RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Государственная служба по Табели о рангах

2006 г.

Похожие работы на тему "Государственная служба по Табели о рангах":

Другие работы:

Год написания: 2006 г.

Государственная служба по Табели о рангах


Содержание


Введение

В настоящее время под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Вместе с тем, организация деятельности государственной машины имеет давнюю историю. В последнее время резко возросло количество работ, посвященных нашему историческому прошлому. На страницах журналов и газет замелькали термины и понятия, связанные с чинами, званиями и титулами, существовавшими в дореволюционной России. Некоторые из них, встречающиеся в публикациях документов прошлого, ставят в тупик даже опытных историков. В то же время литература по этим вопросам крайне бедна и малочисленна. Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Государственной служба в России формировалась на протяжении столетий. Если в XVI и в начале XVII веков преобладала практика временных служебных поручений, то уже в середине XVII века возникли приказы и другие государственных учреждения, в которых существовал слой людей, выполнявших служебные поручения. По мере централизации государства, появилась группа людей, постоянно находящихся на государственной службе. Из этой группы в начале XVIII века сформировалось профессиональное чиновничество, деятельность которого регулировалась законом.


Государственная служба по Табели о рангах

24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России.

Существует предположение, что мысль о издании подобного закона была подана Петру Лейбницем. Сам Петр принял участие в редактировании этого закона, в основу которого легли заимствования из "расписаний чинов" королевств французского, прусского, шведского и датского. Собственноручно исправив черновой проект, Петр подписал его 1 февраля 1721 г., но повелел, прежде опубликования, внести его на рассмотрение сената. Кроме сената, Табель рассматривалась в военной и в адмиралтейств коллегиях, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов до рангам, об окладах жалованья, о введении в Т. и древних русских чинов и об устранен и пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без уважения. В окончательной редакции Т. принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и ген. майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов. Закон 24 января 1722 г. состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введенные чины воинские (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Каждый из чинов должен был соответствовать определенной должности. На практике, однако, допускались отклонения от этого правила: по различным причинам чиновник мог иметь чин более высокого или более низкого класса, чем это полагалось бы по должности. Высший - первый класс, низший - четырнадцатый. Закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность.

Было установлено старшинство военной службы над гражданской и придворной, то есть среди чинов одного класса старшим считался военный.

"Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение.

Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему. Принцы императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и "высокими служителями российского государства". За этим исключением, общественное Положение служащих лиц определяется чином, а не породой. За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; 2/3 штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга. Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждении за ними "того характера, который они в чужих службах получили". Сыновья титулованных лиц. и вообще знатнейших дворян хотя и имеют, в отличие от других, свободный доступ к придворным ассамблеям. но не получают никакого чина, пока "отечеству никаких услуг не окажут, и за оные характера не получать". Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным знатным - служебным заслугам. Каждый должен иметь экипаж и ливрею сообразные своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращен лишь за особые заслуги именным указом, публично объявленным. Замужние жены "поступают в рангах по чинам мужей их" и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на нисколько рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, "хотя бы и низкой породы были"; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причем дворянское звание распространяется только на детей, рожденных уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерожденных его детей.

Основу чиновничества в те годы, естественно, составляли дворяне, в большинстве своем владевшие имениями и неплохо обеспеченные в материальном отношении. Поэтому жалованье чиновникам платили невысокое, полагая, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья, не позволяет ему высказывать независимые суждения и действовать достаточно свободно.

Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать гласила одна из описательных статей закона.

В воинской службе самый первый, низший чин XIV класса давал человеку личное дворянство, если он происходил из низших сословий. Чтобы получить потомственное дворянство, военному нужно было дослужиться до майора (VIII класс).

С усилением кризиса феодального строя в России самодержавие делает попытки ограничить доступ в дворянское сословие. Эти вопросы обсуждались в многочисленных так называемых секретных комитетах. Секретный комитет уже "6 декабря 1826 года" подготовил законопроект, ограждающий сословие дворян от притока в него разночинцев. Этот законопроект, хотя с задержкой и некоторыми изменениями, был оформлен Манифестом 11 июня 1845 г. По этому закону потомственное дворянство приобреталось с производством офицера в штаб-офицерский чин (8-й класс). [Гражданские чины от 14-го до 10-го класса получали личное почетное гражданство, с 6-го класса - личное дворянство, с 5-го класса - потомственное дворянство] Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую сословную категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил уже получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник).

Особое место в иерархии военных чинов занимали офицеры гвардейских частей всех родов войск, получившие в Петровской "Табели" преимущество в два чина перед армейскими офицерами. Интересен и тот факт, что до 1837 года офицеры гвардии, назначаемые на новые вышестоящие должности в армию, имели право сохранения своего гвардейского чина и гвардейского чинопроизводства. В документах XVIII века нередко можно встретить обращение типа "полковник армии и лейб-гвардии капитан". В 1798 году чин полковника гвардии был смещен с 4-го класса до 6-го, т. е. сравнялся с чином армейского полковника. Это было связано с тем, что командиры гвардейских полков стали определяться генеральским чином, а полковники гвардии стали занимать должности командиров батальонов. Лишь после реформы военного чинопроизводства 1884 года, когда армейские обер-офицерские чины были переведены на один класс выше, различие между гвардией и армией стало составлять один класс. Служба в гвардейских частях давала преимущество и в чинопроизводстве. Как правило, на вакансию в армейских частях зачислялись гвардейские офицеры, бравшие перевод из гвардии в армию. Особенно это характерно для должностей командиров батальонов и командиров полков. Получив новую должность, а вместе с ней и новый чин, гвардейцы в армии долго не задерживались н снова переводились а гвардию. С таким положением вещей и связано стремление недворян в гвардию. Несмотря на то что служба в гвардейских воинских частях требовала довольно значительных средств, стремление выпускников военных училищ выпуститься в гвардию особенно возросло после 1901 года, когда согласно приказу по Военному ведомству (1901 г., № 166) был установлен прямой выпуск в гвардию на основании результатов выпускных экзаменов.

До конца XVIII века преимущество в один чин перед армией имели офицеры артиллерии и инженерные чины. Объяснялось это тем, что служба в названных родах войск требовала от офицеров большей образованности особенно в области математики. В 1798 году это преимущество было ликвидировано, однако ненадолго, и уже при Александре I в 1811 году преимущество в один чин против армейских офицеров было возвращено армейской артиллерии и инженерным войскам. Тогда же преимущество в один чин получили и офицеры квартирмейстерской части. После Отечественной войны 1812 года некоторые полки получили статус "молодой гвардии", а их офицеры - преимущество в один чин против обычных армейских офицеров Названные категории имели это преимущество вплоть до 1884 года.

При производстве в следующий чин по выслуге лет офицеры должны были служить в каждом чине 4 года (в гвардии из-за отсутствия чина подполковника капитаны выслуживали чин полковника 6 лет). Приказом по Военному ведомству № 187 от 21 июля 1896 года утверждались правила производства в щтабс-офицерские чины. По этим правилам 50% вакансий замещались производимыми по старшинству и 50%. По избранию начальства, причем из числа последних 10% выделялись к производству за "особые отличия" (для строевых капитанов только за "боевые отличия"), 20% - для капитанов, окончивших военные академии, остальные - для капитанов, представленных к производству по избранию. Таким образом, принцип старшинства терял свое значение и главную роль играла аттестация.

Льготы для производства в следующий чин имели и Георгиевские кавалеры. По правилам 1898 года офицеры, награжденные орденом Св. Георгия и прослужившие в этом чине 3 года, производились в чин подполковника на тех же основаниях, что и капитаны, окончившие Академию Генерального штаба, даже если в наличии не было штаб-офицерской вакансии. На льготных условиях осуществлялось и производство подполковников в полковники, если они имели положительную аттестацию и к 26 ноября - празднику Георгиевских кавалеров выслужили в последнем чине 4 года. Эти правила предусматривали льготы для получения должности командира полка или отдельного батальона.

Гвардия

Класс

Пехота

Кавалерия

1722

1730

1748

1798-1917

1730

1748

1798

1884-1917

I

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

Полковник

 

 

Полковник

 

 

IV

Полковник

Полковник

Подполковник

 

 

Подполковник

 

 

V

Подполковник

Подполковник

Премьер-майор

 

 

Премьер-майор

 

 

VI

Майор

Майор

Секунд-майор

Полковник

 

Секунд-майор

Полковник

Полковник

VII

Капитан

Капитан

Капитан

Капитан

Ротмистр

Ротмистр

Ротмистр

Ротмистр

VIII

Капитан-

Капитан-

Капитан-

Штабс-

Секунд-

Секунд-

Штабс-

Штабс-

лейтенант

поручик

поручик

капитан

ротмистр

ротмистр

ротмистр

ротмистр

IX

Лейтенант

Поручик

Поручик

Поручик

Поручик

Поручик

Поручик

Поручик

X

Унтер- лейтенант

Подпоручик

Подпоручик

Подпоручик

Подпоручик

Подпоручик

 

Корнет

XI

 

 

 

 

 

 

 

 

XII

Фендрик

Прапорщик

 

 

 

 

Корнет

 

XIII

 

 

 

 

 

 

 

 

XIV

 

 

 

 

 

 

 

 

Армия

Пехота

Кавалерия

1722

1730

1798

1884-1917

1730

1798

1884-1917

I

Генерал- фельдмаршал

Генерал- фельдмаршал

Генерал- фельдмаршал

Генерал- фельдмаршал

II

Генерал от инфантерии

Генерал-аншеф

Генерал от инфантерии

Генерал от инфантерии

Генерал-аншеф

Генерал от кавалерии

Генерал от кавалерии

III

Генерал- лейтенант

Генерал- поручик

Генерал- лейтенант

Генерал- лейтенант

Генерал- лейтенант

Генерал- лейтенант

IV

Генерал- майор

Генерал- майор

Генерал- майор

Генерал- майор

Генерал- майор

Генерал- майор

Генерал- майор

V

Бригадир

Бригадир

Бригадир

VI

Полковник

Полковник

Полковник

Полковник

Полковник

Полковник

Полковник

VII

Подполковник

Подполковник

Подполковник

Подполковник

Подполковник

Подполковник

Подполковник

VIII

Майор

Майор, с 1767г премьер-майор и секунд майор

Майор

Капитан

Майор

Майор

Ротмистр

IX

Капитан

Капитан

Капитан

Штабс- капитан

Ротмистр

Штабс- ротмистр

X

Капитан- лейтенант

Капитан- поручик

Штабс- капитан

Поручик

Штабс- ротмистр

Поручик

XI

XII

Лейтенант

Поручик

Поручик

Подпоручик

Поручик

Корнет

XIII

Унтер- лейтенант

Подпоручик

Подпоручик

Прапорщик запаса

XIV

Фендрик

Прапорщик

Прапорщик

Корнет

 

Драгуны

Казаки

Флот

 

1798

1798

1884-1917

1722

1764

1798

1884

1907

1912-1917

I

 

 

 

Генерал-

Генерал-

Генерал-

Генерал-

Генерал-

Генерал-

адмирал

адмирал

адмирал

адмирал

адмирал

адмирал

II

 

Генерал от кавалерии

Генерал от кавалерии

Адмирал

Адмирал

Адмирал

Адмирал

Адмирал

Адмирал

III

 

Генерал-

Генерал-

Вице-адмирал

Вице-адмирал

Вице-адмирал

Вице-адмирал

Вице-адмирал

Вице-адмирал

лейтенант

лейтенант

IV

 

Генерал-майор

Генерал-майор

Шаутбенахт

Шаутбенахт

Контр-адмирал

Контр-адмирал

Контр-адмирал

Контр-адмирал

V

 

 

 

Капитан-

Капитан

Капитан-

 

 

 

командор

бригадирского

командор

 

ранга

до 1827

VI

Полковник

Полковник

Полковник

Капитан

Капитан

Капитан

Капитан

Капитан

Капитан

1 ранга

1 ранга

1 ранга

1 ранга

1 ранга

1 ранга

VII

Подполковник

Подполковник

Войсковой

Капитан

Капитан

Капитан

Капитан

Капитан

Капитан

старшина

2 ранга

2 ранга

2 ранга

2 ранга

2 ранга

2 ранга

VIII

 

Войсковой

Есаул

Капитан

Капитан-

Капитан-

 

Капитан-

Старший

старшина

3 ранга

поручик

лейтенант

лейтенант до

лейтенант

 

 

 

 

1911г

 

IX

Капитан

Есаул

Подъесаул

Капитан-

Поручик

Лейтенант

Лейтенант

Лейтенант и

Лейтенант

лейтенант

ст. лейтенант

X

Штабс-

 

Сотник

Лейтенант

 

 

Мичман

Мичман

Мичман

капитан

XI

 

 

 

Корабельный

Корабельный

 

 

 

 

секретарь

секретарь

XII

Поручик

Сотник

Хорунжий

Унтер-

Мичман

Мичман

 

 

 

лейтенант

XIII

Подпоручик

 

 

Мичман с 1758 до 1764

 

Гардемарин

 

 

 

(1860-1882)

XIV

 

Хорунжий

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Гражданская (статская) служба разделялась по министерствам и ведомствам. Названия чинов были одинаковыми, а должности самыми разными.

Очередной чин присваивался "по выслуге лет", через определенный срок. Срок этот менялся, но в среднем в низших классах составлял 3-5 лет. Для недворянских чиновников срок был длиннее. Присвоение очередного чина могло ускоряться и замедляться "по усмотрению начальства", поэтому такое значение в карьере имели подхалимство, угодничество, взяточничество, заискивание перед вышестоящими. Робких, незаметных или, наоборот, слишком "гордых", независимых людей могли "обойти чинами", пропустив вперед более предприимчивых коллег.


Статские и придворные чины

Класс

Гражданские чины

Придворные чины

1722-1917

1722

XIXв.-1917

I

Канцлер

Действительный тайный советник 1-го класса

II

Действительный тайный советник

Обер-маршал

Обер-камергер, обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер

III

Тайный советник

Обер-шталмейстер

Гоф-мейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер

IV

Действительный статский советник

Обер-камергер, Обер-гофмейстер

Камергер

V

Статский советник

Обер-шенк, обер-гофшталмейстер, обер-гофмейстер при императрице, гофмейстер, тайный кабинет-секретарь, обер-церемониймейстер

Камер-юнкер, церемониймейстер

VI

Коллежский советник

Обер-егермейстер, дейст. камергер, гофмаршал, шталмейстер, 1-й лейб-медикус

Камер-фурьер

VII

Надворный советник

Гофмейстер и лейб-медикус при императрице, церемониймейстер

VIII

Коллежский асессор

Титулярный камергер, гоф-шталмейстер, надворный интендант

IX

Титулярный советник

Надворный егермейстер, надворный церемониймейстер, камер-юнкер, обер-кухенмейстер

Гоф-фурьер

X

Коллежский секретарь

XI

Корабельный секретарь

XII

Губернский секретарь

Гоф-юнкер, надворный лекарь

XIII

Провинциальный секретарь

XIV

Коллежский регистратор

Гофмейстер пажей, кухенмейстер, мундшенк

Поступить на службу человек мог, закончив учебное заведение и (или) сдав экзамен на чин, при наличии вакансии, то есть незанятого места. Стоит еще упомянуть, что жалование (не зарплата, - чиновник получал "жалование") низших госслужащих в России традиционно было очень маленьким, так что слово "взятка" неразрывно со словом "чиновник".

(Кроме табельных, штатных чиновников существовало огромное количество всякого рода писцов, копиистов, курьеров, помощников - мелких служащих, называвшихся внештатными. Они не получали жалования и служили в ожидании открытия вакансии, чтобы получить хотя бы низший чин.)

При обращении к чиновникам XIV - IX классов их следовало называть "ваше благородие", VIII - VI классов - "ваше высокоблагородие", V - "ваше высокородие", IV и III - "ваше превосходительство", II и I классов - "ваше высокопревосходительство":

Уставное обращение соответственно классу

I - II

III - IV

V

VI - VII - VIII

IX - X - XI - XII - XIII - XIV

Ваше высокопревосходительство

Ваше превосходительство

Ваше высокородие

Ваше высокоблагородие

Ваше благородие

Если чин и должность человека были пока неизвестны либо при обращении ко множеству людей, применялась форма обращения "сударь", "сударыня", либо "милостивый государь". В начале века это обращение только входило в обращение дворян, но к концу века стало вполне привычным. (Буква "с" на конце слова - сокращенное "сударь": "слушаю-с", "пожалуйте-с".)

В придворную службу попадали, только имея связи, предков, заслуги, а кроме того - уже дослужившись до определенного чина по другим видам службы. Так, младшие придворные звания камер-юнкера жаловались чиновникам IX - VI классов, камергера - V - III классов.

Придворные имели право и должны были бывать при дворе императора, выполнять положенные, часто чисто символические, обязанности на балах, приемах, выходах императорской семьи. Мундир чинов придворной службы был великолепен, с обильным золотым шитьем, галунами, кистями. Камергерам полагался символический золотой ключ, носимый на ленте через плечо. У обер-гофмаршала и обер-церемониймейстера в руках украшенные жезлы или трости. Фрейлины слева на груди носили золотой вензель царственной дамы, при которой состояли, а статс-дамы справа - портрет царицы, украшенный бриллиантами. На придворных, правда, накладывались и ограничения, так, при Николае I мужчинам запрещалось отращивать бороду и усы, а Анна Иоанновна разрешала иметь локоны только своим фрейлинам, прочим дамам во дворце это запрещалось.


Заключение

Порядок государственной службы в Российской империи регламентировался документом «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; которые в одном классе», который был утвержден 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I. Табель о рангах вводил определял государственной службы (гражданская, военная, придворная), четырнадцать классов должностей и чины. Была регламентирована система приема на государственную службу и продвижения по службе. Если до Табеля о рангах карьера определялась знатностью дворянского рода, то новая система поощряла знания и опыт, способности и заслуги перед отечеством.

Табель о рангах - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства). Этот закон утвержден 24 января 1722 императором Петром I, который активно участвовал в его подготовке. Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов» (статей), пояснявших Табель и устанавливавших штрафы за её нарушение. Постепенно необходимость в «Пунктах» отпала и в 19 в. их не включили в Свод законов Российской империи.

Потребность в установлении системы чинов была вызвана преобразованиями Петра I, в результате которых резко возросло число должностей и чинов в армии и государственном аппарате. Военные чины западноевропейского типа появились в России во 2-й половине 17 в. в «полках нового строя», а система их была закреплена в Воинском уставе 1716. При царском дворе и в гражданских государственных учреждениях до 1722 продолжали существовать традиционные русские чины (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки и др.). По табели о рангах оставались существующие военные чины и вводились многие новые гражданские и придворные чины. Все они делились на 14 классов (классных чинов), высшим был 1-й класс. По Табели все чины подразделялись на 3 типа: воинские, статские (гражданские) и придворные. Воинские чины состояли из 4 разрядов (сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские) и объявлялись выше соответствующих им по классу статских и придворных. Чины в гвардии были на класс выше других воинских чинов. Чинопроизводство устанавливалось строго в порядке возрастания классов и старшинства в получении очередного чина. В табели о рангах не были включены унтер-офицеры и низшие государственные служащие (копиисты, канцеляристы, писари, курьеры и т. п.). Лица недворянского происхождения после производства в 14-й класс получали личное, а в 8-й (для военных в 14-й) — потомственное дворянство. Первоначально в Табель, кроме собственно чинов, было включено много различных должностей (общее число чинов и должностей — 262). Так, среди статских чинов в 3-м классе был генерал-прокурор, в 4-м — президенты коллегий, в 5-м — вице-президенты коллегий, в 6-м — президенты в надворных судах и т. д. В 9-м классе значились «профессоры при Академиях» и «докторы всех факультетов, которые на службе обретаются». В конце 18 в. должности из табели о рангах были исключены или превратились в чины (прежде всего придворные). Классность отдельных чинов была изменена. В начале 19 в. чины 11-го и 13-го классов перестали употребляться и как бы соединились с чинами соответственно 12-го и 14-го классов. Чины имели и профессора высших учебных заведений, члены Академии наук и Академии художеств. Лица, окончившие университеты и др. высшие учебные заведения, при поступлении на государственную службу получали чины 12—8-го классов.

С введением табели о рангах организуется учёт чиновников по старшинству в Герольдмейстерской конторе Сената, которая в конце 18 — начале 19 вв. публиковала списки лиц, имеющих классные чины.

С середины 19 в. систематически издавались списки лиц, имеющих гражданские чины первых четырёх классов.

Получение того или иного чина табели о рангах давало право для назначения на соответствующие должности. Так, в середине 19 в. должность министра обычно занимали чины 2-го класса, товарища министра и директора департамента — 3-го, губернатора — 4-го, вице-директора и вице-губернатора — 5-го, начальника отделения — 6-го класса, столоначальника — 7-го и т. д. Лица, имевшие статские чины, могли одновременно иметь и придворные.

После появления табели о рангах стала складываться система титулования, то есть специального обращения к лицам, имеющим чины. Чины 1-го и 2-го классов имели титул «высокопревосходительство», 3-го и 4-го — «превосходительство», 5-го — «высокородие», 6—8-го — «высокоблагородие», 9—14-го — «благородие». Лица, имевшие чины не дававшие дворянства, с 1832 получали права почётных граждан. Закон 9 декабря 1856 определил получение потомственного дворянства только с 4-го (для военных с 6-го), личного — с 9-го класса. Табель о рангах создавала стимул для службы чиновников, предоставляла некоторую возможность выдвижения для выходцев из непривилегированных сословий. Была упразднена декретами Советской власти от 10(23) ноября и 16(29) декабря 1917 об уничтожении гражданских, военных и придворных чинов, сословий и титулов дореволюционной России.


Список литературы

  1. Гомола А.И., Панцерная С.Г. История государства и права России. - М.: "Академия", 2005.

  2. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: "Юристъ", 2005.

  3. Пашенцев Д.А. История государства и права России. - М.: "Эксмо-Пресс", 2004.

  4. Титов Ю.П., ред. История государства и права России. - М.: "Проспект", 2006.

  5. Томсинов В.А. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век - 1917 год). - М.: "Зерцало", 2000.

  6. Юшков С.В. История государства и права России (IX-XIX вв.). - М.: "Феникс", 2003.



Список литературы и источников:

1. Гомола А.И., Панцерная С.Г. История государства и права России. - М.: "Академия", 2005.
2. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: "Юристъ", 2005.
3. Пашенцев Д.А. История государства и права России. - М.: "Эксмо-Пресс", 2004.
4. Титов Ю.П., ред. История государства и права России. - М.: "Проспект", 2006.
5. Томсинов В.А. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век - 1917 год). - М.: "Зерцало", 2000.
6. Юшков С.В. История государства и права России (IX-XIX вв.). - М.: "Феникс", 2003.


Право собственности не прекращается





© 2002 - 2017 RefMag.ru