дату подачи заявки прошло не более 2 лет.

Финансирование венчурных проектов субъектов малого предпринимательства осуществляется путем предоставления Департаментом субъекту малого предпринимательства субсидии или субвенции (в том числе грантов, распределяемых на основании конкурсного отбора) в размере, не превышающем 2 500 минимальных размеров оплаты труда. Комиссия может принять решение о финансировании проекта в форме субвенции в отдельных случаях, характеризуемых ожиданием наиболее важных для технического прогрессе результатов реализации проекта.

Компенсация снижения процентной ставки осуществляется путем предоставления Департаментом субъекту малого предпринимательства субсидии в размере разницы между суммой процентов, подлежащих к уплате по установленной банком ставке, и суммой процентов, указанной в проекте субъекта малого предпринимательства. Предельный размер компенсации процентной ставки по кредитам, выдаваемым банками субъектам малого предпринимательства, не может превышать 75% ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату регистрации заявки.

В настоящее время, банками, которые применяют механизм компенсации процентных ставок при кредитовании субъектов малого предпринимательства, являются:

- Акционерный коммерческий "Московский муниципальный банк - Банк Москвы";

- Акционерный коммерческий банк "Русский Банкирский Дом".

Бюджетный кредит предоставляются субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе после проведения финансово-экономической экспертизы. Средства предоставляются на условиях процентной ставки от 0,25 до 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на срок от 3-х месяцев до 5 лет. Поддержка проектов на возвратной основе осуществляется при наличии бизнес-плана и достаточного (на 100% суммы кредита и процентов по нему) высоколиквидного обеспечения (в соответствии с БК РФ11). В качестве залога могут быть предоставлены прежде всего банковские гарантии, ликвидные ценные бумаги, а также оборудование, помещение, запасы на складе, и др. Срок кредита устанавливается в заявке на предоставление финансовой поддержки, и уточняется при проведении финансово-экономической экспертизы проекта.

Финансирование инновационных проектов путем предоставления субъектам малого предпринимательства премиальных грантов на конкурсной основе в виде субвенций.

Предоставление субъектам малого предпринимательства возможности для внедрения новых технологий и бизнес идей. Расширение сфер деятельности субъектов малого предпринимательства.

Согласно Комплексной программе "удовлетворение потребностей малых предприятий в долгосрочных инвестиционных ресурсах путем предоставления основных средств в финансовую аренду (лизинг) на максимально приемлемых условиях. Ускоренное обновление и модернизация основных производственных и вспомогательных средств малых предприятий. Передача субъектам малого предпринимательства города Москвы технологического, торгового оборудования, оборудования для сферы услуг, а также коммерческого легкового и грузового транспорта, спецавтотехники, дорожно-строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов на общую сумму не менее 600, 0 млн.руб. Формирование в результате совершения лизинговых сделок новых и модернизация действующих производств, увеличение на их базе объемов реализации и повышения качества выпускаемой продукции и услуг". Предоставление оборудования и транспортных средств субъектам малого предпринимательства в лизинг на льготной основе осуществляется Московской лизинговой компанией.


3.2. Перспективы развития форм финансовой поддержки

В 2005 году существенным образом изменилась система финансовой поддержки малого бизнеса в Москве. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства призван реально помогать людям, занимающимся бизнесом. Чтобы управлять эффективно, надо понимать развитие любого процесса. И понимать, что при этом является конкретным результатом. Надо, чтобы работал механизм, в результате которого предприниматели получают помещения, кредиты, нормальные законы.

Пока проблем у малого бизнеса очень много. Среди основных предприниматели называют проблемы с дешевыми кредитами и острую нехватку доступных помещений. Однако с кредитованием малого бизнеса ситуация начала меняться в лучшую сторону. В Москве положено начало перестройки системы финансовой поддержки малых предпринимателей. Раньше их поддерживали бюджетными субсидиями и субвенциями. В городскую казну деньги возвращались опосредованно только в виде налогов. Кроме того, малые предприятия получали поддержку посредством частичной компенсации процентной банковской ставки (если предприниматели получали кредит в банке, но их бизнес не был высокорентабельным, городской бюджет помогал им частично погасить процент банковского кредита).

Сейчас же запущена совершенно другая система финансовой поддержки. Безвозвратные субсидии и субвенции будут сохранены, но в меньшем объеме и для стартующих в бизнесе, а кроме этого предприниматели получают поддержку банковского сообщества. Оформляя кредит в банке, малые предприниматели могут обратиться в некоммерческий фонд содействия кредитованию малого бизнеса и получить частичную гарантию для банка. Банк, получив такую гарантию, рассмотрит заявку предпринимателя. При этом 50% рисков берет на себя банк и 50% — гарантийный фонд. Да и решения о выдаче кредитов теперь будет принимать не департамент, как было раньше, а банк.

Чиновник не участвует в принятии решения о финансовой поддержке предпринимателей.

Субсидии, субвенции начинающим предпринимателям, бюджетные кредиты пока тоже остаются (и на 2006 год в бюджете города на них предусмотрено 50 миллионов рублей). Но для получения бюджетного кредита требуется высоколиквидный стопроцентный залог возвратности кредита. Малым предприятиям бюджетные кредиты получить очень сложно и долго.

Кроме того, в городе создан венчурный (высокорисковый) фонд для финансирования инновационных проектов, который будет запущен с начала 2006 года. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы выиграл конкурс в Минэкономразвития РФ и получил софинансирование в размере 200 миллионов рублей.

Уже с 2006 года малые предприятия столицы, работающие в инновационной сфере, могут претендовать на финансирование из этого фонда (его сумма составит на 2006 год 800 миллионов рублей). Инновационные проекты являются приоритетом в развитии малого предпринимательства. Но до сих пор эта поддержка осуществлялась так: заявку инновационного предприятия рассматривал научно-технический совет, а финансовая комиссия выделяла на реальные проекты безвозвратные средства — до 250 тысяч рублей.

Финансируя инновационный проект, нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что предприятие получит высокую прибыль и окупит вложения. Часть предприятий разоряется, но другая часть оказывается настолько высокорентабельной, что может окупить возможные невозвраты другими предприятиями. Путем создания в столице венчурного фонда можно решить самую главную задачу — добиться возвратности средств при поддержке малого бизнеса. Даже если прибыли у части предприятий не будет, другая часть проектов обязательно будет успешна, и прибыль от них покроет все вложения в неуспешные проекты.

Две эти новые схемы финансирования позволят малому бизнесу интенсивно развиваться. Ведь средства, выданные малому бизнесу банками под гарантии фонда или через венчурные инвестиции, в любом случае сохраняются и продолжают работать — и год, и два, и три. К ним прибавляются те деньги, которые выделят бюджеты последующих лет на поддержку малого бизнеса.

Заключение

Государственная поддержка малого предпринимательства оказывается субъектам малого предпринимательства, соответствующим критериям, установленным федеральными законами "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". На уровне Субъектов Федераций разрабатываются программы Комплексные программы поддержки предприятий малого бизнеса. Так, финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в Москве на 2004-2006 гг. и Положением о финансировании проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве.

Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:

- субвенций юридическим лицам;

- субсидий физическим и юридическим лицам;

- бюджетных кредитов юридическим лицам;

- оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Кроме того, финансово-инвестиционная поддержка деятельности малых предприятий может быть реализована и другими путями: через лизинг, венчурное финансирование, использование гарантийных механизмов, а также компенсацией процентной ставки по предоставляемым кредитам.

В настоящее время перспективными направлениями развития форм государственной поддержки предприятий малого бизнеса является создание гарантийных фондов и фондов венчурного финансирования.


Список литературы

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – СПС «Гарант», 2005.

  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2). – СПС «Гарант», 2005.

  3. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".– СПС «Гарант», 2005.

  4. Постановление Правительства РФ N 249 от 22 апреля 2005 г. "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". – СПС «Гарант», 2005.

  5. Постановление Правительства Москвы от 24.12.2002 № 1063-ПП Об утверждении Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в Москве на 2004-2006 гг. и Положения о финансировании проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. – СПС «Гарант», 2005.

  6. Постановление Правительства Москвы от 22.06.04 N 425-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы и перспективном финансовом плане на 2005-2007 годы" – СПС «Гарант», 2005.

  7. Агурбаш Н. Система государственной поддержки малого предпринимательства// Финансовый бизнес. – 2000, № 11-12. - С. 40-49.

  8. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: "Финансы и статистика", 2004.

  9. Анализ финансово-экономического состояния предприятий в сфере малого бизнеса г. Москвы (2005 г.)

  10. Владимирова Т.В. Малые предприятия: Практическое пособие. - М.: "Экзамен", 2004.

  11. Горфинкель В.Я., Швандар В.А., ред. Малый бизнес: Организация, экономика, управление. - М.: "ЮНИТИ", 2003.

  12. Сергеев И.В., Волошина А.Н. Налогообложение субъектов малого предпринимательства. - М.: "Финансы и статистика", 2003.

  13. Финансы: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.


1 Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".– СПС «Гарант», 2005.

2 Анализ финансово-экономического состояния предприятий в сфере малого бизнеса г. Москвы (2005 г.)

3 Постановление Правительства Москвы от 22.06.04 N 425-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы и перспективном финансовом плане на 2005-2007 годы"

4 Финансы: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. с. 289.

5 Финансы: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. с. 291.

6 Финансы: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. с. 292.

7 Финансы: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. с. 293.

8 Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2). – СПС «Гарант», 2005.

9 Постановление Правительства РФ N 249 от 22 апреля 2005 г. "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". – СПС «Гарант», 2005.

10 Постановление Правительства Москвы от 24.12.2002 № 1063-ПП Об утверждении Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в Москве на 2004-2006 гг. и Положения о финансировании проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. – СПС «Гарант», 2005.

11 Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – СПС «Гарант», 2005.



Список литературы и источников:

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – СПС «Гарант», 2005.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2). – СПС «Гарант», 2005.
3. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".– СПС «Гарант», 2005.
4. Постановление Правительства РФ N 249 от 22 апреля 2005 г. "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". – СПС «Гарант», 2005.
5. Постановление Правительства Москвы от 24.12.2002 № 1063-ПП Об утверждении Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в Москве на 2004-2006 гг. и Положения о финансировании проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. – СПС «Гарант», 2005.
6. Постановление Правительства Москвы от 22.06.04 N 425-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы и перспективном финансовом плане на 2005-2007 годы" – СПС «Гарант», 2005.
7. Агурбаш Н. Система государственной поддержки малого предпринимательства// Финансовый бизнес. – 2000, № 11-12. - С. 40-49.
8. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: "Финансы и статистика", 2004.
9. Анализ финансово-экономического состояния предприятий в сфере малого бизнеса г. Москвы (2005 г.)
10. Владимирова Т.В. Малые предприятия: Практическое пособие. - М.: "Экзамен", 2004.
11. Горфинкель В.Я., Швандар В.А., ред. Малый бизнес: Организация, экономика, управление. - М.: "ЮНИТИ", 2003.
12. Сергеев И.В., Волошина А.Н. Налогообложение субъектов малого предпринимательства. - М.: "Финансы и статистика", 2003.
13. Финансы: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.


Клиент приобрел право собственности на неосвоенный земельный участок





© 2002 - 2017 RefMag.ru