RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Индивидуальные способности и их связь с памятью

2006 г.

Похожие работы на тему "Индивидуальные способности и их связь с памятью":

Другие работы:

Год написания: 2006 г.

Курсовая работа

Индивидуальные особенности памяти и их связь с памятью

Москва - 2006


Содержание

Введение

Проблемы формирования и развития способностей личности и памяти являются одними из самых актуальных. Способности и задатки фактически нейтральны к этическим понятиям и добродетелям: добро, зло и т.д. Известно также, что способный, талантливый, активный человек может причинить немало вреда, если его талант будет направлен против других людей. Следовательно, в процессе формирования и развития способностей личности необходимо обращать внимание и на эту сторону проблемы.

Многие ученые отмечают, что память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей1.

Предметом данного исследования является теория общей психологии, а объектом – взаимосвязь памяти и способностей человека.

Целью курсовой работы является проверка гипотезы о взаимосвязи памяти и способностей человека. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- исследовать сущность понятия «способность»;

- исследовать виды способностей;

- проанализировать взгляды ученых на память и основные мнемические процессы;

- рассмотреть классификацию видов памяти;

- описать методику исследования взаимосвязи способностей и памяти;

- провести анализ экспериментальных данных и сформулировать выводы по проведенному исследованию.

При подготовке курсовой работы использовались научно-учебные пособия и монографии известных специалистов в области психологии.

Методы подготовки курсовой работы:

- совокупность диалектических методов (частное – особенное, количество – качество, дедукция, индукция, система часть системы, положительное – отрицательное и др.);

- методы обобщения практического опыта (сопоставление, количественная оценка и др.);

- методы обработки информации (редактирование, выделение главного и др.).


1. Сущность понятия способность и ее виды

1.1. Сущность понятия «способность»

Практически все основные отрасли современной фундаментальной психологии возникли в конце XIX века: экспериментальная психология познавательных процессов — в работах Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, И. Мюллера, дифференциальная психология — в работах Д. Кэттелла, Ф. Гальтона, социальная психология — в работах Э. Дюркгейма, В. Вундта, В. М. Бехтерева и пр. Не была исключением и психология способностей. Можно сказать, что экспериментальная психология способностей и психодиагностика — близнецы, а их отец — Френсис Гальтон, который, кстати, и предложил близнецовый метод в психогенетических исследованиях2.

Гальтон стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день.

С начала 60-х годов прошлого века он увлекся идеей наследственности таланта. Гальтон изобрел анкету как метод исследования и провел анкетирование более 300 представителей английской интеллектуальной элиты. Он полагал, что талант является наследственной чертой и проявляется в ряде поколений и что, следовательно, социальная элита формируется на основе наследуемого таланта.

По ходу дела ученый изобрел массу психодиагностических методик и приборов: свисток Гальтона для измерения звуковысотной чувствительности, линейку Гальтона, метод свободных ассоциаций и т. д. Он впервые исследовал личностные особенности человека науки («Англичанин в науке, его природа и воспитание», 1874).

Гальтон пытался объяснить влиянием наследственности индивидуальные различия между людьми, и не случайно его работы послужили отправным пунктом развития дифференциальной психологии. Два фактора — наследственность и среда — влияют на развитие человека. И, чтобы выявить относительное влияние наследственности и среды в течение жизни, он в 1876 году предложил использовать методику сравнения испытуемых-близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных средах (разлученные близнецы).

Можно выделить список проблем и методических подходов, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли.

Первая проблема: развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды.

Вторая проблема: взаимосвязь специальных и общих способностей. Гальтон полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов, можно определить уровень творческой одаренности человека. В дальнейшем оказалось, что связь между творчеством, интеллектом и простейшими познавательными способностями более сложна, чем это представлялась поначалу.

С этой проблемой тесно связана третья: создание методов измерения способностей, в более широком смысле — методов измерения психических свойств индивидуальности. Психодиагностика и психометрика способностей, начинаются с работ Гальтона и Пирсона. Следующая важнейшая проблема: способности и деятельность.

Психологическое изучение способностей находит отражение в трудах Штерна, Клапареда, Спирмена, Торндайка, Мебиуса и Беца, Меймана, Пьерона, Липмана, Пиаже, Бине, Терстоуна, Кеттелла, Барта, Векслера, Айзенка и др. Ученых интересовала сущность способностей, их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных способностей, возможности измерения способностей. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способностям.

В отечественной психологии следует выделить работы Л.С. Рубинштейна, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, Э.А. Голубевой, Н.С. Лейтеса, Л.А. Венгера, В.А. Крутецкого, З.А. Калмыковой, Е.П. Ильина, Т.Н. Артемьевой, Н.П. Ансимовой, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Д.В. Ушакова, Л.В. Черемошкиной и др. Теоретические исследования прежде всего относились к определению существа содержания понятия «способности», их социальной обусловленности, проявлению и развитию в конкретных видах деятельности.

Среди последних работ можно выделить следующие фундаментальные работы. Прежде всего, это работы В. Д. Шадрикова. «Введение в психологию: способности человека» (2002) и «Способности и интеллект человека» (2004). Первая работа представляет собой переосмысление данных теоретических и экспериментальных исследований. В работе дается новое понимание основополагающих положений психологической науки. Центральное место отводится анализу способностей человека. Рассматриваются биологические механизмы способностей, их структура, а также общие и специальные способности. Большое внимание уделяется духовным способностям, их роли в учебной деятельности и познавательных процессах. Во второй работе дается системное описание способностей человека, раскрывается их сущность и структура. Прослеживается развитие способностей в процессе жизнедеятельности от природных к духовным. Показывается, что развитие способностей происходит под воздействием тройной детерминации: со стороны среды развития, требований деятельности и духовных ценностей. Раскрываются пути овладения субъектом своими способностями. На основе предложенного понимания способностей раскрывается сущность интеллекта. Предлагается авторская модель интеллекта. Показывается, что развитие интеллекта идет за счет освоения и формирования интеллектуальных операций, накопления ментального опыта, включения в интеллектуальную деятельность всего внутреннего мира человека.

Внимания заслуживает также работа В.Н. Дружинина "Психология общих способностей" (2000 г.). В работе представлено изложение теоретических и экспериментальных оснований психологии общих способностей (интеллекта, обучаемости, креативности). В книге анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р. Кэттелла, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Аизенка, Э. П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности. В приложении помещены оригинальные методические разработки руководимой автором лаборатории в Институте психологии РАН. Информативная насыщенность, корректность изложения, цельность научной позиции автора безусловно привлекут к этой книге внимание всех кто интересуется психологией, педагогикой, социологией.

По мнению В.Д. Шадрикова многообразие определений способностей, представленных в литературе, можно объединить в три группы3.

Первая группа ученых определяет способности как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности или ее освоения, не сводимые к знаниям, умениям или навыкам (Б.М. Теплов, А.В. Петровский, Психологический словарь, Е.А.Климов).

Например, Б. М. Теплов выделял следующие три основных признака понятия «способность»4:

«Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»

Вторая группа ученых считает, что способности - психические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности или их освоения (Н.С. Лейтес, П. А. Рудик).

Третья группа ученых определяет способности как синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих успешность ее выполнения (А.Г. Ковалев).

В.Д. Шадриков говорит, что в качестве основных понятий в теории способностей выступают задатки, способности и одаренность (общая и специальная). Наиболее распространенная точка зрения их описания представлена в следующих определениях5:

• задатки - анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в основе развития способностей;

• способности - формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности;

• специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха в деятельности;

• общая одаренность - одаренность к широкому кругу деятельно-стей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха в широком круге деятельностей.

По мнению В.Д. Шадрикова приведенная система понятий дает общую феноменологическую картину проблемы способностей, она позволяет объяснить отдельные проблемы, связанные с эффективностью деятельности. Вместе с тем он отмечает, что в рассмотренной системе почти не представлен онтологический аспект проблемы способностей, психологические механизмы способностей и одаренности. В настоящее время именно онтологический аспект изучения способностей начинает играть главную роль. Такова логика развития любой науки, и психология здесь не составляет исключения.

При онтологическом подходе к проблеме способностей и одаренности можно выделить следующие не решенные проблемы: во-первых, остается нерешенным вопрос о задатках, во-вторых, как формируются и развиваются способности в деятельности на основе задатков, в-третьих, определение психофизиологической сущности способностей.

В.Д. Шадриков отмечает6, что способности определяют успех в деятельности. Успех в деятельности порождает желание выполнять эту деятельность, заниматься ею. Следовательно, способности участвуют, а часто и определяют формирование мотивации к занятию конкретной деятельностью. Успех в деятельности закрепляет мотивацию, породившую данную деятельность, а, как мы знаем, повторяющийся мотив, закрепляющийся в устойчивых формах поведения, превращается в черту характера, в качество личности.

Определенные черты характера, по мнению исследователей, напрямую связаны с успехом или неуспехом в деятельности. Например, формирование агрессивности личности, неуверенности, тревожности и т.д.

Наблюдается и обратная связь: устойчивая мотивация, ее качественные особенности определяют отношение к деятельности, требования к качеству ее исполнения. Это, в свою очередь, приводит к включению в деятельность разных способностей, к развитию специфических черт оперативности. Сказанное, как мы уже отмечали, приводит к развитию способностей субъекта деятельности на основе природных способностей.

Успех (или неудачи) в деятельности, совместно с мотивацией, формирует качества человека, характеризующие его отношение к труду (активный, деятельный, добросовестный, умелый, исполнительный, кропотливый, ловкий, трудолюбивый и др.).

На основе способностей развиваются интеллектуальные качества человека (дальновидный, здравомыслящий, изобретательный, любопытный, мудрый, одаренный, остроумный, рассудительный и др.).

Таким образом, качества личности и способности взаимно обуславливают друг друга и развиваются в едином процессе системогене-за индивидуальности, при этом и те, и другие взаимодействуют с мотивацией, знаниями и умениями, в деятельности и поведении.

В статье «О формировании способностей»7 выражен взгляд А.Н. Леонтьева на формирование способностей у человека. Автор различать два ряда способностей: во-первых, природные или естественные, в основе – биологические; во-вторых, специфически человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение.

Способности первого рода, которые являются общими у человека и животных, - это способности быстро образовывать и дифференцировать условные связи; они непосредственно связаны с врожденными задатками, на основе которых, происходит их развитие в деятельности и зависит от внешних условий.

Способности второго рода – специфически человеческие формируются иначе. Процесс развития современного человека управляется новыми законами – законами общественно-историческими, их действие не ограничено морфологическими факторами.

Возникает новая проблема. Возможны две альтернативы: а) либо принимается точка зрения, согласно которой приобретения человека в процессе общественно-исторического развития закрепляются и передаются в наследственной форме, а люди отличаются друг от друга по задаткам, непосредственно определяющими эти исторические приобретения человечества; б) либо принимается положение, что, хотя задатки не равны, они не несут в себе таких способностей, которые отвечают специфическим историческим приобретениям людей, и, следовательно, способности этого рода могут воспроизводиться только прижизненных новообразований.

Касательно первого из указанных положений – оно остается недоказанным и приводит к допущению дифференциации людей по врожденным задаткам на «примитивных» и «сверхлюдей», что опровергается практикой.

Способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности представляют собой его подлинные новообразования, формирующиеся в его индивидуальном развитии. Овладение миром, присвоение его человеком и есть процесс, в результате которого воплощенные во внешней форме высшие человеческие способности становятся внутренним достоянием его личности, его способностями.

Развитие способностей осуществляется в процессе жизнедеятельности и деятельности (учебной, трудовой, игровой). Источником развития способности выступает противоречие между наличным уровнем развития способностей и требованиями деятельности8.

Важнейшим моментом развития способностей является тонкое приспособление операционных механизмов к условиям деятельности. В этом процессе проявляется конкретность психической функции. В результате этого приспособления к условиям деятельности операционные механизмы приобретают черты оперативности. В плане психического отражения эту проблему с наибольшей полнотой разработал Л.А. Ошанин. Формирование оперативности операционных механизмов способностей представляет собой наиболее тонкий процесс их развития.

Эксперименты, проведенные Князевым М.М., показывают что наиболее эффективный способ развития профессионально важных качеств (чувства времени) заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, построенных на отдельных действиях предстоящей деятельности. Именно в этом случае и создаются наиболее благоприятные условия для формирования черт оперативности у профессионально важных качеств.

Ссылаясь на исследования А. Н. Леонтьева по формированию звуковысотного слуха, мы можем утверждать, что этот же процесс формирования оперативности функциональных механизмов заключается в тонком приспособлении органов чувств к особенностям воспринимаемых объектов. При формировании звуковысотного слуха в качестве такового выступает компарирующий анализ, заключающийся в подстройке движения голосового аппарата к воздействующему звуковому раздражителю.

Выделение операционных механизмов в способностях позволяет ответить на вопрос, как человек может овладеть своими способностями: через овладение операционными механизмами восприятия, запоминания, воображения и т. д.

Таким образом, развитие способностей представляет собой процесс:

-развития функциональной системы, реализующий конкретную психическую функцию, в совокупности ее компонентов и связей;

-развития операционных механизмов;

-развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов;

-овладения субъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами в плане конкретных психических функций.

Рассматривая развитие способностей, мы можем выделить три фактора культурной детерминации.

Во-первых, необходимо подчеркнуть тот факт, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психической деятельности. Функциональные системы, реализующие психические функции, вызревают в течение длительного постнатального периода. Этот процесс вызревания детерминируется средой жизнедеятельности. Функциональные системы изначально формируются как окультуренные «второй природой», созданной человеком.

Во-вторых, развитие способностей детерминируется социальными формами деятельности.

В-третьих, развитие способностей детерминируется индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек.


1.2. Виды способностей

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1. природные способности, биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии жизненного опыта;

2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в различных видах деятельности и общения (умственные способности, память и речь, координация движений рук).

И специальные, которые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. В этих видах необходимы особого рода задатки (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные).

Эти способности могут дополнять друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры.

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Общей одаренностью обладает человек, способный ко многим разным видам деятельности.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.

Гениальностью называется высшая степень творческих проявлений личности, а талантом - высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении).

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе организованной деятельности и общения.

Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом в развитии способностей у детей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких способностей.

Выделяют следующие уровни способностей:

- репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание,

- творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.

Репродуктивный уровень включает элементы творческого, а творческий уровень - элементы репродуктивного.

В заключение первой главы можно сделать следующий вывод. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями и навыками — с другой, существуют сложные отношения взаимной зависимости.

Благодаря способностям в той или иной сфере человек может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.

Не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от деятельности личности. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.


Глава 2. Память в психологической науке

2.1. Память и основные мнемические процессы

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Уже в древнегреческой мифологии обнаруживается признание важной роли Памяти в развитии культуры человечества. Особо почитаемая греками богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз — покровительниц науки, поэзии и искусства. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями. Представление— это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют. Представления строятся на образах прошлых восприятий, поэтому многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событий в них нередко сливаются или стираются. Кроме того, представления отличаются от восприятий своей изменчивостью, непостоянством и возможностью «реконструкции» — преобразования механизмами воображения.

В отличие от других познавательных процессов в памяти устанавливаются не связи и отношения самих объективных вещей, а отношения субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже обретенное. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отвечающих им представлений.

Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

1. Запоминание — процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях возникает необходимость использования особой формы запоминания — заучивания.

Запоминание может быть произвольным, т.е. подчиненным определенной задаче запомнить что-либо, и непроизвольным, т.е. не имеющим специальной задачи, происходящим «само собой». Психологические исследования, и в частности работы отечественного психолога П.И. Зинченко, показали, что прямая постановка цели на запоминание не является решающей для эффективности запоминания. Непроизвольное запоминание оказывается продуктивнее произвольного.

Эффективность запоминания зависит от установки. Установка запомнить материал, чтобы ответить на уроке или зачете, не способствует долговременному запоминанию: после сдачи зачета материал быстро забывается. Иную роль играет понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, при этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других — неприятное.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с разной глубиной понимания, — в соответствии с этим выделяют механическое и логическое запоминания. Мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, которое в значительной мере зависит от понимания и ориентировки в материале в целом, а также от выделения смысловых групп и связей между элементами. В качестве способов произвольного запоминания и организованного заучивания, позволяющих обнаруживать эти связи в запоминаемом материале, выступают мнемические действия. В.Д. Шадриков определил следующий состав мнемических действий: а) группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.); б) выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т.д.); в) план— совокупность опорных пунктов; классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков; г) структурирование— установление взаимного расположения частей, составляющих целое; д) схематизация— изображение или описание чего-либо в основных чертах; е) аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий; ж) мнемотехнические приемы — готовые способы запоминания; з) перекодирование — вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме; и) достраивание запоминаемого материала и привнесение нового в запоминаемое— использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам; к) серийная организация материала— установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве); л) ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности; м) повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.

Связь перечисленных мнемических действий с процессами мышления можно продемонстрировать на всем известном действии повторения. Как установлено в психологии, продуктивность повторения в значительной степени зависит от того, насколько оно выходит за пределы простого воспроизведения и превращается в реконструкцию материала, связанную с его новым, углубленным осмысливанием.

2. Сохранение — это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала.

3. Воспроизведение — актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи; 2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).

4. Забывание — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях — даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Данная закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов. В процессе забывания заученный материал не только уменьшается в объеме, но и претерпевает качественные изменения. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к его более длительному сохранению. Материал, связанный с потребностями, целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем.

Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э. Мюллером и А, Пильцекером в 1900 г.

1. Ослабление следов. Следом памяти называют результат работы мнемической системы, а ослаблением следов — уменьшение с течением времени силы ассоциативных связей. Впервые силу следа экспериментально изучил немецкий психолог Г. Эббингауз, построив знаменитую кривую забывания, согласно которой основной объем информации забывается в первый час после запечатления.

2. Интерференция — тормозящее влияние на процесс запоминания нового материала предшествующей или последующей деятельности. Существуют два вида интерферирующего влияния: ретроактивная интерференция («назад действующее»), при которой новый материал ухудшает сохранение предшествующего, и проактивная интерференция, состоящая в том, что предшествующий материал ухудшает запоминание последующего. Вероятность интерференции тем сильнее, чем больше сходство между предшествующей и последующей деятельностью, меньше степень научения и осмысленности, сложнее запоминаемый материал.

Своеобразное толкование забывания было предложено основателем психоанализа 3. Фрейдом. Он рассматривает забывание как результат работы защитных механизмов, вытесняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих в него травмирующие и неприятные воспоминания: в первую очередь забывается то, что представляет угрозу целостности и самооценке личности.

Многочисленные наблюдения и эксперименты показывают, что забывание далеко не всегда бывает абсолютным. Изменение функционального состояния, реконструкция условий, в которых происходило запоминание, применение более эффективной стратегии воспроизведения и поиска в памяти зачастую оказываются достаточными для восстановления, казалось бы, утраченной информации. Большое значение для предотвращения забывания имеют активное повторение и особенно организация материала, осуществляющаяся путем его включения в системы все более и более богатых семантических связей.

2.2. Классификация видов памяти

Память занимает особое место среди психических функций: ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Другими словами, каждая психическая функция имеет свой мнемический компонент. В связи с этим формы проявления памяти весьма разнообразны. Множество видов памяти можно представить в ряде классификаций.

1. По времени сохранения материала выделяются:

— сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения — 0,3— 1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;

— кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

— долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным;

— оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят:

— двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

— эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

— образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

— словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

— механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

3. По характеру целей деятельности память может быть:

— непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

— произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти.

Непроизвольно запоминаются:

— материал, являющийся предметом целенаправленной

деятельности;

— информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

— все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

— незавершенные действия запоминаются лучше, чем

завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация — это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Со времен Аристотеля различают три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, сходству и контрасту.

4. По использованным для запоминания средствам память бывает:

— непосредственой натуральной памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, — это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане;

— внешне опосредованной памятью, характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития

человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания. В данном случае стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры. Благодаря этим и другим нехитрым средствам человек делает свою память более совершенной и эффективной;

— внутренне опосредствованной памятью, являющей собой высшую форму памяти — логическую память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для того чтобы такой переход мог осуществиться, сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению.


Глава 3. Экспериментальные исследования особенностей памяти и способности человека

3.1. Методика исследования способностей и памяти

Существуют различные методы оценки способностей. Соотношение категорий способностей и методов их оценки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Методы оценки способностей


Категории способностей

Важнейшие методы оценки

Одаренность:
  • Интеллект
  • Острота зрения
  • Реакция и др.

Тесты (на интеллектуальный уровень, специальные тесты на двигательные (моторные) и сенсорные способности и т.д.)

Социальные способности:
  • Способность к контактам
  • Способность к управлению конфликтами и др.

Интерактивные методы (собеседование, дискуссии в группах)

Мотивация:
  • Готовность идти на риск
  • Готовность прорываться и др.
Тесты с целью определения мотивации к достижению результата
Документы соискателей
Интервью
Свойства личности:
  • Эмоциональная стабильность и др.
Тесты (опросники)
Стресс-интервью

Профессиональные способности и знания

Тесты (пробная работа)
Документы соискателей) дипломы с оценками и др.)

Профессиональный опыт

Документы соискателей (трудовая биография)
Собеседование

Таким образом, наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты.

Тесты способностей делятся на общие и специальные. Поскольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные, то для их диагностики используются тесты интеллекта, а для диагностики специальных способностей применимы специальные тесты.

Наиболее известным тестом общих способностей является тест Айзенка, который содержит 40 заданий9. В данной курсовой работе этот тест используется для оценки общих способностей в экспериментальной части. На выполнение всех 40 заданий теста дается ровно 30 минут. К концу задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса. После выполнения теста необходимо с помощью ключа определить количество правильно решенных задач. Оценка результатов производится с помощью графика (рис. 1.).

Рис. 1. График для оценки результатов тестирования

Для оценки результатов необходимо отложить на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем провести вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения провести горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует коэффициенту интеллектуальности (КИ). Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов; вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

Исследование памяти также как и исследование способностей чаще проводится с помощью тестов. Существуют психологические тесты для оценки зрительной и слуховой памяти, кратковременной и долговременной памяти.

В данной работе используется тест «Долговременная память»10. Данный тес выбран в связи с тем, что на мой взгляд, он позволяет провести оценку памяти наиболее комплексно: оценивается как долговременная так и кратковременная память, используются элементы оценки зрительной и слуховой памяти.

Тестирование проводится в 2 этапа. На первом этапе тестируемым зачитывается 20 слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемого в данный момент. Например, в данной работе использовался следующий набор слов:

Таблица 2

Слова для запоминания

1. Украинец

11. Масло

2. Экономика

12. Бумага

3. Каша

13. Пирожное

4. Татуировка

14. Логика

5. Нейтрон

15. Стандарт

6. Любовь

16. Глагол

7. Ножницы

17. Прорыв

8. Совесть

18. Дезертир

9. Глина

19. Свеча

10. Словарь

20. Вишня

Испытуемый воспроизводит письменно слова после каждого зачитывания в любом порядке (закрывая результаты предыдущего воспроизведения).

Для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс - число повторений. Если к 5-му зачитыванию обследуемый запомнил 20 слов - удовлетворительно, если к 3-му - хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если обследуемый воспроизводит мало слов и после 2-4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления психической деятельности.

Продуктивность запоминания можно вычислить но формуле:


количество правильно воспроизведенных слов / количество предлагаемых слов * 100%


На втором этапе, примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно. Затем производится воспроизведение текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после зачитывания и через 1/2 часа с запоминанием 20 слов без смысловой связи.

В течение 60 сек. испытуемый должен прочитать текст, в котором выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей:


В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой - айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) «Спустить шлюпки!» — скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) Их хватило только на половину пассажиров. 4) «Женщины и дети - к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», — раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6) И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8) Послышался щелчок - это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвым. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.


Тестируемый должен попытаться воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

Продуктивность запоминания можно вычислить но формуле:


количество правильно воспроизведенных мыслей / количество выделений в тексте * 100%


Сложив цифры, полученные по двум тестам, а затем, разделив сумму на два, можно определить среднюю продуктивность запоминания (СПЗ): 90 - 100 - отличный результат; 70 - 90 - очень хороший результат; 50 - 70 - хороший; 30 - 60 - удовлетворительный; 10 - 30 - плохой; 0 - 10 — очень плохой.


3.2. Анализ экспериментальных данных

Целью исследования является установление взаимосвязи между общими способностями и памятью человека.

Перед проведением исследования выдвигается гипотеза о взаимосвязи способностей и памяти, предполагается, что чем лучше у человека память, тем выше уровень способностей.

Задачами исследования является:

1) проведение психологического тестирования на предмет наличия способностей с помощью теста Айзенка;

2) проведение психологического тестирования с целью выявления уровня памяти с помощью методики, описанной в предыдущем параграфе;

3) сопоставить результаты этих тестов и сформулировать вывод о достоверности гипотезы.

С целью решения поставленных задач было проведено тестирование 20-ти человек. Результаты тестирования представлены в таблице 3.


Таблица 3

Результаты психологического тестирования

пп

Испытуемый

Тест «Определение общих способностей» (Айзенк)

Тест «Долговременная память»

Количество правильных ответов

Коэффициент интеллектуальности

Количество правильно воспроизведенных слов

Продуктивность запоминания

количество правильно воспроизведенных мыслей

Продуктивность запоминания

Средняя продуктивность запоминания

1

Савчук О.

9

97,5

14

70%

4

33%

52%

2

Ларькина Л.

10

100,0

13

65%

6

50%

58%

3

Миронов Д.

11

102,5

15

75%

7

58%

67%

4

Савчук Т.

12

105,0

16

80%

3

25%

53%

5

Мамаева С.

12

105,0

12

60%

5

42%

51%

6

Сидякина М.

14

110,0

12

60%

6

50%

55%

7

Гайдукова Т.

14

110,0

11

55%

7

58%

57%

8

Волкова Т.

15

112,5

14

70%

8

67%

68%

9

Минина Т.

15

112,5

15

75%

8

67%

71%

10

Меньшов А.

16

115,0

14

70%

5

42%

56%

11

Петрова Т.

18

120,0

16

80%

6

50%

65%

12

Софрин А.

19

122,5

17

85%

8

67%

76%

13

Милова Н.

20

125,0

12

60%

7

58%

59%

14

Рыбаков А.

21

127,5

15

75%

7

58%

67%

15

Рыжова Ю.

22

130,0

14

70%

5

42%

56%

16

Помещиков А.

23

132,5

16

80%

6

50%

65%

17

Николаева Н.

23

132,5

17

85%

4

33%

59%

18

Каракапнан И.

24

135,0

18

90%

8

67%

78%

19

Федоренко В.

25

137,5

16

80%

9

75%

78%

20

Черная Е.

25

137,5

17

85%

8

67%

76%

Согласно табл. 3 можно сделать вывод, что в данной группе испытуемых коэффициент интеллектуальности (КИ) находится в пределах от 97,5 до 137,5, а средняя продуктивность запоминания (СПЗ) - от 51 до 78%.

Для оценки взаимосвязи способностей и памяти целесообразно построить график зависимости СПЗ от КИ (рис. 2).



Рис. 2. Взаимосвязь памяти и способностей.


На рис. 2 видно, что график имеет восходящую тенденцию. Следовательно, можно сделать вывод, что чем выше уровень способностей, тем лучше память и наоборот, т.е. проверяемая гипотеза для исследуемой группы верна.

Заключение

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Благодаря способностям в той или иной сфере человек может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.

Не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от деятельности личности. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей и памяти являются тесты.

В экспериментальной части курсовой работы было проведено исследование связи памяти со способностями человека. В процессе исследование было проведено тестирование двадцати человек на предмет определения уровня способностей и памяти. Для определения уровня способностей использовался тест Айзенка, а для определения уровня памяти использовалась комбинация двух тестов для оценки кратковременной и долговременной памяти. По результатам тестирования был сделан вывод, что для данной группы обследуемых существует связь между способностями и памятью, поскольку было установлено, что при росте коэффициента интеллектуальности присутствует тенденция роста средней продуктивности запоминания


Список литературы

  1. Дружинин В. Н. "Психология общих способностей". – С.-Пб.: Питер, 2000.

  2. Шадриков В.Д. Введение в психологию: спсобности человека. – М.: Логос, 2002.

  3. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004.

  4. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.

  5. Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

  6. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.

1 Голубева «Индивидуальные особенности памяти человека» - М. Педагогика, 1980.

2 Дружинин В. Н. "Психология общих способностей". – С.-Пб.: Питер, 2000. с. 8-10.

3 Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. с. 11-12.

4 Теплов Б.М. Способности и одаренность, М., 1941.

5 Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. с. 13.

6 Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. с. 56-57.

7Леонтьев А.Н. О формировании способностей. - М.: Вопросы психологии, 1960, №1

8 Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. с. 39-42.

9 Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, с. 104.

10 Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, с. 20-22.



Список литературы и источников:

1. Дружинин В. Н. "Психология общих способностей". – С.-Пб.: Питер, 2000.
2. Шадриков В.Д. Введение в психологию: спсобности человека. – М.: Логос, 2002.
3. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004.
4. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.
5. Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
6. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.


Группа принципов оценки машин обусловленных действием внешней среды





© 2002 - 2017 RefMag.ru