RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Формы и методы осуществления функций государства

2008 г.

Похожие работы на тему "Формы и методы осуществления функций государства":

Другие работы:

Год написания: 2008 г.

Формы и методы осуществления функций государства


Содержание


Введение

Государство представляет собой сложную социальную организацию, которая осуществляет публичную власть в интересах всего общества. В функциях государства выражается его сущность, предназначение. Структура государства, его внутреннее устройство определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, а, следовательно, и выполняемыми функциями. В функциях государства представлена роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов граждан. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Исследование методов и форм реализации функций государства имеют огромное значение для ориентации в организации и деятельности государственных органов, всей политической системы общества. Знание их особенностей необходимо для понимания специфики государства, его структуры и деятельности в конкретной стране, динамики политических процессов на определенном этапе общественного развития. Учитывая вышесказанное можно сделать вывод об актуальности темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование особенностей форм и методов осуществления функций государства.

В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- проанализировать понятие и основные признаки функций государства;

- исследовать формы и методы осуществления функций государства;

- изучить особенности форм и методов реализации внешних и внутренних функций государства;

При подготовке курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные пособия и монографии.


1. Функции государства: понятие и основные признаки

Функция, как и многие другие обществоведческие понятия, не является собственно юридическим понятием, оно заимствовано из других наук. Так, в математике и физике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой. Однако следует подчеркнуть, что при переходе из точных наук в общественные произошло изменение содержания данного понятия, которое практически утратило связь с первоначальным его значением. Так, в отечественном обществоведении понятие «Функция» (лат. functio — исполнение) означает обязанность, круг деятельности какого либо социального субъекта.

В отечественной юридической литературе функциям государства дают практически единообразные определения, которые звучат следующим образом: «Функция государства — это одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач»1 или «функции государства— это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе»2.

А.П. Глебов предлагает рассматривать функцию государства как сложное по своему содержанию явление, включающее социальное назначение государства как основу и сущностную сторону функции («должное») и практическую деятельность государства по реализации его назначения как динамичный элемент функции, выражающий ее жизнедеятельность («сущее»)3. А.П. Глебов предложил определение функции государства, под которой, по его мнению, «следует понимать социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций)».4

Наиболее полный вариант приводит В.М. Корельский: «Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами»5.

Таким образом, функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. В этом плане следует акцентировать внимание на том, что функции государства и его органов не могут произвольно изменяться, они объективно обусловлены. Конечно же, функции государства не являются раз и навсегда застывшими, они возникают и развиваются сообразно историческому развитию государства. Вместе с тем функции обладают достаточно устойчивыми характеристиками, позволяющими говорить о том, что функции государства должны быть реализованы его органами, в противном случае государство либо меняет свое социальное предназначение, либо тормозится прогрессивное развитие самого государства.

Функции государства представляют собой прочно сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной, правовой, с одной стороны. С другой стороны функции отражают непосредственную связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным предназначением, которое и реализуется в деятельности государства. И, наконец, функции — это направления деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества. Дадим обобщенное определение.

Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение.

Независимо от форм правления или формы государственного устройства, государство решает ряд общих проблем по управлению внутренней и внешней политикой для блага общества, которые могут носить социально-экономический, организационный, правоохранительный и др. характер.

Эти функции осуществляются всем государственным аппаратом, следовательно, каждым государственным органом, в той части, которой касается деятельности конкретного органа, у которого, конечно, есть и свои задачи в рамках реализации определенных функций.

Объем, содержание и конкретное выражение функций государства зависит от этапа исторического развития, от экономического и социально-культурного состояния общества, от того, какие тенденции в нем преобладают: антагонистические или объединяющие. В зависимости от этих и некоторых других факторов одни функции отмирают, другие возникают, третьи остаются, но утрачивают характер основных.

Классификация основных функций государства может проводиться по разным критериям. Наиболее распространенный критерий связан с тем, какую сторону деятельности государства (внешнюю или внутреннюю) затрагивает та или иная функция. Поэтому в большинстве учебников по теории государства и права функции государства делятся, прежде всего, на внутренние и внешние6.

В.Н. Протасов отмечает, что существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства7.

Многие внутренние функции приобретают внешний характер, в частности экологическое направление в деятельности государства (например. Чернобыльская катастрофа затронула экологическую безопасность целого ряда стран). Учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, в ряду этих функций можно назвать такие, как:

- защита прав и свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»8;

- предотвращение экологических катастроф и ликвидации их последствий;

- решение демографических, сырьевых и энергетических проблем;

- борьба с международной преступностью, обеспечение мирового правопорядка;

- сотрудничество в области освоения космоса;

- объединение усилий в создании общепланетарного информационного пространства и др.

Некоторые авторы выделяют основные и не основные функции. Данная классификация менее удачна, ибо, как сказано выше, любая действующая функция есть основное направление деятельности государства.

Используется и классификация функций государства по их связи с конкретной стороной жизни общества, например, внутренние функции, делятся на экономические, социальные, финансового контроля, охраны правопорядка и природоохранительную (экологическую)9.


2. Формы и методы осуществления функций государства

Функции государства отличаются формами и методами их осуществления. Под формами осуществления функций понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления10. Вопрос о формах, как издавна подмечалось в литературе, является прежде всего вопросом о специфике видов государственной деятельности.

Согласно сложившемуся и довольно широко распространенному в отечественной литературе представлению о формах реализации функций они подразделяются на правовые и неправовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается «однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических, актов»11.

В правовых формах отражаются неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость государства и права, подчеркивается необходимость государства действовать при реализации своих функций строго в рамках закона. В правовых формах — в самом факте их существования и уровне развития отражается степень стремления государства к использованию или, наоборот, к неиспользованию правовых средств в своей повседневной деятельности. В них проявляется также уровень приемлемости или, наоборот, неприемлемости стоящих у власти социальных слоев и групп в силу различных причин, создаваемой с помощью права в стране социально-экономической и политической определенности, а следовательно, и приверженности к осуществлению своих властных полномочий только в рамках законности и конституционности.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют три правовые формы реализации функций государства — правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Однако в последние годы, в связи с повсеместным развитием рыночных отношений, с распространением их не только на западные, но и на бывшие социалистические страны, некоторыми авторами стала выделяться и четвертая — договорная форма осуществления государственных функций.

Правотворческая форма реализации функций государства выражается в подготовке и издании его соответствующими органами нормативно-правовых актов, имеющих своей целью законодательное обеспечение основных направлений его деятельности. Законодательное обеспечение в данном случае означает принятие целого комплекса нормативно-правовых актов, который обслуживал бы каждое из основных направлений государственной деятельности. А именно — регулировал и тем самым закреплял сложившиеся в пределах того или иного направления деятельности государства общественные отношения, упорядочивал их, создавал бы благоприятные условия для возникновения и развития новых, прогрессивных общественных отношений.

Разумеется, что создание такого комплекса нормативно-правовых актов невозможно лишь на одном каком-либо уровне государственной деятельности (например, только в центре или «на местах») или же с помощью только каких-либо одних (например, законодательных) государственных органов. Здесь требуются нормотворческая активность государственных органов всех уровней и создание благодаря этому такой целенаправленной системы нормативно-правовых актов, которая включала бы в себя не только законы, но и принимаемые на их основе подзаконные акты.

Например, для реализации такой функции современного Российского государства, как функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций, требуется принятие целого ряда нормативно-правовых актов на уровне законов Российской Федерации и отдельных субъектов Федерации, постановлений Правительства России, решений глав администраций краев, областей и других государственных образований — субъектов Российской Федерации.

Необходимость в создании такого рода комплексов нормативно-правовых актов обусловливается самим предметом их регулятивного воздействия. А именно — природой и характером общественных отношений, регулируемых при помощи содержащихся в данных актах правовых норм, их сложностью, противоречивостью и разным их уровнем.

Так, для успешной реализации рассматриваемой функции требуется в законодательном порядке разрешение круга вопросов, касающихся принципов и условий внешнеэкономического сотрудничества и иностранного инвестирования, проблем таможенного контроля и налогового обложения, гарантий иностранных инвестиций, связанных с экономическим и политическим риском, изменением законодательства, ведущего к ущемлению интересов инвесторов, и т. д.

Правоисполнительная деятельность как форма реализации функций государства заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по проведению содержащихся в различных нормативно-правовых актах требований или велений в жизнь. Необходимость данной формы обусловливается тем, что от нее в решающей мере зависит не только степень реализации правовых требований или велений, но вместе с тем и уровень осуществления самих функций государства.

От того, насколько полно и эффективно выполняются правовые требования или веления, настолько же успешно или, наоборот, безуспешно осуществляются и государственные функции.

Правоисполнительной деятельностью, направленной на осуществление функций государства, занимаются различные государственные органы и организации. Однако основная нагрузка при этом ложится на органы управления. Согласно конституциям и текущему законодательству различных стран именно им предписываются осуществление всей исполнительно-распорядительной деятельности, повседневное управление государственной экономикой, военным строительством (оборонной), системой социального обеспечения, образования, медицинского обслуживания. Именно им вменяются в обязанность выполнение контрольных функций за повседневной деятельностью государственных предприятий и учреждений, определение основных направлений их развития и функционирования.

Правоохранительная деятельность как форма реализации функций государства заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе осуществления основных направлений деятельности государства.

Разумеется, что основная тяжесть при выполнении всей этой работы ложится на систему правоохранительных органов, суды, прокуратуру. Действуя в пределах своей компетенции и используя установленные законом методы деятельности, каждый из этих органов вносит свою лепту в создание оптимальных условий для реализации функций государства,

Правоохранительная форма реализации функций имеет не менее важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства, чем правотворческая и правоисполнительная формы осуществления государственных функций. Ее значимость вместе с другими формами особенно резко возрастает в переходный период, в период трансформации государства и права из одного типа в другой, из одного их качественного состояния в другое.

Именно в этот период разрушаются многие традиционные для данного общества и государства связи, подрываются их прежние экономические, социальные и политические основы. Нередко, как это имело место в России и ряде других бывших социалистических государств, подменяются устоявшиеся в течение длительного времени социальные ценности, значительно ослабляются среди широких слоев населения моральные устои.

Все это неизбежно ведет к созданию самых благоприятных условий для нарушения существующего правопорядка, законности и конституционности, ослабления гарантий прав и свобод граждан, к усилению среди значительной части населения иллюзии вседозволенности.

Для полного предотвращения или хотя бы частичного снижения негативных последствий переходного периода особо важное значение имеет целенаправленная, динамичная деятельность не только правоохранительных, но вместе с тем законодательных и исполнительно-распорядительных органов государства.

Договорная форма реализации функций государства представляет собой деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе. По мере становления и развития рыночных отношений в той или иной стране договорная форма играет все более активную и значительную роль. Она органически сочетается с другими формами реализации функций государства, дополняет их и вместе с ними создает необходимые условия для более эффективной деятельности государства.

Договорная форма распространяется не только на экономическую сферу реализации функций государства, как это иногда утверждается в литературе, но и на другие сферы жизни общества. На договорных началах нередко строятся отношения, возникающие в сфере образования, медицинского обслуживания, оказания юридических и иных услуг и др. Использование договорной формы дает возможность широкого привлечения к государственной деятельности не только многочисленных государственных органов и организаций, но и частных, коммерческих фирм и общественных организаций. Достигается это прежде всего благодаря тому, что договорная форма отношений предполагает в своей основе не принудительность, а добровольность. Договорные отношения возникают на основе управомочивающих (дозволяющих или разрешающих те или иные действия), а не обязывающих (императивных, предписывающих совершение тех или иных действий) или запрещающих совершение определенных действий норм. Договорные отношения всегда базируются на принципе свободы заключения, изменения и прекращения договора.

Согласно, например, гражданскому законодательству России все граждане и юридические лица имеют полное право заключать или, наоборот, воздержаться от заключения договоров. «Принуждение к заключению договора не допускается»,— говорится в связи с этим в ст. 42 Гражданского кодекса РФ12. Исключение составляют лишь случаи, особо предусмотренные в законодательстве.

Кроме того, сторонам предоставляется полная возможность заключения договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законами или иными правовыми актами. Стороны могут также заключать смешанные договоры (содержащие элементы различных договоров) и по своему усмотрению определить, равно как и во всех других случаях, условия их заключения и их содержание.

Непременным требованием при этом неизменно остается то, что договор должен строго соответствовать «обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения»13.

Говоря о правовых формах реализации функций государства, их не следует смешивать, как это иногда допускается в научных исследованиях, с одной стороны, с самими функциями, а с другой — с конкретными видами государственной деятельности или с «отдельными областями управления». Неправомерное, как представляется, смешение такого рода периодически прослеживалось в юридической литературе как в дореволюционный период, так и в настоящее время.

Так, еще в работах Ф. Кистяковского в начале XX в. утверждалось, что «формы осуществления государственной власти» есть не что иное, как функции государства. При этом автор исходил из того, что «каждая функция государственной власти, взятая как отвлеченное понятие, отдельно от других функций (например, законодательная функция), обладает точно так же, как вся государственная власть в ее целом, признаками субъективного права, и притом — именно того специфического вида субъективного права, который называется властью»14.

В данном случае явно допускалось смешение внешней формы осуществления функций государства, точнее — государственной власти, с их внутренним, предметно-политическим содержанием. Такого рода смешение не может быть оправдано ни в теоретическом, ни в практическом плане. В юридической литературе оно вполне справедливо подвергалось обстоятельной критике.

Вполне оправданной критике подвергались также попытки отождествления правовых форм осуществления функций государства не только с самими функциями, но и с различными «областями правления».

Разделением государственных функций, писал по этому поводу Г. Еллинек, «не может быть признано разложение их по отдельным областям управления. Различение пяти великих отраслей управления - дел иностранных, военных, внутренних, финансовых и юстиции - означает лишь те задачи, которые поставило себе государство, а не особые функции»15.

И далее: «Отрасли управления не суть самостоятельные функции». Деятельность государства «в осуществлении промышленной полиции, понуждения к посещению школ, платежу налогов, отбыванию воинской повинности и т. д. существенно едина». Как и условия и принципы его деятельности в этих областях. Они «означают поэтому объекты управления. А не само управление».

Наряду с правовыми формами функции государства осуществляются также в неправовых формах. Они представляют собой фактическую — организационную и иную деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленную на реализацию функций государства и проводимую вне правовых форм.

Разумеется, что такого рода деятельность осуществляется лишь в рамках закона, в строгом соответствии с требованиями принципа законности и конституционности, является жизненно необходимой и правомерной.

Функции государства характеризуются не только своими особыми формами, но и методами реализации. Под методами осуществления государственных функций понимаются способы или средства деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, направленные на решение стоящих перед государством на том или ином этапе его развития задач.

Методы деятельности государственных органов, а следовательно, и реализации функций государства довольно многочисленны и разнообразны. Так, в процессе осуществления правоохранительной деятельности Государственных органов широко используются методы убеждения и принуждения. Они касаются прежде всего таких государственных функций, как установление и охрана правопорядка в обществе, охрана права собственности, прав и свобод граждан и др.

При осуществлении функций государства, непосредственно затрагивающих сферы экономки и финансов, широко применяются методы материального и финансового стимулирования, планирования, прогнозирования и др.


3. Методы и формы реализации внутренних функций государства

Внутренние функции касаются непосредственно жизни данного общества и осуществляются на территории данного государства. Характеризуя эти функции, следует еще раз подчеркнуть, что мы рассматриваем наиболее общие, типичные функции, на практике в зависимости от различных объективных и субъективных обстоятельств у конкретных государств они могут проявлять по-особому, а иногда и вообще отсутствовать.

1. Среди внутренних функций важное значение имеет экономическая (организационно-хозяйственная), направленная на организацию или способствование развитию производства, внутренней торговли. Ни одно государство не может быть безучастным к решению экономических задач, оно должно вырабатывать свои особые методы допустимого воздействия на развитие экономики. Поскольку в современных обществах признаются различные формы собственности, эта функция государства проявляется по-разному. Государственная собственность, ее объекты требуют прямого управления (т.е. и создание предприятий в государственном секторе, и обеспечение их сырьем, кадрами, и оплата труда и т.д.). Почти во всех существующих сейчас государствах этот сектор занимает по количеству предприятий и организаций и числу работающих в нем, незначительное место, но по значению отраслей, входящих в этот сектор — одно из главных для всего общества.

Гораздо более сложно проявляется эта функция государства при контактах с другими формами хозяйствования, основанными на частной, кооперативной и др. формах собственности. В этой области государство использует именно организационно-правовые и экономические способы воздействия: кредитование и финансирование из средств госбюджета не столь прибыльных, но необходимых сфер производства, налоговые льготы и др. Государство может стимулировать развитие определенных областей хозяйства, осуществляя меры по притоку капитала в эти отрасли, выступая важным гарантом перед кредиторами, поддерживая предпринимательство. Осуществляя правовыми методами борьбу с нарушителями антимонопольной политики, государство стимулирует конкуренцию, поощряя производителей, заботящихся о благе общества, жертвующих определенные материально-финансовые средства на общественные нужды. В осуществлении этой функции государство, как видно, использует весьма широкий арсенал средств и способов воздействия на экономику — от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и т.п.) до более жестких способов путем прямых предписаний.

Формы и методы осуществления функций могут меняться, главное же направление деятельности государства остается устойчивым. Например, экономическая функция российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились, на смену командно-административным методам прямого жесткого управления экономикой пришли экономические методы косвенного мягкого воздействия на экономику. Если содержание основной функции меняется, то незначительно16.

2. Фискальная функция проявляется, прежде всего, в сборе налогов и иных платежей в бюджет, контроле за правильным расходованием бюджетных средств. Государство проявляет заботу об укреплении финансовой стабильности, осуществляет контроль за денежными и валютными операциями и обеспечивает своевременное пресечение нарушений в этой области.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов. Сюда относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акцизы, а также предусмотренные законом финансовые сборы и платежи. С целью реализации фискальной функции в Российской Федерации, например, приняты Налоговый и Бюджетный кодексы.

3. Социальная функция связана с заботой государства об обеспечении достойного образа жизни всех членов общества, распределением социальных благ. Государство заботится, в том числе и путем финансирования, о развитии здравоохранения, просвещения, общественного транспорта, связи, учреждений культуры. Немаловажный стороной проявления этой функции государства является контроль за своевременной выплатой пенсий и индексацией ее. Эта функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности и проведение справедливой социальной политики, и имеет своей целью предотвращать социальные взрывы и конфликты, путем поддержки социально-незащищенных слоев населения.

4. Культурная функция тесно связана с предыдущей, ибо только в социально защищенном обществе можно говорить о реализации данной функции государства, куда входит управление образованием, наукой, культурой. Именно на государстве лежит обязанность сохранять объекты культуры, развивать сеть общеобразовательных и научных учреждений, стимулировать и поощрять работников этой сферы, отчислять средства для поддержания учреждений культуры из государственной казны, стимулировать вложение средств по линии частных инициатив (спонсорства и меценатства).

5. Функция охраны правопорядка как главное направление в деятельности государству проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикциолной и иных формах деятельности17. Правоохранительная функция включает в себя: обеспечение всеми средствами и методами, находящимися в руках государства точного и неуклонного исполнения предписаний закона; охрану законных интересов как личности, так и всего общества; заботу о соблюдении правопорядка всеми членами данного общества, государственными органами, должностными лицами, общественными организациями. Поскольку основу правопорядка, его содержание составляет полное осуществление требований правовых норм, государство отвечает и за то, чтобы эти юридические нормы в наибольшей степени соответствовали объективным интересам общества и вносили в жизнь всех и каждого стабильность и справедливость требований. В содержание правопорядка включается и борьба с правонарушениями, неотвратимость наказания за противоправные действия или бездействия. При этом государство не должно ограничиваться только принудительными мерами, оно обязано использовать и другие методы (политические, экономические, воспитательные) внедрения в сознание индивидов и их объединений осознанную необходимость соблюдать установленные государством правила поведения, т.е. предписания норм права.

Осуществляя эту функцию, государство путем издания законов устанавливает в обществе определенный порядок (правопорядок), устанавливает перечень нарушений правопорядка (правонарушений), определяет меры ответственности за правонарушения, с помощью процессуального законодательства определяет процедуру (порядок) расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями (органы дознания, следствия, суда, надзора за законностью и т.д.), определяет их компетенцию и т.д.

6. Тесно связана с данной функцией деятельность государства по защите и обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. То, что основные права и свободы граждан закрепляются в Конституции и других источниках права, делает реализацию этой функции одной из составляющих проявлений, правопорядка и одним из важнейших объектов правоохранительной функции. Однако в гражданском обществе и в правовом государстве человек, его права, свободы и законные интересы должны постоянно становиться главной заботой государства, которое не только устанавливает перечень прав и свобод, но и стремится расширить их число и углубить их содержание. Кроме того, государство обязано гарантировать их осуществление не только мерами принуждения и воспитания. Громадное значение для реализации прав и свобод граждан имеют наряду с экономическими средствами организационно-политические методы. Создавать специальные органы государства или возлагать на имеющиеся обязательство рассматривать заявления и жалобы граждан на нарушения их прав и свобод и принимать меры по установленным фактам, добиваясь восстановления справедливости, — это важнейшая задача государства в рамках указанной функции.

7. Природоохранительная (экологическая) функция носит в первую очередь внутренний характер, хотя в связи с глобальными последствиями вмешательства людей в развитие природы она может выходить за рамки одного государства и становиться внешней функцией. Государство, прежде всего, обязано разработать внутреннее законодательство, которое бы регулировало отношения людей по поводу использования природной среды, охраны флоры и фауны, земли, вод, воздуха, природных ресурсов. Именно государство должно заботиться о всестороннем выполнении этого законодательства, и применять к нарушителям предписаний правовых норм предусмотренные законом меры наказания. На государстве лежит обязанность принимать превентивные меры по предупреждению противоправных действий в отношении природы (загрязнение воздуха и почвы отходами производства, бесконтрольная вырубка леса и нарушение естественного ландшафта и т.д.). В этой среде особенно важна гласность и информированность населения, ибо ошибка в отношениях с природой может стоить жизни всего человечества.

Государство разрабатывает программы по оздоровлению окружающей среды, ликвидации вредных последствий воздействия на природу и финансирует эти программы. Важное место отводится правовому регулированию природопользования. С этой целью в Российской Федерации приняты законы «Об охране окружающей среды», «Основы лесного законодательства», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и др. Государство устанавливает нормы ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных выбросов в атмосферу, воды, устанавливает меры юридической ответственности за их нарушение, учреждает органы, осуществляющие контроль за соблюдением экологических законов, и т.д.


4. Внешние функции государства: методы и формы их реализации

Внешние функции касаются взаимоотношений государства с другими государствами; положения страны в международном сообществе, и осуществляются, в основном, вне пределов государства. Эта деятельность регулируется как внутренним законодательством государств, так и международно-правовыми нормами, разработанными международными организациями в виде уставов, договоров и деклараций (например, Устав ООН, Декларация прав и свобод человека и гражданина и т.д.).

1. Самая древняя внешняя функция государства — это защита государственных границ от нападения агрессоров и решение других вопросов национальной безопасности. Эта функция существует столько, сколько существует государство, хотя конечно содержание ее совершенствовалось вместе с совершенствованием самого государства, с ростом его военной мощи и обороноспособности. Современные государства, как правило, имеют доктрину обороны страны, которая предусматривает целую систему мероприятий по укреплению обороноспособности страны, совершенствованию вооруженных сил, обучению навыкам обороны гражданского населения.

2. Функция поддержания дипломатических и торгово-экономических отношений с другими государствами. Она включает основанное на добровольных двух- или многосторонних договорах сотрудничество в различных областях политики, экономики, культуры и т.д. Предполагает установление равноправных дипломатических отношений, обмен дипломатическими и консульскими представителями. Сюда же относятся и многоплановые отношения в торгово-экономической сфере. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения и деятельности государственных органов по регулированию этих отношений.

3. Участие в деятельности международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях (например, ЮНЕСКО, МОТ), а также в региональных организациях (например, СНГ, НАТО).

4. Обеспечение мира и поддержка мирового порядка. Приоритеты в деятельности государства в современных условиях переносятся на недопущение новой глобальной войны. Именно перенос главного внимания государств в области внешних функций на ослабление конфронтации значительно оздоровил международные отношения, увеличилось стремление государств к мирному решению договорным путем острых внешних вопросов. Однако угроза войны полностью не миновала и задача обуздания агрессоров еще не стала коллективной целью всех государств, в связи с чем функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка продолжает оставаться актуальной.

5. В последние годы вышла на мировую арену и постепенно складывается как внешняя функция (и внутренняя, конечно) борьба с терроризмом. Международный терроризм создает межгосударственные объединения, объектом посягательства которых являются государственная безопасность, целостность государства.


Заключение

Функции государства — основные направления дея­тельности государства по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью. Каждая функция государства имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага. Функции государства классифицируются по разным основаниям: 1) по сферам деятельности, 2) по времени действия, 3) по со­циальной значимости, 4) по правовым формам реализации.

Все функции государство осуществляет в правовых формах: путем правотворчества, издания законов, исполнительно-распорядительной деятельности, применения права, контрольно-надзорной деятельности за исполнением законов. Так, осуществляя функцию охраны правопорядка, государство путем принятия законов определяет перечень правонарушений (преступлений, проступков и т.п.), устанавливает за них меры юридической ответственности, учреждает систему правоохранительных органов (суды, полиция, надзорные и контрольные органы), определяет их компетенцию (полномочия), устанавливает порядок рассмотрения различных дел в судах и иных органах (процессуальное законодательство, порядок исполнения приговоров и решений судов и т.д.).

Осуществляя экономическую функцию, государство путем законов закрепляет основные формы собственности, порядок ее перехода от субъекта к субъекту, определяет круг хозяйствующих субъектов, их правоспособность, регламентирует предпринимательскую деятельность (осуществляет регистрацию юридических лиц, лицензирует некоторые виды предпринимательской деятельности), осуществляет в той или иной мере контроль за тарифами и ценами естественных (железные дороги, электроэнергетика и др.) и других монополий. Государство регулирует отношения между работодателями и работниками с помощью трудового законодательства, государственные органы, и прежде всего суды, разрешают споры в сфере предпринимательства, защищая законные права и интересы хозяйствующих субъектов.


Библиография

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета", N 237, 25.12.1993.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

  3. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М: МЮИ МВД РФ, 1996. Гл. 19. С. 193-195.

  4. Иванов А.А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. - М.: АСТ, 2007. - 510 с.

  5. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2004. - 496 с.

  6. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: "Проспект", 2005. - 637 с.

  7. Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко, ред. – М.: "Юристъ", 2005. - 655 с.

  8. Протасов В.Н. Теория государства и права. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 218 с.

  9. Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: "Юристъ", 2007. - 767 с.

  10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник - 3 изд. - М.: Омега-Л, Интерстиль, 2008. - 384 с.

  11. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрист, 2003, - 395 с.


1 Иванов А.А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. - М.: АСТ, 2007. - с. 430.

2 Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М: МЮИ МВД РФ, 1996. Гл. 19. С. 193-195.

3 Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко, ред. – М.: "Юристъ", 2005. - с. 160.

4 Там же, с. 173.

5 Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2004. - с. 320.

6 Например, Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрист, 2003. – с. 104-109.

7 Протасов В.Н. Теория государства и права. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – с. 54.

8 ст. 42. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета", N 237, 25.12.1993.

9 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник - 3 изд. - М.: Омега-Л, Интерстиль, 2008. - с. 156-161.

10 Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: "Проспект", 2005. - с. 336

11 Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: "Юристъ", 2007. - С. 76.

12 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

13 Там же, ст. 442.

14 Цитата по Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: "Проспект", 2005. - с. 340.

15 Там же, с. 341.

16 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрист, 2003, - с. 103.

17 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрист, 2003, - с. 102.



Список литературы и источников:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М: МЮИ МВД РФ, 1996. Гл. 19. С. 193-195.
4. Иванов А.А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. - М.: АСТ, 2007. - 510 с.
5. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2004. - 496 с.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: "Проспект", 2005. - 637 с.
7. Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко, ред. – М.: "Юристъ", 2005. - 655 с.
8. Протасов В.Н. Теория государства и права. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 218 с.
9. Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: "Юристъ", 2007. - 767 с.
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник - 3 изд. - М.: Омега-Л, Интерстиль, 2008. - 384 с.
11. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрист, 2003, - 395 с.



Риск эмитента по структуре собственника





© 2002 - 2017 RefMag.ru