RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Характер

2006 г.

Похожие работы на тему "Характер":

Другие работы:

Год написания: 2006 г.

Характер


Москва - 2006


Содержание


Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера, однако не рассматриваются вопросы взаимосвязи акцентуированных черт характера и мотивации к успеху, которая напрямую связана с удовлетворением потребностей человека.

Объектом исследования являются дети в возрасте от 9 до 12 лет. Предметом исследования является влияние акцентуированных черт характера на мотивацию к успеху.

Целью курсовой работы является исследование черт характера и их особенностей В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- исследовать понятие и сущность характера;

- проанализировать понятие акцентуации характера;

- провести экспериментальное исследование черт характера.

Методика исследования включает:

1) Тест Леонгарда (Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005, с. 198.).

3) Совокупность диалектических методов (частное – особенное, количество – качество, дедукция, индукция, система часть системы, положительное – отрицательное и др.).

4) Методы обобщения практического опыта (сопоставление, количественная оценка, анализ временных рядов и др.).

5) Методы обработки информации (редактирование, выделение главного и др.).

При подготовке курсовой работы использовались научно-учебные пособия и монографии, представленные в списке литературы.


Глава 1 Проблема изучения особенностей характера в современной психологии

1.1. Определение и сущность характера

Характер — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности1.

В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных случаях. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семью, дружеские компании, трудовой или учебный коллектив и т.д.). Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, формированием определенной системы отношений человека к действительности и самому себе. Типические черты характера определяются типическими обстоятельствами жизненного пути человека в конкретных исторических условиях.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». Выражение «это характерно для него» означает, что определенные действия и поступки человека являются для него типичными, закономерными. Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение и взаимоотношения с другими людьми. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.

К характеру, однако, относятся не все устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения.

Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку: человек может быть выдающейся личностью с достаточно сложным или плохим характером. Черты личности принято подразделять на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют и поддерживают деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер относится к инструментальной сфере личности. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, следует иметь в виду, что между мотивационными и инструментальными сферами не существует четкой границы. Характер может проявляться и в выборе цели действия, однако когда цель определена, характер выступает больше как средство достижения цели, т.е. в своей инструментальной роли.

Таким образом, можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: можно добиваться разных целей, применяя одни и те же способы, и наоборот, достигать одну и ту же цель разными способами.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на формирование характера, определяя динамические особенности его возникновения, т.е. темперамент представляет собой динамическую сторону характера. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных характерологических черт.

Характер — прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки человека и во многом является результатом самовоспитания. Темперамент не односторонне и не окончательно определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам в определенных пределах преобразуется под влиянием свойств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле являются взаимообусловленными процессами. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте— со стороны динамических проявлений.

1.2. Структура характера

Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельности и общения. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт.

Структурность характера выражается также в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера одни являются основными, определяющими и ведущими, а другие — второстепенными, менее существенными. Основные, ведущие, черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обусловливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях.

В системе отношений выражается содержание характера, его индивидуальное своеобразие. Структура характерологических отношений складывается в основном из отношений человека к своему делу и труду, окружающим людям, а также к самому себе.

В отношении к своей деятельности, труду могут проявляться такие черты характера, как трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, чувство нового или консерватизм, энтузиазм или формальное отношение к труду.

В межличностных отношениях проявляются общительность или замкнутость человека, коллективизм или индивидуализм, вежливость или грубость, правдивость или лживость и т.д.

В отношении человека к самому себе для характера показательны высокая требовательность или самоуспокоенность, самокритичность или преувеличенное самомнение, скромность или высокомерие, чувство собственного достоинства или его недооценка.

Кроме того, выделяют черты характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека.

К познавательным чертам характера относят склад ума (теоретический или практический) и качества ума (аналитичность, критичность, гибкость и др.).

К эмоциональным чертам характера относят страстность, сентиментальность, а также черты, основанные на моральных чувствах: патриотизме, гуманности и др.

В волевых чертах характера (целеустремленности, выдержке, настойчивости, смелости и др.) находит выражение отношение к препятствиям. Волевые черты характера нельзя оценить, не учитывая направленности личности. Они ценны только при условии морально воспитанной воли, направленной на достижение социально полезных целей. Волевые черты иногда называют «хребтом» характера и в зависимости от их развития относят характер к сильному или слабому типу. Сильный характер у того человека, который всегда поступает сообразно своим убеждениям, последовательно ведет себя в различных, в том числе и трудных, условиях, проявляет настойчивость в достижении поставленных целей. Слабость характера проявляется в непоследовательности поведения, в расхождениях между словами и делами, в боязни трудностей.

Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. При неустойчивом характере взгляды, убеждения и отношения быстро меняются.

Системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях присуще качество цельности, в других — противоречивости. Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, поступки согласуются между собой, соответствуют его убеждениям. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы. Человек с противоречивым (дисгармоничным) характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, стремлений, желаний и поступков.

Целесообразно рассмотреть различные мнения по вопросу структуры характера встречающиеся в научной литературе.

Фенихель, как представитель ортодоксальной позиции, описывает характер как "привычный способ приспособления эго к внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом"2. Он выделяет две обширные категории: сублимирующие и реактивные.

Юнг утверждал, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый человек обладает всеми четырьмя функциями в различной степени, но на основе наследственной предрасположенности и окружающих факторов преобладающей у человека становится одна функция.

Эти функции подразделяются Юнгом на две обобщающие установки: интровертированную и экстравертированную. При первой установке интересы человека направлены к субъективному миру, обращены на себя, при второй – направлены к объекту. Все люди обладают обеими тенденциями, но снова одна из них обычно доминирует.

В теории характера Ранка стержневое место занимает концепция "воли". Воля представляет собой "основное позитивное начало, осуществляющее организацию и интеграцию "я", что позволяет созидательно использовать, тормозить и контролировать инстинктивные влечения"3. Ранк выделяет три типа человека: средний, или нормальный, человек – пренебрегает своей волей и руководствуется волей группы; невротик не способен подчиниться воле группы, но недостаточно свободен, чтобы утвердить собственную волю; творческий человек, наподобие художника, преуспевает в полном принятии и утверждении собственной личности.

Структура характера, согласно Хорни, развивается на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других – в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста.

Хорни описывает три типа характера, анализируя направленности. Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, – это направленность "к людям", направленность "против людей" и направленность "от людей". При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию.

По мнению Фромма, типы характера являются продуктом взаимодействия ребенка и родителей, которое начинается с момента рождения.

По мнению Кардинера, характер – это особенности усвоения каждым человеком культурных норм, содержащихся в "базисной (основной) личностной структуре" общества.

В определении базисного личностного типа исходными служат четыре постулата: 1) ранний опыт оказывает длительное влияние на личность; 2) сходный опыт формирует подобные личностные структуры; 3) практика воспитания складывается в сходные культурные модели, но они не бывают полностью идентичны в различных семьях одного общества; 4) воспитание детей различается в разных обществах.


1.3. Понятие акцентуации характера и его сущность

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Крамером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни Э. Фрюлин, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых..

Первый систематический анализ различных аспектов характера был дан Л. Клагесом («Принципы характерологии», 1910) на основе развитого им учения о выражении. В т. н. конституциональной типологии немецкого психиатра Э. Кречмера (1921) получил законченное выражение статический подход к характеру как некоей неизменной структуре основных черт, соответствующей строению тела, причём как психическая, так и соматическая конституция определяется, по Кречмеру, в конечном счёте врождёнными, прежде всего эндокринными факторами (близок Кречмеру в своей морфологической концепции характера американский психолог У. Шелдон).

В работе Э. Кречмера «Строение тела и характер» утверждается, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. Э. Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики — это аутичные люди, т.е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению.

2. Пикнический тип конституции (греч. рукпоз — толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотими-ческому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального — у депрессивных.

3. Атлетический тип конституции (греч. а1Ыоп — борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами бывают подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции: эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани), мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом) и эктоморфный (с хрупким телосложением, слабой мускулатурой, длинными руками и ногами), которым соответствуют три типа темперамента: вис-церотония, соматотония и церебротония.

Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности.

Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

В типологии К. Г. Юнга (1921) выделяются экстравертивный и интравертивный типы характера (личности), отличающиеся преобладанием направленности (установкой) на внешний объект или на внутренний мир мыслей и переживаний.

Динамический и генетический подход к характеру получил распространение в психоанализе (индивидуальная психология А. Адлера и др.), отводящем решающую роль в формировании характера событиям раннего детства; образование тех или иных черт характера истолковывается при этом как своеобразный способ решения некоторой конфликтной ситуации (в концепции В. Райха характер в целом предстаёт как «панцирь», отчуждённая система защитных реакций человека). В психоанализе и идущих от него различных течениях глубинной психологии делается акцент на бессознательных и иррациональных истоках характера. В концепции немецкого учёного Р. Хайса (1936) разнонаправленность влечений и способностей рассматривалась как основной конфликт, определяющий формирование характера и личности.

Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда (1968 г.) «акцентуированная личность». Леонгардом разработана концепция акцентуированной личности. Выделяются отдельные черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств.

Типология характера, предложенная немецким ученым К. Леонгардом4 включает следующие типы характера:

1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настрое­нию, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к при­ключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмер­но повышенное настроение может приводить к неадекватности по­ведения - «патологический счастливчик». В патологии - невроз навязчивых состояний.

2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспыш­ки, могут проявлять агрессию. В патологии - паранояльный пси­хопат.

3. Эмотивиостъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухуд­шение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии - эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность, Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимпостъ. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные (см. п. 5), быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные (см. п. 1).

7. Демонстративность. В патологии - психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду - могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии - эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзаль­тации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.


Глава 2. Экспериментальное исследование черт характера

2.1. Методика исследования

Тест К. Леонгарда - Н. Шмишека пред­назначен для выявления типов акцен­туаций характера. Акцентуацией называется чрезмерность проявле­ния некоторых черт характера или их сочетаний. Акцентуация не является патологией, это крайняя степень нормы, за которой начинается психо­патия - необратимая патология характера, ведущая к нарушению адаптации и взаимодействия челове­ка с окружающей средой.

Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера. Позже, под воздействием жизненного опыта, акцентуации могут сглаживаться и превращаться в «скрытые акцентуа­ции». Последние обнаруживают себя во всей полноте в неблагоприятных обстоятельствах - при переживании травмирующих событий, в критических и стрессовых ситуа­циях и всегда, когда затрагиваются «слабые стороны» (уяз­вимые черты характера) человека с тем или иным типом акцентуации. В особо тяжелых обстоятельствах они могут привести к нарушению нормального поведения личности и дезадаптации: сначала слабая акцентуация превращается в сильную, а потом, если воздействие неблагоприятных факторов сохраняется, она может перерасти в соответ­ствующую форму психопатологии.

Само по себе наличие акцентуации характера не является недостатком. По некоторым данным, у половины населения развитых стран можно выявить тот или иной тип акцентуа­ции. В благоприятных условиях «скрытые акцентуации» не проявляются, их отрицательные черты оказываются компенсированными и человек может работать вполне успеш­но. Кроме того, в каждом типе акцентуации имеются поло­жительные качества, на которые человек может опираться при выполнении определенной деятельности.

Тест К. Леонгарда - Н. Шмишека представляет собой опрос­ник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному напра­влению акцентуаций:

- 1 - высокая жизненная активность

- 2 - возбудимость

- 3 - глубина эмоциональных реакций

- 4 - педантизм

- 5 - повышенная тревожность

- 6 - перепады настроения

- 7 - демонстративность

- 8 - неуравновешенность

- 9 - утомляемость

- 10 - сила и выраженность эмоций

Человек, проходящий обследование с помощью этого теста, должен отметить свое согласие или несогласие с каждым утверждением опросника

Выраженная акцентуация обнаруживается если сумма балов по какой-либо черте характера больше 18, ярко выраженная акцентуация при сумме баллов 23 и более.


2.2. Результаты исследования

Результаты тестирования 20 детей в возрасте от 9 до 12 лет представлены в табл. 1. Выявлено, что какими-либо выраженными акцентуированными чертами характера обладают все дети. Установлено, что 6 из 20 детей имеют ярко выраженные акцентуированные черты характера. Примерно половина детей (9 опрошенных из 20) имеет высокую мотивацию к успеху. Среди выраженная ребят имеющих мотивацию к успеху, только трое обладают ярко выраженными акцентуированными чертами характера. Причем для всех троих свойственна циклотимность.


Таблица 1

Результаты тестирования


 

Гипертимы

Неуравновешенные

Эмотивные

Педантичные

Тревожные

Циклотимные

Демонстративные

Возбудимые

Дистимные

Экзальтированные

Савчук О.

3

18

9

14

12

18

12

15

18

18

Ларькина Л.

21

12

12

8

6

3

14

6

6

12

Миронов Д.

18

10

12

10

15

15

8

6

15

24

Савчук Т.

15

20

21

10

24

15

10

12

15

12

Мамаева С.

18

14

12

14

15

24

10

18

9

24

Сидякина М.

18

18

18

8

6

6

8

9

3

12

Гайдукова Т.

6

22

18

14

12

18

12

18

18

18

Волкова Т.

9

12

21

10

12

24

12

15

15

18

Минина Т.

21

18

18

16

15

6

12

9

12

18

Меньшов А.

15

14

12

10

3

15

14

15

0

18

Петрова Т.

21

14

21

14

9

15

18

15

6

12

Софрин А.

6

16

18

18

12

12

18

15

12

12

Милова Н.

12

12

6

12

12

9

12

12

9

12

Рыбаков А.

6

12

21

16

12

15

10

21

9

24

Рыжова Ю.

24

12

15

18

18

12

20

12

12

24

Помещиков А.

15

14

12

16

12

15

16

12

12

12

Николаева Н.

9

14

9

2

9

12

14

12

15

12

Каракапнан И.

15

16

21

8

15

15

12

12

6

12

Федоренко В.

15

16

15

14

0

24

18

24

3

12

Черная Е.

15

12

12

9

10

14

15

18

12

12

В таблице 2 представлен рейтинг проявления отдельных черт характера.


Таблица 2

Частота проявления черт характера

Черты характера

частота проявления

Экзальтированные

9

Эмотивные

9

Гипертимы

7

Возбудимые

5

Неуравновешенные

5

Циклотимные

5

Демонстративные

4

Дистимные

2

Педантичные

2

Тревожные

2

Наиболее часто встречается экзальтированность и эмотивность, на третьем месте гипертимость.

Наиболее ярко выраженными чертами (23 и более баллов) обладают шестеро детей: Миронов Д., Мамаева С., Волкова Т., Рыбаков А., Рыжова Ю., Федоренко В. Двое из детей обладают двумя ярко выраженными акцентуированными чертами характера (Мамаева С., Федоренко В.). Установлено, что среди ярко выраженных черт наиболее часто встречается экзальтированность. Эта черта встречается у четырех ребят (Миронов Д., Мамаева С., Рыбаков А., Рыжова Ю.).

Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Ярко выраженная циклотимность встречается трижды (Мамаева С., Волкова Т., Федоренко В.)

Для данного типа характерна смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

По одному разу встречается ярко выраженная возбудимость (Федоренко В.) и гипертимость (Рыжова Ю.). Для возбудимого типа характерна повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Гипертимический тип отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.


Заключение

В заключение курсовой работы целесообразно сформулировать основные выводы по проведенному исследованию.

Характер — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности. Существуют различные типологии характеров, которые были предложены известными учеными-психологами. Вместе с тем, установлено, что в научной литературе отсутствуют исследования взаимосвязи акцентуированных черт характера и мотивации к успеху.

Характер — очень сложное образование. В реальной жизни в характерах людей наблюдается множество оттенков, переходов между различными полярными особенностями свойств характера, чем объясняется бесконечное разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.

Наиболее общие свойства характера можно расположить диаметрально: сила — слабость, твердость — мягкость, широта — узость, цельность — противоречивость. Многогранность характера заключается в том, что в различных ситуациях у человека могут проявляться разные, возможно, что и противоположные свойства, при этом единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом оно и проявляется.

Иногда понятие характера подменяют понятием темперамента, очевидно, это происходит оттого, что как у характера, так и у темперамента общая зависимость от физиологии человека, от его типа нервной системы, и формирование характера в большей степени зависит от темперамента, поскольку темперамент больше связан с нервной системой.

Поскольку темперамент первичен, и черты характера развиваются, когда темперамент уже есть, т.е. как бы на фундаменте темперамента, но он не довлеет над характером. У людей с одинаковым темпераментом не обязательно будет одинаковый характер, но темперамент может оказать воздействие на формирование черт характера.

Характер также иногда отождествлялся с волей человека, хотя воля — это сила характера, его твердость, настойчивость и решительность. Часто "бесхарактерным" называют человека слабовольного, хотя слабовольный человек обладает определенным чертами характера, такими, как нерешительность, боязливость.

Основные черты характера задают направленность развитию всего комплекса черт, в том числе и второстепенным чертам, которые определяются основными. Количественно каждая из черт может достичь своего предела, пока еще являющегося нормальным проявлением.


Библиография

  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2004.

  2. Кречмер Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. – М., 1982

  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – 1999.

  4. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – 1983.

  5. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.

  6. Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

  7. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.

Приложение 1. Опросник Леонгарда


1.

У Вас чаще весёлое и беззаботное настроение.

2.

Вы чувствительны к оскорблениям.

3.

Бывает ли так, что Вам на глаза навёртываются слёзы в кино, театре, беседе и т.д.

4.

Сделав что-то Вы сомневаетесь, всё ли сделано правильно и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь в том, что всё сделано правильно.

5.

В детстве Вы были таким же смелым, как все Ваши сверстники.

6.

Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.

7.

Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании.

8.

Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом состоянии, что с Вами лучше не разговаривать.

9.

Вы серьёзный человек.

10.

Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.

11.

Предприимчивы ли Вы.

12.

Вы быстро забываете, если Вас кто-либо обидит.

13.

Мягкосердечны ли Вы.

14.

Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.

15.

Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников.

16.

Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте).

17.

Стремитесь ли Вы во всём и всюду соблюдать порядок.

18.

Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств.

19.

Любят ли Вас Ваши знакомые.

20.

Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.

21.

У Вас часто несколько подавленное настроение.

22.

Бывали ли у Вас хотя бы раз истерика или нервный срыв.

23.

Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте.

24.

Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы.

25.

Можете ли Вы зарезать курицу или овцу.

26.

Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и Вы сразу же стараетесь поправить их.

27.

Вы в детстве боялись оставаться одни в доме.

28.

Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причины.

29.

Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии.

30.

Быстро ли Вы начинаете сердиться и впадать в гнев.

31.

Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым.

32.

Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас.

33.

Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле.

34.

Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.

35.

Вам трудно переносить вид крови. Не Вызывает ли это у Вас неприятных ощущений.

36.

Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью.

37.

Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают.

38.

В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться.

39.

Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.

40.

Общительны ли Вы.

41.

В школе Вы охотно декламировали стихи.

42.

Убегали ли Вы в детстве из дома

43.

Кажется ли Вам жизнь трудной.

44

Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым.

45.

Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора.

46.

Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если бы Вас кто-либо обидел.

47.

Вы очень любите животных.

48.

Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.

49.

Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное.

50.

С читаете ли Вы , что Ваше настроение очень изменчиво

51.

Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей.

52.

Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.

53.

У Вас велика потребность в общении с другими людьми.

54.

Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в отчаяние.

55.

Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

56.

Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий.

57.

Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.

58.

Часто ли Вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях.

59.

В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать.

60.

Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.

61.

Тщательно ли Вы следите, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была только на одном и том же месте.

62.

Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов.

63.

Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям.

64.

Бывают ли у Вас головные боли.

65.

Вы часто смеетесь.

66.

Можете ли Вы быть приветливыми даже с тем, кого явно не цените, не любите, не уважаете.

67.

Вы подвижный человек.

68.

Вы очень переживаете из-за несправедливости.

69.

Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом.

70.

Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери.

71.

Вы очень боязливы.

72.

Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя.

73.

В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной деятельности.

74.

Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.

75.

Часто ли Вас тянет путешествовать.

76.

Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.

77.

Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании.

78.

Долго ли Вы переживаете обиду.

79.

Переживаете ли Вы долгое время горести других людей.

80.

Часто ли будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно поставили в ней кляксу.

81.

Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью.

82.

Часто ли Вы видите страшные сны.

 

 

83.

Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна.

84.

В веселой компании Вы обычно веселы.

85.

Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.

86.

Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь.

87.

В беседе Вы скудны на слова.

88.

Если Вам необходимо было бы играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра.

КЛЮЧ:
1. Демостративный тип:
+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
-: 51.
Сумму ответов умножить на 2.
2. Застревающий тип:
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
-: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на 2.
3. Педантичный тип:
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
-: 36.
Сумму ответов умножить на 2.
4. Возбудимый тип:
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 81.
Сумму ответов умножить на 3.
5. Гипертимный тип:
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на 3.
6. Дистимический тип:
+: 9, 21, 43, 75, 87.
Сумму ответов умножить на 3.
7. Тревожно-боязливый тип:
+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
-: 5.
Сумму ответов умножить на 3.
8. Эффективно-экзальтированный тип:
+: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на 6.
9. Эмотивный тип:
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
-: 25.
Сумму ответов умножить на 3.
10.Циклотимный тип:
+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Сумму ответов умножить на 3.
Максимальная сумма баллов после умножения – 24.

1 Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.

2 Цитата по Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 203-230.

3 Цитата по Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 203-230.

4 Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. с. 230.



Список литературы и источников:

1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2004.
2. Кречмер Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. – М., 1982
3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – 1999.
4. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – 1983.
5. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.
6. Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
7. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.


Объекты машин и оборудования относятся к объектам





© 2002 - 2017 RefMag.ru