RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Формы и методы государственного регулирования

2004 г.

Похожие работы на тему "Формы и методы государственного регулирования в современных развитых странах":

Другие работы:

Год написания: 2004 г.

Курсовая работа на тему

Формы и методы государственного регулирования в современных развитых странах

Москва – 2004


Содержание

Введение

Мировая экономическая практика в конце ХХ века пришла к бесспорному выводу, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Видимо, именно такое понимание места и роли государства в экономической жизни нации заставило известного экономиста Луиса Малкерна сказать: «По-моему мнению, для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике».

Однако отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Выбор темы обусловлен актуальностью анализа опыта зарубежных высокоразвитых стран в области государственного регулирования. В условиях становления рыночной экономики в России опыт зарубежных стран может оказать неоценимую помощь, поможет избежать ошибок.

Целью курсовой работы является исследование методов и форм государственного регулирования, уметь анализировать издержки и упущенную выгоду. В соответствие с поставленными целями решаются следующие задачи:

  1. выяснить роль и задачи государственного регулирования;

  2. исследовать формы и методы государственного регулирования;

  3. рассмотреть эволюцию взглядов экономистов на государственное регулирование.

Методологической базой курсовой работы являются научно-учебные пособия представленные в списке литературы.


1. Государство в рыночной экономике: место, роль, задачи

1.1. Роль государства в рыночной экономики

Дискуссии о том, увеличивать или уменьшать роль государства в рыночной экономике, не стихают с начала реформ. В Конституции записано, что равным образом признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т.е. безраздельное господство государственной закончилось, хотя на начало 1998 г. государство владело 20 тыс. предприятий и организаций, 13 тыс. унитарных предприятий, около 5 тыс. пакетов акций, закрепленных в собственности федерального правительства, и свыше 1 тыс. "золотых акций".

Понятно, что государство ни при каких условиях не может отказаться от обеспечения внешней и внутренней безопасности, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны природы и т.п. (для этого ему необходимы средства и производственный потенциал). Однако раздаются требования усилить роль государства в промышленности и сельском хозяйстве (вплоть до частичной ренационализации приватизированных предприятий), сосредоточить в его руках больше денег. Немало и тех, кто предлагает прямо противоположное: продолжать приватизацию, прекратить государственную финансовую поддержку неэффективных производств и отраслей, проводить жилищно-коммунальную и другие реформы, которые освободят государство от неоправданных и неэффективных финансовых затрат, оставить в его распоряжении меньшую часть денежной массы.

Место государства в экономике характеризуется соотношением доходов (или расходов) государственного бюджета и валового внутреннего продукта ("бюджетная нагрузка"), а также соотношением налоговых поступлений в бюджет и ВВП ("налоговая нагрузка"). Чем выше эти соотношения, тем "большим" считается государство в смысле его роли в экономике (территория страны и численность его населения в данном случае не важны). Самое "большое" государство - при диктаторских, военизированных режимах, самое "маленькое" - в демократических миролюбивых странах, где не нужно тратить много денег на вооружение и не государство, а сами фирмы финансируют свое производство. Что касается социальных расходов, то существуют разные модели демократических рыночных государств. Одни больше средств направляют на социальные нужды, другие - меньше.

СССР был в высшей степени милитаризованным государством, требовались огромные средства на содержание военно-промышленного комплекса, армии и финансирование предприятия мирных отраслей, которые находились в государственной собственности. К этому надо добавить характерные для социализма значительные социальные выплаты. Принципиально важно, что за годы реформ "бюджетная нагрузка" сокращается. Соотношение расходов (и ссуд за вычетом погашений) консолидированного бюджета и ВВП: в 1992 г. - 65,1%, в 1993 г. - 48,6, в 1994 г. - 47,5, в 1995 г. - 41,1, в 1996 г. - 43,0, в 1997 г. - 43,1%, т.е. российское государство стало "меньше" в полтора раза.

Другое дело, что не во всех отраслях роль государства сократилась в равной мере. Не все считают это достижением, потому что уменьшение роли государства означает вынужденное сокращение дотаций и субсидий, военных расходов, что хотя и имеет положительные стороны, больно отражается на занятости и уровне жизни тех категорий населения (работники ВПК), которые прежде имели наибольшие преимущества и привыкли к относительно безбедной жизни. На самом деле сокращение роли государства в экономике - одно из важных условий становления рыночных отношений и, в перспективе, улучшения жизни, в том числе тех, кто пострадал от реформ.

В первой половине ХХ века верхней границей налогообложения в мире считались примерно 15% ВВП. Затем в связи с ростом ВВП, существенными сдвигами в социальном развитии, повышением способности государств контролировать финансовые потоки ситуация изменилась: реальные уровни налоговой нагрузки на экономику возросли до 40%. Некоторые страны, отличающиеся высоким развитием социальных программ и потому высоким уровнем налогообложения (например, Швеция), столкнулись с серьезными экономическими трудностями. Там впервые в мирное время возник устойчивый бюджетный дефицит, резко замедлилось экономическое развитие. И даже в этих весьма богатых странах стоит вопрос о сокращении государственных расходов.

Таким образом, место государства в рыночной экономике не является раз и навсегда заданным. От того, какую часть ВВП расходует государство, во многом зависит процветание и развитие страны. Но и здесь среди экономистов нет единства. Одни убеждены: чем больше эта часть, тем лучше. Другие придерживаются противоположного мнения.

Между тем даже то, что бюджетные средства распределяют государственные чиновники (которые не рискуют своими деньгами, как частные владельцы), неизбежно снижает эффективность производства (не говоря уже о том, что деньги имеют обыкновение "прилипать" к рукам). А при низкой эффективности производства сокращаются инвестиции в дальнейшее развитие - следовательно, ограничиваются возможности экономического роста.

Увеличение налоговых изъятий, государственных расходов, бюджетного дефицита на 1% ВВП при прочих равных условиях приводит к снижению экономического роста (или увеличению экономического спада) и снижению уровня потребления также примерно на 1%, - утверждают одни эксперты. Другие им возражают: поскольку часть государственных расходов (на мирную науку, образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры) способствует экономическому росту, значит - чем "больше" государство в этой части, тем лучше.

Однако есть исторический прецедент. Стремясь догнать развитые страны, Япония по настоянию победивших в войне и по своей воле резко сократила государственные расходы - с 30% в 1938 г. до 19,8% в 1950 г. (ограничение военных расходов было даже записано в конституции). Результат известен всему миру: если в 1950 г. ВВП на душу населения в Японии был в 3 раза меньше, чем во Франции, в 4 раза меньше, чем в Великобритании, в 6 раз меньше, чем в США, то к 80-м годам эти показатели примерно сравнялись. И лишь после этого Япония увеличила государственные расходы: в 1980 г. - до 32,0%, в 1990 г. - до 32,3%.

Сокращение роли государства означает не его ослабление, а освобождение экономики из-под государственной опеки (отсюда и термин "либеральные реформы"). Но не правы те, кто считает, что при сокращении роли государства "невидимая рука" рынка все сделает сама. "Невидимую руку" рынка необходимо подкрепить сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют действию рыночных отношений.

1.2. Эволюция взглядов на государство и его функции

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополии; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.

Представление о роли государства, степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества. Исторически первой концепцией о роли государства в рыночной экономике была концепция классической политической экономики.

В соответствии с представлениями классиков, государство призвано обеспечить безопасность человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство.

В настоящее время существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики. Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация.

В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.


1.3. Задачи государственного регулирования

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых _естественных монополиях., государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

2. Основные формы государственного регулирования

Выполнение государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые используются данным специфическим экономическим субъектом при воздействии на экономику. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия государства на экономические процессы. К первым относят управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие при помощи законодательных актов и нормативов, которые принимаются государством (исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти). Ко вторым относят, как правило, использование бюджета и денежной массы для изменения поведения экономических субъектов. Рассмотрим их поподробнее.


2.1. Прямые методы регулирования

Государственная собственность играет определенную роль в любой национальной экономике, охватывая в настоящее время 2 - 10% валового внутреннего продукта в развитых странах и до 30 - 40% ВВП в развивающихся странах. Стоит заметить, что объектами госсобственности в основном становятся отрасли народного хозяйства, где норма прибыли не очень высока. Эти важные секторы хозяйства перестают быть интересными монополистическим капиталам, стремящимся к получению прибыли выше средней на устойчивой основе, и немонополистическим капиталам, желающим получить прибыль не ниже средней.

Государственный же капитал в состоянии осуществлять собственное воспроизводство и при низкой норме прибыли, и при прямых убытках (за счет перераспределения ресурсов бюджета).

По мере превращения объектов государственной собственности в рентабельные частный капитал начинает проявлять к ним интерес. Между государственным и частным капиталом возникают экономические отношения в виде национализации или приватизации. Отметим, что национализация и приватизация - это специфические формы сделки, одним из участников которой выступает государство. В случае национализации государство является покупателем каких-то активов (средств производства), в случае приватизации - продавцом.

Сделки подобного рода не являются редкостью. В некоторые периоды в различных странах происходит массовый переход собственности из частных рук в государственные, и наоборот (Великобритания: 60-е годы - национализация, 80-е годы - приватизация и т. д.). Это, конечно, не подрывает устои национальной экономики. Другое дело, когда сделки между государством и частным бизнесом принимают неэквивалентный характер, как, например, в России в 90-е годы. В этом случае происходят существенные коллизии в народном хозяйстве, так как нарушается баланс интересов между государством и частным бизнесом.

Другой формой прямого вмешательства государства в экономику является государственный заказ. Этот вид сделки мало похож на обычную рыночную с участием государства, так как в данном случае получатель государственного заказа имеет полные гарантии того, что созданный им товар будет реализован и оплачен (чаще всего по завышенным против рыночных ценам). Именно это делает борьбу за государственный заказ очень интересной для капиталов-монополий, которые для “победы” используют не только свою экономическую мощь, но и унию с государством (государственными чиновниками, причастными к распределению государственных заказов). Объектом госзаказа чаще всего выступает оборонная продукция и товары, которыми снабжается армия или другие государственные структуры. Общество стремится контролировать сделки подобного рода, но в полной мере это сделать практически невозможно, так как все, в конечном итоге, делается “по закону”, который и формулируется собственно государством.

Теперь остановимся на косвенных методах государственного регулирования экономики. К ним, как уже говорилось, относят манипулирование при помощи бюджета и денежной массы, которое приводит к изменению поведения основных экономических субъектов. Государство, конечно же, не может ограничиваться только прямыми методами воздействия на экономику, так как народнохозяйственная система представляет собой совокупность независимых, самостоятельных, суверенных субъектов, которые принимают решения, руководствуясь, прежде всего, собственными экономическими интересами.

2.2. Косвенные методы регулирования

Теперь остановимся на косвенных методах государственного регулирования экономики. К ним, как уже говорилось, относят манипулирование при помощи бюджета и денежной массы, которое приводит к изменению поведения основных экономических субъектов. Государство, конечно же, не может ограничиваться только прямыми методами воздействия на экономику, так как народнохозяйственная система представляет собой совокупность независимых, самостоятельных, суверенных субъектов, которые принимают решения, руководствуясь, прежде всего, собственными экономическими интересами.

Считается, что основными способами косвенного регулирования (макроэкономической политики) являются фискальная и денежная политики.

Фискальная политика - такой способ косвенного воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государством используются следующие инструменты: государственные расходы, дефицит государственного бюджета, государственный долг, трансферты, манипулирование налоговыми ставками.

Денежная политика - такой способ воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государство (в лице Центрального Банка, не зависимого от правительства) использует следующие инструменты: манипулирование количеством денег в национальной экономике и их ценой (манипулирование учетной ставкой процента Центрального Банка).

Пример фискального импульса (снижения ставки налога на прибыль) и его влияния на поведение экономических субъектов мы уже рассматривали. Теперь настало время дополнить наши представления примерами, связанными с государственными расходами. Увеличение государственных расходов увеличивает доходы каких-то конкретных экономических субъектов, например, производителей оборонной продукции. Они производят соответствующие товары, что ведет к росту объема производства валового внутреннего продукта. Справедливо и обратное.

Однако чрезмерный рост государственных расходов может нарушить соотношение между доходами и расходами государственного бюджета и ведет к росту его дефицита. Это означает, что существуют определенные ограничения при использовании фискальных импульсов. Далее по цепочке - рост дефицита бюджета ведет к росту государственного долга и выплат по нему, а это может привести к негативным процессам в народном хозяйстве.

Таким образом:

где G – государственные расходы, DB – дефицит бюджета, GD – государственный долг.

Дефицит же государственного бюджета и выплаты по государственному долгу в определенных рамках могут быть важными рычагами воздействия на народнохозяйственные пропорции, так как сегодня мы платим по вчерашним долгам, а сегодняшние долги относим на будущее. Это означает, что при динамичном развитии национальной экономики государство может тратить чуть больше, чем получает, без видимого негативного эффекта. Эмпирические исследования подтверждают, что при нормальном развитии национальной экономики дефицит бюджета и ежегодные выплаты по государственному долгу до 3% ВВП не сказываются негативно на развитии народного хозяйства (следовательно, обладают в целом положительным регулирующим потенциалом). Если же дефицит и выплаты превышают данный рубеж, то налицо негативное воздействие на макроэкономические пропорции.

Приведем теперь примеры денежных импульсов и их воздействия на поведение экономических субъектов и на народнохозяйственные пропорции в целом. Что происходит в народном хозяйстве, когда мы увеличиваем размер денежной массы (предложение денег) на некоторую незначительную величину? Очевидно, что цена денег (учетная ставка процента Центрального Банка) должна в результате этого снизиться. Банкиры будут снижать процентные ставки по кредитам. На данный импульс должны отреагировать предприниматели, которые увеличат заимствование денег для реализации инвестиционных проектов. Рост же инвестиций через некоторое время должен привести к росту валового внутреннего продукта. Таким образом, манипулируя (умело!) количеством денег в обращении, Центральный Банк в состоянии изменить поведение экономических субъектов таким образом, что результатом становится рост реального ВВП.

Заметим, что злоупотреблять таким импульсом, как рост количества денег в обращении, нельзя, так как это может привести к неконтролируемому обесценению национальной валюты и нарушению ценовых пропорций в народном хозяйстве (инфляция). Практические исследования показывают, что увеличение предложения денег в год до 3% в нормально развивающейся экономике позитивно сказывается на положении народнохозяйственной системы. При превышении данного значения прироста, как правило, верх берут негативные процессы и тенденции.

Таким образом:

где - предложение денег, r - учетная ставка процента, I - инвестиции, GDP - ВВП.

Легко заметить, что изменение цены денег (учетной ставки процента Центрального банка) в сторону снижения также в состоянии привести в действие отмеченную выше цепочку причинно-следственных связей, так как банкиры должны отреагировать на данный импульс снижением процентных ставок по кредитам.

Понятно, что существуют и другие цепочки причинно-следственных связей. Однако ограничения, налагаемые предметом исследования данного пособия, не позволяют рассмотреть их подробнее (предмет исследования другого раздела экономической теории), поэтому сейчас мы попытаемся выделить основные подходы к вопросу о регулировании народного хозяйства, которые существуют в науке.

Перед монетарными властями страны в настоящее время поставлена задача соблюсти все параметры макроэкономического прогноза, а не один лишь уровень инфляции. Проще говоря, теперь нужно не давать ценам чрезмерно расти, рублю – избыточно укрепляться, а экономике – тормозить. Итогом этого уравнения с тремя неизвестными должно стать удвоение ВВП и сокращение бедности.

Таким образом, денежно-кредитная и экономическая политика России в очередной раз совершает крутой поворот. Напомним, что несколько лет назад в центре внимания монетарных властей находились золотовалютные резервы и валютный курс. Затем приоритетом стало снижение инфляции ценой укрепления рубля. Теперь, похоже, эта тактика втихомолку признана ошибочной.

Правительство России и Центральный банк будут предпринимать действия по выполнению ранее утвержденных параметров темпов укрепления рубля, заявил сегодня журналистам премьер-министр Михаил Фрадков. По его словам, Центробанк «должен стараться уложиться в параметры действующего социально-экономического прогноза». Глава Кабинета министров заявил также, что чрезмерное укрепление национальной валюты может вызвать снижение конкурентоспособности российских компаний и замедление темпов экономического роста.

Совсем недавно подобное утверждение представлялось правительственным чиновникам, мягко говоря, спорным. Те из них, кто причастен к принятию решений в денежно-кредитной сфере, дружно уверяли, что российские товаропроизводители вполне способны адаптироваться к росту реального эффективного валютного курса в пределах 8–10% в год. И это не только не затормозит экономический рост, но и будет способствовать модернизации экономики за счет притока иностранных инвестиций и обновления основных фондов.

На первый взгляд макроэкономическая статистика прошлого года подтверждает правоту сторонников крепкого рубля. Так, по данным Госкомстата, в прошлом году прямые иностранные инвестиции выросли на 77,1%, а их удельный вес повысился на два процентных пункта. Кроме того, существенно сократился отток капитала по счетам частного сектора. Более того, в отдельные периоды Россия выступала нетто-импортером капитала. Да и превышающие прогнозы темпы экономического роста свидетельствуют о том, что укрепление рубля вроде бы прошло без особого вреда для страны.

Однако усиление отечественной валюты оказалось в итоге слишком резким, слишком продолжительным и, более того, набирающим темпы. Если по итогам прошлого года реальный эффективный валютный курс вырос на 4,1%, то в первом квартале 2004 г. – уже на 4,7%. Валютные дилеры меж тем сулили рублю еще более уверенный рост. И, похоже, власть предержащие забеспокоились уже не столько об экономике, сколько о собственных сбережениях. На прошлой неделе президент России Владимир Путин провел встречу с председателем Центробанка Сергеем Игнатьевым, на которой и указал банкиру на необходимость сдерживать укрепление рубля. Центральный банк забеспокоился.

«Несколько беспокоит заметное укрепление реального эффективного курса рубля, – заявил сегодня глава ЦБ. – За первые три месяца оно составило 4,7%. Это связано с необычно высокими ценами не только на нефть, но и на другие российские экспортные товары, мощным притоком краткосрочного капитала в декабре прошлого года и январе текущего года и крайне нестабильной динамикой курса доллара к евро. Но, я думаю, эту ситуацию мы поправим».

В одиночку, впрочем, Центробанку с этой проблемой справиться будет сложно. В его распоряжении есть средства, чтобы ограничить приток краткосрочного иностранного капитала в страну, но выкупать экспортную валютную выручку в больших масштабах все равно придется: цены на нефть снижаться пока не собираются. Меж тем рост монетизации российской экономики уже вызывает беспокойство специалистов, которые опасаются инфляционных всплесков.

В такой ситуации вновь возникает задача стерилизации избыточной ликвидности, и решать ее, похоже, придется Минфину. Традиционные способы для этого – эмиссия рублевых государственных облигаций и ускоренное погашение внешнего долга за счет профицита бюджета. В придачу опережающими темпами будет расти Стабилизационный фонд. По большому счету все это означает более масштабное изъятие денег из экономики, да и отделить «избыточную» ликвидность от необходимой порой бывает затруднительно. Но зато долларовые накопления окажутся в большей безопасности, чем сейчас.

Несмотря на обилие макроэкономических исследований и конкретных точек зрения их авторов на ту или иную проблему, можно выделить два основных подхода к народнохозяйственному регулированию (макроэкономическому регулированию).

Первый - на основе кейнсианской традиции в макроэкономике. Такая политика сводится к активному использованию фискальных рычагов воздействия на народнохозяйственные процессы при активном участии государства в перераспределительных процессах в экономике. Заметим, что она была достаточно эффективной в 40 - 60-е годы в развитых странах Запада.

Второй подход - на основе классической традиции в макроэкономике. Такая политика сводится к активному использованию денежных импульсов при сдержанном участии государства в перераспределительных процессах в народном хозяйстве. Она демонстрирует свою эффективность в настоящее время в развитых странах Запада. Однако такая политика дает сбои в развивающихся и некоторых трансформирующихся экономиках, например, России.


3. Эффективность государственной политики регулирования и проблемы связанные с их реализацией

3.1. Дилемма целей и противоречивость

Вопрос об экономической роли государства, т. е. роли властей различных уровней, является одним из старейших в экономической науке. Назревший и выдвинутый еще в начале XVIII в., затем образно сформулированный А. Смитом («го­сударство — ночной сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х гг. XX столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами, исключая, конечно, Россию, ставшую тоталитар­ным государством после 1917 г.

Этот принцип, получивший французское обозначение laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет неко­торое число сторонников. И все-таки абсолютно подавляю­щей теоретической точкой зрения и практикой стала кон­цепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьезно нигде не идет речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вто­рых, степень вмешательства властей (пропорции «смешан­ной» экономики) не имеет каких-либо универсальных значе­ний. Сколько стран — столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.

Свободные рынки через систему цен, прибылей и убыт­ков координируют поведение тех, кто принимает экономи­ческие решения.

Вследствие того, что они отвечают на сигналы, отража­ющие реальные рыночные условия, их решения координиру­ются без участия какого-либо сознательного вмешательства. На свободных рынках относительные цены отражают отно­сительные затраты. Поэтому производители и потребители используют ограниченные ресурсы в соответствии с эффек­тивностью распределения. Ценовая система рынка обладает способностью создавать силы, преодолевающие не равновесие.

Когда мы говорим о несостоятельности рынка, мы вовсе не имеем в виду в первую очередь, что рыночная система не обеспечивает эффективности распределения ресурсов обще­ства. Речь идет о том, что рыночная система плохо служит другим (отличным от эффективности распределения ресурсов) социальным целям — таким, как желаемое распределение совокупного дохода, охрана природы, обеспечение населения общественными благами.

Есть несколько создаваемых рыночной системой причин, которые могут вести к неэффективности. Первая из них — монополия, которая осуществляет производство, если цена превышает предельные затраты, что ведет к неэффективной. Мы знаем, что есть разные причины возникновения монополий, но ясно также и то, что регулировать их деятельность в нужном для общества направлении рынок не может. Это функция властей, государства.

Вторая причина — наличие внешних факторов (экстерналий), т. е. затрат или выгод от операций, когда действия того (или нескольких) субъектов влияют на положение того, никак не связанного с первым. Внешние факторы, или экстерналии, могут быть отрицательными и положительными, что зависит от характера указанного влияния (отрицательного или положительного). Если химические заводы в г. N загрязняют Оку и Волгу на многие сотни километров вниз по течению, то это, конечно, отрицательный внешний фактор для жителей, живущих по берегам этих рек. Концепция внешних факторов позволяет рассматривать соотношение частных и социальных (общественных) затрат. Различие между ними ведет к несостоятельности рынка. Частные затраты измеряют наилучшее альтернативное использование ресурсов, доступных частному субъекту. Общественные затраты включают частные, а также вызванные наилучшим использованием всех ресурсов, доступных обществу в целом.

Еще один, третий источник несостоятельности рынка — его неспособность обеспечить население общественными блага­ми — товарами и услугами, которые обеспечивают коллектив­ное потребление. Общественные блага радикально отличаются от частных благ, успешно обеспечиваемых рынком, во-первых, тем, что они не конкурируют в потреблении, во-вторых, тем, что никто не может быть исключен из процесса потребления этих благ. Это относится к оборонным услугам, школьному Образованию, созданию и применению законов и т.д.

Рынок не может обеспечить все эти блага вследствие так называемой проблемы «безбилетника», являющейся одним из открытий теории игр. Суть ее сводится к тому, что, имея свободный выбор в решении платить или не платить, потребитель, скорее всего, платить не будет. Следовательно, рынок не будет обеспечивать население такими благами. Поэтому государство должно аккумулировать через налоговую систему необходимые средства на производство или обеспечение об­щественных благ.


3.2. О взглядах различных экономистов на роль государства

а) Меркантелисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г., стр.131).

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Заключение

Государственное регулирование в условиях рыночной экономики является объективной необходимостью.

Стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения государственного регулирования и рыночной экономики.

В настоящее время существуют две точки зрения на роль государства в рыночной экономике. Согласно первой точке зрения, свободная от вмешательства из вне конкурентная экономика внутренне устойчива. Это означает, что налоги должны быть минимальны, снабжение экономики деньгами должно в точности соответствовать долгосрочному темпу роста реального ВНП, а приоритетная цель экономической политики - нулевая инфляция. Согласно второй точке зрения рыночная экономика внутренне неустойчива, в связи с чем государство должно активно вмешиваться в экономические процессы путем использования имеющихся у него рычагов влияния: налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики для "удержания" экономики в требуемых параметрах.

Тот или иной подход оказывается эффективным в конкретных экономических условиях: монетаристский подход приемлем для структурно сбалансированных развитых рыночных экономик; положения кейнсианского подхода, предусматривающего активное вмешательство государства и показавшего свою эффективность, например, при выводе американской экономики из Великой депрессии, в российской экономике до настоящего момента не были востребованы. В настоящее время в России активно используются оба инструмента регулирования.

В заключение целесообразно сформулировать следующие выводы:

Используя денежно-кредитную политику, государство стремится к созданию безинфляционной экономики, функционирующей в условиях полной занятости.

Для решения этой задачи государство должно осуществлять контроль за предложением денег. С этой целью центральный банк использует разные инструменты: операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки.

Денежно-кредитная политика (в кейнсианской интерпритации) должна в период спадов ориентироваться на дешевые деньги, а в период перегрева экономической конъюнктуры ― на дорогие деньги.

Современная кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика ― это использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения социальных задач.

Через систему бюджетного финансирования и налогообложения государство оказывает существенное влияние на все стадии воспроизводства ВВП.

Государственный бюджет ― самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности При формировании государственного бюджета необходимо обеспечивать баланс доходов и расходов.

Государственный долг ― это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Одним из источников государственного бюджета являются налоги ― это изъятие в пользу государства заранее установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта. Налоги носят обязательный, принудительный и безвозмездный характер.

Связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет показывает, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Графическим отображением зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок служит кривая Лаффера.

Фискальная политика складывается из двух направлений: дискреционной и недискреционной (автоматической) фискальной политики.


Литература

  1. В. Папава "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы экономики, N 11, 1993.

  2. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал, N 11-12, 1992, N1, 1993.

  3. С. Холланд "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики, N 1, 1993.

  4. В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11, 1992.

  5. Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист, N 3, 1991.

  6. И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1, 1994.

  7. Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 1991.

  8. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Таллинн, 1993.

  9. В. Максимова, А. Шишов "Рыночная экономика. Учебник", Москва, СОМИНТЕК, 1992.

  10. Общая экономическая теория: курс лекций, под ред. Шагиняна Г.А. /Рост. Гос Экон. Акад. - Ростов н/Д, 1998.

  11. Микро-,макроэкономика. Практикум./Под общ. Ред. Ю.А.Огибина. - СПб.: "Литера плюс", "Санкт Петербург оркестр", 1994.

  12. Сборник задач по экономической теории. Под общ. ред. Киселевой Е,А. - Киров,1994.

  13. Основы управления в рыночной экономике. Ч.1: Учебное пособие. - М.: Логос,2000.

  14. Современная экономика. Общедоступный учебный курс, Ростов - на - Дону, Феникс, 1999.

  15. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И., Лозовой А.М. Краткий энциклопедический словарь по экономической теории и практике /РГЭА - Ростов н/Д, 1997.

  16. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. Для вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

  17. Экономика предприятия: экзаменационные ответы Серия. "Сдаем экзамен"/ Под ред. проф. Пелих А.С. - Ростов н/Д: "Феникс",2002.

  18. Протас В.Ф. Макроэкономика: структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.




Как отражается в учете оборудование к установке, внесенное учредителями в счет вклада в уставный капитал





© 2002 - 2017 RefMag.ru