RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

История Тверской улицы

2004 г.

Похожие работы на тему "История Тверской улицы":

Другие работы:

Год написания: 2004 г.

Реферат на тему

История тверской улицы


Москва - 2004


Содержание


Введение

Нелюбопытная сама по себе, по современному внешнему виду, Тверская улица полна интереса в прошлом, в истории русской жизни ХVII-ХVIII веков. То была улица бесчисленных церквей, бояр и вельмож, московских губернаторов и екатерининских фаворитов. Но с нею связаны и иные имена: Пушкина, Мицкевича, Языкова, Карамзина, Горького, Маяковского. Сейчас же улица полна новыми отрестоврированными зданиями, большинство которых занимают банки, фирмы, дорогие и модные магазины. Если мы пройдем дальше, то мы пройдем мимо старинных осабняков, многие из которых отрестоврированы, многие принадлежат банкам, в других продаются жилые квартиры.


История Тверской улицы

Издавна — еще с XIV века — от Кремля на Тверь шла оживленная Тверская дорога. Постепенно эта дорога застраивалась и на начальном своем участке, — территории, известной в истории Москвы под названием Занеглименье (то есть «местность, находящаяся за рекой Неглинной»), — превратилась в улицу. В XVIII—XIX веках Тверская улица была главной улицей города. Здесь строились лучшие в Москве дома, гостиницы, магазины. На высоком месте, у крутого спуска улицы к речке Неглинке выдающийся русский зодчий М. Ф. Казаков построил в 1782 году дворец для московского генерал-губернатора З. Г. Чернышева. Реконструированное в советское время, это здание стало местом работы Московского городского совета народных депутатов. Сейчас в нем располагается столичная мэрия. Здесь, на Тверской, была проложена первая в Москве линия конной железной дороги, в просторечии — «конки». (Об истории названия Тверь, ставшего основой московских топонимов Тверская улица, Тверской бульвар, площадь Тверской заставы, Тверские-Ямские улицы и других мы коротко расскажем в статье— «Тверской бульвар и Пушкинская площадь»).

Тверская улица (с 1932 по 1990 г. улица Горького) возникла в начале дороги, соединявшей в XIV в. Москву с Тверью. Тогда вокруг нее были только поля. [1]

Нелюбопытная сама по себе, по современному внешнему виду. Тверская улица полна интереса в прошлом, в истории русской жизни ХVII-ХVIII веков. То была улица бесчисленных церквей, бояр и вельмож, московских губернаторов и екатерининских фаворитов. Но с нею связаны и иные имена: Пушкина, Мицкевича, Языкова, Карамзина.

В XVII в. это была уже улица знати. На ней также стояли дворы Стрелецкой слободы с церковью Благовещения. В это время улица была местом парадных въездов в Москву иностранных посольств. Она имела, как и сейчас, около 600 метров длины. [1]

С XVIII в. по улице пролегла дорога из Москвы в Петербург, что обусловило ее значимость и парадность. После пожара на Тверской в 1773 г. улица продолжала застраиваться красивыми каменными домами знати. [2]

После пожара 1812 года, захватившего почти всю правую сторону улицы, а левую – только в конце, она вновь была застроена хорошими домами. В 1820 г. по улице стали ходить дилижансы из Петербурга в Москву и обратно и ходили до открытия в 1851 г. Петербургско-Московской (Октябрьской) железной дороги. В 1852 г. по Тверской прошла первая в Москве конка, замененная в XX в. электрическим трамваем. [1]

От каменного Воскресенского моста через Неглинную речку у Воскресенских ворот начиналась древняя Царская, ныне Тверская, улица. Почти на берегу Неглинной, по левую руку, стояли каменные лавки и каменный кабак, или кружало, «Каменный скачок» (дома № 3 и 5. Здесь и далее в надглавке «Тверская» приводятся номера не существующих после реконструкции домов, за исключением трех зданий, которые даны по современной нумерации,- это здания Моссовета, Музея Революции СССР и гастронома № 1.- Сост.). Не только этот .кабак с лавками принадлежали Донскому Успенскому монастырю, но и рядом с ними находился до 1765 года Моисеевский женский монастырь, «что у Тверского кружала». Характерно отметить, что против этого кружала находился другой каменный кабак с курьезным названием - «На деревянном скачке». Два кабака (из них один монастырский) и рядом с ними монастырь - сочетание странное, но «нередкое для старой Руси.

Узкий переулок, начинающийся за зданием бывшей Лоскутной гостиницы (д. № 3 по Тверской), называется Обжорным. Здесь было множество харчевен и «обжорных», около которых постоянно толпился голодный люд. Предприимчивые монахини Моисеевского монастыря устроили у самых монастырских ворот «двенадцать печур» и бойко торговали блинами. Рядом с Обжорным рядом, вокруг кабаков, был Лоскутный ряд, торговавший изрезанными в куски совершенно новыми тканями и мехами, по преимуществу темного происхождения.

Дом № 10 по Тверской стоит на углу площади Охотного ряда. В конце XVIII века здесь помещались Бергколлегия и Монетный двор, куда сбегались в 1775 году любопытные москвичи поглядеть на Пугачева, сидевшего некоторое время в железной клетке на Монетном дворе Против этого двора, на другой стороне Охотнорядской площади, во дворе владения № 3, стоит привлекающий внимание своим старинным видом дом, судя по всем данным, остатки палат любимца царевны Софьи - «великого Голицына», как звали его иностранцы. «Дом Голицына - один из великолепнейших в Европе»,-писал французский посол де Невилль. Ярко горела на солнце медная кровля голицынских палат, а внутри, на потолке, были написаны «беги небесные с зодиями (знаками зодиака) и с планеты»; стояли «клевикорты» (клавикорды), кровать с ножками-«птичьими ногтями», был диковинный ящик-«аптека, а в нем всякое лекарство», «чертеж Европин на холстине», непонятные москвичам иноземные ореховые фигуры «с мишенями» и стеклянными трубками, «а под трубками в стеклянных чашках ртуть» (очевидно, термометр и барометр), в библиотеке была рукопись чуть ли не конституции: «О гражданском житии, или О поправлении всех дел, еже надлежат обще народу». То была колыбель, лаборатория петровских реформ, но именно тот, кто проводил впоследствии в жизнь мечтания Голицына,- царь Петр - и послал любимца Софьи в ссылку, конфисковав все его имущество. В коллекциях московской Оружейной палаты можно видеть оружие и серебряную посуду из «отписных животов» князя В. В. Голицына.

К сожалению, не дошло до пас даже рисунков внешнего вида голицынских хором, о котором можно только гадать, глядя на угрюмый и искалеченный переделками дом во дворе. Совершенно перестроена в 1760 году и бывшая домашняя церковь голицынских хором, соединенная с ними переходами,- белый храм Прасковьи Пятницы, далеко выступающий на Охотнорядскую площадь из линии домов.

На месте нынешнего дома № 13 по Тверской до 1817 года стояла Ильинская церковь, в соседнем доме № 15 была Казанская церковь. В идущей от этого дома улице Белинского (бывш. Долгоруковский пер.) жил в конце XVIII века один из великих московских хлебосолов - герой Семилетней войны князь Ю. В. Долгоруков (по улице д.№ 5). Как ни велик был двор его громадного дома, а на нем «иногда не умещались кареты, съезжавшиеся со всей Москвы». Этот хлебосол был большим другом жившего на Знаменке Апраксина, и по Москве ходил рассказ, будто друзья «уговорились», чтобы тот, кто умрет раньше, пришел «с того света» предупредить пережившего друга о близости смерти. В «Рассказах бабушки» Благово подробно описано троекратное «явление» умершего Апраксина живому Долгорукову перед его смертью.

На углу проезда Художественного театра (бывш. Камергерский пер.), во владении № 22, тоже была церковь, а самый дом принадлежал с 1716 года любимцу Петра II князю И. А. Долгорукову - типичному опричнику эпохи Грозного, от которого, по следам современника, «честь женская не менее была в безопасности в России, как от турков во взятом граде». Князь Иван-«гость досадный и страшный» - учинял насилия даже над женщинами, приезжавшими в гости к его матери. Этот развратник и в то же время нежный кавалер цесаревны Елизаветы Петровны мечтал править Россией и обручил Петра II со своей сестрой Екатериной. Когда оспа унесла жениха, Долгоруков пытался захватить престол для сестры оружием, но попал в ссылку и на плаху.

По игре случая владение № 17, наискось от дома Долгорукова, на углу улицы Огарева (бывш. Газетный пер.), приобрел в 1767 году тот самый князь Н. Ю. Трубецкой, с женой которого Долгоруков жил «не токмо без всякой закрытности», но, в пьяном виде, в доме оскорбленного им мужа, «бывал и ругивал» его, а однажды, «по исполнении многих ругательств», собирался даже «выкинуть в окошко» несчастного. Неизвестно, почему именно будущий генерал-прокурор Трубецкой терпел все эти «ругательства», быть может, потому, что и сам был великим насильником - брал взятки и жестоко бил обвиняемых. «Какой он генерал-прокурор, он просто генерал-вор»,- восклицал в письменной жалобе один из пострадавших, а Бестужев остроумно говорил: «Истинно золотая душа у Трубецкого, кроме золота-ничего не любит». В больших мучениях кончал жизнь этот жестокий прокурор в своем доме на Тверской: дворовые люди по всему городу разыскивали и приводили к больному родственников загубленных им людей, у которых вымаливал прощения себе умирающий.

Впоследствии владение это было подарено университету, который поместил в нем типографию, печатавшую, между прочим, газеты и давшую название переулку. Перестроенное Казаковым для размещения в нем Благородного пансиона, здание это погибло во время пожара 1812 года, было выстроено вновь и снесено перед войной для постройки доходного дома. Для характеристики загруженности старой Тверской церквами надо отметить, что в этом владении тоже была церковь; через улицу, во владениях № 19 и 21, была домовая церковь, а рядом с нею (владения № 23 и 25) до 1816 года стояла церковь Василия Кесарийского. Мало того, через улицу, рядом с домом Долгорукова, стоял до 1656 года Воскресенский высокий монастырь «у золотой решетки» (ныне д. № 24), давший название и Воскресенским воротам Китай-города.

Соседний с ним дом № 26 построен на месте московской диковинки XVIII века: белокаменных палат сибирского губернатора князя М. П. Гагарина, украшенных скульптурными балконами, открытыми террасами, подъездами, и выглядевшего настоящим итальянским палаццо. Гагаринские палаты и внутри были отделаны с необычайною и странною для русского вельможи Петровской эпохи роскошью: зеркальные венецианские потолки, узорные паркетные полы, бронза, хрусталь, даже какие-то висячие аквариумы с рыбами. Однако хозяин этого дома - «ростом мал, богатством и знатностью величайший вельможа российский» - кончил дни на виселице за «несытое мздоимство», за обычный грех петровских вельмож, которого не мог покрыть ни всесильный Меншиков, ни тайный наказ самой царицы поехавшему в Сибирь полковнику-ревизору: покрыть все гагаринские грехи. Кто-то донес Петру про наказ Екатерины, и в Сибирь был послан второй ревизор - царский денщик Пашков - за обличающими Гагарина документами. Привезенные Пашковым документы победили, князь Гагарин попал на дыбу, а затем и на виселицу.

Рядом с гагаринским домом - выходящее на Советскую площадь громадное здание бывшей гостиницы «Дрезден» (в нем умер в 1916 г. художник В. И. Суриков).

Советская площадь памятна как место столкновения в 1861 году московских студентов с полицией, известного под названием «боя под Дрезденом». Административное закрытие Петербургского университета вызвало волнения среди московского студенчества и неизбежные аресты. 12 октября толпа студентов, пришедшая к генерал-губернаторскому дому просить об освобождении товарищей, была окружена жандармами, произошла схватка на площади и дикая «охота на студентов» по всему городу.

Дом под № 21 выстроен на территории усадьбы, известной с XVI века. Тогда она принадлежала государеву дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину, а в XVII в. это был загородный двор князя Н. И. Одоевского. с 1777 г. участком владел А. М. Херасков (брат поэта М. М. Хераскова). После 1780 г. он выстроил в глубине двора каменный дом – центральную часть ныне существующего здания. За домом был расположен огромный парк. В 1786 г. к участку присоединен небольшой двор справа по улице. В начале XIX в. владение переходит к Л. К. Разумовскому и начинает перестраиваться по проекту А. А. Менеласа. В 1811 г. к старому дому было пристроено левое крыло. После войны 1812 г. строительство возобновилось только в 1814 году. До 1817 г. появилось правое крыло и ограда парадного двора по линии улицы, завершив типичную для зрелого классицизма строго симметричную композицию усадьбы со скругленным парадным двором. Фасады дома были обработаны в характерных для ампира приемах. Был создан строгий восьмиколонный портик, опирающийся на мощные арки на уровне первого этажа. Ритм тонкого лепного декора несколько облегчает суровую пластическую мощь здания. Торжественность ансамбля усиливает ограда по линии улицы с двумя симметричными въездами и калитками. Строгие белокаменные калитки и ворота завершаются фигурами львов. Внутренняя отделка помещений отличалась роскошью. Сохранились мраморные лестницы с коваными решетками, мраморные колонны, несущие своды. Дом имел сход в сад в виде широкого отлогого пандуса на каменных столбах, на котором стояли каменные вазы. В последующие годы здание претерпело ряд переделок: в 1872 г. был надстроен третий этаж над северным флигелем, в 1899 г. сделан проезд в полукруглой части южного крыла. В начале XX в. флигель стал четырехэтажным, а для постройки торговых помещений по линии улицы была снята ограда парадного двора (восстановлена в 1920-х). Тогда же были пристроены боковые крылья со стороны двора. При расширении Тверской торцы флигелей были срезаны и главный дом, стоящий в глубине двора, оказался ближе к линии улицы. С 1831 до 1917 г. в здании находился Московский Английский клуб, членами которого состояли самые богатые и знатные люди Москвы. В 1922 г. в залах дома была открыта выставка Красной Москвы, послужившая основой открытого здесь позже Музея Революции СССР. [3]

Откройте томик пушкинского «Евгения Онегина» — и перед вами предстанет облик старой Тверской улицы в Москве:

...Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари.
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стая галок на крестах.

В 1932 году Тверская и продолжавшая ее после Триумфальной площади 1-я Тверская-Ямская улицы были переименованы в улицу Горького — в честь писателя Максима Горького. В период реформирования общества в 1990 году та часть улицы Горького, которая расположена между Манежной и Триумфальной площадями, обрела свое историческое название — Тверская, а вторая часть, идущая до площади Тверской заставы, до Белорусского вокзала, с 1990 года вновь называется 1-я Тверская-Ямская. В 1951 году в сквере около вокзала был открыт памятник Горькому. Переименование практически самой главной улицы Москвы при жизни писателя было связано с возвращением Максима Горького в СССР из Италии, где он пребывал в своеобразной эмиграции с 1921 по 1928 год; восторженные толпы москвичей встречали его на Белорусском, тогда Брестском вокзале. Такой подарок — название улицы — Сталин сделал Горькому, по официальной мотивировке, «в связи с 40-летием его литературно-общественной деятельности», а неофициально — наградив за поддержку установившегося тоталитарного режима.

Настало время вспомнить о том, каково происхождение имени северо-западного русского города, отразившегося и в названии Тверской улицы, и в наименовании Тверского бульвара, о котором шла речь в предыдущей главе. Однозначного объяснения этимологии слова Тверь не существует. Топоним Тверь впервые упоминается в Суздальской летописи под 1209 годом, встречается в некоторых источниках (например — в древних грамотах и в 1-й Новгородской летописи) в форме Тьхврь. Наличие такого варианта открыло широкое поле для гипотез о его происхождении. Известные историки русского языка — академик А. А. Шахматов и академик А. И. Соболевский сближали слово Тьхврь с топонимом Тихвин, наименованием города и крепости в Северо-Западной Руси (в нынешней Лениградской области). А так как города и Тверь, и Тихвин получили свои названия по рекам, на берегах которых были поставлены, то ставшие их основой гидронимы (названия рек) можно объяснить как «река со спокойным, тихим течением», т. е. «тихая». С другой стороны, наличие на территории бывших Тверского и Олонецкого уездов местного названия реки и озера Тихвера дает специалистам-этимологам основание сблизить слово Тверь с прибалтийско-финским, дославянским топонимом Tihvera. Есть и еще одно предположение, авторы которого связывают название города Твери с польским словом twierdza «крепость» и литовским tvora «ограда».

По Тверской улице был назван старейший московский бульвар — Тверской.

Каждое географическое название — независимо от его исторической и языковой ценности — обладает комплексом устойчивых ассоциаций и так называемых фоновых знаний, то есть информацией, стоящей за конкретным топонимом и закрепленная в сознании конкретного человека или группы людей — от семьи и небольшого коллектива коллег до населения всего города или даже страны. Чем значимее объект, к которому относится топоним, чем древнее его наименование, чем насыщеннее или необычнее его историко-культурная биография, тем больше существует у этого топонима устойчивых ассоциаций. Мы уже немного говорили об этом.

У меня, как и многих москвичей, название Тверской бульвар ассоциируется не только с понятиями «старинная Москва», «кольцо московских бульваров», «бульвар, выходящий на Тверскую улицу и Пушкинскую площадь», но и с представлениями о русской литературе, ее истории и персонажах, о видных русских писателях и поэтах, отечественной драматургии.

Судите сами. На Тверском бульваре и близ него расположены три известных московских театра — МХАТ им. М. Горького, Театр им. А. С. Пушкина и Театр на Малой Бронной, а также мемориальный музей великой актрисы М. Н. Ермоловой.

Здесь находится и здание, которое москвичи обычно называют «дом Герцена» — в нем родился Александр Иванович Герцен, этот дом был им описан в «Былом и думах». Позже в нем возник литературный салон, где бывали Аксаков, Белинский, Гоголь, Грановский. С 1920 года дом был передан организациям российских писателей, и здесь жили Вс. Иванов, Мандельштам, Платонов, Сергеев-Ценский, Соболев, другие писатели; выступали Есенин, Маяковский, Горький. С 1934 года в этом доме находится получивший мировую известность Литературный институт им. А. М. Горького. Не менее содержательна и та часть биографии Тверского бульвара, в которой он выступает местом действия или персонажем самих литературных произведений. И не случайно один из признанных знатоков литературной Москвы А. А. Шамаро посвятил специальную главу в своей небольшой книге «Действие происходит в Москве. Литературная топография» именно Тверскому бульвару. Несколько примеров из тех произведений, которые вы, надеюсь, знаете или, по крайней мере, авторы которых вам известны.

Тверской стал местом действия сатирического стихотворения Лермонтова «Бульвар». С Тверским связана сюжетная топография пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп». Тверской упоминается в романах Льва Толстого: здесь гуляли в сопровождении лакея и гувернантки три дочки Щербатских — Долли, Натали и Кити; по этому же бульвару ехал в санях Пьер Безухов в дом Марьи Дмитриевны Ахросимовой, еще не зная о безрассудном поступке Наташи Ростовой. На Тверском бульваре ожидал в повести Тургенева «Клара Милич (После смерти)» бывший студент университета Яков Аратов молодую актрису Клару Милич. С Тверского бульвара начинается действие одного из лучших рассказов Чехова «Припадок». Не единожды — как полноправный персонаж — присутствует Тверской бульвар в трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам». Помните? Каждый вечер сестры ходили на Тверской бульвар — слушать музыку, садились на скамью и глядели, как под деревьями гуляют девушки и подростки в белых, розовых платьях, — очень много женщин и детей; реже проходил военный, с повязанной рукой, или инвалид на костыле». Так рисует писатель последнее лето прежней России — за год до октябрьского переворота 1917 года. На Тверском сестры встретили своего бывшего петербургского кумира, поэта Бессонова, отправляющегося на фронт. На бульваре происходит позже и встреча Даши Телегиной с руководителем заговора Борисом Савинковым: «Деревья Тверского бульвара, мрачные и редкие прохожие — плыли, как сквозь туман». Без сомнения, «дом Герцена» на Тверском стал почти полным прототипом «дома Грибоедова» с его шумной писательской братией из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Знатоки русской литературы все же считают (я в данном случае разделяю мнение Александра Шамаро), что самые поэтические строки, посвященные Тверскому бульвару, — это те, которыми начинается повесть Бунина «Митина любовь» и завязка у памятника Пушкину щемящей истории о трагической любви: «Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость. Все было мокро, все таяло, с домов капали капели... Высокие облака расходились тонким дымом, сливаясь с влажно-синеющим небом. Вдали с благостной задумчивостью высился Пушкин». Да, памятник А. С. Пушкину и в самом деле стоял прежде не на своем нынешнем месте, а на другой стороне Страстной (Пушкинской) площади, в самом начале Тверского бульвара. Но об этом мы с вами поговорим чуть позже.

Тверской бульвар — старейшина московских бульваров: именно он первым был устроен летом 1796 года на месте десятикилометровой стены Белого города, возведенной с 1586 года по велению сына Ивана Грозного царя Федора и к середине XVIII века утратившей свое оборонительное значение. Историкам точно не известно, кто же был автором идеи разбить бульвары по линии Белого города — как было сказано в высочайшем указе 1774 года, «место под тем бывшим городом (т. е. стеной. — М. Г.) разровнять и ко украшению города обсадить деревьями, а излишний щебень и землю употребить в пользу обывателей». Большинство москвоведов склоняются к мнению, что это предложил сделать кто-то из блестящих архитекторов, окружавших императрицу Екатерину II — В. И. Баженов, В. В. Растрелли, И. Е. Старов. Однако реально первый московский бульвар появился только двадцать лет спустя — при Павле I. Это и был Тверской, отметивший летом 1996 года свой двухсотлетний юбилей! О самом слове бульвар в нашем пособии рассказывается чуть дальше — в статье, посвященной Смоленскому бульвару

Тверской бульвар, обсаженный липами и находившийся в одной из центральных и обжитых дворянством частей Москвы, быстро превратился в чисто «московский» уголок первопрестольного града. Вот что пишет о нем Ю. А. Федосюк в своей книге «Москва в кольце Садовых»: «Очень скоро бульвар стал любимым местом прогулок московского барства. Есть сведения, что неимущий люд, во всяком случае в разгар гулянья, сюда не допускался. Своим «зеленым клубом» называли бульвар московские дворяне. Здесь происходили встречи знакомых, деловые и любовные свидания, завсегдатаи обменивались новостями и сплетнями, девицы на выданье метали взоры на фланирующих офицеров и молодых чиновников, мамаши таинственно шептались, выискивая среди модных вертопрахов достойных женихов... Уже появились к 1830 году и другие бульвары кольца, однако Тверской не утрачивал своей славы».

В русской топонимии распространена традиция, согласно которой переулки и бульвары, выходящие на какую-то большую улицу, нередко повторяют в своем названии ее имя. Так произошло и с Тверским бульваром — он получил свое название по Тверской улице, от которой начинался.

Московские бульвары, и первый из них — Тверской — не могут не вызывать чувства любви к нашему великолепному городу. У поэтов эти чувства воплощаются в прекрасные строки, как, например, у Беллы Ахмадулиной:

Вселенная в окне — букварь для грамотея,
Читаю по складам и не хочу прочесть.
Объятую зарей, дымами и метелью,
как я люблю Москву, покуда время есть.
И давешняя мысль — не больше безрассудства.
Светает на глазах, все шире, все быстрей.
Уже совсем светло. Но, позабыв проснуться,
Простер Тверской бульвар цепочку фонарей.

Сравните описание Тверского бульвара пушкинской поры, когда он возродился после разрушений и пожара Москвы, причиненных наполеоновским нашествием. Описание это, относящееся к 1826 году, сохранилось в известном тогда «Дамском журнале», издателем которого был Петр Шаликов: «Прекрасный, благоухающий резедою и освежаемый фонтанами Тверской бульвар! Он привлекает многочисленную публику, которую во все лето увеселяла музыка, а под осень — иллюминация одного частного человека, а потом и другого. Обширная галерея («Арабская» кондитерская посреди бульвара) наполнялась дамами, приезжавшими туда с работою. Искательные мужчины занимали их живым шутливом разговором, смех почти не прерывался, бульвар был местом приятнейшего соединения каждый вечер».

И сам Пушкин встретил свое счастье здесь, на Тверском: в одном из домов, которые он хорошо знал, на вечере у танцмейстера Йогеля поэт познакомился с очаровательной Натали Гончаровой, своей будущей супругой. И Пушкина, и Грибоедова, и Льва Толстого, и Есенина, и Платонова помнит вековой дуб, что стоит на Тверском бульваре напротив дома номер четырнадцать. Дубу тому более двухсот лет — он старше бульвара и когда-то рос прямо у городского вала.

Для Пушкина Тверской бульвар был такой большой московской достопримечательностью, такой особой, отличительной чертой старой столицы России, что поэт поставил его рядом с Кремлем в черновых набросках «Путешествия Онегина»:

Он слышит на больших обедах
Рассказы отставных бояр,
Он видит Кремль, Тверской бульвар...

По всем этим и многим другим причинам при обсуждении вопроса о том, какое место в Москве следует избрать для установки памятника великому поэту, выбор пал именно на Тверской бульвар.

Заключение

Работая над данным рефератом, мне предоставляется возможность всесторонне познакомиться с историей, архитектурой и градостроительством главной улицы города. Уникальные авторские произведения известных архитекторов: М.Казакова, Ф.Шехтеля, А.Щусева, И.Фомина, Д.Чечулина.

Историческая судьба улицы - превращение её из главной магистрали "дворянской столицы" XVIII в., дороги на Санкт-Петербург, застроенной классическими особняками, в торговую улицу с магазинами и доходными домами в XIX в., реконструированную в 1930-х годах в главную магистраль "социалистической" Москвы и, далее, в современную нам улицу, меняющую свой облик у нас на глазах вновь построенными в последние годы гостиничными, жилыми и офисными зданиями.

Несмотря на свой почтенный возраст, Тверская улица активно участвует в повседневной и праздничной жизни города и его обитателей.

Литература

1. П. В. Сытин “Из истории московских улиц”; Москва, Московский рабочий, 1952.

2. Ю. А. Федосюк “Москва в кольце Садовых”; Москва, Московский рабочий, 1991.

3. В. Я. Либсон и К. М. Губельман “Памятники архитектуры Москвы. Земляной город”; Москва, Искусство, 1989.

4. Я. Е. Бродский “Москва. Спутник туриста”; Москва, Московский рабочий, 1987.



Финансирование влияет на стоимость





© 2002 - 2017 RefMag.ru