RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовый реферат

Китай: конфуцианство, учение Конфуция

2004 г.

Похожие работы на тему "Китай: конфуцианство, учение Конфуция":

Другие работы:

Год написания: 2004 г.

Реферат по дисциплине «История философии Востока»

На тему


«Китай: конфуцианство, учение Конфуция»


Москва, 2004


Содержание


Введение

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

Китай как государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры.

Древнекитайское государство представляло собой иерархическую деспотию. Во главе государства стоял монарх. Наследственный монарх являлся также первым жрецом и единственным землевладельцем. Далее по иерархии стояла земельная аристократия, за аристократами находились простолюдины.

Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.

По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.

В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее.

Это следующие первоначала: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля.

В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди

В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств.

Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе.

Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Мин-цзя, Фа-цзя.

Данная работа посвящена изучению Конфуцианства.


1. Конфуций — древний китайский философ

КОНФУЦИЙ, Кун-цзы, Кун-чжун-ни («Учитель Кун») (551-479 до н.э.) — древний китайский философ, основатель конфуцианства.

Род Конфуция был знатен, но беден, и в детстве ему приходилось быть и пастухом, и сторожем. Лишь в 15 лет он начал учиться. Основал свою школу, когда ему исполнилось 50 лет (хотя уже с 22-летнего возраста занялся обучением, постепенно став самым знаменитым педагогом Китая).

Конфуций считал необходимым обучать четырем дисциплинам: морали, языку, политике и литературе. В возрасте 50 лет Конфуций стал высокопоставленным чиновником, но вскоре, из-за интриг, ушел в отставку, а затем в течение 13 лет странствовал по Китаю, но нигде не нашел применения своим идеям. В 484 г. Конфуций вернулся в родной город Лу1 (ныне г. Цюйфу в провинции Шаньдун), где вновь занялся преподаванием, а также собиранием и редактированием текстов, вошедших позднее в книги конфуцианского канона.

Похоронен Конфуций на специально отведенном для него, его потомков и последователей кладбище, а его дом после смерти был превращен в храм, являющийся местом паломничества. У Конфуция было много учеников, которые записывали мысли как своего учителя, так и свои собственные. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь-юй» («Беседы и высказывания») — основной источник наших сведений о конфуцианстве. Это сочинение, несистематическое и часто противоречивое, содержит в себе нравственные поучения, которые всякий образованный китаец должен был еще в детстве выучить наизусть и руководствоваться ими всю жизнь.

В центре философско-этических представлений Конфуция находится человек, его моральный облик. В этой связи Конфуций разрабатывает целый ряд новых философско-этических категорий, и прежде всего категорию Цзюнь-цзы (благородный муж), которым становятся не благодаря происхождению, а воспитывая в себе высокие нравственные качества — жэнь (человеколюбие) и — и (обладание чувством долга).

Кроме идеала Цзюнь-цзы, Конфуцию принадлежит и разработка достаточно консервативной теории государственного устройства, в основе которой лежит идея «исправления имен» (чжэн мин), согласно которой общество, упорядоченное при помощи чжэн мин, должно состоять из думающих верхов и трудящихся и покорных низов. Такой социальный порядок Конфуций считал вечным и неизменным.

Большое внимание Конфуций уделял в своем учении вопросам взаимоотношений в семье, т.к. семья издавна считалась в Китае сердцевиной общества. Главной категорией семейной этики, разработанной Конфуцием, является сяо — сыновняя почтительность. Важное место Конфуций отводил правилам благопристойного поведения человека в различных жизненных ситуациях, заложив тем самым основы того что сегодня мы называем «китайскими церемониями».

Идеи Конфуция сыграли большую роль в истории Китая и повлияли практически на все стороны его жизни, а сам Конфуций был превращен в объект религиозного поклонения.


2. Сущность и содержание Конфуцианства

КОНФУЦИАНСТВО - комплекс религиозных, философских и этических доктрин, возникших в Китае. Подобно другим восточным религиям, часто интерпретируется гораздо шире — как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозные чувства кит. народа и развивал в нем этническую солидарность. Священные книги конфуцианство высоко почитаются.

Основано Кунцзы (Конфуцием) (551—479 до н.э.), который родился и жил в период резкого обострения социально-политических конфликтов. Относительно малоизвестный при жизни, конфуцианство стал широко известен после смерти. По учению конфуцианство, мудрость исходит из прошлого. Тех, кто отказывается от традиций, постигает неудача. Мудрость современных советников может быть измерена тем, насколько она действует в согласии или несогласии с учениями прошлого.

Основной принцип организации общества — хэ — гармония, единство, единение, к которому приходят путем столкновения, взаимопреодоления полярных интересов и воззрений. Слияние противоположностей рождает все вещи. конфуцианство формулирует концепции жэнь — гуманность, человеколюбие и ли — правила, этика. конфуцианство делило общество на две категории — благородных, знатных и простолюдинов.

Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде. Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле. Благородный человек заботится о соблюдении (уголовного) закона, «маленький» заботится о получении благодеяния. Необходимо быть преданным (честным) сановником, почитать правителя.

В конфуцианстве тщательно разработана система правления — наверху находится высший правитель государства — «сын неба». Проповедуется любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу. Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел. Требуется непреклонная верность учению, овладению и сохранению его. «Главное личное желание» должно сводиться к заботе о других людях, а отнюдь не к заботе о собственном благополучии.

Конфуцианство придает большое значение любви. Любовь — лучшее средство проверки величия человека. Она означает быть уважительным дома, трудолюбивым на работе, правдивым по отношению ко всем; быть щедрым, скромным, искренним в отношении всех других людей. Семья — основа политической и социальной структуры государства. Действия суверена могут быть успешны только в том случае, если человек повторяет патерналистские отношения, сложившиеся в семье. Культивируется уважение к предкам, к старшим. Сыновние обязанности бывают двух видов: материальные и духовные. В материальные включается забота о пропитании и здоровье родителей. В духовные входят: поддержание родительского авторитета, почтительное отношение к ним в случае их заблуждения, забота о них после смерти путем выполнения церемоний; выполнение их сокровенных желаний и невыполненных планов; поддержание авторитета семьи. конфуцианство придерживается так называемой доктрины середины — следование «срединному пути», избежание крайностей. Совершенство есть добродетель, для достижения совершенства необходим баланс в деятельности. Она включает два элемента: приспособление к обстоятельствам и подчинение верховной власти. Высший человек в конфуцианство должен развить инстинкт приспособления к окружающей обстановке и подчиняться воле Неба. Справедливость, законы, регулирование — результат длительного развития мышления и практики. Только немногие способны к альтруизму, большинство же людей надо держать в рамках закона, навязывая его силой.

Люди делятся на три класса: хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования; плохие от природы, которых удерживает только страх наказания; смешивающие добро и зло в своем Поведении, те, кто могут идти в различных направлениях. Тем, кто желает служить примером всему миру, прежде всего надо улучшить свое собственное положение. Желая улучшить свое собственное положение, они прежде всего должны регулировать отношения в своей собственной семье. Желая улучшить свою семью, они прежде всего должны воспитывать свой характер. Желая воспитывать свой характер, они прежде всего должны очистить свое сердце. Желая очистить свое сердце, они прежде всего должны сделать искренними свои мысли. Желая сделать свои мысли искренними, они должны расширить свои знания до предела. Такое расширение знаний до предела состоит в изучении вещей.

Кун-цзы никогда не рассматривал себя в качестве основателя новой религии и еще меньше — в виде Бога. Китайцы никогда не обожествляли его, почитая как выдающегося учителя и главного мудреца. Однако нет сомнений в том, что конфуцианство — религия, поскольку оно восприняло из древности поклонение Высшему существу, Высшему правителю, Небу.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам т. н. гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до Конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась Конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять". Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями. Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счёте сложностью социально-политических условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений, острой классовой борьбой и распрями между существовавшими тогда в Китае царствами. В такой обстановке в Конфуцианстве, направленном на укрепление существующего общественного строя, допускалась иногда критика отдельных правителей с противопоставлением им "мудрых" и "добродетельных" государей отдалённых времён (т. е. родоплеменных вождей) - Яо, Шуня, Вэнь Вана и др. В этой связи находится и проповедь конфуцианской социальной утопии об обществе Да тун ("Великого единения"), "золотого века" в истории Китая, во времена которого якобы не было войн и распрей, существовали равенство людей и подлинная забота о народе.

Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других древне-китайских идеологических течений, в особенности легизма (см. Фацзя), что являлось объективной необходимостью в условиях создания централизованной империи Хань, для управления которой требовался гибкий и разветвленный административный аппарат. Во главе его могли встать конфуцианцы, владевшие наукой управления на базе патернализма, традиций и освоившие легистские методы управления на основе законов и наказаний. Реформированное Конфуцианство эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией и космологическими взглядами даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В 136 до н. э. при императоре У-ди2 оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти. В Конфуцианстве усиливаются религиозно-мистические и реакционные черты. На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя - "сына неба", о верности подданного государю, о господстве "сына неба" над всеми народами Вселенной. Т. о., Конфуцианство как господствующая идеология, веками проповедуя культ императора как исполнителя "воли неба", насаждало в народе фанатическую преданность "сыну неба", китаецентризм, шовинизм и пренебрежительное отношение к другим народам. Конфуцианство как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции. Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7-8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768-824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту Конфуцианства

Новый этап развития Конфуцианства относится к эпохе Сун (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200) - известного учёного-историка, филолога и философа, который является создателем обновленного Конфуцианства, философской системы неоконфуцианства. Неоконфуцианство восприняло и сохранило основные принципы древнего Конфуцианства, его реакционные положения о незыблемости социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, благородных и подлых, о главенствующей роли "сына неба" - повелителя Вселенной. Неоконфуцианство также было поставлено на службу правящему классу и официально признано ортодоксальной господствующей идеологией, которая вплоть до нового времени сковывала и тормозила развитие общественно-политической и филосовской мысли, препятствовала прогрессу науки и техники, способствовала изоляции Китая от европейской цивилизации и её прогрессивной научно-технической мысли, что явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая в новое время. Такую же роль, как в Китае, неоконфуцианство играло в Японии, Корее и Вьетнаме.

Буржуазный реформатор Кан Ю-вэй3 и его сторонники в конце 19 - начале 20 вв. предприняли попытку, оказавшуюся безуспешной, модернизировать Конфуцианство, которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися в связи с развитием капиталистических отношений в стране условиями общественного бытия. В период движения "4 мая"4 1919, когда наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической и более передовой, Конфуцианству был нанесён сильный удар. Тем не менее и после этого оно продолжало играть значительную роль в общественной жизни Китая. В период господства чанкайшистского гоминдана (1927-49) идеология Конфуцианства была поставлена на службу гоминдановской реакции. Даже после создания КНР Конфуцианство продолжает оказывать некоторое влияние на определённые слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма.


3. Неоконфуцианство

Неоконфуцианство, идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Суй (10—13 вв.). Неоконфуцианство сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь в то же время их влиянию. Ранними предшественниками Неоконфуцианства можно считать писателя и философа 8—9 вв. Хань Юя и его ученика Ли Ао, которые поставили задачу обновления и дальнейшего развития конфуцианства с целью преодоления влияния даосского и буддийского учений в Китае. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими концепциями, в Неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Один из основателей Неоконфуцианства мыслитель 11 в. Чжоу Дунь-и, или Чжоу-цзы, выдвинул понятие «великого предела» (тай цзи) как первоосновы мира. Этому абсолютному «великому пределу» подчиняется мир природы и мир этических отношений как единая система, как две стороны единого целого. Учение Чжоу-цзы восприняли и развивали Чжан Цзай и братья Чэн Хао и Чэн И. Наиболее видным представителем Неоконфуцианства был крупный сунский учёный 12 в. Чжу Си — комментатор, историк, философ-дуалист. Он привёл в систему основные философские представления своих предшественников.

Чжу Си, Чжу-цзы (1130—1200), китайский философ, историк, комментатор классических книг; самый видный представитель неоконфуцианства. Написал свыше 20 научных трактатов, в том числе по юриспруденции, военному делу, астрономии, географии. Будучи в 1179—83 начальник области Нанькан (провинции Цзянси), Чжу Си создал широко известную тогда в Китае школу Бай-лу дун («Пещера белого оленя»). Чжу Си обобщил основные идеи конфуцианских мыслителей — от Конфуция до Чжоу Дунь-и, Чжан Цзая и братьев Чэн И и Чэн Хао.

В трудах Чжу Си развивается дуалистическая концепция двух взаимосвязанных и неразделимых начал: идеального — «ли» («закон», «принцип», «правило»), предшествующего всему и возвышающемуся над всем, и материального — «ци» («вещество», «материальная сила»). «Ли» нуждается в прикреплении к определенной «ци» и в то же время необходимо для «ци» как закон его существования. Оба эти начала соединяются в бесформенном «тай-цзи» («великом пределе», «великом праначале»), который существует во всех вещах, взятых как целое, и в каждой в отдельности, и который как высший принцип объединяет принципы, действительные и возможные, всех вещей и существ.

Неоконфуцианский синтез Чжу Си стал доминирующим течением в последующей китайской философии, оказав сильное влияние и на развитие философской мысли в Корее и Японии. Отобранное и прокомментированное Чжу Си конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») являлось главным предметом государственным экзаменов в Китае с 14 в. до начала 20 в. Ч. С. — автор исторического труда «Тун цзянь ган му» («Главные устои всеобщего зерцала») — новой версии известного произведения Сыма Гуана «Цзы чжи тун цзянь» («Всеобщее зерцало, управлению помогающее»).

Неоконфуцианство поддерживало реакционную концепцию древнего конфуцианства о незыблемости существующих социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, на «благородных мужей» и «мелких людишек». Неоконфуцианцы пересмотрели толкование основного свода конфуцианской канонической литературы — «Пятикнижия» («У цзин»). По предложению Чжу Си новым конфуцианским каноном было провозглашено «Четверокнижие» («Сы шу»).

В конце 13 — начале 14 вв. Неоконфуцианство стало официальной идеологией. Н. сохраняло своё господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 в. Оно оказало большое влияние на философские взгляды в Японии, Корее и Вьетнаме.

Заключение

Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

Вопрос о знании и его источники сводился в основном к изучению древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителе не интересовало понятийно-логическая основа знания.

Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения Конфуция является жэнь («гуманность») — совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д. В высказываниях Конфуция отражена классовая аристократическая направленность его учения. Он решительно противопоставлял цзюнь цзы («благородных мужей») простолюдинам — сяожэнь («мелким людишкам»): первые призваны управлять вторыми, служить им примером. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 до н. э.), Конфуций был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 (начало буржуазной Синьхайской революции).

Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.

Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.

Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)

Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.

Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.

Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: жестокости, грубости, разбоя, жадности.

В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.

Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.

В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить: ритуал, музыка, искусство стрельбы из лука, управления лошадьми, история и математика.

О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».

Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.

Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики вплоть до конца XIX в.


Список литературы

  1. Лукьянов Л.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия).- М., 1989.

  2. Философия древнего мира о человеке // Человек: Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1991.<li>

  3. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая “Книга Перемен”. - Спб., 1992.

  4. Дао дэ цзин. Трактат // Древнекитайская философия. Собр. текстов в двух т. Т. 1. - М., 1972.

  5. Лунь Юй. Трактат // Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. Т. 1. - М., 1972.

  6. Ли Дзин. Трактат // Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. Т. 2. - М., 1973.

  7. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. - М., 1987.

  8. Философское наследие народов Востока и современность. М., 1983.

  9. Философия и религия на зарубежном Востоке ХХ век. М., 1985.

  10. Буров В.Г. Современная китайская философия. М., “Наука”, Редакция восточной литературы, 1980.

  11. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

  12. Оливер П. Мировые религиозные верования: Перевод с английского. – М.: "Фаир-пресс", 2003.

  13. Ковлер А.И. Антропология права. – М.: "ИНФРА-М", 2002

  14. Яблоков И.Н., ред. История религии: В 2 томах том 1. – М.: "Высшая школа (Москва)", 2004.

  15. Томпсон М. Восточная философия. – М.: "Фаир-пресс", 2001.

1 Лу - древнекитайское государство эпохи Чжоу (11-3 в. до н. э.), родина Конфуция. Территория Лу (часть современной провинции Шаньдун) после чжоуского завоевания (1027 до н. э.) была выделена в качестве удела Бо Циню, сыну регента - правителя чжоусцев Чжоу Гуна. Возникшее на основе этого удела государство было одним из наиболее развитых; оно играло видную роль в истории и культуре Древнего Китая. С 6-5 вв. до н. э. Лу стало приходить в упадок. Уничтожено в 3 в. до н. э., в период объединения Древнего Китая под властью династии Цинь.

2 У-Ди, Лю Чэ (156—87 до н. э.), китайский император (140—87 до н. э.) из династии Западная Хань. Укрепил центральную власть. В 127 до н. э. издал указ о разделе земельных владений знати между наследниками. Территорию страны разделил на 14 округов, в которые посылал инспекторов для контроля над местными правителями. Ввёл систему государственных экзаменов на замещение административных постов. При нём завершился процесс превращения конфуцианства в официальную идеологию. Вёл более 40 лет завоевательные войны против государств, расположенных на территории современных Кореи, Вьетнама, Монголии. Войны значительно расширили границы империи, но ослабили Китай, резко ухудшили положение трудящихся масс.

3 Кан Ю-вэй (19.3.1858, уезд Наньхай провинции Гуандун, — 31.3.1927, Циндао), китайский учёный, лидер движения за реформы в Китае в конце 19 в. Происходил из семьи шэньши. В 1887 написал книгу «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»), излагавшую его утопическую социальную теорию и содержавшую критику как современного китайского феодального общества, так и буржуазного строя Запада. Кан Ю-вэй выдвигал идею упразднения частной собственности и создания общества, основанного на всеобщем равенстве. Весной 1895 Кан Ю-вэй встал во главе возникшего в Китае организованного буржуазно-помещичьего движения за реформы. Он написал меморандум императору, в котором излагал план реформ, намечавший пути промышленного, торгового и культурного развития страны. В августе 1895 создал клуб реформ Цянсюэхой (Ассоциация усиления государства), в апреле 1898 — партию реформ Баогохой (Союз защиты государства). В период «Ста дней реформ» (11 июня — 21 сентября 1898) Кан Ю-вэй и его сторонники от имени императора Гуансюя издали около 60 указов о реформах. После поражения партии реформаторов эмигрировал из страны. Находясь за границей, являлся главой конституционно-монархической организации Баохуанхой (Союз защиты императора), выступал против революционного движения, возглавлявшегося Сунь Ят-сеном.

4 движение «Четвёртого мая», массовое антиимпериалистическое движение в Китае в мае — июне 1919, возникшее под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России. Развернулось в ответ на решение Парижской мирной конференции не возвращать Китаю захваченные Японией бывшие германской концессии в Шаньдуне. Началось 4 мая 1919 в Пекине студенческой демонстрацией протеста против этого решения, а также против предательства национальных интересов Китая продажными деятелями пекинского правительства. Полиция арестовала несколько десятков демонстрантов. В ответ на это на следующий день пекинские студенты прекратили занятия и объявили забастовку. Выступление пекинских студентов было поддержано учащейся молодёжью других городов. В начале июня в активную борьбу включились рабочие, городская мелкая буржуазия и национальная буржуазия. Главный центр движения переместился из Пекина в Шанхай, где забастовали 50—70 тыс. рабочих, а также почти все торговцы. Под нажимом народных масс пекинское правительство было вынуждено уволить в отставку трёх государственных деятелей, наиболее скомпрометировавших себя движение «Четвёртого мая» дало сильный толчок развитию рабочего и национально-освободительного движения в Китае, способствовало распространению марксизма в стране.



Списание недостач ценностей, выявленных инвентаризацией объектов строительства





© 2002 - 2017 RefMag.ru