RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Как я понимаю экономическую теорию

2004 г.

Похожие работы на тему "Как я понимаю экономическую теорию":

Другие работы:

Год написания: 2004 г.

Содержание


Введение 3

1. Экономика как система экономических знаний 6

2. Цель и функции экономической теории 15

3. Предмет экономической теории 17

4. Экономические отношения 20

5. Экономические законы и категории 22

Заключение 25

Список литературы 27


Введение

Экономическая теория (Экономикс) - наука, изучающая то, как люди осуществляют выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут использоваться ими альтернативно для производства различных товаров и услуг, с их последующим распределением и потреблением.
Понимание предмета экономической теории различно на разные периоды времени:
I Период. V век до н.э. - середина XVIII века н.э. Начиная от древнегреческих мыслителей (предложивших само понятие «экономики») до меркантилистов экономическая теория понималась как часть моральной философии, т.е. этики. В этот период экономическая наука носила почти исключительно нормативный характер. Тех, что ею занимался, волновали вопросы типа «Какая цена является справедливой?», «Позволительно ли ростовщичество?», «Какие сферы хозяйственной деятельности добродетельны, а какие - нет?» и т.д.
II Период. Конец XVIII века - XIX век. В этот период экономическая теория понимается как наука о материальном богатстве, о законах производства и распределения материальных благ. Такое понимание экономической науки было присуще физиократам, представителям классической политической экономии, а также К. Марксу и его последователям. Такое понимание означает, что экономическая наука трактовалась как наука о хозяйстве, а точнее, о его сегменте, связанным с выпуском материальных благ. Это означает, что сфера услуг исключалась из предмета экономической науки в данный период.
III Период. Конец XIX века - XX век. Согласно современной трактовке, экономическая теория - это наука об особом типе поведения людей - о рациональном поведении. Рациональное поведение субъекта понимается экономистами как стремление к (лично выбранной этим субъектом) цели с учетом всех имеющихся ограничений и возможностей. Иными словами, согласно знаменитому определению известного экономического методолога Л. Роббинса, «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».
Как правило, рациональность поведения предполагает то, что это поведение является оптимизирующим. Субъект, сопоставляя все возможные варианты выбора, находит оптимальный вариант, позволяющий наилучшим образом достичь поставленной цели. Все основные экономические зависимости (функции) в современной микро- и макроэкономике «магистрального» направления [mainstream economics] выведены на основе оптимизирующего поведения (максимизации или минимизации) отдельных хозяйствующих субъектов.
III период в истории экономической мысли настал благодаря и после Маржиналистской революции. Такое изменение в понимании предмета экономической науки имело два последствия. С одной стороны, экономическая теория перестала быть только наукой о материальном богатстве. Более того, она вышла за рамки изучения хозяйства; в поле «ее зрения» теперь попадают все сферы человеческой деятельности, в которых имеет место рациональное поведение людей - в том числе заключение брака, рождение детей, посещение церквей, преступность и самоубийства. С другой стороны, все типы поведения, не являющиеся рациональными - например, поведение, основанное на следовании привычкам, аффективное поведение и т.д. - оказались за рамками экономической науки. «Экономическое» стало отождествляться с «рациональным». Таким образом, понимание экономической науки, присущее III периоду истории мысли, имеет свои соответствующие плюсы и минусы.

Само понятие экономики нам знакомо: из-за откуда ни возьмись появившихся вначале 90-х слов «инфляция», «курс доллара», «дефолт». С этой самой экономикой мы сталкивается каждый день. Предмет экономической теории понятен и доступен, так как мы видели своими глазами грандиознейшее явление – становление рыночной экономики в стране. Поэтому для меня экономическая теория - это уже не отвлеченный предмет программы, изобилующий непонятными определениями, а некая теоретическая основа, инструмент, складывающий разрозненные кирпичики знаний в стройное дело.

Актуальность экономической теории и экономики на современном этапе не вызывает сомнения.

Целью данной курсовой работы являются: изучение положений современной экономической теории и попытка сформулировать собственный взгляд на понимание экономической теории.


1. Экономика как система экономических знаний

Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть того круга вопросов, которые она исследует, определения целей, которые она преследует, и методов, которые она использует. Поэтому, главной целью данной темы будет определение:

  • предмета курса "Основы экономической теории"

  • целей и функций этой науки

  • общих методов экономических исследований.

Впервые понятие "экономика" ввел греческий мыслитель Аристотель (III в. до н.э.). Описывая организацию хозяйства в усадьбе рабовладельца, он фактически определил суть экономики как науки о домашнем хозяйстве (йокос - дом, номос - закон, учение). Однако экономика как наука, как систематизированное знание про сущность хозяйственной деятельности возникла лишь в XII - XIII в., т.е. в период становления капитализма.

Чтобы понять предмет данной науки, необходимо раскрыть суть двух важнейших категорий: экономики и экономической теории. При этом следует учитывать, что теория - это форма научного познания, которая дает представление про определенную объективную действительность как целостную систему.

Таким образом, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ должна быть наукой об экономике как целостной системе, в которой все связано, взаимообусловлено и субординировано.

Экономика - это особый мир, со своими проблемами , законами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное - открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И какими бы абстрактными не казались вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство - то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно - то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден.

Повседневная жизнь постоянно сталкивает нас с ценами, товарами, деньгами. Эти понятия так или иначе воздействуют на сознание. Регулируя доходы и расходы, каждая семья или отдельный человек управляет своим домашним хозяйством. В этом смысле происходящее необходимо рассматривать как экономику домашнего хозяйства. Его можно вести грамотно, разумно, опираясь на определенные знания и опыт или хозяйствовать посредственно, еле-еле сводя концы с концами. Так в нашем сознании формируется обыденная экономическая теория.

Через призму экономики мы рассматриваем и другие аспекты жизнедеятельности людей: состояние дел в народном хозяйстве, динамику цен, инфляцию, национальный доход и т.д. Понимание этих процессов - свидетельство высокого уровня знаний людей.

В экономической литературе даются разные ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ:

  • экономика - наука о производственной деятельности и обмен ее результатами между людьми;

  • экономика изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производстве, безработицу и т.д.

  • экономика - наука выбора, она изучает, как люди используют ограниченные производственные ресурсы (землю, труд, оборудование, знания) для производства продукции и распределения ее между членами общества;

  • экономика изучает, каким образом человек осуществляет организацию производства и потребления;

  • экономика изучает деньги, капитал, его формы и богатство.

Ни одно из этих определений нельзя исключить, т.к. в каждом из них выражается определенная сторона экономических отношений, хотя и не охватывается полностью вся экономическая система. Однако все они свидетельствуют о том, что ЭКОНОМИКА непосредственно связана с производством, с созданием материальных и духовных благ. Однако ЭКОНОМИКА возникает не просто из производства, она возникает из ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, т.е. производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом.

Как известно, общественное производство имеет две стороны: техническую и общественную. Техническую выражают ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ силы (трудовые ресурсы и средства производства), общественную - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ отношения, которые возникают между людьми по поводу производства, распределения , обмена и потребления материальных и духовных благ.

А что же необходимо, чтобы что-либо произвести? Необходимы ресурсы, которые называются ФАКТОРАМИ ПРОИЗВОДСТВА - это труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательская деятельность. Все эти ресурсы в силу различных причин ОГРАНИЧЕНЫ. Поэтому ЭКОНОМИКА - это совместно организованное производство в условиях ограниченности (редкости ) его факторов.

Реалии сегодняшнего дня требуют, чтобы современный образованный человек разбирался в таких понятиях, как МИКРО- и МАКРОЭКОНОМИКА.

Область изучения макроэкономики - экономическая система в рамках отдельной страны. Объектами изучения ее являются: произведенный в обществе продукт, рабочая сила, безработица, занятость, экономический рост, инфляция и т.д.

Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. А ведь мир так богат и разнообразен.

И не только отдельный человек, все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за века и тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как в любой другой момент времени в прошлом или будущем, ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными целями, не было бы нужды экономить ресурсы, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту: "каждому - по потребностям".

Заметим, что не все блага являются ограниченными, некоторые из них не ограничены и "распределяются" посредством простого присвоения, как например атмосферный воздух. Такие блага называются свободными в отличие от ограниченных благ, называемых экономическими.

Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование. Это еще не конкуренция между отдельными людьми. Это конкуренция между альтернативными целям использования ресурсов. Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд. Например, нефть служит сырьем для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате ее вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и многого другого. Но и это не все. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов нефтепереработки может быть использована для закупок продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности, новейшей техники и технологии. И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объема добываемой в стране сырой нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объеме сельхозпродукции. Но, быть может, выручка от ее экспорта позволит импортировать продовольствие в объеме, перекрывающем потери от снижения урожая, или, закупив нефтебуровое оборудование, на будущий год увеличить добычу нефти и, значит, поставки топлива сельскому хозяйству.

Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

Экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается, что индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей, или полезность, предприятия - прибыль, тогда как государство должно максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.

Не нужно думать, что рациональное поведение - это непременно правильное поведение, скажем питание в строгом соответствии с физиологическими нормами, занятия утренней гимнастикой, отсутствие вредных привычек и т. п. Понять, что подразумевается под рациональным поведением, вам могут помочь слова героя повести Ф. М. Достоевского "Записки из подполья": "И с чего взяли все эти мудрецы, что человеку нужно какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотения? Человеку надо одного - только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела". С этой точки зрения одинаково рациональным будет признано поведение и заядлого курильщика, и чревоугодника (хотя и то и другое заведомо вредно), и вполне добропорядочного человека, все свое поведение подчинившего заботе о сохранении здоровья.

Экономисты не претендуют на определение целей, которые должны ставить перед собой отдельные люди или общество, оставляя заботу об этом религиозным мыслителям, социальным реформаторам и политикам. Их интересует лишь то, как люди реализуют свои "самостоятельные хотения", или субъективно понимаемые интересы, в мире ограниченных возможностей и что из этого может получиться.

В процессе выбора, навязанного нам ограниченностью наличных ресурсов, люди, как считают экономисты, сталкиваются с необходимостью решения трех фундаментальных задач: что, т. е. какие товары и услуги и в каком количестве производить? как, т. е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов, производить нужные людям блага? для кого производить эти ограниченные жизненные блага?

При обсуждении этих и других, связанных с ними задач экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими тем не менее в компактной форме получать и демонстрировать определенные содержательные результаты.

Макроэкономика - самостоятельная область знания. Но она теснейшим образом связана с микроэкономикой. Объект ее - изучение хозяйствующих субъектов (предприятий) - капитал и его формирование, затраты на производство, спрос на товары и их предложение.

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» - «маленький»), а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году известный норвежский ученый – экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш (Ragnar Frisch). Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes). В 1936 году вышла его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой Кейнс заложил основы макроэкономического анализа. Значение работы Кейнса было так велико, что в экономической литературе возник термин «Кейнсианская революция» и появилась кейнсианская макроэкономическая модель или кейнсианский подход в противовес традиционному единственно существовавшему до того времени классическому подходу к изучению экономических явлений, т.е. микроэкономическому анализу (классическая модель).

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных (индивидуальных) хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика изучает экономику как единое целое, исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.

Все эти проблемы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, т.е. с уровня отдельного потребителя, отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Именно потому, что существует целый ряд таких обще- или макроэкономических проблем, появляется необходимость в возникновении самостоятельного раздела экономической теории, самостоятельной дисциплины – макроэкономики.

Важность изучения макроэкономики обусловлена следующими обстоятельствами:

  1. она не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике;

  2. знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики;

  3. знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

Экономика является МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ФУНДАМЕНТОМ комплекса экономических наук:

ОТРАСЛЕВЫХ (экономика промышленности, связи, транспорта, строительства и т.д.);

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ (финансы, кредит, маркетинг);

МЕЖОТРАСЛЕВЫХ (экономическая география, теория управления, экономическая статистика и т.д.).

Из сказанного можно сделать вывод: ЭКОНОМИКА - важнейшая сфера общественной жизни, в которой на основе использования различных ограниченных ресурсов осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов человеческой деятельности, формируется и постоянно развивается система производительных сил и экономических отношений. Кроме того, ЭКОНОМИКА- это совокупность хозяйственных отраслей, которые обеспечивают общество жизненно-необходимыми благами.

Имея объектом своего изучения особую сферу жизни общества экономику, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ИССЛЕДУЕТ, как необходимо организовать производство, обмен и распределение того, что создано в обществе, т.е. как именно общество, используя ограниченные ресурсы, создает разнообразные товары и услуги, стремясь достичь наиболее полного удовлетворения своих потребностей. Также она должна изучать и разъяснять процессы и явления экономической жизни общества, объективные экономические законы, которые управляют экономическими процессами.


2. Цель и функции экономической теории

ЦЕЛЬЮ экономической теории является изучение законов развития различных экономических систем.

Экономической теории свойственна ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Она поясняет закономерности, процессы и явления экономической жизни общества. Однако знание не ценно само по себе, а служит практическим целям общества. Поэтому Э.Т. не может ограничиваться простой констатацией фактов или описывать определенные экономические закономерности.

Ее теоретико-познавательную функцию должна дополнять ПРАКТИЧЕ-СКАЯ ФУНКЦИЯ. Одним из принципов реализации практической функции Э.Т. состоит в целостном видении экономических процессов. Так, невозможно решить проблему, например, реформы цен, не определившись в вопросах создания банковской системы, организации бюджета, налоговой политики и т.д.

Практическая функция имеет важное значение при разработке принципов и методов рационального хозяйствования, научного обоснования политики государства. Э.Т. обосновывает пути перехода к рынку, в частности, такие процессы, как разгосударствление, приватизация, создание рыночной инфраструктуры: бирж, банков, страховых фирм, других финансовых и юридических институтов, которые регулируют взаимоотношения хозяйственных объектов; спрос и предложение, ценообразование в рыночной экономике, законы денежного обращения, функционирования кредитно-финансовой системы. Э.Т. является также главным инструментом осуществления научных исследований в разных отраслях знаний.

С теоретико-познавательной функцией связана не только практическая, но и ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Э.Т. Содержанием воспитательной функции Э.Т. есть выработка экономической психологии каждого человека.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Э.Т. состоит в том, что она есть методологической основой для других наук, в частности, отраслевых экономик Э.Т. является базой таких наук, как экономическая география, экономическая статистика, экономическое моделирование и т.д.

Важная функция Э.Т. - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ. Она связана с природоохранными проблемами и ресурсосбережением. На основе теоретических обоснований разрабатывается и усовершенствуется экономический механизм охраны окружающей среды, выплат за пользование природными ресурсами, за нарушение экологических нормативов; создание системы экономического регулирования защиты населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.


3. Предмет экономической теории

Задача каждой науки - раскрыть сущность тех явлений и процессов, которые она изучает. ПРЕДМЕТОМ экономической теории есть законы развития экономических систем, т.е. 1) хозяйственный механизм и его законы, 2)производственные отношения и их законы, 3)технико-экономические отношения и их законы, 4) производительные силы и их законы.

Жизнедеятельность людей проявляется в существовании у них комплекса потребностей, вначале необходимых (еда, одежда, жилье), затем более сложных (образование, культура, политика).

Необходимость удовлетворять эти потребности побуждает людей к труду, т.е. производству благ. Суть этой деятельности заключается во взаимодействии людей с целью приспособления окружающей среды к удовлетворению своих потребностей.

Основная проблема, которая при этом возникает, состоит в том, что потребности людей БЕЗГРАНИЧНЫ, а ресурсы, с помощью которых они могут быть удовлетворены v ОГРАНИЧЕНЫ. Раз ограничены ресурсы, ограничен и выпуск конечного продукта. Следовательно, общество не может потреблять столько, сколько хочет.

Таким образом, общество постоянно должно решать ЧТО, КАК и СКОЛЬКО производить, и как РАСПРЕДЕЛИТЬ произведенное, чтобы мах удовлетворить потребности. Способами решения этих задач и занимается экономическая теория. Следовательно, ее ПРЕДМЕТОМ является изучение закономерностей развития общественного производства и выбор хозяйствующими субъектами способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей людей.

Чтобы выполнить поставленную задачу, экономическая наука должна не просто регистрировать наличие каких-либо хозяйственных явлений и фактов, а систематизировать, обобщать и анализировать их. При этом надо установить наличие связей между явлениями. Наиболее существенными являются ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫЕ связи, когда одно явление выступает как причина возникновения другого.

Экономическая теория, как и всякая другая наука, для изучения своего предмета использует соответствующие МЕТОДЫ. В числе этих методов особое место занимает ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Его основными приемами считаются индукция и дедукция, абстракция и обобщение. Под ИНДУКЦИЕЙ понимается выведение некоторых принципов - гипотез из отдельных фактов. ДЕДУКЦИЯ предполагает проверку правильности гипотез на фактах.

Никакая теория не может обойтись без обобщений и абстракции. Именно благодаря им наука может развиваться. Научные АБСТРАКЦИИ - это обобщенные понятия, вырабатываемые в процессе мышления. Из огромного числа разнообразных фактов исследователь выбирает наиболее важные, точнее всего характеризующие какой-либо процесс. Результатом процесса абстрагирования в экономической теории являются экономические категории, выражающие важнейшие стороны экономики общества, его производственных отношений.

ОБОБЩЕНИЕ состоит в переходе на наиболее высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков рассматриваемых явлений.

Кроме того, методом анализа является МОДЕЛИРОВАНИЕ, т.е. исследование экономических систем путем создания абстрактного образа модели. Экономическая модель дает упрощенное понятие основных черт экономических явлений. Они могут быть в виде словесных формулировок, числовых таблиц, математических уравнений и графиков. Однако это лишь упрощенный контур реальности.

Также есть СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ v т.к. большинство экономических явлений имеет количественные характеристики, то с помощью статистических измерений можно выявить наличие закономерностей.

Закономерности развития экономики различны на уровне н/х и на уровне предприятий.

Поэтому существует 2 уровня анализа - МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ и МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ. Отличительным для этих уровней является то, что анализируются различные группы показателей. Первый изучает не лес, а деревья, второй v лес, а не деревья.

При изучении законов и категорий экономической теории применяют метод ИССЛЕДОВАНИЯ и метод ИЗЛОЖЕНИЯ, На практике метод изложения выражен двояко - в логической и исторической форме. ЛОГИЧЕСКИЙ метод предполагает изучение той или иной закономерности определенной последовательности и взаимосвязи, напр., изучение товара, денег, капитала.

ИСТОРИЧЕСКИЙ метод предполагает исследование того или иного экономического процесса с точки зрения последовательного возникновения составляющих его элементов.

Вообще же выбор метода зависит от того, какие экономические задачи решаются.


4. Экономические отношения

В каждой из отраслей и сфер экономики в процессе деятельности людей, в процессе производства, создаются материальные и духовные блага. Поэтому совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в соответствии с целью общества называется ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ.

Основными ЭЛЕМЕНТАМИ экономической системы являются:

1. производительные силы

2. технико-экономические отношения

3. экономические отношения собственности (или производственные отношения)

4. хозяйственный механизм.

Любому производству свойственны так называемые моменты процесса труда: ТРУД как целесообразная деятельность, предполагающая применение трудовых навыков людей, их физических и умственных способностей; ПРЕДМЕТЫ ТРУДА v это объекты деятельности человека (земля, сырье, материалы); СРЕДСТВА ТРУДА v машины, станки, производственные здания, инфраструктура v мосты, каналы, газопроводы). В совокупности предметы и средства труда составляют средства производства.

Таким образом, в каждом способе производства есть 2 стороны - производительные силы (совокупность средств производства и люди, которые приводят их в действие) и производственные отношения (совокупность экономических отношений, которые возникают между людьми независимо от их желания и воли в процессе производства, распределения обмена и потребления материальных благ).

Для экономической теории, основывающейся на изучении экономики и классификации ее структур, первостепенное значение имеют ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, Они проявляются в 3-х подходах: технологическом и социально-экономическом.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ аспект отношений характеризуется отношением людей к использованию природных ресурсов. ТЕХНИКО_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ находят отражение в общественном разделении труда, кооперировании, специализации производства. Взаимодействие человека с природой проявляется конкретно в формировании производительных сил общества.

СОЦИАЛЬНО_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, развиваясь на базе технико-экономических, выражаются в отношениях между людьми. Определяющим же в структуре социально-экономических отношений являются отношения по поводу собственности на средства производства, ресурсы и результаты производства. Эти отношения определяют отношения распределения и потребления произведенных благ.

К ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИМ отношениям относятся формы и методы хозяйствования, характерные для всех отраслей экономики. Среди них сегодня выделяются: 1) рыночная система, в центре которой товарно-денежные отношения, 2) предпринимательство, в центре которого - эффективное ведение хозяйства. Общие организационно-экономические отношения - это отношения в сфере денежного обращения, ценообразования, финансов и кредита, маркетинга, менеджмента, банковского дела и т.д.

Социально-экономические и организационно-экономические отношения составляют ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, тесно связанные с производительными силами. Производительные силы и производственные отношения в их единстве составляют ОБЩЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА.


5. Экономические законы и категории

Если в результате экономического анализа удалось обнаружить прочные причинно-следственные связи, то появляется основание говорить о наличии ЗАКОНОМЕРНОСТИ, т.е. о подчиненности происходящих процессов действию экономических законов. Под ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ понимается устойчивая, повторяющаяся причинно-следственная связь между экономическими процессами, проявляющаяся как объективная необходимость.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - это законы развития производственных отношений (или отношений собственности) в их взаимосвязи с развитием производительных сил.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Однако они существенно отличаются от законов природы, т.к. возникают, развиваются и действуют лишь в процессе экономической деятельности людей - в производстве, распределении, обмене и потреблении. Кроме того, в отличие от законов природы, экономические законы не вечны.

Система экономических законов включает четыре их типа.

1. Это ОБЩИЕ экономические законы, т.е. законы, присущие всем общественным способам производства (закон роста производительности труда, закон экономии времени и т.д.)

2. ОСОБЫЕ - законы, которые действуют в нескольких общественно-экономических формациях ( закон стоимости, закон спроса и предложения).

3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ экономические законы, которые действуют с условиях одного общественного способа производства. Важнейший из них - основной экономический закон, который выражает связи в процессе взаимодействия между производительными силами и отношениями собственности.

4. ЧАСТНЫЕ - законы, которые действуют лишь на одной из стадий общественного способа производства. Напр., закон образования монополии концентрацией производства, который действует на высшей стадии развития капитализма, т.е. с начала 20-го столетия.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - это теоретические выражения, мысленные формы производственных отношений, экономических явлений и процессов, которые реально существуют. Это специфические понятия, в которых отражаются экономические признаки предметов, явлений, процессов.

Они теоретически отображают прежде всего отношения собственности в их взаимодействии с развитием системы производительных сил. Поскольку содержанием последних выступает взаимодействие человека с природой в процессе труда, то одной стороной экономической категории есть отдельные участки этого взаимодействия. Такими категориями, в частности, являются труд, предметы труда, способы труда, потребительская стоимость, продукт труда и т.д. Другой стороной экономической категории есть отношения между людьми по поводу присвоения разных объектов собственности, результатов труда. Отдельные участки этих отношений выражаются в категориях: деньги, цена, стоимость, ЗП, прибыль, рента и т.д.

Кроме того, каждый закон группирует вокруг себя определенное количество экономических категорий, Напр., закон стоимости раскрывается с помощью таких категорий, как необходимое рабочее время, рыночная стоимость, цена и т.д.

Так как экономические категории являются теоретическим выражением отдельных сторон отношений собственности в их взаимодействии с развитием производительных сил, то появление новых форм собственности характеризуется появлением новых экономических категорий. Так, в 18-м веке отношения между людьми по поводу купли-продажи отображала категория рынок. Рядом с ней в 20-м веке существуют категории регулированный рынок, монополизированный рынок, государственный рынок, мировой рынок.


Заключение

Экономическая наука, по моему мнению, не носит описательного характера. В ней используются некоторые в высшей степени обобщенные понятия для объяснения того, как функционирует хозяйство и в чем проявляется своеобразная универсальность его черт, никоим образом не связанная со сравнительными концепциями человеческих культур.

Экономическая теория, с моей точки зрения, должна по необходимости быть абстрактной, поскольку она использует заключения из определенных посылок и постоянно вынуждена прибегать к помощи интуитивного знания.

По моему мнению, понимание причины экономического развития общества является ключом к пониманию экономической теории.

Все существующие экономические теории предлагают своё понимание причины развития. Так коммунисты увидели причину в росте производства средств производства, т.к. это позволяет сделать вывод о необходимости диктатуры пролетариата.

Кейсианцы видят причину в потребительском спросе, одновременно заявляя что капитализм не имеет механизма обеспечивающего экономическую стабильность. Это позволяет снять ответственность за экономическое состояние страны с властей и возложить её на граждан.

Монетаристы объявили причиной деньги, видимо хотели заявить что не при каких обстоятельствах не станут" брать борзыми щенками". На самом деле это течение появилось под тенью доллара.

Не надо быть семи пядей во лбу что бы понять что всё это - и средства производства, и потребительский спрос, и деньги - следствие экономического и культурного развития а не их причина.

Между тем мало у кого вызовет несогласие то, что:

1. Причиной появления и существования всего духовного и рукотворного на земле является появление и существование (экономическое и культурное развитие) человеческого общества;

2. Причиной появления и существования (экономического и культурного развития) человеческого общества на земле является наличие на ней пищи, воды и воздуха.

Человек, из-за угрозы смерти не может заниматься другими делами не решив проблему добычи (производства) необходимого для жизни количества пищи и воды. Добыча (производство) пищи и воды является жизненно необходимой, приоритетной, основополагающей, фундаментальной отраслью экономики от состояния и эффективности которой зависит эффективность и состояние всей экономики.

Список литературы

  1. Обзор экономической политики в России за 2000 г. / Бюро экон. анализа. — М., 2001. — С. 489.

  2. Камаев В.Д. и др. Экономическая теория, - М.: ВЛАДОС, 1998.

  3. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., - Киров: «АСА», 2004.

  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: «БИНОМ», 1997.

  5. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М.: «Бином», 1997.

  6. Маршалл А. Принципы политическо экономии. – М.: Прогресс, 1983.

  7. Маконнэлл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: «ИНФРА-М», 2000.

  8. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: 1973.

  9. Гранвиль Б., Шапиро Д., Дынникова О. Чем ниже инфляция, тем меньше бедность: первые результаты для России // Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения / А. Ослунд, М. Дмитриев (ред.); Моск. Центр Карнеги. — М., 1997. — С. 63—88.




Отличие от монополии фирмы-олигополиста





© 2002 - 2017 RefMag.ru