RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Характеристика экономических учений средневековья

2006 г.

Похожие работы на тему "Общая характеристика экономических учений средневековья":

Другие работы:

Год написания: 2006 г.

Общая характеристика экономических учений средневековья


Содержание


Введение

Хозяйственные отношения между людьми, или экономика в самом широком смысле этого слова, существуют столько, сколько существует человеческое общество. Мир хозяйства не мог не стать предметом размышлений древних проповедников, правителей и философов. Их идеи закреплялись в священных книгах разных религий, ученых трактатах, уложениях законодателей и, наконец, в нормах повседневной жизни. В этих идеях и нормах находили выражение еще несистематизированные, донаучные представления об экономике. Именно они составили исходный идеологический и идейный контекст, в котором рождались первые научные системы экономических знаний.

Эпоха средневековья охватывает большой исторический период в Западной Европе — с V в. до буржуазных революций XVII-XVIII вв., в России — с IX в. до реформы 1861 г . В ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранились и в XX в.1 В Западной Европе этот период характеризуется возникновением новых германских государств на развалинах Римской империи, развитием феодализма и католицизма. К XII в. феодальная система и могущество католической иерархии достигают своего апогея, затем начинают обнаруживаться зачатки разложения средневекового строя. С одной стороны, короли в союзе с городами вступают в борьбу с феодалами и их побеждают; с другой - гуманизм эпохи Возрождения выдвигает против католической духовной тирании идеи о правах личности, начала свободы мысли против начал авторитета и слепой веры, античную жизнерадостность против христианского аскетизма.


1. Учение Ибн-Хальдуна

Наследие Ибн Хальдуна (1332-1406) изучается во всем мире, его называют арабским Монтескье, отмечают сходство его взглядов со взглядами Макиавелли Вокруг него вплоть до настоящего времени ведется ожесточенная идеологическая борьба, что свидетельствует об огромном значении его концепций.

Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято; говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед — первый проповедник Корана —возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики».

Значение трудов Ибн Хальдуна заключается в том, что основу исторического процесса, по его мнению, составляет не деятельность пророков и царей а развитие человеческого общества. Речь должна идти «о дикости, о цивилизованном состоянии», «о том, что приобретают люди своими трудами и стараниями», «о различных видах превосходства, которого одни люди достигают над другими». Общественную жизнь Ибн Хальдун рассматривал прежде всего как совместную производительную деятельность. Основной направляющей силой в истории человечества он считал материальную необходимость. Признаки (свойства), отделившие людей от животных, по мнению Ибн Хальдуна, заключаются в общественной жизни, основой которой является склонность людей к объединению и совместное удовлетворение своих потребностей. Ибн Хальдун считал, что «человек отделился от остальных животных благодаря своим особенностям, среди которых [отметим] науки и ремесла»2.

Ибн Хальдун выдвинул свою периодизацию истории. По его мнению, человеческое общество в своем развитии прошло три «состояния»: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности, «ибо она предшествует всему остальному»; 3) стадия, начавшаяся с возникновения городов. Формирование городов. Ибн Хальдун ставил в прямую связь с развитием производства, когда люди стали добывать жизненных благ больше, чем им необходимо, и до высшей степени совершенствовать ремесла и искусства. Основным критерием он считал присутствие в нем различных ремесел, которые удовлетворяют растущие потребности людей, в том числе и в предметах роскоши3. Жизнеспособность городов Ибн Хальдун тесно связывал с наличием вблизи них сельского населения и переселением его в города.

По мнению Ибн Хальдуна, «различия в образе жизни людей зависят только от различия способа добывания ими жизненных средств», а «нравы складываются под влиянием тех условий, кои окружают человека». Ссылаясь на известное изречение Аристотеля «человек по природе есть существо общественное», Ибн Хальдун обосновывал свой тезис о необходимости объединения людей, выводя ее из производственных нужд в добывании средств к жизни. Вся общественная жизнь им рассматривается прежде всего как совместная производительная деятельность людей. Значение объединенного труда не ограничивается простой взаимопомощью, он дает большую массу совместного продукта. В учении Ибн Сальдуна имеется мысль о разграничении необходимого и прибавочного продукта, необходимого и прибавочного труда. По его мнению, «если жители какого-то города или области распределяют весь свой труд соразмерно своим насущным потребностям, то им достаточно небольшой части этого труда, остальная часть труда является избыточной... Благодаря этому они достигают известного богатства»4.

Ибн Хальдун строго различал предметы потребления и достояния. Главным источником доходов и богатства он считал человеческий труд, ибо «всякий доход равноценен стоимости [затраченного человеческого труда]». Особое внимание Ибн Хальдун уделил сложному труду, связанному с операциями различных видов, подчеркивая, что, «если не было бы труда, не было бы и предмета». Развитие ремесел, искусств и науки он непосредственно связывал с ростом производительности труда. Однако, «когда труд жителей города превышает (по количеству) труд, необходимый для [произведения] средств к жизни, они, эти жители, обращают свой взор на то, что выходит за пределы забот о средствах к жизни и что присуще исключительно человеку, а это — науки и искусства»5.

Ибн Хальдун близко подошел к проблеме эксплуатации, когда писал, что знатные и богатые пользуются плодами чужого труда. Ведь знатному человеку люди помогают «своим трудом во всем, в чем он нуждается», а «стоимость всех произведений [труда] составляет его доход, ибо труд, который обычно оплачивается, люди исполняют [для него], не получая взамен чего-либо равноценного этому труду»6.

Ибн Хальдуну было известно простое товарное производство, и он оставил интересные мысли о товаре, роли рынка, ценообразовании и т. д. Он придавал большое значение биографическому фактору в жизни городов, в росте производительности труда, в совершенствовании ремесел и, в частности, ценообразовании. Ибн Хальдун высказывал чрезвычайно интересную мысль о зависимости цены на съестные припасы от массы товара, вынесенной на рынок утверждая, что «если бы люди их не заготовляли впрок, опасаясь бедствий, кои могут наступить, то они продавались бы ниже своей цены и обменивались бы неравноценно…». Автор указывает, что «иногда в цену средств питания включается еще (стоимость) налогов и поборов, кои взыскиваются в пользу правителя на рынках и у городских ворот или взыскиваются сборщиками налогов». Всякого рода «незаконные поборы также способствуют дороговизне, ибо все торговцы включают в цену своих товаров все, что они расходуют, в том числе и расходы на средства своего существования, так что поборы входят в стоимость и цену товаров»7.

Колебания цен на любой товар по мысли Ибн Хальдуна, зависелиот спроса и предложения. От низких цен терпят убыток те, кто занимается продажей дешевых товаров. Однако «из всех товаров хлеб есть тот товар, на который желательна низкая цена, ибо потребность в нем всеобщая». Такая цена на хлеб «везде способствует улучшению жизни». Развитие и совершенствование ремесла Ибн Хальдун ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия. Рынок у него выступает как стимулятор производительности труда и совершенствования ремесленного производства, ремесло он уподобляет товару, «который имеет сбыт на рынке и предлагается для купли».

Во всех своих высказываниях Ибн Хальдун высоко ценил труд и целенаправленную деятельность человека. Общество для него в первую очередь было коллективом производителей материальных ценностей. Все потребительные стоимости, по мнению Ибн Хальдуна, создаются человеческим трудом. Это представляло значительный шаг вперед в развитии экономической мысли. Для того времени его трактовка потребительной стоимости имела большое значение. Ибн Хальдун спорил с другими мыслителями, которые в экономические проблемы, в понимание потребительной стоимости привносили этические мотивы.

Важное значение имеют мысли Ибн Хальдуна о стоимости товара. В основе торговли, акта купли-продажи, должен лежать принцип равноценного обмена, когда приравниваются равновеликие количества затраченного труда8.

Большая историческая заслуга Ибн Хальдуна заключается в том, что он выдвинул понятие стоимости, опередив всех мыслителей древности своего времени. Для него все «большая часть того, что человек накопляет и из чего извлекает непосредственную пользу, [равноценно] стоимости человеческого труда». Все, что человек «приобретает в виде богатства — если это [изделия] ремесла,— равноценно стоимости [вложенного в него] труда», а «стоимость „дохода определяется закаченным трудом, местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий, и необходимостью его для людей». В данном случае для Ибн Хальдуна приравнивание товаров выступало как форма приравнивания труда. Однако он не установил разницу между стоимостью и ценой. В стоимость товара включалась также стоимость сырого материала, средств труда, стоимость труда производителей промежуточных товаров. Как писал Ибн Хальдун, некоторые ремесла «включают в себя [труд] других [ремесел]; так, плотничество использует изделия из дерева, ткачество — пряжу, и [.таким образом,] труда в обоих этих ремеслах больше, и его стоимость выше. Если предметы (создаются) не ремесленным трудом, то в их стоимость необходимо включать стоимость труда, благодаря [затрате] которого они были изготовлены, ибо, если не было бы труда, не было бы и предмета»9. Однако Ибн Хальдун не смог раскрыть механизма одновременного создания новой стоимости и включения в нее уже существующей стоимости, созданной трудом других людей.

Наряду с земледелием и ремеслом Ибн Хальдун считал способом добьгвания средств к жизни. «Товарами могут быть рабы, хлеб, животные, орудия или ткани. Прибыли человек добивается или накопляя товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в другую страну, где эти товары в большем спросе, чем в той стране, где он их купил». Мыслитель выступает против спекулятивной торговли, особенно гневно осуждая спекуляцию хлебом, так как на положение нуждающихся высокие хлебные цены оказывают пагубное влияние.

В работах Ибн Хальдуна проблема денег занимает важное место. Он подчеркивает, что деньги являются основой доходов, накоплений и сокровищ, выступают и как мера стоимости. Ибн Хальдун ратует за обращение в государстве полноценных денег и обличает алхимиков, которые пытались искусственным путем получить золото. Он обличал не только фальшивомонетчиков, но выступал и против правителей, которые неоднократно официально снижали содержание золота и серебра в монетах.

Как мы видим, арабский ученый XIV в. высказал много догадок и интересных мыслей, имеющих значение для политической экономии. Ибн Хальдун по праву занимает почетное место в мировой истории экономических идей.


2. Экономические взгляды Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225—1274) считается наиболее авторитетной фигурой школы канонистов на последнем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, как еще говорят, ранней школы канонистов Августина Блаженного (353—430). При этом на первый взгляд Аквинский, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления справедливых цен и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального не равенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операции Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения10.

С точки зрения методологических позиции внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категории и явлении, то Ф Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества При этом он пишет «Деление люден по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям»11.

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого применительно к каждой названной категории

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственном и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создании «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, o6i\ieHe вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

«Справедливая цена» — это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, что продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к: двойственности, с одной стороны, признавая, что лорча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой — вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф. Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необходимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Как видим, «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениям, к которым прибегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, казалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Сказанное в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего канонизма.


3. Экономические идеи в средние века, в России

Одна из особенностей формирования экономических идей, принципов экономической политики в нашей стране — создание уникальных памятников национальной культуры при известном (прямом или косвенном) влиянии внешних источников12.

Экономическая мысль Русского государства, как и в других странах, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей их нравственными понятиями. Поэтому при изучении экономической мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры грамоты князей, церковную литературу. Важное место среди них занимает "Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Содержание ее отражало существовавшие в Киевской Руси в XI - XIII вв. производственные отношения.

Каждый период отечественной истории являл миру оригинальные документы, яркие литературные произведения, «кодексы» норм и правил поведения, проекты и обоснования реформ. Среди них13:

- законодательные установления Киевской Руси в «Русской Правде» («Правда Ярослава» появилась в 30-е гг. XI в.; статьи и разделы «Русской Правды» складывались на протяжении столетий);

- утверждение равноправия Киева и Константинополя (Нового Рима) в «Слове о законе и благодати» Ярослава Илариона (XI в.);

- «Изборник» Святослава с поучениями: «Тружайся всегда, да видит бог труд твой и пошлет тебе помощь свою»; «Князя бойся всею силою своею» (1076);

- «Житье и хожденье Даниила» в Палестину с подробным описанием ее хозяйства и природных богатств (1106—1108);

- «Моление» ремесленника-серебренника Даниила Заточника, с болью и обидой правду молвившего: «Богат возглаголеть — все молчат и вознесут слово его до облак, а убогий возглаголеть — все нань кликнуть» (приблизительно XII—XIII вв.);

- «Хождение за три моря» купца-тверчанина Афанасия Никитина, ходившего с товарами вниз по Волге, детально описавшего возможности торговли Руси с Индией (1466—1472 гг. — в период правления великого князя Ивана III — «государя всея Руси»);

Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Это способствовало экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства значительно возросла.

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского своевластия.

Значительное для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или короче «Правительница» представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени14.

Большое место в "Правительнице" занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого ими продукта.

Размер обеспечения землей и крестьянами Еразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое.

В "Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.


Заключение

Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а позже - средневековых богословов, пытавшихся совместить ценности такого общества с неуклонным развитием в его недрах товарно-денежного обмена.

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является его сугубо богословский характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн- Хальдун, а в Европе — лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

Процесс становления и развития отечественной школы связан со спецификой социально-экономического развития, экономико-географического положения России. На экономические взгляды и памятники экономической культуры наложили отпечаток длительный период феодальной раздробленности, последующие процессы усиления «государственного феодализма» при сравнительно слабом или недостаточном развитии хозяйственных, торгово-денежных связей между регионами.


Список литературы

  1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. – М.: Юристъ, 2005.

  2. Всемирная история экономической мысли. Т1. М.: Мысль, 1987.

  3. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

  4. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961.

  5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.


1 Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. с. 12.

2 См.: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. С. 708—710.

3 Там же. С. 713, 724, 732, 717.

4 Цитата по Всемирная история экономической мысли. Т1. М.: Мысль, 1987. с. 313.

5 Там же

6 Там же

7 Там же с. 314.

8 Там же

9 Там же, с. 315.

10 Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. с. 56-57.

11 Там же с. 57.

12 Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. с. 39.

13 Там же. С. 39-40.

14 Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.с. 16



Список литературы и источников:

1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. – М.: Юристъ, 2005.
2. Всемирная история экономической мысли. Т1. М.: Мысль, 1987.
3. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
4. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.


Из чего стостоит Законодательство РФ о налогах и сборах





© 2002 - 2017 RefMag.ru