RefMag.ru - работы по оценке: аттестационная, вкр, диплом, курсовая, тест, контрольная, практикум

Помощь в решении тестов, практикумов, курсовых, аттестационных

Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Сроки выполнения работ

Цены и оплата

Новости сайта

Полезные статьи

Популярные разделы:

Готовые работы:

- Антикризисное управление

- Аудит

- Бизнес планирование

- Бухгалтерский учет

- Деньги, кредит, банки

- Инвестиции

- Логистика

- Макроэкономика

- Маркетинг и реклама

- Математика

- Менеджмент

- Микроэкономика

- Налоги и налогообложение

- Рынок ценных бумаг

- Статистика

- Страхование

- Управление рисками

- Финансовый анализ

- Внутрифирменное планирование

- Финансы и кредит

- Экономика предприятия

- Экономическая теория

- Финансовый менеджмент

- Лизинг

- Краткосрочная финансовая политика

- Долгосрочная финансовая политика

- Финансовое планирование

- Бюджетирование

- Экономический анализ

- Экономическое прогнозирование

- Банковское дело

- Финансовая среда и предпринимательские риски

- Финансы предприятий (организаций)

- Ценообразование

- Управление качеством

- Калькулирование себестоимости

- Эконометрика

- Стратегический менеджмент

- Бухгалтерская отчетность

- Экономическая оценка инвестиций

- Инвестиционная стратегия

- Теория организации

- Библиотека








Поиск на сайте:

Заказать аналогичную работу автору? Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ - 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных. Помощь в решении тестов on-line на www.e-education.ru. тел. +7(495)795-74-78, admin@refmag.ru, .
группа Вконтакте: http://vk.com/refmag_ru

Здесь можно заказать подготовку теста, практикума, контрольной, реферата, курсовой, дипломной аттестационной работы:

Готовая работа.

Компетенция налоговых органов, права и обязанности

2005 г.

Похожие работы на тему "Компетенция налоговых органов, их права и обязанности":

Другие работы:

Год написания: 2005 г.

Компетенция налоговых органов, их права и обязанности


Содержание


Введение

Основополагающей правовой базой служебной деятельности налоговых органов является Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года1. В основном законе государства содержатся исходные позиции, обязательные для сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, как на органы государственной власти и самоуправления, должностных лиц этих органов, так и на граждан и их объединения (п.2 ст.15).

В порядке реализации и развития принципиальных положений, заложенных в Конституции России, приняты некоторые федеральные законы, направленные на защиту прав и свобод участников правоотношений. Из числа относящихся непосредственно к деятельности налоговых органов: часть первая Налогового кодекса РФ, Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая), Арбитражный процессуальный кодекс РФ, часть вторая Налогового кодекса РФ.

Налоговые органы - правоприменительные органы, т.е. решая поставленные профессиональные задачи, действуют в строгом соответствии с налоговым и иным законодательством.

Целью курсовой работы является проведение исследования в области компетенции, прав и обязанностей налоговых органов. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

1) исследовать правовое обеспечение деятельности налоговых органов;

2) исследовать компетенцию, права и обязанности налоговых органов в сфере управленческой деятельности, в сфере налоговых правоотношений, в сфере административных правоотношений и валютного контроля.


1. Правовое обеспечение деятельности налоговых органов

Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" содержит 4 главы2:

I. Общие положения.

II. Задачи, права и обязанности налоговых органов.

III. Ответственность налоговых органов.

IV. Иные вопросы деятельности налоговых органов.

В законе определено назначение и общие направления деятельности налоговых органов. Статья 1 закона относит к компетенции налоговых органов контроль за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных российским законодательством, а также контроль за соблюдением валютного законодательства России в пределах своей компетенции.

Кроме Конституции РФ и указанного закона, налоговые органы руководствуются в служебной деятельности Налоговым кодексом РФ (части 1, 2), другими федеральными законами и иными законодательными актами государства, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов .

Законом предусмотрено решение налоговыми органами поставленных профессиональных задач в форме взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, а значит и с правоохранительными органами (прокуратуры , налоговой полиции) - ст. 4 . К органам МВД РФ персонально обращена статья 5, обязывающая оказывать практическую помощь сотрудникам налоговых органов при исполнении последними служебных обязанностей .

Глава II закона содержит полномочия налоговых органов, необходимые для выполнения собственных служебных задач. Здесь же описаны составы административных правонарушений, подведомственных налоговым органам.

Глава III предусматривает общие условия наступления ответственности налоговых органов и их должностных лиц за необоснованные действия (бездействие).

Глава IV освещает общие вопросы материально - технического обеспечения налоговых органов, бытового обеспечения и обязательного государственного личного страхования самих сотрудников. Предусмотрен порядок выплаты единовременных пособий при наступлении неблагоприятных последствий в связи с осуществлением служебной деятельности (гибель работника налоговых органов, телесные повреждения). Государственным служащим - сотрудникам налоговых органов, присваиваются классные чины в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы: главный государственный советник налоговой службы; государственные советники налоговой службы 1, 2, 3 ранга; советники налоговой службы 1, 2, 3 ранга; инспектора налоговой службы 1, 2, 3 ранга. Должностные лица налоговых органов являются государственными служащими.

Правовые основы организации государственной службы и основы правового положения госслужащих Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации"3. Государственным служащим признается гражданин Российской Федерации, который в порядке установленном федеральным законом, исполняет обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) закрепляет общие принципы налогообложения и систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет .

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет:

виды налогов и сборов;

основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

формы и методы налогового контроля.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает:

порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сообразуясь с общими положениями частей 1 и 2 НК РФ, определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответвенность налогоплательщиков и налоговых органов. Компетенция органов государственой власти по вопросам, связанным с налогами, определяется в соответствии с указанным законом и другими законодательными актами. Органы государственной власти любого уровня не могут вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные налоговым законодательством, не могут повышать и ставки законно установленных налогов и налоговых платежей.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" наделяет налоговые органы правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника, в том числе отсутствующего, банкротом ввиду неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Закон предусматривает участие налоговых органов в качестве кредитора в части требований по обязательным платежам, наделяет их определенными правами.

2. Компетенция, права и обязанности в сфере управленческой деятельности

Управление в системе Федеральной службы Российской Федерации по налогам и сборам реализуется на основе единоначалия, при котором участники совместной деятельности подчинены единой воле руководителя для решения служебных задач. Степень эффективности деятельности зависит от кадров. Критерии подготовки, подбора и расстановки кадров в налоговых органах: деловые качества (образование, опыт работы), организаторские способности (инициативность, умение правильно организовать свою работу), этические и психологические свойства кандидатов на трудоустройство на государственную службу в налоговых органах должны соответствовать общим и специальным условиям. Общие условия обозначены в Конституции Российской Федерации, в трудовом законодательстве. Специальные - зафиксированы в федеральном законе от 31. 07. 95 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". К специальным условиям поступления на работу относятся:

наличие специального образования, соответствующего претендуемой должности;

необходимость предоставления соответствующих документов, характеризующих деловые и моральные качества, состояние здоровья соискателя должности.

Существующие условия приема на работу в налоговые органы направлены на обеспечение ведомства наиболее грамотными, нравственно чистоплотными работниками. Порядок комплектования личного состава в системе налоговых органов осуществляется в порядке назначения .

Управленческая (исполнительно - распорядительная) деятельность Федеральной налоговой службы осуществляется в формах:

применения норм права;

установления подзаконных нормативных правовых актов;

организационной деятельности;

материально - технического обеспечения.

Надлежащее поведение должностных лиц налоговых органов обеспечивается методами убеждения и принуждения. Используются и другие методы, производные от названных:

централизованное руководство вышестоящих налоговых органов деятельностью нижестоящих;

непосредственное оперативное управление.

Статусу Федеральной налоговой службы присущ координационно - регулирующий и контрольный характер. Сказанное (в меньшем объеме) относится ко всяким вышестоящим, по отношению к другим, налоговым органам. Свою деятельность служба проводит во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих уровней, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями. В сфере управленческой деятельности служба подготавливает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства. Обобщает правоприменительную практику реализации требований налогового законодательства, анализирует отчетные и статистические данные и на их основе разрабатывает методические указания по применению налогового законодательства. Участвует в разработке ежегодных проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Обеспечивает создание информационных систем, автоматизированных (компьютеризированных) рабочих мест в налоговых органах. Организует выполнение мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой и гражданской обороной .

Федеральная налоговая служба в сфере управленческой деятельности вправе (например):

создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы и находящиеся в ведении ведомства организации;

обследовать и проверять работу своих территориальных органов, заслушивать отчеты руководителей этих органов;

оказывать методическую и практическую помощь в организации работы территориальных органов;

отменять несоответствующие законодательству решения территориальных налоговых органов;

давать обязательные для исполнения указания территориальным органам;

осуществлять управление переданным в оперативное управление государственным имуществом.

В сфере управленческой деятельности Федеральной налоговой службы, объемны и важны полномочия руководителя, являющегося членом правительства по должности (например):

утверждение уставов организаций, подведомственных службе, заключение (изменение, расторжение) трудовых договоров с их руководителями;

назначение на должность и освобождение от должности работников центрального аппарата;

утверждение численности и фонда оплаты труда сотрудников своих территориальных органов, сметы расходов на их содержание;

привлечение должностных лиц налоговых органов к дисциплинарной ответственности за нарушения по работе .

Руководители налоговых органов субъектов федерации по отношению к входящим в их состав инспекциям также являются носителями управленческой деятельности. Равно как руководители инспекций также осуществляют управленческую деятельность внутри инспекций .

Должность персонофицирует служебные обязанности, уточняет служебные права. Должностные лица налоговых органов состоят из руководителей и лиц, наделенных распорядительными полномочиями по отношению к налогоплательщика, не находящимся от них в служебной зависимости .

3. Компетенция, права и обязанности в сфере налоговых правоотношений

Деятельность налоговых органов выражается в действиях руководителей и других должностных лиц налоговых органов, объем праводееспособности которых различен. Иначе говоря, права и обязанности налоговых органов соответственно предоставляются и устанавливаются руководителям и другим должностным лицам этих органов. Они реализуют права и обязанности в пределах своей компетенции. И за ненадлежащее выполнение либо невыполнение служебных обязанностей подлежат привлечению к ответственности, соответствующей характеру правонарушения. Компетенция налоговых органов в сфере налоговых правоотношений, их права и обязанности, содержатся в Законе РФ "О налоговых органах Российской Федерации"4 (глава 2) , части первой и второй НК РФ5 (ст. ст. 31 - 33 и прочие.), Эта компетенция связана с контролем за соблюдением налогового законодательства, полнотой и своевременностью уплаты налоговых сборов и других обязательных платежей в порядке, установленными законами Российской Федерации.

Права должностных лиц (налоговых инспекторов) налоговых органов в сфере налоговых правоотношений .

Содержание права

Субъекты воздействия и правовой нормативный источник

Производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, счетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, связанным с проверкой.

В органах государственной власти и органах местного самоуправлении органах местного самоуправлении, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее по тексту органы, организации, граждане)-п.1 ст.7 (в ред. 08. 07. 99 №o 151- ФЗ) .

Требовать документы установленных форм, служащие основанием к исчислению, уплате (удержанию, перечислению) налогов и сборов, а также пояснения и документы для проверки правильности указанных в них сведений.

У налогоплательщика или налогового агента (п./п.1 п.1 ст.31 части первой НК РФ; п./п.1 п.8 постановления Правительства РФ от 16.10.2000 г. №o 783).

Проводить камеральные и выездные налоговые проверки в порядке, определенном частью первой Налогового кодекса РФ.

У налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (п./п. 2 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ; п./п. 2 п. 8 постановления Правительства РФ от16.10.2000 г. №o 783.

Получать справки, документы и копии с них, относящиеся к хозяйственной деятельности налогоплательщика и нужные для правильного налогообложения

От предприятий, учреждений, организаций включая банки и иные финансово - кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия -п.3 ст.7(в ред. 08.07.99 №o 151-ФЗ).

Контролировать соблюдение налогового законодательства гражданам, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица - п. 2 ст.7 (в ред. от 08.07. 99 №o 151-ФЗ).

Обследовать (осматривать) любые используемые для извлечения дохода или связанные с содержанием объектов налогообложения вне зависимости от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества, принадлежащего налогоплательщику.

У организаций и граждан - налогоплательщиков (п.4 ст.7 в ред. от08. 07. 99 № 151-ФЗ; п./п.6, 7 п.1 ст.31 и п. 3 ст.91 части первой НК РФ; п./п. 6,7 п. 8 постановления Правительства РФ от 16.10. 2000 г. № 783).

Воспрепятствование доступу на названные объекты должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, позволяет им самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся в распоряжении данных о налогоплательщике либо по аналогии.

Вызывать в налоговые органы письменным уведомлением для дачи пояснений, относящихся к уплате (удержанию, перечислению) ими налогов в связи с налоговой проверкой и в других, предусмотренных налоговым законодательством, случаях.

Налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов (п./п. 4 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ; п./п. 4 п. 8 постановления Правительства РФ № 783).

Требовать устранения обнаруженных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение заявленных требований.

У налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей (п. 5 ст.7 в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ; п./п. 8 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ; п./п. 8 постановления Правительства РФ № 783)

Приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество в установленном Налоговым кодексом РФ порядке.

Приостановление операций по счетам в банке используется для обеспечения решения о взыскании налога, сбора.

У налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов(п. 6 ст. 7 в ред. от 08.07.99 № 151-ФЗ; п./п. 5 п. 1 ст. 31 ист. 76 части первой НК РФ; п./п. 5 п. 8 постановления Правительства РФ № 783).

Требовать документы в подтверждение исполнения платежных поручений налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов указанных лиц сумм налогов и пени.

От банков (п./п. 11 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ; п./п.11 п.8 постановления Правительства РФ № 783).

Производить во время налоговой проверки выемку документов, содержащих сведения о налоговых правонарушениях, при наличии достаточных оснований считать, что эти документы подвергнуться уничтожению или сокрытию, изменению или замене.

У налогоплательщ. или налоговых агентов (п. 7 ст. 7 в ред. от 08.07.99 № 151-ФЗ); п./п. 3 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ ; п./п. 3 п. 8 постановления Правительства РФ № 783).

Привлекать при необходимости для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков

Налогоплательщиков, плательщ. сборов, налогов. агентов (п./п. 12 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ, п./п.12 п.8 постановления Правительства РФ № 783).

Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.

Граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (п.2 ст.11 и п./п.10 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ; п./п. 10 п. 8 постановления Правительства РФ № 783).

Вызывать для дачи показаний в качестве свидетелей тех лиц, которым могут быть известны обстоятельства, значимые для налогового контроля.

Не могут давать свидетельские показания:

лица, не способные правильно воспринимать существенные для налогового контроля обстоятельств, в силу малолетнего возраст, физических или психических недостатков

лица, располагающие требуемой информацией в связи с исполнением ими служебных обязанностей, когда подобные сведения относятся к их профессиональной тайне

Любое физическое лицо (п./п.13 п.1 ст.31 части первой НК РФ; п./п.13 п. 8 постановления Правительства РФ № 783).

Должностные лица налоговых органов (налоговые инспекторы) осуществляют и другие права, связанные с налоговым контролем и предусмотренные налоговым законодательством.


Права руководителей налоговых органов и их заместителей в сфере налоговых правоотношений. .

Содержание права

Субъекты воздействия и правовой нормативный источник

Выносить решения о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, предусмотренном НК РФ.

Органов, организаций, граждан (п.8 ст.7 в ред. 08. 07. 99 № 151-ФЗ); п./п. 1 п.2 ст.101 части первой НК РФ).

Взыскивать недоимки по налогам, сборам и пени в порядке, предусмотренном НК РФ.

С налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов (п.9 ст.7 в ред. 08. 07. 99 № 151-Ф; п./п. 9 п.1 ст. 31 части первой НК РФ; п./п. 9 п. 8 постановления Правительства РФ № 783).

Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих задолженность за три месяца и более для обеспечения контроля за ее погашением.

В организациях - налогоплательщиках (п. 13 ст. 7 в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ; п./п. 15 п.1 ст. 31 части первой НК РФ; п./п. 15 п. 8 постановления 783).

В статье 33 части первой НК РФ выделены общие наиболее важные обязанности должностных лиц налоговых органов, к ним относятся:

строгое соответствие действий Налоговому кодексу и налоговому законодательству в целом;

реализация в пределах компетенции прав и обязанностей налоговых органов;

вежливое, внимательное, без унижения чести и достоинства обращение к налогоплательщикам, их представителям и другим лицам.

Обязанности налоговых органов преимущественно следуют из процедурных правил, закрепленных в Налоговом кодексе. Из всех обязанностей налоговых органов в статье 32 НК РФ выделены максимально существенные, определяющие суть налогового контроля обязанности:

соблюдение законодательства о налогах и сборах;

осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства и соответствующих ему подзаконных нормативных правовых актов участниками налоговых правоотношений;

ведение учета налогоплательщиков в соответствии с установленным порядком;

проведение с налогоплательщиками разъяснительной и информационной работы по применению действующих законных и подзаконных нормативных правовых актов в сфере налогообложения;

разъяснение о порядке исчисления и уплаты налогов (сборов);

осуществление , в установленном НК РФ порядке, возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней и штрафов (ст. ст. 78, 79 НК);

соблюдение налоговой тайны (ст. 102 НК);

направление проверяемым субъектам копии акта налоговой проверки и решения по акту;

направление налогового уведомления и требования об уплате налога (сбора) при обстоятельствах, оговоренных в НК РФ (глава 10 кодекса);

Налоговые органы выявив налоговые правонарушения, содержащие признаки преступления (ст.198 УК РФ - "Уклонение гражданина от уплаты налога", ст.199 УК РФ - "Уклонение от уплаты налогов с организаций") обязаны в течении десяти суток со дня выявления названных обстоятельств направить материалы проверки в органы МВД для принятия процессуального решения о возможности возбуждения уголовного дела. При этом сумма сокрытого налога физическими лицами должна превышать 200 МРОТ (крупный размер), 500 МРОТ (особо крупный размер); с организаций - 1000 МРОТ (крупный размер).

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить за себя налог. При неуплате им в установленный срок налога или не полной уплаты со стчета налогоплательщика в банке производится принудительное взыскание денежных средств для взыскания налога (ст. ст. 46, 48 НК), взыскание налога может производиться и за счет иного имущества налогоплательщика ( ст. ст. 47, 48 НК). Момент признания исполненной обязанности по уплате налога (сбора) определяется статьей 45 НК РФ. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) заключаются в: а) залоге имущества; б) поручительстве; в) пени; г) приостановлении операций по счетам в банке; д) наложении ареста на имущество налогоплательщика (глава 11 НК).

С организаций взыскание налога осуществляется в бесспорном порядке, с физических лиц взыскание налога осуществляется в судебном порядке.


Как видно, налоговые правоотношения приравнены к гражданско - правовым. При этом штраф истцом - государственным органом взыскивается по решению суда. Обратный порядок, как принято считать, влечет нарушение требований статьи 35 Конституции РФ. Однако до начисленная в результате проверки сумма налога взыскивается в бюджет в бесспорном порядке. "По Конституции на самом деле есть право налогового органа вынести решение и право налогоплательщика обжаловать его. Нет обязанности государства все свои решения осуществлять исключительно через суд. Поэтому правильнее было бы установить срок обжалования штрафа, допустим - 1 месяц. Если решение налогового органа не обжалуется в этот срок, то следует считать, что с ним налогоплательщик согласен"6.

Налоговые санкции будучи, мерой ответственности, взыскиваются за совершенное налоговое правонарушение.

Налоговым правонарушением признается виновно, противоправное деяние (действие, бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, нарушившее налоговое законодательство, за которое кодекс установил ответственность ( ст. 106 НК РФ).

Виновность выражается в совершении налогового правонарушения умышленно или по неосторожности. Вина организации выражается в действиях (бездействии) ее должностных лиц, нарушивших законодательство о налогах (сборах), что повлекло совершение налогового правонарушения.

Субъекты налогового правонарушения - организации и физические лица. Перечень налоговых правонарушений и мер ответственности за их совершение содержится в главе 16 Налогового кодекса. К налоговой ответственности лицо может быть привлечено только на основании и в порядке, определенном в НК РФ. Не допускается привлечение дважды и более за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения изложены в статье 108 НК РФ, правозащитными из них для налогоплательщика являются:

возложение на налоговые органы бремени доказывания вины налогоплательщик;

недоказанная в судебном порядке вина налогоплательщика предполагает его доказанную невиновность;

толкование неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика.

Достаточно внимания в Налоговом кодексе уделено смягчающим и отягчающим ответственность налогоплательщика - нарушителя обстоятельствам (ст.112) .

По общему правилу лицо не подлежит привлечению к налоговой ответственности, если со дня совершения налогового правонарушения или со следующего дня по окончании налогового периода, в котором совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности привлечения к ответственности - п.1 ст. 113 НК РФ). И наконец, налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев с момента обнаружения правонарушения и составления акта об этом (срок давности взыскания санкции - п.1 ст. 115 НК РФ).

Ответы на отдельные вопросы, связанные с привлечением к ответственности лиц (юридических, физических) даны в постановлении от 28 февраля 2001 года №o 5 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункты 34 , 38). Поскольку пункт 1 статьи 108 НК РФ закрепляет положение о недопустимости привлечения за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном Кодексом, постольку при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (пункт 7 статьи 101 Кодекса) судам разъяснено исходить из тог, что одно и то же правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. Поэтому, если правонарушение совершено налогоплательщиком - физическим лицом в процессе налоговых правоотношений, определение которых содержится в статье 2 Налогового кодекса РФ, то квалификация выявленного правонарушения должна решаться только в соответствиями с нормами Кодекса.

Решая вопрос об ответственности должностных лиц организаций - налогоплательщиков (пункт 4 статьи 108, пункт 7 статьи 101 НК РФ) следует принимать во внимание, что данные лица не субъекты налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями Кодекса.

Указанные лица при наличии оснований могут подлежать привлечению к уголовной или административной ответственности. При этом существенное значение имеет то обстоятельство, что объем обязанностей должностных лиц в сфере налогообложения определяется и находится в прямой зависимости от объема обязанностей, имеющихся в соответствии с законодательством о налогах и сборах у организации -налогоплательщика, и не может быть произвольно расширен.

Из смысла пункта 3 статьи 108 НК РФ следует, что если в отношении налогоплательщика - физического лица возбуждено уголовное дело, налоговый орган вправе принимать меры к привлечению такого лица к налоговой ответственности, предусмотренной НК РФ, лишь в случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела. В этом случае пунктом 2 статьи 115 НК РФ предусмотрены специальные правила исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков - физических лиц.

Пунктом 4 статьи 108 НК РФ предусмотрено, что привлечение должностных лиц организации налогоплательщика к уголовной или административной ответственности производится наряду с привлечением самой организации к налоговой ответственности. Поэтому тот факт, что в отношении должностного лица организации - налогоплательщика отказано в возбуждении уголовного дела либо возбуждено уголовное дело не является основанием для применения специальных правил исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с организаций.

Как видно, "Материальные и процессуальные нормы НК РФ, регулирующие административную ответственность за налоговые правонарушения, имеют большую специфику. В общем плане их особенности можно охарактеризовать так: суровость материально - правовых правил в определенной степени компенсируется либеральностью, демократизмом процедурных правил"7.

Согласно положениям главы 16 части первой НК РФ налоговыми правонарушениями признаются деяния, сформулированные в статьях 116 - 129-1 . Налоговые правонарушения представляется возможным условно систематизировать:

  1. По способу их выявления.

    • а) выездной налоговой проверкой;

    • б) камеральной налоговой проверкой.

  2. По субъекту правонарушения

    • а) налогоплательщики и (или) плательщики сборов и (или) налоговые агенты;

    • б) Они же - организации и (или) индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;

    • в) лица, лично не нарушившие обязанность по уплате налогов и сборов (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики).

  3. По субъективной стороне правонарушения.

    • а) совершение противоправного деяния умышленно;

    • б) совершение противоправного деяния по неосторожности.

  4. По сути правонарушения (объективной стороне).

    • а) правонарушения, направленные непосредственно на уклонение от исполнения обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов), изложены в ст. 23 части первой НК РФ;

    • б) правонарушения, сопряженные с неисполнением обязанности, связанной с изобличением нарушителей законодательства о налогах и сборах;

    • в) правонарушения в форме действия и (или) бездействия.

Если в результате выездной налоговой проверки проверяющими выявлены факты налоговых правонарушений, в этом случае они обязаны принять достаточные меры по формированию доказательств по этим фактам и обеспечить их документальное подтверждение (снять копии с документов, подтверждающих совершение налогового правонарушения, произвести выемку подлинников указанных документов, получить недостающие документы в ином месте, провести встречные проверки, опросить свидетелей и при необходимости назначить экспертизу и т.д.), по исчислению сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и пени.

4. Компетенция, права и обязанности в сфере административных правоотношений

Административное правонарушение - противоправное, виновное, наказуемое деяние (действия или бездействие). Оно посягает на охраняемые административным правом объекты общественных отношений, ответственность за нарушение которых предусмотрена административным законодательством. Виновность выражается в умысле или неосторожности. Форма вины юридических лиц (организаций) определяется психическим отношением должностных лиц к содеянному ими административному проступку. Административные правонарушения, в отличие от преступлений, не содержат признака общественной опасности.

Факт привлечения организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной ответственности, при наличии к тому оснований (п.4 ст.108 НК). Выявив правонарушение, за которое физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций (как правило, руководитель и главный бухгалтер) обязаны подвергнуться административной ответственности, уполномоченный налоговый инспектор составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел этой категории и применение административных санкций в отношении правонарушителей налоговые органы осуществляют руководствуясь административным законодательством (п.7 ст.101 НК), в котором регламентированы сроки наложения взыскания, процедура оформления и рассмотрения нарушения, исполнения решения .

Для должностных лиц характерно постоянное, временное или по специальному полномочию осуществление функции представителя власти либо выполнение организационно - распорядительных, административно - хозяйственных функций .

Руководителям налоговых органов предоставлено право налагать административные штрафы за правонарушения, предусмотренные: статьями Кодекса об административных правонарушениях; законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации"; законом РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"; и др.

Дела по экономическим спорам, возникшим из административных отношений, подведомственны арбитражному суду (п.1 ст. 22 АПК РФ.)8.

По общему правилу к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, включая налоговые и другие финансовые и административные отношения, не применяется гражданское законодательство (п.3 ст. 2 ГК РФ)9.

Суммы штрафов, налагаемые в административном порядке, зачисляются в бюджеты или на внебюджетные счета, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Компетенция, права и обязанности по осуществлению валютного контроля

С введением части первой НК РФ налоговые органы отнесены к органам валютного контроля и уполномочены решать в пределах своей компетенции задачи и выполнять функции, связанные с его осуществлением, в порядке, определяемом Правительством РФ и в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. При этом они пользуются правами, предоставленными им Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (глава 2). Существующий Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" содержит и "определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля и валютного регулирования, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства" (преамбула закона). Норм прямого действия данный закон не содержит.

Правовые нормы, относящиеся по содержанию к валютному контролю и валютному регулированию имеются в Таможенном кодексе РФ, Законе РФ от 13. 10. 95 № 157-ФЗ (ред. 10. 02. 99) "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и отдельных Указах Президента РФ.

Цель валютного контроля - обеспечение соответствия проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации. Валютные операции, это операции, связанные с переходом права собственности и других прав на валютные ценности.

Объем компетенции налоговых органов ограничен. Так, налоговые органы не правомочны контролировать валютные операции кредитных организаций, и наличие необходимых для этого лицензий (разрешений).

Валютный контроль осуществляется налоговыми органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными органами валютного контроля. К ним помимо Федеральной налоговой службы относятся:

Центральный Банк РФ;

Государственная таможенная служба;

Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ.

Налоговые органы могут проводить проверки соблюдения резидентами валютного законодательства Российской Федерации. Резиденты: 1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, которые могут временно находиться вне пределов России. 2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России и находящиеся в России, а также их филиалы и представительства, расположенные за пределами России. 3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, которые созданы в соответствии с законодательством России и находятся в России, а также их филиалы и представительства, расположенные за пределами России. 4. Дипломатические и иные представительства России, расположенные за ее пределами.

Должностные лица налоговых органов при исполнении функций валютного контроля вправе: а) проверять документы, относящиеся к выполнению ими функций валютного контроля вправе: а) проверять документы, относящиеся к выполнению ими функций валютного контроля; б) принимать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, связанным с проверками; в) изымать документы, подтверждающие нарушение в сфере валютного законодательства.

Постановление о применении санкции за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано тем лицом, в отношении которого оно вынесено в судебном порядке. Для подачи жалобы на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства и на предписание об устранении нарушений валютного законодательства отводится 10 дней со дня вручения соответственно постановления и предписания. Такая жалоба подлежит рассмотрению правомочным на то органом в течении 10 дней со дня ее поступления.

Заключение

Существующая компетенция налогового ведомства позволяет в полном объеме решать управленческие функции внутри системы налоговых органов. Равно как, у налоговых органов достаточно правовых рычагов для реагирования на административные правонарушения налогового законодательства, чего не скажешь о полномочиях в сфере валютного контроля. Действия налоговых органов направлены на наведение элементарного порядка в области соблюдения налогового законодательства.

Особенности правового статуса должностных лиц налоговых органов вытекают из их положения государственных служащих, наделенных фискальными полномочиями по отношению к налогоплательщику, из специфической, властной для налогоплательщика, профессиональной деятельности, совокупности прав и обязанностей. Правовой статус должностных лиц налоговых органов закреплен в законных и подзаконных нормативных правовых актах и определяется задачами ведомства и функциями , посредством которых эти задачи выполняются.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

  2. Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2) – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

  3. Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая). – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

  4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

  5. Уголовный кодекс РФ. – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

  6. Кодекс об административных правонарушениях РФ. – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

  7. Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации". – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

  8. Закон РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации". – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

  9. Пансков В. "Налоговый кодекс: проверка на прочность. – М.: "Экономика и жизнь", No 14, арпель 2000 г

  10. Бахрах Д. Н. Административное право России", учебник, - М.: ИНФРА, 2000 г.

  11. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ООО НПО Вычислительная математика и информатика, 2001.

  12. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - М.: ИНФРА – М. 2001. - 347с.

  13. Черник Д.Г., Дадашев А.З. Налоговая система России. Учебное пособие. – М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2001.

  14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение : Учебник для вузов.- 2-е изд. перераб. и доп. –M.: ИНФРА – М, 2001. - 575с.

1 Конституция Российской Федерации. – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

2 Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации". – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

3 Закон РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации". – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

4 Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации". – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

5 Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2) – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

6 "Экономика и жизнь" No 14, арпель 2000 г., В. Пансков,"Налоговый кодекс: проверка на прочность".

7 "Административное право России", учебник, Д. Н. Бахрах, издат. группа НОРМА - ИНФРА,, М. 2000 г.

8 Арбитражный процессуальный кодекс РФ. – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.

9 Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая). – Справочно-правовая система «ГАРАНТ», 2005.



финансовые институты депозитного типа





© 2002 - 2017 RefMag.ru